Нахождение возможных путей совершенствования учета производственных запасов

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.………………………………………………………………….……4

  1. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЁТА ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ…………………………………………………………..….6
    1. Роль и сущность процесса оценки производственных запасов…………..6
    2. Нормативно-правовое регулирование учёта производственных запасов…………………………………………………………………………….9
    3. Обзор литературы…………………………………………………………..17
  2. ЭКОНОМИКО-ФИНАНСОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СПК «ПОГРАНИЧНЫЙ»………………………………………………………………..….23
  3. УЧЁТ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ И ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ В СПК «ПОГРНИЧНЫЙ» ГРОДНЕНСКОГО РАЙОНА………………………………………………………………………..…33
    1. Первичный учёт семян и кормов и его совершенствование…………….33
    2. Организация хранения, порядок учёта производственных запасов на складе и других местах хранения…………………………………………38
    3. Синтетический и аналитический учёт семян и кормов………………….41
    4. Автоматизация учёта производственных запасов………………………..45
  4. КОНТРОЛЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ…………………………………………………………………………..50
    1. Организация контроля производственных запасов……………………...50
    2. Контроль за обеспечением сохранности производственных запасов…..51
    3. Проверка бухгалтерского учёта производственных запасов……………56
    4. Основные направления совершенствования учёта и контроля производственных запасов…………………………………………………………...59
  5. ОХРАНА ТРУДА……………………………………………………………64

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….69

БИБЛИОГРФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………72

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….77

ВВЕДЕНИЕ

Бесперебойность и ритмичность технологического процесса связана с наличием на предприятии не только основных средств, но и производственных запасов.

Проблема повышения эффективности использования производственных запасов, а именно семян и кормов, занятых в сельском хозяйстве, – очень важная и одна из главных в производственном процессе. Внимание к проблеме повышения эффективности использования производственных запасов аграрного фактора вызвано, прежде всего, тем, что с её успешным решением прямо сказывается кардинальное улучшение производственного процесса снабжения страны.

В связи с этим роль и значение производственных запасов трудно переоценить, а обсуждение актуальных проблем учета весьма своевременно. Этот факт придает большое значение учету семян и кормов и позволяет сделать вывод об актуальности и необходимости изучения и исследования данной темы в настоящее время.

Для успешного решения задач учёта семян и кормов сельскохозяйственное предприятие должно правильно организовать складское хозяйство; располагать рациональной системой первичных и сводных документов и правильно организованным документооборотом; рационально организовать синтетический и аналитический учёт товарно-материальных ценностей; обеспечить систематический контроль за поступлением, расходованием и сохранностью запасов путём учёта их по местам хранения и материально ответственным лицам; обеспечить подбор и подготовку кадров материально ответственных лиц и лиц, связанных с учётом; проводить периодическую сверку данных бухгалтерского учёта с фактическим наличием семян и кормов в местах их хранения; обеспечить внедрение достижений научно-технического прогресса для обеспечения автоматизированного учёта и обработки данных.

Целью дипломной работы является нахождение возможных путей совершенствования учета производственных запасов. В данной работе для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • выявить общие принципы организации учета производственных запасов,
  • исследовать нормативно-правовое регулирование учета производственных запасов,
  • дать финансово-экономическую характеристику хозяйства,
  • рассмотреть организацию учета производственных запасов на предприятии, в том числе первичный учет, синтетический и аналитический учет, автоматизацию учета,
  • изучить организацию хранения производственных запасов на складах хозяйства и других местах хранения,
  • изучить организацию контроля за использованием и сохранностью производственных запасов,
  • рассмотреть вопросы охраны труда на предприятии.

Поставленные цель и задачи обусловили структуру дипломной работы, которая состоит из 5 глав.

Объектом исследования выступает СПК «Пограничный» Гродненского района.

Предметом исследования является учёт семян и кормов.

Теоретической и методологической основой работы явились нормативно-правовые акты Республики Беларусь, научные труды и учебные пособия по бухгалтерскому учёту, а также материалы периодической печати. Информационной базой исследования явились первичные данные, данные синтетического и аналитического учёта, данные годовых отчетов СПК «Пограничный» Гродненского района и т.д.

Основными методами исследования в данной работе являются обобщение и анализ информации.


  1. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЁТА ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ

  1. Роль и сущность процесса оценки производственных запасов

Большое значение в организации учёта производственных запасов играет их оценка. С развитием рыночных отношений она усложняется, так как подверженность рыночных цен значительным колебаниям влияет на изменение стоимости производственных запасов, что в свою очередь отражается на себестоимости сельскохозяйственной продукции и, в конечном счёте – на финансовом результате.

Единица бухгалтерского учёта материально-производственных запасов выбирается организацией самостоятельно таким образом, чтобы обеспечить формирование полной и достоверной информации об этих запасах и контроль за их использованием.

Организация бухгалтерского учёта семян и кормов требует соблюдения следующих основных принципов:

– правильной организации складского учёта семян и кормов и соблюдения всех требований к нему;

– полной материальной ответственности лиц, принявших семена и корма подотчёт;

– учёта семян и кормов в местах хранения (на складах, участках) по наименованиям в натуральном выражении по каждому материально-ответственному лицу;

– соответствия фактических остатков семян и кормов в натуральном выражении в местах хранения данным складского учёта;

– правильной оценке семян и кормов при их движении;

– единства данных аналитического учёта семян и кормов в местах их хранения в натуральном выражении и данных стоимостного учёта в бухгалтерии, а также систематизации, группировки и обобщения информации о фактах наличия, состояния и движения семян и кормов с целью составления бухгалтерской отчётности организации.

Для правильного учёта семян и кормов определяющее значение в бухгалтерском учёте имеет их оценка.

В статье 11 «Оценка имущества и обязательств» Закона Республики Беларусь «О бухгалтерском учёте и отчётности» определено, что для отражения имущества и обязательств в бухгалтерском учёте организация приводит их оценку в денежном выражении.

В зависимости от направлений поступления (приобретения, заготовления) семена и корма делятся на покупные и собственного производства.

Семена и корма, поступившие в течение года от собственного производства оценивают по нормативно-прогнозной (плановой) себестоимости. В конце года после составления отчётных калькуляций эту себестоимость доводят до фактической, по которой также учитывают семена и корма, произведенные в прошлом году и перешедшие на следующий. [11, с. 7]

Покупные семена и корма принимаются к бухгалтерскому учёту по фактической себестоимости – сумме фактических затрат организации на приобретение (цена приобретения и расходы по заготовке и доставке в организацию) за вычетом налога на добавленную стоимость.

Состав расходов по заготовке материалов и доставке их в организацию определён Основными положениями по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), утверждёнными постановлением Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь, Министерства статистики и анализа Республики Беларусь и Министерства труда Республики Беларусь.

Для оценки и отражения покупных семян и кормов используются следующие способы:

  • по фактической себестоимости;
  • по учётной цене;
  • по покупной цене.

При оценке по фактической себестоимости все расходы по приобретению учитывают непосредственно на счетах по учёту материалов; по учётной цене – на отдельном счёте 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» (отклонения фактической себестоимости приобретения от учётной цены – на счёте 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей»); по покупной цене – с оценкой прихода и остатка семян и кормов по средневзвешенным ценам и отдельным учётом транспортно-заготовительных расходов.

При отпуске материально-производственных запасов включение их в состав себестоимости может производиться следующими методами (в соответствии с п. 2.6.12 Основных положений по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг)):

  • методом ЛИФО;
  • по средневзвешенным ценам;
  • по учётным ценам с учётом отклонений. [37, с. 8]

Применение метода ЛИФО основано на допущении, что оценка материальных ресурсов (в том числе покупных семян и кормов), находящихся на складе на конец месяца, производится по фактической себестоимости ранних по времени приобретений, а в себестоимости реализации продукции учитывается себестоимость поздних по времени приобретений. Применение этого метода предпочтительнее, когда цены к концу отчётного периода возрастают.

Необходимость определения средневзвешенной цены обусловлена тем, что отпускные цены на материальные ресурсы (в том числе семена и корма) постоянно меняются, а транспортно-заготовительные зависят от местонахождения поставщика и вида доставки транспортными средствами (величина непостоянная). Цена определяется делением общей себестоимости конкретного вида запасов (семян, кормов) на их количество.

Учёт материальных ресурсов по учётным ценам предполагает, что они могут состоять из:

  • договорных цен с выделением отклонений от учётных;
  • прогнозно-расчётных цен, рассчитанных как средняя величина фактической себестоимости за определённый период.

Способ оценки при отпуске материалов в производство отражается в учётной политике организации.

В связи с инфляциями сельскохозяйственные организации Республики Беларусь могут переоценивать материальные ресурсы в порядке и в случаях, предусмотренных законодательством. Увеличение стоимости ресурсов в результате переоценки зачисляют на пополнение источников собственных средств организации. Если переоценка (дооценка, уценка) проводится по инициативе самой организации, то её результаты относят на внереализационные доходы и расходы с соответствующим налогообложением. [11, с. 9]

  1. Нормативно-правовое регулирование учёта

производственных запасов

В процессе осуществления хозяйственной деятельности предприятие использует производственные запасы (в том числе семена и корма) на различные нужды. Источниками их поступления могут быть как поставщики, так и поступления от собственного производства. В любом случае, для достоверного учета производственных запасов необходима определенная нормативно-правовая база, регулирующая процессы, происходящие в организации. Таким образом, на территории Республики Беларусь действует целый ряд нормативно-правовых актов по регулированию учёта производственных запасов, в том числе семян и кормов:

Во-первых, это Закон Республики Беларусь от 18 октября 1994 г. № 3321 «О бухгалтерском учёте и отчётности». В редакции законов Республики Беларусь от 25 июня 2001 г. № 42 – З, от 17 мая 2004 г. № 278 – З, от 29 декабря 2006 г. № 188 – З.

Закон «О бухгалтерском учёте и отчётности» определяет правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета, устанавливает требования, предъявляемые к составлению бухгалтерской отчетности, регулирует взаимоотношения по вопросам бухгалтерского учета и отчетности. Данный закон обязывает всех хозяйствующих субъектов обеспечить формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, полученных доходах и понесенных расходах.

Данный закон регулирует такие положения как:

  • основные задачи бухгалтерского учета и отчетности;
  • порядок государственного регулирования бухгалтерского учета и

отчетности;

  • организацию бухгалтерского учета, формирование и содержание учетной политики организации;
  • права и обязанности главного бухгалтера;
  • основные требования к ведению бухгалтерского учета;
  • требования к содержанию и оформлению первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учёта;
  • особенности оценки имущества и обязательств;
  • порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств;
  • порядок составления бухгалтерской отчетности;
  • порядок представления бухгалтерской отчетности.

Действие закона распространяется на юридических лиц Республики Беларусь, филиалы, представительства, в том числе представительства иностранных организаций, простые товарищества, государственные органы, не являющиеся юридическими лицами [4].

Порядок регулирования и организация бухгалтерского учёта и отчётности определены в Постановлении Совета Министров Республики Беларусь от 15 декабря 2001 г. №1493 «О государственном регулировании бухгалтерского учёта и отчётности в Республике Беларусь» [24].

Учётная политика представляет собой совокупность способов и методов ведения бухгалтерского учёта, использованных организацией в качестве соответствующих условиям хозяйствования. Основным нормативным документом по формированию и раскрытию учётной политики организации является положение по бухгалтерскому учёту «Учётная политика организации», утверждённая постановлением Министерства финансов Республики Беларусь № 62 от 17 апреля 2002 г.

Также необходимо отметить, что одним из важных документов, без которого ведение бухгалтерского учёта на предприятиях невозможно, является Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 30 мая 2003 г. № 89 «Об утверждении Типового плана счетов бухгалтерского учёта и Инструкции по применению Типового плана счетов бухгалтерского учёта»

Типовой план счетов представляет собой систематизированный перечень синтетических и аналитических счетов бухгалтерского учёта, на которых происходит регистрация и группировка фактов хозяйственной деятельности (имущества, обязательств, финансовых, хозяйственных операций и др.) в бухгалтерском учёте. В нём приведены наименования и номера синтетических счетов (счетов первого порядка) и субсчетов (счетов второго порядка).

Для учёта операций, не отраженных в Типовом плане счетов, организация может по согласованию с Министерством финансов Республики Беларусь при необходимости вводить в Типовой план счетов дополнительные синтетические счета, используя свободные номера счетов.

На основе Типового плана счетов и настоящей Инструкции утверждается План счетов бухгалтерского учёта организации, содержащий полный перечень синтетических и аналитических счетов (включая субсчета), необходимых для ведения бухгалтерского учёта с учётом отраслевых особенностей хозяйственной деятельности.

Субсчета, предусмотренные в Типовом плане счетов, используются организацией исходя из функций управления, включая анализ, контроль и отчётность. Организации могут уточнять содержание отдельных субсчетов, приведенных в Типовом плане счетов, исключая и объединяя их, а также вводить дополнительные субсчета.

Инструкция по применению типового плана счетов бухгалтерского учёта устанавливает для коммерческих и некоммерческих организаций (кроме банков и иных небанковских финансово-кредитных организаций; организаций, финансируемых из республиканского и/или местных бюджетов на основе бюджетной сметы, имеющих текущий счет в учреждениях банка и ведущих бухгалтерский учет в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета исполнения смет расходов организаций, финансируемых из бюджета) и индивидуальных предпринимателей единые подходы к применению Типового плана счетов бухгалтерского учета и отражению фактов хозяйственной деятельности на счетах бухгалтерского учета. В Инструкции приведена краткая характеристика синтетических счетов и открываемых к ним субсчетов, раскрыты их структура и назначение, экономическое содержание обобщаемых фактов хозяйственной деятельности, порядок отражения наиболее распространенных из них.

Принципы, правила и способы ведения организациями бухгалтерского учета отдельных активов, обязательств, финансовых и хозяйственных операций и других, в том числе их оценки, группировки устанавливаются положениями и другими нормативными правовыми актами, методическими указаниями по вопросам бухгалтерского учета.

Типовой план счетов и настоящая Инструкция предназначены для ведения бухгалтерского учета в организациях всех форм собственности и видов деятельности независимо от организационно-правовых форм, ведущих учет методом двойной записи [20].

В Республике Беларусь также действует Постановление Министерства сельского хозяйства Республики Беларусь от 6 апреля 2004 г. № 28 «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учёта в сельскохозяйственных организациях и Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учёта в сельскохозяйственных организациях»

План счетов, как и Типовой план, представляет собой систематизированный перечень синтетических и аналитических счетов бухгалтерского учета, на которых происходит регистрация и группировка фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете. В нем приведены наименования и номера синтетических счетов (счетов первого порядка) и субсчетов (счетов второго порядка). Отличие Плана счетов от Типового плана заключается в том, что система счетов сельскохозяйственных предприятий определяется особенностями его хозяйственной деятельности и отражает производственный процесс и его результаты [17].

Порядок и правила заполнения первичных учётных документов определены Постановлением Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь от 22 ноября 2005 г. № 69 «Об утверждении альбома унифицированных форм первичных документов бухгалтерского учёта для сельскохозяйственных и иных организаций, осуществляющих производство сельскохозяйственной продукции, и инструкции о порядке применения и заполнения унифицированных форм первичных документов бухгалтерского учёта для сельскохозяйственных и иных организаций, осуществляющих производство сельскохозяйственной продукции»

В альбоме унифицированных форм первичных документов бухгалтерского учёта для сельскохозяйственных и иных организаций изложен порядок заполнения унифицированных первичных документов бухгалтерского учёта, используемых в учетной практике организациями АПК. Унифицированные формы первичных документов бухгалтерского учёта разработаны в соответствии с планом счетов бухгалтерского учёта для АПК. Альбом состоит из 5 глав. Глава № 2 посвящена учёту производственных запасов. В инструкции указано назначение каждого документа, его реквизиты и порядок заполнения.

Для учёта грубых, сочных и пастбищных кормов на сельскохозяйственных предприятиях используются следующий перечень унифицированных форм первичных документов по учёту кормов:

  • Акт приёма-передачи грубых и сочных кормов (форма 204-АПК);
  • Акт на оприходование пастбищных кормов (форма 205-АПК);
  • Требование-накладная (форма 203-АПК);
  • Ведомость учёта расхода кормов (форма 202-АПК);
  • Накопительная ведомость учёта расхода кормов (форма 213-АПК).

Для учёта семян и посадочного материала на сельскохозяйственных предприятиях используется следующий перечень унифицированных форм первичных документов по учёту семян и посадочного материала:

  • Акт на списание семян и посадочного материала (форма 208-АПК);
  • Лимитно-заборная карта (форма 201-АПК);
  • Требование-накладная (форма 203-АПК) [15].

Порядок и правила заполнения регистров журнально-ордерной формы учёта в Республике Беларусь определяются Постановлением Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь от 31 мая 2004 г. № 41 «Об утверждении перечня регистров журнально-ордерной формы учёта в организациях агропромышленного комплекса и инструкции по применению регистров журнально-ордерной формы учёта в организациях агропромышленного комплекса»

В данном постановлении установлен основной перечень регистров журнально-ордерной формы учёта, порядок их ведения и заполнения, а также указаны основные первичные документы аналитического учёта, необходимые для заполнения данных регистров. В системе регистров журнально-ордерной формы учёта производственных запасов (семян и кормов) предусмотрены следующие документы:

  • Ведомость учёта материальных ценностей, товаров и тары (ф. № 46-АПК);
  • Журнал-ордер формы № 10-АПК [16].

Правила отражения стоимости материалов в бухгалтерской отчётности регулируются Инструкцией о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности, утверждённой постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 17 февраля 2004 г. № 16 [19].

Безналичные расчёты между субъектами хозяйствования осуществляются в соответствии с Инструкцией о банковском переводе, утверждённой постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 29 марта 2001 г. № 66, которая определяет порядок осуществления безналичных расчётов в белорусских рублях и иностранной валюте в форме банковского перевода [23].

Порядок проведения инвентаризаций в организациях осуществляется в соответствии с Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30 ноября 2007 г. № 180 «Об утверждении инструкции по инвентаризации активов и обязательств».

Инструкция устанавливает единый порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организаций, ведущих в соответствии с законодательством бухгалтерский учет, оформления результатов инвентаризации и отражение их в бухгалтерском учёте [21].

Также немаловажное значение в учёте производственных запасов имеют такие нормативно-правовой акты как:

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31 октября 2001 года и Приказ Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь от 14 августа 2007 года № 363 «Об утверждении Методических Указаний по бухгалтерскому учёту сельскохозяйственной продукции и производственных запасов для сельскохозяйственных и иных организаций, осуществляющих производство сельскохозяйственной продукции» [26].

Постановление Министерства экономики Республики Беларусь 10.08.2000 г. № 16/84/55/111, Министерства финансов Республики Беларусь 04/07/2002 г. № 142/95/60/95, Министерства статистики и анализа Республики Беларусь 23/01/2003 г. № 34/12/16/13 и Министерства труда Республики Беларусь 30/12/2003 г. № 258/186/256/166 «Основные положения по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг)»

Настоящие Основные положения разработаны в соответствии с действующим законодательством и имеют целью обеспечить единообразное определение состава затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) на предприятиях, объединениях, организациях и учреждениях республики независимо от вида их деятельности, форм собственности и ведомственной подчиненности [22].

Приказ Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь от 14 декабря 1999 г. №316 «Рекомендации по учету затрат и калькулированию себестоимости продукции сельскохозяйственных предприятий»