История становления инноватики. Инновация как деятельность

Контрольная работа

История становления инноватики. Инновация как деятельность

План

  1. История инновационной деятельности. Этапы развития инновационной практики
  2. Развитие инноваций в СССР
  3. Понятие инновационной деятельности
  4. Системная концепция инновационной деятельности
  5. Жизненный цикл инновации
  6. Литература


1. История инновационной деятельности. Этапы развития инновационной практики

Появление инноватики как науки обусловлено всем ходом исторического развития общественного производства, особенно в период его индустриализации. В этом процессе не сложно проследить определенные закономерности: 1. спорадически сменяющиеся фазы оживления производства, 2. бурного его подъема, 3. наступление кризиса перепроизводства, переходящего в стадию депрессии, Эти фазы рассматриваются исследователями как некоторое свойство, присущее экономике машинного производства.

Вообще, термин «инновация» первоначально в 19 веке связывался с изменениями в культуре. В толковом словаре В.Даля «новшество» определяется как «…введенье новизны, новых обычаев, порядков». При этом, есть уточнением, что «…не всякое нововведенье полезно»…

Однако ряд исследователей рассматривают процесс развития науки и техники, начиная с древнего мира, эпохи древнего палеолита, ознаменовавшегося изобретением первых орудий труда и первобытной техники. Действительно, эти процессы можно рассматривать как инновационные, учитывая то, что они стали одним из детерминирующих факторов общественного разделения труда, формирования общественных и производственных отношений в первобытном обществе. Изобретение каменных орудий, развитие способов обработки камня в эпоху мезолита; появление сложных орудий труда и возникновение на этой основе технологий построения жилищ (землянки, свайные постройки), шлифование, полирование, сверление, зарождение горного дела и совершенствование способов обработки камня; изобретение сверлильного станка. Изобретение колеса и колесных повозок. Зарождение текстильного и мехового производств в эпоху позднего неолита. Энеолит. Первое применение металла. Плавка. Появление первых медных орудий и оружия. Господство мотыжного земледелия. Строительство глинобитных наземных жилищ и землянок.

Античная техника. Переход от варварства к античной цивилизации. Техника рабовладельческого способа производства. Специализация сельскохозяйственного и ремесленного производства. Появление изобретений. Развитие горного дела. Развитие военной техники. Усовершенствование дорог и средств передвижения. Использование вращательного движения для создания колесной повозки. Парусное кораблестроение как следствие развития торговли. Ткацкое ремесло и совершенствование текстильной техники. Развитие сельскохозяйственной техники. Изобретение гончарного круга. Зарождение письменности и появление письменных принадлежностей.

Средневековье. Феодальный способ производства. Развитие ремесленного производства. Возникновение цехов. Специализация производства. Зарождение мануфактур. Зарождение машинного производства. Развитие горного дела. Развитие металлургии и металлообработки. Совершенствование военной техники. Изобретение пороха. Появление и развитие огнестрельного оружия. Развитие сухопутного и водного транспорта. Распространение судовождения путем использования явлений магнетизма и создания компаса. Механические часы. Изготовление и применение очков. Использование природной энергии. Появление водяных и ветряных двигателей, мельниц. Развитие книгопечатания и производства бумаги.

Однако данные процессы относятся к инновационным процессам, определяющим основные этапы развития человеческого общества в целом. Если же говорить о развитии инноваций как специальной научной сферы социальной жизнедеятельности, то данная периодизация выглядит несколько иным образом. Здесь можно выделить основные этапы исследования проблем инновационной практики, что позволяет судить и об этапах формирования самой инноватики как науки. Как упоминалось выше, в XIX веке инновации связывались с социокультурными изменениями. В XX веке термин «инновация» был воспринят экономической наукой. В 1909 г. В. Зомбарт в статье «Капиталистический предприниматель» обосновал концепцию предпринимателя как инноватора. Он приходит к выводу, что основная функция предпринимателя, состоящая в том, чтобы ради извлечения прибыли выпускать на рынок технические новинки, побуждает его не довольствоваться получением нового, а стремиться распространить это новое как можно шире…

Первый этап (с начала ХХ века до конца 70-х годов ХХ века) связан с исследованиями Н.Д. Кондратьева, Й. Шумпетера, С. Кузнеца, теоретико-методологические установки которых ориентировали на понимание инноваций в основном как средства экономического роста, преодоления экономического кризиса и технико-технологической модернизации производства и составили основу технико-экономического подхода к изучению инновационных процессов. В 1911г. Й. Шумпетер предложил общую концепцию инновационного предпринимательства. Он привлек внимание к тому, что динамичный предприниматель изобретает новые комбинации факторов производства, которые и являются источником предпринимательской прибыли. Й. Шумпетер выделил 5 таких комбинаций:

  1. Выпуск нового продукта или известного продукта иного качества.
  2. Внедрение нового ранее неизвестного метода производства.
  3. Проникновение на новый рынок сбыта.
  4. Получение новых источников сырья или полуфабрикатов.
  5. Организационная перестройка, включая создание монополии или ее ликвидацию.

После Великой депрессии начала 1930-х среди менеджеров США, а затем и в других развитых капиталистических странах популярность получает словосочетание «инновационная политика фирмы» - как символ способности менеджера вывести фирму из депрессии. В этот период начались эмпирические исследования инноваций, осуществляемых различными организациями и предприятиями. Эти исследования были сконцентрированы на 3 основных сферах: 1) фирма как инициатор и создатель инновации, ее чувствительность к инновациям, зависимость от организационных структур и методов управления. 2) Маркетинг или поведение фирмы на рынке, факторы риска, методы прогнозирования успеха инноваций, экономические показатели эффективности отдельных стадий и нововведения в целом. Основной исследовательской парадигмой выступает теория открытых систем в сочетании с игровым подходом, где фирма взаимодействует с рынком как со средой и где завершающие стадии инновационного процесса оказываются результатом действий множества субъектов, каждый из которых поступает в соответствии со своими интересами, с учетом вероятных реакций партнеров. 3) Государственная политика в отношении инновационной деятельности фирм, поддерживающая их конкурентоспособность на мировом рынке. Ведущей парадигмой становится теория управления.

Совокупность этих областей исследований получила название «инноватика».

Такие тенденции понимания целей инновационных процессов доминировала до 80-х г. ХХ века и нашла отражение в трудах как отечественных (А.Н. Аганбегян, Л.С. Бляхман, В.С. Раппопорт), так и зарубежных (Дж. А. Аллен, К. Пэвитт, Е. Роджерс, У. Робертс, Л. Ульман, В. Уолкер и др.) исследователей. Результаты исследовательской деятельности в этот период дали возможность мониторинга технических и технологических инноваций и корреляции их с изменениями экономических показателей, что способствовало формированию инноватики как отрасли науки за рубежом уже к 70-м годам ХХ века.

В целом первый этап развития инноватики как науки связан с исследованием факторов, влияющих на эффективность нововведений, накоплением эмпирического материала, трансформировавшегося в многочисленные несводимые друг к другу классификации.

Второй этап (с начала 80-х годов ХХ века до середины 90-х годов ХХ века) характеризуется ориентацией на комплексное изучение инновационных процессов и конкретных нововведений с учетом факторов, определяющих их эффективную реализацию, что обусловливает начало исследований социального фона инновационной деятельности. В это время появляются первые обучающие программы-тренинги для участников инновационной деятельности, имеющие целью консультирование по комплексу практических проблем, связанных с реализацией инноваций (И.В. Бестужев-Лада, А.И. Пригожин, Б.В. Сазонов, Н.И. Лапин, В.С. Толстой, В.Д. Хартман, В. Шток и белорусские исследователи - В.А. Александров; Г.А. Несветайлов). В этот период обнаруживается временной разрыв процесса институциализации инноватики в отечественной науке, проявившийся в приобретении ею статуса научного направления только к 90-м годам ХХ века. В отечественной и зарубежной науке, происходит оформление статуса альтернативного существования исследовательских подходов к изучению инновационной проблематики – технико-экономического и социогуманитарного с явным доминированием первого. Это положило начало дифференциации исследовательских практик в области инноватики, следствием чего явилось одностороннее рассмотрение инновационных феноменов, преимущественно с позиций технико-экономического подхода и фрагментарный анализ социальных аспектов инновационной деятельности. Основным предметом исследований становится инновационный процесс, включая спонтанную диффузию и целенаправленный перенос нововведений.

Третий этап (с 90-х годов ХХ века до настоящего времени) характеризуется включением в проблемное поле инноватики социальных аспектов инновационной деятельности и изменением диспозиции исследовательских подходов, выражающейся в переходе от альтернативности к их параллельной реализации (А.С. Ахиезер, Ю.А. Карпова, В.Ж. Келле, А.Г. Краснов, С.Е. Крючкова, А.В. Марков, М.В. Мясникович, П.Г. Никитенко, В.П. Петров, А.И. Пригожин, Г.Н. Соколова, Д.И. Степаненко, С.А. Шавель, Ю.В. Яковец,). На этом этапе внимание исследователей сосредоточено на анализе различных типов инновационных ситуаций, разработке методов ранней оценки рисков, формировании рекомендаций относительно государственной политики в области нововведений.

Некоторые исследователи (Н.И. Лапин) предлагают выделить четвертый современный этап в развитии инноватики. Ключевым аспектом изучения на современном этапе становятся инновационные сети, максимально чуткие к быстрой динамике рынка, маркетинго-ориентированные, улавливающие потенциальные тенденции спроса. Настоящий период характеризуется: 1) методологическим переосмыслением статуса исследовательских подходов и парадигм инноватики по пути их взаимодействия и интеграции, что можно считать началом нового этапа их развития; 2) дифференциацией инноватики, что выражается в появлении социальной инноватики (системы знаний о новых методах общественного развития, об особенностях возникновения и реализации социальных инноваций), а в ее рамках - социологии инноваций, логистики инноваций, статистики инноваций; 3) гуманитаризацией и гуманизацией инноватики, что выражается в понимании инноваций как социальных феноменов, требующих исследования с позиций социогуманитарных наук.

В настоящее время инновационный процесс предлагается понимать как целостную систему мероприятий, связанных с подготовкой, созданием и практической реализацией новаций технико-технологического, организационного, управленческого, экономического, социального и др. характера, удовлетворяющую коммерческие и некоммерческие общественные потребности посредством трансляции нововведений в систему культурных норм, образцов и ценностей. Это процесс создания новации, ее распространения и использования полученного результата.

Таким образом, начавшись с уровня отдельных производственных организаций, фирм, инновационная практика и ее научное исследование на Западе распространились на уровень общенациональных институтов.

2. Развитие инноваций в СССР

Иной способ развития инноваций использовался в странах с плановой экономикой, к числу коих относится и СССР. Здесь инновационная практика получила развитие преимущественной на общенациональном государственном уровне. Централизованное управление НТП позволило Советскому Союзу достичь выдающихся успехов в военно-технической области (производство ядерного оружия, развитие атомного флота, космонавтики, некоторых видов военной техники.

Вместе с тем усиливалось отставание советской экономики от западной Европы и США (низкий уровень оснащенности наукоемкими технологиями; высокая доля тяжелых видов труда, необеспеченность населения товарами и услугами высокого качества). Росли не решаемые жизненно важные проблемы (зерновая зависимость от Запада, жилищная проблема, закрытость от внешнего мира и пр.) Нарастала угроза отставания в области информационно-емких вооружений. Начиная с середины 50-х гг. усиливается в обществе тревога за судьбу экономического соревнования СССР и стран Запада.

Во второй половине 50-х гг. по инициативе Хрущева была осуществлена перестройка управления промышленностью. Чтобы преодолеть отраслевую замкнутость предприятий, были упразднены отраслевые министерства и созданы территориальные совнархозы. Но это привело к нарушению единства государственной политики, замедлению НТП и темпов производства. После смещения Хрущева в 1965 г. на пленуме ЦК КПСС Косыгин предложил новую реформу: восстановление отраслевых министерств и расширение прав трудовых коллективов. Началось движение за планирование социального развития трудовых коллективов. Но вскоре данный проект был признан идеологически вредным (влияние буржуазного рынка). Права министерств расширились, а директоров и трудовых коллективов были урезаны. В 1967г на XXV съезде партии Косыгин констатировал неудовлетворительность внедрения в производство достижений науки и техники.

Управление НТП стало одним из приоритетных направлений научных исследований. Проблемы внедрения и широкого использования нововведений оставались на втором плане как проблемы микроуровня. В центре внимания оказывались проблемы макроуровня. Таким образом, в СССР исследования и разработки в области инноватики начались с середины 70-х гг XX в. За короткий срок они позволили получить существенные результаты теоретического и прикладного характера. Эти результаты ориентировали на высвобождение инновационного потенциала работников, интеграции элементов предпринимательства в плановую экономику. Но подобные принципы были не востребованы в советском обществе, что не уменьшает их научного и прикладного значения для социально-экономического развития России.

3.Понятие инновационной деятельности.

Инновация – есть процесс создания, распространения и использования нового практического средства для новой или лучшего удовлетворения уже известной потребности людей, групп, общества. Однако некоторые исследователи рассматривают инновацию как конечный результат инновационной деятельности, которая, в свою очередь определяется как процесс, направленный на воплощение результатов научных исследований и разработок в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, либо технологический процесс, используемый в практической деятельности. В любом случае мы не можем отрицать то, что инновация есть одна из видов деятельности, а, следовательно, обладает структурой, внутренней логикой развития и структурно функциональными и содержательными параметрами, характерными для любого вида деятельности. Исходя из этого, в структуре инновационной деятельности выделим следующие компоненты:

Потребность – состояние нужды субъекта в чем-то, что лежит вне его, но что составляет необходимое условие поддержания нормальной жизнедеятельности субъекта. В случае инновационной деятельности носит социальный характер.

Мотив – предмет потребности, то, ради чего совершается действие.

Цель – идеальный образ предвосхищаемого результата.

Средства – инструментальная составляющая деятельности, некий набор действий, посредством чего возможно достижение цели.

Результат – конечный продукт. Соотнося результат с целью, можно определить степень ее успешности.

Однако, инновационная деятельность является по своей сути социальной. Она осуществляется в определенной социальной среде. Следовательно, в ее структуру необходимо ввести еще 2 компонента. Это субъект (актор), тот, благодаря кому инновация возникает и развивается. Прежде всего, это люди, которые изобретают идею, разрабатывают концепцию осуществления деятельности, реализуют это в практической деятельности и доводят до потребителей, обеспечивая массовое удовлетворение соответствующей социальной потребности.

Деятельность людей, в том числе и инновационная осуществляется в группах, трудовых коллективах. Поэтому акторами инноваций выступают организации, ориентированные на производство и внедрение инновации как средства получения прибыли. Кроме того, акторами инноваций выступают организации, косвенно задействованные в этом процессе: административно-управленческие, общественно-политические, социальные и т.д. Это означает, что инновационная деятельность предполагает взаимодействие многих социальных структур, целью которого является повышение эффективности их деятельности. И это можно рассматривать как один из ведущих критериев успешности инновации, т.к. если этого не происходит, то инновация не может считаться успешной, каким бы значимым не было ее предметное содержание. Вспомним тот факт, что в условиях централизованного планирования советской экономики экономические стимулы были заменены командно-административными методами организации деятельности. Низкая экономическая заинтересованность акторов (предприятий, сотрудников) не только замедляла инновационные процессы, но реально препятствовала их внедрению и реализации, сводя к нулю эффективность любых инновационных идей. Конечно, это не означает, что должны быть устранены все нерыночные механизмы и мотивы (поощрения, награждения и пр.), но они должны в совокупности с рыночными создавать максимально благоприятную среду…

Таким образом, можно утверждать, что, если внутреннюю среду инноваций создают люди как их авторы, то внешнюю среду создает общество в целом, включая экономическую составляющую (рыночные механизмы), социальную структуру, культуру. Кроме того, многие инновации, взаимодействуют с мировыми рынками (мировая экономика, международные отношения), а также с природной средой (экологический фактор). При этом влияние инноваций на обозначенные компоненты не является односторонним, это процесс взаимодействия (например, если при реализации инновации возникают изменения в природной среде, это, в свою очередь видоизменяет и инновационный процесс).

4.Системная концепция инновационной деятельности

Принимая во внимание множественность взаимозависимых факторов, обозначенных выше, и оказывающих непосредственное влияние на инновационные процессы, очевидно, что анализ и комплексная оценка эффективности инновационной деятельности требует системного подхода.

Объективную основу нововведений, как деятельности составляют социальные потребности, формирующиеся в различных сферах жизнедеятельности общества и не получающих своего удовлетворения посредством имеющихся ресурсов. Если эти потребности остаются неудовлетворенными, это приводит к возникновению напряженности, депрессиям и кризисным явлениям, как на уровне отдельных индивидов, так и на уровне соответствующих социальных сфер и общества в целом. Удовлетворение этих потребностей возможно путем конструирования новых адекватных изменяющимся условиям социальных практик, т.е. посредством некоторой инновационной деятельности. Эта инновационная деятельность и составляет сущность нововведения. Иными словами, нововведение можно рассматривать как форму организации инновационной деятельности для целенаправленного удовлетворения изменяющихся в процессе социального развития потребностей людей.

В чем же собственно состоит специфика инновационной деятельности? Научный анализ показывает, что все виды человеческой деятельности можно подразделить на репродуктивную и продуктивную. Репродуктивная деятельность основана на повторении уже разработанных схем действий и направлена на получение уже известного результата известными средствами. Ее конечным результатом выступают количественные показатели. Продуктивная деятельность связана с разработкой новых целей, средств их достижения или достижения известных целей новыми средствами. Она включает создание нового качества, поэтому ее необходимым компонентом является творчество, включая саморазвитие инновационной личности.

Продуктивная деятельность дифференцируется на духовную и предметно-практическую. Духовная означает изменение, создание новых духовных ценностей, знаний, верований, убеждений. Она включает прогнозирование и проектирование, т.к. остается на уровне проектов. Вторая относится к практическому изменению человеком окружающего мира и самого себя как актора. Это и есть собственно инновационная деятельность, где на начальном этапе создается проект новшества, который затем воплощается в реальность.

Суммируя все выше сказанное можно определить инновационную деятельность как предметно-практическую продуктивную деятельность людей, которая является творческой и создает новые качества в различных сферах социальной жизнедеятельности. Ее объектом являются другие виды деятельности, которые сформировались в предшествующий период и приобрели репродуктивный характер. А их средства стали рутинными для данного сообщества людей. Инновационная деятельность, т.о., направлена на их изменение. А ее главная функция состоит в изменении их способов, механизмов. Из этого следует вывод, что инновационная деятельность – это метадеятельность, трансформирующая репродуктивные виды деятельности.

Системный анализ инновации как деятельности позволяет выделить основные принципы инновационной деятельности: целостность, структурность и динамизм. Инновация есть целостная система, которая не сводится к сумме составляющих ее элементов, а обладает специфическими свойствами, отсутствующими у отдельных ее компонентов. Одновременно инновация является подсистемой более широкой системы, с которой взаимодействует как со своей средой. В тоже время инновация структурируется на подсистемы, взаимосвязанные между собой.

Вместе с тем, инновация представляет противоречивую систему. При возникновении она утверждает себя как творческая, уникальная деятельность. Затем она начинает воспроизводить себя, функционируя по созданным ею законам. Со временем эти механизмы рутинизируются и инновации становятся повседневной практикой, на смену которой приходят новые…

Инновации могут оказывать не только позитивное воздействие на социальную среду, но и негативное, дисфункциональное, нарушая баланс. Иногда это связано с побочными эффектами, которые превышая эффект исходного нововведения, сводят на нет… Это может порождать стремление уклоняться от нововведений, оказывать им сопротивление.

5. Жизненный цикл инновации.

Итак, инновация есть динамическая, внутренне противоречивая система, имеющая деятельностную природу. Ее эффективность зависит как от внутренних механизмов инновационного процесса, так и от способов его взаимодействия с внешней средой. Соответственно, в данной деятельности можно выделить 2 аспекта: содержательный и формальный. Содержательный проявляется в процессуальных характеристиках инновации. Инновационный процесс включает 4 компонента: фундаментальное исследование, изобретение, разработку и коммерческую стадию, включающую подготовку и запуск промышленного производства. Различные авторы предлагают многообразные модели инновации, включающие от 5-9 стадий. При этом распределение затрат происходит крайне неравномерно и в различных моделях эти показатели существенно разнятся. Очевидно одно: в процессах промышленного производства все эти этапы (от фундаментальных исследований и разработки идеи до утилизации отходов производственной деятельности) реализуются разными людьми.

В формальном аспекте инновационный процесс представляет собой последовательный цикл специализированных видов или форм деятельности. Обычно различают 3 основные формы производства новшества: локальное производство, монопольное производство и расширенное производство.

1Локальное производство новшества.

Эта форма ограничивается производством и использованием (потреблением) новшества лишь той фирмой или организацией, которая его заказала. Локальный инновационный цикл состоит из следующих стадий:

  • Разработка проекта инновации, включая технико-экономическое обоснование;
  • Первое освоение новшества, включая прикладные исследования, разработку и изготовление опытного образца, и первое тиражирование новшества;
  • Первое использование новшества, его потребление заказчиком и первый опыт сервисного обеспечения.

Для собственно инновационного процесса локальный цикл носит скорее пробный экспериментальный характер. Сам процесс нововведения уже запущен, а связи с внешней средой еще нет. Это форма инновационного процесса, препятствующая распространению инновации в более широком масштабе национального и мирового рынка. По сути это квазирыночный и непродолжительный процесс.

II.Монопольное производство новшества

Как и в первом случае, производство новшества осуществляют фирмы-создатели, но продукцию свою они реализуют через внешний рынок, адресую ее многим потребителям. Возникает промежуточный воспроизводственный цикл, когда рыночный механизм включен, но его действие ограничено наличием единственного производителя. Он позволяет фирме-актору определять рыночные цены и получать монопольную сверхприбыль.

III.Расширенное производство новшества.

Производство данного новшества осваивается многими фирмами. Цикл инновационного процесса становится полным. В него включается еще 2 стадии: распространение методов производства (ноу-нау) и форм его использования; и расширенное производство новшества, а также финишная стадия – рутинизация новшества вплоть до насыщения рынка и прекращения его производства. Только в форме расширенного производства новшества в полной мере вступают в действие рыночные механизмы. Они позволяют интегрировать всех акторов, увязывая их интересы и цели, что невозможно было сделать в условиях плановой экономики административными методами.

Жизненный цикл инновации (ЖЦИ) выражает динамику взаимодействия инновационного процесса с внешней средой, его эффективность для изготовителей и потребителей. Тип ЖЦИ зависит от формы инновационного процесса и от характера внешней среды. Формы инновационного процесса мы уже рассмотрели, а во внешней среде важнейшее значение дл ЖЦИ имеют 2 слоя: экономический (клиенты и конкуренты) и инфраструктурно-управленческий.

Локальный инновационный цикл ограничивает ЖЦИ внедрением созданного новшества в одной точке – заказчике. А среда такого процесса сужается до ограниченного числа изготовителей. ЖЦ такой инновации включает 3 фазы: разработка – изготовление – внедрение. Это локально-внедренческий ЖЦИ. Рынок присутствует только на первом этапе, где изготовители конкурируют за право получения заказа. На последующих стадиях рыночные отношения теряют стимулирующее значение. Конкуренты присутствуют скорее как потенциальные в будущей борьбе за следующий заказ.

Монопольное производство новшества сталкивается с конкуренцией с появлением других производителей этого новшества. Это монопольно-рыночный ЖЦИ. На определенной стадии он трансформируется, превращаясь в собственно рыночный цикл.

Расширенное производство новшества является полностью рыночным, при этом интенсивность конкуренции нарастает, побуждая производителей снижать цены на новшество, чтобы расширить его производство и сохранить высокую прибыль (мобильные телефоны, компьютерная техника). Это расширенно-рыночный ЖЦИ. В нем различают 5 основных стадий: старт – быстрый рост – зрелость – насыщение – финиш.

На старте доходов от инновации нет, более того – она убыточна. На стадии быстрого роста наблюдается монопольное производство новшества, которое дает сверхдоход. Стадия зрелости связана с расширением производства новшества, за счет чего сохраняется доход, хотя рыночная стоимость новшества снижается (появляются конкуренты-производители). На стадии насыщения цена резко снижается, а производство оказывается на грани убыточности. Наконец, на последней стадии, возникает перенысыщенность рынка, производство становится убыточным.

При оценке эффективности инновации следует учитывать, как минимум, 2 критерия: вклад инновации в рентабельность и в конкурентоспособность фирмы. Это во многом определяет положение ее в социально-экономической среде. Вклад в рентабельность фирмы оценивается по разнице между доходом от реализации инновации и издержками на ее производство. Необходим постадийный учет, но итоговая оценка вклада инновации в рентабельность фирмы должна быть совокупной – по результатам всех стадий и в сравнении с вкладами других инноваций. Тогда выяснится, что даже при убыточности не только стартовой, но и финишной стадии совокупный баланс издержек и доходов может быть позитивным.

Другой вклад инновации – в конкурентоспособность фирмы – еще более важен, но его труднее выявить и оценить. В целом об этом вкладе можно судить по влиянию инновации на такие параметры как обеспеченность фирмы заказами и загрузка мощностей. Подробнее рассмотрим эти вопросы на последующих занятиях.

6.Литература

а) основная литература:

1. Дятчин Н.И. История развития техники. Ростов-на-Дону, 2011.

2. Розин В.М. Философия техники. Учебное пособие. М., 2011.

3. Лапин Н.И. Основы инноватики//Теория и практика инноватики.-М., Логос, 2008.

б) дополнительная литература:

1. Алферов Ж.И. Физика и жизнь. - М.-С.-Петербург, 2011.

2. Валянский С.И., Калюжный Д.В. Другая история науки. От Аристотеля до Ньютона.

М., 2002.

3. Поппер К. Логика и рост научного знания. - М.,2003.

4,Гурков И.Б. Инновационное развитие и конкурентоспособность. М.: ТЕИС, 2003. Гл.5.

5.Лапин Н.И. Теория и практика инноватики. М.: ЛОГОС, 2010. Р.II.

6. Мильнер Б.З. Теория организации. 3-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2002. Гл.39.

История становления инноватики. Инновация как деятельность