Состояние и специфика бюджета переходной экономики России
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1 Государственный бюджет
1.1 Социально-экономическая сущность и структура государственного бюджета.
1.2 Функции государственного бюджета в современной экономике
1.3 Проблема сбалансированности и механизмы регулирования структуры государственного бюджета
2 Анализ государственного бюджета РФ
2.1 Структура и динамика государственного бюджета РФ
3 Состояние и специфика бюджета переходной экономики России
3.1 Совершенствование государственного бюджета РФ
3.2 Доходная и расходная части бюджета
Заключение
Список используемой литературы
Введение
В XVIII столетии А. Смит определил основные функции государства, которые, по его мнению, должны сводиться к следующему:
- Отправление правосудия;
- Обеспечение национальной обороны;
- Организация общественных работ, невыгодных для частного предпринимательства, но необходимых гражданам;
- Образование юношества;
- Сбор налогов для оплаты нужд государства.
Все понимают необходимость этих функций, более того, к ним добавились и новые. А все потому, что такие проблемы не решит даже самый крупный предприниматель. Загрязнение окружающей среды, массовая безработица, инфляция. Борьбу с этими проблемами ведет государство. Министерства цен, экологии, труда существуют и сегодня практически во всех развитых странах.
Значение и роль государства во всех странах, Российская федерация не исключение, возрастает, вследствие чего увеличиваются и затраты на общество. Как показывает практика современной рыночной экономики, одной из причин является содержания функций государства в обществе. Но основное следствие этого процесса является следующее: большая часть продуктов, произведенных обществом, попадает в «руки» государства и перераспределятся к другим группам непосредственно от производителя. Осуществляется это государственным бюджетом страны. Как любая семья старается заранее планировать свои будущие доходы с расходами, так и правительства составляют специальный финансовый план. Этот план, собирающий воедино доходы и расходы будущего, и есть бюджет. Бюджет позволяет направить финансовые ресурсы государства в наиболее важное для этого исторического этапа русло.
Бюджет позволяет выделить главные исторические этапы, которые наиболее важные в финансовых ресурсах государства
1 Государственный бюджет
Государственный бюджет ведущее звено финансовой системы страны. Вот общее понятие бюджета: «Бюджет это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства местного самоуправления». Государственный бюджет в материальном понимании представляет собой централизованный в масштабах государственного или административно-территориального образования денежный фонд, и он находится в распоряжении местного самоуправления и соответствующих органов государственной власти. Материальное содержание бюджета не является постоянным и объем концентрируемых в нем денежных средств постоянно меняется, также меняются и виды поступлений в него, направления расходов. Сущность государственного бюджета остается неизменной. Она проявляется в общественных отношениях, связанных с концентрацией денежных средств в бюджете и их использованием.
Государственный бюджет имеет и законодательный нюанс, и рассматривается он как финансовый план государства. Государственный бюджет это основной финансовый план преобразования, перераспределения и использования денежного фонда страны или административно-территориального образования.
Существуют 3 уровня бюджетной системы:
- Уровень 1ый - федеральный
- Уровень 2ой - бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
- Уровень 3ий - местные бюджеты.
Бюджетная система Российской федерации в себя включает:
- Федеральный бюджет Российской Федерации
- 21 республиканский бюджет республик в составе государства
- 55 краевых и областных бюджетов
- 1 бюджет автономной области
- 10 бюджетов автономных округов;
- 29 тысяч местных бюджетов
Бюджет построен по определенным принципам:
- Принцип единства, т. е в государстве должна быть единая бюджетная система.
- Принцип полноты, т. е это означает, что учитываются все поступления и все затраты.
- Принцип реальности. Это означает, что должно быть правдивое отражение всех расходов и доходов.
- И последний принцип гласности. Необходимо обязательно информировать население о расходах и доходах государства.
Создание и последующее использование государственного бюджета в Российской Федерации имеет ряд особенностей:
1. Распланирование и использование государственного бюджета имеет «балансовый» характер, то есть грамотное распределение доходов и расходов страны.
2. Государственный бюджет планируется и используется с инициативой местных органов власти.
3. Благодаря государственному бюджету возможно перераспределение дохода между субъектами Российской Федерации.
4. Бюджет страны связан со всеми отраслями экономики.
Государство распределяет свой бюджет по субъектам различных форм собственности. В первую очередь роль государственного бюджета состоит в том, чтобы обеспечить финансами деятельность государственных органов и местного самоуправления.
Следующие направления деятельности обеспечиваются государственными средствами:
1. Международная деятельность государства;
2. Государственное и муниципальное управление;
3. Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства;
4. Национальная оборона;
5. Функционирование государственной судебной власти;
6. Проведение фундаментальных исследований и содействие научно-техническому прогрессу;
7. Развитие отраслей народного хозяйства (энергетики, строительства, сельского хозяйства и т.д.);
8. Обеспечение обороноспособности страны;
9. Развитие образования, здравоохранения, культуры, искусства, средств массовой информации;
10. Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций;
11. Осуществление социальной политики.
1.1 Социально-экономическая сущность и структура государственного бюджета.
В социально-экономическом развитии общества, государственный бюджет играет следующую роль:
1. Государственный бюджет влияет на развитие экономики. Государство может перераспределять средства из государственного бюджета и тем самым изменять структуру общественного производства и даже повлиять на социальные преобразования.
2. Государственный бюджет участвует в решении социальных проблем путем увеличения финансирования учреждений социальной сферы: просвещения, социального обеспечения, здравоохранения, жилищного строительства.
3. Государство, планируя доходы и расходы, концентрирует денежные средства на преодоление экономического кризиса, на проведение социальной и экономической политики. На современном этапе развития экономики это очень необходимо.
4. Бюджет государства помогает в развитии регионов страны , финансируя их.
5. И основная роль бюджета страны является финансирование развития экономики, проведение социально - культурных мероприятий, укрепление обороноспособности страны и содержание органов власти и образования.
6. Государственный бюджет является рычагом воздействия на развитие определенных сфер: ускорение научно-технического прогресса, реализации экономической политики, направленной на повышение жизненного уровня страны.
1.2 Функции государственного бюджета в современной экономике
С помощью распределения бюджетных средств на производственную и непроизводственную сферы, формируются фонды целевого назначения. Происходит концентрация денежных средств у государства и использование их на удовлетворение общегосударственных потребностей.
Непроизводственная сфера не приносит дохода, но и не вредит государству, хотя и является активным его потребителем. Из бюджета выделяются средства на заработную плату, техническое оснащение и содержание учреждений непроизводственной сферы.
Через бюджет осуществляется поддержка отдельным отраслям экономики, например авиастроению, какой-либо промышленности и многим другим. Для того чтобы урегулировать экономику, используются налоги.
При распределении финансовых средств большое значение имеет поддержка наименее защищенных слоев населения, например пенсионеров, студентов или малообеспеченных семей, а также поддержка учреждений для общества (больниц, школ и т.д.) и решение жилищной проблемы.
Благодаря этому распределению, государство регулирует поступаемые в бюджет финансы в каждый регион страны индивидуально, видно достаточно ли эффективно работают государственные инвестиции и т.д. Правительство, зная свои «слабые места», может корректировать направление движения финансовых средств и воздействовать на активизацию деятельности тех или иных производств.
Контрольная функция бюджета не наносит вреда государству, а лишь помогает контролировать степень и формы воздействия государства на воспроизводственный процесс.
Фискальная функция бюджета выполнения задач, «возложенных» на нее обществом, например решение управленческих, внешнеполитических, оборонных и социальных задач.
Фискальная функция не ограничивается только предоставлением государственных услуг. Для того чтобы повышалась эффективность государственных услуг необходимо создание в равной степени условий для эффективного размещения и использования всех имеющихся в государстве ресурсов и поддержание определенного уровня экономической активности. Поэтому фискальная функция непосредственно связана с распределительной функцией бюджета.
1.3 Проблема сбалансированности и механизмы регулирования структуры государственного бюджета
Сбалансированность бюджета один из главных принципов формирования и исполнения бюджета.
Благодаря этому принципу даже при наличии дефицита бюджета позволяет достичь равенства. Если же не будет равновесия, то будет несбалансированность в экономике страны. Например, если расходы превышают доходы, то вскоре в стране будет кризис. Профицит также нежелателен в стране, поскольку связано с завышенной нагрузкой на экономику и снижением общей эффективности использования бюджетных средств. Поэтому делаем вывод, что сбалансированность бюджета обязательное требование, предъявляемое к составлению и утверждению бюджета. Несбалансированность даже небольшой части доходов ведет к задержке финансирования, к сбоям в системе финансирования.
Таблица 1-бюджет РФ в среднем за год.
2009г |
2010г |
2011г |
|
Доходы госбюджета (млрд. р.) |
9275,9 |
6956,9 |
8305,4 |
Расходы госбюджета (млрд. р.) |
7570,9 |
9917,8 |
10117,5 |
Дефицит/профицит (млрд. р.) |
+1705 |
-2960,9 |
-1812 |
Поэтому сбалансированность бюджета особенно важна для России. Все мы помним финансовое положение страны в период проведения реформ, когда была нехватка ресурсов из-за разваливающийся экономики.
Наилучший вариант будет создать бездефицитный бюджет, когда расходы (в том числе затраты на обслуживание и погашение государственного долга) никогда не смогут превысить объем доходов.
В теории имеется несколько подходов к решению дефицита:
Концепция 1: бюджет балансируется каждый год. Но такая политика не помогает государству в решении антициклической перспективной задачи. Например, если экономика испытывает длительную безработицу, это означает, что доходы населения упали, и денежные средства, получаемые с налогов - сократились. Чтобы сбалансировать бюджет, правительство может или повысить ставки налогов, или сократить государственные расходы. Однако следствием этих мер будет не увеличение, а сокращение совокупного спроса.
Вывод: если ежегодно балансировать бюджет, страна не сможет решить антицикличную перспективную задачу.
Концепция 2: Бюджет сбалансируется не за 1 год, а в период цикла. Например, если в стране экономический спад. Чтобы этому противостоять, правительство снижает налоги и увеличивает расходы, т.е. сознательно вызывает дефицит. Затем наступает подъем, тогда правительство повышает налоги и снижает расходы. И эти доходы перекроют расходы, которые появились во время спада.
Вывод: Бюджет сбалансируется не за 1 год, а в период цикла.
Концепция 3: цель государственных финансов - обеспечение сбалансированности экономики, а не бюджета. Для правительства главное - поддерживать макроэкономическую стабильность. Чтобы достичь этого, можно вводить любой дефицит.
Каждая из этих концепций, как и хороша, так и плоха. Финансовая политика в нашей стране ориентируется на концепцию 1.
Если дефицит неизбежен, то приходиться прибегнуть к разным методам сбалансирования бюджета государства.
К методам сбалансированности бюджета относятся:
- Ограничивание бюджетных расходов;
- Усовершенствование механизма распределения доходов между бюджетами разных уровней;
- Выявление и мобилизация резервов роста бюджетных доходов;
- Построение эффективной системы бюджетного регулирования и оказания финансовой помощи в сфере межбюджетных отношений;
- Направление бюджетных расходов, которые положительно влияют на доход бюджета и одновременно обеспечивающие решением стоящих перед обществом при минимальных затратах;
- Сокращение масштабов государственного сектора экономики на основе разумной приватизации государственной собственности;
- Жесткая экономия расходов. Исключение всех затрат, кроме тех, которые крайне необходимы;
- Использование наиболее эффективных форм бюджетных заимствований, способных обеспечить реальные поступления денежных средств с финансовых рынков.
В ходе исполнения бюджета сбалансированность достигается с помощью:
- Введения санкций;
- Строгое соблюдение установленных лимитов бюджетных обязательств;
- Определения оптимальных сроков осуществления расходов;
- Сокращение и блокировки расходов бюджета;
- Совершенствования системы бюджетного финансирования на основе постепенного прекращения дотирования предприятий и введения полной имущественной ответственности экономических субъектов за выполнение взятых обязательств перед государством и партнерами;
- Мобилизации дополнительных резервов роста бюджетных, доходов;
- Последовательного проведения финансового контроля за целевым, экономным и эффективным расходованием бюджетных средств;
- Оказания финансовой помощи, в разных ее формах другими бюджетами;
- Использования бюджетных резервов.
Бюджетная система СССР строилась на принципах единства и централизма. За сбалансированность бюджета отвечал непосредственно союзный центр. Такой порядок достижения сбалансированности бюджета был чреват субъективизмом, культивировал иждивенчество органов власти среднего и низового уровней.
Вместе с развитием страны усовершенствовалась и бюджетная система страны; принципами стали самостоятельность каждого бюджета и ответственность за сбалансированность того бюджета, которым распоряжается тот или иной орган власти. Принцип сбалансированности в России прописан в Бюджетном кодексе. На стадии исполнения бюджета дополнительными факторами, влияющими на сбалансированность бюджета, выступают:
1.Методы оперативного регулирования бюджетных потоков, позволяющие маневрировать бюджетными средствами
2. Механизм сокращения бюджетных расходов и бюджетные резервы, и которые исполнительный орган власти финансирует внезапно возникшие, непредвиденные расходы.
В настоящее время сбалансированность бюджета обязана оснащаться на каждом уровне управления стараниями тружеников органа власти.
2 Анализ государственного бюджета РФ
Государственный бюджет состоит из 2-х частей: расходной и доходной. Доходная часть показывает, откуда поступают средства на финансирование государства и его деятельность, какие слои общества отчисляют больше доходов. Доходы государства непостоянны и зависят от конкретных экономических условий развития страны, осуществляемой экономической политикой и рыночной конъюнктуры. Изменения в процессах экономики зависят от изменения структуры бюджетных доходов. Расходы показывают, на какие цели направляются средства государства.
В 2008 году Президентом Российской Федерации был подписан закон о 3х летнем бюджете. «Трехлетка», по его мнению, даст возможность планировать свои расходы на среднесрочную перспективу, а также создаст условия необходимые для сдерживания роста цен.
Федеральный бюджет на 20092010 год направлен на то, чтобы повысить уровень жизни населения, а также обеспечение безопасности и создание потенциала для устойчивого развития страны.
Доходы бюджета
Доходы государственного бюджета это материальные (денежные) средства, которые поступают в обязательном и безвозмездном порядке в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации в «руки» федеральных органов государственной власти.
В доходы государственного бюджета зачисляются:
- Собственные доходы с налогов федерального бюджета
- Собственные неналоговые доходы (платные услуги, которые оказываются соответствующими органами власти государства)
- Остатки средств на конец прошлого года
- Безвозмездные и безвозвратные перечисления.
Налоги главный источник пополнения государственного бюджета.
Рассмотрим таблицу, на которой показана доходная часть государственного бюджета
Таблица 2- Доходы и расходы бюджета за год.
2009г |
2010г |
2011г |
|
Доход федерального бюджета |
8056,9 млрд. р. |
10927,1 млрд. р. |
6950 млрд. р. |
Расход федерального бюджета |
7021,9 млрд. р. |
9024,7 млрд. р. |
9886,9 млрд. р. |
Дефицит/профицит |
+1035 млрд. р. |
+1902,4 млрд. р. |
-2936,9 млрд. р. |
Нефтегазовые доходы. В расчет нефтегазовых доходов бюджета включаются доход от налога на добычу полезных ископаемых, экспортная пошлина на нефть и газ. 1/3 федерального бюджета является нефтегазовые доходы. Это говорит нам о том, насколько сильно Российская Федерация зависит от нефтегазовой добычи. В таблице мы видим, что удельный вес показателя падает. В 2009 году 35,87%, в 2010 31,5%, а в 2011 году 29%. Поступления нефтегазовой добычи уменьшились и причины этому: снижение роста ВВП, падение курса доллара, снижение цен на нефть, рост инфляции.
Ненефтегазовые доходы - это доходы без учета нефтегазовых доходов
Расходы государственного бюджета - это денежные средства, которые
направлены на расходы страны, на финансовое обеспечение задач и функций государства.
2.1 Структура и динамика государственного бюджета РФ
Классификация расходов бюджета страны:
1. Затраты, которые связанны с финансированием материального производства и содержанием непроизводственной сферы;
2. Затраты на содержание органов власти, финансирование народного хозяйства, обороны страны, правоохранительной деятельности.
«Межбюджетные трансферты» характеризуются следующими данными:
Наиболее расходуемый класс - это межбюджетные трансферты. Средства, которые предоставляются одним бюджетом Российской Федерации другому бюджету Российской Федерации. В 2008 году доля расходования этих средств составила 34,73%, но уже в следующем году он снижается на несколько процентов. В денежном эквиваленте эта разница равна 141,56 млрд. руб.
Основную долю в данном разделе занимают 5 строка 1 столбца. Там показатель ежегодно растет. Это означает, что необходимо провести дополнительные меры по укреплению и сбалансированию системы пенсионного обеспечения, а также решению задач, по повышению
Таблица 3 -Доходы бюджета.
Межбюджетные трансферты |
2008г |
2009г |
2010г |
|||
Всего |
Сумма, млрд. руб. 2 281,56 |
Удельный вес, % 100,00 % |
Сумма, млрд. руб. 2 423,12 |
Удельный вес, % 100,00 % |
Сумма, млрд. руб. 2 720, 97 |
Удельный вес, % 100,00 % |
Дотации бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований |
375,54 |
16,46% |
392,67 |
16,21% |
411,07 |
15,11% |
Субсидии бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований |
317,19 |
13,90% |
300,74 |
12,41% |
234,25 |
8,61% |
Субвенции бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований |
163,74 |
7,18% |
175,97 |
7,26% |
191,01 |
7,02% |
Продолжение таблицы 3 на стр. 16
Иные межбюджетные трансферты |
69,75 |
3,06% |
37,83 |
1,56% |
43,86 |
1,61% |
Межбюджетные трансферты бюджетам государственных внебюджетных фондов |
1 355,34 |
59,40% |
1 515,90 |
62,56% |
1 840,79 |
67,65% |
Национальная экономика занимает третье место в распределении бюджетных средств. Планируется, что в 2009 году сумма составит 702,32 млрд. руб., в 2010 он снизится до 528,55 млрд. руб.
К этому разделу относятся полномочия по регулированию и поддержке экономической деятельности, включая вопросы природопользования, развития инфраструктуры и природно-ресурсного потенциала, государственной поддержки отдельных отраслей экономики в основном отнесены к ведению Российской Федерации.
Основное место в их структуре занимают бюджетные ассигнования на транспорт, воспроизводство минерально-сырьевой базы, сельское хозяйство и рыболовство, связь и информатику, другие вопросы в области национальной экономики.
Данный показатель по прогнозу сейчас находится на 3 месте, то уже в 2010 он займет пятое место.
В 2011 году произойдут изменения доли расходов в процентном соотношении от общего объема расходов. Неизменными лидерами остаются межбюджетные трансферты и общегосударственные вопросы, на 3 месте будет национальная безопасность и правоохранительная деятельность, а на 4 месте национальная оборона.
Следующим разделом, удельный вес которого снижается в общем объеме расходов, является образование, в 2009 году составит 4,68%. В динамике этот показатель падает, к 2010 году он снизится на 0,47%. В денежном выражении это показатель увеличивается. Это связано с реализацией национального проекта «Образование», также увеличением заработной платы учителям. Направляются ассигнования на повышение квалификации и переподготовку работников федеральных бюджетных учреждений, реализация мер социальной защиты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в этих учреждениях, ассигнования позволят обеспечить предоставление среднего профессионального образования студентам, высшего образования, а именно увеличение бюджетных мест.
Раздел социальная политика имеет немаловажное значение, но его финансирование занимает незначительную долю в общем объеме расходов федерального бюджета. Согласно таблице ниже этот показатель наращивает свой потенциал, спрогнозировано, что в 2009 году поступлений из федерального бюджета будет на сумму 270,86 млрд. руб., к 2010 году эта сумма увеличится на 125,68 млрд. руб. Финансирование осуществляются за счет субвенций Фонда компенсаций (раздел «Межбюджетные трансферты»). Рассмотрим ниже структуру этого раздела, основное место занимают бюджетные ассигнования на пенсионное и социальное обеспечение.
Здравоохранение и спорт это один из наиболее важных показателей и т. к. от финансирования этого раздела способность населения страны участвовать во всех сферах производства. То есть с помощью трудовых ресурсов, осуществляются все поставленные задачи государства, малых организаций, фабрик, заводов и т.д.
Прогнозируется, что в 2009 году объем расходов по данному разделу составит 211,69 млрд. руб., в 2010 году произойдет увеличение на 15,8%, а в 2011году на 39,5%
Таблица 4-Проект бюджета.
Подразделы |
Проект бюджета |
||
2009 |
2010 |
2011 |
|
Пенсионное обеспечение |
80,3 |
81,7 |
80,6 |
Социальное обслуживание населения |
1,5 |
1,3 |
1,3 |
Социальное обеспечение населения |
17,8 |
16,7 |
17,8 |
Прикладные научные исследования в области социальной политики |
0,1 |
0,0 |
0,0 |
Другие вопросы в области социальной политики |
0,4 |
0,3 |
0,3 |
Итого по разделу |
100,00 |
100,00 |
100,00 |
Основные направления финансирования «Здравоохранения»: повышение заработной платы медицинским работникам, оснащение поликлиник, больниц, медицинских учреждений новым оборудованием, закупки медикаментов.
Разделы, которые меньше всего финансируются из федерального бюджета, это: культура, кинематография и СМИ; жилищно-коммунальное хозяйство; охрана окружающей среды.
Ссылаясь на бюджетное законодательство, в структуре расходов в 2010 и 2011 году появится новая статья - условно утвержденные расходы. То есть некий объем средств, который не распределен по разделам и статьям, что даст решение к вопросам новых возникающих обязательств. В статье 199 БК РФ, эти расходы должны составлять не мене 2,5% от общего объема расходов федерального бюджета на 2009 год и не менее 5% на 2010 и 2011 года. Из таблицы мы видим, что эти показатели и рассчитаны с учетом вышесказанного. Увеличение этого показателя может произойти при одном условии: в статье 213 БК РФ сказано, что «в случае увеличения общего объема доходов федерального бюджета в плановом периоде, указанное увеличение относится на сокращение дефицита федерального бюджета… и на соответствующее увеличение условно утвержденных расходов».
Последним разделом расходов федерального бюджета - секретные статьи. Показатели этого раздела не оглашаются, никто не знает, сколько средств было потрачено на данный раздел. Это прописано в федеральном законе «О федеральном бюджете на 2009 год и плановый период 2010 и 2011годов».
Надо не забывать о том, что это данные прогнозируемые, и если произойдут какие-либо изменения в экономике страны, то они повлияют на результативность. Данный показатель имеет не значительную погрешность. Но в целом можно увидеть наращивание средств, как в относительном, так и в абсолютном выражении.
Проанализировав данные таблицы, можно сделать вывод, что бюджет Российской Федерации важнейшее звено финансовой системы страны.
3 Состояние и специфика бюджета переходной экономики России
При условии постоянного финансового «неблагополучия», государственная дума Российской Федерации приняла федеральный бюджет на 2010 год и разработала план на 2011-2012 года. Бюджет был подвергнут серьезным изменениям в сравнении с начальным вариантом. Во втором чтении депутаты утвердили планируемые расходы федерального бюджета. Также рассмотрен вопрос о распределении между субъектами Российской Федерации межбюджетных трансфертов на следующий год и на плановый период, а именно 2011-2012 года. Утверждена программа госгарантий в российской валюте в период «этих 3х лет. В первую очередь в бюджете уделили особое внимание антикризисным мерам, а именно: поддержанию банковского сектора и возвращению утраченных позиций на фондовом рынке и развитию энергетики.
Правительство, отметил Алексей Кудрин, считает своей задачей обеспечить в первую очередь финансирование расходов на здравоохранение, образование, инновационное развитие экономики, образование, развитие инфраструктуры и обеспечение безопасности граждан.
Впервые расходы на национальную экономику превышают ассигнования, которые выделялись на национальную безопасность и правоохранительную деятельность. Это самый высокий рост расходов в структуре федерального бюджета.
Увеличивается финансирование социальных обязательств - индексация зарплаты, пенсий и пособий. Например, в 2010 году запланирована индексация базовой части трудовой пенсии с 1 марта на 8,5% и с 1 декабря
- на 26,4%. В 2011 году с 1 апреля на 9,9%.
В ближайшие три года будет увеличиваться денежное довольствие федеральных госслужащих и военнослужащих на 8,5%, 7% и 6,8% соответственно. Размер материнского капитала в 2010 году составит почти 300 000 рублей.
Также предусматриваются меры по увеличению среднемесячного прожиточного минимума с 4000 рублей до 5000 рублей, что позволит повысить средний размер социальной пенсии до уровня среднепрожиточного минимума пенсионера.
Увеличивается средний размер трудовой пенсии, студенческие стипендии. Будет завершено обеспечение жильем нуждающихся ветеранов ВОВ.
В 2010 году на строительство и ремонт автодорог общего пользования выделяется 31,5 млрд. рублей.
В целом трехлетний бюджет достаточно сбалансирован. Первоначально к 2012 году планировался небольшой дефицит, но в итоге бюджет сформирован с профицитом. Проблема заключалась в том, что новые условия, которые сложились в мировой финансовой системе, потребуют пересмотра бюджета.
Меры, которые были приняты Министерством Финансов России и Центробанком в течение весны и лета, будут способствовать сдерживанию роста инфляции. Конечно, они носят денежный характер, и в части издержек ситуация конечно же не изменится. Однако, это уже результат влияния естественных монополий. Предположительно по итогам года инфляция превысит 11,8%, однако в начале следующего года она уменьшится.
3.1 Совершенствование государственного бюджета РФ
В Российской Федерации остается проблема нормализации системы расчетов и платежей в экономике страны, что приводит к сокращению Федерального бюджета и бюджетов субъектов страны. Также недостаточно осуществляется контроль над расходованием бюджетных средств.
Для обеспечения экономического роста необходимо привлечение инвестиций, а также развитие внутреннего рынка:
- Прекращение спада сельскохозяйственного производства;
- Рост ВВП и продукции промышленного производства;
- Создание условий для переориентации финансовых потоков в реальный сектор экономики;
- Снижение налогов для товаропроизводителей;
- Рост реальных располагаемых денежных доходов населения;
- Поддержание уровня занятости населения страны, чтобы снизить число безработных.
Задачи финансовой политики, которые должны выполниться в первую очередь:
- Введение в действие новых принципов межбюджетных отношений, усиление координации деятельности всех фискальных органов, завершение перехода на казначейскую систему исполнения бюджета;
- Увеличение доходной базы бюджетов за счет собираемости налогов;
- Совершенствование структуры расходов бюджетов на основе сокращения прямых бюджетополучателей и численности работников бюджетных издержек;
- Укрепление текущего и последующего контроля над финансами;
- Формирование реалистичного бюджета;
- Проведение политики на финансовом рынке, которая позволит преодолеть последствия финансового;
- Укрепление национальной валюты РФ и повышение валютно-финансовых операций;
- Усиление страхового надзора и регулирования рынка страховых услуг.
Внимание следует уделить социальной политике, а именно - реформе здравоохранения и образования и созданию новой пенсионной системы постепенно ее вводить.
Одним из резервов ресурсов подъема страны является эффективная внешняя политика. Необходимо добиваться отмены дискриминационных мер в отношении продукции наших фирм.
Необходимо провести административную реформу. Цель реформы сделать госаппарат компактным, эффективным и подконтрольным обществу. Важное направление административной реформы борьба с коррупцией.
Задача подъема России напрямую связана с развитием местного самоуправления снижение федеральной опеки, больше доверия регионам. Но за центром всегда остаётся регулирование, контроль и координация. Один из эффективных рычагов региональной политики федеральные трансферты. Необходимо увеличивать долю трансфертов, направляемых на конкретные цели. От местных властей во многом зависит проведение жилищно-коммунальной реформы, развитие малого и среднего бизнеса, поддержка которого аксиома стабильной экономики.
3.2 Доходная и расходная части бюджета
Все бюджеты разных уровней делятся на две части: доходную и расходную.
Доходы бюджета это денежные средства, которые поступают в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерацией в распоряжение органов государственного управления.
Согласно ст. 49 БК РФ, есть следующие виды доходов федерального бюджета:
1. личные налоговые доходы федерального бюджета, кроме налоговых доходов, которые передаются в виде регулирующих доходов бюджетам других уровней бюджетной системы РФ.
2. личные неналоговые доходы.
3. средства по взаимным расчетам из бюджетов субъектов Российской Федерации, другие безвозмездные перечисления.
4. остаток средств на конец предыдущего года.
К налоговым доходам федерального бюджета относятся:
- федеральные налоги и сборы, перечень и ставки которых определяются налоговым законодательством Российской Федерации, а пропорции их распределения между бюджетами разных уровней утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год;
- таможенные пошлины, таможенные сборы и иные таможенные платежи;
- государственная пошлина в соответствии с законодательством Российской Федерации.
К неналоговым доходам федерального бюджета относятся:
- доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности, доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти Российской Федерации, в полном объеме;
- доходы от продажи имущества, находящегося в государственной собственности, в порядке и по нормативам, которые установлены федеральными законами и другими нормативными правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации;
- части прибыли унитарных предприятий, созданных Российской Федерацией, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в размерах, устанавливаемых Правительством Российской Федерации.
В доходах федерального бюджета, помимо перечисленных, также учитываются:
- прибыль государственного Банка России;
- доходы от внешнеэкономической деятельности;
- доходы от реализации государственных запасов и резервов.
Собственные доходы федерального бюджета могут передаваться бюджетам субъектов Российской Федерации и местным бюджетам по нормативам, устанавливаемым федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.
Распределение главных бюджетных налогов между звеньями бюджетной системы иллюстрирует.
Таблица 5 -Распределение основных налогов
Заключение
Государственный бюджет является основным мощным интрументом государства, дает политической власти реальную возможность осуществления властных полномочий, дает реальную власть как экономическую, так и политическую. С одной стороны, бюджет является всего лишь «стопкой» документов, которые разрабатывались одной ветвью власти и утверждаемые другой, в то же время выполняет довольно важную функцию - фиксирует избранный государством стиль осуществления управления страной. Бюджет по отношению к политике является производным продуктом, он полностью зависит от избранного варианта развития общества и самостоятельной роли не играет.
Но именно бюджет определяет налоговый климат страны, именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходов, является конкретным выражением экономической политики государства. Через бюджет происходит перераспределение дохода на разные регионы и в разные направления деятельности. Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, повышения эффективности производства, инвестиционной активности.
Таким образом, бюджет, объединяя в себе основные финансовые категории, является основным звеном финансовой системы в любом государстве и играет важную экономическую и политическую роли в любом современном обществе.
Сбалансированность бюджета один из главных принципов формирования и исполнения бюджета, состоящий в равновесии бюджетных расходов к источникам их финансирования.
В России принцип сбалансированности бюджета определен в Бюджетном кодексе.
Подводя итоги, остановимся на некоторых аспектах совершенствования бюджетного устройства Российской Федерации.
Необходимо реформировать бюджетную систему объективными требованиями действительности экономики. Общество, которое жило в условиях централизации, еще долго будет определяться развитием бюджетных отношений. Даже при рыночной системе, бюджет будет играть немаловажную роль, так как общество нуждается в авторитетной власти. Именно эта власть будет осуществлять контроль над процессами, с которыми рынок не смог справится. Именно финансовые ресурсы бюджета играют очень важную роль в этом.
Итог, именно совершенствование бюджетного устройства может оказать очень значимое положительное воздействие на функционирование рыночной системы. Это совершенствование должно осуществляться как по отношению к межбюджетным отношениям, так и по отношению к качественным и количественным показателям самого бюджета, способствуя, этим самым, его сбалансированности. Ведь только в совокупности эти изменения способны превратить государственный бюджет из средства дестабилизации экономики в мощный стимул экономического роста.
Список используемой литературы
1. Александров И.М. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. 2-е изд.-М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2008. 448 с.
1. Годин А.М., Горегляд В.П., Родпорина И.В. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. 6-е изд., испр. и доп.-М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2008.-568 с.
2. Гукасьян Г.М. Экономическая теория. 2-е изд. - СПб.: Питер, 2009. 480 с.: ил. (Сетия «Учебное пособие»).
3. Курс экономической теории: Учебник - 6-е исправленное, дополненное и переработанное издание. - Киров: «АСА», 2008. 848 с.
4. Нешитой А.С. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. 6-е изд., испр. и доп.-М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2008. 308 с.
5. Экономическая теория: Учеб. Для студентов вузов. Под ред. В.Д. Камаева. 12-е изд., перераб. и доп.-М.: Гуманитар.
6. Экономическая теория: Учебник. - Изд. Испр. и доп./ Под общ. Ред. Акад. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой, Л.С. Тарасевича. (100 лет РЭА им. Г.В. Плеханова).
7. Библиотечка «Российской газеты» приложение к Российской газете. «Федеральный закон» «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» с приложениями. ФГУ «Редакция «Российской газеты»», 2008 г. Составление, оформление - Агенство (ЗАО) «Библиотека РГ», 2008 г.
8. Бюджетный кодекс Российской Федерации. Последняя редакция. - М.: Юрайт-Издат, 2007. 224 с. (Правовая библиотека).
9. Анисимов С.А. Социально-экономические аспекты бюджетной политики // Финансы. 2007. №11. - с. 2326.
10. Бликанов А.В. Бюджетный дефицит как индикатор состояния государственных финансов - Финансы и кредит. 2010. №2. - с. 1517.
11. Глазьев С. Бюджет-2008: все тот же экономический смысл - РЭЖ. 2007. №10. - с. 517.
12. Дроздов О.И. Совершенствование механизма кассового исполнения бюджета -Финансы. 2008. №8. - с. 3233.
13. Карчевская С.А., Хворостухина Д.С. Совершенствовать все звенья бюджетной системы - Финансы. 2009. №4. - с. 1417.
14. Придачук М.П., Бутенко Е.А. Бюджетная реформа в РФ: достигнутые успехи и полученный опыт- Финансы и кредит. 2008. №4. - с. 1216.
15. Предварительная оценка федерального бюджета за январь-июнь 2008 года - Финансы. 2009. №8. - с. 79.
16. Трехлетний бюджет обрел силу - Финансы. 2008. №8. - с. 34.
PAGE \* MERGEFORMAT 3
Состояние и специфика бюджета переходной экономики России