Евгений Иванович Замятин
Евгений Иванович Замятин родился 1 февраля 1884 года в г. Лебедянь Тамбовской губернии (ныне Липецкая область). Отец писателя служил священником в церкви Покрова Богородицы, а мать, тоже происходившая из духовного сословия, была талантливой пианисткой.В 1902 году Замятин окончил с золотой медалью Воронежскую гимназию. В 1905 году начал активно общаться с большевиками.
За революционную деятельность будущий писатель был арестован и провел "несколько месяцев в одиночке на Шпалерной", а затем был выслан из Петербурга в родной город под надзор полиции. С запрещением жить в столице он не смирился и в 1908 году вернулся туда, чтобы завершить образование. Вскоре состоялся литературный дебют Евгения Замятина, который, однако, не принес ему успеха.
Широкая известность пришла к писателю лишь в 1913 году, когда в петербургском журнале "Заветы" появилась его повесть "Уездное", высоко оцененная литературной общественностью, в том числе М. Горьким. Следующую повесть, "На куличках", ожидало не только одобрение, но и осуждение, - в прямом смысле этого слова: автор был привлечен к суду за оскорбление армии и офицерства и сослан в Кемь. В 1916 году Замятин впервые покидает Россию: он командирован в Англию для наблюдения за строительством ледоколов по русским заказам.
Здесь он продолжил свое литературное творчество. "Из Англии Замятин привез ледоколы и повесть "Островитяне". Значение "английского опыта" для писателя трудно переоценить: его впечатления о "машинном рае" вскоре легли в основу его новых произведений.
Вернувшись в сентябре 1917 года в революционную Россию, Замятин активно включился в культурно-просветительскую и редакторскую деятельность. Но революция, в которой в 1905-1906 годах он видел "юную, свободную огнеглазую любовницу", обернулась на этот раз нетерпимостью, жестокостью, насилием. Тревогой за судьбу человека, России, революции, пронизаны рассказы "Дракон", "Пещера", "Мамай", публицистические статьи Замятина 20-х годов.
Тревогой за судьбы мира продиктован и роман "Мы", написанный в 1920 году и увидевший свет на родине писателя только в 1988 году. Замятин не встал в ряды политической оппозиции, но он спорил с большевизмом, как честный русский писатель, который не мог не замечать страшного "сегодня" , даже искренне веря в прекрасное "завтра". Принципиальная позиция и высокое писательское мастерство сделали Замятина чрезвычайно авторитетным среди творческой молодежи.
В 1919 году при "Доме искусств" в Петрограде была организована литературная студия, где Замятин читал курс лекций по технике художественной прозы (поэтическим семинаром в студии руководил Н. Гумилев). В 1920-1921 годах он преподавал новейшую русскую литературу в Педагогическом институте им.
Герцена. Своим наставником его считали участники литературной группировки "Серапионовы братья" (Зощенко, Каверин, Лунц, Федин и др. ). В эти годы Замятин обращается к драматургии. Особенным успехом пользовалась его пьеса "Блоха", созданная по повести Н.
С. Лескова "Левша". В театрах Москвы и Ленинграда она прошла более трех тысяч раз.
Но в целом судьба Замятина после революции складывалась драматично. В 1922 году, арестованный Петроградской ЧК, он во второй раз в жизни попал в одиночку на Шпалерной, а в 1929-м подвергся травле как писатель (в связи с публикацией в Праге без ведома автора романа "Мы"). Замятину запретили печататься.
В 1931 году Е. И.Замятин снова выехал за рубеж, но уже не на полтора года, а навсегда. Последние годы жизни Замятина связаны с Францией. Здесь написаны неоконченный роман "Бич божий" о вожде гуннов Аттиле, книга воспоминаний о деятелях русской культуры "Лица", киносценарий по пьесе Горького "На дне" и ряд других произведений.
Но Евгений Замятин не считал себя эмигрантом: он жил в Париже с советским паспортом, высылал деньги на оплату своей квартиры в Ленинграде, в 1935 году в составе советской делегации участвовал в конгрессе деятелей культуры, проходившем в Париже. Однако вернуться на родину ему было не суждено. Евгений Иванович Замятин скончался 10 марта 1937 года и был похоронен в предместье Парижа Тие.
Источник: "Русская литература XX века".