Учет затрат на создание кинофильма
Министерство культуры Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Санкт-Петербургский государственный
Университет кино и телевидения»
Институт экономики и управления
Кафедра информационного менеджмента и бухгалтерского учета
РЕФЕРАТ
по дисциплине «Финансы, кредит и основы бухгалтерского учета»
на тему «Учет затрат на создание кинофильма»
Выполнил:
Проверила:
Доцент кафедры
Информационного менеджмента
И бухгалтерского учета
Янсон Т.Ф.
Санкт-Петербург
2012
Содержание
Введение………………………………………………………………………..….3
Сценарий фильма как объект авторских прав …………………………………5
Сводная смета расходов………………………………..………………………..12
Заключение……………………………………………………………………....14
Список использованных источников…………………………………………..15
Введение
Кино всегда создавалось на крупных киностудиях, которые имеют для этого необходимую базу. Однако в последние годы кинофильмы стали производить и небольшие продюсерские фирмы (студии, центры), работающие в области кинематографии.
В статье мы рассмотрим на примере кинопродюсерской студии порядок отражения на счетах бухгалтерского учета операций, связанных с процессом финансирования и производства национального фильма.
Основные понятия и определения в области кинематографии даны в Федеральном законе от 22 августа 1996 г. № 126-ФЗ “О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации”.
Организация кинематографии это организация, основными видами деятельности которой являются: производство фильма; производство кинолетописи; тиражирование фильма; прокат фильма; показ фильма; восстановление фильма; техническое обслуживание кинозала; изготовление киноматериалов; изготовление кинооборудования; выполнение работ и оказание услуг по производству фильма, кинолетописи (прокат кинооборудования, аренда павильонов, кинокомплексов, пошив костюмов, строительство декораций, изготовление грима, пастижерских изделий, реквизита, игровой техники, специальных эффектов, обработка пленки, звуковое оформление фильма и иное); образовательная, научная, исследовательская, издательская, рекламно пропагандистская деятельность в области кинематографии; хранение фильма; хранение исходных материалов кинолетописи (статья 3 Закона).
В Общесоюзном классификаторе отраслей народного хозяйства (ОКОНХ), утвержденном Госкомстатом СССР и Госпланом СССР 1 января 1976 г., организации кинематографии относятся к отрасли «культура и искусство» (код 93000) с присвоением им в установленном порядке подкода «кинематография», и относятся они к непроизводственной сфере деятельности.
Продюсер фильма это физическое или юридическое лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за финансирование, производство и прокат фильма (ст.3 Закона).
Фильм аудиовизуальное произведение, созданного в художественной, хроникально-документальной, научно-популярной, учебной, анимационной, телевизионной или иной форме на основе творческого замысла, состоящее из изображения, зафиксированных на кинопленке или на иных видах носителей и соединенных в тематическое целое последовательно связанных между собой кадров и предназначенное для восприятия с помощью соответствующих технических устройств (ст.3 Закона).
Итак, в качестве продюсера фильма может выступить физическое лицо, имеющее регистрацию в качестве предпринимателя. Продюсером может быть и юридическое лицо, зарегистрированное в установленном порядке.
Если продюсер решил создавать фильм, отвечающий требованиям национального фильма, он может обратиться в Минкультуры РФ за получением удостоверения национального фильма. Такое удостоверение предоставляет государственную поддержку фильму и дает возможность пользоваться налоговыми льготами при его производстве. Этапы его получения и продления мы рассмотрим в отдельном разделе.
Сценарий фильма как объект авторских прав
Первой стадией работы над фильмом является сценарий. Его поиски могут осуществляться продюсером фильма в «библиотеках сценариев», которые организуют некоторые творческие организации. Продюсер фильма за дополнительную плату может получить доступ к библиотеке и отбирать необходимый ему сценарий среди уже созданных авторами сценариев.
Создание сценария может быть также специально заказано на основании авторского договора заказа. Особенностью авторского договора заказа является то, что он заключается еще до того, как автор создал произведение. По авторскому договору заказа автор обязуется создать произведение в соответствии с условиями договора, права на использование произведения передаются заказчику (п. 1 статьи 33 Закона РФ от 09.07.93 № 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах», далее Закон об авторском праве)
ПБУ 14/2000 «Учет нематериальных активов» допускает отнесение к нематериальным активам активов коммерческих организаций, находящихся у них на праве собственности. К объектам интеллектуальной собственности могут быть отнесены только исключительные права правообладателя на эти объекты. Правообладателем исключительных прав является автор создатель произведения литературы, искусства и т.п. Необходимым для постановки на учет является наличие надлежаще оформленных документов, подтверждающих существование самого актива и исключительного права у организации на результаты интеллектуальной деятельности (патенты, свидетельства, другие охранные документы, договор уступки (приобретения) патента, товарного знака и т.п.).
Согласно Закону об авторском праве для возникновения авторского права не требуется регистрация произведения, иного специального оформления или соблюдения каких-либо формальностей. Однако для обеспечения доказательства своего авторства, правообладатель может по собственному желанию зарегистрировать произведение в соответствующем государственном органе. Авторские права можно зарегистрировать в Российском авторском обществе, если регистрируются литературные, художественные, музыкальные, фотографические, видео- и аудиовизуальные произведения и др. Для этого подается заявка на регистрацию авторского произведения с приложением необходимых документов, в том числе оригинала произведения. Зарегистрированный оригинал возвращается вместе со Свидетельством автору, копия произведения и Свидетельства депонируются в архив. Таким образом, если возникают какие-либо споры по поводу авторства произведения, то свидетельство о регистрации подтверждает авторство. Однако для РАО указанная регистрация не является основанием для отслеживания исполнения данного произведения и выплаты гонорара. Она играет только подтверждающую авторство роль, что ведет к избежанию большинства споров, возникающих на этой почве.
Исключительные права правообладателя делятся на имущественные и неимущественные (ст. 15 и 16 Закона об авторском праве). К личным неимущественным правам относятся: право признаваться автором произведения, использования его под определенным именем, обнародовать в любой форме и др. Личные неимущественные права являются неотчуждаемыми. Право на воспроизведение, распространение, перевод, переработку, показ и др. являются имущественными правами. В соответствии с частью 2 статьи 138 ГК РФ использование объектов исключительных прав может осуществляться только с согласия правообладателя. Поэтому все указанные выше права по общему правилу переходят от автора к другим лицам только с его согласия, которое выражается в авторском договоре, необходимость составления которого прямо поименована в пункте 1 статьи 30 Закона об авторском праве.
За передаваемые имущественные права автор имеет право получить вознаграждение.
Редкими исключениями из этого правила являются случаи, когда:
- организация приобретает авторские права в порядке наследования (права на использование произведения переходят к организации по завещанию автора после открытия наследства)?
- авторские имущественные права возникают у организации в силу создания автором служебного произведения по заданию работодателя или организация уступает третьим лицам имущественные авторские права, в свою очередь ранее приобретенные по авторскому договору у автора, или права, перешедшие к организации от автора по завещанию.
Авторский договор должен быть заключен в письменной форме. В случае если письменная форма авторского договора не была соблюдена, стороны лишаются права доказывать факт заключения договора и его условия с помощью свидетельских показаний. Однако другие доказательства (например, переписка сторон по договору) могут быть использованы для доказательства заключения договора и его условий.
Для авторского договора существенными являются следующие условия:
- способы использования произведения (конкретные права, передаваемые по данному договору в отношении конкретного произведения);
- территория, на которую передается право;
- размер вознаграждения и (или) порядок определения размера вознаграждения за каждый способ использования произведения, порядок и сроки его выплаты;
- другие условия, которые стороны сочтут существенными для данного договора.
Не будет считаться заключенным и договор, не предусматривающий условий о размере, порядке и сроках выплаты вознаграждения за каждый способ использования произведения. В соответствии с пунктом 3 статьи 31 Закона об авторском праве, вознаграждение может определяться в виде процента от дохода за соответствующий способ использования произведения или, если это невозможно, в виде зафиксированной в договоре суммы либо иным образом. Порядок выплаты авторского вознаграждения может быть любым: вознаграждение может выплачиваться единовременным платежом или периодически.
Приобрести можно исключительное право, и отражать его в учете как приобретение нематериального актива согласно п. 24 ПБУ 14/2000.
На практике исключительные имущественные права остаются у автора, а продюсерская студия приобретает право на экранизацию (использование) сценария в течение определенного срока. С авторами сценария заключается договор об уступке права на использование режиссерского проекта и участии в создании художественного фильма. По этому договору автор уступает продюсеру право экранизации его сценария для создания на его основе кинофильма с правом дальнейшего использования указанного кинофильма. Одним из пунктов договора предусматривается, что автор обязуется без письменного согласия продюсера до истечения определенного срока с даты заключения договора не передавать сценарий другим киноорганизациям или телевидению для создания кино и/или телефильмов. В соответствии с этим договором продюсер обязуется выплатить авторам гонорар.
Данная операция отражается в бухгалтерском учете на основании методики, изложенной в п.26 ПБУ 14/2000:
· нематериальные активы, полученные в пользование, учитываются организацией-пользователем на забалансовом счете в оценке, принятой в договоре;
· платежи за предоставленное право пользования объектами интеллектуальной собственности, производимые в виде периодических платежей, включая авторские вознаграждения, исчисляемые и уплачиваемые в порядке и сроки, установленные договором, включаются организацией-пользователем в расходы отчетного периода;
· платежи за предоставленное право пользования объектами интеллектуальной собственности, производимые в виде фиксированного разового платежа, включая авторское вознаграждение, отражаются в бухгалтерском учете организацией-пользователем как расходы будущих периодов и подлежат списанию в течение срока действия договора.
Продюсер, получив право на интеллектуальную собственность, должен отразить полученное право за балансом в той оценке, что принята в договоре. Выплату авторского вознаграждения следует согласно п.26 ПБУ 14/2000 отразить как расходы будущих периодов , с постепенным списанием на себестоимость в течении срока договора.
В бухгалтерском учете продюсера приобретение право экранизации сценария в течение определенного срока у физического лица отразиться следующими бухгалтерскими проводками:
Дебет 31 (97*) Кредит 76
отражена задолженность автору за приобретенное право на экранизацию сценария;
Дебет 31 (97*) Кредит 69
Начислен ЕСН на авторский гонорар;
Дебет 76 Кредит 68
Начислен налог на доходы физического лица, полученного по авторскому договору,
Дебет 76 Кредит 51(50)
выплачено вознаграждение автору.
При исчислении налога на доходы физических лиц (по ставке 13%) налоговый агент, выплачивающий вознаграждение по авторским договорам, имеет право предоставлять профессиональный налоговый вычет (по заявлению автора). Согласно п. 2 ст. 221 НК РФ величина вычета определяется по фактически произведенным и документально подтвержденными расходами, непосредственно связанными с извлечением доходов. Если расходы не могут быть документально подтверждены, они принимаются по нормативам в процентах к начисленному доходу. При создании литературных произведений, в том числе для театра, кино, эстрады и цирка, норматив составляет 20% от начисленного дохода.
На выплаты по авторским договорам начисляется единый социальный налог только в части взносов в Пенсионный фонд и Фонд обязательного медицинского страхования. Взносы в Фонд социального страхования не начисляются (п.3 ст. 238 НК РФ). При этом налоговой базой будут являться суммы вознаграждения по авторским договорам за минусом расходов, определенных в порядке, установленном для профессиональных налоговых вычетов при расчете налога на доходы (п. 5 ст. 237 НК РФ).
Если приобретено право экранизации сценария у юридического лица, будут осуществлены следующие бухгалтерские проводки:
Дебет 31 (97*) Кредит 76
отражена задолженность по приобретению права на экранизацию сценария;
Дебет 19 Кредит 76
отражен НДС по приобретенному праву;
Дебет 76 Кредит 51 (50)
осуществлена оплата права экранизации,
Дебет 68 Кредит 19
НДС принят к вычету.
В течение срока пользования правом экранизации продюсер производит ежемесячное списание платежей за право:
Дебет 20 (08, 26) Кредит 31
- ежемесячно в течение срока пользование списываются платежи за предоставление права экранизации.
Сводная смета расходов
На стадии подготовки к производству фильма и до подачи документов для получения удостоверения национального фильма составляется и утверждается руководителем кинопродюсерской студии сводная смета расходов на производство фильма. Смета составляется в разрезе основных статей расходов, которые делятся на прямые расходы и косвенные (накладные). В состав прямых расходов могут входить:
· затраты на литературный сценарий и музыкальную партитуру;
· заработная плата и начисления;
· материалы (пленка и пр.);
· услуги цехов;
· аренда транспорта;
· затраты связанные с экспедицией (суточные, проезд, стоимость транспортировки багажа, связь и пр.);
· реклама;
· изготовление исходных материалов.
Как видно из приведенного выше перечня расходы кинопродюсерской студии, за некоторым исключением, аналогичны расходам любого другого предприятия.
Кинопродюсерские студии, как правило, не обладают павильонами для съемок, необходимой техникой, осветительной, съемочной аппаратурой, они также не имеют своих лабораторий по обработки пленки и т.п. Поэтому студии заказывают большинство услуг по производству фильма сторонним организациям. Поэтому по статье затрат «услуги цехов»могут быть отражены затраты, связанные с оплатой услуг сторонних организаций (в том числе цехов крупных киностудий) по предоставлению в аренду съемочных павильонов, различного рода аппаратуры, изготовлению (аренде) костюмов, грима, постижерских изделий, реквизита, игровой техники, специальных эффектов, обработки пленки, звукового оформление фильма и других услуг по созданию фильма. Съемка фильма целиком может быть также поручена сторонней организации.
Заключение
Подведем итоги. Мы в полном объеме рассмотрели учет затрат на производство кинофильма, накопленный нами багаж знаний пригодится нам при создании наших продюсерских проектов.
Список использованных источников
- http://zhurnal.lib.ru/a/al_a/film.shtml
- http://www.audit-it.ru/articles/account/otrasl/a101/187778.html
Учет затрат на создание кинофильма