Племя молодое, незнакомое
Племя молодое, незнакомое... (2005г.)
Электронные и печатные СМИ энергично, порою уж слишком "скармливают" нам отк-ровения сильных мира сего украинского общества. Спору нет - иногда встречаются весьма дельные материалы, но зачастую - это лишь банальные РR-проекты, заказанные разжирев-шими от скуки толстосумами.
Да, "препарирование" истеблишмента должно иметь место, но гораздо более важным для диагностики "самочувствия" общества является изучение более обширных социа-льных групп и слоев: их динамика, самосознание, место и роль в обществе и другие суще-ственные параметры. Это обширное и благодатное поле деятельности социологов и социальных психологов.
Однако, в доступных СМИ с работами по данной тематике никак не могу встретиться. Подавляющее большинство их переполнены результатами и программами различных социологических группировок и отдельных "выдающихся" социологов, аналитиков и политологов... на политическую тематику. Эту тематику не "вспахивал" только ленивый. Страна поражена массовым политизированным психозом. Это вернейший признак край-него нездоровья нашего общества вообще. Я понимаю, что социология - служанка полити-ки, но не до такой же степени! Может необходимо социологам, хотя бы иногда, служить обществу и истории?
Ньшешнее общество остро нуждается в квалифицированных и ответственных социо-логах, которые могли бы своими исследованиями проводить зондирование и диагностику социальных процессов, прогнозировать динамику и направленность их развития. Именно подобные социологические исследования должны стать тем первичным, исходным инфор-мативным материалом, опираясь на который и должны приниматься как законодательные, так и управленческие решения на высоком государственном и региональном уровнях. Это называется научно-обоснованным управлением обществом. Ныне же это управление идет скорее по наитию, либо "народным" средством - методом "тыка".
Однако спустимся с заоблачных высот и оглянемся вокруг. В пылу политических страс-тей мы "забыли", что рядом поднимается молодая поросль нации. Взгляд на молодое по-коление иорождает обширную гамму чувств: от удовлетворения до отчаяния. Следом за поэтом хочется сказать : "Здравствуй, племя молодое, незнакомое!"
Кто они такие? Чего хотят? 0 чем мечтают и думают? Да и вообще, легко ли быть ныне молодым? На эти и другие вопросы мы хотели получить ответы выпускников общеобразо-вательных школ одного из сельских районов Крыма. Читателям предлагается ознакомиться с частью результатов этого обследования.
Чуть более 40% обследуемых старшеклассников - представители сильного пола. Преоб-ладание девушек в выпускных классах объясняется тем, что часть юношей-подростков, по-сле окончания девятого класса оставляют учебу вообще, либо продолжают ее в профес-сионально-технических или иных учебных заведениях. Каждый пятый выпускник школы воспитывается в неполной семье. Можно долго спорить о том, оказывает ли неполная се-мья влияние на успешность учебы. Наше исследование прямой зависимости не обнаружи-ло. Хотя, как факт, необходимо отметить, что почти 42% плохоуспевающих старшеклас-сниц - дети из неполных семей. Возможно, мы имеем дело с определенной формой протеста против социального статуса семьи.
52,1% выпускников воспитываются в однодетных семьях. И опять же: прямой зависи-мости между количеством детей в семье и успехами выпускников в школе не обнаружено. Хотя почти 65% плохоуспевающих и 61% отличноуспевающих девушек воспитываются в однодетных семьях. Эту аномалию оставим для комментариев социальным психологам.
Обследуемые выпускники школ - последнее поколение детей советского периода ( по рождению). Далее уже идут поколения, рожденные в независимой Украине. Число одно-детных семей за годы независимости стабильно увеличилось вследствие постоянного снижения рождаемости и катастрофического обнищания основной массы населения страны.
Вялотекущий процесс перманентного экономического кризиса Украины не обходит стороною и сельских жителей. Ниже приведена сводная таблица ответов выпускников на вопросы о том, работают ли их родители?
Содержание |
Вариант |
Юноши |
Девушки |
Итого |
|||
Вопроса |
Ответа (в %) |
Матъ |
Отец |
Мать |
Отец |
Мать |
Отец |
Работает ли |
Работает |
48,8 |
69,1 |
48,0 |
65,2 |
48,3 |
66,7 |
Твоя(й) мать |
Не работает |
43,7 |
18,5 |
47,0 |
22,5 |
45,6 |
20,9 |
(отец)? |
Незнаю |
7,7 |
12,4 |
5,0 |
12,3 |
6,1 |
12,4 |
Данные таблицы показывают, что уровень женской безработицы на селе более чем в два раза выше мужской. Цифры лишь подтверждают фактически традиционную для укра-инского общества скрытую трудовую дискриминацию женщин, как, впрочем, и в других сферах нашего общественного бытия ( взять хотя бы политику).
Может неприятно поразить достаточно болыпое число подростков, не знающих о трудо-устройстве отцов. Болыпое число выпускников, не знающих, где работают их отцы и работают ли они вообще, можно было бы объяснить равнодушием и черствостью юно-шества, не желающего знать, где и как их отцы добывают хлеб насущный. Определенный элемент истины в этом, безусловно, присутствует. Но вероятнее всего, это "незнание" вы-звано тем, что от подростков в семье скрывают вынужденную безработицу отца, либо участие его в не совсем приемлемом для совести и общества способе добывания средств для семьи. И кого же в этом винить: человека или общество?
Содержание вопроса |
Вариант ответа (в %) |
Юноши |
Девушки |
Итого |
|||
Мать |
Отец |
Мать |
Отец |
Мать |
Отец |
||
Разговариваешь ли ты "по душам"с...? |
Часто |
30,4 |
22,5 |
47,1 |
7,8 |
40,3 |
13,8 |
Иногда |
56,0 |
49,3 |
46,2 |
42,6 |
50,2 |
45,2 |
|
Никогда |
13,6 |
28,2 |
6,7 |
49,6 |
9,5 |
41,0 |
|
Доверяешь ли ты свои секреты..? |
Часто |
18,4 |
17,6 |
27,8 |
3,6 |
24,0 |
9,2 |
Иногда |
51,4 |
44,0 |
57,0 |
38,6 |
54,7 |
40,7 |
|
Никогда |
30,2 |
38,4 |
15,2 |
57,8 |
21,3 |
50,1 |
|
Является ли примером для тебя..? |
Часто |
45,5 |
38,0 |
36,1 |
22,5 |
37,4 |
28,7 |
Иногда |
45,5 |
48,8 |
55,8 |
52,5 |
55,0 |
51,0 |
|
Никогда |
9,0 |
13,2 |
8,1 |
25,0 |
7,6 |
20,3 |
Во многом семейное благополучие покоится на материальном фундаменте. Однако, немалую роль в семейном благополучии играют и межличностные внутрисемейные отношения и, в частности, разрешение т. н. проблемы "отцов и детей". Ребятам был задан ряд вопросов для выяснения уровня и характера их взаимоотношений с родителями. Ответы сведены в нижеследующую таблицу:
Уже беглый взгляд на таблицу говорит о далеко не благополучных отношениях между родителями и подростками. И если авторитет матери в семье еще держится на относительно достойном уровне, то авторитет в семье отца (особенно у девушек) чрезвычайно низкий. Часть отцов не мирятся с этой потерей и пытается усилить свое влияние в семье с помощью "ременной передачи"( т. е. рукоприкладства).
Таблица отчетливо демонстрирует кризис современной сельской семьи ( впрочем, видимо, и семьи в целом). Фактически отцы оказались психологически отторгнуты от семьи. Причин этого явления разумеется множество. Но и не последней причиной является то, что из юношей и девушек мы не воспитываем будущих отцов и матерей. Отцовству и материнству следует учить. Увы, нынешние семьи с таким воспитанием зачастую не справляются. Воспи-тание на уровне "Домостроя" не адекватно вызовам и ментальности сегодняшнего дня. По-пытку советской школы решить эту проблему введением в выпускных классах обязатель-ного курса "Основы этики и психологии семейной жизни", на мой взгляд, следует реаними-ровать, освободив учебник от любой идеологической направленности.
Психологам, социологам и философам открыто огромное поле деятельности по формиро-ванию основ философии современной семьи. Именно в их разработках ныне остро нуждает-ся школа и общество.
Более сложным и противоречивым в семье является и положение юношей. Можно даже говорить об определенном "одиночестве" юношей в семье и школе. Именно это "одино-чество" выбрасывает их в подростковые неформальные объединения, которые бравируют своим асоциальным поведением и пытаются уйти от враждебной реальности в мир "кайфа" наркотиков и алкоголя.
Нравоучительные нотации взрослых не оказывают существенного воздействия на подро-стков. Наш личный пример куда более весом и мы, несмотря ни на что, повторяем себя в детях. Однако, это действительно происходит лишь при условии, если дети видят и хотят видеть в нас пример для подражания. В противном случае дети вырастают яркими анти-подами своих родителей.
Содержание вопроса |
Вариант ответа (в %) |
Юноши |
Девушки |
Итого |
Ссоришься ли ты со своими |
Часто |
9,0 |
13,3 |
11,5 |
Одноклассниками |
Иногда |
62,1 |
75,0 |
69,8 |
Никогда |
28,9 |
11,7 |
18,7 |
|
Бывают ли у тебя конфликты с родителями? |
Часто |
7,4 |
12,4 |
10,4 |
Иногда |
64,5 |
68,7 |
66,9 |
|
Никогда |
28,1 |
18,9 |
22,7 |
|
Конфликтуешь ли ты с учителями? |
Часто |
12,0 |
5,8 |
8,4 |
Иногда |
49,6 |
45,2 |
47,0 |
|
Никогда |
38,4 |
49,0 |
44,6 |
Большинство обучающихся в 10-11 классах планируют продолжить свое образование по-сле окончания средней школы. Это предполагает их ответственное отношение к учебе. Но не тут-то было: лишь 37,7% выпускников испытывают удовлетворение от процесса учебы как таковой ( 30,4% и 42,6% - соответственно юноши и девушки). 8,3% - тяготит учеба ( 11,5% и 6,2% - соответственно юноши и девушки). Отношение к школе тесно увязано с успехами в учебе. Так, среди плохоуспевающих подростков, тех кому нравится и не нрави-тся учиться - поровну ( по 20%). Зато среди отличников, тех кому нравится учиться более чем в 6 раз болыпе не любящих этот процесс (64,6% и 10,3%).
Процесс обучения - сложный и противоречивый процесс единства и борьбы проти-воположностей. Уровень конфликтности этого процесса влияет и на его качество. Вот по-этому каждая школа в обязательном порядке должна иметь штатного психолога для изучения причин конфликтов и выработке практических рекомендаций по их разрешению. Мини-мизация уровня конфликтности в школьной среде - один из реальных путей повышения эффективности и качества учебного процесса. Ведь хорошо известен тот факт, что ученики лучше усваивают тот предмет, который преподает симпатичный им учитель. Обращает на себя внимание то, что в своих отношениях со сверстниками и родителями девушки выглядят якобы более конфликтными, нежели юноши. По всей вероятности, эта повышенная "конф-ликтность" связана с более активной жизненной позицией девушек в школе, когда им приходится в соперничестве отстаивать свое место по "солнцем"! Юноши же в школе, как правило, конформны. Чаще всего сфера их "интересов" за пределами школы, потому и в школьных конфликтах они отмечаются реже. Но в отношениях подростков с учителями картина кардинально изменяется: уровень конфлшстов учителей с юношами более чем в два раза выше такого показателя у девушек. Это объясняется все тем же: общественной активностью девушек в школе. Именно они составляют костяк школьных активистов, на который опираются учителя и потому те более "благосклонны" к девушкам. Не надо забывать и того, что основную массу школьных работников составляют женщины. Значит и школа, в целом, несет на себе отпечаток женской логики и психологии. Несоразмерная феминизация школы вносит определенный перекос в процесс гармоничного воспитания подростков: он инфантилизирует мужскую половину общества. Подавляющее большинство наших чиновников-управленцев - это мужчины с хорошо развитым комплексом инфантиль-ности. Частично этим и объясняется бездеятельность, трусость, безынициативностъ многих наших чиновников-мужчин и их агрессивный мужской шовинизм. Тем самым они "платят" за школьные обиды. Старина 3. Фрейд и на этот раз оказался прав.
Часто на торжественных школьных мероприятиях мы слышим заезженный словесный штамп : "Дети! Школа - ваш второй дом!" Так ли уж это на самом деле? Почти 40% выпускников отвечают на этот вопрос отрицательно: их не устраивает обучение именно в этой конкретной школе. Основной причиной недовольства ребят своей школой является нарушение их прав в школе. Юноши чувствуют себя менее комфортно. 22,3% из них считают, что их права в школе постоянно нарушаются. Среди девушек таковых 14,7%. С учителями чаще конфликтуют юноши. Девушки предпочитают уступить учительскому давлению.
Мы много говорим о правах человека, о правах ребенка, однако, в наших школах совершенно отсутствует реальный механизм демократического и цивилизованного отстаивания своих прав учащимися. Боязнь "репрессий" со стороны учителей очень велика. Но ведь зерна демократии и правового общества должны прорастать именно в школе. А механизма реального самоуправления в школах как не было, так и нет, хотя отдельные попытки в некоторых школах к этому предпринимаются.
Процесс внедрения самоуправления не должен быть делом случая, а быть целенаправленным и осознанным процессом, внедряемым в реальную жизнь школы управленческими структурами. Но им все недосуг: болезнь замучила -"крючкотворством" называется. А лечитъся нет охоты...
Размер статьи не позволяет продолжить повествование далыпе. Возможно, иному читателю тсма статьи покажется мелковатой, но совершенно напрасно. Знание тех, кто сейчас находится в наших школах, откроет нам глаза на то, что нас ожидает в будущем: ведь это они вскоре займут рабочие места, создадут семьи, будут управлять обществом и наши нынешние "мелкие" школьные болячки завтра могут обернуться болыпими проблемами.
Статья имеет не узко прикладной характер, как это может показаться на первый взгляд. Она имеет целью возбудить интерес общества к самому себе, пытается подвигнуть общество посмотреть на себя и деяния свои со стороны, что никогда не мешает психически здоровому организму. Изучение самого себя и своего "здоровья" есть вернейший признак начинающегося "выздоровления", хотя бы нравственного.