Урок - игра по истории «Древний Рим» 5 класс


Комментарии учителя. Данный урок способствует развитию творческого потенциала обучающихся, помогает учителю прививать интерес к истории, выявить способности ребят.

Урок - игра «Древний Рим», 5 класс

Цели:

- закрепить и систематизировать знания обучающихся о Древнем Риме, выдающихся личностях и событиях;

- способствовать развитию коммуникативных навыков, при работе в группах – командах;

- способствовать привитию интереса к историческому прошлому, воспитанию культуры.

Форма урока: Исторический ринг

Учебно-методическое обеспечение: критерии оценки деятельности групп, карточки с дополнительным материалом, документы

Оборудование: Мультимедийный проектор, презентации

Литература: использованы материалы из разработки Зукуровой Р. Ц. // Преподавание истории и обществознания в школе №5, 2015 г., стр. 58-59

Подготовительная работа:

- Формирование групп по желанию;

- подготовка презентаций (название команды, эмблема, элементы костюмов, приветствие)

- разработка критериев оценки деятельности групп;

- составление карточек с дополнительным материалом;

- составление презентации;

- оформление ринга.

Оценочный лист

Название команды


Название конкурса

Баллы

1. «ЦЕЗАРЬ»

1. Представление команд

3

2. «СПАРТАК»

2. Разминка «Блицопрос»

1

3. «РИМЛЯНЕ»

3. Конкурс капитанов

2 за каждый правильный ответ

4. «ИСТОРИКИ»

4. Конкурс « Кто мог сказать эти слова?».

5

5. Конкурс ораторов, домашнее задание

5

Критерии оценки знаний обучающихся

1. Знание учебного материала

2. Умение работать в группе: распределять задания, помогать друг другу, брать на себя ответственность

3. Творчество: умение заинтересовать других нестандартными (вызывающими интерес решениями)

4. Умение выступать перед аудиторией (слушателями, в данной ситуации – участниками исторического ринга)

Критерии оценки знаний определяются на каждом уроке, в зависимости от формы урока. Обучающиеся часто определяют сами критерии, также как цели и задачи. В приложениях отражены результаты деятельности обучающихся. Помощь учителя заключается в корректировке придуманного детьми, если это не внеклассное мероприятие, то вся работа происходит на уроке, этот факт при планировании рабочей программы обязательно учитывается.

Ход урока

I. Организационный момент – 1 минута

II. Сообщение темы и целей урока – 3 минуты

Ребята, мы с вами изучили тему «Древний Рим», сформулируйте цель урока (обучающиеся делают это в системе), чему вы учитесь, работая в группах?

III. Обобщение и систематизация знаний обучающихся

1. Представление команд (Командам было дано время на предыдущем уроке, где они сочиняли приветствие)

Команда «Цезарь» - использовала элемент театрализации (Приложение 1)

Команда «Спартак» - использовала элемент театрализации (Приложение 2)

Команда «Римляне» - составила четверостишия (Приложение 3)

Команда «Историки» - нарисовала рисунки, на которых изобразили себя думающими, спорящими, знающими, сопровождая их четверостишиями (Приложение 4)

2. Разминка «Блицопрос» (Приложение 5)

Команды выстраиваются в четырех углах ринга, звучит гонг, на экране вопросы. Чья команда быстрее поднимет руку, та и отвечает.

3. Конкурс капитанов (Приложение 6) На экране иллюстрации и вопросы к ним, участники должны отвечать по очереди, в случае, если не ответили, помогает команда, но балл снижается до одного, звучит гонг.

4.Конкурс « Кто мог сказать эти слова?» (Приложение 7) Командам раздаются карточки с высказываниями, дается 4 минуты на обсуждение. Звучит гонг.

5. Конкурс ораторов, домашнее задание. На ринг приглашаются по одному человеку от команды, они заранее, путем жеребьевки, получили карточку с выказыванием и должны выступить перед аудиторией от имени видного деятеля, используя памятку (Приложение 8).

IV. Подведение итогов. Выставление отметок.

Приложения к уроку «Древний Рим», 5 класс

Приложение 1

Команда «Цезарь»

Появляется капитан, садится на импровизированный трон.

Я – Цезарь! Силою своей – повелеваю! Легионеров к бою призываю! Вы все привыкли побеждать, вы все привыкли убеждать не только силой, но и умением. Вас, воины мои, на состязание приглашаю, и жезл удачи вам вручаю.

Появляются члены команды

1. О, Цезарь, мы воины твои!

2. Умом тактикой не раз мы побеждали!

3. И Рубикон мы перешли, и Рим без боя взяли!

4. Готовы мы сразиться с достойными соперниками хоть сейчас!

Все. Команда «Цезарь» рада видеть вас!

Приложение 2

Команда «Спартак»

Появляется капитан. Я Спартак спустился с вулкана Везувий, для того, чтобы сразиться на этом ринге. Вы знаете, что я не труслив и силен, но сегодня буду биться с вами не один, а с другими спартанцами, чтобы показать вам нашу силу, наши знания, нашу находчивость. Спартанцы, придите, строем войдите, соперников – удивите!

Под музыку выходят «спартанцы», на них элементы костюмов.

1. Я – мозг, готов сразиться с соперниками умом!

2. Я – сила, готов нести на себе любой груз вопросов!

3. Я - находчивость, могу найти выход из любой ситуации!

4 Я – удача, без меня невозможно победить!

Все. На ринг соперников мы приглашаем. Сразиться с вами мы желаем, и победить, но не любой ценой, а справедливо, честно и достойно!

Приложение 3

Команда «Римляне»

Капитан. И снова острый ринг сегодня состоится! Глаза искритесь смехом, улыбайтесь лица.

1. (Командам – соперницам) Что ж, если мы слабы, побеждайте!

2. Однако вы не забывайте: что посеешь, то пожнешь!

3. Мы - «Римляне» себя назвали

Все. Нас – испугом не возьмешь!

Приложение 4

Команда «Историки»

Команда появляется под музыку, маршируя.

Капитан. Команда…

Все: «Историки»!

Капитан. К историческому рингу…

Все: готова!

Капитан. Наш девиз…

1 (показывают рисунки) Прежде чем ответить – думаем!

2.Что сказать и как сказать - знаем!

3. Спорим, когда нужно!

4. Говорим то, что важно!

Приложение 5

Разминка «Блицопрос»

2. Вопросы.

1. Жители древнейшего Рима – переселенцы из разных областей Италии (Плебеи)

2. Человек, который представлял интересы плебеев (Трибун)

3. Правители Рима, обладавшие равной властью (Консулы)

4. Город, который был уничтожен в 146 году до н. э. (Коринф)

5. Дата основания Рима (753 год до н. э.)

6. Кем был разграблен Рим в 455 году до н. э.? (Вандалами)

7. Какой город римские войска сравняли с землей? Когда? (Карфаген, в 146 году до н. э.)

8. Название реки, перейдя которую Цезарь произнес слова: «Жребий брошен» (Рубикон)

9. Горы, переход через которые стоил Ганнибалу почти половины войска (Альпы)

10. Какие птицы спасли Рим? Когда? (Гуси в 390 году до н. э.)

11. Воинствующие племена, захватившие Рим в 390 году до н. э. (Галлы)

12. Когда был принят закон, запревавший долговое рабство? (В 326 году до н. э.)

13. Кому принадлежала власть в Древнем Риме с VI по I век до нашей эры? (Народному собранию)

14. Рабы, обученные сражаться друг с другом на потеху римской публике (Гладиаторы)

15. Как в Древне Риме назывался военный отряд? (Легион)

16. Как называли коренное население Рима? (Патриции)

Приложение 6

Конкурс капитанов

3. Вопросы

1.Бог торговли в Древнем Риме (изображен Меркурий)

2.Верховный владыка богов в Древнем Риме (изображен Юпитер)

3 Кем был Вулкан в древнеримской мифологии? (Бог огня)

4.Богиня – хранительница семьи у римлян (Юнона)

5.Как звали первого царя Древнего Рима? (Ромул)

6.Главная площадь Рима (Форум)

7. Сооружение, где устраивались гладиаторские бои (Амфитеатр)

8. Торжественный въезд в Рим полководца – победителя и его войска (Триумф)

9. Кто впервые продемонстрировал римлянам слонов? (Ганнибал)

10.По представлению римлян, «говорящее орудие» - это…(Раб)

11. Богиня цветов в древнеримской мифологии (Флора)

12. Древнеримская одежда, шерстяная или льняная рубаха с короткими рукавами (Туника)

Приложение 7

4. Конкурс « Кто мог сказать эти слова?»

Карточка

1. «Карфаген должен быть разрушен» (Катон)

2. «И ты, дитя мое? И ты, Брут?» (Цезарь)

3. «Вар, верни легионы» (Октавиан Август)

4. «Даже дикие звери имеют норы и логова, а у тех. Кто сражался и умирал за Рим, нет ничего, кроме воздуха и света! (Тиберий Гракх)

5. «Какой великий артист погибает» (Нерон)

6. «Раньше наказывали за дела, а теперь за слова (Тацит)

7. « Пришел, увидел, победил» (Цезарь)

8. «Лучше погибнуть в борьбе за свободу, чем (зря) рисковать своей жизнью» (Спартак)

9. «И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» (Иисус Христос)

10. «Кто не знает кровожадности Нерона? После стольких убийств только и остается умертвить воспитателя и наставника (Сенека)

Приложение 8

5. Конкурс ораторов, домашнее задание

Памятка оратору

1. Ответь, о ком это высказывание

2. Представь, что мог сказать этот видный деятель Рима

3. Говори

- громко, но не кричи;

- лаконично (кратко), но убедительно;

- артистично, но не переигрывай.

Задания

1. Талантливый и красноречивый полководец, который благодаря успешной военной деятельности стал правителем Рима (Гай Юлий Цезарь)

2. Вождь восстания рабов 74-71 годов до н. э. (Спартак)

3. Римский император. Получивший прозвище «Лучший», прославившийся как мудрый правитель (Траян)

4. Римский сенатор, известный как убийца Юлия Цезаря, которого тот считал своим другом (Брут)

Выступления ораторов

1. Команда «Спартак» Талантливый и красноречивый полководец, который благодаря успешной военной деятельности стал правителем Рима (Гай Юлий Цезарь)

Данное высказывание характеризует Гая Юлия Цезаря. Уважаемые граждане Рима многие меня называют хитрым и лживым. Упрекают в том, что я очень люблю власть и ради нее подкупал римлян, устраивал пиры, заигрывал с народом. Вы забыли о том, как я завоевал Галлию, как подчинил многие земли?! Я благодарен простым римлянам за то, что они поддержали меня, легионеров – за то, что они принесли славу Риму. Да, у меня есть враги, которые не хотят, чтобы я стал правителем, но они бессильны передо мною т. к. у меня есть сила – это войско и мой народ!

2. Команда «Историки» Вождь восстания рабов 74-71 годов до н. э. (Спартак)

Я, вождь восстания Спартак, не хочу быть гладиатором и убивать своих друзей на потеху римлянам! Я не буду рабом! Вас я тоже призываю к свободе! Организуем побег, уйдем к Везувию и разобьем войска Красса. Лучше смерть в бою, чем жизнь в неволе!

3 Команда «Спартак». Римский сенатор, известный как убийца Юлия Цезаря, которого тот считал своим другом (Брут)

Римляне, вы считаете меня убийцей Цезаря и предателем. Почему? Я совершил правое дело: оградил вас от его власти. Цезарь предал интересы римлян, он потерял разум из-за Клеопатры! Он престал считаться с сенаторами! Он был моим другом, и не зависть толкнула меня на убийство, а справедливость! Я предал дружбу, но предал вас, римляне!