Применение проективных методов в индивидуальной работе с осужденными, склонных к аддиктивному поведению

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………….2

Глава 1. Теоретические основы применения психотерапевтических методик личности осужденных, склонных к аддиктивному поведению

  1. Подходы к изучению аддиктивного поведения осужденных женского пола в местах лишения свободы………………………………………………….………………….………….5
    1. Проективные методы изучения личности осужденного……...……….…..……………...7
    2. Применение методов арт-терапии в индивидуальной работе с осужденными, склонными к аддиктивному поведению…………………..……………………………….….12

Глава 2. Эмпирическое исследование применения проективных методов в индивидуальной работе с осужденными, склонных к аддиктивному поведению

2.1. Эмпирическое исследование осужденных мужчин и женщин, склонных к аддиктивному поведению……………………………………………………………….....…..16

2.2. Программа психокоррекции осужденных женского пола, склонных к аддиктивному поведению……………………….……………………………………………………………....21

Заключение……………………………………………………………………………………...26

Список литературы……………………………………………………………………………..27

Приложения……………………………………………………………………………………..28

Введение

Актуальность темы исследования. Одно из антиобщественных явлений, «питающее» преступность, одна из причин это - алкоголизм и наркомания. Влияние алкоголизма и наркомании наносит сокрушительный удар человеку.

Большинство наркоманов совершают различные правонарушения, а примерно половина из них привлекается к уголовной ответственности. Самое страшное, что в русле сегодняшних социально-экономических процессов происходящих в нашей стране, алкоголизм и наркомания женщин оказывает все более нарастающее влияние на состояние правонарушений среди них.

Значимость и сложность борьбы с наркоманией обусловливает необходимость комплексного подхода, в котором наряду с психотерапевтическими методами, воспитательными, административными, социально-общественными и юридическими мерами значительное место занимают фармакотерапевтические методы и принципы оказания помощи этой категории больных.

Ежегодно наркотики убивают 70 тысяч человек в России (данные ФСКН РФ). По ее данным ежегодно наркоманами становится 86 тысяч россиян или 235 человек ежедневно подсаживается на наркотики, однако общее число наркоманов не увеличивается, так как смертность от наркотиков самая высокая.

От наркомании излечивается не более 10% наркоманов.

Средний возраст погибшего наркомана в России – 28 лет.

В 2009 году Россия заняла первое место в мире по употреблению героина – таковы официальные данные управления ООН по наркотикам и преступности (УНП ООН) Сегодня в России регулярно употребляют наркотики 5, 99 млн. Официальная статистика по наркомании приводит цифру - 500 тыс. наркоманов, однако эт те, что добровольно встали на медицинский учет. Медицинские учреждения могут стационарно пролечить за год не более 50 тыс. человек.

От общего числа наркоманов в России по статистике -

20% - это школьники.

60% – молодежь в возрасте 16-30 лет

20% - люди более старшего возраста

Средний возраст приобщения к наркотикам в России составляет по статистике 15-17 лет, резко увеличивается процент употребления наркотиков детьми 9-13 лет. Замечены и случаи употребления наркотиков детьми 6-7 лет - к наркомании их приобщают родители-наркоманы.

Основными очагами распространения наркотиков в городах России являются школы и места развлечения молодежи - дискотеки и клубы. 70% из опрошенных первый раз попробовали наркотики именно в здесь.

По мнению экспертов, каждый наркоман вовлекает вслед за собой в употребление наркотиков 13-15 человек.

Число смертей от употребления наркотиков за последние годы выросло в 12 раз, а среди детей - в 42 раза.

Приблизительная продолжительность жизни наркоманов с момента начала употребления наркотиков составляет в среднем - 4-5 лет.

В последние годы наркоманы становятся основной причиной роста заболеваемости СПИДом. По статистике почти 90% выявленных в 1999-2000 гг. случаев заражения ВИЧ-инфекцией являлись следствием внутривенного употребления наркотиков, и причиной заражения явилось использование общих шприцев.

Около 90% преступлений по данным МВД сегодня происходят на почве наркомании. Разбойные нападения, кражи, грабежи, убийства совершаются часто ради одной дозы.

Статистика наркомании по России говорит, что зи числа употребляющих наркотики излечиваются только 5-6 процентов наркоманов. Излечившимися статистика считает, тех, кто не употребляет наркотики в течение года после лечения.

Эти данные статистики по наркомании связаны, прежде всего, с крупными городами.

Ежегодно от наркотиков гибнут 70 тысяч россиян. В 2006 году от наркомании умерло около 100 тыс. человек.

В связи с этим, совершенствование наркологической помощи является актуальной задачей, направленной на повышение эффективности профилактики и лечения больных наркоманией.

В условиях развития уголовно-исполнительной системы актуально говорить о психологической и воспитательной работе с осужденными в направлении обеспечения ресоциализации осужденных, освоения ими основных социальных функций как необходимого условия исправления и успешной адаптации в обществе после их освобождения. В Концепции1 развития уголовно-исполнительной системы на период до 2020 года особое внимание уделяется поиску и внедрению новых индивидуальных форм работы, обеспечивающих оказание адресной психологической помощи каждому осужденному с учетом его социально-демографической, уголовно-правовой и индивидуально-психологической характеристики. Решение поставленной задачи невозможно без применения в пенитенциарной психологии современных технологий, таких как, например, арт-терапия.

Арт-терапия – метод психотерапии, использующий для лечения и психокоррекции художественные приемы и творчество, такие как рисование, лепка, музыка, фотография, кинофильмы, книги, актерское мастерство, создание историй и многое другое.

Арт-терапевтические занятия способствуют более ясному, тонкому выражению своих переживаний, проблем, внутренних противоречий, с одной стороны, а также творческому выражению – с другой. В процессе творчества, осужденный гораздо ярче и нагляднее может проявить себя, чем в письме или в речи. Методы арт-терапии базируются на убеждении, что внутреннее «Я» человека отражается в зрительных образах всякий раз, когда он спонтанно, не особенно задумываясь о своих произведениях, рисует, пишет картину, лепит скульптуру. Причем используются элементарные художественные средства, а для участия в арт-терапии не требуется предыдущего опыта в творческой деятельности.

Аддиктивное, или зависимое поведение (табакокурение, алкоголизм, наркомания, интернет-зависимость, пристрастие к азартным играм и др.), является одним из наиболее распространенных типов девиантного поведения и выражается в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных предметах или активностях (видах деятельности), сопровождающихся развитием интенсивных эмоций.

В данной работе будет рассмотрено влияние арт-терапии как основного метода профилактики аддиктивного поведения.

Объект исследования: психологические особенности личности осужденных мужского и женского пола, склонных к аддиктивному поведению.

Предмет исследования: особенности диагностической и психокоррекционной работы методами арт-терапии с осужденными женского пола, склонными к аддиктивному поведению.

Цели исследования: изучить психологические особенности осужденных мужского и женского пола, склонных к аддиктивному поведению, и на основе полученных данных разработать психокоррекционную программу с применением методов арт-терапии.

Для достижения поставленной цели в соответствии с объектом и предметом исследования были сформулированы следующие задачи:

  1. Провести теоретический анализ литературных источников по проблеме аддиктивного поведения осужденных женщин.
  2. Подобрать и обосновать комплекс проективных методик для диагностики психологических особенностей осужденных женского пола, склонных к аддиктивному поведению.
  3. Провести эмпирическое исследование индивидуально-психологических особенностей личности осужденных женского пола, склонных к аддиктивному поведению, находящихся в местах лишения свободы.
  4. На основе теоретического и эмпирического анализа результатов проведенного исследования разработать и апробировать психокоррекционную работу с использованием методов арт-терапии для работы с осужденными женского пола, склонных к аддиктивному поведению.

В качестве гипотезы исследования выдвинуто предположение о том, что проведение психокоррекционной работы с применением методов арт-терапии снизит у осужденных женского пола, склонных к аддиктивному поведению, уровень агрессии и тревожности.

Глава 1. Теоретические основы исследования личности осужденных, склонных к аддиктивному поведению

  1. Подходы к изучению аддиктивного поведения осужденных в местах лишения свободы

Аддиктивное поведение (англ. addiction – склонность, пагубная привычка) - злоупотребление одним или несколькими химическими веществами, протекающее на фоне измененного состояния сознания. Это пагубное разрастание, крайность, нездоровое проявление нормальных человеческих склонностей.

В русском языке сильная наклонность, привязанность, слепое безотчетное предпочтение чего-либо, страсть к чему-либо обозначается словом пристрастие. Это слово и рассматривается чаще всего как синоним иностранного слова аддикция.

В отличие от зарубежных исследователей, в большинстве считающих аддикцию синонимом зависимости, а аддиктивное поведение синонимом зависимого поведения, в отечественной литературе аддиктивное поведение чаще означает, что болезнь как таковая, еще не сформировалась, а имеет место нарушение поведения, в отсутствии физической и индивидуальной психологической зависимости.

Е.П.Ильин2 понимает под аддиктивным поведением, обусловленное «вредными привычками подростков и юношей».

По мнению А.Ф. Ускова аддиктивным поведением называется глубокая, рабская зависимость от некой власти, непреодолимой силы, которая обычно воспринимается и переживается как идущая извне - будь то наркотики, алкоголь, сексуальный партнёр, пища, деньги, то есть любая система или объект, требующие от человека тотального повиновения.

К.С.Лисецкий, Е.В. Литягина3 понимают под аддиктивным поведением зависимость от объектов неживой природы, в отличие от термина «зависимое поведение», которое характеризуется влечением к обладанию как объектов неживой, так и живой природы (например, зависимость от других людей).

Е.В. Змановская4 под аддиктивным поведением понимает одну из форм отклоняющегося поведения личности, которая связана со злоупотреблением чем-то или кем-то в целях саморегуляции или адаптации.

Существует и другой подход – рассмотрение аддиктивного поведение в более широком смысле. Аддиктивное поведение - один из типов девиантного (отклоняющегося) поведения с формированием стремления к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксацией внимания на определенных видах деятельности с целью развития и поддержания интенсивных эмоций5.

Таким образом, аддиктивное поведение в отечественной и зарубежной литературе понимается, прежде всего, как одна из форм деструктивного поведения, то есть причиняющей вред человеку и обществу. Ряд теорий в качестве основной причины возникновения аддикции рассматривают переживание стресса и фрустрации, а основной выигрыш от употребления ПАВ – «совладание» со стрессом и избавление от фрустрации. Таким образом, формируется своеобразная адаптационная система организма. Большая группа теорий и концепций рассматривает в качестве источника возникновения аддикции противоречия в Я-концепции, фрустрацию экзистенциально значимых потребностей, утрату или отсутствие смысла жизни.

Проблема употребления и злоупотребления наркотических веществ в нашей стране стала серьезной проблемой, требующей комплексного решения. Темпы ее развития приобрели масштабы, непосредственно угрожающие здоровью населения страны, и наносящие тяжелейший урон экономическому, трудовому, культурному потенциалу страны.

Еще одной мировоззренческой предпосылкой аддиктивного поведения является отношение к жизни. По данным Сорокина В.М., особенностью психосемантики подросткового самосознания является то, что в отличие от взрослых, понятие «жизнь» имеет другой личностный смысл. Жизнь не всегда является той доминирующей, абсолютной ценностью, каковой она представляется взрослому. Чем старше становится человек, тем большую ценность приобретает для него жизнь, становясь богаче и разнообразней по своему содержанию. Именно поэтому в профилактических программах указание на то, что наркотики угрожают жизни, не всегда достигают цели.

Таким образом, мировоззренческими предпосылками являются конфликтные, враждебные отношения с окружающими, отсутствие эмоционального контакта с матерью, а также отношение к жизни у молодых людей.

Основными критериями зависимого поведения в девиантной психологии, принято считать следующие:

  • Созерцательное, пассивное взаимоотношение с действительностью, поверхностное восприятие происходящего только на основе внешних признаков. Игнорирование сути явлений, цели поступков.
  • Внешняя социабельность, сочетающаяся со страхом перед стойкими эмоциональными контактами.
  • Стремление говорить неправду и уходить от ответственности в принятии решений.
  • Предпочтение искусственной реальности, замена ею всех других ценностей, событий, явлений жизни, которые игнорируются. Использование бегства в искусственную реальность как основного метода решения проблем.
  • Тревожность и агрессивность.
  • Безуспешные попытки сократить пребывание в искусственной реальности, сопровождающееся чувством вины.
  • Стереотипность, повторяемость поведения.
  • "Туннельное" восприятие жизни, определённой узость и избирательность. Поглощение зависимостью всех сил, всей информации от жизни, что приводит к невозможности делать нечто, не связанное с зависимостью, полным устранением из действительности.
  • Распад прежних отношений и связей, их агрессивное восприятие как "врагов", скрытность, лживость. Смена значимого окружения на новое, взаимодействие с которым осуществляется только для обеспечения выхода в искусственную реальность, протекает по принципу игр детей 2-3 лет "не вместе, а рядом".

Основной, в соответствии с имеющимися критериями, особенностью индивида со склонностью к аддиктивным формам поведения является рассогласование психологической устойчивости в случаях обыденных отношений и кризисов. В норме, как правило, психически здоровые люди легко ("автоматически") приспосабливаются к требованиям обыденной (бытовой) жизни и тяжелее переносят кризисные ситуации. Они, в отличие от лице разнообразными аддикциями, стараются избегать кризисов и волнующих нетрадиционных событий. Учитывая, что давление на таких людей со стороны социума достаточно интенсивно, аддиктивным личностям приходится подстраиваться под нормы общества, играть роль "своего среди чужих". Вследствие этого они научаются формально исполнять социальные роли, навязанные им обществом. Внешняя социабельность, легкость налаживания контактов сопровождается манипулятивным поведением и поверхностностью эмоциональных связей. Такой человек страшится стойких и длительных эмоциональных контактов вследствие быстрой потери интереса к одному и тому же человеку или виду деятельности и опасения ответственности за какое-либо дело. Стремление говорить неправду, обманывать окружающих, а также обвинять других в собственных ошибках и промахах вытекает из структуры аддиктивной личности, пытающейся скрыть от окружающих собственный "комплекс неполноценности", обусловленный неумением жить в соответствии с устоями и общепринятыми нормами.

Наркомания – это гипертрофированное желание получить физическое удовольствие, «забыться», не думать о сложностях и невзгодах, которые так часто встречаются на жизненном пути. С точки зрения медицины наркомания – это заболевание, которое выражается в том, что жизнедеятельность организма поддерживается на определенном уровне только при условии постоянного приема наркотиков, что ведет к глубокому истощению его физических и психических функций.

Для того чтобы эффективно воздействовать на личность, добиться позитивных изменений во внутреннем мире осужденного, склонного к употреблению наркотических веществ, необходимо знать о степени деформации его индивидуальных свойств и качеств, о социальных условиях, которые стали предпосылками употребления наркотиков и источниками криминогенности личности.

Анализ социально-демографических и криминогенных особенностей личности, с наркотическими зависимостями находятся в возрастном периоде – от 23 до 29 лет – что составляет период ранней взрослости.

Для данного возрастного периода характерным является сильное жизненное стремление к экспансии во всех жизненных сферах. Важнейшими задачами этого возраста становится основание жизненного сообщества, своего жизненного пространства, начало профессиональной карьеры. Характерным для осужденных, является то, что многие из этих задач полностью не реализованы или находятся в зачаточном состоянии.

Можно отметить, что преступления, совершаемые осужденными с наркотическими зависимостями, относятся к преступлениям средней тяжести. 31% осуждены на срок до 2 лет, около 54% будут отбывать наказание от 3 до 5 лет. На сроки от 5 до 10 лет осуждены 15% опрошенных.

Осужденные с наркотической зависимостью – особая категория осужденных – так как пребывание в местах лишения свободы приводит к вынужденной ремиссии из-за отсутствия свободного доступа к психоактивным веществам. Это обстоятельство заметным образом сказывается на психическом состоянии и личностных особенностях осужденных с химическими зависимостями.

Исследования отечественных пенитенциарных психологов определили, что в связи с осуждением у человека снижаются возможности удовлетворения своих потребностей. Кроме того, совершение преступления и нахождение в местах лишения свободы способствует психической травме. В таких случаях поведение регулируется с помощью механизмов психологической защиты6, которые оказывают сильное воздействие на характер реадаптации осужденных, зависимых от ПАВ, в местах лишения свободы.

У осужденных, зависимых от психоактивных веществ, с доминирующей защитой «проекция», формируются определенные жизненные принципы: бессознательное отвержение собственных негативных качеств и приписывание их окружающим; осознание у себя негативных качеств, но оправдание их по формуле» все так делают»; интерпретация своих реальных и мнимых недостатков как достоинств; приписывание недостатков по сходству (есть у отца, значит, есть и у сына, ведь он на него похож).

1.2 Применение методов арт-терапии в индивидуальной работе с осужденными, склонных к аддиктивному поведению

В дословном переводе с английского языка арт-терапия7 – (Art-therapy), означает «лечение, основанное на занятиях художественным творчеством», или «использование искусства как терапевтического фактора». В англоязычных странах арт-терпию «относят прежде всего к так называемым визуальным искусствам (живописи, графике, скульптуре, дизайну), либо к таким формам творчества, в которых визуальный канал коммуникации играет ведущую роль (кинематограф, видеоарт, компьютерное творчество, перфоманс и др.). Более подробно это отражено в работах А. И. Копытина, Э. Крамер, М. Либман и других. Психолог, владеющий методами арт-терапии, стремится создавать для осужденного такую среду для работы, в которой он мог бы чувствовать себя достаточно защищенным для того, чтобы выражать сильные переживания.

Эстетические стандарты в контексте арт-терапии не имеют большого значения. Основой арт-терапевтического взаимодействия является выражение неосознаваемого психического материала посредством художественной экспрессии.

Метод арт-терапии широко используется в западных странах в работе с правонарушителями. Отечественные пенитенциарные психологи, также в последнее десятилетие активно начали применять арт-терапию в работе с осужденными.

В реальной жизни правонарушители далеко не всегда соответствуют тому образу, который создан средствами массовой информации; среди них много «обычных» людей — мужчин, женщин, подростков и взрослых (иногда и стариков, но редко), экстравертов и интровертов, людей веселых и добродушных, раздраженных и агрессивных. Они совершают преступления по разным причинам, и подчас очень трудно понять, что же на самом деле подтолкнуло их к криминалу.

Одной из задач арт-терапевтических занятий с данным контингентом является выявление и разбор тех причин правонарушений, которые коренятся в личности осужденного и над которыми он имеет определенную степень контроля, что способствует изменениям в поведении лиц, нарушивших закон, и приводит к их реабилитации. Занятия изобразительным творчеством могут являться важным инструментом коммуникации и работы с такими людьми.

Условием для начала индивидуальной работы является установление психологического контакта с осужденным. Индивидуальная арт-терапия удовлетворяет потребности осужденного в самопонимании и позитивном принятии своего «Я», в эмоциональной поддержке и самосовершенствовании, в осознании и принятии собственных слабостей, в некоторых случаях – в одиночестве и самодостаточности.

В индивидуальной работе рисунок является одним из способов вовлечения осужденного к самовыражению. Обеспечивая ему атмосферу доверия и поддержки, психолог посредством рисунка предлагает альтернативный метод разрядки фрустрации, агрессии, страха или внутреннего напряжения. Представляя в графической форме некоторые из этих чувств, осужденный признаёт их присутствие, обучается способам саморегуляции.8

Арт-терапия обладает очевидными преимуществами перед другими, основанными исключительно на вербальной коммуникации, формами психотерапевтической работы:

  • практически каждый человек может участвовать в арт-терапевтической работе, она не требует каких-либо художественных способностей или навыков;
  • арт-терапия является мощным средством сближения людей, своеобразным «мостом». Это особенно ценно в ситуациях взаимного отчуждения, при затруднении в налаживании контактов;
  • арт-терапия во многих случаях предоставляет уникальную возможность для исследования бессознательных процессов, выражения латентных идей и состояний;
  • арт-терапевтическая работа в большинстве случаев вызывает у людей положительные эмоции, помогает преодолеть апатию и безынициативность, сформировать более активную жизненную позицию.

Как и любой метод арт-терапия имеет свои ограничения в применении.

1. Отсутствие мотивации к изобразительной работе у осужденного. Если осужденный не желает работать арт-терапевтическими методами, демонстрирует отрицательное отношение к художественному творчеству, то психологу необходимо воспользоваться в своей работе другим психотерапевтическим подходом, которым он владеет. 9

2. Факт заболевания и характер болезненных состояний, влияющих на физическое состояние осужденного; ограничивающих возможность его действий, не позволяющих ему длительное время находиться за рабочим столом (наличие травм, необходимость длительное время находиться в лежачем положении в послеоперационный период и др.).

3. Наличие у осужденного сильно выраженного психомоторного или маниакального возбуждения. Причём, при слабой выраженности психомоторного возбуждения и агрессивных тенденций арт-терапия показана, так как она оказывает седативный эффект, а при их значительной выраженности – противопоказана, так как клиент практически не может сосредоточить своё внимание на одном объекте, что значительно затрудняет работу арт-терапевта.

4. Наличие у осужденного грубых психических нарушений: психозов, сопровождающихся нарушениями сознания, тяжёлых депрессивных расстройств с уходом в себя. Грубые расстройства личности, нарушения идентичности, функции эго являются факторами, ограничивающими применение арт-терапевтического подхода.

Применяя арт-терпию как метод диагностики или коррекционного воздействия, психологу необходимо учитывать перечисленные ограничения и противопоказания.

Интересный метод арт-терапии – работа с мандалой, которая может рассматриваться как сосуд, вмещающий в себя все содержание психики – как сознания, так и бессознательного. В искусстве и религии Востока мандала, имеющая форму круга, является символом вселенной. 10

Работа с мандалами может способствовать сознательному достижению более целостного состояния психики в разные возрастные периоды и при наличии таких серьезных проблем, как заведомо неизлечимое заболевание. «Такая психотерапия гибка. Процесс заключается не в том, что психолог ищет, что с клиентом «не так», и затем говорит об этом, а в том, что пациент сам рассказывает о своей жизни. Суть в том, что психолог не пытается что – то узнать о клиенте и затем его чему – то научить, но показывает клиенту, как, являясь живым организмом, он должен функционировать, причем эта демонстрация, по сути, невербализуема» (Перлз).

Вербальная инструкция по технике создания мандал в большинстве случаев заключается в кратком сообщении того, что нужно сначала начертить круг, а затем, начав с центра, заполнить изображением все его внутреннее пространство. Если клиент не имеет достаточной мотивации, даже такая простая инструкция будет им проигнорирована. В арт – терапии считается приемлемой любая созданная клиентом продукция. Ведущий группы не учит участников рисовать, а помогает им найти свой уникальный способ коммуникации.

Создание мандалы, как правило, успокаивает клиентов, они на время погружаются в состояние созерцания.

Когда клиенты делятся своими впечатлениями от работ, в группе воцаряется доверительная атмосфера. Сравнение своей и чужих работ изменяет их восприятие, в том, что раньше им казалось безобразным, они видят красоту.

Занятие продолжается до тех пор, пока участники не разместят свои законченные работы на стене. Большинство клиентов охотно вывешивают свои рисунки, особенно после объяснения, что таким образом создается групповое «я», в котором каждый участник представляет собой живую клетку, обладающую уникальной структурой и сознанием.

На первый взгляд может показаться, что никакой психокоррекции не происходит, но это не так. Дело в том, что в арт-терапии работа происходит на тех уровнях сознания, содержание которых бывает сложно вербализировать. Эта работа включает утверждение ценности каждого и стимуляцию членов группы к тому, чтобы они воспринимали свои работы как зеркало своего состояния и воздерживались от критических оценок.

Благодаря глубокому сосредоточению, которое достигается участниками в процессе создания мандал, у них могут развиться измененные состояния сознания, в частности состояние, близкое к гипнотическому. При этом велика вероятность проявления неосознаваемого материала, который позже, в процессе обсуждения, может быть подвергнут сознательной оценке.

В ходе создания мандалы задействуются как активные, так и рецептивные аспекты психики и проявляются те ее качества, которые обычно не проявлены.

Мандала терапия может быть использована как самостоятельный метод арт-терапевтического воздействия, когда в течение ряда встреч с группой рисуются мандалы на разные, заданные ведущим темы. Можно посвящать этой работе лишь отдельные занятия, а также использовать мандалы в начале работы вновь созданной группы и на завершении с целью психодиагностики.

Вывод по первой главе

В данной главе мы изучили различные подходы к изучению аддиктивного поведения у осужденных женщин, обозначили значимость данной проблемы, определили объект, предмет, цели и задачи исследования.

А так же подробно рассмотрена актуальность применения арт-терапии в психокоррекции аддиктивного поведения у осужденных женщин так как, она удобна в применении и может осуществляться в форме индивидуальных и групповых занятий, помимо этого не требует особых затрат. Арт–терапию можно применять в качестве диагностики и психокоррекции. У нее нет противопоказаний возрастных, интеллектуальных, клинических ограничений.

В качестве диагностики аддиктивного поведения мы выбрали такие методики, как метод арт-терапии «Мандала» и проективная методика «Человек под дождем»

Глава 2. Эмпирическое исследование применения проективных методов в индивидуальной работе с осужденными, склонных к аддиктивному поведению.

2.1. Эмпирическое исследование осужденных мужчин и женщин, склонных к аддиктивному поведению

Эмпирической базой нашей работы являются материалы, полученные в результате исследования 52 осужденных женского пола и 135 осужденных, стоящих на учете, как склонные к употреблению наркотических веществ. Исследование проводилось на базе исправительных учреждений строгого и общего режима ГУИН Минюста России по Самарской области и Рязанской области.

Для диагностики осужденных применялись проективные методики: методика «Незаконченные предложения» Сакса и Леви; рисуночная методика «Человек под дождем», арт-терапевтический метод «Мандала».

На основе интерпретации полученных данных разработать рекомендации по организации программы психокоррекционных мероприятий. Возраст женщин от 23 до 38 лет, сроки содержания от 3 до 7 лет.

Полученные данные методики «Мандала» мы представили в виде гистограмм, где по оси X расположены процентные показатели, а по оси Y -те элементы рисунка, которые подверглись интерпретации.

Начнем с наличия цветов и оттенков в рисунках осужденных:

Рис. 1. Интерпретация цветов в методике «Мандала»

Анализируя полученную гистограмму, мы видим, что 60% осужденных нашей выборки в своих рисунках использовали серый цвет. Присутствие в мандалах данного цвета может указывать на наличие чувства вины. Обилие серого цвета - утрата способности испытывать от неё радость и получать удовлетворение от еды и половой близости. Это также указывает на то, что данные осужденные имели опыт употребления психоактивных веществ.

40% осужденных использовали красный цвет, что указывает на сексуальную потребность, деструктивные тенденции и способностью отстаивать свои интересы. Когда красный цвет присутствует на рисунке в избытке, это может указывать на гнев и потребность кому-то отомстить, свидетельствует и о способности защищать свои интересы и свое «я», а потому его следует считать признаком психического здоровья. Следует отметить, что неизменное отсутствие красного цвета в серии мандал может указывать на пассивность и недостаточную способность добиваться своего.

13,3% осужденных использовали темно-фиолетовый оттенок, что указывает на состояние, которое предшествует дистанцированию от матери, на симбиотическую зависимость от неё, присутствие тёмно-фиолетового цвета в центре мандалы может указывать на сильную зависимость от матери с преобладанием чувства любви или ненависти, цвет также может указывать на активность фантазии, которая в арт-терапии обычно играет положительную роль.

Коричневый цвет (28,9%) - иногда он указывает на наличие мазохистических тенденций, может быть признаком большого потенциала, если коричневый цвет занимает незначительное пространство в центре мандалы, это может свидетельствовать о заниженной самооценке ее автора.

Наличие розового цвета говорит об эмоциональной хрупкости и незащищенности, страх обнажения и потребность в защите. Розовый цвет нередко используется теми, кто переживает соматическое неблагополучие.

Так же в рисунках нашей выборки присутствует оранжевый цвет (2,4%) что указывает на сильную эмоциональную зависимость от мужчины, которая может проявляться и в чувстве любви, и в чувстве ненависти. Оранжевый цвет также может указывать на высокие амбиции и противостояние авторитетам или отцу. Присутствие в мандале большого количества цвета свидетельствует об амбивалентном отношении к мужским фигурам и потребность в самоутверждении.

15,5% осужденных использовали сиреневый цвет. Данный цвет, как правило, символизирует единство с божественной матерью и мистические переживания, встречается в мандалах тех лиц, которые страдают бронхиальной астмой и другими респираторными заболеваниями. Кроме того он может указывать на асфиксию, имевшую место при рождении.

Половина осужденных при работе использовали зеленый цвет (56,8%), данный цвет подсознательно ассоциируется с критическим состоянием, поскольку его положительные и отрицательные значения крайне поляризована. Если зеленый цвет присутствует в большом количестве, это может указывать на некоторую ригидность или тенденцию к гиперопеке.

Дальше рассмотрим темно-синий цвет, который указывает на конфликт с матерью, которая воспринимается ими как угроза, как нечто пытающееся их поглотить. 35,6% осужденных изобразили темно-синий цвет рядом с красным, можно констатировать наличие конфликта, что подтверждает наше исследование. Некоторые осужденные нашей выборки (51%) изображали множество цветов без какого-либо порядка, это может отражать выраженные негативные переживания, связанные с утратой привычного чувства «я». Изображения радуги могут быть связаны с первой стадией того процесса, который, предполагая момент дезинтеграции, ведет затем к обретению новой целостности, но ни кто из осужденных радугу не изобразил. Большое количество темно-синего цвета в мандалах указывает на проблемы с алкоголем.

Положительным моментом является то, что достаточно низкий процент таких цветов как черный (8,9%), розовый +черный (4,4%), оранжевый + черный (2,2%). Это говорит о низкой вероятности проявления у осужденных саморазрушительных тенденций, признаков депрессии и проблем сексуальной идентичности.

Нами также было проведено исследование особенностей личности осужденных женщин, склонных к аддиктивному поведению с помощью методики «Человек под дождём».

Таблица 1

Выраженность значимых

интерпретационных признаков рисунка

«Человек под дождём» (%) в группе осужденных

Детали рисунка

Интерпретация рисунка

в центре

Эгоизм

2

голова непропорционально велика по отношению к телу

обозначают признаки врожденных заболеваний психики (олигофрения, эпилепсия и т.п.)

0

уши подчеркнуты

чувствительны к критике

1

отсутствие либо маленькие

стремятся заглушить критику

2,2

рот подчеркнут

наблюдается незрелость установок и мировоззрение

0

Шеи нет или слабо прорисована

Наблюдается страсть и низкий контроль за поведением

2

Туловище лишком крупное

Наблюдается большое число неудовлетворенных потребностей и как результат наличие дискомфорта

8,8

Ноги недостаточно отделелены друг от друга

Наблюдается значительный сексуальный конфликт с сопровождение чувства вины и тревоги

2

Неодинаковый размер ног

Проявляют амбивалентность в стремлении к независимости

6,6

Мелкие ступни

Скованность, зависимость, комформизм

5,5

Ступни обращены в разные стороны

Сильные амбивалентные чувства

0

Пальцы одномерные

Сознательные усилия борьбы с агрессивными чувствами

0

Слабый нажим, тонкие линии,

множественность штрихов

Наблюдается низкая внутренняя энергетика, скованность, импульсивность, наличие невротических явлений

6,6

Голова в

профиль, тело в анфас

Наблюдается наличие тревоги, вызванной социальным окружением

0

Напряженные . прижатые к телу

Неповоротливость, ригидность мышления

0

Позитивное

настроение

Оптимистичные тенденции в настроении преобладают, чувствует в себе ресурсы для борьбы с жизнью

2,2

Наличие

одежды

Потребность в защите и стремлении к стереотипам

1,1

Тяжелые

капли

Проблемная ситуация воспринимается как постоянная, тяжелая, связанная с деловой, эмоциональной и личностной сферой

8,8

Капли в виде линий

Проблемная ситуация воспринимается как сложная, но преодолимая

2,2

Наклон дождя с правой стороны

Будущее видится проблемным

7,7

Наклон дождя с левой стороны

Связывает свои проблемы со своей прошлой жизнью

3,3

Много луж

Последствия невыгодной ситуации, символ переживаний

2,2

Наличие луж

Осознание уже создавшихся препятствий в поведении и дальнейшей жизни

5,5

Итак, можем видеть, что у осужденных большой процент изображений находится в центре. Такие рисунки могут быть проинтерпретированы, как выраженный эгоизм. Руки в большинстве рисунков напряженные, прижатые к телу или вообще отсутствуют. Это подчеркивает подсознательное ощущение своей неадекватности и слабости в местах лишения свободы. Так же можно наблюдать и сильно заштрихованные руки, что говорит о неразвитом самоконтроле и чувства вины. Голова непропорционально велика по отношению к телу и волосы сильно заштрихованы, обозначают признаки врожденных заболеваний психики (олигофрения, эпилепсия и т.п.) и тревогу, основанную на мышлении или воображении. У осужденных на рисунках часто встречаются широко расставленные ноги, что в данной группе испытуемых говорит о наличии неудовлетворенных сексуальных конфликтов. Теперь перейдем к анализу подсознательных механизмов действия собственно проблемной сферы личности и психологических защит, т.е. к изображениям дождя, луж, туч и зонта. Интерпретируя дождь, мы можем предположить, что осужденные воспринимают проблемную ситуацию как постоянную, тяжелую, сложную, но преодолимую. Можно видеть, что у осужденных чаще встречается изображение большого числа луж, что говорит о наличии подсознательного чувства большего количества проблем. Однако, эти лужи реже встречаются рядом, в них реже присутствуют брызги, что говорит о подсознательном стремлении снизить серьезность существующих проблем личностного развития. Также необходимо указать, что почти на всех рисунках изображен раскрытый зонт, что свидетельствует о сформированности защитной сферы осужденных.

Таким образом, можно сказать, что по результатам исследования осужденных женского пола, склонных к аддиктивному поведению, выявлены высокие показатели по уровню тревожности, агрессивности, подозрительности и напряженности.

Для обработки данных, полученных по тесту «Незаконченные предложения», применялся Контент-анализ. Контент-анализ нередко позволяет выявить и объективизировать скрытую тенденцию в ответах и других видах информации, характеризующих испытуемого, относительно точно регистрировать внешне неразличимые показатели в объемных массивах эмпирических данных.

Обработка результатов проводилась следующим образом, по каждому вопросу каждой сферы выписывались ответы всех осужденных. Эти ответы группировались по ведущему признаку или направленности. Например, по предложению: Я бы хотел, чтобы мой отец…, ответы осужденных, типа: «Чаще писал», «Гордился бы мной», «Вспоминал», «Думал обо мне хорошо», «Часто вспоминал обо мне», «Думал», «Был горд за меня», «Помнил меня», и т.д., группировались в категорию ответов: «Гордился, вспоминал». Ответы, типа: «Вылечился», «Выздоровел от рака», «Очень долго жил», «Был здоров», «Очень долго жил», «Был здоров», «Дожил до 150 лет», №Пожил бы подольше», «Жил долго и счастливо», «Не болел» и т.д., группировались в категорию ответов: «Жил долго, был здоров». По каждому вопросу получилось до 10-16 категорий, по каждой категории подсчитывался процент встречаемости такой категории ответов.

При обработке результатов первичная информация оформлялась в виде таблиц частот встречаемости регистрируемых элементов (приложение № ).

Результаты исследования позволяют считать, что у осужденных, стоящих, на учете, как склонные к употреблению наркотических веществ, выявлены нарушения в сфере родительско-детских отношений и воспитания.

Многие исследователи отмечают среди факторов развития зависимости от наркотиков дисгармоничное воспитание в семье, неумелость и непоследовательность в воспитании детей. В таких семьях родители обнаруживают малую осведомленность о жизни, увлечениях, интересах и занятиях своих детей, либо, напротив, когда за ребенка все время думают и решают взрослые; противоречивое воспитание – каждый родитель придерживается различных воспитательных подходов. Итог – формирование социально пассивной, безответственной личности, ориентированной преимущественно на потребление и удовольствие, не способной адекватно строить свое будущее11.

Анализ результатов по тесту «Незаконченные предложения» подтверждает это предположение: - 27,8% осужденных, склонных к употреблению наркотических веществ, отметили, что члены семьи относятся к нему, как к маленькому ребенку. Многие осужденные оценили свою семью, как неблагополучную – около 9,5 % опрошенных, а 5;4% осужденных отметили, что их семья распалась.

Негативное отношение к семье отмечается в сферах отношения к отцу, матери, а так же в сфере чувство вины. Наиболее ярко выражен негативизм по отношению к отцу. 23% осужденных, состоящих на профилактическом учете, как склонные к употреблению наркотических веществ, считают, что их отец редко уделял им внимание. Порядка 80% высказываний своего отношения к отцу носят негативный характер.

Сфера отношения к матери намного благополучнее в этом смысле, хотя негативное отношение встречается также довольно часто: - 5,4% обследуемых осужденных считают, что не имеют ничего общего со своей матерью. Анализ результатов показал, что 4,7% осужденных думают, что их мать плохая, а 2,5% считают себя чужим ей человеком.

Анализ ответов в сфере "Чувство вины" позволяет считать, что 9,47% осужденных отождествляют со своей самой большой ошибкой - само свое рождение (или - факт своего рождения, как самое худшее, что им случилось совершить).

Для осужденных, состоящих на учете, как склонные к употреблению наркотических веществ, характерна большая значимость личной тематики. Отношения обследованных с людьми не своего круга, родителями, даже друзьями носят конфликтный характер, а их потребности в достижении, автономии и любви фрустрированы. Согласно полученным результатам 23% осужденных считают, что друзья не вспоминают про них, более 10% опрошенных заявили, что у них нет друзей, а 7,4% - считают лучшим другом собаку или кошку. Характерно, что 1,4% наркоманов вообще не любят людей, а друзей относят к области фантастики (4% опрошенных).

Осужденные, склонные к употреблению наркотических веществ не верят в собственные силы и не удовлетворены собой. Около 12,5% опрошенных заявили, что им хотелось бы перестать боятся жизни, будущего, 7% боятся самого себя и одиночества.

Нарушение семейных отношений были выявлены в результате проведенного анализа результатов. Как неблагополучную, свою семью охарактеризовали более 9,5% осужденных, зависимых от употребления наркотических веществ, осужденные считают плохими не только свои семьи, но другие известные им семьи: 6% считают, что в семьях их знакомых ругаются и ссорятся, а 9% оценили их как неудачные, несчастливые.

Осужденные, склонные к употреблению наркотических веществ, не особенно ценят отношения между людьми и не способны к длительным и глубоким межличностным контактам. Они ничего не могут дать другим, они способны только брать, у них нарушены нормальные сексуальные отношения. Подтверждением этого является анализ полученных данных по сферам: сексуальные отношения и отношения к противоположному полу. Категория осужденных, зависимых от наркотиков имеют искаженные представления о противоположном поле - девушках и женщинах. Так, 9,5% осужденных считают девушек и женщин глупыми. Вообще негативное продолжение предложений было зафиксировано примерно в 30% ответов осужденных (такие характеристики женщин - испорченные, плохие, корыстные, легкомысленные и т. д.).

Опираясь на результаты исследования, можно сказать, что осужденные, склонные к употреблению наркотических веществ, откровенно боятся трудностей и задач, которые ставит перед ними жизнь. Так общий пассивный настрой, в случае появления трудностей, наблюдается примерно у 18,4% обследуемых. Более 13,2% опрошенных осужденных бросают незавершенными дела в случае невезения или затруднения. При возникновении препятствий на пути или противоборства со стороны окружающих 11% участников опроса заявили, что просто злятся в этих случаях, и ничего не предпринимают.

Только 2,9% осужденных, стоящих на учете как склонные к употреблению наркотических веществ, чувствуют себя в состояние иметь и содержать семью, а хорошо жить только 3,6% опрошенных осужденных.

Считают себя виноватым в том, что попали в тюрьму более 24% осужденных, склонных к употреблению наркотических веществ, примерно столько же осужденных считают своей ошибкой прием наркотиков, а 56% опрошенных ответили, что самое худшее, что им пришлось совершить - это преступление. Вместе с тем, 27,9% осужденных, принявших участие в исследовании, считают, что могли бы быть счастливыми, если бы не тюрьма, 9% думают, что могли бы быть счастливыми, если бы не окружающие его люди, то есть идет обвинение в своих неудачах окружающих людей и обстоятельства.

Будущее, в представлениях осужденных, состоящих на профилактическом учете, как склонных к употреблению наркотических веществ для 19% выглядит скорее нереальным, туманным, непредсказуемым, для 49% осужденных оно хорошее, прекрасное, но хорошую старость (то есть более далекое будущее) прогнозируют гораздо меньше – около 25% опрошенных.

Отношение осужденных, склонных к употреблению наркотических веществ, к администрации исправительных учреждений, неоднозначное. 43% опрошенных осужденных, относятся к администрации нормально, воспринимая сотрудников, как хороших людей или просто начальство, однако 15,9% осужденных относятся к администрации резко негативно (плохое, ненавижу), и более 30% опрошенных настроены относительно негативно (так себе, нервничаю, убегаю и т.д.).

Идеалами осужденных, склонных к употреблению наркотических веществ, являются сильные люди - 37,7% ответов (признается просто грубая сила).

Анализ результатов проективного теста «Несуществующее животное» позволил дополнить общую картину психологических отношений к окружающему миру, а также выявить ряд особенностей личности осужденных, склонных к употреблению наркотических веществ.

2.2. Особенности психокоррекционной работы с осужденными женщинами, склонными к аддиктивному поведению, методами арт-терапии.

По мнению Р.С. Немова12 психокоррекция - это система мероприятий, направленных на исправление недостатков психологии или поведения человека с помощью специальных средств психологического воздействия.

Психологической коррекции подлежат недостатки, не имеющие органической основы и не представляющие собой такие устойчивые качества, которые формируются довольно рано и в дальнейшем практически не изменяются.

Одним из перспективных направлений методов коррекции аддиктивного поведения являются методы арт-терапии.

Арт-терапия как форма образовательного воздействия, ориентированного на развитие мотивации и интересов, творческого начала, на воспитание, формирование социальных навыков.

Арт-терапия как целительство, когда в процессе творческой активности обеспечивается отреагирование эмоций. Отвлечение и другие эффекты; психотерапевтические отношения при этом не играю важной роли либо вовсе не предполагаются.

Арт-терапия как психотерапия, предполагающая построение психотерапевтических отношений, а так же создание клиентом изобразительной продукции, выступающий средством символической трансакции между клиентом и психотерапевтом и подвергающиеся анализу и обсуждению.

Программа включает в себя описание организационного этапа тренинга, куда входят: знакомство, диагностика и подбор участников группы, и пять встреч, направленных на коррекцию аддиктивного поведения.

Основным психотерапевтическим направлением коррекционной программы является арт-терапия.

Встреча 1

Рисунок в круге «Мандала».

Все участники группы сидят в круге за столами. На столе краски, кисти, листы бумаги формата А3, позволяющий создавать круги диаметром до 25 см.

Сообщается тема занятия: сегодня мы будем рисовать. Тема, над которой будем сегодня работать, называется: «мои прошлые переживания». Вам необходимо будет нарисовать в круге прошлые переживания, вспомнить свое детство, свои детские проблемы, то, что вас волновало, беспокоило, то из-за чего вы, возможно, плакали, убегали из дома. Время не ограничено.

Работа по теме.

Обсуждение работ.

Встреча 2

Рисунок в круге «Мандала».

Продолжаем работу. Сегодня мы снова будем рисовать. Тема нашего сегодняшнего занятия: «Мои настоящие переживания». (Приложение).

Работа по теме.

Обсуждение работ.

Встреча 3

Рисунок в круге: «Мандала»

Продолжаем работу. Сегодня мы вновь будем рисовать, вспоминая себя. Тема занятия: «Мои успехи». Вспомните, что вас радовало, заставляло улыбаться, смеяться, приводило в восторг.

Работа по теме.

Обсуждение работ.

Встреча 4.

Техника арт-террапии «Отрезаем и рвём проблему».

Цель занятия: разрешить психологические проблемы осужденных с помощью арт-террапии.

Методическое обеспечение занятия:

лист чистой бумаги формата А4.

цветные карандаш.

ножницы

Теоретическая часть занятия: в местах лишения свободы ВЫ сталкиваетсь с различными проблемами, попадая время от времени в кризисные ситуации. Это как мы уже выяснили, может быть, получение письма от близких с негативными новостями, болезнь, конфликты с другими осужденными или с администрацией, уход близкого человека....Самое главное в такой ситуации — не впадать в отчаяние. Здесь необходимо воспитанницам объяснить, что не стоит задавать себе бесполезного и мучительного вопроса: почему это случилось именно со мной. Бывает так, что во многих случаях мы сами создаем свои проблемы, а затем старательно тянем их по жизни, не пытаясь как-то разрешить; хорошо, если вы сможете в самое трудное и тяжелое для вас время сказать себе: «Все проходит, и это пройдет». Кроме позитивных мыслей хорошим разрушителем препятствий и преград также является ваше воображение. Есть люди, которые обладают свойством преувеличивать свою проблему. Это как раз тот случай, когда вам не следует использовать свое богатое воображение, придумывая разные ужасные картины. Так как любая проблема сопровождается той или иной степенью боли, с осужденными в форме диалога необходимо обсудить эту тему совместно с психологом. Боль является неотъемлемой частью нашей жизни. И как часто мы прибегаем к приему анальгетиков при первом же появлении боли! Заболит ли голова или горло – наша рука тут же тянется за таблеткой. Выпили таблетку – и боль проходит. На самом деле нам только кажется, что стало легче. Боль становится терпимой, когда мы знаем, чем она вызвана. Мы способны привыкнуть к такой боли, которая сопровождает нас долгое время. Но совсем не переносим, если боль острая, и мы не знаем причину ее возникновения. Появляется страх, который только ухудшает положение и усиливает болезненное состояние. Иногда боль нас предупреждает, что мы в своей жизни что-то делаем не так, что-то должны переосмыслить и пересмотреть. Разрушительные и злые мысли вызывают такие же разрушительные действия в организме, вплоть до различных заболеваний. Поэтому боль часто говорит о болезни: когда человек продолжает негативно мыслить, не в силах измениться, а возможно, и простить кого-то или попросить самому прощения у тех людей, которых когда-то обидел.

Во многих бедах виноваты мы сами, из-за своей злости и нетерпимости. Ведь что такое злоба? Это направленный на другого человека поток отрицательной разрушительной энергии. И эта энергия возвращается к нам назад, усиленная многократно, и от этого еще более разрушительная.

Что делать? Лучше всего, конечно, постараться не злиться, а если уж в силу каких-то причин это невозможно, надо постараться исправить вред, причиненный своему здоровью негативными эмоциями и мыслями. Ход занятия: психолог дает инструкцию: «Нарисуйте свою проблему справа от себя в виде клубка запутанных ниток. Под изображением напишите: «Моя проблема» или назовите ее более конкретно. Слева нарисуйте себя и под изображением напишите свое имя. Затем возьмите ножницы и отрежьте клубок, то есть свою проблему. Вы наглядно увидели, что проблемы не стало. Одним движением ножниц вы просто отрезали ее от себя. Именно это действие поможет вашему мозгу легко распутать создавшуюся затруднительную ситуацию». На заключительном этапе занятия, осужденные должны самостоятельно прийти к выводу, что необходимо стараться во всем видеть хорошее, везде искать позитив, любить людей и жизнь - и проблемы исчезнут.

Встреча 5

Рисунок в круге «Мандала»

Тема, над которой будем сегодня работать, называется: «мои желания». Вам необходимо будет нарисовать в круге то, что вы хотите, желания, возможно, это будут Ваши планы на будущее.

Обсуждение рисунка.

После коррекционных мероприятий, были проведены опросы осужденных, результаты которых были значительно улучшены, их психологическое состояние стало более уравновешенным, уровень агрессии значительно снизился.

Рис.2. Результаты диагностики по методике арт–терапии «Мандала» после проведенной психокоррекции

Согласно данной гистограммы мы видим, что в процессе проведения психокоррекционной программы осужденные в своих рисунках стали больше применять радужные цвета такие как голубой, зеленый, желтый, в своих повторных рисунках совсем не применяли черные, серые цвета и темно синие.

Во многих мандалах стали рисовать цветы, домашних животных, что говорит о женственности автора, линии в рисунках стали более мягкие и практически отсутствуют острые и прямые линии.

Выводы по второй главе

В данной главе мы провели исследование, посвященное изучению особенностей аддиктивного поведения у осужденных женщин с помощью метода «Мандала», «Незаконченные предложения» и проективной методики «Человек под дождем». На основании полученных результатов была разработана психокоррекционная программа применение методов арт-терапии. После психокоррекционной работы была проведена контрольная диагностика, которая показала на сколько эффективна данная программа по работе с осужденными женского пола, склонных к аддиктивному поведению.

Данная психокоррекционная программа способствовала развитию эмоциональной устойчивости, лучшему пониманию своей личности, коррекции ценностных ориентаций осужденных.


Заключение

В результате исследования было выявлено, что для осужденных женского пола, склонных к аддиктивному поведению, характерно сниженное настроение, неустойчивость, тревожность, беспокойство, окрашенное чувством страха, зависимость от мнения окружающих, уход от конфронтации, стремление избежать вовлеченности в социальную активность, избирательность в контактах, обидчивость, зависимость от мнения большинства и ориентация на общепринятый стиль поведения, сдержанность в проявлении своих чувств и эмоций.

В данной научной работе мы обозначили значимость применения арт-терапии по работе с осужденными женского пола, склонных к аддиктивному поведению. Доказали, что данная психокоррекция не требует особых затрат, удобна в применении, с данной методикой можно работать как в группе, так и индивидуально. К тому же творчество для женщин имеет особое значение, благодаря арт-терапии они могут наглядно изобразить свои внутренние переживания, выплеснуть агрессию, разобраться с внутренней противоречивостью и в тоже время они могут сформулировать свои жизненные планы, обозначить что является для них самым главным, а что нет, именно арт-терапия помогает повысить уровень самооценки, что не маловажно для женщин, особенно для тех кто находится в условиях изоляции.

Таким образом мы доказали, что психокоррекционное мероприятие в виде арт-терапии оказало стабилизирующие воздействие на осужденных женского пола, склонных к аддиктивному поведению.

Список литературы

1. Авилов Г.М. К глубине развития игровой аддикции. Кемерово.: 2004-33с

2.Бойко И.Б., Калашникова Т.В. Тест руки. Учебно-методическое пособие. Рязань, 1993.

3. Братусь Б.С. Аномалии личности. М.: 1998-23,26с

4.Бурлачук Л.Ф. Исследование личности в клинической психологии (на основе метода Роршаха). М.: 2000. – 131с

5. Карвасарский Б.Д. Психотерапия. М.: 2001 – 153с

6. Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 г. от 14.10.2010 г. № 1772-р.

7. Копытин А.И. Основы арт-терапии. СПб.: 2000 – 7с

8. Копытин А. И. Диагностика в арт-терапии. Метод «Мандала». СПб.: 2002 – 80с

9. Копытин А.И. Практикум по арт-терапии. СПб.: 2001 – 448с

10. Красикова Ю.Ю., Лаврентьева И.В., Савельева Т.И. Проективные методы исследования личностиосужденного.Рязань.:2012 – 6с

11. Лебедева Л.Д. Практика по арт-терапии: подходы, диагностика, ситема занятий. СПб.: 2003 – 256с.

12. Люшер М. Цветовой тест М.Люшера. М.: 2005.

13. Медведева Е.А., Левченко И.Ю., Комиссарова Л.Н. Артпедагогика арт-терапия в специальном образовании. М.: 2001- 124с

14. Собчик Л.Н. Психология индивидуальности. Теория и практика психодиагностики. СПб.: 2008 – 175с.

15. Немов Р.С. Психология. – М.: ВЛАДОС, 1995. – Кн. 2. Психология образования.

16. Короленко Ц.П. Донских Т.А. Семь путей к катастрофе. Деструктивные формы поведения в современном мире. Новосибирск: Наука, 1990. С. 5.

17. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2000.

18. Лисецкий К.С., Литягина Е.В. Психология не – зависимости. Учебное пособие по курсу «Профилактика аддиктивного поведения». Самара: Изд-во «Универс-групп», 2003. С.11.

19. Змановская Е.В. Девиантология. Психология отклоняющегося поведения. М., Академия, 2004. С. 119.

Приложение

Метод «МАНДАЛА»

Инструкция:

Возьмите лист размером 30 на 45 см и тарелку 27 см в диаметре и обведите ее простым карандашом.

Возьмите цветной пастельный мелок или краски и нарисуйте что – нибудь в центре круга, выбрав тот цвет, который в наибольшей степени приятен вам в данный момент. Сфокусируйте внимание на нарисованной вами форме и подумайте, какое следующее действие она вам подсказывает. Важно получить от этой работы удовольствие.

Внешние границы круга не должны являться для вас непреодолимым препятствием. Если вы хотите выйти за пределы, вы можете это сделать – это ваш круг.

Когда вы закончите рисовать, подпишите рисунок и поставьте дату, а также укажите, где находится верхняя часть изображения.

Интерпретация мандал разработан А.И Копытиным и является одним из возможных подходов к исследованию их психологического содержания. Он позволяет рассмотреть множество разных системных признаков, обеспечивая достаточно детализированное и всесторонние исследование.

Так, в одних случаях этот алгоритм может быть использован в основном с целью диагностики и оценки, в других случаях- применяются в ходе арттерапевтических занятий и потому. Предполагать возможность развернутого диалога с клиентом и обратной связи, помогающих ему лучше понять свою внутреннюю реальность. Предполагаемый алгоритм также следует рассматривать как всего лишь опору для анализа, требующего значительной гибкости и творческой активности с той и другой стороны.

  1. Центр мандалы. Интерпретируя центр, можно исходить из предложения, что он является организующим элементом системы. Если система – это психика, то центр – это своего рода символическое отражение «я» автора. Структурные и цветовые особенности центра, а так же его размер будут отражать разные аспекты «я» - степень его сформированности. Силу, способность выполнять те или иные связанные с ним функции. Наличие двух центров может быть связанно с переживанием кризиса и глубоких психологических изменений, связанных с процессом развития или иными причинами. Иногда это так же можно рассматривать как признак внутренней противоречивости, амбивалентного. Следует так же учитывать, сто центр в некоторых случаях может отражать трансперсональные аспекты идентичности, связанные с духовным, мистическим опытом, переживанием измененных состояний сознания. Отсутствие определенной фигуры в центре мандалы, «пустой» центр – признак изменений или нарушений самовосприятия.
  2. Внешние границы мандалы. Как и центр, как правило, отражают «я» и его функции, способность автора рисунка осознавать свои психологические границы и защищать личное пространство в процессе взаимодействия с другими. В определенной мере границы мандалы также характеризуют степень психологической открытости автора и его готовности к контактам с внешним миром. Так, слишком плотные границы мандал могут говорить об избегании контактов и потребности в самозащите. Границы мандалы также могут быть связаны со способностью к контейнированию психической энергии-способностью выдерживать напряжение, не прибегая к бессознательному отреагированию аффектов.
  3. Связь центра с внешними границами и разными зонами внутреннего пространства мандалы. Хорошая связь, как правило, может говорить о высокой психологической интеграции «я», способности автора рисунка ставить и достигать свои цели, хорошем развитии воли сознания. Определенное значение может иметь способ визуальной связи центра с внешними границами и разными зонами мандалы.
  4. Общий характер рисунка - степень хаотичности или упорядоченности. Упорядоченный характер изображения мандалы связан с наличием геометрических фигур или хорошо оформленных образов. Включая изображения людей, животных, растений. Это является признаком психической целостности, высокого уровня развития сознания. При этом элементы рисунка связаны друг с другом как пространственно, так и по содержанию. Хаотичные изображения характеризуются плохой связью между элементами рисунка. Наблюдение за процессом рисования часто позволяет подтвердить хаотичный характер мандалы. Автор рисунка импульсивно, контроль над изобразительной деятельностью низкий. Нередко изобразительные элементы пересекают внешние границы мандала. Такие рисунки говорят о регрессивных состояниях, а так же характерны органического поражения мозга со слабоумием. В некоторых случаях определенная степень хаотичности может быть связана с переживанием сильного аффекта.
  5. Симметрия или асимметрия. Симметричные мадалы, то есть такие. В которых правая и левая половины или верхняя и нижняя части «отзеркаливают» друг друга, могут свидетельствовать о покое, равновесии, пассивности, отсутствии психологических изменений. Асимметричные же изображения более свойственны клиентам, переживающим процесс психологических изменений, а так же тем, кто испытывает внутренней конфликт. Такие мандалы говорят об активной внутренней динамике, которая может быть связанна как с процессом развития, так и с некоторыми эмоциональными психическими нарушениями. Асимметрия также может быть признаком невротического внутриличностного конфликта. Более «здоровый» характер имеют те асимметричные мандалы, в которых виден хороший оформленный центр. Это указывает на состояние динамического равновесия «я», сохранение самосознания, несмотря на изменения и определнные внутренние противоречия.
  6. Движение в мандале. Попытки изобразить движение в «мандале» часто отражают восприятие движения различных элементов образа еще на стадии его визуализации (представления). Иногда восприятие движения подтверждается лишь благодаря обсуждению рисунка и того, что клиент представлял перед рисованием или в процессе создания рисунка. Движение может иметь разный характер и направленность. Вращательное движение по часовой стрелке. Нередко говорит о процессе осознавания, энергетической мобилизации. Противоположное движение отражает усиление регрессивных тенденций, вытеснение определенного материала из сознания. Движение, направленное от периферии к центру говорит о потребности в сохранении энергии и уходе от контактов. Восходящее движение может быть одним из признаков духовных, мистических переживаний. Нисходящее же движение говорит о фокусировке на телесных ощущениях может иметь как патологически, так и здоровый характер.
  7. Цвет и числовые элементы в мандале дополнительно следует проанализировать особенности цветового оформления мандалы и числовые проявления. Числа связаны с повторяющимися элементами изображения, а так же с геометрическими фигурами. При этом можно использовать разные системы психологического анализа цвета и чисел, однако предпочтительнее те из них, которые рассматривают цвет и число как одну из форм символической экспрессии и допускают содержательную поливалентность цветов.

После детального анализа «мандалы» можно перейти к формулировке гипотез, которые позволили бы объяснить характерные для нее признаки в их взаимосвязи друг с другом и с учетом условий, в которых происходила визуализация и создание образа. Гипотеза может объяснить особенности состояния, по возможности также - особенности процесса развития, в том числе то, что может ему препятствовать или, наоборот, способствовать. Кроме того, гипотеза может включать обозначение ведущего внутриличностного конфликта и возможные пути его разрешения, а так же внутренних ресурсов клиента.

Как правило, рисунки в круге включают элементы нескольких архитипических стадий, что создает определенные сложности для интерпретации. Наличие признаков нескольких стадий свидетельствует о представленности разных переживаний или аспектов психического опыта, которые могут дополнять друг друга либо противоречит друг другу. « Структурный подход к анализу таких сложных «мандал» требует соотнесения признаков конкретных стадий Большого круга и их комплексного анализа в контексте процесса психического развития клиента. С целью более обстоятельного знакомства с системой диагностических критериев Джоан Еллог.

По целому ряду причин создание «мандал» может являться ценным инструментом работы с наркозависимыми. Так, создание «мандал» обеспечивает глубинную психологическую диагностику и выявление тех неосазноваемых факторов и внутриличностных конфликтов, которые могут лежать в основе развития зависимости. Кроме того, в результате создания и обсуждения «мандал» авторам рисунков становятся лучшие понятны некоторые особенности их психологической организации-внутренние ресурсы, перспективы развития, защитные механизмы.

Создание «мандал» позволяет отразить и организовать имеющийся у наркозависимых опыт переживания измененных состояний сознания, сто способствует лучшему пониманию ими причин и условий возникновения таких состояний, их динамики и связи не только с приемом наркотических веществ, но и творческими процессами, физическим состоянием, духовными практиками и религиозным опытом. Кроме того, контролируемое применение «мандал» позволяет наркозависимым развивать навыки управления своим эмоциональным и физическим состоянием и, тем самым, повысить их стрессоустойчивость, что может иметь большое значение для профилактики рецидивов.

Хотя «мандалы» могут иметь разный размер, в нашей работе с наркозависимыми как правило использовался формат бумаги А4, позволяющий создавать круги диаметром до 27 см. В зависимости от задач сеанса, использовались два возможных варианта создания «мандал»: раскрывающий и поддерживающий. Раскрывающий вариант обеспечивал выражение актуального психологического материала участников группы и применялся для диагностики и работы с разными , в том числе проблемными состояниями.

Поддерживающий вариант создания «мандал» как правило, предполагал использование релаксационной музыки, более продолжительный настрой с использованием мышечного расслабления и глубокого дыхания, а так же отдельных аффирмаций, ориентирующих на достижение психофизического комфорта. Данный вариант работы носил коррекционную направленность, обеспечивал снятие напряжения и развития навыков саморегуляции.

Большое значение при использовании обоих вариантов работы с мандалами имела атмосфера психологической безопасности и взаимного доверия участников. Мандалы могли создаваться на любом этапе процесса групповой арт-терапии. Благодаря многократному применению данной техники появлялась возможность анализа динамики состояния участников группы и оценки эффективности курса. При создании «мандал» большое значение придается последующему взаимодействию участников занятий со своей творческой продукцией и е последующему обсуждению.

Интерпретация цвета:

Черный цвет. Он традиционно ассоциируется с отрицанием жизни — разрушением. С другой стороны, можно рассматривать его как психологическую смерть, предшествующую новой жизни. Черный символизирует темноту чрева и земли, в которую брошено зерно. Любая жизнь зарождается во тьме. Обилие черного цвета в изобразительной продукции может являться признаком депрессии.

Серый цвет. Этот цвет часто присутствует в мандалах употреблявших героин наркоманов, которые получают метадон, и иногда может указывать на наличие чувства вины. Серый цвет также может свидетельствовать об апатии и ощущении усталости от жизни.

Тёмно-фиолетовый он указывает на состояние, которое предшествует дистанцированию от матери, на симбиотическую зависимость от неё. С другой стороны, тёмно-фиолетовый цвет может указывать на активность фантазии, которая в арт-терапии обычно играет положительную роль.

Коричневый цвет, у многих возникают ассоциации с фекалиями. Коричневый цвет может указывать на контакт с фекалиями во время родов и страх загрязнения. Иногда он указывает на наличие мазохистических тенденций. С другой стороны, коричневый цвет может быть признаком большого потенциала, ассоциируясь, в частности, с готовой к посеву почвой.

Красный цвет связан с мужскими проявлениями и физиологией — сексуальной потребностью, кровью, деструктивными тенденциями и способностью отстаивать свои интересы. Когда же красный цвет используется вместе с черным, это свидетельствует об агрессивных тенденциях, готовых реализоваться в разрушительных действиях.

Оранжевый указывает на сильную эмоциональную зависимость от мужчины, которая может проявляться и в чувстве любви, и в чувстве ненависти. В мандалах женщин оранжевый цвет может указывать на проблемный характер отношений с мужчинами. В некоторых случаях он отражает эмоциональную зависимость от отца, а также завышенную самооценку и выраженную амбициозность.

Ярко-желтый цвет указывает на высокий интеллект и сильный характер. В отличие от оранжевого, желтый цвет ассоциируется со здоровым самоутверждением, свободным от дефензивности и противостояния авторитетам. Светло-желтый цвет в мандалах как мужчин, так и женщин в большинстве случаев отражает ясный ум и любознательность. Он нередко также свидетельствует о хороших, теплых отношениях с отцом

Зеленый цвет ассоциируется с критическим состоянием, поскольку его положительные и отрицательные значения крайне поляризованы. Этот цвет отражает растительную жизнь. Он также указывает на способность заботиться о других и о себе, свидетельствует о состоянии зрелости, когда субъект интроецирует материнские и отцовские качества и сам становится родителем.

Светло-голубой в женских мандалах этот цвет указывает на положительное отношение к себе как к женщине и идентификацию с материнскими функциями.

Темно-синий цвет. Этот цвет используется теми людьми, для которых характерен конфликт с матерью. Она воспринимается ими как угроза, как нечто пытающееся их поглотить.

Многие алкоголики обладают заметной интуицией и повышенной чувствительностью, при этом они часто используют темно-синий цвет в рисунках мандалы. Я полагаю, что страдающие аддиктивными расстройствами лица нередко принимают алкоголь и наркотики, чтобы блокировать стимулы, которые являются для них невыносимыми. Они прибегают к алкоголю и наркотикам как к средству контроля над неприятными эмоциями.

Сиреневого цвета символизирует единство с божественной матерью и мистические переживания. К положительным аспектам сиреневого цвета следует отнести его связь с ощущением единства с вселенской жизнью

Этот цвет имеет и негативное содержание, поскольку часто встречается в мандалах тех лиц, которые страдают бронхиальной астмой и другими респираторными заболеваниями.

Изображения радуги могут быть связаны с первой стадией того процесса, который, предполагая момент дезинтеграции, ведет затем к обретению новой целостности.

Мандалы могут включать как извилистые, так и прямые линии. Первые обычно указывают на преобладание эмоций над разумом и тесно связаны с фемининностью. В отличие от извилистых линий, прямые указывают на преобладание рационального начала и более характерны для мужчин. Поэтому изображение звезды можно считать символом мужественности, а изображение цветок женственности. Крест в центре мандалы можно трактовать как крест (христианскую символику) или перекресток. Можно предполагать, что автор рисунка пребывает в состоянии нерешительности либо чувствует себя распятым. Нередко крест также ассоциируется с жертвой, и если он находится в центре, то может отражать состояние дезинтеграции, за которым следует формирование нового центра «я».

Если же внешняя граница мандалы очень плотная, можно предполагать наличие паранойяльной настроенности или стремление защитить хрупкое «я». В то же время это может являться признаком интроспективной ориентации.

Обширное незакрашенное пространство в мандале свидетельствует о желании автора рисунка скрыть или подавить свои чувства. В сочетании с едва заметной внешней границей круга это, однако, указывает на готовность к контактам.

Общие рекомендации

В мандалах здоровых индивидах, как правило, присутствуют все основные цвета. Рассматривая мандалу, следует обратить внимание на то, какой из основных цветов отсутствует. Если в женских мандалах неизменно присутствуют оранжевый, желтый и красный цвета, но отсутствуют синий и голубой, можно предполагать наличие очень сильного animus, препятствующего развитию фемининных качеств женщины. Если же мужчина при создании мандал не использует желтый цвет и пользуется в основном зеленым и синим цветами, можно предполагать, что его мужские качества недостаточно проявлены и что он слишком пассивен.

Состояние каждого из нас может меняться, поэтому, используя мандалу как средство оценки процесса психического развития, следует быть готовым к тому, что характер изображения будет со временем меняться. Задача первичной оценки, которая зачастую происходит на материале всего нескольких мандал, — определить, каково состояние человека в данный момент, допуская при этом, что через некоторое время оно может стать другим. Было бы ошибочным на основе анализа мандал навешивать на людей ярлыки и рассматривать их рисунки как нечто неизменное. Мандала становится эффективным средством работы лишь в том случае, если мы рассматриваем ее как часть непрерывного процесса развития и изменений.

1 Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 г. от 14.10.2010 г. № 1772-р.

2 Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2000.

3Лисецкий К.С., Литягина Е.В. Психология не – зависимости. Учебное пособие по курсу «Профилактика аддиктивного поведения». Самара: Изд-во «Универс-групп», 2003. С.11.

4 Змановская Е.В. Девиантология. Психология отклоняющегося поведения. М., Академия, 2004. С. 119.

5 Короленко Ц.П. Донских Т.А. Семь путей к катастрофе. Деструктивные формы поведения в современном мире. Новосибирск: Наука, 1990. С. 5.

6 Ушатиков А.И., Б.Б. Казак Основы пенитенциарной психологии. Учеб./Под ред. С.Н. Пономарева. – Рязань: Узорочье, 2002. – с. 322.

7 Копытин А.И. Основы арт-терапии. СПб.: 2000. – С.5.

8 Копытин А.И. Практикум по арт-терапии. СПб.: 2001 – 448с

9 Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика,система занятий. СПб.:2003 – 256с

10 Копытин А.И. Диагностика в арт-терапии. Метод «Мандала». СПб.: 2002.

11 С.В.Березин, К.С.Лисецкий Психологические основы профилактики наркомании в семье. Самара. Изд-во СИУ, 2001.

12 Немов Р.С. Психология. – М.: ВЛАДОС, 1995. – Кн. 2. Психология образования.

PAGE \* MERGEFORMAT 2

Применение проективных методов в индивидуальной работе с осужденными, склонных к аддиктивному поведению