Анализ российского рынка логистики

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение 3

1. Логистический рынок 6

1.1. История развития логистики 6

1.2. Определение, функции и принципы логистического рынка 11

2. Анализ российского рынка логистики 19

2.1. Актуальные проблемы логистического рынка в России 19

2.2. Необходимые мероприятия для решения проблем 23

3. Перспективы отечественного логистического рынка 28

Заключение 33

Библиографический список 35


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность выбранной темы «Тенденции развития логистического рынка России» по дисциплине «Теория логистики и управления цепями поставок» связана с тем, что российский рынок транспортно-логистических услуг хоть и имеет потенциал качественного роста, все же, в своем развитии он существенно отстает от западного. Об этом, в частности, свидетельствует рейтинг Всемирного банка 2014 года, в котором логистическая отрасль России занимает 90-е место из 160. И хотя в России на этом рынке действует довольно много операторов, тем не менее, проблема низкого качества услуг сохраняется.

Актуальность темы «Тенденции развития логистического рынка России», более того, ощущается особенно сейчас, в условиях экономической рецессии, когда предприятиям приходится очень тяжело, не исключая фирм, занятых в такой специфичной отрасли экономики как логистика.

Более того, современное состояние логистики в России характеризуется рядом противоречивых моментов. С одной стороны, на фоне значительного роста интереса к логистике, как со стороны фирм, так и отдельных правительственных институтов объективно существует и недостаточное восприятие ее в целом в обществе. Для большинства образованного населения логистика все еще представляется чем-то загадочным, как в свое время, генетика или кибернетика.

В ходе выполнения данной курсовой работы необходимо проявить способности к проведению научных исследований, раскрыть навыки подготовки и принятия экономических, организационных и управленческих решений, применяя при этом знания, полученные в процессе изучения дисциплин, предусмотренных учебным планом.

Цели курсовой работы:

  • систематизация, закрепление и расширение теоретических знаний по дисциплине «Теория логистики и управления цепями поставок»;
  • углубление навыков ведения самостоятельной исследовательской работы, использования справочной и специальной литературы;
  • применение современных методов анализа логистических систем и их проектирования;
  • подготовка к выполнению дипломного проекта.

Задача курсовой работы: создать условия для углубления необходимых навыков в области подготовки, обоснования и принятия экономических, организационных и управленческих решений на основе изучения состояния организации потоковых процессов на предприятии.

Безусловно, для начала, необходимо сказать несколько слов о самом термине «Логистика». В последние несколько лет в России наблюдается лавинообразный рост интереса к логистике, как со стороны организаций бизнеса, так и правительственных институтов. Быстрыми темпами растет число компаний, имеющих выделенные организационные структуры управления логистикой – службы, отделы, дирекции, департаменты логистики. Все более востребованными на рынке труда становятся логистические менеджеры, причем, что особенно примечательно, не только в привычных видах логистической деятельности: транспортировке, экспедировании, складировании и грузопереработке, управлении запасами, таможенном оформлении, но и как организаторы стратегического планирования и управления корпоративной логистической системой.

Логистика - это часть экономической науки, предмет которой заключается в организации рационального процесса продвижения товаров и услуг от производителей к потребителям, функционирования сферы обращения продукции, товаров, услуг, управления товарными запасами, создания инфраструктуры товародвижения1.

Перспективы развития логистического рынка России… В последнее время Россия стала страной скорее перспектив развития, нежели развития как такового. Одна из немаловажных причин, почему данная тема была выбрана - она отражает более часть практическую, а не теоретическую. Для написания курсовой работы по данной теме необходимо очень детально изучить логистическую сферу России и понять, что же не дает нашей стране перейти от перспектив к развитию. Основной целью данной работы является поиск наиболее весомых проблем в сфере перевозок и складирования, а так же пути возможного их решения, что будет рассмотрено во второй главе.

В третьей главе же будут рассмотрены перспективы развития российского рынка логистики.


1.ЛОГИСТИЧЕСКИЙ РЫНОК

1.1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ТЕРМИНА ЛОГИЧЕСКОГО РЫНКА

Не многие могут дать правильную дефиницию прилагательному «логистический». Забавно, но на практике встречаются люди путающие «логистику» с «логикой».

В связи с этим, необходимо охарактеризовать истории происхождения термина «логистика» и о том, как он определяется в словарях.

Большинство исследователей сходится на том, что семантика слова восходит к Древней Греции, где «логистика» (англ. – logistics) обозначала «счетное искусство» или «искусство вычислять, рассуждать». Исторически можно проследить две основные трактовки термина, которые дошли до наших дней.

Первая связана с военной областью. Здесь логистика определяется как практическое искусство управления войсками и включает широкий круг вопросов, связанных с планированием и управлением материально-техническим снабжением армии, определением мест дислокации войск, транспортным обслуживанием армии и т.п2. Создателем первых научных трудов по логистике принято считать французского военного специалиста начала XIX в. А. Жомини, который и определял логистику как «практическое искусство маневра войсками». Приоритетное значение вопросам логистики придавалось и в армии Наполеона. Однако как военная наука логистика сформировалась лишь к середине XIX века. В России в середине XIX века, согласно «Военному энциклопедическому лексикону», изданному в Санкт-Петербурге в 1850 г., под логистикой понималось искусство управления перемещением войск, организации их тылового обеспечения. На рубеже XX столетия данный термин широкого применения не имел: «…слово «логистика» в новейших военных сочинениях более не встречается и может считаться окончательно вышедшем из употребления»3. Логистика активно применялась в период Второй Мировой Войны, и прежде всего в материально-техническом снабжении армии США на европейском театре военных действий. Четкое взаимодействие военной промышленности, тыловых и фронтовых снабженческих баз и транспорта позволило своевременно и систематически обеспечивать армию поставками вооружения, горючесмазочных материалов и продовольствия в необходимых количествах.

Эволюция понятия «логистика» тесно связана с историей и эволюцией рыночных отношений в промышленно развитых странах, причем сам термин укоренился и стал повсеместно применяться в бизнесе лишь с конца 1970-х годов. С эволюцией рыночных отношений менялось и содержание понятия.

До начала 60-х гг. в странах с развитой рыночной экономикой производители и потребители продукции не придавали серьезного значения созданию специальных систем, позволяющих оптимизировать управление материальными потоками. Система распределения, как правило, не планировалась. Производство, оптовая и розничная торговля работали без тесной увязки друг с другом. Такое невнимание к сфере управления материальными потоками объяснялось тем, что основной потенциал конкурентоспособности создавался в этот период за счет расширения и совершенствования производства.

Однако к началу 60-х годов резервы повышения этого потенциала непосредственно в производстве были существенно исчерпаны. Это вызвало необходимость поиска нетрадиционных путей создания конкурентных преимуществ. Предприниматели стали уделять все больше внимания не самому товару, а качеству его поставки. Улучшение работы в сфере распределения, не требуя дополнительных капитальных вложений, оказалось в состоянии обеспечить высокую конкурентоспособность 4 поставщика за счет снижения себестоимости и одновременно повышения надежности поставок. Денежные средства, вложенные в сферу распределения, стали влиять на положение поставщика на рынке гораздо сильнее, чем те же средства, вложенные в сферу производства. В логистически организованных материалопроводящих цепях себестоимость товара, доставляемого конечному потребителю, оказалось ниже себестоимости того же товара, прошедшего по традиционному пути. Появляющаяся разница обеспечивает участникам конкурентные преимущества, зависящие не от величины капитальных вложений, а от умения правильно организовать логистический процесс. Кроме того, использующие логистику поставщики могли гарантировать поставку точно в срок нужного количества товара необходимого качества и представляли для потребителя большую ценность, чем поставщики, которые подобных гарантий надежности не обеспечивали. Таким образом, конкурентоспособность применяющих логистику субъектов стала обеспечиваться за счет:

  • резкого снижения себестоимости товара
  • повышения надежности и качества поставок (гарантированные сроки, отсутствие брака, возможность поставки мелкими партиями и т.п.).

Вторая причина, обусловившая необходимость применения логистики в экономике - энергетический кризис 70-х годов. Повышение стоимости энергоносителей вынудило предпринимателей искать методы повышения экономичности перевозок. Причем, эффективно решить эту задачу лишь за счет рационализации работы транспорта невозможно. Здесь необходимы согласованные действия всех участников совокупного логистического процесса.

60-е гг. в современной экономике принято считать первым этапом становления и совершенствования логистики. На этом этапе развития логистики транспорт и склад, прежде связанные лишь операцией погрузки или разгрузки, приобретают тесные взаимные связи. Они начинают работать на один экономический результат по единому графику и по единой согласованной технологии. Тара, в которой отгружается груз, выбирается с учетом применяемого транспорта, в свою очередь, характеристики перевозимого груза определяют выбор транспорта. Совместно решаются и другие задачи по организации транспортно-складского процесса. Следует отметить, что совместное решение отдельных задач по управлению материальными потоками намного сложнее их обособленного решения. Зачастую требуются иные методы, а также иная подготовка специалистов. В 60-х годах развитие логистики в США называют этапом физики распределения, - в итоге был создан специальный комитет по "физическому" распределению. В это время в США родилась философия маркетинга. Сервис поставок приобрел решающее значение в стратегии рынка.

Второй этап (80-е гг.) связывают с японским наступлением в сфере производства и торговли, особенно в области автоматизации. Европейский и американский ответ на экономическую "агрессию" Японии проявился в 5 повышении качества технологии при подготовке заказов. Отсюда требование к интеграции планирования и управления производством и распределением. Интеграционная основа логистики в этот период расширилась и стала охватывать и производственный процесс. С точки зрения развития логистики 80-е гг. характеризуются следующим:

  • быстрый рост стоимости физического распределения
  • рост профессионализма менеджеров, осуществляющих управление логистическими процессами
  • долгосрочное планирование в области логистики
  • широкое использование компьютеров для сбора информации и контроля над логистическими процессами
  • централизация физического распределения
  • резкое сокращение запасов в материалопроводящих цепях
  • четкое определение действительных издержек распределения
  • определение и осуществление мер по уменьшению стоимости продвижения материального потока до конечного потребителя.

Второй этап развития логистики: производственный цех, транспорт и склад начинают работать как единый слаженный механизм. Здесь как видим, к взаимодействию складирования и транспортировки начинает подключаться планирование производства. Это позволило сократить запасы, повысить качество обслуживания покупателей за счет своевременного выполнения заказов, улучшить использование оборудования.

Третий этап относится к настоящему времени и характеризуется следующим:

  • появляются фундаментальные изменения в организации и управлении рыночными процессами по всей мировой экономике.
  • современные коммуникационные технологии, обеспечивающие быстрое прохождение материальных и информационных потоков, позволяют осуществлять мониторинг всех фаз движения продукта: от первичного источника сырья вплоть до конечного потребителя.
  • развиваются отрасли, занятые оказанием услуг в сфере логистики
  • концепция логистики, ключевым положением которой является необходимость интеграции, начинает признаваться большинством участников цепей снабжения, производства и распределения
  • совокупность материалопроводящих субъектов приобретает целостный характер.

Возможность применения логистики в экономике обусловлена современными достижениями научно-технического прогресса. Ключевое значение играет компьютеризация управления логистическими процессами. Создание и массовое использование средств вычислительной техники, появление стандартов для передачи информации обеспечило мощное развитие информационных систем.

Существует множество разнообразных экономических определений логистики. Разнобой обусловлен целым рядом причин. Одна из них заключается в специфике и различии масштабов задач, которые пытаются решать отдельные фирмы в сфере сбыта товара, его перевозки, складирования и т.д. Другой причиной существующие различия в национальных системах организации и управления товародвижением, а также в уровне исследований проблем логистики в разных странах. Третья причина заключается в множественности функциональных направлений деятельности во внешней среде логистической системы.

1.2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ, ЗАДАЧИ, ФУНКЦИИ И ПРИНЦИПЫ ЛОГИСТИЧЕСКОГО РЫНКА.

Логистический рынок — это экономическая система, в рамках которой происходит согласование и реализация экономических интересов между субъектами хозяйственной деятельности, связанных с логистической отраслью4.

Задачи логистического рынка весьма разнообразны и подразделяются на глобальные, общие и частные.

Глобальные:

  • Достижение максимального эффекта функционирования логистической системы с минимальными затратами.
  • Моделирование логистических систем и условий их надежного функционирования.

Общие:

  • Создание интегрированной системы регулирования материальных и информационных потоков
  • Разработка способов управления движением товаров
  • Определение стратегии и технологии физического перемещения товаров
  • Разработка системы учета и анализа логистических издержек
  • Внедрение системы качества на предприятии
  • Прогнозирование объемов производства, перевозок, спроса и т.д.
  • Выявление несбалансированности между потребностями и возможностями
  • Организация предпродажного и послепродажного обслуживания потребителей
  • Проектирование и оптимизация структуры автоматизированных складских комплексов
  • Внедрение систем управления движением материальных потоков MRP, JIT и их модификаций
  • Планирование мощности логистической цепи
  • Контроль материальных потоков
  • Координация деятельности различных подразделений предприятий
  • Внешняя и внутренняя интеграция
  • Разработка логистической стратегии

Частные:

  • Снижение уровня страховых запасов
  • Сокращение времени хранения продукции в запасах
  • Сокращение времени перевозки
  • Определение оптимального количества складов на обслуживаемой территории
  • Поиски, выбор поставщиков
  • Организация приемки, разгрузки, складирования
  • Повышение текущего уровня сервисного обслуживания потребителей
  • Выбор места расположения торговой точки
  • Кратковременное увеличение мощности ЛС
  • Устранение непроизводительных участков
  • Оформление заказов
  • Выбор типа торгового посредника
  • Выбор вида транспорта для перевозки грузов
  • Выбор маршрута перевозки
  • Оформление внешнеторговой сделки

Функции логистического рынка – это укрупненная группа логистических операций, однородных с точки зрения цели этих операций и заметно отличающихся от другой совокупности операций5.

Классификации основных функций логистического рынка.

Признак классификации

Вид

Описание

Характер выполняемых задач

Оперативные

Организация работ, непосредственное управление, контроль потоков

Координационные

Выявление и сопоставление потребностей и мощности логистической системы, согласование целей и координация действий различных подразделений внутри предприятия и различных звеньев логистической цепи

Содержание

Базисные

Снабжение, производство, сбыт

Ключевые

Поддержание стандартов обслуживания, управление закупками, определение объемов и направлений потоков, прогнозирование спроса, управление запасами, физическое распределение продукции, определение последовательности продвижения товаров через места складирования, осуществление перевозок и всех необходимых операций с грузом в пути следования, управление производственными процедурами, формирование хозяйственных связей по поставкам товаров или оказанию услуг

Поддерживающие

Управление складскими операциями, развитие, размещение и организация складского хозяйства, сдача и приемка грузов, хранение, сортировка, подготовка необходимого ассортимента, упаковка, маркировка, подготовка к погрузке, погрузочно-разгрузочные работы, грузопереработка, защитная упаковка, обеспечение возврата товара, обеспечение запасными частями и сервисное обслуживание, информационно-компьютерная поддержка

С концептуальных позиций

Системообразующая

Организация системы управления всеми ресурсами

Интегрирующая

Объединение, согласование, координация действий участников логистического процесса внутри предприятия и внутри логистической цепи

Регулирующая

Экономия ресурсов, минимизация отходов всех видов (потери времени, неэффективные операции, отходы материальных ресурсов), минимизация затрат

Результирующая

Направлена на достижение конечной цели логистического управления – выполнение шести правил логистики

Реализуют логистические функции следующие организации:

  • транспортные предприятия;
  • торговые предприятия;
  • коммерческо-посреднические организации;
  • предприятия-изготовители;
  • специализированные внешние логистические организации.

Принципы логистического рынка:

Принцип системного подхода. Подход к объектам исследования как системам – одна из главных особенностей логистики. Максимальный эффект можно получить только в случае, когда материальный поток оптимизируется на всем протяжении от первичного источника сырья вплоть до конечного потребителя, а не в рамках отдельного предприятия или подразделения. При этом все звенья логистической цепи должны работать как единый слаженный механизм. Поэтому все звенья логистической цепи необходимо рассматривать как целостную систему, чтобы согласовать экономические интересы отдельных ее элементов, технические вопросы, технологические процессы и т.д6.

Принцип тотальных затрат. Одна из основных задач логистики – минимизация совокупных логистических издержек на протяжении всей логистической цепи от первичного источника сырья до конечного потребителя. Необходимым условием эффективного решения этой задачи является возможность точного измерения логистических издержек, но это возможно лишь при условии, если система учета издержек производства и обращения позволяет выделять затраты на логистику. Поэтому необходимо отдельно выделять и анализировать затраты на реализацию логистических операций, определять наиболее значимые затраты, выявлять их взаимообусловленность и т.д.

Принцип глобальной оптимизации. В процессе оптимизации структуры или управления логистической системой необходимо согласование частных целей функционирования отдельных элементов системы для достижения глобального оптимума7.

Принцип логистической координации и интеграции. В процессе логистического менеджмента необходимо достижение согласованного, интегрального участия всех звеньев логистической системы или логистической цепи от ее начала и до конца в управлении всеми видами потоков при реализации целевой функции.

Использование теории компромиссов для перераспределения затрат. Под компромиссом понимается гармонизация экономических интересов участников логистического процесса. В начале становления логистического подхода при формировании системы логистического управления использовался критерий минимума общих затрат на материальное распределение. Это с одной стороны открывало новые возможности в принятии решений, но вместе с тем определенным образом ограничивало эффективность получаемых решений. Поэтому в дальнейшем пришло понимание того, что критерием должна быть максимальная прибыль от логистических операций всех фирм-участниц. Таким образом, снижение прибыли (увеличение затрат) в одном из звеньев логистической системы допустимо и необходимо при условии, что это повлечет увеличение прибыли (снижение затрат) всей системы в целом.

Отказ от выпуска универсального технологического и подъемно-транспортного оборудования. Смысл этого положения в использовании оборудования, соответствующего, в основном, конкретным условиям. Оптимизация потоковых процессов за счет использования специализированного оборудования, возможна только в условиях массового выпуска и использования широкой номенклатуры разнообразных средств производства. Это означает, что для воплощения этого принципа на практике требуется высокий уровень научно-технического развития общества.

Принцип развития логистического сервиса. По сравнению с повышением качества товара или выпуском нового товара существует гораздо менее затратный путь повышения конкурентоспособности предприятия, а именно достижение современного уровня логистического сервиса и его развитие (обеспечение гибкости, надежности и высокого качества: своевременная доставка, удобная тара, приемлемые партии, подобранный ассортимент и т.п.).

Принцип моделирования и информационно-компьютерной поддержки. При анализе, синтезе и оптимизации объектов и процессов в логистических системах широко используются различные модели: математические, графические, физические, имитационные и др. Реализация логистического менеджмента в настоящее время невозможна без соответствующей информационно-компьютерной поддержки8.

Принцип разработки необходимого комплекса подсистем, обеспечивающих процесс логистического менеджмента: технической, экономической, организационной, правовой, кадровой, экологической и др.

Принцип TQM (total quality management) – всеобщего управления качеством. Обеспечение надежности функционирования и высокого качества работы каждого элемента логистической системы для обеспечения общего качества товаров и сервиса, поставляемых конечным потребителям9.

Принцип гуманизации всех функций и технологических решений в логистической системе. Все решения должны соответствовать экологическим требованиям по охране окружающей среды, эргономическим, социальным, этическим требованиям к работе персонала и т.п. Например, одним из важнейших элементов логистической системы являются кадры, способные с необходимой долей ответственности выполнять свои функции. Для привлечения дисциплинированного, квалифицированного персонала в область управления материальными потоками необходимы современные условия труда, перспективы карьерного роста, повышение престижа подобной работы и т.д.

Принцип устойчивости и адаптивности. Внешняя среда предприятий характеризуется высокой степенью неопределенности и колебаниями рыночного спроса на товары и услуги, резкими колебаниями цен на сырье, транспортными услугами, колебаниями качественных и количественных характеристик материальных потоков, изменением условий поставок и закупок и т.д. В этих условиях логистическая система должна уметь перестраиваться, меняя цели, параметры, критерии оптимизации, программу функционирования, т.е. приспосабливаться к новым условиям внешней среды. Это является существенным фактором устойчивого положения на рынке.


2. АНАЛИЗ РОССИЙСКОГО ЛОГИСТИЧЕСКОГО РЫНКА

2.1. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЛОГИСТИЧЕСКОГО РЫНКА РОССИИ

Российский рынок грузоперевозок переживает сейчас непростые времена. Это заметно, фактически, во всех сегментах, включая и автомобильный. Ухудшение ситуации было очевидным еще в прошлом году. Такой вывод можно сделать исходя из снижения роста объемов грузоперевозок - с 2010 по 2013 год включительно рост был существенным. В 2015 году негативная тенденция обострилась, и то, что сейчас происходит на рынке в целом, можно назвать кризисом10.

В начале 2014 года эксперты предсказывали, что рост на рынке транспортно-логистических услуг составит 5-6 процентов. В реальности же вышло, что рост продолжается только в отдельных сегментах, и он гораздо скромнее тех цифр, которые прогнозировались. Так, по итогам первого полугодия рост объема автомобильных грузоперевозок составил только 0,2%. Для сравнения: за аналогичный период 2013 года показатель увеличился на 2,6%, а за январь-июнь 2012 года – примерно на 10%. Железнодорожные грузоперевозки выросли значительнее – где-то на 6%. Одним словом, ситуация для логистических операторов очень неоднозначная. Скажем так: рост пишем, кризис в уме.

По данным Минтранса, авиационный грузооборот в первой половине года сократился примерно на 6%. Притом, что мировой рынок пусть незначительно, но вырос – примерно на 3%. Такая динамика связана с рядом факторов, и прежде всего - нестабильностью на внутреннем рынке, сложной международной обстановкой, колебаниями курсов валют, негативной динамикой инвестиций, торговыми ограничениями. Все это сказывается на маржинальности бизнеса.

Пока нет статистических данных за первую текущего года, но в целом за 2015 ситуация принципиально не изменилась. Можно с уверенностью говорить о стагнации на рынке.

Рынок экспресс-доставки также негативно реагирует на ухудшение экономической ситуации, однако до существенных последствий пока не дошло. Конечно, роста на 15-20% в год, который показывал рынок в 2011-2013 г.г., сегодня нет. Но в целом динамика положительная. Главным драйвером здесь по-прежнему является интернет-торговля - этот сегмент в последние годы очень бурно развивался. По оценкам экспертов, онлайн-торговля уже составляет около 2% от общего объема оптово-розничного рынка. Логистическим операторам такая тенденция, безусловно, на руку. В целом это перспективное направление для бизнеса - если, конечно, государство не будет искусственно сдерживать развитие онлайн-торговли. А такие попытки в течение этого года предпринимались.

Возвращаясь к ситуации на рынке в целом, хотелось бы отметить, что на нем продолжается процесс реструктуризации, неэффективные компании уходят с рынка, усиливается конкуренция, в том числе со стороны «серых» перевозчиков11.

Следует подчеркнуть, что сегодняшние проблемы на российском рынке транспортно-логистических услуг обусловлены не только кризисными явлениями в экономике, которые лишь усугубляют системные недостатки. Сейчас в России уровень транспортно-логистических расходов для субъектов любой экономической деятельности, прежде всего - производственной, является одним из самых высоких в мире. Согласно различным оценкам, эти расходы доходят до 20% ВВП. Это примерно на четверть больше, чем в Китае, и почти втрое больше, чем в странах Европы.

Как было упомянуто ранее, Всемирный Банк полагает, что на сегодняшний день Россия находится на 90-м месте из 160 в рейтинге стран по уровню развития логистическои системы. Соседствуют с Россией в этом рейтинге такие страны, как Уругвай и Шри-Ланка. Понятно, что по территории эти страны с Россией несопоставимы, и ситуация в нашей стране во многом обусловлена территориальным размахом. Однако такие немаленькие страны, как США, Канада, Австралия, Китаи и даже Бразилия находятся в рейтинге значительно выше России.

Поэтому можно констатировать, что неэффективность транспортно-логистической системы является одним из основных факторов, сдерживающих экономический рост в России.

По некоторым данным, российские компании только на транспорт тратят в три раза больше, чем их европейские коллеги, но груз преодолевает одно и то же расстояние в несколько раз дольше.

Анализ состояния логистической отрасли в нашей стране свидетельствует о наличии существенных проблем и барьеров. Это, в частности:

– территория России, самая большая в мире и дальность доставки некоторых грузов исчисляется тысячами километров;

недостаток инвестиций (в том числе иностранных) в логистическую инфраструктуру;

– отсутствие сформированного рынка 3PL-провайдеров;

– недостаточный уровень квалификации персонала компаний в области логистики и управления цепями поставок;

– несовершенство законодательной и нормативной базы в области логистики;

– отсутствие достоверной и унифицированной статистической отчетности по логистике;

– нерациональное развитие систем распределения товаров и услуг (отсутствие продуманной стратегии развития систем распределения в промышленности и торговле, недостаток организованных товарных рынков на уровне крупного и среднего опта);

– слабый уровень развития современных систем электронных коммуникаций, электронных сетей, систем связи и телекоммуникаций;

– отсутствие практически на всех видах транспорта современных транспортных средств, отвечающих мировым стандартам; высокая степень физического и морального износа подвижного состава транспорта;

– низкий уровень развития производственно-технической базы складского хозяйства; недостаток современного технологического оборудования по переработке продукции; слабый уровень механизации и автоматизации складских работ;

– недостаточное развитие промышленности по производству современной тары и упаковки и т. п.

По мнению экспертов, в логистической отрасли России наиболее важные сложности: законодательство и большие расстояния. Что касается первой, – проблема не в том, что Россия не имеет законов, а в том, что они по-разному интерпретируются.

Хотелось бы отдельно сказать о достаточно серьезной проблеме подготовки кадров в области логистики. Необходимо скорейшее внедрение логистического мышления в практику работы менеджеров высшего и среднего уровня, персонала различных предприятий и т. д. Необходимы интенсивная подготовка кадров по специальности «Логистика», переподготовка и повышение квалификации в этой области персонала среднего и высшего менеджмента.

Важно подчеркнуть, что на развитие отечественного логистического рынка также влияет недоверие и страх новизны. Многие российские логисты до сих пор с недоверием относятся к инновационным информационным технологиям.

Кстати, до сих пор многие российские компании несут значительные потери, предпочитая осуществлять транспортировку и хранение грузов самостоятельно. В современных условиях ведения бизнеса данная бизнес-схема не всегда является оправданной с точки зрения эффективности. Иногда предприятию гораздо выгоднее не нести издержки на оплату труда водителей, экспедиторов, кладовщиков, грузчиков, охраны склада, техническое обслуживание машин, бензин, оснащение гаражей и складских помещения, и прочее, а пользоваться услугами профессиональных транспортно-экспедиционных компаний или отдавать осуществление своей логистической деятельности сторонней организации по договору аутсорсинга.

2.2. НЕОБХОДИМЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ

По мнению экспертов, чтобы эффективно решать проблемы развития отечественного логистического рынка российским фирмам необходимо следовать примеру успешных западных компаний.

Согласно материалам аналитического отчета европейскими логистическими операторами предпринимаются следующие антикризисные меры:

  • сокращение внутренних расходов;
  • отказ от текущих неприбыльных клиентов;
  • выборочное отношение к новым клиентам;
  • фокус на ключевые рынки;
  • диверсификация предложения продуктов и услуг;
  • обсуждение снижения цен с поставщиками;
  • поиск возможностей стратегических слияний и поглощений;
  • сокращение планов расширения;
  • аутсорсинг компании-собственника складских площадей;
  • сокращение персонала;
  • снижение цен клиентам12

Как видим, мера, связанная со снижением цен для клиентов, заняла последнее место. Это подтверждает тезис о том, что строить свой бизнес на основе снижения клиентских ставок является тупиковым и губительным вариантом развития и для логистических компаний, и для их партнеров. Важно уметь обосновать и донести до клиента важность добавленной стоимости, которую получает он или его потребители.

Улучшение качества работы. Логистическим компаниям необходимо выстраивать новые приоритеты в операционной работе: в современных условиях нужно делать упор на качество сервиса клиентов, а не на количество работ. Необходимо переходить от роста объемов работы, которые будут значительно меньше в течение ближайших 3-5 лет (такова продолжительность, по прогнозам ряда экспертов, рецессии рынка логистических услуг в России), к повышению качества обслуживания клиентов.

Повышение уровня складского сервиса. Логистическим компаниям необходимо внедрять схемы обслуживания без промежуточного складирования продукции и обработки на складах. Они и дальше будут сокращать инвестиции на развитие складской сети (новых складов) и прочих активов, одновременно финансируя из собственных источников дополнительное оснащение и оборудование, например, проектирование и монтаж конвейерных линий для сборки заказов в существующих складах в счет будущих расчетов с клиентом. Также логистические компании будут предлагать клиентам следующие меры для оптимизации их складских расходов:

Улучшение транспортного сервиса. Рассмотрим меры, направленные на оптимизацию транспортных расходов:

  • обоснованное проведение тендеров — в тендерном «запале» нельзя стремиться к максимальному давлению на подрядчиков; логистическим компаниям необходимо воздержаться от смены проверенных подрядчиков без крайней необходимости.
  • тщательный контроль фактического состояния дел у подрядчиков — проверка их с точки зрения собственной налоговой безопасности;
  • доставка мелкопартионных грузов одним автомобилем в разные города;
  • объединение (консолидация) отгрузок с компаниями, поставляющими сходные товары, но другой номенклатуры или дополняющие товары клиента;
  • формирование целевой партии товаров для конкретных покупателей в одном регионе в пункте загрузки за рубежом (при импортных поставках);

Развитие логистической инфраструктуры. Это не только строительство складских терминалов и обновление подвижного состава. В первую очередь это развитие дорожной сети, создание привлекательного инвестиционного климата. И основную роль здесь должны играть органы власти субъектов через создание целевых инвестиционных программ и налаживание активного диалога с бизнесом. Наиболее ярким примером такого диалога могут служить Московская и Ульяновская области.

Отсутствие современной логистической инфраструктуры несколько тормозит развитие региональных производственных программ. В большинстве регионов за пределами Москвы и Санкт-Петербурга доступны лишь базовые логистические услуги в ограниченном объеме, применяемые технологии не всегда соответствуют современным требованиям. Ограниченность предложения в области логистики тормозит развитие производственных программ, то есть порождает скрытый или отложенный спрос.

Улучшение управления инвестициями. Чтобы сократить сроки окупаемости инвестиций, необходимо снижать затраты (внутренние и внешние) на осуществление операционной деятельности, минимизировать дополнительные расходы, причинами которых в 80% случаев становится человеческий фактор (ошибки персонала, несогласованные и/ или несвоевременные решения и т. д.).

Улучшение системы управления цепями поставок. Чрезвычайная актуальность и важность задач управления бизнесом в современной ситуации обусловливает необходимость в активизации информационного обмена между партнерами в логистических цепочках. Требуется большая информационная открытость и прозрачность. Важно выстроить систему управления взаимодействием организаций с разной культурой и системой менеджмента, необходимо налаживать и управлять отношениями между отправителями, получателями, экспедиторами, транспортными (перевозочными) компаниями в рамках цепочек поставок.

Улучшение логистических технологий и внедрение инноваций. Применяемые транспортные, складские и другие логистические технологии должны быть направлены на обеспечение условий поддержания и сохранения бизнеса клиентов. Необходимо увеличить инновационность бизнеса, направленного на создание выгод для клиентов. Существующие нормативно-правовые документы должны меняться в соответствии с меняющейся рыночной ситуацией13.

Улучшение системы менеджмента логистических компаний. В условиях кризиса необходимо ускорять организационные изменения в логистических компаниях. Главные задачи, которые ставятся акционерами перед менеджментом логистических компаний, — пережить кризис с наименьшими потерями и подготовиться к предстоящему росту экономики. В условиях кризиса необходимо подвергнуть ревизии существующую практику работы, мышление людей на разных уровнях управления в логистических компаниях, документацию, регламенты. Надо подходы управленческого аппарата компаний.

Фокусирование деятельности на сокращение издержек, рост производительности труда и качества сервиса клиентов. Усиливающаяся конкуренция реально приводит к улучшению технологий, качества, снижению стоимости для клиентов.

Ориентация на клиента. Логистические компании увеличат количество контактов с клиентами. Известно, что в сложных и трудных жизненных обстоятельствах, в периоды испытаний люди сближаются. Точно так же в условиях экономического кризиса сотрудники логистических и клиентских компаний станут все больше общаться, чаще встречаться, обсуждать совместные действия, направленные на преодоление последствий кризиса.

Подход к клиентам должен быть избирательным. Если клиент проявляет готовность к сотрудничеству по многим направлениям, это хорошо. Однако иные компании могут сказать, что их интересуют только низкие ставки на перевозки, таможенное оформление и т. п. И практика подсказывает, что таким клиентам не следует навязывать комплексные услуги. Надо набраться терпения и выдержки и ждать, пока они не созреют для более тесного партнерства. Хорошее знание клиентов позволит вести бизнес без существенных инвестиций в активы — ведь оно уже само по себе является активом.

Важно повышать культуру партнерского взаимодействия. Требования и потребности клиентов нужно передавать подрядчикам, в том числе через договоры. Следует отметить, что эффективность деятельности логистических компаний во многом зависит и от культуры самих клиентов. Перефразируя известное выражение, можно сказать: каков заказчик, такова и музыка, которая получается. Необходимо правильно выстраивать коммуникации между участниками логистических цепочек.

Необходимо, чтобы все больше фирм пользовались аутсорсингом. Несомненно, это очень экономно и качественно передавать выполнение некоторых бизнес-процессов компаниям, специализирующимся в соответствующей области. Это очень релевантно, особенно в условиях экономического спада.

3. ПЕРСПЕКТИВЫ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ЛОГИСТИЧЕСКОГО РЫНКА

Отечественные транспортные и экспедиторские предприятия, участвующие в международных перевозках грузов, одними из первых почувствовали необходимость внедрения современных логистических технологий транспортировки и переработки грузов: интермодальных, мультимодальных и терминальных систем, технологии перевозки JIT и «от двери до двери», современных телекоммуникационных систем сопровождения грузовых перевозок и т. д.

Крупные российские государственные и частные транспортные и экспедиторские предприятия стали активно создавать свои терминальные сети, распределительные и логистические центры, системы информационно-компьютерной поддержки логистической деятельности.
Достаточно серьезной проблемой является подготовка кадров в области логистики. Необходимо скорейшее внедрение логистического мышления в практику работы менеджеров высшего и среднего уровня, персонала различных предприятий и т. д. Необходимы интенсивная подготовка кадров по специальности «Логистика», переподготовка и повышение квалификации в этой области персонала среднего и высшего менеджмента.

Транспорт является важнейшим фактором эффективного развития экономики. Становление рыночных экономических отношений усиливает эту роль транспорта, так как при его непосредственном участии формируются региональные товарные рынки14. Становится более актуальной главная задача транспорта – ускорение оборота материальных ценностей, доставки готовой продукции, перевозки людей, ибо это прямо затрагивает экономические интересы как производителей, так и потребителей.
Дорожно-транспортный комплекс России – одно из крупнейших звеньев ее экономики. В нем занято 8 % общей численности рабочих и служащих, 13,6 % основных производственных фондов. Если старая экономика мирилась с несовершенством транспортной отрасли, то новую экономику такое ее состояние удовлетворить не может. Новые экономические структуры не доверяют существующей транспортной отрасли, поскольку государственный транспорт объективно не может работать так, как это нужно новым клиентам.

Специалисты считают, что на данном этапе государственного строительства новой России любые усовершенствования в сфере производства, распределения, реализации, потребления, в финансово – кредитной системе и др. к реальным успехам не приведут, если с опережением не будет усовершенствована транспортная отрасль экономики Российской Федерации.

В соответствии с Программой социально – экономического развития страны Российской Федерации предусмотрено уделять особое внимание опережающему развитию транспортного комплекса как фактора, играющего ключевую роль в снижении транспортных издержек в экономике, а также в обеспечении социальной стабильности и международной экономической интеграции.

С этой целью необходимо создание условий для улучшения социально-экономического положения страны и освоения новых территорий, укрепления обороноспособности и экономической безопасности государства, повышения конкурентоспособности отечественных товаров за счет снижения транспортных издержек при перевозках автомобильным транспортом и поэтапного развития автомобильных дорог в соответствии с темпами автомобилизации страны.

Выполнение основной цели Программы будет осуществляться путем проведения согласованной государственной дорожной политики, направленной на:

– содействие обеспечению территориальной транспортной доступности на уровне, гарантирующем экономическую целостность государства и социальную стабильность, освоению и развития территорий, интенсификации общественного производства, решению социальных проблем населения, экономической и политической интеграции страны, развитию федеральных принципов государственного устройства15;

– создание условий для обеспечения конституционных прав граждан на свободу передвижения, определение в качестве важнейшего приоритета соблюдения интересов пользователей автомобильных дорог;

– содействие обеспечению оптимальных транспортных условий для внешней торговли;

– усиление координации в развитии транспортной инфраструктуры, содействие интеграции транспортных и производственно-распределительных процессов, созданию мультимодальных перевозочных систем и систем товарораспределения, основанных на принципах логистики;

– обеспечение стратегических и оборонных интересов Российского государства, экономической безопасности страны;

– снижение отрицательных воздействий на окружающую природную среду и повышение безопасности дорожного движения на уровне, обеспечивающем устойчивую работу транспорта16.

Основными задачами по реализации государственной дорожной политики настоящей программой предусмотрены:

– приоритетное финансирование совершенствования и модернизации и развития опорной дорожной сети, ремонта и содержание дорог;

– совершенствование и развитие сети местных автомобильных дорог для связи населенных пунктов с дорожной сетью общего пользования, решение социальных проблем сельского населения;

– совершенствование системы управления дорожным хозяйством на федеральном и региональном уровне;

– повышение ответственности территориальных органов управления за решение задач по развитию автодорожной сети при одновременном совершенствовании координации деятельности федеральных и территориальных органов, управления автомобильными дорогами;

– совершенствование методов перспективного и оперативного планирования на основе анализа транспортно – эксплуатационного состояния сети автомобильных дорог с учетом обеспечения стабильного финансирования и соблюдения инвестиционных приоритетов;

– повышение качества дорожных работ на основе внедрения новейших достижений научно-технического прогресса, опережающего развитие, отечественного дорожного машиностроения и дорожно-строительной индустрии, в т. ч. с привлечением к этой проблеме предприятий оборонной промышленности;

– совершенствование рынка дорожных работ, повышение качественного уровня конкуренции за счет более широкого внедрения конкурсной системы предоставления подрядов.
И здесь очень важным является логистический подход к ресурсному обеспечению дорожно-транспортного комплекса, особенно в создании и функционирования автодорожной сети17.

Несомненно, что развитие логистической инфраструктуры — это не только строительство складских терминалов и обновление подвижного состава. В первую очередь, это развитие дорожной сети, создание привлекательного инвестиционного климата. И основную роль здесь должны играть органы власти субъектов через создание целевых инвестиционных программ и налаживание активного диалога с бизнесом. Наиболее ярким примером такого диалога могут служить Московская и Ульяновская области.

Отсутствие современной логистической инфраструктуры несколько тормозит развитие региональных производственных программ. В большинстве регионов за пределами Москвы и Санкт-Петербурга доступны лишь базовые логистические услуги в ограниченном объеме, применяемые технологии не всегда соответствуют современным требованиям. Ограниченность предложения в области логистики тормозит развитие производственных программ, то есть порождает скрытый или отложенный спрос.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Подводя итоги, необходимо вспомнить, что было рассмотрено в данной работе. В первой главе, были описано, как развивалась логистика на протяжении истории. В той же главе описываются теоретические аспекты логистический рынка - дано определение, функции, а также приведены принципы его функционирования.

Во второй главе были охарактеризованы основные проблемы и барьеры развития отечественного логистического рынка. Здесь же приводятся мероприятия для того, чтобы эффективно решить возникшие проблемы логистической отрасли в России.

И, несмотря на ухудшающие прогнозы, в третьей главе, в которой были рассмотрены перспективы развития логистики в России, можно увидеть, что не все так плачевно – государство пытается наладить ситуацию, хотя и не слишком успешно.

Необходимо добавить, что нынешняя экономическая ситуация говорит о том, что 2015 год будет не самым легким для логистического рынка. Ослабление рубля, снижение спроса, сокращение товарных запасов также приведут к росту объема вакантных складов и снижению маржинальности бизнеса 3PL. На этом фоне повысится интерес к услугам логистических провайдеров, которые работают на собственных складских площадях.

В числе основных драйверов роста — креативный подход к разработке эффективных логистических решений в целях соответствия повышенным требованиям клиентов, а также рост доли участников бизнеса, которые прибегают к аутсорсингу логистических услуг в целях оптимизации не только затрат, но и соответствующих бизнес-процессов18. Также можно отметить усиление тенденции импортозамещения, спровоцированное ростом стоимости валют (евро и доллара США). Кроме того, у рынка есть резервы для роста, так как Россия по-прежнему остается в числе стран с одним из самых высоких уровней логистических издержек — 17% против 10,2% в мире.

В ситуации неопределенности скрыты огромные потенциальные возможности. А ввиду того что для большинства российских компаний в логистике кроется один из ключевых резервов наращивания эффективности основного бизнеса, 2015 год обещает быть интересным.

Вывод таков: учитывая высокую роль современной логистики в развитии современного производства и сферы услуг, решение указанных проблем должно являться одной из приоритетных задач модернизации и развития российской экономической системы. Развитие логистического рынка в России целесообразно обозначить в формате отдельного национального проекта. Ведь все совершенствования и серьезные изменения в отрасли могут способствовать тому, что транспортно-логистическая отрасль станет одной из ведущих в отечественной экономике, а значит, соответствующей высоким мировым стандартам.


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Мясникова, Л.А. Логистика нового времени [Текст] / Л.А. Мясникова. — СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2010. — 175 с.

2. Гаджинский, А.М. Логистика [Текст] / А.М Гаджинский. — М.: Изд-во Дашков и Ко, 2013. — 494 с.

3. Бауэрсокс, Д. Дж. Логистика: интегрированная цепь поставок [Текст] / Д.Дж. Бауэрсокс, Д.Дж. Клосс. – М.: Олимп-Бизнес, 2010. – 640 с.

4. Основы логистики [Текст]: Учебник для вузов. / Под ред. В. Щербакова. – СПб. : Питер, 2009. – 432 с.

5. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона [Текст]: / И.Е. Андреевский, К.К. Арсеньев, Ф.Ф. Петрушевский. - М.: Терра, 1992. – 40726 с.

6. Смирнова, Е.А. Управление цепями поставок [Текст] / Е.А. Смирнова. — СПб. : Изд-во СПбГУЭФ, 2009. — 120 с.

7. Яшин, А.А. Логистика. Основы планирования и оценки эффективности логистических систем [Текст] / Яшин А.А., Ряшко М.Л. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2014. — 152 с.

8. Зайцев Е.И. Информационные системы и технологии в логистике и управлении цепями поставок [Текст] / Е.И. Зайцев — М.: НИУ-ВШЭ, 2013. — 100 с.

9. Правдина, Н.В. Логистика [Текст] / Н.В. Правдина. — Ульяновск.: УлГТУ, 2013. — 168 с.

10. Афанасенко, И.Д. Коммерческая логистика. [Текст] / Афанасенко И.Д., Борисова В.В. – СПб.: Питер, 2012. — 352 с.

11. Савенкова, Т.И. Логистика [Текст] / И.Т. Савенкова. — М.: Изд-во «Омега-Л», 2010. — 255 с.

12. Мельников, В.П. Логистика [Текст] : Учебник для бакалавров /В.П. Мельников, А.Г. Схиртладзе, А.К. Антонюк — М.: Юрайт, 2014. — 587 с.

13. Современная логистика [Текст] — 7-е изд.: Пер. с англ. / Джонсон С. Джеймс [и др.]. — М.: ИД «Вильямс», 2008. — 624 с.

14. Ковалев, Р.Н. Логистическое управление транспортными системами [Текст] : Учебное пособие /Р.Н. Ковалев, Д.В. Демидов, С.Н. Боярский. — Екатеринбург.: УГЛТУ, 2011. — 166 с.

15. Левкин, Г.Г. Логистика: теория и практика [Текст] / Г.Г. Левкин. — Ростов-на-Дону.: Феникс, 2012. — 221 с.

16. Козлов, В.К. Производственная логистика [Текст] / В.К. Козлов, Е.С. Царева. – СПб.: СПБГЭУ, 2013. – 232 с.

17. Петров, А.Е. Логистика в САПР. Часть 1. Логистика производства [Текст] / А.Е. Петров. — М.: МГГУ, 2011. — 92 с.

18. Григорьев, М.Н. Логистика. Продвинутый курс [Текст] : Учебник /М.Н. Григорьев, А.П. Долгов, С.А. Уваров. — М.: Юрайт, 2015. — 734 с.

19. Сергеев, В.И. Управление цепями поставок [Текст] / В.И. Сергеев. — М.: Юрайт, 2015. — 480 с.

20. Перспективы развития рынка логистических услуг в России. Действия логистических компаний [Электронный ресурс] / Режим доступа:

http://www.umniylogist.ru/articles/perspektivyi-razvitiya-ryinka-logisticheskix.html

21. Оптимальный маршрут. В логистике много нерешенных вопросов. [Электронный ресурс] / Режим доступа:

http://www.rg.ru/2012/02/14/logistica.html

22. Логистика в России: развитие, проблемы и перспективы [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://cargolink.ru/ls/blog/536.html

23. Транспортная логистика в России: проблемы и перспективы грузоперевозок [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://avtoperevozka-gruzov.ru/news.php?ELEMENT_ID=374

1 Сергеев, В.И. Управление цепями поставок [Текст] / В.И. Сергеев. — М.: Юрайт, 2015. — 13 с.

2 Левкин, Г.Г. Логистика: теория и практика [Текст] / Г.Г. Левкин. — Ростов-на-Дону.: Феникс, 2012. — 27 с.

3 Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона [Текст]: / И.Е. Андреевский,К.К. Арсеньев, Ф.Ф. Петрушевский. - М.: Терра, 1992. – 27088 с.

4 Логистика в России: развитие, проблемы и перспективы [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://cargolink.ru/ls/blog/536.html

5 Логистика в России: развитие, проблемы и перспективы [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://cargolink.ru/ls/blog/536.html

6 Григорьев, М.Н. Логистика. Продвинутый курс [Текст] : Учебник /М.Н. Григорьев, А.П. Долгов, С.А. Уваров. — М.: Юрайт, 2015. — 101 с.

7 Зайцев Е.И. Информационные системы и технологии в логистике и управлении цепями поставок [Текст] / Е.И. Зайцев — М.: НИУ-ВШЭ, 2013. — 53 с.

8 Григорьев, М.Н. Логистика. Продвинутый курс [Текст] : Учебник /М.Н. Григорьев, А.П. Долгов, С.А. Уваров. — М.: Юрайт, 2015. — 734 с.

9 Григорьев, М.Н. Логистика. Продвинутый курс [Текст] : Учебник /М.Н. Григорьев, А.П. Долгов, С.А. Уваров. — М.: Юрайт, 2015. — 734 с.

10 Оптимальный маршрут. В логистике много нерешенных вопросов. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.rg.ru/2012/02/14/logistica.html

11 Оптимальный маршрут. В логистике много нерешенных вопросов. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.rg.ru/2012/02/14/logistica.html

12 Транспортная логистика в России: проблемы и перспективы грузоперевозок [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://avtoperevozka-gruzov.ru/news.php?ELEMENT_ID=374

13 Зайцев Е.И. Информационные системы и технологии в логистике и управлении цепями поставок [Текст] / Е.И. Зайцев — М.: НИУ-ВШЭ, 2013. — 54 с.

14 Зайцев Е.И. Информационные системы и технологии в логистике и управлении цепями поставок [Текст] / Е.И. Зайцев — М.: НИУ-ВШЭ, 2013. — 67 с.

15 Перспективы развития рынка логистических услуг в России. Действия логистических компаний [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umniylogist.ru/articles/perspektivyi-razvitiya-ryinka-logisticheskix.html

16 Перспективы развития рынка логистических услуг в России. Действия логистических компаний [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umniylogist.ru/articles/perspektivyi-razvitiya-ryinka-logisticheskix.html

17 Перспективы развития рынка логистических услуг в России. Действия логистических компаний [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umniylogist.ru/articles/perspektivyi-razvitiya-ryinka-logisticheskix.html

18 Перспективы развития рынка логистических услуг в России. Действия логистических компаний [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umniylogist.ru/articles/perspektivyi-razvitiya-ryinka-logisticheskix.html

Анализ российского рынка логистики