Человек в русской культуре века
Содержание.
1 Введение ……………………………………………………………………..3
2 Человек в русской культуре века……………………………………...6
2.1 Взгляды на происхождение человека……………………………..6
2.2 Взгляды на место человека в системе мироздания……………….6
2.3 Взгляды на человеческую сущность………………………………6
2.4 Взгляды на человеческую природу и ее составляющие………….7
2.5 Взгляды на свободу и судьбу человека……………………………8
2.6 Взгляды на смысл человеческой жизни …………………………..9
2.7 Взгляды на смерть человека………………………………………10
2.8 Взгляды на отношения между человеком и природой…………..11
2.9 Взгляды на отношение между человеком и обществом………..12
2.10 Взгляды на отношения между человеком и Богом…………….13
2.11 Взгляды на место человека в истории…………………………..16
2.12 Взгляды на человеческую жизнь………………………………..16
2.13 Взгляды на любовь человека…………………………………….17
2.14 Взгляды на семейные отношения человека…………………….17
2.15 Взгляды на пол человека…………………………………………17
3 Заключение…………………………………………………………………..18
4 Список используемой литературы………………………………………….19
1 Введение.
Всю историю российской культуры XIX века можно поделить на первую половину века (предреформенная Россия) и вторую половину века (пореформенная Россия).
На общественно - культурную жизнь России первой половины XIX в. огромное влияние оказали два события в истории страны Отечественная война 1812 г. и движения декабристов. Они сыграли определяющую роль в развитии общественного сознания, повлияли на политику правительства в сфере культуры. Эти события не прошли бесследно для многих областей художественной культуры.
Эпоха 1812 г. важный этап в развитии национального самосознания. Общая идейная атмосфера предвоенных лет и периода Отечественной войны вызвала небывалый патриотический подъем в стране. Успешное завершение в войне воспринималось современниками как, национальная победа, предотвратившая иноземное порабощение.
С ростом национального самосознания связан интерес к собственной истории, особенно возросший в это время. Фактом огромного культурного значения стала “История государства Российского” Н. М. Карамзина, первые 8 томов которой увидели свет в 1818 г. Карамзин стал первым историком, которого стада читать публика.
Эпоха 1812 г. породила также довольно широкое распространение религиозных исканий среди части светских и духовных деятелей в России. Правительство в лице Александра I придерживалось в это время в своей конфессиональной политике принципа веротерпимости ко всем религиям наравне с православием.
Выступление дворянских революционеров в декабре 1825 г. было, несомненно, важной вехой в общественно- культурной жизни страны. Стремление осмыслить и понять идеи дворянских революционеров, принять или отвергнуть их способствовало активизации духовной жизни интеллектуальных слоев русского общества, появлению новых ориентиров в официальной идеологии.
Для общественной мысли XVIII начала XIX вв. принадлежность России к Западной Европе была фактом очевидным. Теперь, после событий 14 декабря 1825 г., осознание этой духовно- интеллектуальной связи стало восприниматься резко критически со стороны официальных властей. В правительственных документах (Манифест 13 июля 1826 г., “Донесение следственной комиссии”) декабризм объявлялся “заразой, принесенной извне”, а противопоставление России Западной Европе возводилось в принцип официальной идеологии. Мысль о превосходстве самодержавной, православной России над “гниющим” Западом стала одной из составных частей теории официальной народности. В социально экономической жизни страны во второй четверти XIX в. все более определенно обозначались процессы, свидетельствовавшие о кризисе феодальнокрепостнической системы, дальнейшем развитии капиталистического уклада, углублении социальной дифференциации.
Массовое применение техники, связанное с промышленным переворотом, т.е. переходом мануфактуры в фабрику, было качественно новым моментом в развитии производительных сил. К этому времени относится зарождение отечественного машиностроения. На заводах изготовлялись паровые двигатели, рабочие машины и механизмы, главным образом для технических предприятий. В 1831 г. В России возникло первое механическое заведение для производства сельскохозяйственных машин.
Паровые двигатели стали использоваться на транспорте. В1815 году на Неве появился первый пароход. С конца 30-х годов началось железнодорожное строительство. Открытое в 1851 г. железнодорожное сообщение между Москвой и Петербургом имело большое значение для развития внутренних экономических связей.
Но все же в первой половине XIX в. основным видом транспорта оставался гужевой и водный, а главными путями сообщений грунтовые дороги и реки. Железнодорожных путей в России к 1861 г. насчитывалось всего около 1,5 тыс. верст, что для огромных пространств страны было очень незначительно.
Идеи национальной самобытности, используемые официальной идеологией, стали применяться в культурной политике правительства, прежде всего по отношению к системе образования и просвещения. Для ограждения России от потрясений Западной Европы и их последствий предполагалось “умножать, где только можно, число умственных плотин”. Так считал министр народного просвещения С. С. Уваров в начале 30-х годов.
Уже в последнее десятилетие царствования Александра I в школьном образовании усилилось влияние церкви и религии. В 1817 г. было создано Министерство духовных дел и народного просвещения во главе с С.Н. Голицыным председателем петербургского Библейского общества. В 1819 г. во всех российских университетах учреждались кафедры “ богопознания и христианского учения” и вводился курс богословия. В XVIII в. отсутствие богословия в учебном плане Московского университета отличало его от других европейских университетов. В начальных школах было запрещено изучение книги “О должностях человека и гражданина”, из курса уездных училищ исключены начала естественной истории и технологии, сократились курсы географии и истории.
Одним из средств борьбы с распространением в обществе прогрессивных идей становилась цензура. Изданный в 1826 г. цензурный устав получил у современников название “чугунного”. Цензор мог по своему усмотрению сокращать текст, заменять слова и выражения. С этого времени вплоть до конца николаевского царствования усиливалось открытое гонение на передовую литературу и журналистику, а годы, последовавшие за революционными событиями 1848 г. в Западной Европе, получили печально известное название “эпохи цензурного террора”. Запрещалось к изданию все, что в малейшей степени, по мнению властей, могло повредить существовавшим в России порядкам, “ослабить должное к власти почтение”. В цензурных циркулярах 50-х годов указывалось, что “в книгах для простого народа” нельзя допускать критики правительства, церкви, описывать “бедствия крепостного крестьянства”, следовало “избегать говорить о народной воле, о требованиях к нуждам рабочих классов”.
Падение крепостного права и последующие реформы открыли новую эпоху в развитии просвещения, и науки в России.
Вторая половина века стала периодом новых выдающихся открытий русской науки в области естествознания и математики. И.М. Сеченов являлся основоположником отечественной физиологической школы и естественнонаучного направления в психологии, Д.И. Менделеев открыл периодический закон химических элементов. Чебышев создает единую математическую школу в России, делает ряд научных открытий в различных областях математики. П.Н. Яблочков и А.Н. Ладыгин электрическую лампочку.
Развитие географической науки связано с деятельностью академика П.П. Семенова Тян-Шанского. Он исследовал Тянь-Шань, был руководителем географического общества, организовал ряд крупных экспедиций по исследованию Центральной Азии под руководством Н.М. Пржевальского, в Новую Гвинею Миклухо-Маклая и многих других. Крупный план в развитие отечественной истории внесли С.М. Соловьев и В.О. Ключевский.
Художественная литература второй половины века продолжала традиции А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя.
Этот период стал переломной стадией для русского театра. Впервые большое место в его репертуаре заняли пьесы отечественных авторов, в первую очередь великого русского драматурга А.Н. Островского, который своим творчеством завершил создание русской национальной драматургии. Главными центрами театральной культуры в России оставались Малый и Александрийский театры.
Живопись и музыкальная жизнь пореформенного периода отмечены появлением двух крупных созвездий талантов, центрами которых были Товарищество художников передвижников и “Могучая кучка” композиторов. На новые веяния в искусстве оказали заметное влияние идеи демократического движения 50-60-х годов. В 1863г. группа учеников Академии художеств порвала с академией и организовала “артель передвижников”.
Значительные изменения претерпевает в этот период архитектура. Никогда прежде страна не знала такого размаха строительства домов различного типа: зданий крупных форм, банков, гостиниц, вокзалов, доходных жилых домов, фабрик и заводов и т.п. Архитекторы А.Н. Померанцев, И.Н. Ропет, В.О. Шервуд, Р.И. Клейн, Д.Н. Чичагов и другие создавали русский национальный стиль, основанный на изучении подлинных памятников древнерусского зодчества.
2 Человек в русской культуре века.
2.1 Взгляды на происхождение человека.
Бог взял семена из миров иных, и посадил их в землю, и взрастил свой сад; но все живет на земле касанием таинственным мирам иным. (Достоевский Ф.М.)/9/
Бог и человек возникли одновременно, и местом их встречи стало духовное поприще. Бог возжелал своего другого и ответной любви его. Так произошло творение мира, средоточием которого изначально был человек. (Бердяев Н.А.)/7/
2.2 Взгляды на место человека в системе мироздания.
Мир единый, бесконечный и живой организм…Человек лишь часть этого организма, орган его чувствующий и сознающий. (Чернышевский Н.Г.)/4/
Центральной сферой в мире является человек, этот узел мироздания его величайшая загадка, но и разгадка его. (Страхов Н.Н.)/12/
Личностьвершина исторического мира, к ней все примыкает, ею все живет. (Герцен А.И.)/4/
Человек есть манифестация духа, которому принадлежит примат над бытием. Поэтому в своем самосознании человек ощущает себя не тварью, а центром вселенной. (Бердяев Н.А.)/7/
2.3 Взгляды на человеческую сущность.
Все великое, таинственное и святое заключается единственно лишь в том непроницаемом простом своеобразии, которое мы называем личностью. Общее, взятое абстрактно, само по себе остается…мертвым. (Бакунин М.А.)/2/
На человека надо смотреть, как на существо, имеющее только одну натуру, чтобы не разрезать человеческую жизнь на разные половины, и рассматривать каждую сторону деятельности, как деятельность или всего организма, или в связи со всем организмом. (Чернышевский Н.Г.)/4/
В каждом человеке раскрывается особое, ему одному свойственное отношение к миру,и это и есть то, что проявляется в животной личности, как подлинный и последний источник индивидуального своеобразия. (Толстой Л.Н.)/12/
Человек загадочен, соткан из противоречий, но он является в то же время, в лице даже самого ничтожного человека, абсолютной ценностью. (Достоевский Ф.М.)/4/
Усилия человека, в первом движении своем, в темном невыраженном своем залоге, направлены к любви и истине, и между тем ненавистью и ложью проникнуты явно выраженные дела. (Розанов В.В.)/9/
Чувство привязанности живет во всяком человеке. Каждый человек остается живым ростком, органы которого тяготеют к почве, к атмосфере, свету солнца. (Розанов В.В.)/9/
Бедствия человека происходят от человека, и часто от того только, что он взирает непрямо на окружающие его предметы. (Радищев А.Н.)/8/
Все жалкие перелиады об изменении русского характера, о потере русской нравственной физиогномии или не что иное, как шутка, или происходят от недостатка в основательном размышлении. (Карамзин Н.М.)/2/
Глядя на русского человека, можно сказать, что здесь сведен на нет всеобщий закон человечества. (Чаадаев П.Я.)/8/
Человек изначально являлся существом лично общественным. (Соловьев В.С.)/11/
Каждый человек, как таковой, есть нравственное существо или лицо, имеющее независимо от своей общественной полезности безусловное достоинство и безусловное право на существование и на свободное развитие своих положительных сил. (Соловьев В.С.)/7/
Человек переживает острое чувство одиночества. Страха перед существующим миром и тоски по мирам иным, отблески которых прорываются в его снах, мистических прозрениях и творческих интуициях. (Бердяев Н.А.)/7/
Человек целостный организм, обладающий двумя функциями: познавательной и практической. Первая реализуется посредством мышления, вторая действием. (Лавров П.Л.)/10/
Если человек полезен другим людям по своему богатству, он может перестать быть полезен, лишившись богатства. Но если он полезен людям по качествам своего собственного организма, по своим душевным качествам, как обыкновенно говорится, то он может разве только зарезать себя, но пока не зарежет, не может перестать делать пользу людям, не делать ее выше его сил, не в его власти. (Чернышевский Н.Г.)/15/
Без сомнения, человек есть существо настолько сложное и разнородное или совершенно, что не может уже войти в состав не только таких совершенных обществ, как сифонофора,но даже и таких, как муравейник. (Лавров П.Л.)/15/
Человек наделен только одной чертой, отличающей его от животных. Но эта черта бесконечно значительна это разум, сила, дающая возможность человеку вырваться из узких границ окружающего мира и преодолеть собственную косность, охватить, представить, понять Вселенную. (Бакунин М.А.)/12/
2.4 Взгляды на человеческую природу и ее составляющие.
В глубине души есть живое общее средоточие для всех отдельных сил разума, сокрытое от обыкновенного состояния духа человеческого. (Киреевский И.В.)/4/
Начало цельности то начало, которое таит в себе корень индивидуальности и условие ее своеобразия, скрыто от нас. Его надо искать в себе, чтобы от него питаться. Дело идет о тех силах духа, которые отодвинуты вглубь человека грехом. Поэтому познавательная жизнь в человеке имеет различный характер в зависимости от того, властвует ли грех в человеке или нет. (Киреевский И.В.)/4/
Главный характер мышления заключается в стремлении собрать все отдельные силы души в одну силу, отыскать внутреннее средоточие бытия, где разум, и воля, и чувство, и совесть, прекрасное и истинное, удивительное и желаемое, справедливое и милосердное, и весь объем ума сливается в одно живое единство, и таким образом восстанавливается существенная личность в ее первозданной неделимости. (Киреевский И.В.)/4/
Духовное просвещение есть знание живое: оно приобретается по мере внутреннего стремления к нравственной высоте и цельность исчезает вместе с этим стремлением, оставляя в уме одну наружность своей формы. (Киреевский И.В.)/4/
Для человека действительность и благо не тождественны, для него существует разделение добра и зла…но через сознание человек возвращается из конечности к своему бесконечному существу. (Бакунин М.А.)/12/
Если и прежде человек боролся с человеком, как со всяким другим животным, чтобы отнять у него пищу или пожрать его, то теперь серьезное для будущности борьба ограничилась лишь борьбой между людьми. (Лавров П.Л.)/15/
Человек начинает свой исторический путь как дикое животное и завершает его человеком. Будучи животным, он нисколько не свободен. Он не зависим не более, чем дикие животные, независимость которых, естественно, всюду ограничена внешней природой. (Бакунин М.А.)/15/
2.5 Взгляды на свободу и судьбу человека.
Свобода открывает простор для демонизма в человеке, но она же может возвысить ангельское начало в нем. (Достоевский Ф.М.)/2/
Быть обманываем в истории, точнее надеяться в ней и не получать, есть постоянный удел человека на земле. (Розанов В.В.)/9/
Никакой человек ни при каких условиях и ни по какой причине не может рассматриваться как только средство для каких бы то ни было посторонних целей, он не может быть только средством или орудием ни для блага другого лица, ни для блага целого класса, ни, наконец, для так называемого общего блага, то есть блага большинства других людей. Каждый человек свободен. (Соловьев В.С.)/7/
Человек всегда свободен. Свобода дана ему вместе с самосознанием, и вместе с ним составляет существо духа и норму человечности. Погасите самосознание и свободу, вы погасите дух, и человек стал не человек. (Феофан Затворник)/15/
Человек свободнее, нежели обыкновенно думает. Он много зависит от среды, но не настолько, как кабалит себя ей. Среда, в которой человек родился, эпоха, в которой он живет, его тянет участвовать в том, что делается вокруг него, продолжать начатое его отцами; ему естественно привязываться к тому, что его окружает, он не может не отражать в себе, собою своего времени, своей среды. (Герцен А.И.)/15/
Свобода! Только свобода, полная свобода для каждого и для всех! Вот мораль и единственная религия. Свобода характерная черта, это то, что его отличает от диких животных. В ней заключено единственное доказательство его человечности. ( Бакунин М.А.)/12/
Человек действительно свободен лишь в той мере, в какой свободна его совесть.
( Бакунин М.А.)/15/
Человек свободен только среди равным образом свободных людей, и так как он свободен лишь в своем качестве человека, то рабство хотя бы одногоединственного человека на земле является, как нарушение самого принципа человечности, отрицание свободы всех. (Федоров Н.Ф.)/15/
2.6 Взгляды на смысл человеческой жизни.
Человечество есть Бог, вложенный в материю, и, назначение человека перенести небо, перенести Бога, которого он в себе заключает, на землю…поднять землю до неба. (Бакунин М.А.)/4/
Цель жизни есть бесконечное просветление и единение существ мира; а единение не есть слияние, оно не допускает исчезновения личного начала. (Толстой Л.Н.)/4/
Воля могуча, однако слепа. Разум ясен, однако бессилен. Цель жизни состоит в том, чтобы вернуться в отчий дом, чтобы посредством разума уяснить, а посредством воли приблизиться к познанию истины. (Григорий Сковорода)/13/
Человек жил и сейчас живет лишь для того, чтобы преподать какой то великий урок отдаленным потомкам, которые поймут его; пока, что бы там ни говорили, русский человек составляет пробел в порядке разумного существования. (Чаадаев П.Я.)/8/
Русский человек призван вести все человечество к новым судьбам, у него больше сил, чем у других народов, силы эти свежее, он скорее и легче других народов поймет и осуществит те новые блага, которые еще не вошли в жизнь Запада, которых он без помощи русского человека не может уразуметь и достичь. (Чаадаев П.Я.)/8/
Задача человека как разумного и духовного существа не ограничивается собственным спасением, но состоит в стремлении к преодолению всех проявлений зла и несовершенства мира. (Соловьев В.С.)/11/
Человек существо социальное, и высшее дело его жизни, окончательная цель его усилий лежит не в личной судьбе, а в социальных судьбах всего человечества. (Соловьев В.С.)/7/
Задача человека в жизни спасти свою душу; чтобы спасти свою душу, надо жить по божьи, нужно отрекаться от всех утех жизни, трудиться, смириться, терпеть и быть милостивым. (Толстой Л.Н.)/10/
Цель жизни только одна: стремиться к тому совершенству, которое указал нам Христос, сказав: “Будьте совершенны, как отец наш небесный”. Это единственная доступная человеку цель жизни достигается не стоянием на столбе, не аскетизмом, а выработкой в себе любовного общения со всеми людьми. (Толстой Л.Н.)/10/
Жить для других, значит жить для себя. Доброжелательность, бесконечная любовь к себе подобным вот истинное блаженство; иного нет… (Чаадаев П.Я.)/15/
2.7 Взгляды на смерть человека.
Смерть совершенное разрушение индивидуальности есть высшее исполнение личности, поэтому смерть присутствует в самых высших минутах жизни. Индивидуальность должна пройти, исчезнуть для того, чтобы стать личностью. (Бакунин М.А.)/4/
Пытаются смерть отождествить с рождением. Возможно. Но отчего, например, рождение не отождествить со смертью. Когда родился человек он в сущности умер; утроба матери могила, уже зачатие переход в смерть. (Розанов В.В)/10/
Земная жизнь мгновенное обманчивое сновидение. Вечность неизбежна. Смерть это вечность. (Серафим Саровский)/15/
Соннастоящая смерть, а то, что называется смертью, быть может, и есть жизнь. Во сне жизнь человеческого Я прерывается, в смерти этого нет; ибо, если бы при этом перестало существовать человеческое Я, наступило бы уничтожение. (Чаадаев П.Я.)/15/
Настоящая смерть содержится в самой жизни. Человек бывает мертв, совершенно мертв половину своей жизни без преувеличения, без иносказания. Но в буквальном, истинном смысле слова мертвы. (Чаадаев П.Я.)/15/
Жизнь разумная прерывается всякий раз, когда теряется сознание. Чем больше таких минут забвения, тем меньше жизни сознательной, а если нет ничего, кроме таких минут, это и есть смерть. (Чаадаев П.Я.)/15/
Чтобы умереть не нужно уходить из этой жизни, а другой смерти, конечно нет. Смерть в жизни только и есть смерть… (Чаадаев П.Я.)/15/
Ни как животное, ни как разумное существо, человек не может бояться смерти: животное, не имея сознания жизни, не видит смерти, а разумное существо, имея сознание жизни, не может видеть в смерти животной ничего иного, как естественного и никогда не прекращающегося движения вещества. (Толстой Л.Н.)/12/
То чувство, которое выражается в людях страхом смерти, есть только сознание внутреннего противоречия жизни, точно так же, как страх привидений есть только сознание болезненного душевного состояния. (Толстой Л.Н.)/12/
Страх смерти не в том, что человек боится прекращения существования своего животного, но в том, что ему представляется, что умирает то, что не может и не должно умереть. Мысль о будущей смерти есть только перенесение в будущее совершающейся смерти в настоящем. (Толстой Л.Н.)/15/
Являющееся привидение будущей плотской смерти не есть пробуждение мысли о смерти, но напротив пробуждение мысли о жизни, которую должен иметь и не имеет человек. Это чувство, подобное тому, которое должен испытывать человек, пробудившийся к жизни в гробу, под землею. (Толстой Л.Н.)/15/
Смерть была картиною непорочности сознания: человек видел подобные себе создания свободными, по видимому, от закона падения, как бы управляющимися какою то высшею силою, поверженными, разрушающимися, и вот в муках сознания смертности и родилась душа человека. (Федоров Н.Ф.)/15/
Власть смерти, тяготеющая над нашим животным существованием и превращающее его в напрасный порыв, не есть что нибудь случайное. Наш ум, расширяя опытное познание нашей собственной природы в науку о природе всего мира, показывает нам, что смерть царствует не только в нашем теле, но и в теле Вселенной. (Соловьев В.С.)/11/
2.8 Взгляды на отношения между человеком и природой.
Все миры связаны между собой электрической цепью любви, вся цепь сознания есть восходящая лестница познания бессмертного и вечного духа, живущего в природе, человек есть орган сознания природы. (Белинский В.Г.)/4/
Все стремления и усилия природы завершаются человеком, к нему они стремятся, в него впадают, как в океан. Разумения человека не вне природы, а есть разумения природы о себе. (Герцен А.И.)/4/
Единичный человек и природа реальности, но, как они относятся между собой, окружено непроницаемой тайной. Еще таинственнее те высшие силы, которые управляют судьбами единичного человека и всего мира. (Кавелин К.Д.)/4/
Действуя на человека, природа возбуждает и обнаруживает скрытую сущность его, а человек постоянно ищет выхода из этого целого, стремится разорвать связи, соединяющие его с этим миром. (Страхов Н.Н.)/12/
Мистическое не столько есть в природе, сколько заключается в человеке: можно мистически смотреть на все вещи, все явления, но можно и натурально. (Доброхотов А.С.)/9/
Человек часть природы; но он не только биологическое, но и социальное существо. (Писарев Д.И.)/10/
Человек связан с природой трудовой деятельностью. Природа человека всегда была так же способна к беспредельному развитию, как природа, окружающая человека, всегда была способна к бесконечному разнообразию видоизменений и комбинаций. (Писарев Д.И.)/10/
Человек связан с природой и в то же время противостоит ей. Человек чужой в этом мире, потому что законы природы и законы человеческого существования не совпадают. (Достоевский Ф.М.)/10/
Человек не просто одно из явлений природы, а микрокосм, центр бытия, как солнце, вокруг которого все вращается. (Достоевский Ф.М.)/10/
Жизнь природы вся основана на борьбе, на исключительном самоутверждении каждого существа, на внутреннем и внешнем отрицании им всех других. Закон природы есть существование, и чем выше и совершеннее организованное существо, тем большее развитие получает этот закон в своем применении, тем сложнее и глубже зло. В человеке оно достигает своей полноты. (Соловьев В.С.)/2/
Человек научается познавать физический закон, наблюдая явления природы, которые чередуются у него перед глазами сообразно единообразному и неизменному закону. (Чаадаев П.Я.)/15/
2.9 Взгляды на отношение между человеком и обществом.
Все, что есть существенного в душе человека, вырастает в нем общественно. (Киреевский И.В.)/4/
Личность есть та прозрачная среда, сквозь которую проходят лучи вечной истины, согревая и освещая человечество. Над индивидуальностью возвышается высшая инстанция община, общинный же строй весь основан на высшем акте личной свободы и сознания самоотречении. (Самарин Ю.Ф.)/4/
Общинный строй основан не на отсутствии личности, а на свободном и сознательном ее отречении от своего полновластия. (Самарин Ю.Ф.)/4/
Личность в русской общине не подавлена, но только лишена своего буйства, исключительности, эгоизма…Личность поглощена в общине только своей эгоистической стороной, но свободна в ней, как в хоре. (Аксаков К.С.)/12/
Общество, самим процессом своего развития, стремится раздробить личность, оставить ей какоенибудь одно специальное отправление, а остальные раздать другим, превратить личность из индивида в орган. (Михайловский Н.К.)/2/
Надежды внушаемы человеку обществом для того, чтобы манясь ими, он совершал некоторые дела, которые необходимы для приведения его в состояние, ничего общего не имеющее с этими надеждами, но очень гармоничное, ясно необходимое в общем строе всемирной истории. (Розанов В.В.)/9/
Между обществом и личностью нет принципиальных различий, ибо общество есть дополненная, или расширенная личность, а личность сжатое, или сосредоточенное общество. (Соловьев В.С.)/7/
Человек не есть сам себе цель, он живет среди других, так же как и другие живут для него… Как бы не был велик человек, народ всегда выше его, и соединенные усилия многих людей всегда превзойдут в своих результатах его усилия. (Белинский В.Г.)/10/
Человек родится не на зло, а на добро, не на преступление, а на разумно законное наслаждение благом бытия… его стремления справедливы, инстинкты благородны. Зло скрывается не в человеке, а в обществе. (Белинский В.Г.)/10/
Человек рождается животным, а затем очеловечивается и прогрессивно эмансипирует лишь в недрах общества, которое необходимо предшествует зарождению его мысли, слова, воли. (Бакунин М.А.)/10/
Человеческое общество предшествует любой теории; оно имеет свою природу, свои потребности, инстинкты самосохранения, свои написанные законы и свои условия существования, от которых не может отказаться, не разрушая само себя. (Бакунин М.А.)/15/
Человек инстинктивно, неизбежно является социальным существом и рождается в обществе, как муравей, пчела, бобр. (Бакунин М.А.)/15/
2.10 Взгляды на отношения между человеком и Богом.
Каждая нравственная победа в тайне одной христианской души есть уже торжество для всего христианского мира; каждая сила духовная, создавшаяся внутри одного человека, невидимо влечет к себе и подвигает силы всего нравственного мира. (Киреевский И.В.)/12/
Связь личности с Богом есть первичный и основной в ее бытие факт, непосредственное ощущение Божества изначально и не выводимо это есть личное откровение, освещающее душу каждого человека. (Самарин Ю.Ф.)/4/
Бог - это как раз то положительное Всеединство, которое человек воспринимает непосредственным чувством. В любом организме обнаруживаются два единства: с одной стороны, действующее и творящее, как, например, душа в мире органической природы, и с другой стороны - производное единство, такое, как тело. Всякий индивидуальный человек в Богочеловечестве вечен. Что во времени возникло, должно во времени и исчезнуть. Однако человек не возник во времени. (Соловьев В.С.)/13/
Каждый человек приходит в мир, неся в душе свет, который исходит от Бога именно к нему. (Самарин Ю.Ф.)/4/
Только для души, примиряющейся с Богом, вся природа обновляется; тяжелые нравственные вопросы, неразрешимые для ума, решаются без малейшей борьбы, жизнь снова становится прекрасной и высокой. (Станкевич Н.В.)/4/
Цель жизни Бог, но не тот Бог, которому молятся в церквах, а тот, который живет в человечестве, который возвышается с возвышением человека. (Бакунин М.А.)/4/
Пропасть между Богом и человеком преодолена Христом. В нем раскрыта человечность Бога и божественность человека. Богне господин и царь, а свобода, любовь, истина, красота, правда. (Бердяев Н.А.)/3/
Душа человека только часть мировой души… Когда душа в своем оживлении сливается с душой целой вселенной, тогдато человек и слышит Бога прежде всего в самих себе, потом и в других, и в природе, и в небе, то есть чувствуем и мыслим космос, как одно целое… Вселенная, это живой Мировой Бог. (Чайковский Н.В.)/4/
Божественное бытие через внутреннее самораздвоение (в акте порождения) приходит к проявлению Своего безусловного единства, возвращается в Себя, утверждает Себя, как истинно бесконечное, обладает и наслаждается Собою в полноте Своего сознания. (Соловьев В.С.)/5/
Сущность жизни не есть его отдельное существо, а Бог, заключенный в человеке, смысл жизни открывается человеку тогда, когда человек признает собою свою божественную сущность. (Толстой Л.Н.)/14/
Человек создан по образу и подобию самого Бога; смысл его жизни в стремлении к Божеству путем познания и самосовершенствования. (Хомяков А.С.)/10/
Дух Святой есть нетварная ипостась самого божества, в то время как Христос, поскольку он не только Бог, но и человек, есть субстанциальное тождество божества и человечества, то есть он богочеловек, а не просто Бог и не просто человек. В нем уже есть элемент тварности, без которого он был бы только Богом, а не богочеловеком. (Соловьев В.С.)/6/
Человек греховен, но Бог сошел к нему и указал путь спасения от греха. Христос пробудил в человеке полное сознание своей вины. (Хомяков А.С.)/10/
Человек относительно религии при правильном развитии проходит три возраста: сначала пора детской, или слепой веры, затем вторая пора развитие рассудка и отрицание слепой веры, наконец, последняя пора веры сознательной, основанной на развитии разума. (Соловьев В.С.)/10/
Бог Царь делает все не только лишь для человека, но и через человека; потому то и нет в природе целесообразности, что ее должен внести сам человек. И в этом заключается всеобщая целесообразность. Творец через нас воссоздает мир, воскрешает все погибшее. (Соловьев В.С.)/10/
Пророком является каждый человек, если остается верным церкви и ее таинствам. Пророческое служение законно дается всякому христианину при миропомазании и может быть по праву проходимо теми, кто не сопротивляется божественной благодати, но помогает ее действию своей свободой. Так каждый из вас, если хочет, может по божественному праву и милостью божьей пользоваться верховной властью наравне с папою и императором. (Соловьев В.С.)/5/
Чувство Бога есть самое трансцендентное в человеке, наиболее от него далекое, труднее всего досягаемое: только самые богатые, мощные души и лишь через испытания, горести, страдания, и более всего через грех, часто под старость лет, досягают этих высот… (Розанов В.В.)/10/
Существует три мира. Один огромный, бесконечный - макрокосм. Другой маленький, человеческий - микрокосм. И третий, символический - Библия. Она, прежде всего, учит тому, что в человеке два сердца, смертное и вечное, нечистое и чистое. Человек, проникающий в глубины этой двойственной природы и охваченный стремлением узреть свою истинную идею Бога, ощущает всю силу божественного Эроса. (Григорий Сковорода)/13/
Человек никогда не шествовал иначе, как при сиянии божественного света. Свет этот постоянно озарял дорогу человека, но он не замечал того источника, из которого исходил яркий луч, падающий на его путь. (Чаадаев П.Я.)/15/
Каждый народ, каждая эпоха создавали Бога по своему подобию. Каков Бог, таково время и таков народ. Бог, который был и есть, это человек, размышляющий о себе в своей наиболее чистой сущности, в своем идеале: это отражение человечества в воображаемых небесах. (Бакунин М.А.)/15/
Человек, независимый по отношению к своему ближнему, раб бога. Таков его основной принцип. Все равны в грехе, каждый человек ощущает себя перед богом мерзостным существом. И нет у него другого средства, кроме милости божьей, чтобы выйти из состояния уничижения. (Бакунин М.А.)/15/
Человек может прославлять бога, только понося себя, и, чтобы обрести в боге собственную честь, он должен презреть себя. (Бакунин М.А.)/15/
Человек сам не в состоянии познать истину, не способен обрести справедливость и еще менее способен сам провести ее в жизнь, он не в состоянии сознать сам общественное устройство, управлять им… Для постижения истины человек нуждается в божественном откровении, для достижения справедливости в божественном законодательстве, для примирения с богом в церкви. (Бакунин М.А.)/12/
Если бог все, то реальный мир и человек есть ничто. Если бог истина, справедливость и бесконечная жизнь, то человек ложь, неправедность и смерть. Если бог господин, то человекраб. (Бакунин М.А.)/15/
Человек обязан слепо верить и беспрекословно повиноваться; будучи рабом Бога, человек должен быть так же рабом Церкви и Государства, поскольку это последнее благословлено Церковью. (Бакунин М.А.)/15/
2.11 Взгляды на место человека в истории.
Мы родились в эпоху борьбы религии с философией в нас самих совершается эта борьба… Вскоре должно определиться отношение философии к религии: религия, которую признает философия, есть Православие и только Православие. (Киреевский И.В.)/4/
Между человеком и “историческим” существует такое глубокое, такое таинственное в своей первооснове сращение, такая конкретная взаимосвязь, что разрыв их невозможен. Нельзя выделить человека из истории, нельзя взять его абстрактно, и нельзя выделить историю из человека. (Бердяев Н.А.)/7/
Честь существо историческое. История это судьба человека, тот путь, которым он, выброшенный в тварный мир объективаций, должен идти. (Бердяев Н.А.)/7/
2.12 Взгляды на человеческую жизнь.
Жизнь есть цель, и средство, и причина, и действие… это есть вечное беспокойство деятельного, напряженного вещества, отыскивающего равновесие, чтобы снова потерять его. (Герцен А.И.)/4/
Человеческая жизнь постоянное бегство от себя, точно угрызения совести преследуют, пугают человека. (Герцен А.И.)/15/
Жизнь. Она начинается там, где в существах возникают половые различия; и эти последние начинаются там, где появляется жизнь. (Розанов В.В.)/9/
Мудрость человеческая имеет нужду в опытах, а жизнь кратковременна. (Карамзин Н.М.)/8/
Потребность счастья, потребность любви, потребность гармонии, потребность правды, потребность сочувствия, потребность умиления, потребность деятельности, потребность самозабвения, потребность саморазумения все эти законные и существенные потребности человеческого сердца происходят из одного общего корня жизни, до которого немногие доводят свое сознание. (Киреевский И.В.)/15/
Жизнь духовного существа в целом обнимает собою два мира, из которых только один нам ведом, и так как всякое мгновение жизни неразрывно связано со всей последовательностью моментов, из которых слагается жизнь, то ясно, что собственными силами нам невозможно возвышаться до познания закона, который неизбежно должен относится к тому и другому миру. (Чаадаев П.Я.)/15/
2.13 Взгляды на любовь человека.
Вся природа является единым организмом, эволюционирующим в сторону разума. Жизнь человека выступает в трех формах: разум, воля, чувство. Разум осуществляет познание, воля действие. Наиболее специфично для человека чувство, которое обнаруживается любовью. (Станкевич Н.В.)/10/
Жизнь есть любовь. Вечные законы ее и вечное их исполнение разум и воля. Жизнь беспредельна в пространстве и времени, ибо она есть любовь. (Станкевич Н.В.)/10/
Любовь, и, прежде всего, любовь между мужчиной и женщиной, превращает их в одного “цельного” человека. (Соловьев В.С.)/10/
2.14 Взгляды на семейные отношения человека.
Семейные отношения каждого были определены прежде его рождения, в таком же предопределенном порядке подчинялась семья миру. (Киреевский И.В.)/8/
2.15 Взгляды на пол человека.
Человек включен в порядок природы, и точка этой включенности и есть пол, как тайна рождения новой жизни. Ведь пол и есть наша душа. (Розанов В.В.)/4/
Пол выходит из границ естества, он внеестественен и сверхестественен. (Розанов В.В.)/4/
Пол не есть вовсе тело, тело клубится около него и из него. (Розанов В.В.)/4/
Наименование подруги первого человека “Ева”, что значит одновременно и ”женщина” и ”жизнь”; то есть указывает, что ”женщина” это и есть ”жизнь”, что в ее половых отличиях, и, соответственно, конечно, в половых различиях ее друга, и лежит тончайший субъективный нерв жизни. (Розанов В.В.)/9/
Пол это начинающаяся ночь в самой организации человека: в том смысле, что ясно анатомическое и сухо анатомическое его расчленение теряет здесь ясность, сухость и вместе рациональность свою. (Розанов В.В.)/9/
Пол есть странное физиолого мистическое явление, где так необыкновенно запутаны нити романа и церкви; “мяса” и ”духа”; где столько земного, и так очевидно есть небесное. (Розанов В.В.)/10/
3 Заключение.
Проделав данную работу, я пришла к выводу, что большое влияние на взгляды и мнение человека оказывает время. Так как 19 век в России был насыщен всевозможными событиями (отмена крепостного права, проведение реформ), войнами и революциями, то и представление о человеке, о его предназначении, месте в истории было в разные годы различно. В 40 50е годы, когда происходила полемика между западниками и славянофилами, человек становится одной из основных причин этого спора. Одни считали, что русский человек и строй страны совершенны, другие, что бороться с недостатками общественного устройства следует только путем исправления самого человека.
Таким образом, единого мнения не было вплоть до окончания 19 века.
4 Список используемой литературы.
1. Белинский В.Г. Культура России IX-XX в. М. “Мысль”, 1996 г. 157с.
- Бердяев Н.А. Русская идея. Судьба России. М. “ИМА ПРЕСС”, 1997 г. 340с.
- Бердяев Н.А. О русской философии. 2 ч. Свердловск “Уральский университет”, 1991 г. 287с.
- Зеньковский В.В. История русской философии. Том 1. Часть 2. Л.”ЭТО”, 1991 г. 542с.
- Кувакин В.А. Философия Вл. Соловьева. М. “Знание”, 1988 г. 530с.
- Лосев А.Ф. Вл. Соловьев. М. “Мысль”, 1983г. 206с.
- Новикова Л.И. Русская философия истории. М. “Магистр”, 1997 г. 330с.
- Овчинников П.А. Философия истории в России. Хрестоматия. М. “Логос”, 1996 г. 269с.
- Розанов В.В. Религия. Философия. Культура. М. ”Республика”, 1992 г. 480с.
- Солнцев Н.В. Русская философия. Имена. Учения. Тексты. М. ”Весь Мир”, 2001 г. 496с.
- Соловьев В.С. Собр. соч. в 2-х т. М. “Мысль”, 1988 г. Т 1. 892с., Т 2. 822с.
- Спиркин А.Г. Философия. М. ”Гардарика”, 1998 г. 480с.
- Таранов П.С. 150 мудрецов и философов. 2 тома С. “Нарус-М”, 2000 г. 340с.
- Толстой Л.Н. Исповедь. В чем моя вера? Л. “Художественная литература”, 1990 г. 416с.
- Фролов И.Т. Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. век. М. “Республика”, 1995 г. 528с.
- Шульгин В.С., Кошман Л.В. Культура России IX-XX в. М. “Книжная палата”, 1995 г. 650с.
Человек в русской культуре века
Service Unavailable
The server is temporarily unable to service your request due to maintenance downtime or capacity problems. Please try again later.