Переход от средневековья к Возрождению. Творчество Данте

Тема 9. Переход от средневековья к Возрождению. Творчество Данте.

План.

1. Биографические данные Данте.

2. Художественные особенности «Божественной комедии».

а) источники:

б) жанровые и композиционные особенности «Божественной комедии».

в) идейное содержание.

г) символико-аллегорическое содержание поэмы.

В 13 веке в Италии зарождается ренессансная культура. Это период называется Проторенессанс. Он еще тесно связан с культурой средневековья. Ярким примером перехода от средневековой культуры к ренессансной стало творчество Данте. В творчестве Данте сочетаются мировоззренческие основы средневековья и новые гуманистические взгляды. Данте является художником средневековья и предвестником Возрождения

1. Биографические данные.

Данте Алигьери (1265-1321). Настоящее имя Дуранте, он его сократил и сделал литературным псевдонимом Данте. Родился во Флоренции. С этим городом связаны имена таких художников эпохи Возрождения: Петрарки, Боккаччо, Джотто, Мазаччо, Боттичелли, Донателло, Микеланджело, Леонардо да Винчи. Данте происходил из старинного дворянского рода (предок был рыцарем).

В период проторенессанса в Италии происходит интенсивный рост городов, торговли, устанавливались буржуазные отношения. Это привело к тому, что Италия в политическом плане стала крайне нестабильна. В рамках города возникли 2 сильные партии:

1. Аристократическая (рыцари, сенаторы) – гибеллинов. Они заручились поддержкой императора.

2. Партия горожан (купцы, богатые ремесленники) – гвельфы. Они нашли опору в лице римского папы.

В борьбе этих двух партий побеждают гвельфы, то есть партия горожан. Они организовали самостоятельные республики со своими сенатами, правители городов должны были согласовывать свои действия с сенатом.

Особенно сильно борьба протекала во Флоренции – большом месте Северной Италии, где пересекались торговые пути Запада и Востока. Поэтому во Флоренции раньше всех началась война с гибеллинами. Гвельфы победили и объявили Флоренцию республикой.

Но гвельфы во Флоренции также разделились на две партии, потому что демократия убедилась, что власть попала в руки богачей, а бедные вскоре почувствовали тяжесть их правления. Богатые гвельфы образовали партию «черных» (они носили роскошную одежду преимущественно темных цветов); бедные гвельфы объединились в партию «белых» (они носили простую одежду из некрашеной ткани). В этой борьбе победила партия «черных», потому что они вошли в партии гибеллинов. «Белые» были изгнаны из Флоренции.

Данте как и отец принадлежали к партии гвельфов. Он принимает участие в управлении городом, а когда «белые» начали проигрывать – становится на их челе. После поражения в 1302 году «белые» гвельфы были изгнаны из родного города и Данте был среди них. Впоследствии Флоренция неоднократно предлагала Данте вернуться, но он так и не принял предложения и до родного города не вернулся.

2. Художественные особенности «Божественной комедии».

БК считается переходным явлением от эпохи средневековья к Возрождению. В ней сочетается верность принципам средневековой морали, ориентированной на духовные идеалы, ради которых человек должен идти на жертвы, и утверждения гуманистического убеждения в праве человека на счастье.

а) Источники:

– клерикальная литература;

– библейские и апокрифические тексты;

– античная мифология и литература;

– куртуазная поэзия, средневековая литература;

– исторические и автобиографические факты и события.

б) Жанровые и композиционные особенности «Божественной комедии».

Литературоведческое определение жанра – поэма, но по сути произведение не является поэмой. Авторское определение жанра – комедия (в средние века комедией называли произведение, которое начинается плохо, но заканчивается хорошо), плюс оценочный эпитет, добавленный Боккаччо («Божественная»).

Три формообразующих жанра: видение, эпическая поэма, научный трактат. Жанровые законы видения Данте во многом нарушил. Клерикальный жанр видение – дидактический жанр, для которого характерна фантастичность повествования, цель его – показать человеку путь к спасению или повлиять на ее конкретные решения. В средние века монахи описывали свои видения, пользуясь Апокалипсисом и житиями святых. Данте тоже описывал свои видения, но его материал совершенно иной. Он переносит в ад и чистилище то, что видит вокруг себя. Он создает свой ад, чистилище и рай, основываясь на бесчисленных документах действительности.

Композиционные особенности.

Текст поэмы вырастает из священного для христиан числа 3, нумерологического символа святой Троицы. Структура поэмы на всех уровнях подчиняется ему: троична строфика «Комедии» (терцины); число кантик поэмы – три («Ад», «Чистилище», «Рай»); в каждой кантике (за исключением первой) – по 33 песни. С помощью нумерологических символов Данте стремился придать своей поэме атрибуты священного текста, подчеркнуть гармонию и миропорядок в созданной Богом вселенной, поскольку «Комедия», по его замыслу, должна была повлиять на ход мировой истории, изменить состояние человечества и самого автора. На это указывает и выбранное Данте время путешествия – 1300 г., бывший одновременно и серединой мирового цикла и серединой жизненного пути самого поэта.

в) Идейное содержание.

В соответствии со средневековой традицией, по которой схоласты толковали Библию, Данте вносит в Божественную комедию четыре смысла:

– буквальный – натуралистическое описание загробного мира

– аллегорический – выражение идеи бытия в абстрактной форме: в мире все движется от тьмы к свету, от страданий к радости, от ошибок к истине, главная мысль – восхождение души через познание к истине;

– тропологический (морально-этический) – идея расплаты за все земные дела в загробной жизни;

– анагогический (мистический, высший смысл) – постижение Божественной идеи через восприятие красоту поэзии и земного человека.

Но от средневековой традиции Данте отделяет интерес к действительности, к природе и человеку. Реальная жизнь Данте – цепь разрушенных надежд и потерь. Умирает возлюбленная, лучший друг, он теряет родину, единомышленников, у него на глазах уничтожается цвет христианского рыцарства, рушатся надежды на исполнение мечты об империи. В поэме все погибшее воскресает, властью поэта наказываются злодеи и награждаются праведники. Данте показывает современникам этические и философские ориентиры.

В центре схоластического описания потусторонних видений Данте поставил свой собственный образ, образ живого человека, со своим внутренним миром и неустанным поиском истин. Автор – пилигрим, совершающий путешествие на небо, чтобы спасти себя от гибели, очиститься от грехов. Это путь покаяния и духовного возрождения. Три части поэмы суть три мира, в которых одновременно жил Данте: ад внешней жизни, чистилище внутренней борьбы и рай веры, не покидающей поэта. Таким образом, автор выходит далеко за рамки средневековых представлений.

г) символико-аллегорическое содержание поэмы.

Сам Данте писал о «Божественной комедии» так: "Смысл этого произведения не прост; более того, оно может быть названо многосмысленным, то есть имеющим несколько смыслов, ибо одно дело – смысл, который несет буква, другое – смысл, который несут вещи, обозначенные буквой. Первый называется буквальным, второй – аллегорическим, или моральным". Философская база художественного метода Данте – теологический неоплатонизм. В свете этого круга представлений материальное, предметное есть отражение "божественного". Каждый предмет – отсылает к высшему смыслу. А поэтому мыслить – означает открывать скрытое значение вещей.

Все, что умрет, и все, что не умрет, —

Лишь отблеск Мысли, коей Всемогущий

Своей Любовью бытие даст. ("Рай", XIII. Перевод М. Лозинского)

Символико-аллегорическая система «Божественной комедии» многозначна. Символы насыщены морально-религиозным, политическим, историческим, биографическим смыслом.

Морально-религиозная трактовка:

На полпути земного бытия поэт заблудился в дремучем лесу, где на него нападают три зверя – пантера (барс, рысь), лев и волчица. От них его спасает Вергилий, которого послала к Данте Беатриче. Вдвоем они выходят из лесу, Вергилий ведет Данте через ад в чистилище и на пороге рая сдает его Беатриче. С нею вместе поэт возносится все выше и выше и наконец удостаивается лицезрению Божества.

Дремучий лес – это жизненные осложнения человека,

звери – его страсти: пантера – сладострастие, чувственность, лев – гордость, властолюбие, волчица – корыстолюбие, жадность;

Вергилий, спасающий от зверей, – человеческий разум, поэт-пророк, он помогает выходить из греховности с опорной на Разум

Беатриче – богословие, божественный разум.

Смысл поэмы – нравственная жизнь человека, которого разум спасает от страстей и которому знание божественной науки доставляет вечное блаженство. На пути к нравственному перерождению человек проходит через сознание своей греховности (ад), очищение (чистилище) и вознесение к блаженству (рай).

Ад – олицетворение греховности, символ Души, находящейся в плену зла. Ад построен по типу сужающегося конуса, разделенного на 9 сфер. В первом круге казнятся некрещенные, родившиеся до появления Христа. Со Второго по Шестой круг – место для невоздержанных. Формы этой греховности многообразны: сладострастники, чревоугодники, скупцы, гневные, еретики. Седьмой круг – насильники. Восьмой и Девятый – обманщики, предатели.

Ад – это нарушенная гармония, поэтому здесь все конкретно, угловато, контрастно: Две краски определяют цвета Ада: красная и черная – кровь и тьма. Здесь особая музыка – хриплые крики казнящихся грешников. В Аду торжествуют холод, неподвижность, ненависть, дисгармония, здесь нет места для любви, чести, движения, гармонии. Здесь нет солнца, ибо царство зла отрицает Свет.

В центре Ада, по грудь возвышаясь надо льдом, казнится Люцифер. Некогда ангел, он восстал против Бога и был низвергнут в глубины Земли. Место Люцифера там, где вечный холод и вечное Зло. У Люцифера три лица трех цветов: красное, что значит гнев, черное — завись, бело-желтое — бессилие. Эта троичность противоположна Божественной Троице, олицетворяющей силу Отца, всезнание Сына, Любовь Святого Духа.

Путешествие по Аду вместе с Вергилием стало и великой школой мужества. Слова Вергилия, обращенные к Данте, были адресованы к каждому из живущих на Земле:

Теперь ты леность должен отмести, —

Сказал учитель. — Лежа под периной

Да сидя в мягком, славы не найти...

Встань! По6еди томленье, нет побед,

Запретных духу, если он не вянет,

Как эта плоть, которой он одет!

("Ад", XXIV. Перевод М. Лозинского)

Подъем по Чистилищу – это освобождение от плоти, от земных забот.

На смену Вергилию появляется Беатриче. Она в пылающем красном платье: в таком же одеянии она некогда впервые предстала перед Данте.

Вместе с Беатриче, олицетворяющей божественную Любовь и Смирение, Данте дано вступить в Рай. Путешествие по Раю начинается весной, когда солнце спешит "по лучшему пути", оно начинается в полдень, когда солнце в зените.

Путешествие по Раю – это путь от одной небесной сферы к другой.

В Аду свет молчит, в Раю – звучит, говорит, поет и даже пахнет. Свет – высшая красота. От неоплатонизма и ветхозаветной эстетики идет убеждение Данте в том, что свет – проявление божественной идеи. Свет говорит о святости, и потому божественное светится ярче, поэтому красота Беатриче все больше и больше светлеет. В светоносном Раю чувства очищаются и просветляются: здесь господствуют Любовь, блаженство, созерцание.

Политическая, историческая, биографическая трактовка.

По политическим убеждениям своим Данте здесь, как и в других своих сочинениях,— противник светской власти пап и империалист. В глазах его сияет идеал Рима и империи. Но Данте осуждает и гибеллинов, и гвельфов, в их раздорах гибнет современная Италия.

Дремучий лес – анархия, господствующая в Италии.

Лев – императорская власть

Волчица – римское папство.

Вергилий – сын Великой Римской империи века Августа. Он самый великий ее гражданин. Сама же Империя – политический идеал Данте. Поэтому Вергилию-проводнику и назначено вывести из леса заблуждений раздираемую смутой междоусобиц Италию. Возвратиться к устоям Римской империи – значит найти дорогу к миру и согласию. Вергилий, наконец, проводник Данте и в просто биографическом плане. Это любимый поэт создателя "Божественной комедии", его учитель, источите неиссякаемых творческих вдохновений…

В Аду находятся папы, которые боролись против гибеллинов, а среди предателей вместе с Иудой в самом центре ада находятся Брут и Кассий, предавшие императора Юлия Цезаря.

Кроме того, "Божественная комедия" повествует обо всем, что знали во времена Данте, причем он распределяет проблемы таким образом, что "Ад" оказывается рассказом о неорганической природе, "Чистилище" – о живой природе, биологии, психологии, ботанике, естественной и общей истории, "Рай" – о небесной природе на языке астрономии и метафизики. Все это дано в единстве, так что текст поэмы представляется ее плотью, события – душой, а смысл – духом.

Переход от средневековья к Возрождению. Творчество Данте