ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК ОСНОВНОЙ КОМПОНЕНТ ЗОЖ


Статья «Физическая культура как основной компонент ЗОЖ»

Белевский Владимир Николаевич

доцент кафедры физвоспитания

Калужский Государственный Университет

им. К.Э. Циолковского

Научное направление: «Актуальные вопросы сохранения и развития здоровья»

В нашей стране сейчас, как никогда, актуальной является проблема формирования концепции здорового образа жизни (ЗОЖ). На сегодняшний день жизненные ресурсы большинства россиян находятся под угрозой, и одна из причин этого – в отсутствии систематических занятий физической культурой и спортом. Чтобы исправить создавшееся положение, необходимо последовательно прививать нашим согражданам основные принципы ЗОЖ и давать возможность реализовывать их потребности в занятиях физической культурой и спортом.

Особенно остро стоит вопрос укрепления здоровья и улучшения показателей физической подготовки у подрастающего поколения (дошкольники, учащиеся, студенты). С каждым годом, согласно официальной статистике, возрастает число молодых людей, подверженных вредным привычкам (курение, употребление алкоголя, наркозависимость, т. п.). Здоровый образ жизни несовместим с подобного рода явлениями, ведущими к постепенной деградации общества.

Как уже было сказано выше, главным и обязательным компонентом ЗОЖ является систематическое получение человеком физических нагрузок, в первую очередь, благодаря занятиям физической культурой и спортом. В проблеме формирования здоровой нации, в частности, подрастающего поколения, это должно стать приоритетным направлением политики нашего государства.

Не секрет, что регулярные занятия физической культурой способствуют не только укреплению здоровья, но и значительно повышают эффективность учебного процесса. Поэтому вопрос сохранения интеллектуального, научного потенциала страны напрямую зависит от правильного физического воспитания. Образно выражаясь, учеба и спорт должны находиться «в одной упряжке».

В решении данной проблемы важным моментом является предоставление права выбора школьникам, студентам, рабочей молодежи среди широкого арсенала тех видов спорта, которые позволят им оптимально реализовать физическую активность, с учетом уровня физиологического развития, индивидуальной подготовки, а также общего состояния здоровья. В итоге получается аксиома: чем больше россиян будет заниматься физической культурой и спортом, тем больше будет не только физически здоровых, но и интеллектуально развитых людей, а значит, будут укрепляться и нация, и государство.

Вторым важным моментом является необходимость усовершенствования материально-технической базы детских садов и школ, ссузов и вузов, предприятий и учреждений, которая должна соответствовать самым высоким принятым в мире стандартам.

В период дошкольного, младшего школьного возраста закладывается фундамент здоровья, иммунитет и другие факторы сопротивляемости организма ребенка неблагоприятным воздействиям окружающей среды, в частности, всевозможным простудным заболеваниям, которые являются неизбежным спутником данного возраста. От состояния здоровья, уровня физического и психического развития зависит работоспособность, адаптация детей к школьным, а в дальнейшем, и к более высоким, вузовским, нагрузкам.

Таким образом, становится абсолютно очевидной необходимость с самого раннего возраста прививать детям любовь к физической культуре и спорту.

Однако реалии сегодняшнего дня, увы, являются иными. По-прежнему налицо остаточный принцип отношения к физической подготовке во всех учреждениях и заведениях, являющихся ступеньками в формировании как отдельного ребенка, так и подрастающего поколения в целом. Это касается и детских садов, и школ, и ссузов, и вузов. Из своей многолетней преподавательской практики могу заметить, что с каждым годом число детей, освобожденных от занятий физической культурой или имеющих специальную и подготовительную группы здоровья, неуклонно растет.

Среди причин такого положения дел можно назвать фактически повсеместное катастрофическое состояние материально-технической базы, существенный недостаток квалифицированных кадров (зачастую уроки физической культуры ведут люди, не имеющие никакого отношения к данному предмету), низкая заработная плата учителей, преподавателей физической культуры, тренеров практически во всех регионах РФ.

Пути решения проблемы видятся в следующем: поэтапное (но не растянутое на годы) обновление материально-технической базы (строительство стадионов, многофункциональных спортивных залов, бассейнов и т. п. непосредственно для конкретных учреждений: детских садов, школ, ссузов, вузов), существенное повышение заработной платы педагогам, жесткий контроль за качеством преподавания со стороны государственных органов образования, регулярное повышение квалификации учителей, преподавателей, тренеров (стажировки, курсы усовершенствования), поощрение использования инновационных методов в преподавании физической культуры (информационные компьютерные технологии). Кроме того, с моей точки зрения, было бы разумным оставить ту схему занятий физической культурой и спортом, которая имела место во времена Советского Союза. В первую очередь, это возможность для всех желающих бесплатно и беспрепятственно заниматься на спортивных объектах и пользоваться спортивным инвентарем, являющихся государственной собственностью.

Отдельная тема – особенности преподавания физической культуры в вузах. К примеру, в ряде нынешних высших учебных заведений занятия в настоящее время проводятся узкопрофильно, то есть студент может выбирать какое-то одно направление: аэробику, волейбол, баскетбол, тяжелую атлетику и т. д., – и оставлять его в течение всего процесса обучения. На мой взгляд, такие «однобокие» специализации не способствуют гармоничному развитию личности. Здесь также необходимо возрождать лучшие традиции советского спорта: комплекс ГТО, различные многоборья и т. п. Думается, такой подход к вузовским стандартам должен найти поддержку на местном уровне, так как в планах правительства страны это уже давно является приоритетным направлением.

О чем свидетельствует статистика?

Ниже приведены результаты тестов, проведенных в 2012 году среди студентов-первокурсников в первый месяц обучения в КГУ им. К. Э.Циолковского на отделении ОФП (общефизической подготовки). В процентах от общего числа тестируемых – 60 человек – указаны получившие оценку «неудовлетворительно» и «удовлетворительно».

Исходя из данных тестов, можно сделать вывод, что в среднем у юношей лишь порядка 40 % бывших выпускников могут получить «хорошо» и «отлично» при сдаче школьных нормативов за 11 класс. Среди девушек, успешно справились с аналогичным заданием всего 20 %.

Оценка

Подтягивание на перекладине

Прыжок с места

Сгибание и разгибание рук в упоре

Челночный бег

Упражнения для пресса за 30 секунд

Неуд.

55%

25%

18%

29%

37%

Удов.

26%

35%

20%

22%

33%

Оценка

Прыжок с места

Сгибание и разгибание рук в упоре

Челночный бег

Упражнения для пресса за 30 секунд

Неуд.

48%

45%

57%

50%

Удов.

32%

33%

22%

34%

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Результаты тестирования студентов КГУ им. К.Э. Циолковского в 2012 году