Факторы социализации детей и молодежи в современном обществе
PAGE \* MERGEFORMAT 38
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы. Современному развитию российского общества свойственны специфические проблемы, как социально-экономического, так и духовно-нравственного характера. При всем том, если экономические трудности видны и находятся как бы под неусыпным контролем социума, то нравственные, культурные, духовные проблемы не лежат на поверхности, но они глубоки и требуют неотложного решения.
Особенно важными являются противоречия в социально-воспитательном процессе молодого поколения россиян. В связи с чем, создание системы духовно-нравственного воспитания молодежи на основе богатого опыта предшествующих поколений, стержнем которого являются народные традиции, на сегодняшний день весьма актуально. К сожалению, явный перекос в сторону сотворения материальных ценностей и их культа, переоценка роли образования и недооценка роли воспитания в становлении новых поколений россиян, привели к возникновению феномена бездуховности молодежи. Данная ситуация разрушительна для системы традиционных ценностей и традиционного механизма социализации поколений. Обстоятельства говорят о том, что необходимо переосмыслить опыт в сфере духовно-нравственного воспитания молодого поколения россиян, приобщить его к нынешним условиям, возрождая при этом традиции народа.
Каждое общество исторически по-разному и в различных формах приобщало новые поколения к основным социальным ценностям и нормам. Необходимость исследования специфики социализации детей и молодежи в условиях переходного общества, которым в настоящее время является Россия, вызвана изменениями в индивидуальном и массовом сознании, сопровождающими закономерно обусловленную модернизацию экономической, политической системы, а также системы управления социальной структурой общества. За кратчайший, по историческим меркам период времени (с середины 1980-х гг. и до настоящего времени) в России осуществляется смена тоталитарной формы государственного правления на демократическую; политическое и экономическое единообразие уступило место многопартийности, многообразию форм собственности; воинствующий атеизм - свободе вероисповедания; однообразие духовной жизни и творчества, ориентировавшее индивидуальное и массовое сознание, поведение и деятельность индивидов на следование догмам революционного марксизма, - плюрализму; информационная и культурная изолированность от внешнего мира - гласности, открытости, добровольному и равноправному сотрудничеству представителей многочисленных этносов, конфессий, культур и т.д.; идеология революционного мессианства, аскетизма и самопожертвования ради победы мировой коммунистической революции, классовой ненависти к ее реальным и потенциальным врагам, как за пределами своего социума, так и внутри его признанию приоритета общечеловеческих ценностей, чести и достоинства личности, человеческой индивидуальности, политической, религиозной, этнической толерантности в отношениях между индивидами, социальными группами, государствами [7,с.52].
Степень разработанности проблемы. Особенности становления молодёжи как социальной и возрастной группы рассматриваются в трудах М.Х.Титмы, И.С.Кона, В.Т.Лисовского, Ю.Г.Волкова, В.Ливанова, В.Левичевой, Ф.Шереги, А.Габиани, Л.Волошиной, Я.Гилинского, Э.Раска, А.Яковлева, В.Магу на, В.В.Семеновой и др. Вопросы социально-психологического направления в развитии молодёжной проблематики освещены в работах И.С.Кона, В.Т.Лисовского и др. Проблемам девиантного поведения посвятили свои труды А.Габиани, А.Е.Личко, Г.Я.Лукачер, Н.В.Макшанцева, Т.В.Иванова, В.А.Чудновский, Г.А.Аванесов, Ю.Д.Блувштейн, С.Е.Вицин, Н.Я.Заблоцкис, Г.И.Забрянский, В.В.Панкоратов, Ю.Е.Аврутин, Я.И.Гилинский, А.Лепс, Э.Раска, В.С.Афанасьев, В.Н.Кудрявцев, И.В.Маточкин, Р.С.Могилевский, А.М.Яковлев, А.Б.Шапиро и др.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что материалы и выводы данного исследования могут быть использованы в работе социального педагога; в дальнейших научных исследованиях и разработках по проблемам социализации детей и молодежи.
Цель работы изучить факторы социализации детей и молодежи в современном обществе.
Объектом нашего исследования является социализация детей и молодежи в современном обществе.
Предметом исследования - микро-факторы социализации детей и молодежи в условиях современного общества.
Задачи:
- изучить сущность и особенности социализации детей и молодежи;
- рассмотреть основные подходы к классификации факторов социализации детей и молодежи
- исследование влияния факторов социализации детей и молодежи в современном российском обществе
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты изучения факторов социализации детей и молодежи в современном обществе
1.1 Сущность и особенности процесса социализации детей и молодежи
В отношении процесса социализации, детей и молодежь нельзя рассматривать как пассивное отражение действительности, своеобразное зеркало социальных условий и взаимодействий. Такое понимание роли детей и молодёжи было бы примитивным, так как задача сводилась бы к выработке механизмов адаптации, конформизма, исполнительского послушания, повторения в каждом новом поколении одних и тех же свойств. Это исключало бы прогресс, движение вперёд, поэтому столь важно развивать в молодом человеке чувство нового, инициативу, творчество. Исходя из этого, следует охарактеризовать некоторые особенности социализации детей и молодёжи, которые обусловлены её переходным статусом [10, с. 69].
Основная особенность социализации молодых людей состоит в том, что на этапе молодости завершается первичная и начинается вторичная социализация. Индивид начинает осваивать нормы и ценности социального окружения с учетом того, что он успел воспринять на этапе первичной социализации. Молодой человек ориентируется уже не столько на конкретных «других», сколько на обобщенного «другого», либо отождествляя себя с ним, либо противопоставляя себя ему. На этом этапе часто возникает проблема согласованности между первоначальными социальными адаптациями и интернализациями, поскольку в ранней юности подвергается сомнению обретенная ранее идентичность. Осознание необходимости решать взрослые задачи вызывает переживание того, как индивид выглядит в глазах других в сравнении с его собственным представлением о себе.
К особенностям социализации детей и молодежи относится также большая значимость так называемых барьеров перехода - границ между различными этапами жизни или жизненными ситуациями. Преодолевать такого рода барьеры помогают так называемые ритуалы перехода (термин, введенный А. Ван Геннепом) - институционализированная и формализованная система коллективных действий, принятая в данной культуре. Ван Геннеп сконструировал универсальную модель таких ритуалов, которая состоит из трех этапов: фаза отделения от группы, пограничная фаза и фаза реинтеграции. Выражением таких ритуалов в традиционных обществах являются обряды инициации, которые в той или иной степени существуют и в современных обществах.
Существенным отличием социализации молодежи от социализации ребенка является то, что на этом этапе более существенную роль играют так называемые агенты вторичной социализации.
Рассматривая социализацию молодежи, как сложный и многосторонний процесс, А.И. Ковалева предлагает несколько критериев для ее классификации.
Во-первых, по критерию, отражающему условия осуществления социализационного процесса, можно выделить его следующие типы: естественный, примитивный, сословный, единообразный, регламентированный, патерналистский, конформистский, гуманистический, моносоциокультурный, полисоциокультурный.
Во-вторых, содержание социализационного процесса, позволяющее различить следующие его типы: познавательный, профессиональный, правовой, политический, трудовой, экономический и др., фактически, соответствующие основным типам человеческой деятельности.
В-третьих, критерий, связанный с результативностью социализации дает возможность выделить успешную, кризисную, отклоняющуюся, принудительную, реабилитационную, преждевременную, ускоренную, запаздывающую социализацию [8, с. 444 - 445].
К основным факторам социализации детей и молодежи, определяющим ее ход и результативность, следует отнести:
- характер и особенности социального контроля в обществе и группе. На характер социального контроля влияют: соотношение формальных и неформальных регуляторов, обязательность или необязательность следования социальным (в том числе, правовым) нормам, неотвратимость санкций за их нарушение, плотность социального контроля и т.д.;
- степень согласования или рассогласования между микрогрупповыми и макрогрупповыми ценностями и нормами, степень гетерогенности, субкультурности общества и окружения индивида;
- особенности системы образования, сосредоточенность ее только на обучении или на воспитании, в том числе идеологическом, индивида;
- особенности семейно-демографической ситуации в обществе, наличие конфликта поколений либо относительно сбалансированное взаимодействие различных когорт; наличие в обществе эйджизма;
- дискретность, прерывность линейного развития общества, кризисы в его развитии;
- экономическая ситуация в обществе, востребованность молодежи на рынке труда;
- политическая ситуация в обществе, распространение экстремистских настроений и практик;
- информационная политика государства и характер деятельности СМИ, их сосредоточенность на определенных темах; степень многообразия источников информации и др. Значимость СМИ в процессе социализации обусловлена тем, что они являются не только каналами распространения норм и ценностей. Они также способны уводить массовое сознание от реальных проблем, замещая их ложными, концентрировать внимание массовой аудитории на определенном круге явлений, навязывать оценки и установки и др.;
- характер референтных групп тех, которые являются для детей и молодежи образцом для подражания.
Социализация это процесс социального влияния на личность под воздействием стихийных, относительно регулируемых и целенаправленных условий, с целью усвоения ей общественных норм, ценностей, смыслов, общественно и личностно значимых качеств, способов поведения, позволяющих выявить свои индивидуальные особенности и возможности, использовать их в окружающей среде [10, с. 120].
Процесс социализации может быть как стихийным, так и управляемым. В первом случае социализация протекает спонтанно, в процессе свободного общения, решения непредвиденных проблем, самостоятельного выбора путей выхода их нестандартных ситуаций. Эта особенность является одним из отличительных признаков социализации от воспитания как специально организованной деятельности педагогов по реализации целей образования в условиях педагогического процесса [1, с.144].
Во втором - она является относительно регулируемым и осуществляется как преднамеренный и специально организованный процесс, что особенно характерно для образовательных учреждений.
Характерной особенностью процесса социализации является его непрерывность. Он начинается с появлением человека на свет и началом формирования его сознания, а завершается с его смертью.
Процесс социализации охватывает разнообразные явления общественной жизни. Не скрою, что в момент определения параметров развития человека возникает целая вереница правил и законов, которые определяют движение человека по его жизненной траектории. Однако в судьбе каждого заложен механизм реализации в силу его генетических особенностей и возможностей, именно здесь, в этом социальном пространстве. Одни думают, что это связано с Божественной Волей, другие - со случайным стечением обстоятельств. В появлении человеческого существа на Земле «заряжены» многочисленные факторы, которые характерны для данного типа общества и направлены на его движение по пути реализации общественного плана, заложенного в единый код развития мироздания. Таким образом, процесс социализации содержит в себе целевую составляющую, направленную на совершенствование всей общественной жизни. Инструментом выступает человек, который порождает общественные нормы, опираясь на предыдущие, при этом изменяет их или привносит качественно новые. В социализации, таким образом, ведущими становятся отношения, которые порождаются людьми для осуществления личностного развития и реализации своих личностных планов. Если возникает ситуация, когда происходит сбой в отношениях, который приводит к разрушению связей и нарушениям в развитии личности, возникает побочный процесс социализации (дисоциализация), создающий иное социальное пространство, основанное на ложных ценностях, нормах, способах поведения [12, с. 131].
Неудовлетворенность собой, своим социальным положением является важным стимулом как для дисоциализации, так и ресоциализации, т.е. восстановления прерванных связей с обществом и стремление к движению по пути социализации. Опережение в развитии личности также возникает тогда, когда стимулом становится неудовлетворенность, что подталкивает человека к поиску новых смыслов и определению новых мотивов. Значит, социализация опирается на личностные мотивы, которые, в свою очередь, порождены ею.
В целом каждый член общества в процессе социализации и взросления формируется как социально-культурное существо, и в этом качестве он усваивает и интегрирует в себя культуру общества или отдельные ее компоненты. С этой точки зрения каждый человек является носителем общей культуры в той мере, в какой он социализируется в условиях данной конкретной социальной общности.
Современная педагогика должна исходить из положения необходимости развития у детей качеств, помогающих человеку реализовать себя как существо сугубо общественное и как неповторимую личность, со своими специфическими запросами и индивидуальными способами социальной самореализации.
1.2 Основные подходы к классификации факторов социализации детей и молодежи
Социализация человека происходит в рамках схожих социальных систем (семьи, школы, улицы и т. п.). Поэтому можно говорить о единообразии мотивов и ценностей, которые формируются в данных системах. В процессе взаимодействия людей в этих системах каждый из них конформен по отношению к ожиданиям другого, когда реакция другого соответствует ожиданиям.
Основными факторами - механизмами социализации человека являются: наследственность, семья, школа, улица, телевидение и Интернет, книги, общественные организации (армия, спортивная команда, партия, тюрьма и т. д.), тип общественного строя, тип цивилизации. Соотношение их в истории человечества и индивида различно. В семье и школе закладываются основы мировоззрения, морали, эстетики, приобретаются первичные роли, навыки, традиции. В школе, институте, СМИ формируются разнообразные знания. На работе, на улице, в армии формируются профессиональные, гражданские, родительские и т. п. роли [3, с. 218].
Роль перечисленных факторов в социализации человека опирается, по мнению Т. Парсонса, на несколько потребностно-когнитивно-оценочных механизмов. Подкрепление - процесс, связывающий потребность и ее удовлетворение, когда последнее усиливает стандарт поведения. Репрессия - умение отвлекаться от одной потребности ради другой. Замещение - процесс перемещения потребности с одного предмета на другой. Имитация - отвлечение знаний, умений, ценностей от процесса потребления и их самостоятельное рассмотрение.
Идентификация - принятие ценностей и ролей данного общества как своих на основе взаимной привязанности воспитателя и воспитуемого [4, с. 199].
Социализация - процесс и результат взаимодействия социализирующегося и перечисленных факторов, взаимных ролей, ожиданий, санкций [15, с. 72]. Если вначале импульсы идут от воспитателей, то затем - от социализирующегося, стремящегося повысить свой статус, реализовать потребности и способности. На разных этапах социализации соотношение мотивов и внешних факторов различно. Различно оно и у разных людей. У творческого человека мотивация преобладает над внешними обстоятельствами; но воспитатель обладает контролем над ситуацией обучения, механизмом вознаграждения-наказания воспитуемого, которые побуждают также к репрессии и замещению.
На социализацию решающее влияние оказывают возраст, пол, степень родства. В социологии выделяют три уровня и этапа социализации.
Первичная (до 6 лет), происходящая преимущественно в семье, основана на предсознательных программах, которые у талантливого новорожденного более совершенны, чем у обычного человека. Восприятие предметного мира, языка и речи, участие в ролевой деятельности являются сигналами, развивающими механизмы предсознания в сознание, в способности к музыке, математике, физическому труду и соответствующим моделям ролей.
Вторичная социализация (до 23-25 лет), происходящая в системе образования, направлена на совершенствованиевозникшего сознания, ценностных ориентаций, ролевых моделей в более сложные, профессиональные, взаимосвязанные ориентации действий, а также роли и действия: юноши и девушки, студента и спортсмена, любящего и любимого и т. п.
Третичная социализация - это социализация взрослого, образованного, получившего профессию человека. В это время формируется ментальность и ценностные ориентации, статусы и роли, навыки поведения мужчины и женщины, мужа или жены, отца и матери, работника и гражданина, патриота и интернационалиста и т. п.
Одна из существенных проблем социализации - совместимость разных ценностей культуры, предлагаемых разными факторами - системами социализации (семьей, улицей, школой, тюрьмой и т. п.). Она решается использованием вышеназванных механизмов социализации. То же происходит в результате разности статусов и ролей человека: ребенка, отдыхающего, школьника, заключенного и т. п. Поэтому для социализации характерен компромисс между разными традициями, нормами, ценностями, идеалами и т. п.: только в этом случае характер и ментальность человека устойчивы. Подобный компромисс предполагает также компромисс индивида с другими людьми.
Согласно психологам, некоторые черты - модели - характера, закладываются в детстве. Соответственно, в то же время закладываются и основы ментальности, возникающие на основе характера, формируются ценности, нормы и роли, типичные для данной социальной группы. Данный характер и ментальность получили у социологов название «базовой личности», социализирующейся уже в детстве. Она образуется преимущественно через механизм идентификации. Такая личность является одновременно характеристикой типа общества. Состав ценностей базовой личности сказывается на новых ролевых ожиданиях социализирующейся далее личности.
На разнообразие типов личности (базовой) влияет ряд факторов [6, с. 155].
Во-первых, это возможность идентификации социализируемого с альтернативными ценностями и ролями, которые всегда существуют, особенно «на улице», «на телевидении» и т. п.
Во-вторых, действует иерархия регрессивных возможностей (замещение), которую представляет богатая предметами и образованием ситуация.
В-третьих, новая ролевая ориентация воспитуемого встречает у него сопротивление, связанное как с прежними ролями, так и с трудностью усвоения новых ролей. Чтобы социализация была «нормальной», соответствовала ментальности и ролями в обществе, существуют механизмы социального контроля, вознаграждения - наказания.
Социализация отлична в разных общественных формациях (строях), которые мы рассмотрим в четвертой части настоящего учебного пособия. В них возникают разные типы базовых личностей. В азиатских формациях базисом общества является деспотическое государство; там образуются преимущественно коллективисты. Таковым был советский строй и человек. В экономических формациях базисом является рыночная экономика; в них формируются преимущественно индивидуалисты. Таковым является капитализм. В смешанных (эконом и ко-политических) формациях формируются солидаристы. Таковы все современные (западные) общества.
В результате многообразия факторов социализации в рамках одного и того же типа общества возникают разные типы личностей: по мировоззрению, ментальности, характеру, образу жизни. Одни из них - конформисты (консерваторы) - приспосабливаются к существующему обществу. Другие становятся реформаторами, т. е. умеренно несогласными с тем обществом, которое «досталось» им «в наследство». Третьи превращаются в революционеров, стремящихся разрушить общество, в котором они живут, а на его месте построить новое. Реформаторы и революционеры вступают в социальный и межличностный конфликты, которые служат источником развития обществ (мы рассмотрим их в последней части этой книги).
Коллективисты, индивидуалисты и солидаристы по-разному связаны с консерваторами, реформаторами и революционерами. Коллективисты по своей природе являются консерваторами, они не способны на реформы. Это типично для России. Индивидуалисты - реформаторы и революционеры. Они образуют движущую силу феодального и буржуазного общества, в том числе в России. Солидаристы - типичные реформаторы, которые, с одной стороны, неплохо устаиваются в обществе, где социализировались, а с другой стороны, понимают необходимость его постоянного реформирования.
Современное индустриальное и постиндустриальное общество требует формирования универсальных ценностей и норм при одновременной аффективной нейтральности к ситуации. С одной стороны, в силу многообразия и сложности жизненных ситуаций человек должен опираться на универсальные ценности и нормы, которые должен уметь интерпретировать в каждой конкретной ситуации (особенно в предпринимательстве). С другой стороны, чтобы их реализовать он должен аффективно-нейтрально оценивать ситуацию, образовавшуюся из других людей и вещей.
Классификация факторов социализации [1, с. 174]:
Факторы социализации это обстоятельство, условия, которые побуждают человека к активности и действию.
В отечественной науке существуют различные классификации факторов социализации. Наиболее логичной и продуктивной для педагогики является та классификация, которую предложил в 1991 году А. В. Мудрик. Он выделил 3 основных группы факторов:
- макрофакторы (космос, планеты, государство). Они влияют на социализацию всех жителей планеты или очень больших групп людей, живущих в определенных странах;
- мезофакторы условия социализации группы людей, которые выделяются:
а) по национальному признаку (этнос);
б) по месту и типу поселения (регион, область, город, район, село);
в) по принадлежности к СМИ.
- микрофакторы (семья, сверстники, группа людей, микросоциум, учителя, воспитательные учреждения) социальная группа, которая оказывает непосредственное влияние на конкретных людей.
Институты социализации:
- семья;
- культура;
- образовательные учреждения;
- религия.
Возрастные этапы развития личности (по Д. Б. Эльконину) [2, с. 236].:
Периодизация основанная на выделении возрастных особенностей детей.
Возрастные особенности характерные для определенного периода жизни анатомофизиологические функции и психические качества личности.
Периодизация бывает 2 видов: полная и неполная (частичная).
Полная периодизация развития охватывает всю жизнь человека с наиболее характерными стадиями.
Неполная (частичная) периодизация, которая охватывает лишь ту область развития личности, которая нас интересует. Для педагогической школы наибольший интерес представляет период охватывающий жизнь и развитие ребенка школьного возраста.
В современной науке принята следующая периодизация детского возраста, которая получила название педагогическая (по Д. Б. Эльконину):
1) младенчество от рождения до 1 года;
2) преддошкольный возраст 1-3 года;
3) дошкольный возраст 3-6 лет:
а) младший дошкольный возраст 3-4 года;
б) средний дошкольный 4-5 лет;
в) старший дошкольный 5-6 лет;
4) младший школьный возраст 6-10 лет;
5) средний школьный возраст 10-15 лет;
6) старший школьный возраст 15-18 лет.
Основу периодизации педагогической составляют стадии физического и психического развития личности, а также условия, в которых протекает воспитание ребенка.
Ян Амос Коменский был первым кто настаивал на строгом учете в учебно-воспитательной работе возрастных особенностей детей. Он выдвинул и обосновал принцип природосообразности, т.е. обучение и воспитание должны соответствовать возрастным этапам развития ребенка. Все должно идти последовательно и своевременно.
Одним из основоположных принципов в педагогике является принцип учета возрастных особенностей детей. С его помощью учитываются определенные учебные нагрузки, режим дня, объемы занятий различными трудами. Возрастные особенности помогают правильно решить вопросы расположения учебных предметов и учебного материал в каждом предмете.
1.3 Мезо- и микрофакторы социализации детей и молодежи в условиях современного общества
Мезофакторы это условия социализации больших социальных групп людей. К ним относятся место и тип поселения, принадлежность к сетям массовой коммуникации, принадлежность к субкультурам. Сельские поселения. В России в сельской местности проживает около 26% населения. Это больше, чем в развитых странах. Сельские поселения многообразны - маленькие деревни, большие села и т.д. Но при этом они обладают типичными характеристиками[6, с. 173].:
- небольшое количество жителей;
- малая плотность населения; - малая степень разнообразия видов трудовой деятельности;
- плохо развитое общественное обслуживание;
- почти полное отсутствие учреждений культуры и возможностей для проведения досуга. В целом современные деревни и села сохраняют многие традиционные черты сельского образа жизни.
Особенности сельского образа жизни связаны с особенностями сельского труда:
- подчиненность труда ритму и циклам природы и неравномерность трудовой занятости в течение года, - более тяжелые, чем в городе, условия труда;
- малые возможности для профессиональной мобильности жителей;
- большая слитность труда и быта, трудоемкость труда в домашнем и подсобном хозяйствах.
Особо следует отметить, что сельские поселения являются эффективным фактором социализации, так как в них достаточно высок социальный контроль жизнедеятельности человека со стороны окружающих. Жизнь селян в большей мере «публична», т.е. доступна для соседей. Для села характерна «открытость» общения, здесь отсутствует анонимность. Сельская семья играет в жизни и социализации своих членов значительно большую роль, чем городская семья. В сельской семье сосредоточены и труд, и отдых, и наиболее важные социальные связи. Набор занятий в свободное время довольно сильно ограничен. Достаточно часто встречается примитивное времяпрепровождение. В сельских поселениях велик процент алкоголизма. Экономический кризис на селе сопровождается далеко идущими изменениями в социальной жизни. В деревне сложилась сложная социально-демографическая ситуация, что проявилось в усилении миграционных процессов. Происходит уменьшение сельского населения. Можно говорить и том, что положение крестьянина сильно дестабилизировано, продолжается процесс раскрестьянивания. Произошло отчуждение человека деревни от труда и его результатов. Все перечисленные факторы оказывают влияние на формирование образа жизни, на социализацию личности. Все перечисленное позволяет сделать вывод, что, с одной стороны, существуют факторы для эффективной социализации, с другой стороны, существует достаточно много негативных явлений.
Городские поселения. Город - тип поселения, для которого характерны концентрация большого количества людей и высокая плотность населения на ограниченной территории, высокая степень разнообразия человеческой деятельности; дифференцированная социально-профессиональная структура населения; достаточно высокая пространственная, профессиональная и социальная мобильность населения. Перечисленные характеристики существенно различаются в зависимости от размера города, его географического положения и характера занятости населения [1, с. 168].
Городской образ жизни, как фактор социализации имеет следующие обобщенные характеристики:
- преобладание анонимных, деловых, кратковременных контактов;
- снижение значимости соседских связей;
- увеличение субъективной значимости семьи для человека;
- многообразие культурных стандартов, ценностных ориентации, стилей жизни;
- повышение социальной мобильности горожан, неустойчивость социального статуса;
- слабое влияние традиций в регулировании поведения человека;
- слабый социальный контроль из-за анонимности и разнообразия социальных связей, значительная роль самоконтроля поведения.
Для личностного развития город потенциально дает больше возможностей. У жителей городов больше выбор во всех сферах жизнедеятельности. В тоже время город оказывает и разрушительное воздействие. Город дает больше шансов не только для просоциальной социализации, но и для антисоциальной социализации. В средних и крупных городах значительнее сосредоточение криминальных факторов, криминальных структур и групп, всех видов девиантного поведения. Город оказывает разрушительное воздействие и на психофизиологическом уровне, что связано с состоянием городской среды.
Средства массовой коммуникации (СМК).
Средства массовой коммуникации - это технические средства (печать, радио, кинематограф, телевидение), с помощью которых осуществляется распространение информации (знаний, духовных ценностей, моральных и правовых норм и т.д.) на количественно большие и рассредоточенные аудитории. Объектом воздействия СМК является не отдельный индивид, а сознание и поведение больших групп людей, составляющих аудиторию того или иного конкретного средства массовой коммуникации. СМК играют большую роль в жизни человека любого возраста. Роль средств массовой коммуникации можно представить следующим образом[22, с. 251].
1. Информационная и просветительская. СМК представляют собой систему информационного образования, просвещения различных слоев населения.
2. Развивающее воздействие СМК. Это воздействие не однозначно. Исследования показали, что просмотр телепередач ускоряет развитие ребенка почти на целый год, особенно к моменту поступления в школу. Телевидение значительно влияет на кругозор малообразованных слоев населения. Но вместе с этим, с появлением радио, телевидения произошло падение интереса к чтению. Получаемая информация многими не усваивается и тем более не «присваивается».
3. Формирование ценностных ориентации личности, усвоение широкого спектра социальных норм. Например, это проявляется в формировании в массовом порядке материальных и социальных потребностей.
4. Рекреативная роль. СМК определяют досуговое времяпрепровождение (групповое или индивидуальное).
5. Релаксационная роль. СМК отвлекают от неприятностей, заглушают эмоциональную неудовлетворенность.
6. Интеграция общества и его саморегуляция через СМК. Субкультуры. Субкультура, как фактор социализации, задает специфику процесса социализации.
Субкультура - это совокупность специфических норм, ценностей, стереотипов, вкусов, влияющих на стиль жизни и мышления определенных групп людей и позволяющих им осознать и утвердить себя в качестве «мы», отличного от «они». Социальной базой формирования субкультуры могут быть возрастные и социальные слои населения, профессиональные группы, религиозные секты, сексуальные меньшинства, массовые неформальные течения, преступные группы и организации, любители определенных занятий[23, с. 139].
К признакам субкультуры относятся:
- специфический набор ценностных ориентации, норм поведения, взаимоотношений;
- статусная структура;
- набор предпочитаемых источников информации;
- своеобразные увлечения, вкусы и способы времяпрепровождения;
- специфический жаргон;
- фольклор.
Микрофакторы. Ребенок рождается в определенной семье, у определенных родителей. Именно здесь, в семье, он начинает приобретать первый социальный опыт. Содержание и характер этого социального опыта зависят от духовного богатства родителей, от моральных и жизненных ценностей всей семьи, от понимания родителями ответственности перед малышом за качество социализации, которое они ему обеспечат. Механизм социализации, которым владеет семья, объективно заложен в самой ее структуре, в ее воспитывающей функции. Естественное усвоение ребенком социального опыта посредством подражания близким; личностно значимым для малыша взрослым; усвоение норм, правил поведения, взаимоотношений и др., - происходят в сочетании с постоянным подкреплением - поощрением или осуждением, способствующими формированию у ребенка его собственной моральной картины мира. В семье происходит и половая идентификация: ребенок соотносит себя с одним из родителей своего пола и присваивает присущие полу формы и способы поведения [20, с.42].
Семья играет кардинальную роль в социализации личности ребенка, удовлетворяя его потребность в эмоциональной защищенности, доверии, первичной информации.
Расширение и обогащение социального опыта ребенка происходят в процессе его общения со сверстниками, с другими детьми, при посещении дошкольного учреждения, школы. Все это и есть микросреда, благодаря которой ребенок не только получает информацию о социальном мире, но и приобретает практику поведения, отношений, чувств. Приведите примеры того, что ребенок в младенческом, раннем, дошкольном возрасте может быть активным преобразователем окружающего его социального мира: в плане изменения предметов, взаимоотношений, отношения к себе самому и к людям, к природе.
Выводы по первой главе
Социализация молодежи осуществляется на фоне полуразвалившейся экономики, коррумпированности властей, нищенского существования большинства молодых людей, нарастания криминального беспредела и т. д. Основные противоречия в сфере социализации - это противоречия между:
- объективной необходимостью реформы системы образования и воспитания и возможностями государства обеспечить ее ресурсами, средствами;
- старыми ценностями общества и новыми. На молодежь оказывают влияние как идеи социализма, так и либерализм ценности рынка, частной собственности, свободы, демократии, а также религии, церкви;
- нарождающимся новым производством, рыночными отношениями и невостребованным инновационным потенциалом молодежи. Ныне в стране отчетливо проявляется отчуждение молодежи от производительного труда, для многих молодых людей труд утратил смысл как средство самореализации, самоутверждения. Вместе с тем суровые реалии жизни (безработица, неплатежи, задержки заработной платы и т.п.) побуждают определенную часть молодежи к пересмотру традиционных взглядов, побуждают к добросовестному труду, приобретению новых профессий и знаний;
- потребностями молодежи в повышении своего благосостояния и возможностями российского общества удовлетворить таковые потребности;
- декларируемым строительством правового социального государства и правовой, социальной незащищенностью детей и молодежи;
- формированием в России новой политической системы и непоследовательностью осуществления политического курса на демократизацию. В России ныне наблюдается политическая индифферентность молодежи от безрезультатных политических дискуссий, обещаний и т.п. [11, с. 105-106].
Одной из основных причин негативных явлений в нашем обществе является несоответствие слова и дела. Принятые законы и программы не реализуются, демократия часто является прикрытием для бюрократии и криминалитета. Такая социально-политическая, информационная обстановка в России требует новой стратегии и методов работы с молодежью. Управление процессами социализации может стать достаточно эффективным, но для этого необходимы следующие условия:
- объективный учет особенностей предшествующего и современного состояния процессов воспитания, менталитета и поведенческих характеристик молодежи;
- своевременное блокирование и устранение факторов, тормозящих процесс социализации молодежи;
- наличие научно обоснованной государственной молодежной политики и эффективных механизмов ее реализации [13, с. 27].
Глава 2. Исследование влияния факторов социализации детей и молодежи в современном российском обществе
2.1 Выявление проблем социализации детей и молодежи в современном обществе
Говоря о проблемах социализации современных детей и молодежи, следует отметить их несомненную остроту и актуальность в современное время. Ведь тот или иной путь развития личности носит вероятностный характер, и с любой стартовой позиции школьник может попасть в какую угодно среду. То есть сначала ребенок попадает в ту или иную группу, а затем вступает в процесс социализации. Предупредить подобное развитие событий заранее невозможно, потому как проблемы социализации в современной России, в первую очередь, связаны с трансформацией ценностных ориентаций детей, непониманием старшего поколения системы ценностей молодежи и отсюда - с его неспособностью подготовить школьника к новой жизни. Все эти процессы так или иначе связаны с кризисом традиционных институтов социализации семьи и школы [24, с. 98].
Говоря об особенной роли семьи в процессе социализации, следует отметить, что сегодня имеет место быть изменение статуса юношества раньше оно рассматривалось как подготовка к жизни, а сегодня это особый период жизнедеятельности, обладающий не меньшей ценностью, чем жизнь взрослого человека. Общество становится более терпимо к юношеству, поскольку оно определяет будущее. Ведь подросток это «не маленький взрослый. Это человек определенной стадии развития и определенной культуры».
Особая роль в современной социализации принадлежит, несомненно, и образованию. Вроде бы все понятно: ребенок воспитывается в семье и ходит в школу, и основные стороны, влияющие на ребенка, очевидны. Однако в действительности перед нами совершенно иной результат: засилье молодежных субкультур, вредных привычек, СМИ и т.д. Семья «набрасывается» на школу, ведь учителя «работают плохо, ничем не могут заинтересовать ребенка»! Школа в свою очередь «будоражит» семью, ведь «родители все свалили на школу! Не хотят заниматься воспитанием своих детей!» Однако история - свидетель того, что в прошлые века дети часто оставались без попечения родителей, не посещали школу, и никакая программа «Всеобуч» их тревожно не искала! Значит что-то произошло, что-то надломило взаимосвязь процесса социализации с институтами семьи и школы. Закономерно возникает вопрос, где искать причины сложившейся тревожной ситуации?
Сегодня в России традиционные агенты социализации переживают собственный кризис. Так, среднестатистическая российская семья не способна качественно выполнять свою роль в процессах социализации, так как произошло резкое падение ее воспитательных функций. Подобные процессы происходят и в школе. Низкий уровень финансирования, засилье документации породили ряд таких негативных явлений в системе образования, как кадровый голод, неоднородность требований, что закономерно сказалось на качестве образовательного процесса. И дети, вместо контроля со стороны родителей и школы, оказались предоставлены сами себе и социализации на улице в молодежных неформальных группах [1, с. 71].
Одним из итогов неприспособленности современных детей и молодежи к жизни, неприятия общечеловеческих ценностей является чувство безнадежности и безвыходности, которое все чаще и чаще посещает современную молодежь даже при встрече с незначительной проблемой. Печальный итог высокий процент суицидов в России. В 2011 году Павел Астахов заявил РИА «Новости», что «Россия занимает первое место в Европе и одно из первых мест в мире по количеству суицидов среди подростков 15-19 лет».
Говоря о причинах суицида, нельзя не упомянуть и об участившихся случаях жестокого обращения с детьми в их семьях, в прессе постоянно появляются новости об оставленном грудном ребенке, убийстве ребенка своими родителями, жестоком обращении с ребенком и т.д. Объяснить подобную деградацию современной семьи можно глобальными процессами, происходящими в современном обществе [3, с. 163]:
- возросший темп жизни - человек не справляется с ускорением времени и возлагаемыми на него обязанностями, отсюда высокая стрессовость;
- информационный гнет - современного человека «душат» многочисленные потоки информации, которые он не в силах переработать;
- слабость государственных социальных программ - современное поколение подростков не может смириться с отсутствием тех или иных благ. Молодые семьи распадаются от невозможности совместно переживать трудности семейного быта. Отсутствие жилья, достойно оплачиваемой работы превращает жизнь молодой семьи в постоянную гонку за средствами к выживанию.
В итоге кризис семьи налицо.
Наряду с кризисом семьи объективны процессы кризиса образования: школа уже не может выступать единственно верным источником информации для подростков, как и не может уберечь их самих от ее негативных проявлений. Негативная информация подстерегает современного подростка повсюду: на улице, в сети Интернет, СМИ, ТВ каналах, прессе и т.д.
Обществу XXI века позволено критиковать школу публично. Поэтому образовательное учреждение в силу объективных причин не может выступать гарантом социализации подростка.
Если семья и школа переживают кризис, кто должен заниматься социализацией современных подростков? Кто призван решать проблемы социализации и молодежи России? Пытаясь найти ответы на данные вопросы, можно констатировать, что внедрение ФГОС, инновационный потенциал Программы внедрения воспитательной компоненты есть одна из попыток преломить ситуацию. Хочется надеяться, что через некоторое время модернизационные процессы российского образования достигнут своей первоначальной цели, и российское образование, современная семья и государство в целом придут к единству в понимании друг друга…
2.2 Роль социального педагога в обеспечении эффективной социализации детей и молодежи
Социально-педагогическая деятельность - это разновидность профессиональной деятельности, направленная на оказание помощи детям и молодежи в процессе и их социализации, социального воспитания, освоения ими социальных норм и ценностей, на создание условий для их самореализации в обществе [1, с. 93].
Социализация это процесс социального влияния на личность под воздействием стихийных, относительно регулируемых и целенаправленных условий, с целью усвоения ей общественных норм, ценностей, смыслов, общественно и личностно значимых качеств, способов поведения, позволяющих выявить свои индивидуальные особенности и возможности, использовать их в окружающей среде [10, с. 120].
Процесс социализации может быть как стихийным, так и управляемым. В первом случае социализация протекает спонтанно, в процессе свободного общения, решения непредвиденных проблем, самостоятельного выбора путей выхода их нестандартных ситуаций. Эта особенность является одним из отличительных признаков социализации от воспитания как специально организованной деятельности педагогов по реализации целей образования в условиях педагогического процесса.
Во втором она является относительно регулируемым и осуществляется как преднамеренный и специально организованный процесс, что особенно характерно для образовательных учреждений.
Характерной особенностью процесса социализации является его непрерывность. Он начинается с появлением человека на свет и началом формирования его сознания, а завершается с его смертью.
Процесс социализации охватывает разнообразные явления общественной жизни. Не скрою, что в момент определения параметров развития человека возникает целая вереница правил и законов, которые определяют движение человека по его жизненной траектории. Однако в судьбе каждого заложен механизм реализации в силу его генетических особенностей и возможностей, именно здесь, в этом социальном пространстве. Одни думают, что это связано с Божественной Волей, другие - со случайным стечением обстоятельств. В появлении человеческого существа на Земле «заряжены» многочисленные факторы, которые характерны для данного типа общества и направлены на его движение по пути реализации общественного плана, заложенного в единый код развития мироздания. Таким образом, процесс социализации содержит в себе целевую составляющую, направленную на совершенствование всей общественной жизни. Инструментом выступает человек, который порождает общественные нормы, опираясь на предыдущие, при этом изменяет их или привносит качественно новые. В социализации, таким образом, ведущими становятся отношения, которые порождаются людьми для осуществления личностного развития и реализации своих личностных планов. Если возникает ситуация, когда происходит сбой в отношениях, который приводит к разрушению связей и нарушениям в развитии личности, возникает побочный процесс социализации (дисоциализация), создающий иное социальное пространство, основанное на ложных ценностях, нормах, способах поведения [20, с. 201].
Неудовлетворенность собой, своим социальным положением является важным стимулом как для дисоциализации, так и ресоциализации, т.е. восстановления прерванных связей с обществом и стремление к движению по пути социализации. Опережение в развитии личности также возникает тогда, когда стимулом становится неудовлетворенность, что подталкивает человека к поиску новых смыслов и определению новых мотивов. Значит, социализация опирается на личностные мотивы, которые, в свою очередь, порождены ею.
В целом каждый член общества в процессе социализации и взросления формируется как социально-культурное существо, и в этом качестве он усваивает и интегрирует в себя культуру общества или отдельные ее компоненты. С этой точки зрения каждый человек является носителем общей культуры в той мере, в какой он социализируется в условиях данной конкретной социальной общности.
Социально-педагогическая работа (деятельность) выступает средством социального воспитания личности как социально-культурного индивида, соответствующую данному обществу.
Социально-педагогическая деятельность в детских и молодежных организациях это обеспечение образовательно-воспитательными средствами, передача и освоение детьми и молодежью социального опыта человечества, обретение или восстановление социальной ориентации, социального функционирования с использованием позитивных возможностей детских и молодежных общностей.
В социально-педагогическую деятельность входят процессы образования, обучения и воспитания, интериоризации и экстериоризации социокультурных программ и общественного наследия.
Социально-педагогическая деятельность - общественно необходимый вид деятельности для обеспечения преемственности, постоянного совершенствования общества.
Основа социально-педагогической деятельности в детских и молодежных объединениях - общение человека с человеком, которое носит событийнодиалогический характер. Это встреча людей с различными мировоззрениями, системами воспитания, менталитета, поведения и т.д., но при этом объединенных общей идей [22, с. 109].
Основные направления социально-педагогической работы в детских и молодежных объединениях определяются проблемами, возникающими в процессе социализации.
Хотя направления работы и перечислены в квалификационной характеристике, но практически их круг значительно шире. Социальный педагог должен быть главным посредником между ребенком и теми, кто его окружает: учителями, классным руководителем, администрацией, представителями милиции, суда, других ведомств, а иногда и родителями или опекунами.
Основные направления деятельности социального педагога [24, с. 159]:
- Постановка социального диагноза. Определение социокультурной ситуации, социальных и личностных проблем детей и взрослых, попадающих в сферу влияния социального педагога. Информация может быть из разных источников (педагогическая, родительская, психологическая, медицинская, другая).
Выявление запросов, потребностей детей и разработка мер помощи конкретным учащимся с привлечением специалистов из соответствующих учреждений и организаций.
- Помощь семье в проблемах, связанных с учебой, воспитанием, присмотром за ребенком. Посредничество между различными специалистами и организациями (учреждением образования, здравоохранения, социальной защиты, культуры и пр.).
- Помощь ребенку в устранении причин, негативно влияющих на его социализацию. Распознавание, диагностирование и разрешение конфликтов, проблем, трудных жизненных ситуаций, затрагивающих интересы ребенка.
Предотвращение серьезных последствий развития сложных для ребенка событий.
- Профилактика правонарушений, девиантного поведения детей и подростков, в том числе алкоголизма, наркомании, курения, ранних интимных связей.
Пропаганда здорового образа жизни в детских и молодежных объединениях.
- Привлечение детей, родителей к организации и проведению социальнопедагогических мероприятий, акций детских и молодежных объединений.
Организация разнообразной социально-значимой деятельности детей в социуме (досуг, отдых, воспитательные мероприятия). Включение в процесс творчества, поддержка социальной инициативы.
- Индивидуальное и групповое консультирование детей по вопросам разрешения проблемных ситуаций, конфликтов.
- Организация взаимодействия детских и молодежных объединений, содействие налаживанию нормальных межличностных взаимоотношений в детских и молодежных коллективах. Помощь педагогам в разрешении конфликтов с детьми.
Социально-педагогическая деятельность реализует социальное проектирование и конструирование. Эта функция реализуется следующим образом:
1. формулировка цели деятельности - положительного идеала;
2. создание положительного «проекта», сценария будущего на основе анализа реального бытия человека или группы;
3. прогнозирование результата - формирования определенного уровня социальных качеств, самосознания, самоопределения, самоутверждения.
Результаты социально-педагогической деятельности могут носить не только положительный характер, но и реакционный, при котором закрепляется деперсонализация человека, его отчуждение от себя и общества, и консервативный характер, при котором происходит закрепление господствующих у человека социальных ценностей и форм поведения.
В целом этот вид деятельности носит гуманистическую направленность, поскольку его цель - противостоять отчуждению, подавлению и угнетению человека, содействовать развитию его индивидуальности.
Организаторы социально-педагогической деятельности начинают свою работу с изучения личности влияния на личность позитивных и негативных факторов этой среды, организованных и стихийных воздействий. В гуманизации и оздоровлении среды ближайшего окружения личности видит социальная педагогика основной подход к социализации личности. Для решения этой магистральной задачи социальной педагогики необходимо [1, с. 203]:
- восстановление воспитательной функции общины, сообщества;
- укрепление воспитательной функции семьи;
- ориентация содержания образования (дошкольного, школьного, дополнительного, начального профессионального, семейного) на потребности человека, проживающего в специфических условиях социума;
- укрепление социально-педагогических функций школы;
- внедрение института социальных педагогов и социальных работников;
- усиление воспитательной направленности социальной работы;
- развитие детских и молодежных объединений Одним из основных направлений социально-педагогической деятельности является работа с детьми и молодежью, стратегической целью которой является достижение ощутимых результатов в социальном благополучии данной категории граждан.
Социально-педагогическая работа с детьми и молодежью использует разные виды социальной поддержки и помощи, не обходит своим вниманием деятельность детских и молодежных общественных объединений, досуговых объединений по интересам (кружки, клубы, секции), работу различных учреждений по проблемам воспитания, образования, трудозанятости, планирования семьи, профориентации, профилактики детской беспризорности и преступности и другим направлениям.
Особое место в организации социально-педагогической деятельности занимают такие общественные институты воспитания, как учреждения дополнительного образования. В современной России существуют следующие виды учреждений дополнительного образования детей: дворцы, дома и центры детского творчества; подростковые клубы юных авиаторов, моряков, автомобилистов и т.д.; станции юных туристов, натуралистов, техников; студии по различным видам искусства, спорта; парки, музеи, детские спортивнооздоровительные лагеря Детские и молодежные объединения - социокультурные общности, для которых характерна субкультура - смысловое пространство ценностей, традиций, ритуалов, способов и форм совместной деятельности, общения участников. Социально-педагогический характер деятельности детских и молодежных общественных объединений позволяет рассматривать их как открытые социально-воспитательные системы, закрепляющие в поведении участника нравственные ценности и нормы, способствующие воспитанию и развитию личности. В современных условиях детские и молодежные общественные объединения выступают в качестве центров, организующих воспитательное пространство (среду), в котором могут быть реализованы следующие цели: развитие и саморазвитие детей, подростков, молодежи с учетом индивидуально-психологических и возрастных особенностей и интересов; раскрытие творческого потенциала, обеспечение каждому члену объединения позиции субъекта познания, деятельности, права; социальная адаптация, включающая опыт межличностного взаимодействия, различные социальные инициативы, развитие общей культуры, в том числе культуры досуговой деятельности, через разнообразные по познавательной проблематике программы, дающие выбор форм и средств организации свободного времени; социализация детей, подростков, молодежи во взаимодействии с социумом на основе признания таких общечеловеческих ценностей как Человек, Общество, Культура, Отечество, Мир и др. [5, с. 184].
На современном этапе государственные общеобразовательные учреждения строят отношения с детскими и молодежными объединениями как равные партнеры с учетом прав и интересов детей, подростков и молодежи. Педагог лидер и организатор совместно с администрацией и педагогическим коллективом общеобразовательного учреждения определяет модель взаимодействия с детскими и молодежными объединениями, в основе которой социально-педагогическая поддержка их функционирования.
Социально-педагогическая поддержка имеет ряд особенностей.
Важнейшей частью социальной помощи детям является педагогическая составляющая, связанная с воспитанием и образованием ребенка, содействием в его развитии и успешной социализации. То есть деятельность, направленная на оказание социальной помощи детям, это социально-педагогическая деятельность, которая представляет собой разновидность педагогической деятельности.
Л.А.Беляева и М.А.Беляева, рассматривают социально-педагогическую деятельность как «способ гармонизации отношений человека, группы и среды на основе удовлетворения потребности в социокультурной адаптации и самореализации, осуществляемой на основе развития лич ности, с одной стороны, и педагогической среды с другой». Особый вид социальнопедагогической деятельности, направленной на оказание социальнопедагогической помощи детям, называется социально-педагогической поддержкой[2; с.209]. Социально-педагогическая поддержка предполагает объединение усилий общества и педагога. Но цель этого объединения исследователями трактуется по-разному. Одни считают, что общество и педагог объединяются для социальной защиты детей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации (Л.Я. Олиференко и др.), другие для помощи в развитии индивидуальности, личности ребенка (Р.А. Литвак и др.), третьи для помощи в процессе самореализации (Н.А. Соколова).
Однако социально-педагогическая поддержка может рассматриваться и как помощь со стороны педагога и привлеченного сообщества личности и группе лиц для решения их проблем, успешного развития и саморазвития в процессе социализации.
В понятии «социализация» важным для понимания социально-педагогической поддержки является то, что личность не только усваивает, но и воспроизводит, обогащает определенную систему знаний, норм и ценностей, т.е. успешно самореализуется в обществе. А для этого индивиду требуется поддержка со стороны тех, кто призван помогать в развитии личности ребенку педагогов в широком смысле (родителей, учителей, врачей, социальных педагогов, общественных организаций и лиц и т.д.). Причем важно понимать, что самореализация необходима личности не только в процессе практического воплощения интересов и возможностей, данных от природы, но и в процессе преодоления негативных качеств, черт характера, позитивного изменения направленности личности для реализации своих талантов и способностей.
Самореализация в контексте данной работы рассматривается как возможность раскрытия своих индивидуальных лидерских способностей и качеств, потребностей, замыслов, целей личности через разнообразие видов и форм деятельности в условиях разнообразной социокультурной среды и культурной среды образовательного учреждения.
Итак, социально-педагогическую поддержку можно рассматривать как оказание помощи ребенку со стороны педагогов и общества в осуществлении процесса социальной адаптации и социальной интеграции с целью раскрытия индивидуально заданных способностей и талантов при условии принятия интересов и норм общества для участия в его дальнейшем социально активном преобразовании в деятельности субъекта [23, с. 161].
Специфика социально-педагогической поддержки в образовательных учреждениях предопределила интеграцию диагностики и проектирования. С одной стороны, диагностика дает педагогу прямой материал для разработки программы деятельности, с другой ребенок является субъектом собственной диагностики и проектирования индивидуального процесса социализации.
Выводы по второй главе
Социальный педагог - специалист высшей квалификации. Он имеет определенные осознанные склонности к работе с человеком и его воспитанию, жизненный и профессиональный опыт, обладает необходимыми личностными качествами, такими, как гуманизм, любовь и уважение к ребенку, в целом к человеку, духовная теплота и щедрость, коммуникативность, эмпатийность, толерантность, деликатность. Он владеет организаторскими способностями, высоко нравственной и профессиональной культурой.
Социализация это процесс социального влияния на личность под воздействием стихийных, относительно регулируемых и целенаправленных условий, с целью усвоения ей общественных норм, ценностей, смыслов, общественно и личностно значимых качеств, способов поведения, позволяющих выявить свои индивидуальные особенности и возможности, использовать их в окружающей среде.
Деятельности социального педагога присущ дух свободы, направленность на творение добра. Он должен уметь противостоять нравственному и духовному обнищанию общества, семьи и отдельной личности, в особенности взрослеющей.
Социальный педагог не имеет права манипулировать человеком, он умеет понимать его, принимать таким, каков он есть, вникает в причины его действий, поступков и поведения. Он выступает защитником прав и интересов любой личности, ее человеческого достоинства.
Социальный педагог работает с различными по возрасту категориями детей, молодежи и взрослых в личностно-средовом контексте, сфере социального воспитания, общения, организации досуга, здорового образа жизни, профессионального самоопределения, защиты их прав и интересов.
Он организует социально-педагогическую деятельность, исходя прежде всего из интересов и потребностей ребенка, семьи. Совместно с ними, опираясь на личностные, возрастные и индивидуальные особенности и имеющийся жизненный опыт, активизирует их позицию в интересах реализации жизненных планов.
Социальный педагог содействуют развитию природного потенциала ребенка, его способностей, задатков, социальной инициативы и творческого потенциала. Организуя социально-педагогическую деятельность, он стремится обогатить растущую личность новым социальным опытом, расширить сферу знаний, умений и навыков, необходимых для жизнедеятельности в обществе, семье, ближайшем окружении.
Он активно использует в целях социального воспитания, социализации личности социокультурные условия среды обитания личности, национальные традиции и обычаи, региональные возможности, сохраняя и развивая их.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Социализация подразумевает, с одной стороны, развитие личности человека и его становление как члена общества, а с другой стороны, именно процесс социализации способствует дальнейшему сохранению и развитию общества. Ход социализации может быть разделён на успешную и неуспешную (формирование девиаций как негативных, так и позитивных) социализацию в зависимости от степени усвоения и активного применения норм и требований общества. В ходе социализации (и успешной, и неуспешной) происходит развитие личности человека, а воздействие на общество позволяет нам наиболее чётко увидеть грани между успешным и неуспешным ходом социализации. Успешный ход социализации способствует сохранению и развитию общества, в то время как неуспешная социализация связана с разрушающим воздействием на общество и постепенной сменой его «социальных норм».
Явление социализации есть процесс усвоения и активного воспроизводства человеком социального опыта в ходе его деятельности и общения. Здесь важно заметить, что социализация есть не просто воспитание - привитие желаемых черт и свойств, но она наряду с воспитанием включает в себя ненамеренные, спонтанные воздействия социальной среды, благодаря чему человек приобщается к культуре и становится полноценным членом общества. Социализация имеет сложную структуру и условно может быть разделена на объективную (внешне наблюдаемые поведенческие реакции) и субъективную (субъективное ощущение успешности, адаптированности в условиях общества). С явлением социализации неотъемлемо связана такая категория, как социальная адаптация/дезадаптация. Процесс социализации состоит из маленьких этапов, которые могут быть, в свою очередь, представлены в виде адаптации/дезадаптации индивида к окружающим его культурным нормам и требованиям как в конкретной социальной группе, так и обществе в целом.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно-правовые документы
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
2. Концепция национальной безопасности России: административно-правовой аспект www.yandex.ru-http://www.lawmix.ru./
Книги,монографии,учебники.
1. Социальная психология Учебник для высших учебных заведений Андреева Г.М. М.: Аспект Пресс 2010, 267с № 5
2. Человек и общество Обществознание Учеб. для учащихся 10 кл. общеобраз. Учреждений Л.Н. Боголюбова., А.Ю. Лазебниковой М.: Просвещение 2009, №7.
3. Социализация молодежи Аспирант и соискатель Горяева Т.Н. 2009, 164 с № 2
4. Гуманитарные проблемы современности: человек и общество Бронник Л. В., Булычева Е. В., Веселова Ю. В., Чернова С. С. Новосибирск: ЦРНС; СИБПРИНТ 2009, 276 с.
5. Будущее России и молодежь: к новой концепции молодежной политики Ильинский И.М. 14.07.2012 http://www.ilinskiy.ru/publications/stat/budros.php .
6. Психология личности : учеб. пособие Ермаков П.Н., Лабунская В.А. М. : Эксмо 2009.
7. Социализация молодежи: Методологические аспекты исследования Гуманитарные и социально-экономические науки Караев А.М. 2005, 124-128с №3
8. Становление сложного общества: к обоснованию гуманистической теории сложности Кравченко С.А. М.: МГИМО Университет 2012.
9. Социология Кравченко А.И. Питер 2009.
М.: Юрайт 2012.
10. Теории молодежи Луков В.А. М.: Канон 2012.
11. Миссия Федерального агентства по делам молодежи 14.07.2012 http://www.fadm.gov.ru/about/mission/
12. Патриотическое воспитание молодежи в системе социальной работы Мозговая Е.И. Белгород: ИПК НИУ "БелГУ" 2011.
13. Молодежь в России. 2010: Стат. сб. ЮНИСЕФ Росстат М.: ИИЦ «Статистика России» 2010, 14.07.2012 http://www.gks.ru/free_doc/doc_2011/MOLODEG_RUS_2010.pdf.
14. Социология молодёжи Оганян К.М. СПб: ИД «Петрополис» 2009, 80с
15. Проблемы взаимодействия с молодежью Попов В.А. М.: Наука 2004, 84с.
16. Социокультурные ориентации и адаптация молодежи к общественным преобразованиям в современной России Автореферат на соискание ученой степени доктора социологиеских наук Попов В.Г. - Екатеринбург 2009, 36с.
17. Форум «Молодёжь России»: тенденции работы с молодёжью Наша молодежь Потапова Е. (спец. Вып.) 3, 6-9с №7
18. Скробов А.П. О некоторых новых подходах к молодежной политике в условиях реформ М.: Академия 2010, 198с.
19. Проблемы молодежи Дружба народов Тарасов А. 2009, 42-59с №1.
20. Особенности социализации молодого поколения в современной России Гуманитарные и социально-экономические науки Топилина Е.С. 2010, 140с №13.
21. Социология Общий курс 2-е изд., доп. и перераб. Тощенко Ж.Т. М.: Прометей:- Юрайт М. 2010.
22.. Социальный потенциал современной молодежи в условиях модернизации российского общества: социологический анализ Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук Филиппов В.Э. 2009.
Статьи в сборниках материалах конференций
1. Ценностные ориентиры и патриотическое воспитание молодежи на современном этапе российского общества Орлова В.В. Вестник РУДН. Сер. Социология 2009, 71-75с №1.
2. Молодежь как фактор устойчивого развития В.В. Орлова Вестник Самарск. гос. ун-та Гуманитарная серия 2010, 38-44с № 1.
3. Ценностные приоритеты молодежи в модернизирующемся российском социуме Орлова В. В. Вестник Бурят гос.ун-та. Сер. Философия Социология Политология Культурология 2009, 163-166с № 6.
4. Особенности правовой социализации молодежи Успехи современного естествознания Российская академия естествознания 2009, 34-36с № 9.
5. Социальная зрелость молодежи: социально-психологический аспект Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований Российская академия естествознания 2009, №5
6. Социализация молодежи: потенциал регионального социума «Знание. Понимание. Умение» Электронный журнал Социология 2009, № 3 Режим доступа: http://zpu-journal.ru/e-zpu/2009/3/Orlova/
Факторы социализации детей и молодежи в современном обществе