Субъекты инновационной деятельности

Реферат

Субъекты инновационной деятельности

План

  1. Понятие инновационной личности. Психологические характеристики субъекта инновационной деятельности.
  2. Виды личностной инновационности.
  3. Развитие личностной инновационности.
  4. Литература


  1. Понятие инновационной личности. Психологические характеристики субъекта инновационной деятельности.

Основной движущей силой, субъектом инновационной деятельности выступают творческие личности, точнее инновационные личности как особый вид творческой личности. Чтобы выделить специфические характеристики инновационной деятельности, следует вспомнить, что любая личность формируется в процессе взаимодействия с себе подобными, т.е. в процессе социальной деятельности. Предпринимая то или иное действие, индивид соотносит свои интересы, ценности с теми нормами, которые определяет общество. Но даже то, каким образом осуществляется адаптация личности к социальной среде, определяется соответствующими способностями. И здесь на первый план выходят, по мнению В. А. Петровского, способности человека “творить и направленно транслировать инновации собственного опыта другим людям”, а также способности восприятия, принятия, освоения и использования оригинальных и творческих идей. Это и понятно: зачастую прекрасная научная идея может оказаться нереализованной и невостребованной не потому, что является непрактичной или неинтересной, а потому, что не была должным образом воспринята, оценена и прорекламирована. Зачастую эффективное осуществление этих функций во многом зависит от другой важнейшей характеристики субъекта – его инновационности.

Э. Роджерс впервые осуществил типологизацию субъектов инновационной деятельности в зависимости от степени их вовлечённости в процесс внедрения и реализации новых идей, решений и технологий:

• инноваторов, склонных идти на риск ради инноваций;

• ранних потребителей, в целом принимающих инновации без особых задержек;

• поздних массовых потребителей, представленных в основном

скептиками;

• медлительных и «опоздавших», которые являются зачастую консерваторами.

В рамках ещё одной классификации все участники инновационного процесса делятся на типы:

• инноваторов, наиболее активно принимающих новые идеи и технологии;

• имитаторов, которые придерживаются веяний моды, традиций и мнения

• большинства и «повторителей», которые склонны повторять однажды сделанный выбор несколько раз.

Другая классификация позволяет дифференцировать участников инновационного процесса в зависимости от их отношения к новым идеям, деятельности субъекта, а также качественного своеобразия процессов мышления: адаптор, инноватор.

Адаптор. Склонность адаптора к методичности позволяет ему довольно эффективно осуществлять рутинную деятельность, он может аккуратно и обстоятельно выполнять даже однообразную работу, и в большинстве случаев на него можно положиться, т.к. всю работу он выполняет качественно. При этом он не склонен идти на риск. Во всём адаптор производит впечатление человека ответственного. Выглядит невосприимчивым к скуке.

Инноватор. Может показаться недисциплинированным, относящимся к своим обязанностям не очень ответственно. Зачастую производит впечатление человека поверхностного и несерьёзного. Способен к качественному и обстоятельному выполнению рутинной и повседневной работы только в течение кратковременных порывов. Инноватор склонен делегировать рутинные функции другим людям или принятия решения в условиях осуществления этой деятельности.

В соответствии с этой теорией, каждый человек находится в определённой точке шкалы: адаптор – инноватор.

Далее можно рассмотреть, используя целый ряд критериев, в чём конкретно могут состоять на психологическом уровне различия между указанными двумя типами.

1. Стиль осуществления деятельности

Адаптор. Ему свойственна аккуратность и надёжность. В выполнении возложенных на него обязанностей он деловит и дисциплинирован. На него в большинстве случаев можно положиться, т.к. всю работу он выполняет качественно. Склонность адаптора к методичности позволяет ему довольно эффективно осуществлять рутинную деятельность, он может аккуратно и обстоятельно выполнять даже однообразную работу. При этом он не склонен идти на риск, иногда даже обоснованный. Во всём адаптор производит впечатление человека ответственного. Выглядит невосприимчивым к скуке.

Инноватор. Может показаться недисциплинированным, относящимся к своим обязанностям не очень ответственно. Зачастую производит впечатление человека поверхностного и несерьёзного. Способен к качественному и обстоятельному выполнению рутинной и повседневной работы только в течение кратковременных порывов. Инноватор склонен делегировать рутинные функции другим людям или избегать их вовсе. В процессе достижения поставленных целей не очень охотно использует уже известные средства. Выглядит не очень основательным и практичным, часто шокирует окружающих.

2. Специфика мышления

Адаптор. Склонен скорее решать поставленную задачу, чем находить новую проблемную область. Ищет решения проблем в апробированных и понятных (ожидаемых) направлениях. Склонен путать цели и средства.

Инноватор. Скорее будет отыскивать новые проблемные области и новые решения уже поставленных задач. Решать рутинные задачи ему просто неинтересно. Он интересуется всеми сопутствующими аспектами проблемы, компетентен во взаимодействии с ними. В столкновении с новыми и нестандартными ситуациями чувствует себя «как рыба в воде». Но при необходимости решать задачу или проблему уже известными и апробированными способами ему неинтересно.

3. Стиль работы в группе

Адаптор. Чувствителен к другим людям, способствует сплочению и кооперации в группе. В связи с тем, что он склонен к стабильным и устойчивым отношениям, адаптор не очень любит необычные формы поведения партнёров по общению, а также сам старается не совершать необычных и непонятных другим поступков.

Инноватор. Нечувствителен к другим людям, может создавать угрозу сплочённости и кооперации в группе в силу склонности к нестандартному поведению. Кроме этого, зачастую инноватор заинтересован в том, чтобы активировать устойчивую группу с тем, чтобы в ней произошли хоть какие-нибудь перемены.

4. Степень зависимости/независимости от окружения

Адаптор. Редко бросает вызов существующим правилам. Если и бросает, то только тогда, когда обеспечен сильной поддержкой. Его больше устраивает стабильность в отношениях. Часто он неуверен в себе, реагирует на критику с показным согласием. Однако такая реакция адаптора может сопровождаться глубокими переживаниями. Чувствителен к давлению и власти. Может достаточно долго мириться с ситуацией, которая его не устраивает. Уступчив и покладист. Предпочтёт не ввязываться в конфликт, чем доказывать свою правоту. Конформен. Ему зачастую недостаёт конфликтной компетентности как умения эффективно использовать конфликт для решения встающих перед ним задач.

Инноватор. Часто бросает вызов правилам, не проявляет особого уважения к традициям. Его зачастую не волнует, что в результате его

действий может возникнуть конфликтная ситуация. Выглядит уверенным в себе и независимым в период продуцирования идей. Однако в период выполнения рутинных функций в течение коротких промежутков времени может терять уверенность в себе и становиться подавленным и подверженным влиянию. Не нуждается в согласии и поддержке для формирования веры во что-либо в условиях критики. Может отстаивать свою точку зрения, если уверен в её правильности, до конца. При этом инноватору может быть совсем не важно, насколько его точка зрения популярна или пользуется поддержкой. Бывает неуважителен к общегрупповому согласованному мнению; может выглядеть несговорчивым, резким, создающим диссонанс в группе.

5. Отношение к изменениям

Адаптор. К переменам зачастую относится скептически. Но при этом может обеспечивать надёжный фундамент для рискованных предприятий инноватора. Сокращает проблемную область посредством постепенных усовершенствований или более высокой производительности с максимальной преемственностью и стабильностью. Избегает резких и революционных изменений. В совместную с инноватором работу привносит стабильность, порядок и последовательность

Инноватор. К изменениям относится позитивно, зачастую даже нуждается в них. Может выступать катализатором изменений в устойчивой группе или структуре. В совместную с адаптором работу привносит ориентацию на задачу, независимость от прошлого и от уже устоявшихся теорий. Обеспечивает динамику для периодических кардинальных перемен, без которых система или организация закостенеет.

6. Качества менеджера

Адаптор. Эффективно управляет уже существующими структурами. Но в случае кризиса может оказаться не очень эффективным руководителем. Важен для повседневного функционирования организации. Однако иногда его необходимо выводить из привычной обстановки.

Инноватор. Склонен брать на себя управление в непредсказуемых ситуациях. Очень эффективен в периоды незапланированного кризиса или в процессе профилактики такого кризиса (но только в случае, если инноватор находится под контролем).

Выше описаны идеальные представители указанных типов. В реальности каждому человеку свойственен определённый набор качеств, которые могут принадлежать к списку личностных особенностей как адапторов, так и инноваторов.

  1. Виды личностной инновационности.

Выделяются различные виды инновационности. Психологическое исследование инновационности субъекта предполагает прежде всего анализ его способности, с одной стороны, воспринимать новые идеи и технологии, а с другой стороны, – их осмысливать и творчески дорабатывать. В связи с этим могут быть выделены соответственно два вида личностной инновационности: сенсорная и когнитивная. Сенсорная инновационность – это тенденция получать удовлетворение от взаимодействия с вещами из внешнего мира. Сенсорные инноваторы склонны скорее не структурировать и анализировать новую информацию, а использовать её для удовлетворения своей потребности в новизне.

Указанный вид инновационности может активироваться как внутренними (например, фантазиями), так и внешними (например, результатами действий человека) стимулами. Поведенческие проявления сенсорной инновационности могут быть связаны с поиском и принятием риска. Примером может служить устойчивый интерес человека к экстремальным видам спорта.

Когнитивная инновационность – это тенденция получать удовлетворение от нового опыта, от взаимодействия с чем-либо новым и от изучения закономерностей функционирования этого нового. При этом субъект может получать «вторичное» удовлетворение от результата работы с полученной информацией, её переструктурирования и дополнения. Когнитивная инновационность обусловливается потребностью в новом знании о вещах, фактах, процессах и о том, как они взаимосвязаны между собой. Реализация указанной тенденции стимулирует мыслительную деятельность и развитие когнитивной сферы субъекта.

Врождённая инновационность – это способность субъекта принимать инновационные решения вне зависимости от влияния опыта других людей в процессе коммуникации с ними. Такое понимание инновационности тем не менее предполагает предварительное взаимодействие с другими для того, чтобы ознакомиться с их опытом.

Врождённая инновационность представляет собой целостной психологическое образование наподобие личностной черты.

Реализованная инновационность – это поведенческие проявления субъекта в контексте его участия в инновационном процессе, которые могут быть подвергнуты наблюдению. Для формирования максимально полного и объёмного представления о том, что же представляет собой личностная инновационность, а также того, какие факторы оказывают влияние на её формирование, развитие и проявление.

  1. Развитие личностной инновационности.

Способность личности к творчеству, креативности, инновационности имеет две составляющие: 1) творческая личность и 2) ее способности.

Поэтому развитие творческой личности должно протекать по двум направлениям.

1. Формирование особых свойств характера, в которые входят такие его качества, как стремление к творческой новизне и самовыражению, оригинальность и быстрота мышления, смелость и настойчивость, желание в творчестве идти своим собственным путем.

2. Совершенствование познавательных психических (внимания, ощущений, восприятия, мышления, памяти и воображения). Современные методы развития творческой личности, способной к инновационной деятельности, могут быть представлены как синтез многих психологических школ и направлений, дающих возможность развитию творческих способностей человека. Процесс развития осуществляется от более простых творческих проявлений личности к более сложным. По его мнению, для того, чтобы развитие личности происходило гармонично, необходима соответствующая подпитка всех органов движения и чувств через включение человека в различные виды деятельности. Лучше всего для

этого подходят разнообразные виды художественной деятельности – музыка, литература, изобразительное искусство. Эти виды деятельности, по мнению В. И. Петрушина, способны интенсивно развивать познавательные психические процессы.

И. Г. Малкина-Пых считает целью эстетического воспитания гармонизацию деятельности всех сфер жизнедеятельности, личностный рост через формирование у него способности быть адекватным своим глубинным потребностям и чувствам и при этом соответствовать требованиям внешней ситуации во избежание застоя в развитии личности – нарушении интеграции между мыслями, чувствами и поступками.

Знаменитый американский психолог А. Маслоу прославился созданием концепции самоактуализирующейся личности. Ее главная идея – для того чтобы человек был здоровым и счастливым, ему надо самоактуализироваться, т.е. проявляться 'EE в том, к чему его предназначила природа. В понимании и представлении А. Маслоу, творческий человек и самоактуализирующийся являются синонимами. Он сформулировал характеристики творческой личности:

1. Более адекватное восприятие действительности, свободное от предрассудков и предубеждений.

2. Принятие себя и других такими, какие они есть, без применения механизмов психологической защиты.

3. Простота, спонтанность и естественность в общении. Они соблюдают ритуалы и традиции, но выполняют их без автоматизма и с известной долей юмора.

4. Эти люди всегда в какой-то мере философы и заняты не столько собой, сколько той жизненной задачей, своей миссией, для которой они считают себя призванными в этот мир.

5. Такие люди часто склонны к некоторой отстраненности от жизни и к одиночеству, в котором вызревают их идеи и представления. Это помогает им быть устойчивыми в сложных обстоятельствах и оставаться менее подверженными неблагоприятным воздействиям внешней среды.

6. Этих людей отличает от остальных опыт сильных и глубоких переживаний, связанных с познанием красоты и истины. В момент их наступления человек способен испытать необыкновенный духовный подъем, переживаемый как чувство единения со всей Вселенной и общности со всем Человечеством.

7. Их отличает также демократичность в общении и готовность учиться у других.

8. Такие люди хорошо различают добро и зло, и их поведение соответствует самым высоким нравственным критериям. Поэтому они – хорошие друзья и верные товарищи.

9. Самоактуализирующиеся, т. е. творческие, люди обладают хорошим чувством юмора, но они никогда не считают смешной чьи-либо ущербность или невзгоды.

10. Они способны воспринимать себя «гражданами мира», ощущая сильнее свою сопричастность со всем Человечеством в целом, нежели со своей собственной страной.

По мнению А. Маслоу, самоактуализирующиеся личности составляют в обществе очень незначительную часть населения — всего один процент, но именно они представляют собой воплощение движущих сил развития любого общества.

Препятствием для самоактуализации выступает страх человека перед своими возможностями, который А. Маслоу назвал «комплексом Ионы». Этот ветхозаветный пророк отказывался от выполнения поручения Бога, пытался избегать ответственности пророчества, за что Бог наказал его и послал ему массу бед и несчастий. Тоже самое, по мнению А. Маслоу, происходит с теми, кто пытается избежать использования своих способностей в полной мере, предпочитая безопасные варианты жизненного пути, не требующие максимального развития и проявления своих потенциальных возможностей. Таких А. Маслоу серьезно предупреждал: «Если вы намеренно собираетесь быть меньше, чем вы можете быть, я предупреждаю вас, что вы будете несчастны всю оставшуюся жизнь». Для того чтобы стать самоактуализирующейся личностью, А. Маслоу полагает необходимым придерживаться следующих принципов поведения.

1. Найти и иметь любимое дело или занятие. Способность к глубокому переживанию во время занятия интересным делом человек забывает про себя и про свои комплексы. Именно в этот момент он реализует себя как личность.

2. Выбирать продвижение, а не отступление перед новой и малоизвестной ситуацией. Если страх движет человека к большей безопасности и защите, то выбор неизвестного нередко означает личностный рост и расширение возможностей.

3. Уметь прислушиваться к голосу внутреннего «Я». Мы часто склонны прислушиваться скорее к мнению родителей, учителей, разного рода начальников, чем к самим себе, а это отдаляет нас от самоактуализации. Смелость быть самим собой, иметь мужество жить своим умом — эта мысль перекликается с идеями Демокрита.

4. Уметь брать на себя ответственность. Это означает обращение к самому себе, когда человек хочет получить ответ по спорному вопросу. Но часто люди избегают такого ответа, защищаясь при этом фразой «Я сомневаюсь». Всякий раз, пишет Маслоу, когда человек берет на себя ответственность, он самоактуализируется.

5. Стремиться быть нонконформистом. Чтобы высказать честно свое мнение, человек должен уметь быть независимым от мнения других. Быть смелым вместо того, чтобы бояться, – если психолог не умеет научить этому пациентов, он может прекращать свою деятельность. Человек не сумеет сделать свой жизненный выбор, пока не начнет прислушиваться к самому себе, к собственному «Я» в каждый момент своей жизни, чтобы спокойно сказать: «Нет, мне это не нравится».

6. Стремиться к совершенству. Самоактуализация – труд ради того, чтобы сделать хорошо то, что человек хочет сделать. Человек должен быть всегда первоклассным специалистом, или настолько хорошим, насколько он может им быть. Стать второстепенным специалистом – это неподходящий путь для самоактуализации.

7. Быть открытым, высшим переживаниям, экстатического характера в момент общения с искусством, природой, истиной. Это – редкие и прекрасные мгновения, которые невозможно ни купить, ни гарантировать, но которые несут себе смысл жизни.

8. Разоблачать собственную психопатологию, что означает способность отказываться от психологических защит и открыто познавать себя. Преодоление психологических защит вместе с тем означает и обретение человеком самого себя.

Говоря о значении самоактуализации в жизни человека, А. Маслоу говорил и о том, что оно связано с так называемым «бытийным» сознанием, которое принимает мир и его людей такими, какие они есть, не пытаясь при этом их переделывать. В противоположность этому типу существует также сознание «дефицитарное», в котором окружающий мир рассматривается индивидом как средство для выживания и удовлетворения потребностей. Если бытийная любовь в природе будет проявляться в бескорыстном наслаждении ее красотой, наблюдении за ее живой жизнью, то дефицитарная любовь будет проявляться в ее прагматическом использовании – в лучшем случае, в срывании цветов и устроении из нее букетов, в худшем – в ее хищническом истреблении и загрязнении.

Самоактуализирующиеся люди синергичны, т.е. способны кооперироваться и сотрудничать с другими людьми, помогая им в достижении их целей. В этом случае общая энергия превышает простую сумму отдельно взятых энергий каждого человека. Они способны к сорадованию и великодушию, что проявляется в их умении делиться всем, что у них есть, с другими. Можно с успехом охотиться в одиночку и делить свою добычу только с членами своей семьи. Но принесет ли это счастье? Ведь в этом случае успех одного обернется поражением другого. Это можно наблюдать, по мнению А. Маслоу, в обществах с низким уровнем синергии, и люди в них обуреваемы подозрениями, страхами и тревогами. В обществах с высокой социальной синергией, в которых добыча делится на всех, каждый охотник выигрывает от успеха другого. Как указывала социолог Рут Бенедикт, чьи идеи оказали большое влияние на Маслоу, в таких обществах люди более счастливы, более здоровы и более гармоничны по сравнению с теми, в которых уровень синергии низкий.

Все эти положительные качества личности созревают во времени и к определенному сроку, в среднем – к 35 – 40 годам. У представителей художественного творчества этот расцвет может наступить много раньше, например, у музыкантов-исполнителей – к 23 – 25 годам, у актеров – к 30 годам. До этого срока художественно талантливый человек может восприниматься окружающими только как хороший профессионал, но не как зрелая личность. Яблоко даже самого лучшего сорта в пору созревания, еще зеленое, будет на вкус кислым и вяжущим. Но то же самое яблоко, созревшее к сроку, подарит любому гурману самую изысканную гамму вкусовых ощущений.

Таков же и незрелый в духовном плане человек. Общение с ним приносит мало радости. Общение же со зрелым в социальном и профессиональном плане человеком – истинное наслаждение, потому что в нем гармонично сочетаются духовные сила, ум, доброта и красота.

Эрих Фромм утверждал, что зрелый человек обладает возможностью удовлетворять пять основных потребностей экзистенциального существования:

1. Потребность в установлении связей. Чтобы быть счастливым, в этом мире надо за что-то нести ответственность и о ком-то или о чем-то заботиться, принимать участие в чьей-то жизни. Если эта потребность не удовлетворяется, люди становятся эгоистами, озабоченными только своими личными интересами. Здесь можно было привести много примеров того, как семейные и дружеские связи помогали многим художникам преодолевать многочисленные трудности творческого пути.

2.Потребность в преодолении. Процесс самореализации связан с большим количеством трудностей как материального, так и социально-психологического характера. Творчески зрелый человек достаточно легко преодолевает животную природу, которая чаще всего коренится в таких общечеловеческих пороках, как лень и жадность. Он становится активным и творческим созидателем своей собственной жизни. Творчество помогает ему подняться над случайностью собственного существования. Через творчество удается достичь чувства свободы и ощущения собственной значимости.

3.Потребность в идентичности. Зрелый человек может сказать про себя «Я – это я». Он ощущает свою индивидуальность и непохожесть на других. Он идет своим путем, а не следует чьим-то указаниям. Отсутствие слепого конформизма дает возможность достижения чувства подлинной идентичности.

5. Потребность в системе взглядов и преданности. Зрелый человек видит смысл своей жизни в посвящении кому-то или чему-то. Система убеждений позволяет людям правильно воспринимать реальность и ориентироваться в ней.

Вышеприведенные взгляды Маслоу и Фромма на творческую и зрелую личность можно дополнить идеями американского психолога Альберта Эллиса, создавшего направление рационально-эмотивной психотерапии.

В понимании А. Эллиса здоровая и самоактуализирующаяся личность характеризуется следующими чертами:

• Личный интерес. Прежде всего, следует ценить собственные интересы и жертвовать ими до некоторой степени, но не во всем ради тех, кто человеку небезразличен. Творчество должно стоять на первом месте, а все остальные жизненные задачи должны выстраиваться вслед за ним.

• Социальный интерес. Заинтересованность в удовлетворении потребностей других людей и в социальном выживании, поскольку большинство людей предпочитает жить в группах или общинах. Следует интересоваться работами братьев по цеху, помогать им, если надо, и не замыкаться только на своей собственной персоне.

• Самоуправление. Это означает умение брать на себя первичную ответственность за свою жизнь.

• Толерантность. Предоставление как себе, так и другим возможности ошибаться. Даже если мне кто-то не нравится, писал А. Эллис, следует воздерживаться от порицания личности этих людей и принимать их такими, какие они есть. Это очень важная черта характера, т. к. отсутствие толерантности убивает творческие способности.

• Гибкость. Это означает готовность к изменениям и их принятие. Не следует разрабатывать жесткие правила для себя и других людей. Если что-то не получается одним методом, не надо держаться за него, а следует попробовать другой.

• Принятие неуверенности и непредсказуемости окружающей действительности. Признание того, что мир нестабилен и что в нем может быть много случайностей, часто неприятного свойства. Можно быть склонным к поддержанию порядка, но не требовать его во что бы то ни стало.

• Обязательность. Следует иметь обязательства перед чем-то, находящимся за пределами нас самих. Стремление достичь максимальной реализации своих возможностей и счастья, испытывая при этом постоянный всепоглощающий интерес к жизни.

• Творческий потенциал и оригинальность. Новаторски подходить к решению как обыденных, так и профессиональных проблем. Иметь главный творческий интерес в своей профессии, направленный на достижение совершенства.

• Научное мышление. Рациональность и объективность. Думая о каком-то вопросе, придерживаться правил логики. Для творческих натур это бывает подчас нелегко, потому что у них нередко преобладает логика чувств. В этом случае человек делает не то, что надо, а то, что ему хочется.

• Самопринятие. Принимать себя безусловно. Не оценивать свой внутренний мир с внешней точки зрения и не уделять чрезмерного внимания тому, что думают о тебе другие. Посыпание головы пеплом по пустякам, жестокое самобичевание за промахи и ошибки – болезнь многих талантливых людей. В качестве лекарства им можно порекомендовать научиться получать удовольствие от самого процесса творчества, а не от показа самих себя и своих достижений публике.

• Принятие животного начала как в самом себе, так и в других. Понимая это, надо стремиться возвышаться над собой и идти по пути духовного роста.

• Риск. Готовность пойти на рассчитанный риск, чтобы добиться желаемого. К риску надо быть заранее готовым и всегда находиться во всеоружии.

Развитие творческого мышления. Творчество представляет собой один из видов поисковой деятельности, осуществляемой символическим интеллектом на основе дивергентного мышления. Эти понятия пришли в современную психологию из работ американских психологов Джоя Гилфорда и Эллиса Торренса, положивших начало современным исследованиям в области творческого мышления.

Дж. Гилфорд разработал кубическую модель интеллекта, которая позволяет классифицировать интеллектуальные способности и их проявления. Любой интеллект, по мнению Гилфорда, имеет три измерения – это операции, продукты и содержание.

Эти три измерения существуют в следующих формах:

– пять видов операций – познание, память, конвергентное и дивергентное мышление, оценивание;

– четыре вида содержания – образное, символическое, семантическое, поведенческое;

– шесть видов продукта – элементы, классы, отношения, системы, преобразования, выводы.

Наиболее близкое отношение к творчеству, по мысли Гилфорда, имеет способность к дивергентному мышлению, которая проявляется в способности давать на один и тот же вопрос нестандартные и оригинальные ответы.

Литература

а) Основная

  1. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. – СПб.: Питер Ком, 2009. – 448с.
  2. Казаков В.В., Манойлов Г.М. Социально-психологическая диагностика. Развитие личности и малых групп. – М.,2002.
  3. Сербиновская Н.В. Психология инновационной деятельности. Курс лекций: Учебное пособие / сост. Н. В. Сербиновская; Южно-Российский государственный университет экономики и сервиса. – Шахты: ЮРГУЭС, 2012. – 88 с.

б) дополнительная

  1. Советова О. С. Основы социальной психологии инноваций. – СПб.: Издательский дом Санкт-Петербургского государственного университета, 2010.
  2. Шадриков В.Д. Ментальное развитие человека. – М.: Аспект Пресс, 2007.
  3. Яголковский С.Р. Психология креативности и инноваций. – М.: Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2007.

Субъекты инновационной деятельности