Переход от средневековья к Возрождению. Творчество Данте
Тема 9. Переход от средневековья к Возрождению. Творчество Данте.
План.
1. Биографические данные Данте.
2. Художественные особенности «Божественной комедии».
а) источники:
б) жанровые и композиционные особенности «Божественной комедии».
в) идейное содержание.
г) символико-аллегорическое содержание поэмы.
В 13 веке в Италии зарождается ренессансная культура. Это период называется Проторенессанс. Он еще тесно связан с культурой средневековья. Ярким примером перехода от средневековой культуры к ренессансной стало творчество Данте. В творчестве Данте сочетаются мировоззренческие основы средневековья и новые гуманистические взгляды. Данте является художником средневековья и предвестником Возрождения
1. Биографические данные.
Данте Алигьери (1265-1321). Настоящее имя Дуранте, он его сократил и сделал литературным псевдонимом Данте. Родился во Флоренции. С этим городом связаны имена таких художников эпохи Возрождения: Петрарки, Боккаччо, Джотто, Мазаччо, Боттичелли, Донателло, Микеланджело, Леонардо да Винчи. Данте происходил из старинного дворянского рода (предок был рыцарем).
В период проторенессанса в Италии происходит интенсивный рост городов, торговли, устанавливались буржуазные отношения. Это привело к тому, что Италия в политическом плане стала крайне нестабильна. В рамках города возникли 2 сильные партии:
1. Аристократическая (рыцари, сенаторы) гибеллинов. Они заручились поддержкой императора.
2. Партия горожан (купцы, богатые ремесленники) гвельфы. Они нашли опору в лице римского папы.
В борьбе этих двух партий побеждают гвельфы, то есть партия горожан. Они организовали самостоятельные республики со своими сенатами, правители городов должны были согласовывать свои действия с сенатом.
Особенно сильно борьба протекала во Флоренции большом месте Северной Италии, где пересекались торговые пути Запада и Востока. Поэтому во Флоренции раньше всех началась война с гибеллинами. Гвельфы победили и объявили Флоренцию республикой.
Но гвельфы во Флоренции также разделились на две партии, потому что демократия убедилась, что власть попала в руки богачей, а бедные вскоре почувствовали тяжесть их правления. Богатые гвельфы образовали партию «черных» (они носили роскошную одежду преимущественно темных цветов); бедные гвельфы объединились в партию «белых» (они носили простую одежду из некрашеной ткани). В этой борьбе победила партия «черных», потому что они вошли в партии гибеллинов. «Белые» были изгнаны из Флоренции.
Данте как и отец принадлежали к партии гвельфов. Он принимает участие в управлении городом, а когда «белые» начали проигрывать становится на их челе. После поражения в 1302 году «белые» гвельфы были изгнаны из родного города и Данте был среди них. Впоследствии Флоренция неоднократно предлагала Данте вернуться, но он так и не принял предложения и до родного города не вернулся.
2. Художественные особенности «Божественной комедии».
БК считается переходным явлением от эпохи средневековья к Возрождению. В ней сочетается верность принципам средневековой морали, ориентированной на духовные идеалы, ради которых человек должен идти на жертвы, и утверждения гуманистического убеждения в праве человека на счастье.
а) Источники:
клерикальная литература;
библейские и апокрифические тексты;
античная мифология и литература;
куртуазная поэзия, средневековая литература;
исторические и автобиографические факты и события.
б) Жанровые и композиционные особенности «Божественной комедии».
Литературоведческое определение жанра поэма, но по сути произведение не является поэмой. Авторское определение жанра комедия (в средние века комедией называли произведение, которое начинается плохо, но заканчивается хорошо), плюс оценочный эпитет, добавленный Боккаччо («Божественная»).
Три формообразующих жанра: видение, эпическая поэма, научный трактат. Жанровые законы видения Данте во многом нарушил. Клерикальный жанр видение дидактический жанр, для которого характерна фантастичность повествования, цель его показать человеку путь к спасению или повлиять на ее конкретные решения. В средние века монахи описывали свои видения, пользуясь Апокалипсисом и житиями святых. Данте тоже описывал свои видения, но его материал совершенно иной. Он переносит в ад и чистилище то, что видит вокруг себя. Он создает свой ад, чистилище и рай, основываясь на бесчисленных документах действительности.
Композиционные особенности.
Текст поэмы вырастает из священного для христиан числа 3, нумерологического символа святой Троицы. Структура поэмы на всех уровнях подчиняется ему: троична строфика «Комедии» (терцины); число кантик поэмы три («Ад», «Чистилище», «Рай»); в каждой кантике (за исключением первой) по 33 песни. С помощью нумерологических символов Данте стремился придать своей поэме атрибуты священного текста, подчеркнуть гармонию и миропорядок в созданной Богом вселенной, поскольку «Комедия», по его замыслу, должна была повлиять на ход мировой истории, изменить состояние человечества и самого автора. На это указывает и выбранное Данте время путешествия 1300 г., бывший одновременно и серединой мирового цикла и серединой жизненного пути самого поэта.
в) Идейное содержание.
В соответствии со средневековой традицией, по которой схоласты толковали Библию, Данте вносит в Божественную комедию четыре смысла:
буквальный натуралистическое описание загробного мира
аллегорический выражение идеи бытия в абстрактной форме: в мире все движется от тьмы к свету, от страданий к радости, от ошибок к истине, главная мысль восхождение души через познание к истине;
тропологический (морально-этический) идея расплаты за все земные дела в загробной жизни;
анагогический (мистический, высший смысл) постижение Божественной идеи через восприятие красоту поэзии и земного человека.
Но от средневековой традиции Данте отделяет интерес к действительности, к природе и человеку. Реальная жизнь Данте цепь разрушенных надежд и потерь. Умирает возлюбленная, лучший друг, он теряет родину, единомышленников, у него на глазах уничтожается цвет христианского рыцарства, рушатся надежды на исполнение мечты об империи. В поэме все погибшее воскресает, властью поэта наказываются злодеи и награждаются праведники. Данте показывает современникам этические и философские ориентиры.
В центре схоластического описания потусторонних видений Данте поставил свой собственный образ, образ живого человека, со своим внутренним миром и неустанным поиском истин. Автор пилигрим, совершающий путешествие на небо, чтобы спасти себя от гибели, очиститься от грехов. Это путь покаяния и духовного возрождения. Три части поэмы суть три мира, в которых одновременно жил Данте: ад внешней жизни, чистилище внутренней борьбы и рай веры, не покидающей поэта. Таким образом, автор выходит далеко за рамки средневековых представлений.
г) символико-аллегорическое содержание поэмы.
Сам Данте писал о «Божественной комедии» так: "Смысл этого произведения не прост; более того, оно может быть названо многосмысленным, то есть имеющим несколько смыслов, ибо одно дело смысл, который несет буква, другое смысл, который несут вещи, обозначенные буквой. Первый называется буквальным, второй аллегорическим, или моральным". Философская база художественного метода Данте теологический неоплатонизм. В свете этого круга представлений материальное, предметное есть отражение "божественного". Каждый предмет отсылает к высшему смыслу. А поэтому мыслить означает открывать скрытое значение вещей.
Все, что умрет, и все, что не умрет,
Лишь отблеск Мысли, коей Всемогущий
Своей Любовью бытие даст. ("Рай", XIII. Перевод М. Лозинского)
Символико-аллегорическая система «Божественной комедии» многозначна. Символы насыщены морально-религиозным, политическим, историческим, биографическим смыслом.
Морально-религиозная трактовка:
На полпути земного бытия поэт заблудился в дремучем лесу, где на него нападают три зверя пантера (барс, рысь), лев и волчица. От них его спасает Вергилий, которого послала к Данте Беатриче. Вдвоем они выходят из лесу, Вергилий ведет Данте через ад в чистилище и на пороге рая сдает его Беатриче. С нею вместе поэт возносится все выше и выше и наконец удостаивается лицезрению Божества.
Дремучий лес это жизненные осложнения человека,
звери его страсти: пантера сладострастие, чувственность, лев гордость, властолюбие, волчица корыстолюбие, жадность;
Вергилий, спасающий от зверей, человеческий разум, поэт-пророк, он помогает выходить из греховности с опорной на Разум
Беатриче богословие, божественный разум.
Смысл поэмы нравственная жизнь человека, которого разум спасает от страстей и которому знание божественной науки доставляет вечное блаженство. На пути к нравственному перерождению человек проходит через сознание своей греховности (ад), очищение (чистилище) и вознесение к блаженству (рай).
Ад олицетворение греховности, символ Души, находящейся в плену зла. Ад построен по типу сужающегося конуса, разделенного на 9 сфер. В первом круге казнятся некрещенные, родившиеся до появления Христа. Со Второго по Шестой круг место для невоздержанных. Формы этой греховности многообразны: сладострастники, чревоугодники, скупцы, гневные, еретики. Седьмой круг насильники. Восьмой и Девятый обманщики, предатели.
Ад это нарушенная гармония, поэтому здесь все конкретно, угловато, контрастно: Две краски определяют цвета Ада: красная и черная кровь и тьма. Здесь особая музыка хриплые крики казнящихся грешников. В Аду торжествуют холод, неподвижность, ненависть, дисгармония, здесь нет места для любви, чести, движения, гармонии. Здесь нет солнца, ибо царство зла отрицает Свет.
В центре Ада, по грудь возвышаясь надо льдом, казнится Люцифер. Некогда ангел, он восстал против Бога и был низвергнут в глубины Земли. Место Люцифера там, где вечный холод и вечное Зло. У Люцифера три лица трех цветов: красное, что значит гнев, черное завись, бело-желтое бессилие. Эта троичность противоположна Божественной Троице, олицетворяющей силу Отца, всезнание Сына, Любовь Святого Духа.
Путешествие по Аду вместе с Вергилием стало и великой школой мужества. Слова Вергилия, обращенные к Данте, были адресованы к каждому из живущих на Земле:
Теперь ты леность должен отмести,
Сказал учитель. Лежа под периной
Да сидя в мягком, славы не найти...
Встань! По6еди томленье, нет побед,
Запретных духу, если он не вянет,
Как эта плоть, которой он одет!
("Ад", XXIV. Перевод М. Лозинского)
Подъем по Чистилищу это освобождение от плоти, от земных забот.
На смену Вергилию появляется Беатриче. Она в пылающем красном платье: в таком же одеянии она некогда впервые предстала перед Данте.
Вместе с Беатриче, олицетворяющей божественную Любовь и Смирение, Данте дано вступить в Рай. Путешествие по Раю начинается весной, когда солнце спешит "по лучшему пути", оно начинается в полдень, когда солнце в зените.
Путешествие по Раю это путь от одной небесной сферы к другой.
В Аду свет молчит, в Раю звучит, говорит, поет и даже пахнет. Свет высшая красота. От неоплатонизма и ветхозаветной эстетики идет убеждение Данте в том, что свет проявление божественной идеи. Свет говорит о святости, и потому божественное светится ярче, поэтому красота Беатриче все больше и больше светлеет. В светоносном Раю чувства очищаются и просветляются: здесь господствуют Любовь, блаженство, созерцание.
Политическая, историческая, биографическая трактовка.
По политическим убеждениям своим Данте здесь, как и в других своих сочинениях, противник светской власти пап и империалист. В глазах его сияет идеал Рима и империи. Но Данте осуждает и гибеллинов, и гвельфов, в их раздорах гибнет современная Италия.
Дремучий лес анархия, господствующая в Италии.
Лев императорская власть
Волчица римское папство.
Вергилий сын Великой Римской империи века Августа. Он самый великий ее гражданин. Сама же Империя политический идеал Данте. Поэтому Вергилию-проводнику и назначено вывести из леса заблуждений раздираемую смутой междоусобиц Италию. Возвратиться к устоям Римской империи значит найти дорогу к миру и согласию. Вергилий, наконец, проводник Данте и в просто биографическом плане. Это любимый поэт создателя "Божественной комедии", его учитель, источите неиссякаемых творческих вдохновений…
В Аду находятся папы, которые боролись против гибеллинов, а среди предателей вместе с Иудой в самом центре ада находятся Брут и Кассий, предавшие императора Юлия Цезаря.
Кроме того, "Божественная комедия" повествует обо всем, что знали во времена Данте, причем он распределяет проблемы таким образом, что "Ад" оказывается рассказом о неорганической природе, "Чистилище" о живой природе, биологии, психологии, ботанике, естественной и общей истории, "Рай" о небесной природе на языке астрономии и метафизики. Все это дано в единстве, так что текст поэмы представляется ее плотью, события душой, а смысл духом.
Переход от средневековья к Возрождению. Творчество Данте