Олимпиада для школьников или школьники для олимпиады?
Уезжая из Казани, раздумывала над вопросом: а для кого, собственно, проводился здесь финал Всероссийской олимпиады по литературе?
Комментировать задания не хочется (совсем не потому, что мы не получили первых мест — здесь претензий нет, результатами довольны, раз на раз не приходится). Не хочется потому, что прошлой весной, после X олимпиады, в «Литературе» тогдашние задания не только были критически рассмотрены (а тип заданий-2006 всё тот же!), но и предложено своё видение олимпиады по литературе — свежее, интересное. Мы в Ханты-Мансийском автономном округе по простоте душевной решили, что лёд тронулся… Потому и свои (городские и окружные) олимпиады постарались обновить: чтобы “талантливым, неповторимым” было интересно, чтобы тексты для анализа находили отклик в душе современного подростка, а другие виды работ помогали раскрыть его творческие возможности.
Но увы! Всероссийская олимпиада в лице её организаторов не посчитала нужным меняться, не увидела, не услышала высказанного публично (причём отмечу, высказанного очень деликатно, сдержанно, интеллигентно — с надеждой на понимание, во избежание пустых конфликтов).
Страшно далеки они от народа? Или это мы, провинциалы, далеки от их непостижимой логики мысли? Хотя если бы наше жюри нашло возможность, как в былые годы, встретиться с олимпиадниками, участниками и педагогами, думаю, им бы стало совершенно ясно: задания олимпиады устарели морально!.. Но, может, потому и перестали встречаться, что всё понимают, да сил на перемены найти не могут?
Одна из лучших традиций олимпиад по литературе — возможность повседневного общения юных филологов, съезжающихся со всей России. В этом году замечательная традиция оказалась прерванной. А ведь помню олимпиады, на которых мы встречались даже за завтраком и ужином и никому не приходило в голову, что это мешает работе!.. Правда, ныне руководителей групп порой соединяла, мягко говоря, неудовлетворённость происходящим, а вот круглые столы не объединили, хотя в программе олимпиады их было заявлено три — все по актуальнейшим темам.
Но на этих круглых столах мы с трудом удерживались от вопросов ведущим: коллеги, а как же принципы именно Круглого стола? Не заблудились ли выступающие во времени, выдавая свои доклады, красиво приправленные нужными поэтическими строчками, за обсуждение действительно злободневных проблем преподавания литературы в российских школах?!
Здесь ещё об одном. Общеизвестно, что учитель литературы в любом городе спешит пройти по книжным магазинам. Увы! В Казани при вышеназванных обстоятельствах этого так и не удалось сделать. А тех книг, что привезли на круглый стол «Основные направления совершенствования учебников по литературе», явно было недостаточно. Где серьёзные литературоведческие работы, где монографии современных учёных, которых так не хватает в глубинке? Уверена, что в Казани всё это есть (Подтверждаем, есть! Есть и хорошие книжные магазины, и интересные книги. Видели — а необходимое нам и купили. Но мы, в отличие от учителей, работали по свободному графику. — С. Д., М. С.). Ведь можно было воспользоваться опытом обеспечения книгами на других олимпиадах: в Туле, в Новгороде, в Пскове…
Да, в прежние годы (правда, на московскую олимпиаду, к сожалению, не попала) с нами действительно обсуждали и предстоящие экзамены, и действующие программы, и очередные нормативные документы… Курс лекций по творчеству А. С. Пушкина в Пскове, выступления учёных — членов жюри…
Но почему организаторы олимпиад, приняв, казалось бы, безупречное решение о проведении XI олимпиады на базе Казанского университета, наряду с Московским, старейшего в России, славного своей филологической школой (достаточно вспомнить И. А. Бодуэна де Куртенэ!), не позаботились о том, чтобы это прекрасное состязание юных вновь стало праздником литературы, праздником, который приходит ежегодно?!
Да, проведение масштабного многодневного детского мероприятия в миллионном городе — дело очень непростое, но ведь сложился благотворный опыт других городов, и о нём прекрасно известно тем, кто уже много лет готовит олимпиады! Неужели было так сложно передать этот опыт членам оргкомитета олимпиады казанской?! Видно же, что они старались, не жалея ни времени, ни средств — но как часто мимо цели!
Для участников олимпиады — школьников и учителей литературы, сопровождавших их, — ни одного литературного музея! И это в Казани, с которой связаны жизнь и творчество Державина, Аксакова, Пушкина, Баратынского, Льва Толстого, Габдуллы Тукая (продолжать перечисление можно очень долго)… Не было и обзорной экскурсии по городу, только что всероссийски отпраздновавшему свой юбилей. Города, как справедливо отмечается во всех путеводителях, самобытнейшей архитектуры, богатейших библиотек, музеев, театров… А у нас билетов в театры на всех не хватило — в результате многие участники, приехавшие впервые в большой город, в театр так и не попали!
“Сложности” в размещении, в культурной программе, в организации общения… Почему для “лучших, нашей интеллектуальной элиты, нашего национального достояния” (так постоянно величали ребят) не нашлось времени у казанских актёров, художников, писателей, учёных? Ведь даже с теми, кто был-таки приглашён, встречались только мы, руководители, да и то бегом! Хотя, конечно, Казань, строгая и гостеприимная, простая и величественная, нам открылась. Открылась в казанских учителях и учениках (жаль, что непосредственного общения мы были лишены!), в тех простых казанцах, горничных и поварах нашей гостиницы «Дербышки», которые привечали нас улыбками и добрым словом.
Но в дни олимпиады по литературе нам не хватало литературы! Такое ощущение не пропало даже после весёлого и торжественного, яркого и праздничного закрытия Олимпиады, сделанного талантливыми детьми и педагогами Казани.
Трудно отделаться от ощущения, что лучшие традиции предыдущих олимпиад приказали долго жить. Даже задания никто с нами не разобрал, никто ничего нам, учителям литературы, методистам, преподавателям вузов, лицеев, гимназий, не прокомментировал. На наши недоумённые вопросы не посчитали нужным даже ответить! (А ведь помню олимпиаду, на которой, пока дети писали третий тур, члены жюри встречались с нами, вступали в дискуссии, комментировали задания, горячо убеждали нас в эффективности предложенных вариантов. Причём это были всё те же — Виктор Петрович Журавлёв, Виктор Фёдорович Чертов, Лев Всеволодович Тодоров…)
Почему же такое пренебрежение к нам, учителям тех учеников, которые состязаются на олимпиаде?! Кажется, олимпиада пока ещё проводится не ради жюри и не для жюри, а во имя совершенствования и развития российского школьного литературного образования.
Не дети для олимпиады, а олимпиада для детей!
Ольга Александровна ТКАЧЕНКО,
учитель русского языка и литературы «Гимназии Салахова»,
г. Сургут, Ханты-Мансийский автономный округ.