Особенности управления курортными учреждениями в России

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное автономное образовательное
учреждение высшего профессионального образования

«Южный федеральный университет»

Высшая Школа Бизнеса

Кафедра туризма

Реферат на тему «Особенности управления курортными учреждениями в России»

Ростов-на-Дону – 2014

Содержание

Введение

Основные проблемы функционирования курортных учреждений в России

Особенности современного этапа развития курортного дела в России

Заключение

Список литературы

Введение

Проведение рыночных реформ в постсоветской России, бурное развитие предпринимательства в сфере курортного обслуживания привели к формированию иных подходов к управлению санаторно-курортными организациями, возникновению новых технологий курортного обслуживания.

На современном этапе меняется роль санаторно-курортного комплекса в системе общественных отношений, чему способствует планомерный уход (прежде всего финансовый) государства из этой сферы. Сформировался рынок санаторно-курортных услуг, и, как следствие, возникла необходимость обеспечения прибыльной работы здравниц.

В связи с этим в санаториях появились новые должности, подразделения и целые направления, ранее не представленные в этой сфере (маркетинг, сервис-центры, анимация и т д.). Традиционная лечебно-оздоровительная направленность отечественной санаторно-курортной системы, которой мы заслуженно гордимся, требует от специалистов немедицинского
профиля знания основ курортологии.

Рассчитывать на то, что клиент будет мириться с заведомо плохим обслуживанием, было бы непростительной ошибкой. Поэтому в рамках своей деятельности организаторы курортного дела должны информировать потенциального клиента об ассортименте и качестве предлагаемых услуг и обеспечивать их соответствие заявленному уровню.

Основные проблемы развития курортного дела в России

На современном этапе курортный комплекс страны насчитывает около 2,3 тысяч санаторно-курортных и оздоровительных учреждений на 436 тыс. мест, где ежегодно проходят лечение и оздоровление около 5,3 млн. человек. Вместе с тем, в этой сфере накопилось много проблем, требующих оперативного вмешательства и решения на федеральном
уровне. В первую очередь — это приведение в порядок нормативно-правовой базы, определяющей деятельность курортного комплекса, разграничение полномочий в этой сфере между федеральным центром, субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления.

В советский период курорты в России принадлежали в основном государству, санатории, дома и базы отдыха, пансионаты -профсоюзам, министерствам, ведомствам, предприятиям и учреждениям. Развитие сети санаториев и учреждений отдыха осуществлялось как засчет госбюджета и собственных средств курортных учреждений, так и за счет фондов предприятий и других нецентрализованных источников финансирования.

В основу развития курортного дела в России того периода были положены бережное отношение к природным лечебным факторам и окружающей среде в целом, рациональное использование курортных территорий, проведение работ по реконструкции и расширению действующих курортов, освоению новых районов, пригодных для организации лечения и отдыха трудящихся.

Реформы 1992 г. разрушили основы прежнего функционирования курортного комплекса страны, не создав новых и не обозначив четких целей функционирования и развития отрасли. Средства социального страхования были выведены из-под управления профсоюзов, которые в связи с этим утратили функции распределения санаторных и
оздоровительных путевок и компенсации отдыхающим части их стоимости. Созданные государственные фонды социального страхования перестали выделять какие-либо средства рекреационным предприятиям, кроме оплаты стоимости путевок, что лишило здравницы средств на расширенное воспроизводство.

Наиболее значительные изменения произошли на курортах всероссийскою значения с выраженной сезонностью потребления курортных услуг. Среднегодовая заполняемость здравниц Пятигорска, Кисловодска, Анапы, Геленджика, Сочи в последние годы не превышает 60%. Прежде всего это связано с высокой стоимостью авиационных и железнодорожных билетов,
нестабильной политической ситуацией, близостью этих курортов к зонам
вооруженных конфликтов, традиционно более высоким уровнем цен в курортных местностях на основные группы потребительских и продовольственных товаров по сравнению с другими регионами страны.

С каждым годом уменьшается и среднее количество дней пребывания отдыхающих на курорте. Происходит переориентация основных целей поездок на всероссийские курорты от лечения к отдыху.

Наряду с количественными изменениями курортный комплекс страны реформировался качественно. В соответствии с российским законодательством многие здравницы приобрели новые организационно-правовые формы. Из 2416 стационарных рекреационных предприятий (учреждений) страны в государственном секторе осталось чуть более трети (35,5%), остальные здравницы приобрели статус акционерных обществ (товариществ) или являются курортными филиалами крупных предприятий.

Приобретение хозяйственной самостоятельности рекреационных предприятий, отсутствие централизованного распределение путевок и дотаций на них привели к созданию своеобразного рынка путевок, отражающего предложение средств размещения.

Наряду с этим резко возросло количество отдыхающих, приобретающих путевки (туры) за полную стоимость и предъявляющих совершенно иные требования к уровню сервиса и разнообразию курортных услуг, т.е. изменился спрос.

Удовлетворение персонифицированного спроса сформировало институт посредников между потребителями санаторно-курортных услуг и предприятиями размещения в лице турагентов и туроператоров, а также различных курортных и оздоровительных объединений. Появление последних связано с особенностями российского налогообложения.

Таким образом, в новых экономических условиях наблюдается формирование рынка санаторно-курортных услуг. Более того, следует отметить определенную адаптацию курортов к рыночным условиям. Показатели рекреационного обслуживания за 1999 — 2000 гг. ощутимо
увеличились. Эту тенденцию подтверждает и объем оказанных санаторно-курортных услуг, а также увеличение их доли в общей структуре платных услуг населению страны.

Однако после резкого сокращения в 2001 г. и полного прекращения с 2002 г. Финансирования государством санаторного лечения по линии социального страхования ситуация в этой сфере вновь ухудшилась, показатели заполняемости всероссийских курортов снизились на 7 — 10%. Небюджетные здравницы окончательно утратили поддержку государства и приняли активное участие в формировании рынка рекреационных услуг.

В результате постепенной адаптации курортного комплекса страны к рыночным условиям в 2001 — 2004 гг. положение стабилизировалось, количество рекреантов на общероссийских курортах ежегодно стало расти на 5 — 10%. Однако тенденции к сокращению сроков пребывания на курортах и сезонности их функционирования пока сохраняются.

Особенности современного этапа развития курортного дела в России

После длительного периода стихийного выживания санаторно-курортных учреждений, курортное дело в России получило системное развитие. Проведено заседание президиума Государственного совета РФ (23 июля 2004 г.) и даны поручения Президента Российской Федерации по развитию санаторно-курортного комплекса России; Коллегией Минздрава России (протокол от 24.06.03 г. № 11) приняты «Концепции государственной политики развития курортного дела в Российской Федерации»; МЗ РФ утверждены отраслевая программа «Охрана и укрепление здоровья здоровых на 2003 – 2010 гг.«, федеральные целевые программы »Здоровье работающего населения России на 2004 – 2015 гг.« и »Развитие курортного дела в России» (2007 – 2011 гг.).

Федеральная целевая программа «Развитие курортного дела в России на 2007-2011 гг.» в качестве цели определяет стандартизацию и расширение объемов оказания санаторно-курортной помощи, повышение медицинской и экономической эффективности санаторно-курортного лечения и оздоровления населения на основе внедрения современных технологий восстановительной медицины.

Следует особо отметить, что разработка федеральной целевой программы развития курортного дела в России, основана на принципиально новом концептуальном подходе, ориентированном не только и не столько на лечение больных, сколько на формирование и сохранение здоровья, первичную и вторичную профилактику.

С внедрением всех звеньев развития нового профилактического направления в виде восстановительной медицины будет сделан важный шаг к созданию в России принципиально новой системы управления динамикой здоровья населения на современном этапе.

На современном этапе Россия располагает широким спектром уникальных природных лечебных факторов, что делает возможным развитие эффективной социальноориентированной санаторно-курортной помощи населению.

Со времен перестройки утеряна преемственность между санаторно-курортными и научными учреждениями. На современном этапе принадлежность санаториев к различным формам собственности не
позволяет регулировать качество внедрения научных разработок и ведет не только к снижению эффективности оказываемых медицинских услуг, но и к экономическим потерям.

На современном этапе необходимо применение новых моделей управления курортами. Государственная политика дальше не может строиться по устаревшим моделям. Функционирование санаторно-курортных учреждений в условиях рынка требует от руководителей совершенно другого отношения к делу, нежели это было в условиях распределительной
системы. На современном этапе на первый план выходит знание механизма рыночных отношений, конъюнктуры рынка. Если раньше санатории гарантированно имели оптового покупателя в лице фонда социального страхования, зачастую невзыскательного к качеству санаторных и оздоровительных услуг, то на современном этапе директора и главные врачи вынуждены учитывать в большей степени потребности и запросы пациентов, отдыхающих, организовывать лечение и сервисные услуги на конкурентно-способном уровне.

К такой жесткой конкуренции оказались готовы не все санатории. К тому же сказалась в этом году и диспропорция между относительно высокой потребностью в санаторно-курортных услугах и отсутствием возможности их получения из-за низкой платежеспособности населения. Между тем из-за высокой стоимости коммунальных услуг, энергоносителей стоимость путевок возросла.

На современном этапе для внутреннего рынка особенно важно развивать пляжный и оздоровительный туризм. Одним из приоритетных направлений развития туризма в России назван оздоровительный отдых. Для продвижение санаторно-курортного турпродукта туристским фирмам необходимо обратить внимание на использование ресурсов санаторно-курортного комплекса. Особенно перспективным является заполнение
учреждений санаторно-курортного хозяйства в низкий сезон туристами, прибывшими с деловыми целями.

Более того большинство здравниц, созданных в советские годы, обладают необходимой инфраструктурой: актовые залы, помещения для переговоров, кинозалы и другое. Такой подход (совмещение лечебных и конгрессных функций) позволит повысить доходность здравниц, что будет способствовать улучшению качества услуг, модернизации оборудования.

На современном этапе необходимо привлечение инвестиций в развитие
санаторно-курортного дела. Важным этапом в развитии туризма и рекреации в Российской Федерации на современном этапе стало выделение Особых экономических зон туристско-рекреационного типа. Так, были выделены и законодательно закреплены туристско-рекреационные зоны в Республиках Алтай и Бурятия, Алтайском,
Ставропольском и Краснодарском краях, Иркутской и Калининградской областях.

Заключение

Оздоровительный туризм — это динамично развивающаяся индустрия, вовлекающая все больше людей, рассчитывающих получить безупречное обслуживание и поправить своё здоровье.

Известно, что турист хочет получить высокий сервис обслуживания, невысокую стоимость путёвки и эффективный результат оздоровления. Проанализировав уровень организации курортного обслуживания в нашей стране, мы можем отметить, что многие отечественные дома отдыха, санатории, пансионаты не соответствуют необходимым требованиям, их сервисные услуги находятся на достаточно низком уровне, при этом отдых в России получается намного дороже, чем за границей.

К сожалению, на современном этапе федеральные и региональные власти в большей степени занимаются поддержкой и развитием коммерческого туризма и мало занимаются развитием оздоровительного туризма.

Россия обладает разнообразными целебными ресурсами, многие из которых уникальны, но, к сожалению, оздоровительный туризм на отечественных курортах находится в зачаточном состоянии. Для эффективного развития курортного дела на современном этапе необходимо большее количество бюджетных средств, инвестиций и интенсивное развитие специальной инфраструктуры, а также рекламы оздоровительного туризма как отдельного направления.

Список литературы

1. Биржаков М.Б., Введение в туризм. — СПб.: Герда, 2000. — 192 с.

2. Курортное дело. Справочник/ Ассоп. курортов Северо-запада РОССИИ. — СПб. б. п., 1У99 — 98 с.

3. Кусков Л.С., Лысинова О. В: Курортология и оздоровительный туризм: Учебное пособие. — Ростов н/Д. «Феникс», 2004 — 320 с.

4. Организация туризма: Учебное пособие / А.П. Дурович, Н.И. Кабушкин, Т М. Сергеева. — Мн.: Новое знание, 2003. — 632 с.

5. Полторанов В.В., Слуцкий С Я. Здравницы профсоюзов СССР — М, 1986.

Особенности управления курортными учреждениями в России