Методика научных исследований в землеустройстве

Контрольная работа «Методика научных исследований в землеустройстве»

Вариант 3

Содержание:

1.Петровское и Елизаветинское межевание

2.Математические модели (типы, виды, классы), применяемые в землеустройстве

3.Землеустройство в период освоения целинных земель

4.Землеустроительные работы после отмены крепостного права

5.Землеустройство за рубежом


1.Петровское и Елизаветинское межевание (1684-1761 гг.)

Межевание  - геодезический способ определения границ земельного участка в горизонтальной плоскости. Межевание земель представляет собой комплекс инженерно-геодезических работ по установлению, восстановлению и закреплению на местности границ землепользований, определению местоположения границ и площади участка, а также юридическому оформлению полученных материалов.

Петровское межевание

С 1678 г. посошная подать (поземельный налог) в России была заменена подворным налогом, а в царствование Петра I (1682-1725 гг.) введена подушная подать. Одновременно с отменой поместного налога разрушалась и служебная система Московского государства, основанная на обязанности поместного дворянства нести службу за право пользования землей. С переходом при Петре I на постоянную армию она потеряла всякий смысл. Государство перестало выделять поместные оклады, заменив их денежным жалованием.

Указ о единонаследии от 23 марта 1714 г. полностью ликвидировал различие между вотчинами и поместьями, объединив их под общим названием "недвижимая собственность" или "имение".

Всеми этими мерами значение Поместного приказа сильно уменьшилось. Вознаграждение военных чинов жалованьем означало падение поместной системы. Государственное межевание, предпринимавшееся раньше для устройства дач, потеряло свою роль, а со введением подушной подати оно лишилось и финансового значения. Его заменили ревизии и переписи населения. Поэтому в 1721 г. сам Поместный приказ был заменен Вотчиной коллегией.

К Вотчинной коллегии, как к равноправному с другими коллегиями центральному учреждению, перешли функции Поместного приказа I по дворянскому землевладению. В качестве отделений Вотчинная коллегия имела в Москве или Петербурге Вотчинную контору, в 1740-1763 гг. — Крепостную контору, а в 1765 —первой половине 1770 гг.— Вотчинный департамент при Слободской губернской канцелярии.

Подведомственность, структура и порядок деятельности Вотчинной коллегии определялись Генеральным регламентом от 28 февраля 1720 г., именными и статскими указами за 1728-1768 гг., штатами от 24 февраля 1725 г. и 15 декабря 1763 г., а также Манифестом от 15 декабря 1763 г.

Возглавляло Вотчинную коллегию присутствие, куда входили в разное время от 3 до 14 человек, в том числе президент, вице-президент, прокурор, советники, асессоры.

Канцелярия - исполнительный орган коллегии - состояла из 79 - 209 служителей (секретарей, регистраторов, протоколистов,, канцеляристов подканцеляристов, архивариусов). До начала 1760-х гг. Канцелярия Вотчинной коллегии состояла из четырех унаследованных от Поместного приказа поместных столов, деливших между собой по территориальному признаку оформление поземельных дел, а также стола межевого правления, который ведал текущими вопросами межевания, и нескольких столов, осуществлявших канцелярские функции.

В начале 60-х гг. столы были заменены экспедициями, число которых доходило до десяти.

Вотчинная коллегия осуществляла ведение "неспорных дел": разрешение и утверждение прав на все виды земельных владений на основе купли-продажи, заклада, передачи по наследству, обмену и других земельных сделок, которые никем не оспаривались; ведение "спорных дел": установление путем следствия и суда поземельных прав, оспариваемых друг у друга различными владельцами; хранение документов Поместного приказа и текущего делопроизводства, выдачу по этим материалам выписей о земельных дачах; межевание частных земель по желанию владельцев; хранение межевых планов и книг вплоть до учреждения в 1768 г. Межевого архива; регулирование землевладения во всех российских губерниях.

В связи с переводом Поместного приказа в 1715-1717 гг. в Петербург в Москве была образована Вотчинная контора, перемещенная затем в Петербург. Структура ее была примерно той же, что и Вотчинной коллегии: присутствие (1-3 человека), канцелярия (1-30 человек) и около десяти нижних чинов. Контора осуществляла ведение всего комплекса подведомственных Вотчинной коллегии поземельных и межевых дел.

В царствование Петра I, всецело занятого решением политических задач, в межевании появились усовершенствованные приемы межевой техники.

С Петра I в России начинает применяться "геометрическое межевание".

В 1701 г. Петром I в Москве была учреждена школа математических и навигационных наук. Она располагалась в Сухаревской башне.

Постановке техники измерений на научную основу способствовали изданные следующие книги: "Арифметика" Л. Ф. Магницкого в 1703 г., содержащая первоначальные сведения о методах практической геометрии, и "Геометрия словенски землемерие или приемы циркуля и линейки", напечатанная впервые гражданским шрифтом в 1708 г.

Мероприятия Петра I, связанные с заселением Ингерманландии русскими колонистами, составление карты России и генеральное межевание уже производились на основе новой геодезической техники измерений. Веревки были заменены металлическими цепями, а для измерения углов стали применять астролябии и буссоли.

В 1715 г. начались картографические работы по созданию общей (генеральной) карты России и партикулярных карт на отдельные губернии страны; они продолжались до середины 40-х годов. В результате были получены картографические материалы на 4 губернии, а также на Енисейскую провинцию, крепости по реке Иртыш, полуостров Камчатку, 4 уезда и 5 городов в азиатской части страны. Масштаб уездных планов составлял 10 верст в одном дюйме, то есть 1:420 000.

В дальнейшем каждый геодезист наносил на специальные листы бумаги сетку меридианов и параллелей и, по данным абриса, города, села, деревни, дороги, реки, озера, леса, поля, луга и другие объекты местности. Затем карты отсылались в Сенат, где их сводили в атлас и готовили к печати.

Эти работы закончились только через 25 лет после смерти Петра I. В результате были составлены первый в истории государства Атлас земель России, планы Москвы и Петербурга (1731-1739 гг.).

В работах по межеванию, начавшихся в 20-е годы XVIII в.,( участвовали первые российские геодезисты из Адмиралтейства — выпускники школы математических и навигационных наук. Инструкция о производстве технических работ при Ингерманландском межевании требовала производить съемки местности на основе угломерной съемки астролябией. Ландкарты (планы) составлялись как на большие территории (дачи), так и на отдельные имения.

Кроме этих чисто технических работ в первой половине XVIII в. производились межевые действия, но лишь по просьбе частных лиц, по законам Уложения и правилам Писцового Наказа 1684 года. Эти межевые работы из-за их дороговизны были весьма слабо распространены.

Елизаветинское межевание

Уменьшение объемов межевых работ, связанное с ликвидацией поместной системы, привело к большому числу земельных беспорядков. В Царском указе 1731 г. отмечалось: "... многие... земли прежде были не межеваны, а которые и были межеваны, тех межы и грани через многие прошедшие годы попортились и ямы заровнялись, отчего непрестанно происходят ссоры и драки, и смертные убийства..."

Вновь возник вопрос о необходимости проведения сплошного или валового межевания, которое было начато в царствование Елизаветы Петровны (1741-1761 гг.). При производстве работ впервые юридическая сторона дела была строго отделена от технической: межевщик ведал юридической частью дела, а состоящий при нем геодезист производил измерение земель и составлял межевые акты. Для сохранения результатов межевания составлялись полевая межевая записка, межевой журнал, межевая книга и межевые планы. Были введены усовершенствованные приемы измерения и инструменты (астролябия и мерная цепь).

С межеванием по Инструкции 1754 г. связано возникновение в России первых специализированных учреждений, занимающихся исключительно этой работой. При Сенате была образована Главная Межевая канцелярия, в Москве — губернская Межевая канцелярия. Непосредственную работу проводили межевые конторы и межевые партии.

Основные задачи межевания заключались в следующем:

  1. произвести ревизию всех земель с целью проверки прав на владение землей;
  2. осуществить "редукцию", то есть вернуть в пользу государства земли, на которые их владельцы не могли представить оправдательных документов (эти земли назывались "примерными").

Примерными землями государство могло распоряжаться различными способами: отбирать в казну, оставлять у их владельцев, юридически закрепляя их права, принудительно или по взаимному согласию "полюбовно" перераспределяя между несколькими землевладельцами. Прецеденты такого рода уже имелись в российской истории.

В ходе межевания с 1754 г. каждому замежевывалось лишь то количество земли, которое землевладелец мог оправдать документально. Примерная земля считалась только государственной или делилась между всеми владельцами, соединенными в одну округу. Ставилась цель: каждый должен владеть лишь той землей, которая принадлежит ему по праву.

Общее и чересполосное землевладение уничтожалось принудительно; даже при бесспорном владении землей. Этим обеспечивалось создание: компактных участков, находящихся у конкретного землевладельца.

Юридическая сторона государственного межевания в инструкции 1754 г. была разработана прекрасно. В ее основу были положены лучшие правила о межевании по Уложению 1649 г. и Писцовому наказу 1684 г., а также решения судебных органов по спорным делам о землях. По правилам этих межеваний предписывалось измерять румбы граничных линий и составлять планы на все обмежеванные дачи.

Межевание по Инструкции 1754 г. предполагалось валовым, генеральным, т. е. общим для всего государства. Оно производилось по инициативе правительства и не зависело от желания владельцев. В результате этого межевания каждое землевладение в отдельности должно было быть закреплено за владельцем технически и юридически. V Инструкция 1754 г. давала межевщику неограниченную власть. Рассмотрение и утверждение прав на землю, определение границ имений и их закрепление на местности доверялось не Вотчинной коллегии (законной наследнице дел Поместного приказа), а служащему исполнительной власти.

По проведенным работам межевщик давал Вотчинной коллегии лишь краткий отчет. Многие из землевладельцев смотрели на меже-вание как на средство приобрести лишний участок. Некоторые из: них, стремясь получить земли сверх тех, на которые они могли предъявить документы, специально затевали земельные споры с соседями, подкупали землемеров, затягивали процесс размежевания.

По указанным причинам Елизаветинское межевание 1754-1764 гг. потерпело неудачу и не обеспечило решения поставленных задач. Начавшись в Московской губернии в 1754 г., оно уже в 1755 г. там и закончилось, причем было обмежевано только 50 дач (округов).


2.Математические модели (типы, виды, классы), применяемые в землеустройстве

Математическая модель - описание объектов, явлений или процессов, с помощью знаков, символов, т.е. с использованием математического языка. Имеет вид некоторой совокупности уравнений и неравенств, таблиц, формул и т.д. Математическая структура отображает свойства объекта, проявляющиеся им в условном его существовании и развитии. Любая математическая модель подразумевает наличие определенных количественных показателей, характеристик объекта.

Основными числовыми характеристиками проекта землеустройства - это площадь (участки, контуры участка) или длина, при оговоренной ширине.

Математические модели позволяют:

  1. принимать наиболее целесообразные решения по перераспределению, использованию и охране земельных ресурсов, от конкретных с/х предприятий до народного хозяйства в целом; оптимальные планы использования производственных ресурсов связанных с землей, способствует достижения заданных объема производства, при минимальных затратах труда и средств; в результате будет увеличиваться производительности труда;
  2. создаются наилучшие организационно-производственные условия, следовательно, повышение урожайности с/х культур, повышение плодородия, прекращение процессов эрозии, высоко-производственное использование техники;
  3. улучшение качества подготовки информации и ее использование, и землеустроительная наука получает возможность стать точной;
  4. улучшение экономических показателей, экологических, социальных, технических, проекта землеустройства;
  5. математические методы позволяют с большой точностью проверять и оценивать реальную значимость для теоретических моделей и концентрацию развития землевладения и землепользования на перспективу;
  6. это связующее звено между землеустройством, естественными и техническими науками, изучающими сельское хозяйство, как с природоохранительной, так и с экономической и социальной сторон;
  7. внедрение математических методов и вычислительной техники в землеустройство позволяет перестроить всю систему землеустроительного проектирования, организации планирования землеустроительных работ, освобождает значительное количество квалифицированных работников от малопродуктивного труда.

Для решения землеустроительных задач различных классов, используют разнообразные виды математических моделей, позволяющих проводить анализ использования земельных ресурсов, выявить определенные тенденции и находить оптимальные варианты устройства территории.

Классификация математических моделей в землеустройстве:

Классификационные признаки

Тип, вид, класс модели

1

Вид проектной документации

1 – графические (цифровые)

2 – экономические (числовые)

2

Степень определения информации

1 – детерминированные

2 – стохастические

3

Вид (форма) землеустройства или землеустроительного действия

1 – межотраслевые

2 – межхозяйственные

3 – внутрихозяйственные

4 – рабочего проекта

4

Математические методы лежащие в основе модели

1 – аналитические (дифференциал исчисления)

2 – экономико-статистические

3 – оптимизационные (математические программирование)

4 – межотраслевого баланса

5 – сетевого планирования и управления

5

Класс проекта землеустройства

1 – распределяется по 37 классам проекта землеустройства


3.Землеустройство в период освоения целинных земель

В истории России было проведено несколько кампаний освоения целинных земель. Однако до конца XIX в. осваивались только земельные площади, расположенные в основном в западных заселенных территориях страны.

С 1918 по 1941 г. были освоены:

  1. новые земельные  площади в Уральском регионе;
  2. Воронежской и Куйбышевской областях;
  3. Центрально-Черноземной зоне.

В предвоенные годы было принято правительственное решение о продолжении освоения целинных земель и внутрихозяйственном землеустройстве на них во вновь организованных сельскохозяйственных предприятиях.

Впервые послевоенные годы государственная землеустроительная служба теоретически обосновала возможность расширения пахотных земель на востоке страны. На основании постановления правительства «О расширении посевных площадей и повышении урожайности зерновых в восточных районах СССР» (1946) была определена задача увеличения на 6,5 млн га площадей пахотных земель в районах Сибири и Дальнего Востока. Затем, в 1954 г., было принято постановление ЦК КПСС «О дальнейшем увеличении производства зерна в стране и об освоении целинных и залежных земель».

В соответствии с этим постановлением была разработана программа нового этапа освоения и массового заселения целинных земель в районах Поволжья, Урала, Сибири, Дальнего Востока, Северного Кавказа и Казахстана.

В стране с большим энтузиазмом  началось массовое движение по освоению целинных и залежных земель, направленное на подъем сельского хозяйства. В 1954 - 1955 гг. на этих землях проводились крупные землеустроительные работы, в том числе на территориях вновь организованных совхозов. В результате в восточных и юго-восточных районах СССР площадь пахотных земель увеличилась с 190,2 млн. га в 1953 г. до 222 млн. га в 1960 г.

Специально  организованными комплексными землеустроительными

экспедициями в восточных районах Советского Союза было обследовано 300 млн. га земельных угодий, выявлено и установлено более 42 млн. пахотно-пригодных земель.

Обследование  новых земель экспедиции проводили  маршрутно-рекогносцировочным методом (Обследование в отдельных хозяйствах нацелено на то, чтобы наметить конкретный план мероприятий). Для этого из разных регионов привлекались землеустроители, почвоведы, агрономы и другие специалисты.

В ходе освоения целинных земель из-за невежества были допущены непоправимые ошибки. Так, из-за безграмотности и незнания законов природы были распаханы излишне большие площади солонцов и легких супесчаных почв, подвергшихся сразу же после распашки влиянию мощной ветровой эрозии, что привело к снижению плодородия почвенного слоя земли.

При этом в первые годы освоения новых  земель производство зерна в стране резко возросло, но страна не смогла сохранить урожай из-за острой нехватки зернохранилищ и дорог.

Организация новых колхозов и совхозов на целине определила перечень первоочередных задач:

  1. выбор(отбор) земель,

пригодных для сельскохозяйственного  производства;

  1. установление границ землепользования для вновь образованных сельскохозяйственных предприятий;
  2. размещение производственных участков и главных  усадебных центров;
  3. установление границ производственных участков сельскохозяйственного  производства и усадебных центров;
  4. установление границ производственных подразделений  совхозов;
  5. определение  типов и видов севооборотов и  их размещение;
  6. устройство и организация рационального  севооборота;
  7. проектирование оптимального расположения дорожной сети;
  8. проектирование конструкций автомобильных дорог.

В общей схеме землеустроительных работ преобладало межхозяйственное и внутрихозяйственное землеустройство  новых совхозов. Росли объемы нового строительства и улучшалась организация  сельскохозяйственных территорий.

За пять лет (1954—1958) в СССР межхозяйственное землеустройство было проведено в 12855 хозяйствах, а внутрихозяйственное — в 28102 колхозах и совхозах. Кроме того, была выполнена работа по организации территории пастбищ, садов, виноградников, почвенного обследования земель.

Выполнялись другие специальные работы: по проведению наземной геодезической съемки территорий, дешифрованию сельскохозяйственных угодий, корректировке планов, составлению  сводных планов и карт МТС, районов  и областей.


4.Землеустроительные работы после отмены крепостного права

Манифест 19 февраля 1861 г. закрепил за помещиками право собственности на все принадлежавшие им земли. Но земля стала товаром, было пересмотрено аграрное законодательство и сняты ограничения в мобилизации частного землевладения, дворянские земли стали переходить в руки других сословий, прежде всего крестьянства. В результате, в пореформенную эпоху одной из главных тенденций помещичьего землевладения становится его убыль. Процесс этот шел очень быстро. Если в 1862г. помещичья земельная собственность исчислялась в 45 губерниях Европейской России (без Архангельской, Астраханской и прибалтийских) в огромной цифре более 87 млн. дес., то уже 1877г. она сократилась до 77 млн.дес., а в начале ХХ в., точнее к 1905г., - до 51 с небольшим млн. дес., т.е. в 1877 составляла 88%, а к 1905г. - лишь 59% от изначального уровня. Первыми начали утрачивать земли дворяне нечерноземных губерний, особенно в Центрально-промышленном и Северном районах, с конца 1870-х гг. распродажа охватила и черноземные губернии, коснулась имений Центрально-земледельческого и Украинского левобережного районов.

Межевание в это период имело следующие основные цели:

1. юридическую - определение и укрепление формальными юридическими законами границ земельных владений с составлением соответствующих юридических документов.

2. сельскохозяйственную - устранение неудобных условий землепользования (чересполосица, сильная извилистость границ и т.п.).

3. финансовую - определение доходности владений для исчисления налога на основе подробной съемки и оценки угодий.

В ходе поземельного устройства крестьян, выходивших из крепостной зависимости, производились следующие работы:

  1. определение размеров земельного надела и повинностей с него;
  2. составление уставных грамот и данных;
  3. определение величины выкупных платежей;
  4. отвод земельных наделов в натуре;
  5. разверстание и ограничение крестьянских земель от помещичьих владений.

Для проведения землеустроительных действий по разграничению крестьянских наделов помещики приглашали частных землемеров за свой счет или же проводили перечисленные мероприятия сами. Все работы предусматривалось выполнить в три этапа. Первый этап, рассчитанный на двухлетний срок, заканчивался введением в действие уставных грамот. Следующие шесть лет отводились на разверстание крестьянских и помещичьих земель — это был второй этап. На третьем этапе происходил перевод крестьян на выкуп с выдачей данных. Для проведения землемерных действий в короткий срок и на большой площади требовалось большое число специалистов-землемеров (в 1858 г. по Приказу попечителя Константиновского межевого института был составлен проект "Положения о классах для подготовки частных землемеров и таксаторов").

Большинство землевладельцев было высокообразованными людьми, которые видели резервы повышения эффективности сельского хозяйства в улучшении культуры земледелия и в правильной организации, "планировании" территории. В крупных имениях с дальноземельем или с большим различием почв нередко вводилось два севооборота. На ближайших к хозяйственному центру землях обычно вводился интенсивный севооборот (в передовых хозяйствах - плодосменный), а на более отдаленных оставлялся трехпольный севооборот.

В это время появилась необходимость рационально организовать производство и территорию хозяйства. Поэтому при землеустройстве крупные имения стали разбиваться на отдельные хозяйственные единицы, называвшиеся "экономиями", "фольварками", "хуторами", "фермами" и т. п. Размеры экономии были различны, в зависимости от расположения земель и уровня интенсивности их использования.


5.Землеустройство за рубежом

Наше понимание и определение «землеустройства» как системы мероприятий по организации рационального использования и охраны земли, в большинстве зарубежных стран отсутствует, несмотря на то, что все землеустроительные действия имеют место, называясь по-разному.

Нет и аналога слову «землеустройство». Его переводят иностранные авторы не одинаково. В английском языке как «Land Use Planning» - планирование использования земель; "Land Managment" - земельное управление; «Land Survevy» - межевание, земельная съемка, хотя специалисты под всеми этими терминами понимают конкретные землеустроительные действия. Близкими, но не равнозначными аналогами землеустройства во французском языке являются слова «Amanagment Foncier», в немецком языке — «die Flurbereinigung».

Такое положение обусловлено, в основном, историческими причинами, неодинаковыми земельными отношениями и характером земельной собственности в XX веке в России и за рубежом, а также, в некоторой степени, изоляцией землеустроительной науки и ученых нашей страны в это время. Поэтому, если научные фундаментальные работы в области геодезии российских ученых и практиков востребовались и хорошо понимались за рубежом, переводились на иностранные языки, в т.ч. для использования в Западной Европе, США и Канаде, то учебники по землеустройству применялись только в социалистических странах Восточной Европы, Китае, Монголии, Вьетнаме, имеющих одинаковую земельную политику.

И только в настоящее время, в связи с открывшейся возможностью изучения опыта землеустройства в зарубежных странах, создались условия для сближения точек зрения и понятий в землеустроительной науке и практике.

Землеустроительные действия в Западной Европе, США и Канаде исторически были связаны с земельным кадастром.

Это было обусловлено следующими причинами:

  1. данные земельного кадастра использовались при разделе, переделе, объединении земельных участков в ходе земельных сделок, на их основе выдавались документы, удостоверяющие право земельной собственности (пользования);
  2. земельно-кадастровые сведения применялись органами власти различного уровня для принятия управленческих решений в области землепользования (планирования использования земель, контроля земельного обустройства и т.п.);
  3. на основе земельного кадастра осуществлялись учет и оценка не только земельных участков, которые считались недвижимостью, но и других объектов недвижимого имущества, связанных с землей (зданий, инженерных сооружений и т.д.), которые давали информационную основу для налогообложения;
  4. материалы земельного кадастра служили землевладельцам инструментом, дававшем возможность обслуживать их земельную собственность в комплексе: координировать строительство различных объектов (зданий и сооружений, дорог, систем водоснабжения и канализации, рекреационных и торговых центров), осуществлять земельные сделки, согласовывать использование своих земель с общественными интересами.

Таким образом, земельный кадастр за рубежом, включающий в себя не только технические действия, но и определенный земельно-кадастровый процесс, связанный с регистрацией земельных участков и иных объектов недвижимого имущества и сделок с ним, исторически аккумулировал в себе большую часть землеустроительных работ.

Поэтому зарубежные ученые, понимая важность и самостоятельные цели землеустройства, в силу сложившихся обстоятельств вряд ли смогут выделить землеустроительное производство в отдельную отрасль, так как это сделано в нашей стране.

Во многих странах часть землеустроительных действий, связанных с различными съемками местности, составлением карт, производством измерений концентрировалась в службах, ведающих земельным кадастром или геодезией и картографией.

Землеустройство, при этом, организуют органы исполнительной власти различного уровня (государственного, регионального, местного) в зависимости от своей компетенции.

PAGE \* MERGEFORMAT2

Методика научных исследований в землеустройстве