Порядок отнесения товаров и технологий к продукции военного назначения

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение………………………………………………...………………………........3

Глава 1. Цели, задачи, основные принципы экспортного контроля.…………......5
1.1. Цели проведения идентификационных товаров и услуг……….…………….5
1.2. Правовое регулирование услуг по идентификации контролируемых товаров………………………………………………………………………………..6

1.3. Осуществление независимой идентификационной экспертизы……………..9

Глава 2. Комплексная проверка (экспертиза) внешнеэкономических
сделок………………………………………………………………………………..15
2.1. Принципы деятельности экспертных организаций, осуществляющих идентификацию товаров и технологий……….…………………………………..15
2.2. Заключение по идентификационной экспертизе…………………………….18
Глава 3. Порядок отнесения товаров и технологий к продукции военного назначения…………………………………………………………………………..20

Заключение……………………………………………………………….…....……21

Список используемой литературы…………………………………………..…….22
Приложение………………………………………………………….…….………..23

Введение

Экспортный контроль - неотъемлемая часть современных рыночных отношений. Это один из базовых институтов, наличие которого дает возможность вести нормальную торговлю с индустриально развитыми странами, является необходимым условием для доступа российских товаропроизводителей на западные рынки высоких технологий. Россия последовательно идет по пути укрепления национального режима контроля за "чувствительным" экспортом. В современных условиях экспортный контроль является не только инструментом нераспространения, но и неотъемлемым элементом цивилизованных норм поведения в международной торговле "чувствительной" продукцией.

Стратегически членство России в международных режимах экспортного контроля необходимо для обеспечения создания благоприятных условий интеграции национальной экономики в систему международных экономических связей, установления равноправного и взаимовыгодного технологического обмена с промышленно-развитыми странами. Это также дает возможность непосредственно влиять на формирование международных норм поведения на мировых рынках высоких технологий, исходя из национальных интересов и приоритетов.

Статьей 24 Федерального закона "Об экспортном контроле"1 установлена обязанность всех российских участников внешнеэкономической деятельности осуществлять идентификацию товаров и технологий, которые относятся к контролируемым.

По смыслу указанной выше статьи, идентификацией товаров является такой комплекс исследований, который осуществляется с целью установление принадлежности товара или технологии к продукции, подлежащей экспортному контролю.

Правое регулирование порядка и условий проведения независимой идентификационной экспертизы товаров и технологий регулируется Постановлением Правительства РФ "О системе независимой идентификационной экспертизы товаров и технологий, проводимой в целях экспортного контроля", и уверенными им Правилами2.


Глава 1. Цели, задачи, основные принципы экспортного контроля


1.1. Цели проведения идентификации товаров и услуг

Первоочередной задачей экспертного контроля является установление принадлежности технологии или товара, которые являются объектами экспертного исследования, к той категории продукции, которая подлежит экспертному контролю.

Перечень продукции, которая подлежит экспертному контролю, содержатся в статье 1 Федерального закона "Об экспортном контроле". Согласно указанной статьи, такой продукцией является материалы, сырье, научно-техническая информация, оборудование, услуги, работы, результаты интеллектуальной деятельности, могущие в силу своих особенностей и свойств внести существенный вклад в создание оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники.

Перечисленное в ст. 1, о чем было сказано выше, содержится в национальных российских контрольных списках, которые утверждены соответствующими указами Президента России.

Итак, одним из методов регулирования внешнеэкономической деятельности, является идентификация контролируемых товаров и технологий.

В свою очередь под такой идентификацией понимается процесс установление соответствия конкретных материалов, сырья, оборудования, научно-технической информации, услуг, работ, результатов интеллектуальной деятельности, являющихся объектами внешнеэкономических операций, товарам и технологиям, которые содержатся в контрольных списках.

Главная цель производства идентификационной экспертизы - выяснение такого вопроса: входят ли экспортируемые товары и технологии в один или несколько контрольных списков и являются ли эти товары товарами, в отношении которых распространяется экспортный контроль?

Для ответа на этот вопрос эксперты экспертных организаций, которые специально аккредитованы в установленном законом порядке, осуществляют исследования, посредством которых

- определяется принадлежность объекта экспертизы либо его основные составляющие контрольным спискам;

- производится сравнительный анализ эксплуатационных и технических характеристик контролируемых объектов;

- проводится анализ целей использования идентифицируемых объектов на предмет соответствия целям, которые указаны в контрольных списках;

- устанавливается возможность использования идентифицируемого товара, а также его компонентов в гражданских либо военных целях;

- оценивается надежность конечного пользователя, равно как и импортера, путем проверки конечного использования объекта экспертизы.

Итак, идентификационная экспертиза осуществляется, когда экспортируемые товары и технологии по своему наименованию, техническим и эксплуатационным характеристикам находятся в контрольных списках. также, идентификационная экспертиза осуществляется и когда экспортируемые товары не попадают под действие контрольных списков, но тем не менее установлено, что конечный пользователь имеет возможность использовать их для создания военной техники, вооружения, оружия массового поражения и средств его доставки, либо по присвоенному коду Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности товары попадают под перечень кодов, используемых в контрольных списках.

1.2. Правовое регулирование услуг по идентификации контролируемых товаров

Статьей 24 Федерального закона "Об экспортном контроле" устанавливается право российского участника внешнеэкономической деятельности пользоваться услугами экспертных организаций при идентификации контролируемых товаров и технологий. Такая экспертная организация в обязательном порядке должна получить специальное разрешение на осуществление деятельности по идентификации контролируемых товаров и технологий.

Однако, следует обратить внимание, что обращение в экспертную организацию – право, а не обязанность российского участника внешнеэкономической деятельности. Лицом может обратиться в экспертную организацию, если не уверен, что сможет квалифицировано выполнить идентификацию сам.

После выбора экспертной организации, российскому участнику внешнеэкономической деятельности следует заключить с ней договор на проведение соответствующей экспертизы. Обязательность заключения такого договора объясняется тем, что ответственность за правильность и обоснованность результатов идентификации контролируемых товаров и технологий несет именно экспертная организация. Но это правило будет действовать только в том случае, когда все договорные документы оформлены правильно.

Такое обстоятельство специально закреплено законодательно, потому как среди российских участников внешнеэкономической деятельности наличествует огромное количество организаций-посредников. Эти фирмы-посредники не разрабатывают и не производят экспортируемые товары или технологий, а значит, не имеют в полном объеме необходимой технической и конструкторской документации российских и международных стандартов, а также необходимых знаний о назначении экспортируемых товаров, функциональных особенностях и технологиях.

Это обстоятельство часто приводит к появлению большого числа ошибок, а в последствии может повлиять как на получение разрешительных документов, так и на заключение внешнеэкономической сделки и, а также может привести к нарушениям законодательства России в области экспортного контроля.

Независимая идентификация, проводимая экспертными организациями, является предметом контроля Федеральной службы по техническому и экспортному контролю в соответствии с ее административным регламентом3. Указанная служба осуществляет контроль за соблюдением порядка и условий проведения независимой идентификационной экспертизы экспертными организациями, регламентированных в Положении4.

Такой контроль проводится для предупреждения и выявления нарушений, а так же для принятия мер по пресечению или устранению таких нарушений, посредством плановых и внеплановых проверок.

Плановая проверка проводится не чаще, чем один раз в год в отношении одной и той же организации.

Для проведения внеплановой проверки должны быть следующие основания:

  • При проведении экспертизы организаций, были сделаны ошибочные вводы, которые привели к ущербу для безопасности государства или к незаконному экспорту контролируемой продукции.
  • Истек срок исполнения экспертной организацией ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения;
  • Приказ ФСТЭК России, изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки.

В результате проверки, проведённой Федеральной службы по техническому и экспортному контролю, составляется и вручается соответсвующий акт проверки, может быть выдано предписание об устранении и (или) внесено в Комиссию по экспортному контролю Российской Федерации представления о принятии в установленном законодательством Российской Федерации порядке решения о приостановлении срока действия или аннулировании свидетельства о получении экспертной организацией специального разрешения на осуществление соответствующей деятельности.

1.3. Осуществление независимой идентификационной экспертизы

Итак, экспертная организация, в соответствии законодательство о проведении независимой идентификационной экспертизы товаров и технологий в целях экспортного контроля5, проводит идентификацию контролируемых товаров.

Главным назначением экспертной организации являются деятельность по:

1) установлению принадлежности экспортируемого товара или технологии к продукции, которая подлежит экспортному контролю;

2) снижению риска несанкционированного экспорта российскими участниками внешнеэкономической деятельности контролируемых товаров и технологий.

Для достижения этой цели экспертная организация должна установить:

1) общепринятое торговое и техническое наименование объекта экспертизы, его специфические признаки и критерии, указывающие на его принадлежность к однородной группе товаров, классу веществ, изделий, материалов и т.д., применительно к терминологии, указанной в контрольных списках, утвержденных указами Президента Российской Федерации, а именно:

- к какой области науки и техники относится экспортируемая продукция;

- является ли объект, в отношении которого проводится экспертиза, сырьем, материалом, полуфабрикатом, готовой продукцией, технологией, программным продуктом, работой или услугой;

- соответствует ли название объекта экспертизы и его характеристики товару или технологии, представленным в одном из контрольных списков, утвержденных указами Президента РФ;

- соответствуют ли цели, назначение и возможное использование товара целям, назначению и использованию, указанным конечным пользователем;

- каков код товара в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности;

- соответствует ли объект экспертизы заявляемым характеристикам и техническому описанию на него;

- каковы физический и химический состав объекта экспертизы, количественное соотношение и содержание компонентов в нем, марка, сорт, тип, модель;

- каковы позиции контрольных списков, а также иные нормативные акты Российской Федерации в области экспортного контроля, под действие которых подпадает объект экспертизы.

Описанная выше идентификационная экспертиза может проводиться как по просьбе российских участников внешнеэкономической деятельности, так и по запросам контролирующих и правоохранительных и органов России6.

Выводы экспертизы предназначены для выяснения необходимости получения соответствующей лицензии или иного предусмотренного законодательством РФ разрешения на осуществление внешнеэкономических операций с такими товарами и технологиями участниками внешнеэкономической деятельности7.

В соответствии с Постановление ФАС, «факт выдачи лицензии обязывает организацию ввозить товар, указанный в такой лицензии, лишь при ее наличии, вследствие чего суждения судов о добровольном характере лицензирования являются ошибочными»8.

В силу "пункта 3" Положения о порядке лицензирования в Российской Федерации ввоза и вывоза продукции военного назначения, утвержденного Указом Президента Российской Федерации9, в целях идентификации ввозимой и вывозимой продукции военного назначения при оформлении и выдаче лицензий, а также при ее таможенном оформлении применяется классификатор продукции военного назначения, ввоз и вывоз которой осуществляется по лицензиям, выдаваемым Федеральной службой по военно-техническому сотрудничеству.

Таможенные, правоохранительные и контролирующие органы России используют результаты экспертизы для принятия решений по вопросам, относящимся к их компетенции.

Заведомо недостоверные сведения о результатах экспертизы, предоставленные экспертной организацией, приводят лиц, давших такое заключение к уголовной ответственности.

В случае, когда из-за неправомерных действий экспертной организации или в результате ненадлежащего исполнения этой организацией своих обязанностей, такая организация обязана возместить все убытки, причинение заказчику порядке, предусмотренном гражданским законодательством Российской Федерации.

Теперь рассмотрим, что же представляют собой эти списки, о которых говорилось выше.

Каждый из списков состоит из определённых разделов. Выделенных по отдельным направлениям техники, и контрольных пунктов, содержащих подробное описание материалов, сырья, технологий и оборудования.

Описание включает в себя точные технические параметры, иллюстрированные техническими замечаниями и примечаниями.

Каждый контрольный пункт находится в соответствии с определённым кодом товара по товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности. Исключение составляет только пункте, который содержит описания технологий.

Техническое описание, приведенное в графе «Наименование» является определяющим для соотнесения конкретной технологии или товара с теми технологиями или товарами, которые подлежат экспертному контролю.

В случае декларирования таких товаров возникает необходимость указывать в графе 31 грузовой таможенной декларации технические характеристики этих товаров, которые определенны Списком.

Как уже было сказано выше, техническое описание является определяющим для соотнесения конкретной технологии или товара с теми технологиями или товарами, которые подлежат экспертному контролю, при совпадении кода товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности РФ и вывозимой продукции и указанного в контрольном Списке не может однозначно говорить, что товар подлежит экспортному контролю. При проведении идентификации следует убедиться, что именно технические характеристики вывозимого товара соответствуют или превосходят технические параметры, указанные в Списке. Только в случае установления этого факта можно будет с уверенностью сделать вывод, что идентифицируемый товар подлежит экспортному контролю.

В случае проведения идентификации технологии, следует руководствоваться следующим определением данного термина. Технология – это такая специальная информация, какая является необходимой при разработке, применении или производстве предмета, находящегося в контрольном списке10.

На основе анализа данного определения, можно сделать вывод о том, что идентификация технологий, которым необходим экспортный контроль, неразрывно связана с идентификацией товара. Это утверждение подтверждается и структурой содержания Списков – в них присутствуют графы, включающие в себя подробное описание той или иной технологии.

Теперь уточним значение терминов "производство", "разработка" и "применение" в соответствии с их пониманием в Списках.

Так к разработке относятся такие стадии как проектные исследования, проектирование, анализ проектных вариантов, сборка и испытания прототипов (опытных образцов), выработка концепций проектирования, схемы опытного производства, процесс реализации проектных данных в изделие, проектно-техническая документация, структурное проектирование, комплексное проектирование и макетирование и другое;

Термин производство включает в свой состав каждую из стадий производства: технологию производства, сооружение, изготовление, монтаж (сборку), интеграцию, испытания и обеспечение качества, контроль и другие11;

Применение включает в себя - установку, эксплуатацию, техническое обслуживание или проверку, капитальный ремонт, текущий ремонт, восстановление.

Так же следует обратить внимание, правила экспортного контроля запрещают, в том числе, и передачу контролируемых технологий и товаров по отдельным частям или компонентам в даже в случае, когда такие компоненты не включены в Списки.

Теперь рассмотрим отдельные формы передачи технологий: это оказание технической помощи и передача технических данных.

Технические данные обычно предоставляются в виде схем, чертежей, диаграмм, формул, моделей, технических проектов и спецификаций, инструкций, справочных материалов и в других видах12.

Информация может содержаться на самых разнообразных носителях: на бумаге, дисках, магнитных лентах, флешках и других запоминающих устройствах. Код товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности, указанный в лицензии, зависит от вида носителя технической информации.

Иллюстрируем эту особенность примером.

В случае вывоза отчетов об опытно-конструкторских или научно-исследовательских работах в бумажном формате, будет присвоен код товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности как для печатной продукции из 49-й главы классификатора. В то время как при записи этого же отчета на какой либо магнитный носитель, присваивается кг из 85-й главы.

Теперь рассмотрим формы оказания технической помощи.

Такая помощь может выражаться в самых различных видах: в повышении квалификации, в обучении, в практической подготовке кадров, в виде консультативных услуг, в предоставлении рабочей информации, и другом виде13.

Следует обращать внимание, что экспортный контроль необходим при любой форме передачи технологий и товаров, подлежащих контролю иностранным гражданам, и даже на территории России14.

Помимо всего вышеперечисленного, техническая помощь может заключаться и в передаче технических данных. В качестве примера можно привести случай подготовки и обучения иностранного гражданина с целью овладения навыками работы с контролируемым механизмом, когда помимо устного рассказа, обучаемому лицу передают инструкции и технические регламенты в печатном виде.

По причине того, что как обучение, так и «распечатки» содержат в себе информацию о контролируемых механизмах, можно сделать вывод о том, что для передачи обеих форм следует заранее оформить лицензию.


Глава 2. Комплексная проверка (экспертиза) внешнеэкономических сделок

2.1. Принципы деятельности экспертных организаций, осуществляющих идентификацию товаров и технологий

Процедура и условия получения специального разрешения на проведения экспертизы товаров и технологий регламентируется специальными Правилами, о которых было сказано выше. Экспертная организация, желающая получить такое разрешение, должна предоставить в Федеральную службу по техническому и экспортному контролю РФ такие документы:

- письменное заявление. В случает, если организация-заявитель, находится в ведении соответствующего федерального органа исполнительной власти или в отношении которой этот орган осуществляет единую государственную политику в соответствующей области науки и техники, то указанное заявление обязательно необходимо согласовать с указанным федеральным органом исполнительной власти;

- обязательство о соблюдении порядка и условий проведения экспертизы;

- копии уставных (учредительных), бухгалтерских, регистрационных и иных необходимых документов и справок.

Помимо этого, предоставляются инструктивно-методические документы, которые регламентируют проведение экспертизы.

Далее представленные документы предварительно рассматриваются экспертной комиссией при Федеральной службе по техническому и экспортному контролю Российской Федерации. Это рассмотрение происходит в течение месяца с даты их поступления.

Экспертная комиссия вправе запрашивать через Федеральную службу по техническому и экспортному контролю Российской Федерации у организации-заявителя дополнительную информацию, а также направлять своих представителей в эту организацию для проверки и уточнения на месте представленных ею сведений.

Результаты рассмотрения документов оформляются в виде экспертного заключения, в котором отражается готовность организации-заявителя к осуществлению деятельности по проведению экспертизы.

Учитывая, что непосредственную работу по проведению экспертизы осуществляет не экспертная организация в целом, а конкретный эксперт или группа экспертов, представляется логичным проведение аттестации таких лиц.

В соответствии с Приказом ФСТЭК РФ15, такая аттестация осуществляется в отношении работников экспертной организации, уже имеющей соответствующее разрешение.

По результатам аттестации, проводимой экспертно-квалификационной комиссией, создаваемой самой экспертной организацией, принимается решение о допуске (или не допуске) лица к проведению экспертизы. В случае, когда по результатам оценки профессиональных качеств, претендент получает оценку "неудовлетворительно", считается, что он не прошел аттестацию. Свое решение комиссия принимает путем открытого голосования простым большинством голосов. В случае равенства голосов, решающим будет решение председателя комиссии.

В ходе проведения аттестации, у претендента проверяется наличие соответствующего образования, необходимого стажа, знаний, навыков и умений.

Проведение экспертизы экспертной компанией осуществляется на основании и в соответствии с техническим заданием, представленным заказчиком.

При необходимости проведении повторной или дополнительной экспертизы к такому запросу или техническом заданию прикладывается предыдущие заключения, а так же тем материалы, имеющие отношение к товару, которые не были представлены раньше.

Если предметом проведения экспертизы являются товары или технологии, которые не были предметом исследования предыдущей экспертизы, то эта экспертиза производится по общим правилам и не является ни повторной, ни дополнительной.

В ходе проведения экспертизы экспертная организация имеет право запрашивать у заказчика экспертизы какие-либо дополнительные материалы, относящиеся объекту экспертизы, которые необходимы для их правильной оценки.

Если в результате экспертизы заказчиком было получено недостаточно ясное или неполное заключение, возможно проведение дополнительной экспертизы.

Если выводы, представленные в заключении основываются на исследовании не всех представленных товарах или технологиях или же выводы составлены так, что в них отсутствуют ответы на поставленные перед экспертизой вопросы, то заключение признается недостаточно полным. В таком случае, необходимо провести дополнительную экспертизу

Проведение дополнительной экспертизы может быть поручено по выбору заказчика как той же, так и другой экспертной организации.

Если выводы, содержащиеся в заключении вызывают сомнения или представляются необоснованными, может быть проведена повторная экспертиза. в таком случае экспертиза поручается другой экспертной компании.

Если технологии или товары носят в себе составляющие государственную тайну сведения, то экспертиза в отношении них проводится только с разрешения органа государственной власти, распоряжающегося такими сведениями. Такая экспертиза может производиться исключительно в экспертных организациях, получивших в установленном порядке соответствующую лицензию на право проведения работ с такими сведениями.

Срок проведения экспертизы устанавливается экспертной организацией по согласованию с заказчиком экспертизы, исходя из трудоемкости предстоящих работ и с учетом объема предоставляемых для исследования материалов. В случае обращения экспертной организации к заказчику экспертизы с требованием о предоставлении необходимых дополнительных материалов проведение экспертизы приостанавливается до получения запрашиваемых материалов или сообщения об отказе в их представлении.

2.2. Заключение по идентификационной экспертизе

Результаты экспертизы оформляются в виде заключения. Такие заключение включает в себя: вводную и исследовательскую части.

Вводная часть содержит в себе о лице, заказавшем экспертизу, о российском и иностранном участнике внешнеэкономической сделки, конечном пользователе и стране назначения, составляется перечень представленных документов.

Исследовательская часть содержит:

—приемы, которые были использованы при производстве экспертизы;

—объект экспертизы;

—код товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности;

—методы проведения экспертизы;

—неизменяемые идентификационные признаки объекта экспертизы;

—количество объекта экспертизы;

—техническое описание объекта экспертизы;

—результаты анализа принадлежности объекта экспертизы к товарам и технологиям, включенным в контрольные списки.

—выводы о том, подпадает ли или не подпадает экспортируемый товар под действие контрольных списков, утвержденных указами Президента Российской Федерации.

В соответствии с Письмом ФТС РФ16, заключения об идентификации. Выданные экспертными организация в установленном законом порядке, не ограничены по сроку и условиям действия. Документы. На основании которых была проведена экспертиза, заключенные между заказчиком и экспертной организацией, могут быть предъявлены только добровольно и не являются обязательными для предъявления.

В заключение экспертных организаций не должны одновременно быть сделаны выводы о товарах и технологиях, отнесенных и не отнесенных к товарам и технологиям, подлежащим экспортному контролю.

Заключение не выдается в случаях, когда имеются достоверные сведения, что идентифицируемые объекты будут использованы иностранным государством или иностранным лицом для целей создания оружия массового поражения и средств его доставки либо для подготовки и (или) совершения террористических актов и в случае установления ограничений и запретов на внешнюю торговлю идентифицируемыми объектами.


Глава 3. Порядок отнесения товаров и технологий к продукции военного назначения

Законодательством Российской Федерации17 определен порядок отнесения товаров и технологий в продукции военного назначения.

При необходимости решить относится ли определенные товары, услуги, работы, результаты интеллектуальной деятельности или информация, предусмотренные к ввозу в Российскую Федерацию и (или) вывозу из Российской Федерации, к продукции военного назначения, направляется соответствующий запрос в Министерство обороны Российской Федерации18. Такие запросы принимаются от российских и иностранных субъектов военно-технического сотрудничества, федеральных органов исполнительной власти, а также иных российских участников внешнеторговой деятельности.

К запросу прилагаются документы, указанные в соответствующем Приказе Министра обороны РФ, и другие документы и сведения, имеющие, по мнению заявителя, значение для идентификации продукции. Если заявитель является иностранным лицом, то вся переписка и обмен информации происходит через Управление внешних сношений Министерства обороны РФ.

Рассмотрев заявление, Министерство обороны выдает заключение об отнесении или неотнесении указанной продукции к продукции военного назначения.


Заключение

В настоящей работе были рассмотрены вопросы, посвящённые идентификации контролируемых товаров и технологий.

В ходе работы были изучены цели проведения идентификации товаров и услуг, проанализированы особенности правового регулирования услуг по идентификации контролируемых товаров, рассмотрена процедура производства независимой идентификационной экспертизы, выявлены принципы деятельности экспертных организаций, осуществляющих идентификацию товаров и технологий, рассмотрены правила составления Заключение по идентификационной экспертизе, проанализирован порядок отнесения товаров и технологий к продукции военного назначения.

Любая внешнеэкономическая операция с контролируемыми материалами, оборудованием, научно-технической информацией, работами, услугами, иными результатами интеллектуальной деятельности (включая права на них) может быть осуществлена только после получения соответствующего разрешения государственного органа. Учитывая специфику и масштаб угроз, на противодействие которым направлена система экспортного контроля, не вызывает сомнения необходимость эффективного контроля за передачами иностранным лицам товаров и технологий, которые в силу своих особенностей и свойств могу внести существенный вклад в создание оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники, а также при подготовке и совершении террористических актов. Исходя из всего ранее сказанного, одной из главных задач российских экспортеров контролируемой продукции является неукоснительное соблюдение законодательства в области экспортного контроля.

Можно сделать вывод о том, что идентификацией товаров является такой комплекс исследований, который осуществляется с целью установление принадлежности товара или технологии к продукции, подлежащей экспортному контролю.

Литература

  1. Федеральный закон от 18.07.1999 N 183-ФЗ "Об экспортном контроле" // "Собрание законодательства РФ", 26.07.1999, N 30, ст. 3774
  2. Постановлении Правительства Российской Федерации от 21 июня 2001 г. N 477 " "О системе независимой идентификационной экспертизы товаров и технологий, проводимой в целях экспортного контроля" (вместе с "Правилами получения российскими организациями специального разрешения на осуществление деятельности по проведению независимой идентификационной экспертизы товаров и технологий в целях экспортного контроля", "Положением о проведении независимой идентификационной экспертизы товаров и технологий в целях экспортного контроля") // "Собрание законодательства РФ", 25.06.2001, N 26, ст. 2687
  3. Указ Президента РФ от 10.09.2005 N 1062 "Вопросы военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами" // "Собрание законодательства РФ", 19.09.2005, N 38, ст. 3800
  4. Приказ Министра обороны РФ от 29.12.2005 N 550 "Об утверждении Порядка оформления и выдачи заключений об отнесении либо отказе в отнесении продукции, предусмотренной к ввозу в Российскую Федерацию и (или) вывозу из Российской Федерации, к продукции военного назначения" // "Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", N 7, 13.02.2006
  5. Приказ ФСТЭК РФ от 21.06.2011 N 319 "Об утверждении квалификационных требований к экспертам организаций, осуществляющих деятельность по проведению независимой идентификационной экспертизы товаров и технологий в целях экспортного контроля, и порядка проведения аттестации экспертов организаций, осуществляющих деятельность по проведению независимой идентификационной экспертизы товаров и технологий в целях экспортного контроля" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 16.08.2011 N 21635) // "

Приложение

(Приложение 1)

Пример экспертного заключения по материалам, подлежащим идентификации. Данное заключение передаётся в комиссию экспортного контроля для рассмотрения и принятия решения.

УТВЕРЖДАЮ

Проректор СПбГЭТУ

______________

«____» _________ 201_ г.

АКТ ЭКСПЕРТИЗЫ

товара (технологии)

1. Наименование товара

2. Код ТН ВЭД

З. Обозначение товара

(присваивается автором)

4. Назначение (в т.ч. сфера применения)

(определяется автором или заказчиком)

5. Основные технические характеристики товара

6. Техническое описание товара по контрольным Спискам

7. Наличие заказчика в Перечне иностранных организаций, которые могут быть причастны к созданию ОМП

8. Возможное конечное использование в незаявленных целях

9. Вывод: Требуется (не требуется) согласование с ФСТЭК России ________________________________________________________________________________

Руководитель – эксперт

(должность) (подпись) (Ф.И.О.)

«____» _______________ 201_ г.

(Приложение 2)

Рис. 1. Общая структура системы экспортного контроля

Российской Федерации.

(Приложение 3)

Рис. 2. Правовая база экспортного контроля.

(Приложение 4)

Рис. 3. Система российских государственных структур, вовлечённых в осуществление функций экспортного контроля.

1 Федеральный закон от 18.07.1999 N 183-ФЗ "Об экспортном контроле" // "Собрание законодательства РФ", 26.07.1999, N 30, ст. 3774

2 Постановлении Правительства Российской Федерации от 21 июня 2001 г. N 477 " "О системе независимой идентификационной экспертизы товаров и технологий, проводимой в целях экспортного контроля" (вместе с "Правилами получения российскими организациями специального разрешения на осуществление деятельности по проведению независимой идентификационной экспертизы товаров и технологий в целях экспортного контроля", "Положением о проведении независимой идентификационной экспертизы товаров и технологий в целях экспортного контроля") // "Собрание законодательства РФ", 25.06.2001, N 26, ст. 2687

3 Приказ ФСТЭК РФ от 26.09.2011 N 491 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по техническому и экспортному контролю по исполнению государственной функции по осуществлению государственного контроля за проведением независимой идентификационной экспертизы товаров и технологий в целях экспортного контроля" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 18.01.2012 N 22939) // "Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", N 18, 30.04.2012

4 Постановление Правительства РФ от 21.06.2001 N 477 "О системе независимой идентификационной экспертизы товаров и технологий, проводимой в целях экспортного контроля" (вместе с "Правилами получения российскими организациями специального разрешения на осуществление деятельности по проведению независимой идентификационной экспертизы товаров и технологий в целях экспортного контроля", "Положением о проведении независимой идентификационной экспертизы товаров и технологий в целях экспортного контроля") // "Собрание законодательства РФ", 25.06.2001, N 26, ст. 2687

5 Постановлении Правительства Российской Федерации от 21 июня 2001 г. N 477 " "О системе независимой идентификационной экспертизы товаров и технологий, проводимой в целях экспортного контроля" (вместе с "Правилами получения российскими организациями специального разрешения на осуществление деятельности по проведению независимой идентификационной экспертизы товаров и технологий в целях экспортного контроля", "Положением о проведении независимой идентификационной экспертизы товаров и технологий в целях экспортного контроля") // "Собрание законодательства РФ", 25.06.2001, N 26, ст. 2687

6 Шевченко А.В. Комментарий к Федеральному закону от 18 июля 1999 г. N 183-ФЗ "Об экспортном контроле" (постатейный) / отв. ред. С.Н. Бурцев // СПС КонсультантПлюс. 2011. – с. 123

7 Трошкина Т.Н. Организационно-правовые основы экспортного контроля в Российской Федерации // Административное и финансовое право. Ежегодник Центра публично-правовых исследований. Том 1. М.: Центр публично-правовых исследований, 2006. С. 34 - 54.

8 Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 29.12.2011 по делу N А19-10656/2011 // СПС КонсультантПлюс (документ опубликован не был).

9 Указ Президента РФ от 10.09.2005 N 1062 "Вопросы военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами" // "Собрание законодательства РФ", 19.09.2005, N 38, ст. 3800

10 Найголиева Т. И. Вопросы идентификации в экспорте // Таможенное право. 2013. № 1. – С. 13

11 Найголиева Т. И. Вопросы идентификации в экспорте // Таможенное право. 2013. № 1. – С. 15

12 Найголиева Т. И. Там же. – С. 17

13 Найголиева Т. И. Вопросы идентификации в экспорте // Таможенное право. 2013. № 1. – С. 15

14 Тымонюк М.И. Отдельные вопросы идентификации товаров и технологий как подлежащих экспортному контролю // Информ-Атом. 2023. № 7. – С. 4

15 Приказ ФСТЭК РФ от 21.06.2011 N 319 "Об утверждении квалификационных требований к экспертам организаций, осуществляющих деятельность по проведению независимой идентификационной экспертизы товаров и технологий в целях экспортного контроля, и порядка проведения аттестации экспертов организаций, осуществляющих деятельность по проведению независимой идентификационной экспертизы товаров и технологий в целях экспортного контроля" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 16.08.2011 N 21635) // "Российская газета", N 186, 24.08.2011

16 Письмо ФТС РФ "Об информации, содержащейся в заключениях независимых идентификационных экспертиз" от 26.09.2011 N 01-11/46343 // СПС КонсультантПлюс (документ опубликован не был)

17 Приказ Министра обороны РФ от 29.12.2005 N 550 "Об утверждении Порядка оформления и выдачи заключений об отнесении либо отказе в отнесении продукции, предусмотренной к ввозу в Российскую Федерацию и (или) вывозу из Российской Федерации, к продукции военного назначения" // "Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", N 7, 13.02.2006

18 Приказ Министра обороны РФ от 29.12.2005 N 550 "Об утверждении Порядка оформления и выдачи заключений об отнесении либо отказе в отнесении продукции, предусмотренной к ввозу в Российскую Федерацию и (или) вывозу из Российской Федерации, к продукции военного назначения" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 24.01.2006 N 7408) // "Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", N 7, 13.02.2006

Порядок отнесения товаров и технологий к продукции военного назначения