Анализ показателей соревновательной деятельности вратарей команд-участниц Чемпионата мира 2013 года в Испании

МИНИСТЕРСТВО СПОРТА И ТУРИЗМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ»

СПОРТИВНО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ СПОРТИВНЫХ ИГР И ЕДИНОБОРСТВ

КАФЕДРА СПОРТИВНЫХ ИГР

Дипломная работа

Тема: Анализ показателей соревновательной деятельности вратарей команд-участниц Чемпионата мира 2013 года в Испании

Исполнитель:
студентка 4 курса 141 группы

Казак О.С.

Pуководитель:
к.п.н., доцент
А.Г. Мовсесов

Работа защищена на__________ «_____» ________________2013 года

Протокол №_____ от «_____» _________________________2013 года

Минск 2013
ВВЕДЕНИЕ

Игру гандбольного вратаря можно назвать экстремальной деятельностью. Нужно иметь большую отвагу, чтобы своим телом преградить путь мячу, который летит со скоростью до 35 м/с и имеет у женщин вес 350 г, а у мужчин - 450 г. Да еще и расстояние до бросающего составляет порой 2-3 м. Если защитник при блокировании мяча иногда закрывает глаза и отворачивает голову, чтобы обезопасить лицо, то вратарю этого делать никак нельзя: он обязан следить за мячом, чтобы точно выполнить движение и преградить ему путь в ворота. И неважно, какой частью своего тела он выстроит преграду. А ведь эту роль в команде выполняют и женщины! Во многих командах, даже самой высокой квалификации, нет специальных тренеров для вратарей, да их никто и не готовит. Есть научные исследования по проблемам вратарей различного возраста и квалификации [], однако единой концепции подготовки игроков этого важного амплуа так и нет.

Игра вратаря - сложная и ответственная часть общекомандных действий, во многом определяющая их конечный успех.

Вместе с тем, нельзя не обратить внимание на тот факт, что « на слуху» в большинстве своём у болельщиков, да и у специалистов остаются имена полевых игроков, в то время как вратарские имена оказываются в тени.

Соревновательная деятельность вратаря складывается из технико-тактических действий в основном во вратарской зоне. Он выполняет защиту, задерживая мяч, и организует атаку, передавая мяч полевым игрокам. Игра вратаря - это быстрые одиночные движения. Все они требуют проявления скоростно-силовых качеств, носят взрывной характер. За игру вратари команд мастеров выполняют 50-70 приемов защиты, которые повторяются через 20-45 с.

Сложной и ответственной функцией в игре команды является игра вратаря. Гандбольные вратари в настоящее время играют в различном стиле. Однако анализ данных Олимпийских игр, чемпионатов мира позволяет сказать, что в настоящее время большинство вратарей предпочитают играть в «классическом» стиле. Они защищают ворота отбиванием мяча руками и ногами с выпадами и перемещениями в воротах приставными шагами. Успех действий вратаря при таком способе игры зависит от правильного выбора места в воротах и четкого взаимодействия с защитниками. После задержания мяча вратари сразу организуют переход от защиты к нападению.

Вратарь — главный организатор защиты, его умелые действия, проводимые согласованно с защитниками, нейтрализуют усилия нападающих. Вратарь является также одним из главных организаторов нападения. С точной и своевременной передачи вратаря своему нападающему начинается атака команды. Вот почему вратарь должен обладать прежде всего такими качествами, как быстрота реакции, широта внимания, его устойчивость и быстрое переключение, высокая координация движений, ловкость, гибкость, прыгучесть, выносливость.

Исследования показывают, что большинство ведущих гандбольных вратарей имеют такие средние показатели: рост 180-190 см, вес 78-83 кг, динамометрия правой руки 52-58 кг, левой — 50-54 кг и высота выпрыгивания с места (по прибору В. Абалакова) 55-65 см.

Как правило, эти люди обладают высокими волевыми качествами и исключительной подвижностью нервных процессов при большой работоспособности нервной системы.

У всех вратарей, которые исследовались, — большая гибкость, очень высокие показатели распределения, переключения и устойчивости внимания, хорошая «оперативная» память и координация движений.

Одним из основных компонентов, определяющих успешную подготовку хорошего вратаря, является техника защитных действий. Наиболее характерным для игры вратаря является следующее: исходное положение, передвижение в воротах, выбор позиции, обманные движения, задержание, ловля и передача мяча.

Вратарь организует атаку, он – последний, кто может исправить ошибки защитников, и первый, кто может начать атаку своей команды. В гандболе все вертится вокруг вратаря. Он оказывает разнообразное, часто решающее влияние на игру. Парадоксально то, что при этом не все тренеры обращают внимание на роль вратаря, и ему отводится второстепенная роль в игре. Причина кроется в человеке, который стоит во главе команды. В основном только те тренеры, которые сами были вратарями, уделяют большое внимание вратарям.


ГЛАВА I. ОЗОР ЛИТЕРАТУРНЫХ ДАННЫХ

Моделирование в подготовке гандболистов.

За последние годы значительно усилился интерес к исследованию соревновательной деятельности спортсменов. Необходимость этого вызвана широким распространением нового перспективного направления в управлении системой подготовки спортсменов, основанного на целевом программировании. Существенной особенностью указанного направления является моделирование спортивной деятельности. Создаются модели подготовки, соревновательной деятельности команды, отдельного спортсмена. Разрабатываются они на основе специфики гандбола, выделения факторов, обусловливающих достижение высоких результатов. В настоящее время метод моделирования рассматривается как «главный инструмент» в управлении сложными, особенно биологическими системами.

Согласно теории для биологических систем характерна способность к опережающему отражению действительности. Это выражается в том, что реализации любой цели предшествует представление о конечном результате - цели действия. В спорте этот принцип находит отражение в создании спортсмена, способного показать запрограммированный результат.

В гандболе проблема моделирования может быть решена на следующем уровне: 1) модель соревновательной деятельности; 2) спортсмена - модельные характеристики его мастерства, прогнозирования его результата; 3) системы спортивной подготовки - модель ее планирования, моделирование в условиях тренировки; 4) системы развития гандбола в мире и прежде всего олимпийского гандбола.

В спорте под понятием "модель соревновательной деятельности" подразумевается совокупность показателей и отношения между ними, которые удовлетворяют требованиям решения общей задачи деятельности. Имея модель, можно определить стратегию подготовки, выбрать средства и методы тренировки, оптимальные параметры выполняемой спортсменами нагрузки. В учебно-тренировочном процессе становится возможным моделирование реальных условий протекания состязаний и их отдельных фрагментов. Кроме этого изучение соревновательного упражнения служит углублению знаний в области теории и. методики конкретного вида спорта.

Сейчас большое значение уделяется разработке моделей сильнейших спортсменов. Блок-схема модели содержит три уровня в соответствии с общими представлениями об их субординационных взаимоотношениях. Первый уровень - соревновательная деятельность, куда входит характеристика сильнейших спортсменов в ответственных соревнованиях. Второй уровень - модель мастерства, включающая характеристики физической, технической, тактической подготовленности спортсмена, находящегося в состоянии спортивной формы. Третий уровень - модель спортивных возможностей, включающая характеристики функциональной и психической подготовленности, морфологических особенностей, возраста и спортивного стажа занятий.

Модельные характеристики - это идеальные характеристики состояния спортсмена, в котором он может показать результаты, соответствующие мировым достижениям. Применительно к условиям деятельности в гандболе модельные характеристики - это те, которые оказывают решающее влияние на исход борьбы, показывают меру соответствия соревновательной деятельности передовым тенденциям ее развития и могут объективно оцениваться как в отношении соревновательной деятельности, так и по каждому виду используемых действий.

Выделяют три подхода в определении количественных показателей, характерных для заданного уровня. Первый связан с усреднением показателей, отражающих возможности ведущих спортсменов с учетом индивидуальных различий и диапазона возможных колебаний. Второй подход предполагает изучение спортсменов различной квалификации, установление зависимости между уровнем спортивного мастерства и динамикой изменений по конкретному показателю с последующей коррекцией полученных данных до уровня заданного результата. Третий подход нацеливает на определение жестких количественных параметров.

Суть подхода состоит в том, что у отдельных выдающихся спортсменов регистрируются максимально доступные величины того или иного показателя, которые и используются в качестве модельных характеристик. По разнице между полученными при обследовании конкретного спортсмена и модельными величинами выявляются недостатки и определяются резервы дальнейшего совершенствования.

Модели, используемые в процессе подготовки гандболистов, можно разделить на две группы. В первую группу входят следующие:

  1. модели соревновательной деятельности, необходимые для достижения заданного результата;
  2. морфофункциональные модели, отражающие морфологические особенности организма и возможности отдельных функциональных систем, обеспечивающих достижение заданного уровня спортивного мастерства;
  3. модели подготовленности гандболиста.
    Во вторую группу входят:
  4. модели многолетней подготовки;
  5. модели этапов многолетней подготовки, макроциклов и периодов тренировки;
  6. модели тренировочных этапов мезо- и микроциклов, тренировочных занятий;
  7. модели тренировочных заданий и отдельных упражнений.

Модели соревновательной деятельности, достижение которых связано с выходом гандболистов на уровень заданного спортивного результата, являются тем системообразующим фактором, который определяет структуру и содержание процесса подготовки на данный этап. В.И. Баландиным с соавторами разработана обобщенная модель подготовленности для гандболистов высокой квалификации, в которой приведены факторы, обусловливающие эффективность соревновательной деятельности. Выделено 10 факторов, влияющих на исход соревнований гандболистов (табл. 1).

Для формирования модели соревновательной деятельности с помощью факторного анализа выделены наиболее существенные характеристики,

Таблица 1

Факторы, обусловливающие эффективность соревновательной деятельности гандболистов высокой квалификации (по В.И. Баландину).

которые носят относительно независимый характер. Анализировалась соревновательная деятельность, остальные данные получены методами анкетирования, тестирования, антропометрических измерений, психологических тестирований. Обращает на себя внимание довольно широкий диапазон оценок у отдельных игроков от 4 до 9 баллов в некоторых показателях, что свидетельствует об индивидуальности мастерства гандболистов высокой квалификации.

Эффективность моделей для ориентации и коррекции тренировочного процесса особенно высока при работе с гандболистами, не достигшими вершин мастерства. Для гандболистов высокого класса обобщенные модели не всегда подходят, т.к. у них часто наблюдается несколько исключительно сильных сторон подготовленности при весьма заурядном уровне остальных ее компонентов. Великие спортсмены редко соответствуют усредненному образцу. Это касается гандболистов, как мужчин, так и женщин.


1.1. Основные составляющие игры вратаря

Удачная защита ворот предполагает большое число специальных факторов работы, которые в определенный момент должны взаимодействовать.

Физическая подготовка.

Вратарь должен обладать отличной физической подготовкой. Это утверждение наверняка удивит некоторых тренеров и вратарей. Если подумать, то реальность будет выглядеть иначе. Так, при тренировке на выносливость в начале подготовительного периода вратари, как правило, в ряду отстающих.

Такое не должно быть повседневной практикой, и это становится понятно, если рассматривать ближе совокупность требований к вратарю.

Выносливость

Вратарь должен удовлетворять строгим требованиям относительно скорости движений и способности к повышению уровня физической подготовки. Даже в последнюю минуту игры он должен быть готов к быстрым защитным движениям спасти успех или его добиться. Понятно, что он – как и полевой игрок – должен обладать общими основами выносливости. Так, регулярный бег на длинные дистанции и во время соревновательного периода в последние годы дал только позитивные результаты. Не только в подготовительный период, но и в период соревнований регулярно (как минимум 2 раза в неделю) необходимо проводить бег на выносливость в лесу или на спортплощадке, по меньшей мере 30 мин. бега в легком темпе.

Прыгучесть

По мнению авторов, значение тренировки прыгучести для вратарей недооценивается. Улучшенная техника броска (быстрые мячи например) заставляют вратаря проводить 90 % защитных действий в прыжке. Поэтому тренировка прыгучести в подготовительный и соревновательный периоды должна иметь одинаково большое значение как для полевого игрока, так и для вратаря.

Вратарь может сам при помощи простого теста установить, достаточно ли развита его прыгучесть: прыжки от одной штанги ворот к другой при помощи прыжковой ноги, которая находится у штанги. При прыжке необходимо достать до верхнего угла противоположной штанги. Естественно, низкорослые вратари с трудом выполняют это упражнение. Тогда совет все тот же: улучшать прыгучесть.

Быстрота движений

Быстрое движение рук и ног имеют решающее значение. Скорость также требуется в определенных игровых ситуациях, например, при мяче, отбитом блоком и находящемся в площади ворот (то есть в 6-м зоне). Вратарь должен как минимум 60 мин выдерживать высокую скорость движений. Если учесть, что вратарь выполняет больше чем 60 защитных движений за игру, то к этому еще следует добавить хорошо отточенную в соревнованиях выдержку. Все защитные движения должны проводиться на тренировке со 100 %-ной интенсивностью. Защитные движения проводятся с интервалами по 6-8 повторов.

Подвижность

Основное правило легкой атлетики действительно и для вратарей: чем подвижнее спортсмен, тем он быстрее. Хорошая подвижность в области кисти и до плеча и подвижность ног поддерживают решающую быстроту движений и прыгучесть. Защитная техника вратаря поддерживается только тогда, когда выполняется прыжок, обладающий необходимой подвижностью.

Одновременно он осуществляет хорошую растяжку мускулатуры, что защищает ее от повреждений. Само собой разумеется, что вратари могут защищаться оптимальной техникой. Во многих игровых ситуациях помогают еще и рефлекторные движения. Таким образом, вратарь должен в любой игровой ситуации и при любом положении тела (при беге вперед и назад, в прыжке, при вставании и т.д.) отбивать мячи. Растяжка принадлежит к обязательному упражнению, например разминке. В специальной тренировке к этому прибавляется и комплекс упражнений на подвижность (быстро садиться и вставать, защита бросков после кувырка вперед и назад, упражнения с двумя мячами и т.д.).

Скорость реакции

Понятно, что вратарь должен обладать выдающейся скоростью движения, особенно при игре вратаря в ситуации выбора (левый или правый угол), что достигается благодаря тренировке. Упражнения на обучение реакции относятся к стандарту тренировки любого вратаря. При упражнениях на обучение реакции нужно обращать внимание на то, что наблюдение за движением броска должно быть исключено. Вид для вратаря на игрока должен быть перекрыт, например матом.

Силовая готовность

Каждый вратарь должен обладать силовой подготовкой в соответствии с общей мускулатурой тела, тогда ему легче будет даваться смена движений. Часто (особенно у юных вратарей) мускулатура недостаточно развита, (особенно мышцы живота и спины). Все защитные движения производятся под влиянием этих мышц. К тому же хорошо развитая мускулатура тела защищает от травм, а также является необходимой при защите сильно брошенных мячей.

То же самое касается и мышц рук. Если они развиты несоответствующим образом, то это может привести к типичной «болезни вратаря» – хроническим жалобам на боли в локтевом суставе. По меньшей мере 1 раз в неделю (для юных вратарей даже 2 раза в неделю) должны проводиться упражнения на развитие силы тела.

Хорошо выстроенная сила тела повышает чувство самооценки и готовность к действию.

Техническая и тактическая подготовка – основные составляющие успешной игры вратаря

Рассмотрим содержание игры вратаря. Для защиты бросков требуется как техника, так и тактическая позиционная игра. Оба компонента являются взаимообусловленными, но для лучшего обзора рассмотрим их по отдельности.

Выбор рациональной техники

При наблюдении за лучшими в мире вратарями можно установить, что каждый демонстрирует свои индивидуальные способности. Часто предпосылки к этому – особенности телосложения. В этой связи возникает вопрос: является ли затрата времени на обучение технике рациональной, если в игре мячи отбиваются при помощи непроизвольных действий? Несмотря на все сомнения и размышления, ответим утвердительно: вратарь должен изучить и владеть техникой защиты мячей брошенных вверх, вниз и на расстоянии 1 м от пола, с отскоком, и автоматизировать эту технику. Сюда относятся также броски 1 на 1 при контратаках. При бросках мячи отбиваются одной ногой в прыжке. И, наконец, вратарь должен учиться давать длинный пас в отрыв. Эта техника должна быть систематически изучена в возрасте 13-14 лет, так как здесь действует принцип – что не выучишь в юности, то не выучишь никогда. Каждый игрок точно знает, что автоматизированные ошибки очень трудно исправляются. Итак: целевая тренировка техники приводит к тому, что ошибки в действиях вратарей не автоматизируются. Технические основы тренировки техники, приведенные в данном пособии, в свою очередь не являются обязательными или на 100 % оптимальными. Но все же нужно стремиться как на тренировках, так и в игре к максимально возможному овладению идеальной техникой.

Вместе с тем в игре важны и индивидуальные особенности.

Техника – будь это отдельно взятые упражнения или упражнения в рамках серии бросков – должна быть применена как в специальной тренировке, так и в разминках, должна повторяться и в дальнейшем автоматизироваться. Даже если повторяющиеся упражнения действуют монотонно, они относятся к стандартной тренировке каждого вратаря.

Позиционная игра

Наряду с техникой позиционная игра вратаря принадлежит к успешной защите с тактической точки зрения. Под позиционной игрой понимают в первую очередь, как основные положения (позиции), так и передвижение вратаря в площади ворот.

Поставим некоторые вопросы: как должен вести себя вратарь при защите углов, двигаться от ближнего угла или прикрывать дальний? Или: должен ли вратарь при 7-м броске защищаться на расстоянии примерно 3 м от ворот или оставаться на линии ворот? Позиционная игра вратаря зависит прежде всего от поведения противника. Пытается ли он затянуть бросок, применяет ли обманные движения? На позиционную игру вратаря оказывает значительное влияние наблюдение за игроком. Предшествующая информация, знание об определенных качествах игрока, об излюбленных бросках, углах ворот могут помочь вратарю в выборе правильной позиционной игры. В значительной степени на позиционную игру вратаря оказывает влияние и взаимодействие с игроками защиты. Как выглядит разделение обязанностей при броске игрока задней линии между вратарем и защитником? Кто закрывает ближний, а кто – дальний углы? Правильная позиционная игра во всех существенных стандартных ситуациях должна быть натренирована, то есть при бросках полусредних, линейных, угловых игроков, при отрыве, 7-м броске и т.д.

Правильной позиционной игре можно научиться, приобретая игровой опыт на протяжении какого-либо времени. К сожалению, тренеры и игроки мало обращают внимания на тренировку позиционной игры. Если во время тренировки по воротам бросают все время свободно, то есть без защитников, то вратарю не хватает типичного игрового момента. Итак: обучайте позиционной игре вратарей на тренировках в ситуациях, близких к игровым.

Обманные движения

Так же, как игроки нападения и защиты владеют богатым арсеналом финтов, так же, само собой разумеется, должен и вратарь располагать комплексом обманных движений и применять их. Поведение вратаря в игре, если оно все время остается неизменным, легко просчитывается соперником.

Даже при так называемой «негативной серии» (если вратарь должен отбить 3–4 мяча при помощи одного и того же приема защиты) он вынужден это терпеть, иначе откроет игроку простой путь к атаке. Обманные действия вратаря преследуют своей целью оказывать влияние на поведение соперника при броске и даже побудить соперника бросить мяч в определенный угол. Вратарь должен быть для игрока всегда неподдающимся просчету. Поэтому надо не только реагировать на движение броска, но и собственно влиять на бросок. При этом, просчитывая варианты и обманные движения, не забывать основную технику.

Взаимодействие с защитниками

То, что для успешного отражения броска важна договоренность между вратарем и блокирующими игроками, много раз забывалось. Но разворачивать оживленную дискуссию на игровой площадке, кто виноват в забитом мяче, уже поздно и поздно, чтобы разделять обязанности между вратарем и блокирующими игроками. Это дело в первую очередь тренера и, конечно, вратаря, так как он последний игрок, имеющий оптимальный вариант на игру.

Вратарь должен с каждым игроком иметь договоренности. Так, при бросках полусредних вратарь прикрывает ближний, а блокирующий – дальний угол (со стороны бросковой руки). Соблюдение договоренности лежит на вратаре, он может корректировать эту договоренность, громко сообщая защитникам во время игры, либо изменять свою тактику, если защитник не справляется с тем, чтобы прикрывать дальний угол (сторону бросковой руки игрока).

Договоренность должна быть в любом случае, даже если защитнику удается помешать игроку. К примеру, угловой защитник толкает бросающего и прыгающего в 6-метровую зону игрока, таким образом, меняется направление броска, а вратарь занял положение, которое было просчитано заранее. Таким образом, бросок неожиданный для вратаря и ему трудно уже занять правильное для отражения этого броска положение. Договоренность меняется в зависимости от игры; например, после наблюдения за соперником ( левым полусредним), свидетельствующего о том, что соответствующий игрок закрывает ближний, а вратарь – дальний угол. Если правила договоренности в игре не приносят успеха, то задача вратаря – быстро корректировать недостатки. Вратарь должен договориться с каждым игроком о разделении обязанностей в игре при защите бросков. Это взаимодействие должно отрабатываться и во время тренировочного процесса.

Влияние вратаря на игру

Вратарь может оказывать влияние на происходящее в игре. Рассмотрим возможности этого влияния подробнее. Совместная игра с каждым блокирующим или просто защитником требует в игре частично громкоголосого понимания. Как последний защитник вратарь имеет идеальные возможности воодушевлять своих предшественников и мотивировать их успехи. Часто игроки, которые в нападении совершили ошибку, нуждаются в ободрении, воодушевлении, чтобы вновь сконцентрироваться. Конечно, не каждый вратарь в состоянии это сделать. Но каждый вратарь должен осознавать, что он играет роль рулевого в игре благодаря благоприятному месту расположения и соответствующему виду на площадку. На ритм игры собственной команды – о чем вратарь должен всегда помнить – он оказывает, по меньшей мере, косвенное влияние. Во время игры он должен замечать, должна ли игра проходить быстрее или, наоборот, замедляться. Здесь у него есть две непосредственные возможности:

1) медленное введение мяча в игру, например, после броска, и его полный контроль ситуации для новой атаки; 2) часто рискованный, быстрый пас в отрыв. Такие факторы, как положение в игре, игровое время, игровая ситуация при этом являются решающими. В решающих игровых фазах вратарь должен сохранять трезвую голову и вместо рискованного паса в отрыв спокойно ввести мяч при помощи медленной отдачи его игрокам, что действует успокаивающе. Для точности нужно упомянуть, что вратарь может и сам – как 7-й полевой игрок – участвовать непосредственно в атаке собственной команды. Недостатки и достоинства этой игры будут упомянуты ниже в специальных разделах.

Психологическая подготовка – один из компонентов качественной игры вратаря

Часто происходит так, что команда в тактическом плане оптимально подготовлена к определенному сопернику, но в решающий момент игры нервы игроков сдают. Психические факторы работоспособности у вратаря играют особенную, иногда решающую роль. Специальные психические требования предусматривают, что, с одной стороны, вратарь должен осуществлять быструю реакцию и думать на протяжении 60 минут. С другой стороны, он переживает игру так, как и другие игроки. Соревновательный стресс, страх перед поражением, агрессия и разочарование могут воздействовать на игру вратаря позитивно или негативно. Некоторые возможные психические предпосылки игры вратаря опишем подробнее.

Из всех психических требований способность концентрации внимания должна быть выражена более чем на среднем уровне. При этом нужно обратить внимание на то, что вратарь, несмотря на соревновательный стресс и повышающуюся усталость, должен сохранять на протяжении всей игры способность ощущать, думать и реагировать. Конечно, в игре есть фазы, когда способность концентрации внимания спадает, но вратарь должен в определенный момент снова быть в порядке, поэтому он использует специфические упражнения, которые тренируют выдержку концентрации.

Упражнения по обучению способности концентрироваться (упражнения на реакцию, всевозможные серии бросков и т.д.) должны выполняться время от времени в состоянии, при котором вратарь в конце тренировки (с большими нагрузками) чувствует себя уставшим. Комплексные упражнения, при которых вратарь должен выполнять различные задания с тяжелыми нагрузками (прыжки на матах с последующей защитой определенной серии бросков), в любом случае требуют высокой концентрации.

Способность «читать» броски

Каждому вратарю понятно, что его реакция при защите ворот в любом случае немного запаздывает по сравнению с бросающим игроком, поэтому вратарь должен угадывать по движениям бросающего полет мяча и его направление. Иная возможность является спекуляцией, то есть без наблюдения за движениями и поведением бросающего раньше времени прыгать в определенный угол ворот в надежде, что игрок туда бросит, бессмысленно.

Вратарь, который играет наугад, без существующих на это предпосылок, легко читаем нападающими. Различные намерения нападающих тоже могут быть читаемы. Если вратарь научился наблюдать целенаправленно и сознательно, то он может по направлению разбега, движению корпуса и, в частности, по движениям руки при броске вычислить вероятный полет мяча и его направление. Наконец, опыт играет важную роль как знание возможностей игрока в определенной игровой ситуации и соответственно прогнозирование его возможных действий.

К примеру, если угловой игрок, которому оказал энергичное сопротивление защитник со стороны бросковой руки, прыгает в 6-м зону низко и недалеко, то есть, падая с опущенной рукой, то он редко когда будет бросать вверх. Для вратаря – это важная информация. Возможности бросков снижаются на 50 %, и он должен сконцентрироваться на мяче, летящим в нижний угол ворот. Наконец, здесь помогает и знание предпочтительных бросков, углов бросающего игрока, умение быстро и правильно отреагировать.

Вратари со временем должны учиться «читать» движения при броске. Исходя из опыта, важны следующие пункты по наблюдению:

• движения игрока (его бег до броска);

• предположительное место броска (прежде всего, при бросках в прыжке);

движения рукой при броске;

• движения верхней части корпуса.

Установка на игру

Особенно важна для вратаря нацеленная установка на требования следующей игры. Каждый вратарь должен найти свою технику, то есть свою собственную схему, как он себя мотивирует, как настраивается на соперника и регулирует соревновательный стресс. Некоторым вратарям помогает информация о слабых сторонах соперника. Другие изучают по видеоматериалам каждого нападающего в отдельности. На соревновании вратарь сам должен обращать внимание на то, чтобы его внимание и сконцентрированность не отвлекали ни зрители, ни соперники некоторыми своими действиями. Часто некоторые вратари, как и полевые игроки, склонны к тому, чтобы задумываться о своих совершенных действиях, ошибках или других вещах. Такие мысли мешают вниманию и концентрированности. И, наконец, абсолютно необходима бойцовская установка вратаря на игру. Он должен бороться за каждый мяч и в любой момент быть примером для всей команды.


ГЛАВА 2. ЦЕЛЬ ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Характеризуемое в нашей работе исследование проводилось с целью сравнительного анализа основных показателей соревновательной деятельности вратарей Национальной сборной Республики Беларусь с командами соперниками и призерами, по результатам их выступления на Чемпионате мира в Испании в 2013 году.

Для достижения поставленной цели предстояло решить ряд задач:

  1. Подбор аналитического материала.
  2. Систематизация полученных данных.
  3. Математическая обработка и анализ собранного исследовательского материала.

В процессе проведения исследования были использованы следующие методы:

  1. Анализ и обобщение литературных источников по данному вопросу.
  2. Анализ официальной статистики Чемпионата мира по гандболу 2013 года.
  3. Математическая обработка полученных результатов.

2.1. Анализ и обобщение литературных источников по данному вопросу.

Изучение литературы проводилось в течение всего периода написания работы. В основном была использована специальная литература. Всего было проанализирован 31 источник. Из них чаще всего использовались работы таких авторов как В.Я. Игнатьева, В.И. Тхорев, И.В. Петрачева, Ю.Д.Железняк,

Анализ литературы позволил уточнить направление и содержание исследований и способствовал в дальнейшем правильной интерпретации полученных результатов.

2.2. Анализ официальной статистики Чемпионата мира по гандболу 2013 года.

Сбор данных о показателях соревновательной деятельности вратарей проводился на основе видеозаписей матчей и по материалам официального сайта Международной федерации гандбола (http://www.ihf.info).

2.3. Математическая обработка полученных результатов.

В процессе математической обработки полученных данных выполнялся количественный, качественный и сравнительный анализ показателей соревновательной деятельности, вратарей национальных сборных команд Беларуси, Польши, Сербии, Словении, Испании, Дании и Хорватии на протяжении чемпионата мира в Испании.


ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В начале данной главы приведем краткую характеристику достижений национальной сорной Беларуси, команд, противостоявших ей на предварительном этапе розыгрыша и призеров Чемпионата мира 2013 года.

Сборная Республики Беларусь после 13-летнего перерыва вновь заслужила право играть в финальной части розыгрыша планетарного первенства и заняла в итоге 15-е место.

На предварительном этапе ей противостояли такие дружины, как сборная Польши, Сербии и Словении.

Сборная команда Польши - постоянный участник подобных соревнований и их неоднократный призер. Так, польская команда на Чемпионате мира в 2007 году завоевала серебряные медали, в 2009 - бронзовые, в 2013 довольствовалась лишь 13 местом.

Сборная Сербии на чемпионате Европы 2012 года стала серебряным призером, а вот на данном первенстве заняла 10 место.

Сборная Словении тоже постоянный участник чемпионатов мира, Европы и Олимпийских игр. На прошедшем чемпионате она едва не попала в число призеров, заняв почетное 4-е место.

Таблица 1. Сводная таблица показателей соревновательной деятельности вратарей на Чемпионате мира 2013 года в Испании.

Команда

Бросков всего

Броски с 6 м

Броски с углов

Броски с 9 м

7-метровые штрафные броски

Броски после быстрых прорывов

Броски с отрыва

С

Б

%

С

Б

%

С

Б

%

С

Б

%

С

Б

%

С

Б

%

С

Б

%

Бел.

67

220

30,5

7

25

28,0

12

40

30,0

31

78

39,7

5

19

26,3

6

31

19,4

6

27

22,2

Исп.

100

283

35,3

7

44

15,9

11

38

28,9

62

120

51,7

5

19

26,3

4

24

16,7

11

38

28,9

Дан.

137

381

36,0

16

65

24,6

17

38

44,7

66

137

48,2

7

25

28,0

17

60

28,3

14

56

25,0

Хорв.

116

318

36,5

9

51

17,6

24

52

46,2

63

121

52,1

6

26

23,1

6

42

14,3

8

26

30,8

Слов.

130

370

35,1

19

59

32,2

11

31

35,5

72

145

49,7

7

30

23,3

13

53

24,5

8

52

15,4

Пол.

82

219

37,4

6

23

26,1

12

26

46,2

48

111

43,2

6

22

27,3

5

19

26,3

5

18

27,8

Серб.

81

240

33,8

8

26

30,8

12

30

40,0

38

93

40,9

9

31

29,0

7

36

19,4

7

24

29,2

Такие команды как сборные Испании, Дании и Хорватии на сегодняшний день составляют элиту мирового гандбола, являются настоящими лидерами, законодателями гандбольной моды, именно на них равняются все остальные.

В этой связи нам показалось интересным проанализировать показатели соревновательной деятельности вратарей всех вышеуказанных команд, как одну из важнейших составляющих достижения результата и дать их сравнительную характеристику.

Все рассматриваемые далее показатели приведены в таблице 1.

К ним относятся: общее количество бросков и отраженных мячей, количество брошенных и отбитых мячей при бросках с ближних дистанций (6 м), с углов, с дальних дистанций (9 м), при семиметровых штрафных бросках, после быстрых прорывов и отрывов.

Быстрый прорыв предполагает стремительный переход от обороны к атаке, пока соперники не успели вернуться в защиту и организовать ее, а так же произвести плановую замену. Здесь имеет место сопротивление игроков защищающейся команды.

При отрыве, в результате слаженных действий убегающего игрока и вратаря или разыгрывающего, первый завершает атаку без помех со стороны полевых игроков команды соперников, оказавшись «с глазу на глаз» перед вратарем, что в значительной степени облегчает задачу нападающему.

Буквой «С» в таблице 1 обозначено количество отбитых мячей (сейв), а количество произведенных бросков буквой «Б».

На анализируемом Чемпионате мира сборные команды Испании, Дании, Словении и Хорватии провели по 9 игр. Сербия, Польша и Беларусь - по 6 поединков.

На рисунке 1 показано общее соотношение выполненных бросков в ворота каждой из команд, количество отбитых мячей вратарями этих команд и эффективность голкиперов в %.

Соперники сборной Дании произвели в ее ворота в общей сложности 381 бросок на протяжении 9 матчей, это самый высокий суммарный показатель. На втором месте по этому показателю команда Словении, в ее ворота было направлено 370 бросков за 9 игр, далее располагается сборная Хорватии, которая позволила соперникам в 9 встречах произвести 318 прицельных выстрелов, и меньше всего бросков пришлось на долю голкиперов сборной Испании – 283 в 9 матчах.

Таким образом, в среднем за игру испанские ворота подвергались атакам 31,4 раза, датские – 42,3 раза, хорватские – 35,3 раза и словенские – 41,1 раза.

Количество отбитых мячей у сборной Испании составляет 100, что равно 35,3% от общего числа бросков. Датские вратари парировали 137 бросков, а это 36 %, хорватские – 116 или 36,5%.

В течение 6 матчей ворота сборной Беларуси были атакованы 220 раз, Польши – 219 и Сербии 240 раз.

Среди анализируемых команд, сыгравших по 6 матчей, на первом месте по среднему количеству допущенных бросков в свои ворота за матч стоит сборная Сербии – 40, затем сборная Беларуси – 36, 7 и у сборной Польши 36,5 броска за матч.

Голкиперы сборной Польши отводили угрозу от своих ворот 82 раза, что составляет 37,4%, сборной Сербии – 81 раз (33,8%) и сборной Беларуси – 67 раз или 30,5%.

Рисунок 1. Диаграмма соотношения суммарного количества сейвов, бросков и эффективности за все матчи проведенные командами.

Рисунок 2 подробно раскрывает картину эффективности вратарей при бросках с ближних дистанций при позиционных атаках. Бросок с расстояния 6-ти метров до ворот является наиболее предпочтительным, для нападающей команды завершением атаки, ради которого и ведется весь позиционный розыгрыш. Фактически количество бросков с ближних дистанций отражает число грубых ошибок защищающихся игроков, которым остается лишь уповать на мастерство и удачу своего вратаря.

В этом компоненте соревновательной деятельности первенство принадлежит голкиперам сборной Словении, которые отразили 32,2% бросков (19/59), в то время как вратари сборной Испании справились только с 15,9% таких атак – это худший результат из рассматриваемых команд.

Далее показатели распределились следующим образом: сборная Сербии 30,8% (8/26), сборная Польши 26,1 % (6/23), сборная Дании 24,6% (16/65), Хорватия 17,6% (9/51).

Рисунок 2. Соотношение количества бросков с 6-ти метров, отбитых мячей и эффективность (%) игры вратарей.

Показатель эффективности голкиперов сборной Беларуси составляет 28%, то есть 7 отбитых из 25 брошенных мячей.

Рисунок 3 наглядно демонстрирует эффективность вратарей при бросках с крайних позиций. Броски с углов в принципе являются наиболее сложным элементом техники. Проследим, за тем, как справлялись с ними вратари исследуемых команд.

Рисунок 3. Эффективность игры вратарей при бросках с крайних позиций.

В этом компоненте соревновательной деятельности эффективность игры вратарей колеблется в пределах от 46,2% у сборных Хорватии и Польши, до 28,9% у сборной Испании.

Отметим тот факт, что сборная Хорватии провела 9 матчей, а сборная Польши – 6. Количество бросков у хорватов составило 52, из них 24 были парированы голкиперами. У поляков из 26 бросков отбито 12.

Эффективность вратарей сборной Дании достигла уровня 44,7% (17/38 бросков за 9 игр), сборной Сербии 40% (6 игр, 12/30 бросков), сборной Словении в 9 играх 35,5% (11/31 броска).

Что касается эффективности вратарей сборной Беларуси, то она составляет 30%, что равно 12 отраженным броскам из 40.

Рисунок 4. Эффективность отражения бросков с дальних дистанций

На рисунке 4 представлена эффективность отражения вратарями исследуемых команд бросков в дальних дистанций (9 м).

Из диаграммы видно, что наибольшее число бросков пришлось по воротам сборной команды Словении – 145. Из них вратарями отражено 72, что составляет 49,7%. При этом меньше всего с этих позиций соперники атаковали ворота сборной Беларуси – 78 раз. Из них отражено голкиперами 31, что составляет 39,7% эффективности. По воротам сборной Испании выполнено 120 бросков, из которых отбито 62, это 51,7%, датчане отразили 66 бросков из 137 (48,2%), хорваты справились с 63 бросками из 121 – 52,1%, вратари сборной Польши из 111 отбили 48 бросков (43,2%), а голкиперы сербской сборной отразили 40,9%, то есть 38 бросков из 93.

На рисунке 5 представлена диаграмма эффективности отражения 7-метровых штрафных бросков. Так вот, здесь первенство принадлежит вратарям сборной Сербии, которые смогли парировать 29% бросков – 9 из 31. Худший результат в этом показателе соревновательной деятельности принадлежит голкиперам сборной Хорватии, которым удалось отразить только 23,1%

Рисунок 5. Эффективность отражения 7-метровых штрафных бросков.

бросков (6 из 26). Очень высокий процент эффективности продемонстрировали вратари сборной Польши – 27,3 (6/22 бросков). Из 30 бросков словенским стражам ворот удалось отбить 7, что составило 23,3%, датские голкиперы отвели угрозу в 28% случаев, отбив 7 из 25 бросков. И, наконец, у сборных Беларуси и Испании наблюдается полная идентичность в показателях 26,3% эффективности, при 5 отбитых бросках из 19.

Рисунок 6 демонстрирует нам картину эффективности игры голкиперов исследуемых сборных при бросках после быстрых прорывов.

Первая, из разновидностей стремительного нападения выявила следующие результаты, в показателях соревновательной деятельности голкиперов.

Больше всего бросков после быстрого прорыва было исполнено по воротам сборной команды дани (60). 17 из них голкиперам удалось нейтрализовать, что составило 28,3% эффективности. Далее идут вратари сборной Словении, которым удалось ликвидировать угрозу 13 раз из 53, что равно 24,5%. 42 раза сейвами отметились вратари сборной Хорватии при 42 бросках в их ворота, что составляет 14,3% эффективности. 36 раз соперники атаковали ворота сборной Сербии. Вратарям удалось им противостоять 7 раз – 19,4%.

Рисунок 6. Эффективность вратарей при бросках после быстрых прорывов.

Белорусские ворота подвергались броскам после быстрого прорыва 31 раз, удача на стороне вратарей была 6 раз, что составляет 19,4%. Следом идет показатель сборной Испании – 4 отраженных броска из 24 или 16,7%. И замыкает список с наименьшим процентом эффективности голкиперов сборная команда Польши, у которой из 19 бросков отбито 5 (26,3%).

Следует отметить, что быстрый прорыв зачастую является следствием потери мяча или грубой ошибки в нападении. Поэтому чем меньше бросков после таких атак приходится в ворота какой-либо из команд, тем вероятнее можно говорить о качестве ее нападения.

Рассмотрим рисунок 7, на котором изображена диаграмма эффективности игры вратарей при бросках после такой разновидности стремительного нападения, как отрыв.

Рисунок 7. Эффективность отражения бросков после отрыва.

Наибольшее число атак отрывом предпринято в сторону ворот сборной Дании – 56. Ее вратарям удалось отразить 14 из них, продемонстрировав 25% эффективности.

52 отрыва были направлены в сторону ворот сборной Словении. Голкиперам удалось парировать лишь 15,4%, то есть 8 бросков. Далее, испанцы отразили 11 из 38 отрывов (28,9%), затем белорусы – 6 сейвов из 27 бросков (22,2%). 8 из 26 отрывов нейтрализовали голкиперы сборной Хорватии, их эффективность составила 30,8%, 7 из 24 бросков на счету сербских стражей ворот (27,8%) и у сборной Польши последний рубеж обороны справился с 5 из 18 стремительных атак, что составляет 27,8%.


ВЫВОДЫ

Проведенный нами анализ показателей соревновательной деятельности вратарей семи сборных команд на Чемпионате мира 2013 года в Испании позволяет утверждать следующее:

  1. Эффективность игры вратарей сборной Беларуси в 6-ти матчах составляет 30,5%. Это самый низкий показатель из 7 рассматриваемых команд.
  2. Самый высокий процент надежности продемонстрировали вратари сборной Польши. Он составляет 37,4%.
  3. У победителя данного турнира сборной Испании эффективность вратарей составила 35,3%. По этому показателю испанцы занимают четвертое место после сборных Польши (37,4%), Хорватии (36,5%) и Дании (36%).
  4. Эффективность игры вратарей у команд занявших места с 1 по 4 колеблется в пределах 37% - 35%.
  5. Учитывая все вышесказанное можно сделать вывод о том, что процент надежности вратарей не является определяющим фактором в достижении результата. Так команда Польши с лучшим показателем заняла в итоге 13 место, а вратари в составе Чемпионов мира испанцев, показали лишь четвертый результат.


ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Характеризуемое в данной работе исследование призвано обратить внимание специалистов на необходимость целенаправленной подготовки вратарей в нашей стране на всех этапах многолетней подготовки, начиная с отбора и заканчивая уровнем высшего спортивного мастерства. Для этого необходимо создание модельных характеристик на основе показателей соревновательной деятельности ведущих команд мира. Один из показателей мы подробно рассмотрели выше – это процент надежности.

В результате проведенного анализа соревновательной деятельности было установлено, что для достижения высоких результатов вратарям, на сегодняшний день, необходимо демонстрировать эффективность не ниже 35%.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе нами сделан упор на анализ показателей надежности вратарей команд-участниц и призеров Чемпионата мира 2013 года среди мужских команд. Предпринята попытка сравнения показателей эффективности голкиперов сборной Беларуси и ведущих команд мира.

Благодаря проведенному исследованию установлено пусть и не значительное (5% - 6%), однако, отставание в этом показателе наших спортсменов от грандов современного гандбола.

На основании полученных результатов сделаны определенные выводы, позволившие сформулировать ряд практических рекомендаций, которые могут быть полезны как спортсменам, так и тренерам.

Результаты нашей работы могут стать отправной точкой в создании модельных характеристик вратаря. Результативность, проявленная голкиперами команд победителей и призеров рассматриваемого чемпионата может рассматриваться как некий ориентир в подготовке спортивного резерва.


ЛИТЕРАТУРА

  1. Ахмеров, Э.К. Педагогический контроль за специальной физической и технической подготовленностью спортсменов в учебно-тренировочном процессе по волейболу: методические рекомендации / Э.К. Ахмеров, И.А. Ширяев. - Минск: БГУ, 2005. - 32 с.
  2. Ахмеров, Э.К. Проблема отбора эффективных средств педагогического контроля за подготовленностью волейболистов / Э.К. Ахмеров // Мир спорта. - Минск, 2002. - №3. - С. 8-12.
  3. Баландин, В.И. Прогнозирование в спорте / В.И. Баландин, Ю.М. Блудов, В.А. Плахтиенко. - М.: Физкультура и спорт, 1986. – 256 с.
  4. Блохин, А.В. Специальная подготовленность гандболистов высокой квалификации в длительном соревновательном периоде: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04/ А.В. Блохин. – М., 2003. - 45 с.
  5. Гандбол: тематический сборник / редкол.: Е.И. Ивахин (гл. ред.) [и др.]. - К.: Здоров’я, 1975. – 32 с.
  6. Годик, М.А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок / М.А. Годик. - М.: Физкультура и спорт, 1982. – 127 с.
  7. Годик, М.А. Спортивная метрология / М.А. Годик. - М.: Физкультура и спорт, 1988.- 192 с.
  8. Железняк, Ю.Д. Спортивные игры: техника, тактика, методика обучения: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю.Д. Железняк, Ю.М. Портнов, В.П. Савин, А.В. Лексаков; под ред. Ю.Д. Железняка, Ю.М. Портнова. - 2-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2004. - 520 с.
  9. Запорожанова, Л.П. Педагогические аспекты отбора и прогнозирования результатов в спорте по показателям латентного периода двигательной реакции: (на примере гандбола): автореф. дис... канд пед. наук: защищена 13.00.04 / Л.П. Запорожнова. - Киев, 1982. – 111 с.
  10. Зотов, В.П. Моделирование подготовки гандболистов высокой квалификации: учеб. пособие для ин-тов физ. культуры / В.П. Зотов, А.И. Кондратьев. - К.: Здоров’я, 1982. -126 с.
  11. Игнатьева, В.Я. Гандбол: учебное пособие для физкультурных вузов / В.Я. Игнатьева. - М.: Физкультура и спорт, 1983. - 314с.
  12. Игнатьева, В.Я. Контроль за физической подготовленностью гандболистов высокой квалификации различных игровых амплуа / В.Я. Игнатьева, Атхам Камис // Теория и практика физической культуры. - 1999. - №3. - С.37-39.
  13. Игнатьева, В.Я. Многолетняя подготовка гандболистов (теория, методика и организация): автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.04 / В.Я. Игнатьева. - М., 1995. – 29 с.
  14. Игнатьева, В.Я. Оценка соревновательных и тренировочных нагрузок гандболистов: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / В.Я. Игнатьева. - М, 1983. – 36 с.
  15. Игнатьева, В.Я. Подготовка гандболистов на этапе высшего спортивного мастерства: учеб. пособие / В.Я. Игнатьева, В.И. Тхорев, И.В. Петрачева; под общ. ред. В.Я. Игнатьевой. – М.: Физическая культура, 2005. – 276 с.
  16. Игнатьева, В.Я. Соревновательная двигательная деятельность гандболистов: методические разработки для студентов, слушателей и аспирантов ГЦОЛИФК /В.Я. Игнатьева. - М.: ГЦОЛИФК, 1983. - 48 с.
  17. Изаак, В.И. Техника и тактика гандбола / В.И. Изаак, Т.Э. Набиев. – Ташкент: Университет, 2008. – 267 с.
  18. Клусов, Н.П. Тактика гандбола / Н.П. Клусов. – М.: Физкультура и спорт, 1980. – 151 с.: ил.
  19. Латышкевич, Л.А. Гандбол: учебник для студентов институтов физкультуры / Л.А. Латышкевич. - К.: Вища школа, 1988. - 169 с.
  20. Макаров, Ю.М. Текущий и этапный контроль как основа управления тренировочными и соревновательными нагрузками квалифицированных гандболистов: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04. / Ю.М. Макаров. - М., 1987. – 22 с.
  21. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры / Л.П. Матвеев. - М.: Физкультура и спорт, 1991. - 543 с.
  22. Платонов, В.Н. Общая система подготовки спортсмена в олимпийском спорте / В.Н.Платонов. - Киев: Олимпийская литература, 1997. - 584с.
  23. Портнов, Ю.М. Основы управления тренировочно-соревновательным процессом в спортивных играх. / Ю.М. Портнов. - М., 1996. – 63 с.
  24. Стаселявичус, Г.И. Изменение эффективности игровой деятельности гандболисток высокой квалификации в зависимости от использования различных программ тренировочного воздействия: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04. / Г.И. Стаселявичус - Киев, 1983. – 32 с.
  25. Суслов, Ф.П. Современная система спортивной подготовки /, В.Л. Сычев, Б.Н. Шустин; под ред. Ф.П. Суслова. - М.: СААМ, 1995. - 445 с.
  26. Техника и тактика игры вратаря в гандболе: учеб.-метод. пособие для тренеров и студентов-спортсменов / сост. С. В. Кот [и др.]. – Минск : БГУИР, 2007. – 74 с. : ил.
  27. Тхорев, В.И. Управление соревновательной и тренировочной деятельностью гандболистов высокой квалификации на основе моделирования: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.04. / В.И. Тхорев. - Краснодар, 2000. – 45 с.
  28. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Ж.К. Холодов, B.C. Кузнецов. – 2-е изд., испр. и доп. - М.: Академия, 2002. - 480 с.
  29. Хрыпов, А.Б. Механизмы оперативности игровой деятельности в гандболе и педагогические методы их совершенствования: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.04 / А.Б. Хрыпов. - М., 1988. – 32 с.
  30. Цыганок, В. Основные показатели игровой деятельности мужской сборной команды Украины по гандболу на чемпионате Европы 2000 г. / В. Цыганок // IV Міжнародний конгрес "Олімпійський спорт i спорт для вcix: проблеми здоров’я, рекреації, спортивної медицини та реабілітації. 16-19 травня 2000 р.". - К.: ГУФВиС, 2000. - С.143.
  31. Черкесов, Ю.Т. Искусственная мотивоуправляемая воздействующая среда, основные положения и принципы ее реализации / Ю.Т.Черкесов, В.В. Афанасенко, Пискунов Е.В. // Теория и практика физ. культуры. - 2004. - №2. - С.3

Анализ показателей соревновательной деятельности вратарей команд-участниц Чемпионата мира 2013 года в Испании