Первоначало в Философии Платона

Содержание

Введение………………………………………………………………………......…2

1. Формирование философских взглядов Платона ………………………..…..….4

1.1.Актуальность знаний по Платону …………………………………...….…..….4

2. Учение о бытии и небытии……………………………………………….…...….8

2.1. Истинное бытие и мир идей по Платону …………………………………..…8

3.Первоначало в Философии Платона ……………………………………..….….11

3.1.Рассудок и разум по Платону……………………………………….…..….….12

3.2.Гносеология Платона ………………………………………….…………...….14

Заключение…………………………………………………………...……….….…21

Список используемой литературы ……………………………………...….….…22


Введение

Платон это выдающийся деятель мировой культуры. Несмотря на то, что период жизни этого человека, ученого, писателя, пришелся на незапамятную старину, - но до сих пор и во веки веков его наследие будет лостоянием вспего человечества. Платон, абсолютно по праву считается одним из отцов-основателей философии, науки и системы образования. В начале 4 века до н.э. Платон учредил в Древних Афинах учебное заведение, названное «Академия», которое просуществовало несколько веков. Будучи, фактически, создателем философского течения «идеализма» Платон, наряду с Демокритом, обосновавшим течение «материализма» стали основателями двух основных философских школ. Противостояние двух этих школ – идеализма и материализма продолжается до настоящего времени, формируя то - что мы теперь называем философией.

Одновременно с философскими изысканиями Платон успешно реализовал себя как математик, астроном, специалист по акустике.

Интересно то, что сочетая в себе дарования ученого исследователя и литератора, Платон излагал свои научные и философские концепции в «диалогах», ставших, своего рода, научными драмами или комедиями.

Очень важны и интересны для исследователей, в том числе – современных, описательные мотивы в творчестве Платона. Не будь их мы бы сегодня намного хуже и беднее представляли себе реалии повседневной жизни Древней Эллады.

В данной работе излагаются основные аспекты философского учения Платона. Его взгляды на основы: бытия и небытия, теологию, построение общества. Целью ставится подчеркнуть уникальность Платона – мыслителя в истории.

1.Формирование философских взглядов Платона

Платон - сознательный и последовательный объективный идеалист. Исходит из идеи существования двух миров: первичным является мир вечных, неизменных (не могут меняться, иначе не будут последними) духовных сущностей – идей, а вторичным, производным от него является чувственный конкретный мир вещей. Отдельные конкретные предметы создаются, разрушаются и воспроизводятся в силу того, что в умопостигаемом мире идей имеется причина их бытия – идея.

Аристотель считает, что теория идей Платона связана с исследованием сущности понятий. Идеи, являются в действительности общими понятиями человека о вещах чувственного мира, оторванными от этих вещей и превращенными в абсолют. Платон сравнивает человеческую жизнь с пребыванием в подземелье. Задача – выйти из пещеры на свет. Родина души человека – мир идей.

В основе теории познания лежит теория воспоминания, которая связана с идеей переселения души (метемпсихоза). Знание есть припоминание (анамнезис) людьми тех знаний, которые в готовом виде содержатся в душе. Позиция рационализма, согласно которой знания берутся из ума, а не из чувств.

"Наследие Платона тем более интересно, что его трудно квалифицировать как сугубо философское. Платон пока еще сочетает в себе черты истинной поэзии и чистой художественности с глубиной и сложностью философской мысли. Платон — это философ и тонкий стилист одновременно", — были убеждены Лосев и Тахо-Годи.

Религиовед с мировым именем Карл Кереньи (Karl (Kroly) Kernyi) в своем бестселлере об Элевсинских таинствах писал: "Фактически ни Сократ в "Федре", ни Диотима в "Пире" не говорят о мистериях Агр и Элевсина. Но их современникам было совершенно понятно, что в словах о таинствах духовной жизни, которые начитаются на уровне физической любви и в конечном итоге ведут к великому видению Идей, подразумеваются эти мистерии".

Страсть к славе, говорил Платон, это последнее одеяние, которое мы сбрасываем с себя, умирая. О ком только не писал этот философ-мистик, но только не про себя любимого. Однажды его спросили, будут ли о нем писать, Платон ответил: "Было бы доброе имя, а записчики найдутся1

В юности, кроме спорта, Платон увлекался начертательным искусством и литературным творчеством. Он был поклонником комедий Софокла и Аристофана и сам сочинял комедийные произведения, а также эпиграммы и даже трагедии. У своих литературных наставников Платон перенял реалистичное изображение персонажей. До наших времен сохранилось 25 эпиграмм, автором которых считается Платон.

Правда история утверждает, что после знакомства с Сократом Платон разочаровался в литературе и уничтожил большинство своих творений.

Платон был рядом с Сократом до самой его смерти, всего около девяти лет. Он стал постоянным собеседником и другом великого учителя. Также Сократ считается соавтором большинства философских диалогов Платона. Из этого исследователи делают вывод, что Платон писал свои диалоги практически с натуры. Следует полагать, что именно Сократ поселил в душе своего молодого друга и ученика веру в существование истины и высших ценностей, которые достигаются постоянным самосовершенствованием.

Первый период творчества Платона относится к времени когда умер Сократ. Он завершается первой поездкой Платона на Сицилию. Тогда были созданы: ‹‹Апология Сократа››, ‹‹Критон››, ‹‹Протагор››, Первая книга ‹‹Государства››, ‹‹Лахет››, ‹‹Лисия››, ‹‹Парменида››. Произведения этого периода именуются «сократическими» В их содержании лидирует рационалистический сократовский подход. Поднимаются вопросы добра, мужества, патриотизма и законопослушания.

В следующий, так называемый – «переходный» период творчества, длившийся чуть более двадцати лет (до 366 г. до н.э.) Платоном созданы: ‹‹Гиппий большой›› и ‹‹Гиппий меньший››, «Горгий››, ‹‹Ион››, ‹‹Кратил›› и ‹‹Менон››. В этих трудах уже доминируют мысли и видение самого Платона. Тем не менее, автор продолжает излагать их от имени своего учителя Сократа. Таким образом, ставший самостоятельным философом и учредителем «Академии» Платон создает «своего» Сократа. 2

В период творческой зрелости Платону уже 60 – 70 лет и он отличается исключительной наблюдательностью и четкостью мыслей и фраз. Он пишет: ‹‹Государство›› (книги со второй по десятую), ‹‹Диалоги››, ‹‹Критий››, ‹‹Парменид››, ‹‹Пир››, ‹‹Тимей››, ‹‹Федр›› и ‹‹Филеб››. Эти произведения, своего рода – квинтэссенция творчества Платона.

И будучи уже в годах, в середине 4 века до .н.э. Платон создает «Законы», в которых описывает систему государственного устройства, доступную, в его понимании, - ситам человечества. Завершающий период творчества Платона свидетельствует о разочаровании в людях и возможностях реализации позитивных преобразований общества.

По преданию, умер Платон в 347 году до нашей эры, в день своего рождения. В день рождения Аполлона. После его смерти остались 4 раба, два небольших имения, три мины денег да две серебряные чаши, золотой перстень и золотая серьга.

Заключение

Анализируя полученную информацию в работе можно обозначить следующие выводы.

Основная часть философии Платона, давшая название целому направлению философии — это учение об идеях (эйдосах), о существовании двух миров: мира идей (эйдосов) и мира вещей, или форм. Идеи (эйдосы) являются прообразами вещей, их истоками. Идеи (эйдосы) лежат в основе всего множества вещей, образованных из бесформенной материи. Идеи — источник всего, сама же материя ничего не может породить.

Мир идей (эйдосов) существует вне времени и пространства. В этом мире есть определенная иерархия, на вершине которой стоит идея Блага, из которой проистекают все остальные. Благо тождественно абсолютной Красоте, но в то же время это Начало всех начал и Творец Вселенной. В мифе о пещере Благо изображается как Солнце, идеи символизируются теми существами и предметами, которые проходят перед пещерой, а сама пещера — образ материального мира с его иллюзиями.

Идея (эйдос) любой вещи или существа — это самое глубокое, сокровенное и существенное в нем. У человека роль идеи выполняет его бессмертная душа. Идеи (эйдосы) обладают качествами постоянства, единства и чистоты, а вещи — изменчивости, множественности и искаженности.

Душа человека представляется у Платона в образе колесницы с всадником и двумя лошадьми, белой и черной. Возница символизирует разумное начало в человеке, а кони: белый — благородные, высшие качества души, черный — страсти, желания и инстинктивное начало. Когда человек пребывает в ином мире, он (возница) получает возможность вместе с богами созерцать вечные истины. Когда же человек вновь рождается в мире материальном, то знание этих истин остается в его душе как воспоминание.

Поэтому, согласно философии Платона, единственный для человека способ знать — это припоминать, находить в вещах чувственного мира «отблески» идей. Когда же человеку удается увидеть следы идей — через красоту, любовь или справедливые дела — то, по словам Платона, крылья души, когда-то утерянные ею, вновь начинают расти.

Отсюда — важность учения Платона о Красоте, о необходимости искать ее в природе, людях, искусстве или прекрасно устроенных законах, потому что, когда душа постепенно восходит от созерцания красоты физической к красоте наук и искусств, далее — к красоте нравов и обычаев, — это наилучший способ для души подняться по «золотой лестнице» к миру идей.

Второй силой, не менее преобразующей человека и способной поднять его до мира богов, является Любовь. Вообще, сам философ напоминает Эрота: от также стремится достичь блага, он и не мудр и не невежественен, но является посредником между одним и другим, он не обладает красотой и благом и именно поэтому стремится к ним.

Список использованной литературы

1. Галышев И. И. История философии. М.: Академия, 2006. 455 с.

2. Зимченко М. О. Философия. М.: Экзамен, 2008. 500 с.

3. Истомин Н. Г. Платон. М.: Прогресс, 2007. 210 с.

4. Момотов С. С. Основы философии. СПб.: Питер, 2006. 345 с.

5. Нелюбин Д. Д. Философия античности. М.: Юрайт, 2007. 367 с.

6. Торопов Е. Н. История философии. М.: Норма, 2007. 389 с.

7. Яковлев С. Б. Великие философы. М.: Высшая школа, 2007. 345 с.

1 Истомин Н. Г. Платон. М.: Прогресс, 2007. 70 с.

2 Истомин Н. Г. Платон. М.: Прогресс, 2007. 85 с.

Первоначало в Философии Платона