Использование INTERNET - ресурсов на уроках географии
Одним из направлений модернизации системы географического образования является внедрение компьютерных технологий и мультимедиа.
Применение информационных компьютерных технологий на уроках географии не только облегчает усвоение учебного материала, но и представляет новые возможности для развития творческих способностей учащихся:
- повышает мотивацию учащихся к учению;
- активизирует познавательную деятельность;
- развивает мышление и творческие способности ребёнка;
- формирует активную жизненную позицию в современном обществе.
Специфика географии как предмета заключается в том, что она содержит большой объем материала. Для того чтобы подготовить наиболее полный, интересный и современный урок географии, учителю необходимо переработать большое количество различных источников, начиная от энциклопедии и заканчивая газетами и журналами.
Применение компьютера и интернета позволяет уменьшить количество используемой для подготовки литературы и сократить время поиска нужной информации.
Использование информационных технологий, интегрированные уроки ИКТ и географии, ставят ученика в нестандартные ситуации и позволяют повысить творческий потенциал и способствовать самореализации школьника.
Современные дети владеют компьютером лучше нас. Учитель в своей работе должен стараться найти этому применение. Современные информационные технологии требуют формирования интеллектуальных умений, обучения способам и приемам рациональной умственной деятельности, позволяющей эффективно использовать обширную информацию, которая все более доступна. Выпускник должен обладать умениями получать информацию из различных источников, обрабатывать ее с помощью логических операций и применять в реальных ситуациях; использовать интернет - ресурсы: статистические материалы, графический материал, непосредственно - поиск материалов с использованием поисковых машин и каталогов, оформление самих работ непосредственно в Интернет сети в виде веб-страниц и сайтов (проектные работы).
Сегодня педагог должен обладать навыками сотрудничества с учащимися на основе информационного взаимодействия, уметь осуществлять подбор, структурирование и оценивание информации, необходимой для решения широкого круга образовательных задач.
Оценивая опыт проведения уроков с использованием Интернет - ресурсов, можно сделать вывод, что при четкой организации урока достигается большой эффект, успешно решаются задачи общепедагогического и методического содержания.
При этом сохраняется дифференцированный подход и в освоении материала, и в заданиях для решения нет никакого психологического неудобства, так как все заняты посильной работой, и в то же время каждый является важным звеном в структуре урока.
Использование на уроках географии программы "Google - Планета Земля".
Изучение рельефа дна морей и океанов.
Использование программы при изучении темы "Атмосфера".
Программа ясно показывает перемещение воздушных потоков (облака) в реальном времени, формирование циклонов и антициклонов.
Возможности настройки программы позволяют накладывать на интерактивное изображение Земли градусной сетки.
Наложение сетки географических координат можно использовать в режиме трансляции облачности
Составление задач.
Пример № 1.
Определить координаты Симферополя, используя градусную сеть программы
Пример № 2.
Соединить крайние точки (Север + Юг) Украины, используя данные о километраже и масштабе программы, вычислить расстояние в сантиметрах между точками. Записать именованный масштаб данной проекции-изображения Крыма через "Google - Планета Земля"
Для соединения 2 точек прямой линией воспользуемся МЕНЮ программы: ИНСТРУМЕНТЫ → ЛИНЕЙКАПример № 3.Сохранить изображение земной поверхности через программу "Google - Планета Земля" таким образом, что бы можно было посредством графических редакторов (на Ваш выбор) обозначить жаркий тепловой пояс Земли с помощью раскраски.Пример № 4.Домашнее задание (проект):
1. С помощью программы "Google - Планета Земля" определить координаты крайних точек своего региона (АРКрым) (9 баллов)
2. Через интернет - поисковики найти изображение местности этих территорий (10 баллов)
3. Составить презентацию о ФГП Крыма (11-12 баллов)
Г. В.Ваулина