Хива
Хива
Хива - старинный город в Хорезмском вилояте в низовьях Амударьи, жемчужина Хорезмского оазиса, долгое время являвшаяся одним из главных центров на Великом Шелковом Пути. Хиву можно заслуженно назвать городом-музеем под открытым небом. Она пронесла свои многочисленные бесценные экспонаты из глубины времен до наших дней, и стала для современного мира чем-то вроде уцелевших после разрушительного «вулканического нашествия» Помпей, но в отличие от этого древнего, сохранившегося теперь только в нашей памяти римского города, Хива - живое доказательство существования того далекого и непонятного нам сейчас мира. Как и многие другие процветающие города Востока, Хива родилась только благодаря расположенным неподалеку водам Амударьи и выросла на орошаемых землях плодородного Хорезмского оазиса.
Прежде, чем получить свое окончательное название, Хива на протяжении некоторого времени называлась сначала Хорасмия, затем Хварезм, а потом долгое время носила название Хорезм. Хорезм в прошлом представлял собой крупное ханство, располагавшееся на западе Центральной Азии, южнее Аральского моря. В настоящее время это территория Узбекистана и Туркменистана.
Древнему Хорезму можно дать титул колыбели цивилизации, так как именно здесь был создан уникальный письменный памятник «Авеста» - священная книга приверженцев религии зороастризм. Также этот край стал родным для таких великих мыслителей Востока, прославившихся своими проведенными работами и совершенными открытиями, как Мухаммад ал-Хорезми, Абу Райхон Беруни, Нажмиддин Кубро, Махмуд Замахшари, Пахлавон Махмуд, Огахи.
Изначально Хива не являлась столицей Хорезмского государства. Как утверждают историки, в 1598 году Амударья отступила от прежней столицы, города Ургенч (раньше Гуграндж). Река, протекая по территории восточного ханства, впадала в Каспийское море по старому руслу Узбой, удовлетворяя потребности людей в пресной воде, а также обеспечивая себе водный путь в Европу. Но последний резкий поворот неспокойной Амударьи в конце 16 века раз и навсегда погубил цветущий Гургандж. Сегодня недалеко от населенного пункта Куня-Ургенч (город на территории Республики Туркменистан), можно увидеть руины древней столицы.
В истории Хорезма значительное место занимают нередкие для Востока и для того «смутного» времени междоусобные войны, набеги соседей и нашествия таких именитых мировых завоевателей, как Александр Македонский, Чингисхан, Амир Тимур и арабского полководца Кутейбы ибн Муслима. Всем им пришлось приложить немало усилий на то, чтобы покорить свободолюбивый город. Они много раз атаковали Гургандж, однако полностью все ханство им подчинить своей воле все равно не удавалось. Только могущественная единая армия Чингисхана смогла победить. В этом противостоянии город отчаянно сопротивлялся, но полгода осады и разрушенные дамбы на Амударье сделали свое дело Гургандж был затоплен и стерт с лица земли. Стране понадобилось 200 долгих лет, чтобы заново отстроить столицу.
После монгол на Хорезм пятикратно покушался Тимур, и лишь в 1388 году ему удалось его полностью завоевать.
В 1598 году Хива превратилась в главный город Хивинского ханства.
В 18 веке Хивой заинтересовалась Российская империя. В 1716 году царь Петр I отправил в Хиву военно-дипломатическую экспедицию под командованием князя Черкасского. Ее предназначением было собрать сведения о местных золотых приисках, разведать путь в Индию, а главное склонить хивинского хана принять русское подданство. Эта первая попытка утвердиться в Средней Азии закончилась полным провалом: почти весь русский отряд, насчитывавший 3,5 тысячи человек, был перебит, а немногих уцелевших продали в рабство. Лишь 150 лет спустя России удалось в этом деле преуспеть. В 1873 году туркестанский генерал-губернатор фон Кауфман предпринял новую экспедицию в Хиву. В этот раз она была подготовлена гораздо лучше, чем две предыдущие. 13 тысяч русских солдат сумели сделать так, что после недолгого сопротивления город сдался. Тем не менее, хан остался на троне, однако был вынужден уступить половину своих земель и официально признать протекторат Российской империи. В то же время сказать, что протекторат был для Хивы чем-то страшным и невыносимым, будет неправдой. Российское правительство старалось как можно меньше вмешиваться во внутренние дела своих национальных окраин. Поэтому и хан довольно терпимо относился в русскому царю. Самостоятельность ханства проявлялась даже в том, что на его территории действовали не российские законы, а нормы шариата, строгое исполнение которых соблюдалось вплоть до 20 века. В 1919 году бравые отряды Красной Армии свергли власть последнего хивинского хана. В 1920 году Хива стала столицей Хорезмской Советской Народной Республики, а в 1924 году земли Хорезмского оазиса вошли в состав Узбекской и Туркменской ССР, которые в 1991 году стали независимыми.
Происхождение города.
В 1598 году Хива стала столицей Хивинского ханства. В то время она представляла собой небольшой укрепленный городок, история существования которого насчитывала примерно 10 столетий. Однако существует и легенда о происхождении Хивы. Она связана с колодцем Хейвак, вокруг которого по приданию и вырос новый город. Вода в этом колодце имела удивительный вкус, а сам колодец на самом деле был выкопан по приказу Сима, сына библейского пророка Ноя. Ичан-Кала, внутренний город, до сих пор хранит в своих стенах этот колодец, который может увидеть своими глазами каждый желающий.
Возраст Хивы.
Настоящий возраст любого древнего города, в том числе и Хивы, узнать достаточно трудно, в большинстве случаев практически невозможно. Поэтому об этом можно только догадываться, естественно опираясь на определенные авторитетные письменные источники. Так, исторические сведения о Хорезме дает «Авеста». Также о Хорезме и хорезмийцах в своих работах упоминает известный древнегреческий историк Геродот. Про древнее земледелие в Хорезме повествует восточный мыслитель Беруни. Исследования археологов также указывают на то, что городу не менее 2500 лет. На основании этих данных в 1997 году Хива заслуженно отпраздновала свое 2500-летие. Подобные открытия, связанные с возрастом города дали ЮНЕСКО основание объявить Хиву городом-заповедником, а сохранившуюся до наших дней внутреннюю часть города Ичан-Калу признать историческим памятником мирового значения.
Описания древней Хивы.
Сегодня о древнем облике города можно догадаться по довольно хорошо сохранившейся исторической застройке, которая представляет собой целый город под открытым небом. Но, безусловно, описания города в разные эпохи разными путешественниками также стоят внимания. К примеру, средневековый географ Аль-Макдиси о Хиве написал следующее: «Хива на краю пустыни, это обширный город, он на канале, выведенном из реки, в нем благоустроенная соборная мечеть». Особую роль в этом высказывании занимает соборная мечеть. И это не случайно. Раньше жители Востока считали, что все лучшее должно быть сделано во имя бога, и должно принадлежать богу. А по величине и красоте главной мечети люди судили о процветании своего города.
Другое, более полное описание Хивы дает иностранный путешественник Д. Мак-Гахан. Рассказывает о городе он в своей книге «Военные действия на Оксусе и падение Хивы», публикация которой пришлась на 1875 год. На страницах этой работы он пишет: «Наружный вид Хивы с некоторых пунктов очень оригинален. Высокие зубчатые стены с башнями; крытые ворота с тяжелыми башнями по бокам; возвышающиеся из-за городских стен купола мечетей и минареты; если видеть все это на фоне небосклона при освещении заходящего солнца, то картина представляется очень живописная». Не менее живописной представлялась картина города и 100 лет спустя: она украсилась новыми зданиями и обрела новый архитектурный облик.
Архитектура города.
Наиболее древняя часть Хивы шахристан Ичан-Кала (внутренний город), окружена стенами, которые неоднократно разрушались и восстанавливались. У западных ворот Ичан-Калы (в настоящее время не существующих) расположен Куня-Арк, старая крепость с фрагментами замка Акших-баба, являвшегося когда-то ядром города. Арк состоял из нескольких двориков, каждый из которых объединял определенную группу построек. Из них сохранились лишь курныш-хана (приемная хана), летняя мечеть, монетный двор и более позднее здание гарема. В мечети и приемной (1825 1842) привлекают внимание айваны с деревянными колоннами и стенами, покрытыми майоликовыми облицовками.
Особенно насыщена постройками та часть Ичан-Калы, которая расположена вдоль дороги, ведущей от западных ворот к восточным. Здания здесь сконцентрированы без какого-либо архитектурного замысла. Некоторые группы построек образуют строительные массивы, в которых отдельные сооружения сливаются друг с другом своими объемами. Только широкие арочные проемы или порталы определяют отдельные строения. Высокие стены, легкие угловые башенки, купола, минареты, легкие айваны с деревянными колоннами создают повсюду неожиданные силуэты. Ни один другой город в мире не смог сохранить для нас целую часть шахристана, подобно Ичан-Кале в Хиве. Это историко-архитектурный заповедник, дающий представление о феодальном среднеазиатском городе.
Построек времен первоначального возвышения Хивы почти не осталось. Из сохранившихся архитектурных сооружений Хивы наиболее древнее мавзолей шейха Сейид Аллауддина (14 век). Первоначально мавзолей состоял из одного помещения с небольшим порталом. Затем к усыпальнице была пристроена зиарат-хана. Вход в усыпальницу был заделан, а проем в ее стене, со стороны зиарат-ханы, расширен. В 1957 году при реставрации зданию был придан, насколько это возможно, первоначальный вид.
Мавзолей служит вместилищем превосходного майоликового надгробия. Оно состоит из постамента с угловыми колонками, поддерживающего мощную плиту с двумя «сагана» (стрельчатое завершение мусульманских надгробий). На облицовочных плитках надгробия отштампован легкий рельеф. Он расписан мелким растительным узором голубого, темно-синего, фисташкового и белого цветов. Красота узоров, композиция и тональность росписи, прозрачность глазури вводят этот керамический декор в число лучших образцов искусства майоликовой облицовки 14 века. По-видимому, очень скромным и небольшим был первоначальный мавзолей Пахлаван Махмуда, поэта, народного героя, умершего в первой четверти 14 века. Ореол славы этого героя, считавшегося патроном города, привлекал почитателей. Вокруг его мавзолея было создано целое кладбище со многими фамильными усыпальницами.
В начале 19 века возле этого комплекса началось строительство усыпальницы хивинских правителей. К мавзолею Пахлаван Махмуда были пристроены помещения, в которые и перенесли могилы ранее умерших ханов. В 1825 году интерьеры всех помещений комплекса Пахлаван Махмуда были сплошь облицованы майоликой с типичным для Хивы орнаментом, а купола здания покрыты бирюзовыми плитками. Поблескивающий зеленоватой глазурью купол мавзолея издали привлекает внимание. Превосходная майолика внутреннего декора комплекса Пахлаван Махмуда ставит его в ряд выдающихся памятников архитектуры. В начале 20 века перед зданием погребального комплекса были воздвигнуты другие постройки и айван на деревянных резных колоннах.
Необычна архитектура пятничной мечети Хивы Джума-мечети, построенной в 18 веке. Кирпичные глухие стены без каких-либо членений и украшений образуют здание размером 55х46 м. Потолок поддерживается 212-ю деревянными колоннами, из которых 16 относятся к 11 14 векам. Уникальная резьба украшает их стволы и капители. Своеобразна композиция мечети: глухие стены и плоский потолок создают большой, но низкий объем здания, к которому примыкает контрастирующий с ним своим высоким стволом минарет (18 век). Мечеть со своим минаретом и несколько близлежащих медресе оформляют площадь у главной магистрали Ичан-Калы.
Одним из наиболее оживленных мест в Хиве считалась площадь у восточных ворот Палван-Дарваза. Здесь еще в 17 веке были построены бани Ануш-хана и одноэтажное здание медресе Ходжамбердыбия. В 1804 1812 годах напротив медресе Ходжамбердыбия было сооружено двухэтажное медресе Кутлуг-Мурад-инака. Медресе имело 81 худжру и являлось одним из самых крупных сооружений Хивы. Его портал с пятигранной нишей и алебастровыми сталактитами оформлен богаче, чем фасады более ранних медресе города. Угловые башни с фонарями декорированы глазурованными и терракотовыми плитками со штампованным рисунком. Тимпаны двухэтажных арочных галерей заполнены майоликой. Интерьеры почти лишены декора. Несмотря на большие размеры, медресе Кутлуг-Мурад-инака не достигает монументальности, свойственной многим бухарским памятникам. Оно проще по планировочной и объемной композиции и беднее по декоративному убранству.
В 1806 году к воротам Палван-Дарваза была пристроена длинная галерея с торговыми помещениями, перекрытыми куполами. У этих ворот, замыкавших самую оживленную улицу, при Аллакули-хане (1825 1842) была сосредоточена торговая жизнь города. Здесь стена к стене возводились все новые и новые здания. Насыщенность постройками была так велика, что некоторые из них выступали за стены Ичан-Калы. Так, например, для размещения медресе Аллакули-хана была разрушена городская стена. Ее выровненные обломки составили основание для нового здания, к которому вел пандус, разделивший медресе Ходжамбердыбия на две части, подобно переметной суме хурджуму. Поэтому оно и получило название «Хурджум». Здание имеет небольшую высоту и не загораживает монументального главного фасада медресе Аллакули-хана с его стройным порталом. В наружной отделке его господствует майолика.
В первой половине 19 века в Хиве при Аллакули-хане особенно процветала торговля. Оживленные и разнообразные (вплоть до торгующего людьми) базары располагались у восточных ворот и за ними. Вблизи от ворот Палван-Дарваза был построен караван-сарай, подобно медресе своим объемом выходящий за стены Ичан-Калы. К его главному фасаду была пристроена крытая галерея пассаж (тим). В комплексе построек у восточных ворот Палван-Дарваза в 1830 1838 годах был возведен дворец Аллакули-хана Таш-Хаули. Все здание выложено из обожженного кирпича. Высокие стены с башнями и воротами подобны крепостным сооружениям. Дворец состоит из объединенных несколькими двориками помещений жилого и официального назначения. Среди них есть и гарем, михманхана для приемов хана, арзхана судилище, вспомогательные и служебные помещения, переходы. Сложность плана объясняется разновременностью построек дворца. Все выходящие во дворики айваны богато декорированы: майоликовая облицовка покрывает стены, резьба деревянные колонны и их мраморные базы, росписи деревянные потолки. Народные орнаментальные традиции нашли здесь превосходное воплощение. Так завершилась цепь построек возле ворот Палван-Дарваза: галерея Палван-Дарваза, медресе Аллакули-хана, тим, караван-сарай, а с другой стороны площади Таш-Хаули, медресе Кутлуг-Мурад-инака. С юга площадь ограничивалась небольшим зданием Ак-мечети, окруженной с трех сторон айваном (1838 1842). За мечетью разместилась баня Ануш-хана (17 век), помещения которой погружены в землю и выступают только куполами.
Комплекс всех построек создавался по мере возникающей жизненной необходимости. Внешне он не воспринимается как целый художественный ансамбль, но отличается живописностью архитектурных масс и разнообразием силуэтов. В Ичан-Кале формировались и другие ансамбли. Так, к югу от Куня-Арка в 1851 1852 годах было построено медресе Амин-хана, а в 1871 году к востоку от Куня-Арка медресе Сейид Мухаммед-Рахим-хана II, которые составили центры двух архитектурных ансамблей. Медресе Амин-хана самое большое в Хиве.
Недостроенный минарет, диаметр которого составляет 14,2 м, выложен только на высоту 26 м, поэтому за ним и упрочилось название Кальта-минор (т.е. Короткий минарет).
Боковые фасады медресе оживлены аркадой лоджий на втором этаже. По углам фасадов расположены характерные для Хивы башенки с проемами наверху, поясами из зеленого глазурованного кирпича и куполками, облицованными таким же кирпичом. Высокий портал главного фасада украшен майоликой и узорами из цветного глазурованного кирпича. Минарет орнаментирован поясами геометрических узоров из цветного кирпича.
В 1910 году Ислам-Ходжой был построен самый высокий в Хиве минарет (около 50 м), господствующий над всеми постройками Ичан-Калы. Около минарета сооружено небольшое здание медресе и мечеть. Минарет облицован специальным лекальным кирпичом, чередующимся с поясами многоцветной майолики. Упомянутые памятники архитектуры не исчерпывают полного списка всех замечательных сооружений города. В многочисленных постройках, хотя и не уникальных, находили преломление конструктивные и художественные принципы хивинского строительства. Большую ценность в них представляет осуществленное в народных традициях декоративное убранство: резьба по дереву и майоликовые облицовки. Монументальные постройки в предместье Хивы, Дишан-Кале (внешней части города) такие, как дворец Нурулла-бая, не характерны для этой части города. В противоположность Ичан-Кале здесь много водоемов и зелени. Многочисленная массовая жилая застройка отличается интересной объемно-пространственной композицией, в которой айваны служат необходимым компонентом. Колонны, подбалки, двери и другие деревянные детали нередко украшены великолепной резьбой. Народное жилище здесь хранит и развивает художественные традиции хивинского зодчества.
Хива