Повышение уровня технико-тактического мастерства кикбоксеров

Содержание

Стр.

Введение

……………………………………………………………...

3

Глава I.

Литературный обзор……………………………………………………….

6

1.1.

Проблема подготовки спортсмена к соревнованиям …..

6

1.2.

Модельные характеристики в подготовке спортсменов
и их связь с анализом соревновательной деятельности..

8

1.3.

Количественные, качественные и содержательные характеристики соревновательной деятельности ……..

11

Глава II.

Задачи, методы и организация исследования …………..

18

2.1.

Задачи исследования ……………………………………..

18

2.2.

Методы исследования ……………………………………

18

2.2.1.

Анализ научно-методической литературы……………...

19

2.2.2.

Педагогические наблюдения ……………………………

19

2.2.3.

Регистрация показателей соревновательной деятельности кикбоксеров посредством просмотра видеозаписей поединков и получаемые показатели …..

19

2.2.4.

Метод экспертной оценки ……………………………….

20

2.2.5.

Методы математической статистики …………………...

20

2.3.

Организация исследования ……………………………...

21

Глава III.

Результаты исследования

22

3.1.

Особенности показателей активности соревновательной деятельности кикбоксеров высокой квалификации ……………………………………………

22

3.2.

Особенности технико-тактического содержания соревновательной деятельности кикбоксера высокого класса на современном уровне развития кикбоксинга ...

25

3.3.

Построение процесса спортивного совершенствования кикбоксеров высокой квалификации на основе анализа технико-тактического содержания их соревновательной деятельности

(педагогический эксперимент) ………………………….

34

3.3.1.

Логика педагогического эксперимента …………………

34

3.3.2.

Построение процесса спортивного совершенствования кикбоксеров и его организация …………………………

35

Выводы …………………………………………………………………

43

Практические рекомендации ………………………………………….

45

Список литературы …………………………………………………….

47


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Одной из важнейших составляющих подготовки кикбоксеров высокой квалификации к соревнованиям является формирование у них готовности к ведению боя в соответствии с эталонными требованиями, т.е. показывать современный зрелищный эффективный и эффектный кикбоксинг. [4, 6, 7, 9, 10, 11, 15, 16, 17, 18, 37, 38 и др.].

Успешное решение этой проблемы в свою очередь тесно связано с изучением показателей активности соревновательной деятельности, характерных для современного кикбоксинга; определением круга приемов, обеспечивающих эффективное решение соревновательных задач; созданием системы воздействий (технико-тактических упражнений), формирующих готовность кикбоксера к эффективным действиям в различных ситуациях и режимах соревновательного поединка. Имеющихся к настоящему времени по этому вопросу данных недостаточно, что обусловлено эволюцией кикбоксинга.

Таким образом, возникла проблемная ситуация, заключающаяся в противоречии между необходимостью совершенствования процесса подготовки к соревнованиям и отсутствием научно-обоснованных данных относительно характеристик соревновательной деятельности в современном кикбоксинге, позволяющих успешно решать соответствующие задачи.

Объект исследования – технико-тактические характеристики соревновательной деятельности ведущих кикбоксеров мира.

Предмет исследования – процесс формирования технико-тактической готовности кикбоксера к соревновательным поединкам.

Гипотеза исследования. Предполагалось, что анализ соревновательной деятельности боксеров высокой квалификации позволит определить характеристики типового комплекса действий в ходе и по мере освоения, которого формируется готовность к эффективному ведению соревновательных поединков.

Цель исследования – изучение возможностей повышения уровня технико-тактического мастерства кикбоксеров, посредством направленного освоения показателей активности и технико-тактического содержания соревновательной деятельности сильнейших кикбоксеров мира.

Научная новизна работы определяется тем, что впервые:

- определен типовой состав атак, ответных и встречных контратак, тактических приемов и ситуаций конфликтного противоборства в современном кикбоксинге;

- определен алгоритм изучения и использования характеристик соревновательной деятельности кикбоксера, как условия подготовки к поединкам на уровне кикбоксинга высших достижений;

- разработана и экспериментально апробирована методика формирования готовности кикбоксера к поединкам на уровне кикбоксинга высших достижений.

Теоретическая значимость работы заключается в

дополнении и развитии методики совершенствования технико-тактического мастерства кикбоксеров на основе характеристики и освоения показателей соревновательной деятельности в современном кикбоксинге; типового состава атак, контратак, тактических ситуаций поединка кикбоксеров.

Практическая значимость исследования. Результаты работы могут быть использованы: как ориентир для прогноза успешности соревновательной деятельности кикбоксеров; в целях совершенствования индивидуального технико-тактического мастерства и реализации принципа индивидуального подхода; как материал для управляющих и

формирующих воздействий в ходе подготовки и участия кикбоксеров в соревнованиях; при составлении модельных характеристик сильнейших спортсменов и планировании их подготовки.

Положения, выносимые на защиту:

- условием формирования готовности кикбоксера к поединку с представителями различных манер ведения боя является создание и освоения им типового комплекса боевых действий, обеспечивающих успешное противодействие соперникам различных типов соревновательной деятельности;

- комплексное применение моделирования, количественный и содержательный анализ соревновательной деятельности, позволяет дать характеристику типовым действиям и ситуациям поединка кикбоксеров, что является основанием для создания системы средств формирования готовности к поединку с представителями различных манер ведения боя;

- повышение эффективности подготовки кикбоксеров может быть достигнуто посредством направленного освоения ими комплекса типовых действий современного кикбоксинга, показателей его активности и индивидуальным исполнением общего, типового и существенного в современном кикбоксинге.

ГЛАВА I. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР

1.1. Проблема подготовки спортсмена к соревнованиям

Подготовка представляет собой процесс, в ходе которого человек преобразует свою природу, расширяет границы своих возможностей, приобретает знания, умения и навыки, необходимые для достижения высоких спортивных показателей.

В структуре системы подготовки спортсмена выделяют спортивную тренировку, соревнования, внетренировочные и внесоревновательные факторы, повышающие результативность тренировки и соревнований [25, 33, 35, 43].

Итогом реализации системы подготовки спортсмена должна стать его подготовленность к эффективному решению задач, возникающих в ходе его спортивной деятельности. В первую очередь это относится к соревнованиям, представляющим собой объективный способ оценки достижений спортсмена и их демонстрации и способствующим их максимальным проявлениям. Подготовленность, по мнению В.Н. Платонова [33], является достаточно широким понятием, отражающим весь комплекс способностей спортсмена к проявлению максимальных возможностей и демонстрации высоких результатов в соревновании. Подготовленность, в отличие от тренированности, включает и такие составляющие спортивного мастерства, как: теоретические знания, психологическую установку на демонстрацию максимального результата, мобилизационную готовность к спортивной борьбе. (Тренированность принято связывать преимущественно с адаптационными перестройками биологического характера, отражающими возможности различных функциональных систем и механизмов. Обычно выделяют общую и специальную тренированность [33, с.146].)

Важнейшим звеном в структуре системы подготовки спортсмена являются спортивная тренировка и соревнования.

«Спортивная тренировка как важнейшая составная часть системы подготовки спортсмена представляет собой специализированный педагогический процесс, основанный на использовании физических упражнений с целью совершенствования различных качеств, способностей, сторон подготовленности, обеспечивающих спортсмену достижение наивысших показателей в избранном виде спорта или какой-либо конкретной его дисциплине» [33, с. 5].

В определении Л.П. Матвеева [25]: «Спортивная тренировка – это подготовка к спортивным состязаниям, построенная в виде системы упражнений и представляющая собой, по сути, педагогически организованный процесс управления развитием спортсмена (его спортивным совершенствованием). В содержание спортивной тренировки входят, хотя и не полностью, все основные стороны подготовки спортсмена: физическая, техническая, тактическая и специальная психическая. Эффект систематической тренировки воплощается в приобретении и повышении уровня тренированности спортсмена. Она составляет основу его подготовленности к спортивным достижениям» [c. 443].

«Высшая степень подготовленности спортсмена характеризуется его способностью к одновременной реализации в соревновательной деятельности различных сторон подготовленности – спортивно-технической, физической, тактической, психической, и называется спортивной формой» [35, с. 73].

Степень проявления каждой из сторон подготовленности зависит от других ее сторон. Так, особенности техники спортсмена зависят от уровня развития двигательных качеств: силы, быстроты, выносливости, координационных возможностей. Тактические возможности спортсмена тесно связаны с двигательными параметрами его деятельности, технической оснащенностью, психологическими характеристиками (смелостью, решительностью, целеустремленностью, степенью мотивированности на высокий результат и др.), функциональной подготовленностью.

1.2. Модельные характеристики в подготовке спортсменов
и их связь с анализом соревновательной деятельности

Процесс спортивного совершенствования – это вариант реализации общих принципов и закономерностей этого процесса применительно к конкретному спортсмену, конкретному случаю. Помимо характеристики индивидуальности, нужно иметь достаточно четкие представления о том продукте, который мы хотим получить на выходе процесса, помня о том, что этот продукт в высшей степени индивидуальный, творческий, несмотря на достаточно жесткие правила, нормы, ограничения спорта. Частично этот продукт может быть выражен через модельные характеристики.

Под моделированием в спорте понимается формирование логическими средствами абстрактной модели будущей целевой соревновательной деятельности (соответствующего состояния спортсмена), структуры тренировочного и соревновательного процесса, обеспечивающего достижение прогнозируемых состояний и результатов. Модели обычно представляют в словесной, логическо-символической, математической, графической формах [36, c. 205].

Различают обобщенные, групповые и индивидуальные модели.

«Обобщенные модели отражают характеристику объекта или процесса, выявленную на основе исследования относительно большой группы спортсменов определенного пола, возраста и квалификации, занимающихся тем или иным видом спорта» [34, c. 460].

«Групповые модели строятся на основе изучения конкретной совокупности спортсменов (или команды), отличающихся специфическими признаками в рамках того или иного вида спорта» [34, с. 460].

«Индивидуальные модели разрабатываются для отдельных спортсменов и опираются на данные длительного исследования и индивидуального прогнозирования структуры соревновательной деятельности и подготовленности отдельного спортсмена, его реакции на нагрузки и т.п.» [34, с. 461].

Обобщенные и групповые модели детализируются в индивидуальных моделях, чем создаются предпосылки для разностороннего управления тренировочной и соревновательной деятельностью [34, с. 461].

Различают модели соревновательной деятельности, подготовленности, морфофункциональные модели.

В пособии для училищ олимпийского резерва указано: «Каждый спортсмен или команда перед началом соревнований практически любого ранга составляет план поединка или модель, в которой отражены особенности предстоящего состязания; техника и тактика соревновательной деятельности, ее психологические особенности, основанные на информации о собственном уровне подготовленности, собственном оперативном состоянии, подготовленности и особенностях соревновательной деятельности соперника, условиях внешней среды и других факторах» [35, с. 45]. «В самом общем виде модельные характеристики соревновательной деятельности в спортивных единоборствах должны отражать эффективность технико-тактических действий; активность; разнообразие» [35, с. 54].

Обобщая сказанное о моделях в спортивной деятельности, следует признать, что они являются существенным и необходимым пунктом индивидуализации процесса спортивного совершенствования на всех его этапах и во всех его аспектах, и основаны на изучении, прогнозе и интегрировании целого ряда существенных особенностей субъекта деятельности (человека) и объективных ее требований в единую систему подготовки к деятельности, ее осуществления, воздействий и самовоздействий как условия успешного развития и реализации возможностей спортсмена, тренера, социума.

При этом: «Для спортсменов высокого класса, имеющих ярко выраженные индивидуальные черты, часто предпочтителен путь, когда тренер ориентируется не столько на обобщенные модельные данные, сколько на максимальное развитие индивидуальных признаков и устранение явной диспропорции в подготовленности. Однако постоянно следует помнить о том, что максимальное развитие индивидуальных задатков должно сочетаться с достаточно гармоничной и разносторонней подготовкой, не входящей, однако, в противоречие с индивидуальностью спортсмена» [В.Н. Платонов, 34, с. 470].

Все сказанное может быть реализовано в кикбоксинге. При этом основой модельных характеристик является анализ показателей соревновательной деятельности: ее активности, разнообразия, эффективности. В данном случае особенно важно изучение соревновательной деятельности кикбоксеров, относящихся к числу лучших и представляющих собой некоторый эталон. Учитывая постоянное развитие вида спорта, необходимо следить за изменениями в показателях соревновательной деятельности лучших кикбоксеров.

1.3. Количественные, качественные и содержательные характеристики соревновательной деятельности

Рациональное построение тренировочного процесса предполагает его строгую направленность на формирование структуры соревновательной деятельности, обеспечивающей ее максимальную эффективность. Это, в свою очередь, требует знаний об этой структуре, о ее количественных, качественных и содержательных характеристиках. В данном случае речь идет о модельных характеристиках соревновательной деятельности. Считается [34], что в самом общем виде модельные характеристики соревновательной деятельности в спортивных единоборствах должны отражать: эффективность технико-тактических действий, активность, разнообразие.

Эффективность обычно оценивается как соотношение нанесенных ударов и ударов, дошедших до цели (коэффициент атаки); как соотношение нанесенных боксеру и парированных им ударов (коэффициент надежности защиты) [21, 25, 31, 32, 38 и др.].

«Активность технико-тактических действий обычно оценивается:

– количеством различных оцененных приемов, часто оценивается показателем плотности, т.е. количеством оцененных (либо всех атакующих) действий в единицу времени;

– интервалом оцененных атак – величина, обратная плотности, т.е. время, затраченное в среднем на одно атакующее действие;

– распределением атакующих, выигранных и проигранных действий по периодам, раундам, минутам боя часто используется как косвенная характеристика тактического мастерства либо психологической готовности к поединку» [35, с. 55]. В боксе этот параметр структуры соревновательной деятельности достаточно полно исследовался О.П. Фроловым [39], В.А. Петуховым [32], В.Н. Клещевым [22], В.А. Киселевым, Н.Д. Хромовым [20], В.Ю. Карпенко, В.А. Киселевым [19] и др.

Разнообразие технико-тактических действий [35] отражает количество использованных групп приемов (либо его отношение к общему количеству классифицируемых в виде спорта приемов). Данный параметр на материале бокса изучался О.П. Фроловым [39], В.Н. Клещевым [22], В.А. Гаськовым [2], Н.А. Худадовым, Г.Ф. Васильевым, Д.А. Буниным, Н.Ю. Матросовым [41].

Указанные характеристики входят в группу моделей, характеризующих структуру соревновательной деятельности, необходимой для достижения заданного результата [32]. Обычно, их нахождение связано с усреднением данных показателей соревновательной деятельности спортсменов определенной группы (квалификационной, возрастной, в связи с фактором «победа-поражение» в поединке и т.д.) и определением диапазона возможных колебаний.

К работам, в которых изучались средние величины различных показателей соревновательной деятельности боксера, можно отнести исследования О.П. Фролова [39], В.А. Петухова [32], А.В. Дмитриева, О.П. Фролова, Н.А. Худадова [13], Е.В. Калмыкова [15], Ю.Б. Никифорова, Г.Ф. Васильева, Н.А. Овакяна [27]. Г.В. Кургузова [24], В.А. Киселева, Б.А. Подливаева, Ву Дык Тхинь, Н.В. Павлова [21], В.Ю. Карпенко, В.А. Киселева [19] и др.

Показатели, которые использовались, можно классифицировать как количественные (количество ударов, нанесенных за раунд боя, например) и количественно-содержательные (определяется, например, количество ударов и чем оно наполняется: удары снизу, прямые, боковые; серии из двух, трех и более ударов; то же в отношении защит и т.д.).

Одним из итогов этих работ можно назвать средние величины различных показателей соревновательной деятельности и допустимые величины их отклонений для различных весо-ростовых, возрастных, квалификационных, индивидуально-типовых (манер ведения боя) групп и т.д. Эти характеристики дают представление о различных компонентах структуры соревновательной деятельности и тех их величинах, которые должны выдерживаться в целях соответствия достижениям данной группы. Получение таких данных позволяет придать процессу подготовки соответствующую направленность.

В практике подготовки (за исключением сборных команд высокого уровня) редко встречается анализ, обобщение, решения на основе анализа количественных характеристик соревновательной деятельности, о которых сказано выше. Чаще ориентируются на качественные критерии: много–мало (ударов, защит, передвижений и т.д.); быстро-медленно (двигается, бьет спортсмен и т.д.) и др. Задача подготовки к встречам с противниками определенного уровня решается «на глазок», интуитивно. Подбираются спарринг-партнеры определенного уровня, исходя из планов, возможностей и особенностей данного этапа подготовки, режимы работы, ее содержание.

Вариантом такого (качественного) анализа стойких особенностей будущего противника и соответствующих мер по эффективному противодействию ему может являться эпизод подготовки перетендента на титул чемпиона мира среди профессионалов Д. Тенни к бою с чемпионом мира Джеком Дэмпси, описанным В.И. Огуренковым [28]: «Тенни знал, что в течение десяти раундов Дэмпси будет неотступно атаковать его. Для этого он ежедневно делал кроссы, пробегая спиной вперед до 7 километров. Он в совершенстве научился передвигаться таким образом и (шутя) говорил, что Дэмпси не догонит его, если даже побежит за ним обычным способом. Подробно изучив своего противника, Тэнни установил, что голова Дэмпси находится от пола приблизительно на высоте 1 м 20 см. Беспрестанно тренируясь в бою с тенью или во время бега со спарринг-партнерами, Тэнни наносил на этом уровне прямые удары несколько сверху вниз. Много усилий приложил Д. Тэнни для укрепления суставов и увеличения силы кистей рук, а также для развития подвижности ног и быстроты всех боевых движений. Целеустремленная разносторонняя тренировка Д. Тэнни дала свои плоды, и 29.09.26г., и затем 11.07.27г. он по очкам победил «грозу» всех боксеров мира» (с. 32). Д. Тэнни, по характеристике К.В. Градополова [5], был представителем группы боксеров – «сайнтифик» (боксирующие по-научному) на сленге данного вида спорта.

Как качественную характеристику особенностей соревновательной деятельности, следует отметить описание тактических линий боксеров различных манер ведения боя, приводимых в учебнике «Бокс» [1]: «Активно-наступательная тактика характерна для большинства боксеров. Ее отличительные черты: движение вперед, захват инициативы с частым выходом на ударную дистанцию и с проведением атакующих или контратакующих действий, бой ведется преимущественно на дальней и средней дистанциях. На дальней защитной дистанции эпизодически проводится маневрирование» (с. 60). «Для позиционной тактики характерно маневрирование боксера на дальней защитной дистанции с целью ее сохранения. Если боксеру навязывается бой на ближней дистанции, он применяет комбинированные защиты или входит в «клинч» (захват). Атаки и контратаки проводятся без развития боя на средней и ближней дистанциях, с обязательным последующим возвращением на дальнюю дистанцию. В случае перехватывания противником атаки боксер защищается контратакой или применяет «клинч», после которого уходит на дальнюю дистанцию [1, с. 60].

Собственно, как описательные, на качественном уровне характеризующие манеру ведения боя, отличительные черты поведения в ринге (много-мало ударов, например; делает или не делает представитель той или иной группы боксеров определенные действия и т.д.) следует признать практически все вышеприведенные данные по обсуждаемому вопросу. (Характеристики манер ведения боя). Вместе с определением количества тех или иных действий они дают более полную и приемлемую для теоретических, научных изысканий и практического использования информацию.

Анализируя содержание литературы по вопросу соревновательной деятельности, следует признать, что недостаточно освещенной и изученной, на наш взгляд, является также тема приемов вида спорта. Начатая публикациями (в достаточно систематизированном и направленном на обогащение теории и практики бокса виде) К.В. Градополова [5], Е.И. Огуренкова [29], С.С. Щербакова [42] и др., она осталась «за бортом» научных изысканий, вместе с тем составляя важнейшую часть подготовки боксеров на практике.

В словаре русского языка (С.И. Ожегов [30]) прием определяется как отдельное действие, способ в осуществлении чего-нибудь (с. 510).

В толковом словаре спортивных терминов [36] прием определяется также как отдельное действие, движение, способ осуществления какой-либо цели. Различают: запрещенные приемы; коронный прием; тактический прием; технико-тактический прием; технический прием (с. 305).

Попытки описания приемов бокса принадлежат А.Г. Харлампиеву [40]; К.В. Градополову [8]; А.Ф. Гетье [3] и др.

Г.О. Джероян [12] пишет о том, что: «Основная задача обучения тактике – научить боксера применять в определенных тактических целях технические приемы, ознакомить с тактическими действиями на всех трех дистанциях» (с. 27). «Совершенствование тактики – это совершенствование тактических действий, тактики проведения приема и тактики ведения боя» (с. 57).

К.В. Градополов [5], описывая тактику бокса в приемах зарубежных мастеров ринга, описал 93 приема, среди которых: «мельница» (Том Крибб); «удар клинчеру» (Джордж Диксон); левый хук (Джеймс Корбетт); «притворная слабость» (Р. Фитцсимонс); «брейк-граунд»; «двойной финт» (Сам Мак-Ви); «джолт» (Джесс Уилард); «барабанные удары» (Д. Дэмпси); «удар почтальона» (Д. Тэнни); «быстрый старт» (Т. Галенто) и др. Одной из основных идей представления данного материала, на наш взгляд, являлось указание на то, что имя любого великого боксера связано с тем, что он сделал великого, нового, оригинального. В данном случае это открытие нового варианта постановки и решения тактической или стратегической задачи, обеспечивающего победу в поединке. Проявляется это чаще в виде применяемых им атак, контратак, тактических приемов.

Данную характеристику соревновательной деятельности можно классифицировать как содержательную. Для нее характерно описание конкретного содержания атаки, встречной или ответной контратаки, того или иного оборонительного или наступательного действия и т.д. Например, тактический прием «быстрый старт»; правый прямой удар навстречу («кросс») через бьющую руку противника и т.д. Оценивая, таким образом, соревновательную деятельность, мы получаем возможность предсказывать ее содержание, а, стало быть, и более направленно готовиться к бою с тем или иным соперником, представителем той или иной индивидуально-типовой группы в отношении особенностей тех приемов, которыми он пользуется в бою.

Соединение данного параметра оценки соревновательной деятельности с ее количественными характеристиками (количество тех или иных атак или контратак за определенный промежуток времени, например), а также с качественными (манера ведения боя, описывающая динамику поведения в ринге, типичные положения в бою с данным боксером и т.д.) позволяет дать более полную, адекватную характеристику активности, разнообразию и эффективности соревновательной деятельности, необходимую в целях эффективной подготовки кикбоксера к состязаниям.


ГЛАВА II. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1. Задачи исследования

Перед исследованием были поставлены следующие задачи:

  1. Посредством оценки мнения экспертов выделить бои кикбоксеров экстра-класса, являющиеся эталоном кикбоксинга высших достижений и ориентиром в направлении процесса спортивного совершенствования;
  2. изучить показатели активности соревновательной деятельности кикбоксеров высокой квалификации;
  3. изучить особенности технико-тактического содержания соревновательной деятельности кикбоксеров высокой квалификации;
  4. разработать и внедрить методические рекомендации, направленные на построение более эффективного процесса спортивного совершенствования и основанные на полученных данных.

2.2. Методы исследования

Для решения поставленных перед настоящим исследованием задач применялись следующие методы:

  1. Анализ научно-методической литературы.
  2. Педагогические наблюдения.
  3. Регистрация показателей соревновательной деятельности кикбоксеров посредством просмотра и анализа видеозаписей поединков.
  4. Метод экспертной оценки.
  5. Методы математической статистики.
  6. Педагогический эксперимент.

2.2.1. Анализ научно-методической литературы

Анализ научно-методической литературы использовался нами с целью выяснения состояния вопроса по теме диссертации. Нами были изучены многочисленные источники, дающие представление о степени разработанности аспектов проблемы в различных видах трудовой, учебной, спортивной деятельности и, в первую очередь, в боксе, как наиболее близком к кикбоксингу виде спорта. Были изучены источники, раскрывающие методы сбора информации и анализа соревновательной деятельности, ее моделирования, внедрения результатов исследования в практику.

2.2.2. Педагогические наблюдения

Данный метод широко применялся в нашем исследовании. Его результаты давали данные относительно: поведения испытуемых, их отношений к тренировкам и соревнованиям, самочувствия, удовлетворенности ходом тренировочного процесса.

На основе наблюдений, мы фиксировали наиболее популярные, эффектные и эффективные атаки, ответные и встречные контратаки, тактические приемы. Полученные результаты впоследствии представляли собой материал, на котором осуществлялся педагогический эксперимент по построению процесса спортивного совершенствования кикбоксеров.

2.2.3. Регистрация показателей соревновательной деятельности кикбоксеров посредством просмотра видеозаписей поединков
и получаемые показатели

В целях изучения количественных и содержательных характеристик соревновательной деятельности мы использовали возможности современной видеотехники. Ее применение давало нам возможность повторного просмотра всего боя или его эпизодов, а также замедленного воспроизведения их.

В ходе анализа подсчитывались количество и вид ударов, боевых действий [14, 26].

2.2.4. Метод экспертной оценки

Метод экспертной оценки мы применяли для определения тех боев, которые могут быть образцом кикбоксинга высших достижений. В качестве экспертов при этом выступали 8 человек – заслуженные тренеры России. В данном случае нужно было указать бои, отвечающие поставленному выше условию. Оценка производилась по материалам крупнейших международных соревнований 2011–2013 г.г. К боям соответствующего качества относились лишь те, которые были указаны всеми экспертами без исключения.

2.2.5. Методы математической статистики

При обработке полученных нами данных широко использовались следующие приемы:

  1. Расчет среднего арифметического значения признака ().
  2. Расчет стандартного отклонения (х).
  3. Расчет коэффициента вариации (V).
  4. Оценка степени достоверности межгрупповых различий в исследуемых нами показателях.
  5. Учитывая специфику нашего контингента испытуемых (спортсмены высшего уровня достижений) и характер изучаемых нами показателей (количество наносимых спортсменом ударов, количество и вид защит и т.д.), мы использовали непараметрический Z–критерий знаков для сравнения совокупностей с попарно связанными вариантами.

2.3. Организация исследования

Первым этапом нашей работы явилось изучение и анализ состояния вопроса относительно построения эффективного процесса спортивного совершенствования в ударных единоборствах и информации, позволяющей это сделать наиболее успешно. В данном случае речь идет о модельных характеристиках соревновательной деятельности.

Далее мы собирали данные касательно показателей соревновательной деятельности кикбоксеров высокой квалификации. На основе анализа этих данных проводился педагогический эксперимент. В данном случае оценивались его результаты по фактическому приросту соответствующих показателей у одной и той же группы спортсменов. Контрольная группа в данном исследовании не присутствовала.

К сказанному следует добавить и то, что мы при проведении настоящего исследования анализировали лишь данные спортсменов, выступающих в дисциплине фулл-контакт.


ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

3.1. Особенности показателей активности соревновательной деятельности кикбоксеров высокой квалификации

В таблице 1 приведены показатели активности технико-тактических действий кикбоксеров высокой квалификации. (Показатели активности технико-тактических действий кикбоксеров высокой квалификации как одна из модельных характеристик кикбоксинга высших достижений были выбраны нами исходя из личного опыта, который приобретался в ходе личных тренировок, подготовки спортсменов, анализа литературных источников, споров и дискуссий с высококвалифицированными тренерами и спортсменами.) К этим показателям мы относим: среднее количество ударов руками и ногами, среднее количество боевых действий за раунд боя и, возможно, атаки и контратаки, боевые действия с применением одно-, двух-, трехударных и более серий. Возможно, мы говорим потому, что эти же показатели можно отнести и к разряду тех, что характеризуют разнообразие технико-тактических действий боксера.

Для изучения мы выбрали группу боев, которые, согласно мнению экспертов, можно отнести к модельным. Это бои кикбоксеров экстра–класса, особо зрелищные и напряженные, которые эксперты посчитали за образец кикбоксинга высших достижений. Среди кикбоксеров, показавших такие бои, только неоднократные чемпионы мира и Европы по данному виду спорта. Количество таких боев, отобранных экспертами, 12. В таблицах и далее в тексте они обозначаются как модельные.

Исходя из полученных нами данных, мы можем говорить о том, что все используемые нами показатели обнаруживают сходство в отношении своих количественных характеристик. Это верно и для показателей среднего количества ударов руками за раунд боя, и для показателей среднего количества ударов ногами за раунд боя, и для показателя общего количества ударов руками и ногами за раунд боя, и для показателя среднего количества боевых действий за раунд боя.

Таблица 1