ПОСТРОЕНИЕ ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННОЙ ДИАГРАММЫ ИСИКАВЫ

ПОСТРОЕНИЕ ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННОЙ ДИАГРАММЫ

ИСИКАВЫ

Теоретическая часть

При определении факторов, влияющих на какой-либо показатель качества, часто применяются причинно-следственные диаграммы Исикавы. Метод был предложен Каору Исикавой в 1953 году для выявления причин нарушения технологического процесса в тех случаях, когда очевидные его нарушения трудно обнаружить.

Диаграммы строят, соблюдая следующие условия:

1) диаграмму строит группа неруководящих работников;

2) применяется принцип анонимности высказываний;

3) на экспертизу выделяется ограниченное время;

4) найденное решение должно вознаграждаться.

Диаграмма Исикавы внешне напоминает рыбий скелет, поэтому ее часто так и называют (рис. 4).

Причины Следствие

Рис. 4. Схема диаграммы Исикавы

Она позволяет выявить причины таких дефектов и сосредоточиться на устранении этих причин. При этом анализируются четыре основных причинных фактора: человек, машина (оборудование), материал и метод работ.

При анализе факторов выявляются вторичные, а может быть и третичные причины, приводящие к дефектам и подлежащие устранению. Поэтому для анализа дефектов и построения диаграммы необходимо определить максимальное число причин, которые могут иметь отношение к допущенным дефектам.

В сфере производства продукции действует «принцип 5М», т. е. в качестве «крупных» выступают следующие пять «костей» (рис. 5).

Рис. 5. Принцип 5М

В сфере оказания услуг действует «принцип 5Р» (рис. 6).

Рис. 6. Принцип 5 Р

Диаграмма выявляет отношение между показателями и воздействующими на них факторами. Сначала формулируется проблема или дефект качества. Это «голова рыбы». Четыре основных фактора анализа - это «большие кости скелета». Для каждого фактора на диаграмму наносят вероятные причины дефектов - это «ребра», т.е. «средние» и «мелкие кости рыбьего скелета» (рис. 7).


неправильные скоропалительность

размеры дефектные суждений недостаток навыков

высокая детали

износоустойчивость плохое отношение

к работе

качество

ошибка в выборе неправильная простои остановки продукции

метода скорость обработки в работе

плохие условия

несвоевременность ошибки в измерениях испорченные

применения приборы

Рис. 7. Диаграмма Исикавы


Построение диаграмм включает следующие этапы:

Этап 1. Определяется показатель качества, т.е. тот результат, которого нужно достичь.

Этап 2. Выбранный показатель качества помещается в середине правого края чистого листа бумаги. Слева направо проводится прямая линия («хребет»), а показатель заключается в прямоугольник. Далее пишутся главные причины, которые влияют на показатель качества. Они заключаются в прямоугольники и соединяются с «хребтом» стрелками в виде «больших костей хребта» (главных причин).

Этап 3. Пишутся (вторичные) причины, влияющие на главные причины («большие кости»). Они располагаются в виде «средних костей», примыкающих к «большим». Записываются причины третичного порядка, которые влияют на вторичные причины. Их располагают в виде «мелких костей», примыкающих к «средним».

Этап 4. Причины (факторы) ранжируются по их значимости, используя для этого диаграмму Парето. Выделяются особо важные причины, которые предположительно оказывают наибольшее влияние на показатель качества.

Этап 5. На диаграмму наносится вся необходимая информация: название; наименование изделия, процесса или группы процессов; имена участников процесса; дата и т.д.

Принцип построения диаграммы показан на рис. 8.

При структурировании схемы на уровне первичных стрелок факторов во многих реальных ситуациях можно воспользоваться предложенным самим Исикавой правилом «пяти М». Оно состоит в том, что в общем случае существуют следующие пять возможных причин тех или иных результатов: материалы, машины, технология (методы), измерения, люди. Все эти слова по-английски начинаются с буквы «М»: Material, Machine, Method, Measurement, Man, откуда и пошло название данного правила. На рис. 9 показан результат определения группой из 5 человек относительной значимости факторов, вызывающих несоответствие стандарту качества динамика акустической колонки.


первичный фактор

вторичный фактор

третичный фактор

Объект анализа

(результат)

причинные факторы (характеристики)

Рис. 8. Принцип построения диаграммы Исикавы


Комплектующие детали Технология

демплер деформация проклейка консистенция клея

деформация конденсатор ошибки в документации

коробление бумаги расход клея

трещины пропуск прокладки

корпус температура оклеивания

сдвиг центра

клепальный агрегат квалификация организация труда

прокладки

температура запыленность

физический износ камера опыт состояние

кондиционирования влажность рабочего места

Оборудование, приспособления исполнители

Рис. 9. Схема Исикавы с оценками значимости факторов


Из диаграммы следуют наиболее значимые факторы в соответствии с числом концентрических колец на стрелках-факторах. Ими являются: консистенция клея (4 кольца), деформация демпфера (3 кольца) и невнимательность (небрежность) исполнителей-сборщиков (3 кольца).

На рис. 10 приведены для примера важнейшие возможные причины, влияющие на результат неудовлетворенности потребителя (следствия).

Рис.10. Причинно-следственная диаграмма для выявления причин неудовлетворенности потребителя

В качестве примера на рис.11 с помощью диаграммы Исикавы представлена система факторов качественного обучения в вузе.

Практическая часть

Студенты делятся на группы по 5 человек и строят причинно-следственную диаграмму для продукции, услуги, изделия, процесса или группы процессов по их собственному выбору.

Выводы

В выводах обосновывается выбор факторов и построение диаграммы.

Контрольные вопросы

1. Для чего служит и что характеризует диаграмма Исикавы?

2. Основные условия, необходимые для построения диаграммы?

3. Какие этапы включает процесс построения диаграммы Исикавы?

4. Какой принцип построения диаграммы Исикавы действует в сфере производства продукции и в чем его сущность?

5. Какой принцип построения диаграммы Исикавы действует в сфере оказания услуг и в чем его сущность?

6. Как определяется значимость факторов, влияющих на результат неудовлетворенности потребителей?

7. Что за правило «пяти М» предложено Исикавой для структурирования его схемы?


читальный зал аудиторный фонд квалификация

современная библиотека

лабораторная оплата труда

база

добросовестность

Учебный план связь обучения с практикой активные

Методические рабочие программы (групповые)

указания учебники и пособия методы

журналы и газеты индивидуальное обучение обучения

Рис.11. Факторы, в наибольшей степени влияющие на качество подготовки специалистов


ПОСТРОЕНИЕ ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННОЙ ДИАГРАММЫ ИСИКАВЫ