Демократия и гражданское общество
Контрольная работа
Демократия и гражданское общество
Содержание
1. Представления о демократии.
2. Представления о гражданском обществе.
Литература
1. Представления о демократии
Во все времена к демократии относились по-разному. Так, греческий философ Платон считал, что «из демократии рождается тирания». Французский писатель А. Франс как-то заметил, что «демократия правит плохо, зато мало». Выдающийся английский государственный и политический деятель У. Черчиль подчеркивал, что «демократия наихудшая форма правления, если не считать всех остальных». Немецкий социолог М. Вебер рассматривал демократию как «средство защиты общества от произвола политических лидеров и от засилья бюрократии». Австрийский экономист Ф. Хайек как «средство поддержания социального мира, защиты свободы личности; мирная передача власти; особая процедура принятия правительственных решений». Английский философ К. Поппер трактовал демократию как «открытое и плюралистическое общество, в котором можно выражать несовместимые взгляды и бороться за достижение конфликтующих целей». Американский экономист Й. Шумпетер подчеркивал, что «демократия это «средство образования эффективного и ответственного правительства», демократия это правление политиков, а не народа». Канадский литератор П. Лоренс писал, что «демократия это режим, при котором можно говорить все, что думаешь, даже если ты ничего не думаешь». Английский писатель Б. Шоу отмечал, что «демократия не может стать выше уровня того человеческого материала, из которого составлены ее избиратели». Российский ученый и писатель А. Зиновьев подчеркивал, что «недостатки демократии не являются результатом злых умыслов и плохих дел каких-то ее носителей. Они суть оборотная сторона ее достоинств».
Слово «демократия» (от гр. dmos народ + kratos власть) буквально означает «народовластие». Однако политики и простые люди, а также ученые в понятие демократии часто вкладывают разные смыслы. В настоящее время понятие «демократия» является настолько многозначным, что у некоторых исследователей возникает сомнение в возможности его научного использования. Так, российский ученый А. Зиновьев писал, что термин «демократия» не является научным в силу «аморфности его смысла и многосмысленности». Это термин идеологии, а не науки. Поэтому необходимо различать идеологическое описание демократии (идеологическую демократию) и демократию как реальность (реальную демократию).
Хрестоматийное определение «идеологической демократии» дал американский государственный деятель, президент США А. Линкольн, который рассматривал ее как «правление, принадлежащее народу, осуществляемое народом и служащее народу». В политической науке при изучении демократии она чаще всего рассматривается как: 1) форма государственного устройства; 2) политическая система; 3) политический строй; 4) форма правления; 5) система управления. При этом акценты делаются либо на источниках власти, либо на процедурах образования органов власти, либо на равноправии граждан.
В соответствие с этим в современной учебной и научной литературе даются следующие определения демократии: 1) форма государственного устройства, при которой власть принадлежит большинству народа или его представителям; 2) форма государственного устройства, основанная на признании верховенства конституции и законов; народовластия и политического плюрализма; свободы и равенства граждан; неотчуждаемости прав человека; 3) политическая система, характеризующаяся отсутствием какой-либо личной власти, основывающаяся на следующем принципе: «никто не может провозгласить самого себя главой власти, никто не может удерживать власть по своему собственному произволу»; 4) политическая система, в которой лица, наделенные высшей властью принимать коллективные решения, отбираются путем честных, беспристрастных, периодических выборов, в ходе которых кандидаты свободно соревнуются за голоса избирателей, а голосовать имеет право практически все взрослое население; 5) политическая система с выборной представительной властью, многопартийностью, плюрализмом, оппозицией, публичностью действий власти; 6) политическая система, в которой граждане контролируют правящую элиту и оказывают на нее влияние посредством выборов, политических партий, неформальных и формальных групп, прессы, демонстраций, петиций и т. п.; 7) политическая система, при которой власть осуществляется через прямое народовластие, либо через представителей, избираемых народом или какой-то частью народа, главным признаком которой является обеспечение пропорционального представительства во власти как можно более широких интересов населения, а также динамическое изменение представительной власти вместе с соответствующими изменениями этих интересов во времени; 8) политический строй, в котором на практике осуществляются установленные формы народовластия; где существуют политические свободы (личности, вероисповедания, печати и т.д.) и равноправие граждан; 9) форма правления, характеризующаяся признанием народа источником власти, равноправием граждан, подчинением меньшинства большинству при принятии решений и признанием ценности мнений, интересов меньшинства, выборностью основных органов государства и другими характерными признаками, основным из которых выступает соблюдение прав и свобод человека; 10) система управления, при которой правящие несут ответственность перед гражданами за свои действия в публичной сфере и воздействуют на граждан косвенным путем, через конкуренцию и сотрудничество, осуществляемое избранными представителями граждан; 11) управление народом силами самого народа.
Многообразие представлений о демократии и реальных ее проявлений в мире породили множество теорий демократии. Эти теории, как считает российский ученый Л.В. Сморгунов, разрабатывались в рамках двух научных парадигм (от гр. paradeigma образец) или на их пересечении. Одну из этих парадигм он назвал либерально-демократической, другую радикально-демократической.
В рамках либерально-демократической парадигмы внимание акцентируется на суверенитете личности; плюрализме интересов; первенстве права; свободе человека; первенстве прав человека; представительной демократии; разделении властей; подчинении меньшинства большинству и защите прав меньшинства. В рамках радикально-демократической парадигмы предпочтение отдается не суверенитету личности, а суверенитету народа; не плюрализму, а единству интересов; первенству не права, а общего блага; не свободе человека, а свободе гражданина; первенству не прав человека, а единству его прав и обязанностей; не представительной демократии, а непосредственной; не разделению властей, а разделению функций; не защите прав меньшинства, а подчинению меньшинства большинству.
В современной политической науке существует множество теорий демократии, среди которых можно выделить следующие: 1) либеральной демократии; 2) плюралистической демократии, или полиархии; 3) экономической, или рыночной демократии; 4) легальной демократии; 5) консоциальной демократии; 6) рефлексирующей демократии; 7) делиберативной демократии; 8) элитарной демократии; 9) плебисцитарной демократии; 10) партиципаторной демократии; 11) делегативной демократии; 12) органической демократии; 13) суверенной демократии.
Основные положения теории либеральной демократии: 1) источник власти отдельная личность, ее права имеют приоритет над законами государства, они закрепляются в конституции и защищаются независимым от государства судом; 2) социальная основа «открытое общество», характеризуемое плюрализмом, толерантностью и конкуренцией общественно-политических взглядов; затрудняющее консервацию власти правящей элитой и создающее стимулы для гибко реагирования правительством на запросы граждан и различных слоев общества; 3) всеобщее избирательное право; свободные, справедливые и честные выборы и референдумы; открытое политическое соперничество различных групп и политических лидеров в борьбе за поддержку избирателей на выборах; 4) органы государственной власть функционируют на основе принципов правового государства и представительной демократии; правовое обеспечение подотчетности избранных представителей перед избирателями; 5) правовое ограничение властных полномочий чиновников и правоохранительных органов, а также воли большинства; отсутствие вмешательства со стороны государства и других индивидов в сферу приватных интересов граждан; 6) право меньшинства отстаивать свои взгляды, даже вопреки принятому большинством решения, но только в рамках соответствующих законов или судебных прецедентов; 7) обеспечение прав и свобод человека и гражданина (право на жизнь и на достоинство личности; свобода слова и средств массовой информации и доступа к альтернативным источникам информации; свобода вероисповедания и публичного выражения религиозных взглядов; право на объединение в политические, профессиональные и другие организации; свобода собраний и открытой общественной дискуссии; академическая свобода; независимое правосудие; равенство перед законом; право на соблюдение надлежащих правовых процедур в условиях верховенства закона; неприкосновенность частной жизни и право на личную тайну; право на владение собственностью и на частное предпринимательство; свобода передвижения и выбора места работы; право на образование; право на свободный труд и свободу от чрезмерной экономической эксплуатации; равенство возможностей).
Основные положения теории плюралистической демократии: 1) демократия это не власть народа, а власть с согласия народа; 2) социальная основа плюралистическое общество, состоящее из различных групп интересов, формулирующих общественные запросы: 3) главными субъектом демократических процессов являются социальные группы, имеющие право свободно выражать свои интересы и находить в конкурентной борьбе отражающие их баланс компромиссные решения; 4) отсутствие доминирующей группы интересов и наличие в обществе консенсуса по поводу базовых его ценностей; 5) демократическая организация групп интересов как условие адекватного представительства интересов составляющих их граждан; 6) политическое назначение демократии стимулировать многообразие интересов и плюрализм в обществе, предоставлять всем гражданам возможность объединяться, открыто выражать свои интересы, находить с помощью взаимных компромиссов их равновесие, отражаемое в политических решениях; 7) участие в выборах различных политических партий, агрегирующих интересы различных социальных групп; 8) распыление политической власти между разнообразными центрами политического влияния: органами государственной власти, партиями, группами интересов; 9) государство организация, ответственная за нормальное функционирование всех секторов общественной системы, поддерживающая в обществе социальную справедливость; арбитр в конфликте групповых интересов, гарантирующий соблюдение законов, «правил игры» в соревновании многообразных интересов и не допускающий монополизации власти одной из групп; 10) нейтральный аппарат правительства, обеспечивающий равные возможности для различных групп интересов для непосредственной политической деятельности.
Одним из представителем теории плюралистической демократии является американский политолог Р. Даль, который предложил (совместно с другим ученым Ч. Линдбломом) для обозначения институциональных оснований этой демократии использовать понятие полиархии, буквально означающее «власть многих» в отличие от «демократии» как «власти всех». При этом он сформулировал семь институциональных оснований полиархии: 1) контроль над правительственными решениями, касающимися политического курса, конституционно закреплен за выборными должностными лицами; 2) выборные должностные лица определяются и мирно смещаются в ходе сравнительно частых, справедливых и свободных выборов, при которых принуждение вполне ограничено; 3) практически все взрослое население имеет право участвовать в этих выборах; 4) большая часть взрослого населения также имеет право выступать в качестве кандидатов на официальные должности, за которые идет соревнование на этих выборах; 5) граждане имеют эффективно обеспечиваемые права на свободное самовыражение, особенно политическое, включая критику должностных лиц, действий правительства, преобладающей политической, экономической и социальной системы и господствующей идеологии; 6) они также имеют свободный доступ к альтернативным источником информации, не находящейся под монопольным контролем правительства или любой другой единичной группы; 7) они имеют эффективно обеспечиваемое право образовывать самостоятельные ассоциации и вступать в них, включая политические объединения, такие, как политические партии и группы интересов, стремящиеся влиять на правительство, используя для этого конкуренцию на выборах и другие мирные средства.
Основные положения экономической теории демократии: 1) основа демократического процесса конкуренция и смена элит как наиболее информированных, способных и политически активных членов общества; роль общества (численно наиболее сильной группы избирателей) раз в несколько лет решать, какой элите править от его имени; 2) система открытых и состязательных выборов это политический рынок, где политики являются «предпринимателями», стремящихся получить власть, а избиратели «потребителями», голосующими за ту партию, политическая линия которой лучше всего отражает их предпочтения.
Основные положения экономической демократии нашли свое отображение в рыночной теории демократии, которая основывается на принципах рыночной экономики путем экспансии этих принципов на политические отношения. Содержание рыночной теории демократии состоит в следующем: 1) демократическая система аналог экономической системы, в которой происходит постоянный обмен «товарами», в котором продавцы носители власти меняют свои выгоды, статусы, привилегии на «поддержку» избирателей как пассивных «потребителей»; 2) акт подачи голоса в рамках электорального поведения это своего рода «покупка» или «инвестиция», а избиратели в основном рассматриваются; 3) основа принцип декомпозиции социального неравенства, не допускающий поляризация общества по способу и объемам потребления социальных благ (богатства, доходов, власти, престижа, уровня образования, льгот и привилегий) и предполагающий рассредоточение различные социальных благ между социальными группами, с тем, чтобы индивид, имеющий низкий показатель доступа к одним социальным благам, мог компенсировать этот дефицит доступом к другим благам.
Основные положения теории легальной демократии: 1) основа принцип «laissez-faire» (от фр. позвольте-делать), предполагающий, что демократия это не средство для социальных преобразований, а средство ограждения людей от чрезмерного вмешательства государства в их жизнь; 2) органы государственной власть функционируют на основе принципов правового государства, их деятельность направлена на создании максимального простора для индивидуальной свободы и развития свободных рыночных отношений; 3) жесткое ограничение деятельность различных заинтересованных групп и сведение к минимуму различных форм бюрократического регулирования.
Основные положения теории консоциальной демократии: 1) демократия согласия как способ поддержания политической стабильности в обществе, включающей в себя такие понятия, как поддержание системы, гражданский порядок, легитимность и эффективность; 2) социальная основа многосоставное общество, характеризующееся «сегментарными различиями», которые могут иметь религиозную, идеологическую, языковую, региональную, расовую или этническую природу; 3) создание коалиционного правительства с участием всех партий, представляющих основные слои общества; 4) пропорциональность как главный принцип политического представительства, распределения постов в государственном аппарате и средств государственного бюджета и высокая степень автономности каждого сегмента в управлении своими внутренними делами; 5) «разделение власти», предусматривающее обеспечение представительства интересов меньшинства, не способного получить доступ к рычагам государственного управления и «взаимное вето», выступающие как дополнительная гарантия жизненно важных интересов меньшинства; 5) низкий уровень насилия, применяемого к обществу со стороны государства.
Основные положения теории рефлексирующей (размышляющей) демократии, сформулированные немецким ученым А.Этциони, состоят в следующем: 1) основа демократии включенность в политическое управление общественного мнения и полная подотчетность ему властных структур; 2) принцип «народной автономии», предполагающий включение идущих в обществе дискуссий об устройстве общественной и частной жизни и возникающих при этом размышлений, неформальных рефлексий и оценок в процесс принятия решений.
К модели рефлексирующей демократии близка модель делиберативной (от лат. deliberate обсуждать, спорить) демократии, разработанной немецким философом и социологом Ю. Хабермасом. Основные положения теории делиберативной демократии состоят в следующем: 1) приход большинства к власти посредством общественных дискурсов и продвижения своих интересов социальными группами и меньшинствами в дискуссии между собой; 2) основа демократических процессов коммуникация свободных и равных акторов не клиентов, а граждан государства, склонных к беспартийности, готовых к компромиссу и даже к отказу от своих предпочтений, если они мешают этому компромиссу; коммуникации как уравновешивание интересов и достижение компромисса за счет целерационального выбора средств; 4) принятия политических решений на основе выработки широкого консенсуса на основе рационального дискурса, обсуждения, убеждения, аргументации, компромиссов в их беспартийном варианте; 3) наличие «делиберативных форумов» строго регламентированного обсуждения тех или иных проблем государственной политики или содержания партийных предложений, согласно определенному формату; 4) наличие межпартийных политических консультаций по вопросам, являющимися предметом совместного интереса, открытых, публичных, свободных от внешнего принуждения, за исключением принуждения «силой аргументов».
Теория элитарной демократии была разработана австрийским ученым Й. Шумпетером. Основные положения этой теории состоят в следующем: 1) социальная основа общество, включающее элиту правящее меньшинство, обладающее властью и распределяющее материальные ценности и народ свободный и суверенный, но обладающий в политике весьма ограниченными функциями; 2) народ большинство, имеющее неустойчивые предпочтения, не обладающее необходимыми знаниями, не умеющее принимать правильные решения и не определяющее государственную политику; 3) участие народа в политике ведет к подрыву социальной стабильности и эффективности, достижение которых является одной из главных целей демократии; 3) народ добровольно передает опытной и компетентной элите право руководить политическим процессом и принимать политические решения, при ограниченном контроле со стороны граждан, функции которых заключается в выборе-отзыве правительства или в избрании посредников для этой цели; 4) элита получает доступ к власти в результате политической конкуренции в ходе регулярных и свободных выборов; 5) демократия это институциональное мероприятие, регулирующееся нормами избирательного права и обеспечивающее соревнование партий и элит за поддержку и голоса избирателей; 6) элиты, формирующиеся преимущественно из представителей высшего социально-экономического слоя общества, едины в подходе к основным ценностям социальной системы и сохранению самой системы; 7) в обществе существует возможность социальной мобильности, позволяющей тем или иным неэлитарным группам стать политическими элитами, однако переход в элиту должен быть медленным и длительным для сохранения социальной стабильности и избежания политического радикализма; 8) правящие элиты подвержены сравнительно слабому прямому влиянию со стороны равнодушных к политике граждан; 9) государственная политика, осуществляемая элитой, отражает не требования масс, а господствующие ее интересы.
Крайним вариантом теории элитарной демократии является теория элитистской демократии, представители которой вообще отрицают необходимость участия масс в управлении обществом, поскольку склонность масс к политическому насилию представляет угрозу общественным интересам. Основа социальной стабильности является расширение дистанции между управляющими демократическими элитами и управляемыми охлократическим демосом.
Основы плебисцитарной теории демократии были заложены М. Вебером, разработавшим плебисцитарно-вождистскую теорию демократии. Основное содержание этой теории сводилось к следующему: 1) любая организация представительства интересов граждан в больших обществах неразрывно связана с их вытеснением из политики и установлением контроля над государственной властью со стороны бюрократии; 2) для защиты своих интересов граждане должны передать свое право контроля за органами государственной власти и аппаратом управления всенародно избранному (харизматическому) лидеру; 3) демократия есть совокупность процедур и соглашений, «когда народ выбирает лидера, которому он доверяет».
Окончательно плебисцитарная теория демократии сложилась во второй половине ХХ в., основные положения которой состоят в следующем: 1) особенности высокоразвитого индустриального общества требуют концентрации всей политической и административной власти в руках динамичного общенационального лидера («сильного» президента) и подчиненного ему высокопрофессионального бюрократического аппарата; 2) в интересах обеспечения политической стабильности в обществе президент должен опираться не на «деградирующие» парламентские учреждения, а непосредственно на волеизъявление нации, выражаемое через плебисциты, посредством которых избирается президент и принимаются предложенные им важнейшие политические решения; 3) при непосредственном волеизъявлении нации в ходе плебисцитов, политическое влияние народа на органы государственной власти ограничивается участием в демократических выборах; 4) органы государственной власти формируется путем прямых выборов, а кандидаты на выборные посты выдвигаются от политических партий, представляющих интересы различных социальных слоев населения и предлагающих партийные программы, претендующие на выражения общенациональных интересов; 5) интересы меньшинства закрепляться законами и специально оговоренными политическими процедурами.
Теория партиципаторной (от англ. participate участвовать) демократии получила широкое распространение в политической науке в 7080-х гг. ХХ в. Основное содержание этой теории заключается в следующем: 1) активное участие граждан в обсуждении и принятии решений по главным вопросам общественной жизни во всех органах публичной власти; 2) политическая активности большинства граждан (сильная власть снизу), противостоящая авторитарному давлению сверху, является необходимым условием предотвращения «тирании меньшинства» (элиты); 3) политическая активность граждан предполагает соответствующую их информированность и гражданскую подготовку; 4) демократия это правление образованных граждан, выполняющее две функции: во-первых, защищает граждан от навязанных сверху решений; во-вторых, является механизмом самосовершенствования человека.
Теория делегативной демократии (в другой интерпретации полномочной демократии), которую можно охарактеризовать как «демократию переходного периода», получила распространение в политической науке в конце ХХ столетия. Теория делегативной демократии содержит следующие положения: 1) в ходе справедливых выборов избиратели независимо от их партийной или групповой принадлежности голосуют за кандидата на пост президента, наиболее способного позаботиться о судьбах нации; 2) формируется большинство нации, которое наделяет победителя полномочиями, позволяющими президенту на несколько лет стать единственным воплощением и толкователем высших интересов нации; 3) после выборов избирателям надлежит стать пассивными, но полными одобрения наблюдателями действий президента; 4) победа на президентских выборах дает президенту право управлять страной по своему усмотрению, при этом он ограничен лишь обстоятельствами существующих властных отношений и конституцией сроком пребывания у власти; 4) президент как воплощение нации стоит выше групповых и партийных интересов, его политической базой выступает политическое движение, которое стремится преодолеть социальный раскол в обществе и примирить политические партии; 5) подотчетность демократически избранного президента различным институтам государственной власти представляется препятствием на пути осуществления президентом национальной «миссии», к полноте осуществления власти, делегированной президенту.
Теория органической демократии была разработана современным французским философом и политиком, основателем и теоретиком движения «Новые правые». Содержание этой теории сводится к следующему: 1) «братства» главный принцип демократии; 2) основной субъект политической жизни народ как целостная органическая общность, укорененная в истории; 2) народ имеет собственную национальную и политическую традицию, которая лежит в основании его политического самопроявления и коллективного волеизъявления, а также служит критерием принятия судьбоносных политических решений.
Теория суверенной демократии была разработана учеными и политиками в России в начале XXI в. В ее основе лежат либерально-государственническая идея и идея национального суверенитета. Основное содержание этой теории состоит в следующем: 1) демократические должны способствовать формированию сильного государства и укреплению его суверенитета; 2) сильное государство и его демократически сформированные органы власти являются гарантами соблюдения гражданских прав и свобод и обеспечивают нормальное функционирование демократических институтов; 2) содержание демократических институтов обусловлено национальными традициями; 3) демократические институты носят суверенный характер: демократические институты одного государства не могут быть навязаны извне другому государству.
2. Представления о гражданском обществе
Понятие «гражданское общество» имеет древнейшую историю. Некоторые авторы полагают, что впервые это понятие было использовано древнегреческим философом Аристотелем. В философских трактатах Аристотеля гражданское общество оказалось идентичным государству, поскольку государство у него есть не что иное, как совокупность граждан, гражданское сообщество.
Содержание, которое вкладывают современные ученые в понятие «гражданское общество», с одной стороны, отличается от его трактовки античными мыслителями, с другой в это понятие они вкладывают разные смыслы. Некоторые ученые рассматривают гражданское общество в качестве синонима общества открытого (демократического) типа противоположного обществу закрытого (тоталитарного) типа. Другие ученые под гражданским обществом понимают не особый тип общества, а как ту его часть, которая в известном смысле противостоит государству. Третьи исследователи трактуют гражданское общество как совокупность социальных институтов, формирующих особую модель социального (или социально-политического) поведения. Наконец, еще одна группа ученых дают экзистенциальную трактовку гражданского общества как совокупность социальных субъектов, обладающих внутренней свободой, ответственностью и высоким гражданским духом.
Наличие разнообразных определений гражданского общества, существующих в современной литературе, обусловлено сложность гражданского общества как социального явления, имеющего три разных аспекта социальный, политический и духовный. Поэтому в одних определениях понятия гражданского общества акцент делается на одном из этих аспектов, в других предпринимаются попытки дать синтетическое его определении. Наиболее распространенными в современной литературе являются следующие определения гражданского общества, как:
1) относительно независимой от государства и коммерческой жизни общественной сферы, внутри которой отдельные индивиды и группы сотрудничают во имя своих интересов и ценностей;
2) совокупности неполитических отношений в обществе экономических, социальных, нравственных, религиозных, национальных и др., развивающихся в рамках демократического общества независимо и автономно от государства;
3) совокупности неправительственных институтов и самоорганизующихся посреднических групп, способных к организованным и ответственным коллективным действиям в защиту общественно значимых интересов в рамках заранее установленных правил гражданского или правового характера;
4) сотрудничества людей по собственной инициативе с целью достижения своих интересов, участия в рассмотрении общественных дел и в принятии решений, а также обеспечивающие такое сотрудничество сообщества, сети и институты;
5) области независимых от государства горизонтальных связей индивидуумов, межличностного общения, деятельности общественных объединений;
6) сферы самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, огражденных соответствующими законами от прямого вмешательства и произвольной регламентации деятельности этих граждан и организаций со стороны государственной власти;
7) совокупности разнообразных форм социальной активности населения, не обусловленной деятельностью государственных органов и воплощающей реальный уровень самоорганизации социума;
8) сферы жизнедеятельности людей, свободной от непосредственного влияния со стороны государства и его должностных лиц, но вместе с тем организованной, внутренне упорядоченной и взаимодействующей с государством, сферы, где люди реализуют свои частные интересы, объединяются в группы и организации;
9) общества автономных индивидов и автономных социальных субъектов, совокупности социальных отношений и институтов, функционирующих независимо от политической власти и способных на нее воздействовать;
10) совокупности социальных образований (групп, коллективов), объединенных специфическими интересами (экономическими, этническими, культурными и так далее), реализуемыми вне сферы деятельности государства и позволяющими контролировать действия государственной машины;
11) общества, в котором основные права и свободы человека защищены, и человек имеет возможность влиять на политические решения, активно участвуя в их обсуждении и претворении в жизнь;
12) общества независимых и не опосредованных государством разнообразных взаимоотношений граждан и их объединений, подчиненных реализации их интересов на основе принципов самоорганизации и самоуправления и предполагающих определенный уровень политической культуры, системы ценностей и этических норм, сочетающих ценности индивидуальной свободы и неотчуждаемых прав человека и гражданина.
Многообразие понятий гражданского общества обусловлено не только его сложностью как социального явления, но и наличием различных теорий гражданского общества, существующих в современной научной литературе. Большую роль в разработке теорий гражданского общества сыграли английский философ Дж. Локком, французский писатель и правовед Ш. Монтескье и немецкий мыслитель Г. Гегель, заложившие английскую, французскую и немецкую традиции в трактовке гражданского общества.
От Дж. Локка исходит теоретическая традиция рассматривать гражданское общество как этическое сообщество граждан, сообщающихся между собой по разумному выбору, заключивших общественный договор и передающие ряд полномочий государству по устранению некоторых неудобств человеческого общежития, живущих по естественным законам до и вне политики.
К этой традиции принадлежат также английский философ А. Фергюсон и английский экономист А. Смит, которые во второй половине XVIII в. ввели понятие civil society, ставшее основой рассмотрения гражданского общества как общества, с одной стороне, цивильного, для которого характерны не военные, а гражданские методы разрешения социальных споров, а с другой цивилизованного, основанного на промышленных и культурных достижениях. В их трактовке гражданское общество это этическое сообщество людей, связанных совместной гордостью за успехи цивилизации и придерживающихся цивилизованных законов в своей насыщенной жизни вне политической сферы. Государство в теории А. Фергюсона и А. Смита это производное от людских потребностей и забот минимальное государство, появляющееся только тогда, когда гражданское общество вызывает его к жизни.
Взгляды Дж. Локка, А. Фергюсона и А. Смита стали основой понимания гражданского общества в английской теоретической традиции, основное содержание которой сводится к следующему: 1) гражданское общество это этическое сообщество индивидов, живущее по естественным законам вне политики; 2) государству доверяют исполнение минимальных функций по устранению немногих неудобств человеческого общежития; 3) гражданское обществом должно контролировать государство, если последнее расширяет свою власть за пределы вверенных ему полномочий или необоснованно вторгается в сферы гражданского общества, то государству отказывается в доверии.
От Ш. Монтескье исходит теоретическая традиция, в рамках которой наличие сильного централизованного государства исходный пункт размышлений о гражданском обществе. В контексте этих размышлений Ш. Монтескье писал о том, что европейские абсолютные монархии вынуждены были передавать часть своих полномочий гражданским сообществам, основанным на традиционных привилегиях дворянства и духовенства, независимости судов, вольностях городов, гильдий и корпораций, которые вследствие своей независимости и вековых привилегий могли противостоять деспотизму власти и защищать индивида от ее посягательств.
К этой традиции принадлежат также швейцарский философ и французский политик Б. Констан и французский политический мыслитель А. Токвиль, которые в размышлениях о гражданском обществе основное внимание уделяли проблеме защиты политической свободы от угрозы деспотического вмешательства государства в жизнь индивидов или групп населения. Их понимание гражданского общества сводится к идее corps intermediares, или «промежуточных тел», опосредующих отношения между индивидом и государством. А. Токвиль считал, что такими «corps intermediares» должны стать не старые «промежуточные тела», о которых писал Ш. Монтескье, а новые ассоциации граждан. Эти ассоциации А. Токвиль рассматривал как школы свободы, необходимые для приобщения граждан к «нравам республиканской добродетели» и сохранения свободы от угрозой «демократического деспотизма».
Взгляды Ш. Монтескье, Б. Констана и А. Токвиля стали основой понимания гражданского общества во французской теоретической традиции, основное содержание которой сводится к следующему: 1) гражданское общество это совокупность независимых ассоциаций граждан, опосредующих отношения между индивидом и государством и в случае надобности защищающих свободу индивида от посягательств государства; 2) гражданское общество должно находиться в оппозиции к государству.
В современной политической науке обращают внимание на религиозные корни английской и французской теоретических традиций в понимании гражданского общества. Как отмечают некоторые ученые, трактовка гражданского общества в английской теоретической традиции основывается на представлении об этической миссии протестантской конгрегации (от лат. congregation соединение) в мире, а трактовка гражданского общества во французской теоретической традиции на представлениях об этической роли в этом мире католической конгрегации. Подчеркивая религиозные корни английских и французский теоретических представлений о гражданском обществе, ученые делают вывод о малой эффективности попыток скопировать институты англо-американского или французского гражданского общества в странах, не имеющих соответствующего религиозного основания для их функционирования.
Особая заслуга в разработке концепции гражданского общества и его взаимосвязи с государством принадлежит немецкому философу Г. Гегелю.
В его понимании сфера гражданского общества представляется одной из ступеней развертывания этической жизни. В качестве первой ступени он рассматривает семью, основой которой являлись кровно-родственные отношения. Второй ступенью было гражданское общество, основой которого стали частная собственность, социальная дифференциация, многообразие социальных интересов. Это общество острых противоречий, поскольку в нем каждый свободный человек для себя цель, а другие для него ничто. Для согласования многообразных интересов требуется высший арбитр, выражающий всеобщий интерес. Таким арбитром становится государство как третья ступень развертывания этической жизни общества, которое снимает общественные противоречия и делает общество собственно гражданским в силу того, что оно управляется государством.
Взгляды Г. Гегеля стали основой понимания гражданского общества в немецкой теоретической традиции, в которой были синтезированы основные идеи английской и французской традиций, в результате чего понятие гражданского общества в немецкой теоретической традиции наполняется и политическим, и собственно «гражданским» смыслом. Основное содержание теоретических представлений о гражданском обществе в немецкой традиции сводится к следующему: 1) гражданское общество это совокупность стабильно существующих корпораций (от лат. corporatio объединение, сообщество), находящихся в оппозиции к государству, которое ими управляет; 2) деятельность корпораций характеризуется, с одной стороны, гражданской, с другой политической активностью; 3) гражданская активность корпораций это открытая, коллективная деятельность по другую сторону государства и рынка; политическая активность это коллективное участие в процессах политического волеизъявления, принятия решений и контроля.
Литература
Большая актуальная политическая энциклопедия / Под общ. ред. А. Белякова и О. Матвейчева. М.: Эксмо, 2009.
Волков Ю.Г., Лубский А.В., Награльян А.А. Теоретические основы социологии и политологии: Учебное пособие. М.: Социально-гуманитарные знания, 2011.
Зарубежная политология: Словарь-справочник / Под ред. А.В. Миронова, П.А. Цыганкова. М.: Соц.-полит. журнал. Независимый университет, 1998
Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для студентов вузов. М.: Аспект Пресс, 2006.
Теория и методы в современной политической науке: Первая попытка теоретического синтеза / Под ред. С.У. Ларсена. М.: РОССПЭН, 2009.
Демократия и гражданское общество