Конспект урока русского языка для 4 класса «Дикие животные»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад компенсирующего вида № 26»
Конспект урока русского языка для 4 класса
«Дикие животные»
Груздева Капиталина Александровна
г. Вологда
Задачи:
1.Закреплять представление детей о числах 4 и 5, умение считать до четырёх и пяти, сравнивать и уравнивать группы предметов по количеству.
2.Закреплять представления о квадрате и треугольнике, умение распознавать квадрат (треугольник) среди других фигур.
3.Закреплять знание детей основных цветов: красный, синий, зелёный, жёлтый.
4.Формировать умение сравнивать предметы по ширине путём наложения,
Тренировать умение понимать и правильно использовать в речи слова
«широкий», «узкий».
5.Закреплять умение использовать в речи предложно – падежные конструкции. (предлоги «у», «на», «в»)
6.Формировать умение согласовывать числительные с существительными и прилагательные с существительными в ж., м. и ср. роде в ед. и мн. числе в Им. и В. падеже.
7.Развивать связную речь, составляя простые распространённые предложения.
8. Тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать внимание, память, речь.
9.Развивать общую и мелкую моторику.
Ход занятия.
1.Воспитатель:
Послушайте загадки и скажите, кто приглашает сегодня нас в гости.
«Это что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной
И стоит среди травы – уши больше головы» (заяц)
«Хожу в пушистой шубке,
Живу в густом лесу.
В лесу на старом дубе
Орешки я грызу» (белка)
У белки детёныш бельчонок, а у зайчихи……..(зайчонок)
Где живут зайчонок и бельчонок?
Дети:
Зайчонок и бельчонок живут в лесу.
Воспитатель:
Давайте расскажем, на чём можно доехать до леса?
Пальчиковая гимнастика.
«Еду, еду тороплюсь на автобусе качусь.
А потом на катер сядем, по волнам качаться станем.
Поезд очень быстро мчится, не хотите прокатиться?
Сейчас мы сядем в самолёт и отправимся в полёт»
Воспитатель:
Я предлагаю прокатиться на автобусе, но надо купить билет.
Воспитатель « продаёт» билеты.
(Билет - это карточка, на которой наклеены 3 геометрические фигуры.
Рассмотрев билет, ребёнок должен найти в « автобусе» своё место в соответствии с картинкой)
Воспитатель:
Глеб, назови геометрические фигуры на билете.
Глеб. У меня на билете 2 квадрата и один треугольник.
Федя. У меня на билете 2 треугольника и один квадрат.
Воспитатель:
Проходите в автобус, находите своё место. Славик – шофёр,
а я – кондуктор. (Воспитатель проверяет карточки в соответствии с билетом и собирает их у детей)
2. Потешка (дети в «автобусе» рассказывают потешку, загибают пальцы по одному, начиная с большого)
«Сидит белка на тележке, продаёт она орешки:
Лисичке - сестричке,
Воробью,
Синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.
Кому в роток, кому в зобок, кому в лапочки»
3. Воспитатель:
Вот мы и приехали, зайчонок и бельчонок встречают нас (дети садятся за столы).
Послушайте загадку и скажите, какой овощ любит зайчонок.
«Сидит девица в темнице, а коса на улице» (морковь)
Дети, а вы знаете овощи? Назовите их.
Дети:
Помидор, картошка, капуста, свекла, лук, огурец.
4. Работа с раздаточным материалом.
Воспитатель:
У зайчонка 4 морковки.
Предложить детям на верхнюю полоску карточки выложить 4 морковки.
А у бельчонка 5 шишек.
На нижнюю полоску дети выкладывают 5 шишек.
Воспитатель:
У кого больше?
Дети:
У бельчонка больше шишек
Воспитатель:
На сколько шишек у бельчонка больше?
Дети:
На одну шишку у бельчонка больше.
Воспитатель:
Как сделать поровну?
Дети:
Надо добавить одну морковку зайчонку (или убрать одну шишку у бельчонка)
Воспитатель:
Предложить добавить одну морковку зайчонку.
Сколько теперь морковок? (5)
Что можно сказать про морковки и шишки?
Дети:
Шишек и морковок поровну.
У зайчонка столько морковок, сколько шишек у бельчонка.
4.Физминутка.
«Зайка серый умывается, видно в гости собирается.
Вымыл ротик, вымыл носик, вымыл хвостик, вымыл ухо, вытер сухо.
Зайку кто-то испугал, зайка прыг и ускакал»
5.Игра «Развесим полотенца» (сравнение полосок по ширине)
Напомнить правило: чтобы сравнить полоски по ширине, надо одну полоску наложить на другую так, чтобы совместить стороны. Если они совместятся, то полоски по ширине равны.
Дети сравнивают полоски по ширине и определяют, что одни полоски широкие, а другие узкие.
Воспитатель:
Полоски - это полотенца бельчонка и зайчонка.
Какие из этих полотенец принадлежат бельчонку, а какие зайчонку?
Дети:
Широкие полотенца бельчонка, а узкие - зайчонка.
Рассмотрите полотенца бельчонка. Чем они похожи? (У них одинаковая длина и ширина)
Чем полотенца отличаются? (цветом).
Рассмотрите полотенца зайчонка. Чем они похожи?(у них одинаковая длина и ширина) Чем отличаются?(цветом).
Бельчонок и зайчонок попросили высушить полотенца, развесив их на верёвочку.
Задание: повесить на верёвку широкое зелёное полотенце.
Воспитатель:
Какое полотенце повесил Дима?
Дима. Я повесил широкое зелёное полотенце.
Воспитатель:
Рядом повесьте узкое полотенце другое по цвету (синее)
Следующим повесьте жёлтое полотенце.
Какое полотенце повесил Арсений?
Арсений. Я повесил широкое жёлтое полотенце.
Воспитатель:
Какое полотенце ещё не повесили?
Дети:
Ещё не повесили зелёное узкое полотенце.
Воспитатель:
Славяна, сколько полотенец ты повесила сушиться?
Дети:
Я 4 полотенца.
Воспитатель:
Как развешены полотенца?
Дети:
Полотенца висят так: широкое, узкое, широкое, узкое.
Воспитатель:
Дети, бельчонок и зайчонок, какие животные?
Дети:
Дикие животные.
Воспитатель:
Кого из диких животных вы ещё знаете?
Дети:
Я знаю волка, лису, медведя.
Итог. Дети собираются около воспитателя.
У кого в гостях сегодня были?
Чем помогли бельчонку и зайчонку?
Возвращаемся в детский сад на автобусе.
Список используемой литературы
1.Метлина Л. С. Занятия по математике в детском саду. М: «Просвещение», 1985.
2.Петерсон Л. Г., Кочемасова Е. Е. «Игралочка». Изд. «Балласс», 2004.
3.Соболева А. В. «Загадки – смекалки». М: «Гном – Пресс», 1999.
4.Федосеева П. Г. «Игровая деятельность на занятиях по математике».
В: «Корифей», 2000.