Сочинение на тему Рецензия на роман Ч. Т. Айтматова «Плаха»
Рецензия на роман Ч. Т. Айтматова "Плаха» Мы вопрошаем и допрашиваем прошедшее, Чтобы оно объяснило нам наше настоящее И намекнуло о нашем будущем. В. Белинский Роман "Плаха» — один из интереснейших в творчестве замечательного современного писателя Чингиза Торекуловича Айтматова. "Плаха» продолжает традиции литературы: гуманизации, очеловечивания образа Христа, у истоков которой стоят художники и мыслители Возрождения и которая замыкается "Мастером и Маргаритой» М. Булгакова. Смерть главного героя Авдия — не жертвоприношение, а самопожертвование. Его цель — спасать, и он — спасает. И если последними мыслями Бостона, другого действующего лица, являются размышления о конце света, то предсмертные слова Авдия — о "спасении душ людских», вопреки "сомкнутости добра со злом». О том, чтобы плыл корабль человечества "при навсегда зачехленных стволах орудий из океана в океан». Выходит, Авдий вовсе не является носителем трагического безысходного видения мира?
Однако сам писатель называл его "трагической личностью, наделяя жизнеощущением особого рода, для которого "события минувшего так же близки, как сиюминутная действительность». А тот, кто переживает былое, как свое кровное, свою судьбу, тот, по убеждению автора "Плахи», мученик, "трагическая личность», ибо переживая, ничего не может изменить, лишь приносит себя в жертву. Образ Авдия троичен: автор — Авдий — назарянин. Время и Вечность — одна из центральных антитез романа, потому-то и понадобился персонаж, наделенный не просто даром провидения, но как бы говорящий от имени Вечности.
Более того, на протяжении столетий имя Христа было своего рода гарантией спасения человечества в час, когда Время и Вечность сомкнутся. Тем безысходнее то грядущее, которое прозревает Иисус у Айтматова накануне ареста в Гефсиманском саду — грядущее без будущего для человечества. Трагедия Иисуса у Айтматова — как бы перевернутая трагедия Авдия, вчерашнего семинариста, страдающего, переживающего наяву прошлое. Иисус мучается тем, что не в силах отвратить грядущее, которое люди уготовили себе сами.
И перед назарянином встает вопрос: остаться ли с людьми или отречься от них, признать, что человек — зверь, одержимый маниакальной жаждой власти, зверь, которого никто и ничто не может изменить? Весь роман "Плаха» — попытка найти ответ на этот вопрос. Попытка обрести надежду, познать природу добра, силу идей человеколюбия, отброшенную на обочину теми, кто готов воздвигнуть храмы, в коих будут поклоняться пушкам и генералам. Познать силу человеческого разума (явно вопреки религиозному канону, Айтматов делает даже Христа носителем просветительских воззрений). И вот здесь-то выявляется еще одна коллизия айтматовского мировидения.
Его героя постоянно (вслед за автором) твердящие, что люди — единственно разумные существа во Вселенной, что разум и память — вот что отделяет человека от животного, герои, стремящиеся подчинить свою жизнь "велению разума», в критические моменты, перед лицом смерти и безусловно неискоренимого зла, ведут себя как безумцы, как одержимые, исступленно. И не только "чокнутый Авдий», но и Бостон и Иисус. Поэтому роман "Плаха» написан Айтматовым в опровержение собственного просветительства, веры в то, что одно лишь разумное увещевание способно искоренить зло. В конечном счете исход диспутов и споров, словесных стычек, которые происходят между героями романа, являются не словесной дуэлью, а выбором, который делает герой, зачастую вопреки очевидности, движимый не разумом, а любовью: к распятому учителю, к погибшему сынишке, к женщине, к людям, в которых "так трудно рождается... человеческое». Смыкаются и смыкаются круги, но человек прорывается сквозь них: в музыке, в творчестве, в любви. Прорывается в "вековечной жажде утвердить себя, облегчить свою участь, найти точку опоры в необозримых пространствах Вселенной, трагически уповая, что существуют помимо него еще какие-то небесные силы, которые помогут ему в этом», и трагически осознавая, что такие надежды— "грандиозное заблуждение», что все зависит от него самого. Роман "Плаха», напечатанный в 1986 году, на протяжении многих лет вызывает жаркую полемику.
У него много сторонников и противников, только равнодушных нет, и это главное.