ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО ПРЕДМЕТУ КАК СРЕДСТВА УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ПОДРОСТКОВ

PAGE \* MERGEFORMAT2

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО ПРЕДМЕТУ КАК СРЕДСТВА УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ПОДРОСТКОВ

1.1. Сущность понятия здоровья подростков в психолого-педагогических исследованиях…………………………………………………………………………6

1.2. Особенности внеклассной работы по предмету у подростков……….10

1.3. Комплекс внеклассных мероприятий по предмету, направленных на укрепление здоровья подростков………………………………………………….13

ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1. Задачи исследования……………………………………………….……18

2.2. Методы исследования……………………………………………….…..18

2.3. Организация исследования………………………………………………21

ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО ПРЕДМЕТУ КАК СРЕДСТВА УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ПОДРОСТКОВ

3.1. Выявление отношения подростков к укреплению собственного здоровья………………………………………………………………………………22

3.2. Описание экспериментальной работы……………………………….…30

3.3. Анализ результатов исследования отношения подростков к укреплению здоровья подростков………………………………………………………………..35

ВЫВОДЫ……………………………………………………………………...40

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ…………………………………….42

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………45

ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………… 47

ВВЕДЕНИЕ

Внеклассная работа является составной частью учебно-воспитательного процесса школы, одной из форм организации свободного времени учащихся. А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий, В.Н. Сорока-Росинский и другие педагоги рассматривали внеклассную работу как неотъемлемую часть воспитания личности, основанного на принципах добровольности, активности и самостоятельности. По мнению В.А. Сластенина внеклассная работа организуется школой и чаще всего в стенах школы [32].

В Федеральном государственном образовательном стандарте внеурочная (внеклассная) деятельность учащихся определяется как деятельностная организация на основе вариативной составляющей базисного учебного (образовательного) плана, организуемая участниками образовательного процесса, отличная от урочной системы обучения: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, КВНы, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т.д. [24].

Исходя из выше сказанного, мы определяем внеклассную работу по физической культуре как организацию педагогом различных видов деятельности, обеспечивающей необходимые условия для социализации личности, разностороннего физического развития учащихся, успешного выполнения учебной программы по физической культуре и укрепления здоровья.

В настоящее время существуют разные подходы к пониманию здоровья. При этом большинство авторов: философов, медиков, психологов (Ю.А. Александровский; В.Х. Василенко; В.П. Казначеев; В.В. Николаева; В.М. Воробьев) в отношении этого явления утверждают, что сейчас отсутствует единое, общепринятое, научно обоснованное понятие “здоровье индивида”[18].

В уставе Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) записано, что здоровье представляет собой не только отсутствие болезней и физических дефектов, но и состояние полного социального и духовного благополучия [39].

И. И. Брехман подчёркивает, что здоровье - это не отсутствие болезней, а физическая, социальная и психологическая гармония человека, доброжелательные отношения с другими людьми, с природой и самим собой [7].

О. С. Васильева обращала внимание на наличие ряда составляющих здоровья, в частности, таких как физическое, психическое, социальное и духовное здоровье, рассматривает факторы, оказывающие преимущественное влияние на каждую из них [6].

Здоровье в нашем понимании рассматривается как интегративная характеристика личности, охватывающая как её внутренний мир, так и всё своеобразие взаимоотношений с окружением и включающая в себя физический, психический, социальный и духовный аспекты.

Тесно связанная с уроками физической культуры внеклассная работа открывает большой простор для повышения общефизической и спортивной подготовки школьников, развития у них устойчивого интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, а также содействия укреплению здоровья, закаливанию организма учащихся. В связи с этим усилия педагогов должны быть направлены на правильно осуществляемую систему внеклассных мероприятий, включающую в себя вовлечение учащихся в разнообразные формы внеклассной работы по физической культуре. На наш взгляд, подростковый возраст является наиболее важным в плане укрепления здоровья. Отсюда возникает противоречие исследования: между необходимостью целенаправленной работы по укреплению здоровья подростков и отсутствием методически обоснованных форм внеклассной работы. Поиск эффективных форм внеклассной работы и явился проблемой нашего исследования. Анализ литературы позволил предположить, что такими формами могут быть классные часы, различные спортивно-массовые мероприятия, фестивали здоровья, спортивные конкурсные программы, викторины.

В связи с выше сказанным целью нашей работы является: изучить и эмпирически проверить эффективность использования внеклассной работы по предмету в качестве средства укрепления здоровья подростков.

Объектом исследования выступает процесс укрепление здоровья подростков.

Предметом исследования является внеклассная работа как средство укрепления здоровья подростков.

Гипотеза исследования состоит в следующем: процесс укрепления здоровья подростков будет проходить успешнее, если внеклассная работа по физической культуре будет включать комплекс мероприятий, направленных на:

1.информирование подростка об укреплении здоровья;

2.актуализацию его эмоционально-ценностного отношения к собственному здоровью;

3.включение подростков в здоровьесозидающую деятельность.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО ПРЕДМЕТУ КАК СРЕДСТВА УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ПОДРОСТКОВ

  1. Сущность понятия здоровья подростков в психолого-педагогических исследованиях

Улучшение состояния здоровья нового поколения – важнейшая задача современности, в комплексном решении которой невозможно обойтись без общеобразовательной школы. Учителям совместно с родителями, медицинскими работниками, психологами и общественностью необходимо так организовать школьную деятельность, чтобы учащиеся повышали свой уровень здоровья и оканчивали школу здоровыми. Вместе с тем, школа обязана сформировать у учащегося потребность быть здоровым, вести здоровый образ жизни. Для этого педагогам необходимо иметь чёткие представления о сущности понятия "здоровье", которое широко используются в системе понятий современного образования.

Однозначного и всеобъемлющего определения понятия здоровья нет. На основе медико-биологических признаков Н.М. Амосов указывает: «Здоровье – естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных явлений» [2].

С учётом этих же признаков Г.И. Царегородцев считает, что «здоровье – это гармоническое течение различных обменных процессов между организмом и окружающей средой, результатом которого является согласованный обмен веществ внутри самого организма» [43]. В данном контексте здоровье представляется как естественное гармоническое состояние организма при нормальном протекании в нем обменных процессов, исключающих любые болезненные явления.

С эволюционной и экологической позиций И.Н. Венедиктов раскрывает смысл понятия о здоровье как динамическом равновесии организма с окружающей природной и социальной средами, при котором все заложенные в биологической и социальной сущности человека способности проявляются наиболее полно и все жизненно важные подсистемы человеческого организма функционируют с максимально возможной интенсивностью, а общее сочетание этих функций поддерживается на уровне оптимального с точки зрения целостности организма и необходимости его быстрой и адекватной адаптации к непрерывно изменяющейся природной и социальной среде [24].

С социологической точки зрения здоровье является мерой социальной активности и деятельностного отношения человеческого индивида к миру [8]. Развивая эту мысль, И.И. Брехман считает, что такое отношение в первую очередь должно проявляться в системе улучшения качества окружающей среды, сохранения собственного здоровья и здоровья других людей [7].

В.П. Казначеев выражает смысл понятия о здоровье человека с позиции комплексного подхода. Он считает, что здоровье - это «динамическое состояние (процесс) сохранения и развития биологических, физиологических и психических функций, оптимальной трудоспособности и социальной активности при максимальной продолжительности жизни» [19].

А.Я. Иванюшкин предлагает три уровня для описания ценности здоровья:

1) биологический - изначальное здоровье предполагает совершенство саморегуляции организма, гармонию физиологических процессов и, как следствие, минимум адаптации;

2) социальный - здоровье является мерой социальной активности, деятельного отношения человека к миру;

3) личностный, психологический - здоровье есть не отсутствие болезни, а скорее отрицание ее, в смысле преодоления. Здоровье в этом случае выступает не только как состояние организма, но как «стратегия жизни человека» [17].

А.Г. Москаленко и В.Ф. Сержантовым рассматривается понятие «модель здоровья», в которой составляющими являются: а) отношение к собственному телу; б) личностное понимание существа здоровья и целей его сохранения; в) знание законов функционирования организма и степень волевой регуляции; г) индивидуальное отношение к болезням (степень развития способности к поиску, активному выходу из состояния болезни); д) выраженность личностных установок (мотивов) в ходе выздоровления [31].

Итак, здоровье рассматривается нами, как интегративная характеристика личности, охватывающая как её внутренний мир, так и всё своеобразие взаимоотношений с окружением и включающая в себя физический, психический, социальный и духовный аспекты.

Как и любая другая деятельность, укрепление здоровья должно быть ориентировано на понимание важности состояния собственного здоровья для творческой, активной, социально полезной, и, главное, будущей профессиональной деятельности, ведь часто и выбор специальности определяется кругом требований, которые предъявляются и к состоянию здоровья человека.

Педагоги и культурологи (В.К. Бальсевич, В.М. Выдрин, В.А. Запорожанов, В.И. Ильинич, Л.И.Лубышева, Л.П. Матвеев, В.В. Пономарев, В.И. Столяров, и др.) отмечали, что способ приобщения человека к физической культуре позволяет овладевать определенной системой знаний о здоровье и здоровом образе жизни, актуализировать ценностное отношение к нему, проявлять активность в здоровье созидающей деятельности. Поэтому ориентировать ученика на укрепление здоровья и на здоровый образ жизни можно в рамках физкультурного образования [18;34].

Физическая культура может способствовать информационному ориентированию подростка на укрепление собственного здоровья за счёт: сочетания двух содержательных компонентов - обязательного (базового) и вариативного (для решения частных задач) и активного использования ее вариативного компонента в теоретическом разделе программы; усиления образовательной направленности физической культуры с целью информирования школьника о здоровье; использования разнообразных форм и методов, способствующих его приобщению к укреплению здоровья; совершенствования организационно-педагогической деятельности учителя [42].

Использование методов, приёмов и средств позволяет задействовать такие характеристики личности подростка, как способность к познанию и самопознанию, потребности высшего уровня, ценностные отношения. Кроме того, они способствуют переоценке школьниками смыслов собственной жизнедеятельности, осуществлению потребности в достижении, признании, реализации своих разнообразных способностей, в том числе по изменению отношения к собственному здоровью и своего образа жизни.

Актуальным в ориентировании учащегося на укрепление здоровья и здоровый образ жизни является его эмоционально-ценностное принятие на личностном уровне как необходимое основание для самоорганизации здоровой жизнедеятельности. Поэтому эмоционально-ценностное отношение школьника к здоровью и здоровому образу жизни мы рассматриваем как условие ориентирования воспитанника на него. Актуализация эмоционально-ценностного отношения учащегося к укреплению здоровья и здоровому образу жизни представляет собой целенаправленную педагогическую деятельность по переводу его ценностных валеологических ориентиров (мыслей, взглядов, представлений, убеждений, установок, чувствований, способностей) из потенциального состояния в реальное и осознанию их значимости в жизнедеятельности человека. Ценностным оно становится, когда свойства объекта удовлетворяют потребности субъекта, задействуют эмоциональную сферу и порождают личностный смысл, формируя внутреннюю позицию (или отношение) личности. Под влиянием реальной жизненной практики, при наличии внутренней активности человека возникает ценностное отношение [34].

Можно выделить следующие педагогические условия формирования установки на укрепление здоровья и отношение к здоровому образу жизни у подростков в процессе внеклассной работы в условиях школы: во-первых, информирование ученика о здоровье и здоровом образе жизни (организация информационного обеспечения); во-вторых, актуализация его эмоционально-ценностного отношения к собственному здоровью и здоровому образу жизни; в-третьих, обогащение опыта укрепления здоровья и здорового образа жизни школьника (включение в здоровье сберегающую деятельность) [3].

Таким образом, вышесказанное ориентирует подростка на укрепление собственного здоровья и здоровый образ жизни, способствует получению им знаний по теории и практике укрепления своего здоровья и формирования здорового образа жизни, а также позитивному отношению к созданию собственного здорового образа жизни и творческому подходу к реализации здоровой жизнедеятельности.

  1. Особенности внеклассной работы по предмету у подростков

Внеклассная работа в понимании Н.З. Гильфанова- это организация педагогом различных видов деятельности школьников во внеучебное время, обеспечивающих необходимые условия для социализации личности [10].

Внеклассная работа по предмету, в нашем случае по физической культуре, органично входит в учебно-воспитательный процесс, который на современном этапе школьного образования имеет свои особенности. Внеклассная работа представляет собой систему организованных мероприятий, проводимых школой с учащимися во внеурочное время [25].Она имеет практическое, воспитательное, общеобразовательное и развивающее значение в обучении и воспитании учащихся.

Внеклассная работа представляет собой совокупность различных видов деятельности и обладает широкими возможностями воспитательного воздействия на подростка:

во-первых, внеучебная деятельность способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке;

во-вторых, включение в различные виды внеклассной работы обогащает личный опыт подростка, его знания о разнообразии человеческой деятельности, он приобретает необходимые практические умения и навыки;

в-третьих, внеклассная работа способствует развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желания активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности;

в-четвёртых, в различных формах внеклассной работы дети не только проявляют свои индивидуальные особенности, но и учатся жить в коллективе, т. е. сотрудничать друг с другом, заботиться о своих товарищах, ставить себя на место другого человека [36].

В.С. Безруковой предложены классификации форм внеклассной работы по объекту воздействия (индивидуальные, групповые, массовые формы) и по направлениям, задачам воспитания (эстетическое, физическое, нравственное, умственное, трудовое, экологическое, экономическое) [5].

По мнению Е.В. Титовой, внеклассная работа, характеризуется преемственностью по отношению к классной, она должна помочь учащимся увидеть истинные возможности изучаемого предмета и убедить их в том, что они изучают его «для жизни, а не для школы». Своими увлекательными формами внеклассная работа создаёт определённый эмоциональный настрой и является мощным рычагом мотивации учащихся [40].

Выбирая форму внеклассной работы, следует оценить и воспитательное значение с позицией её цели, задачи, функции. Цель и задачи внеклассной работы придают специфический характер функциям целостного педагогического процесса - обучающей, воспитывающей и развивающей. Обучающая функция внеклассной работы заключается не в формировании системы научных знаний, учебных умений и навыков, а в обучении детей определённым навыкам поведения, коллективной жизни, навыкам общения. Огромное значение во внеклассной работе имеет развивающая функция. Она заключается в развитии психических процессов школьника. Развивающая функция воспитательной работы заключается также в развитии индивидуальных способностей школьников через включения их в соответствующую деятельность [28].

Внеклассная работа имеет специфику содержания, которая характеризуется А.П. Лиферовым:

во-первых, преобладанием эмоционального аспекта над информативным (для эффективного воспитательного воздействия требуется обращение к чувствам ребёнка, его переживаниям, а не к разуму, точнее, к разуму через эмоции);

во-вторых, в содержание внеклассной работы определяющее значение имеет практическая сторона знаний, т.е. содержание внеклассной работы направленно на совершенствование разнообразных умений и навыков. Во внеклассной работе совершенствуются учебные навыки, отрабатываются умения самостоятельной работы при поиске информации, организации различных внеклассных дел, коммуникативные, умения сотрудничать [13].

Содержание внеклассной работы не во всех школах одинаковое, на него оказывает влияние следующие факторы:

1) традиции и особенности школы;

2)особенности возраста, класса, индивидуальности детей;

3)особенности самого учителя, интересы, склонности, установки [32].

Внеклассная работа помогает учителям расположить к себе учеников, сделать учебный процесс интересным и она имеет специфические организационно-методические особенности:

  ·  строится на добровольных началах;

  ·  содержание и формы организации занятий определяются с учётом интересов большинства учащихся;

  · строится на основе активности школьников при постоянном контроле их деятельности со стороны учителей физической культуры, педагогов школы, администрации.

Также внеклассная работа решает такие задачи как: вовлечение в систематические занятия физическими упражнениями как можно большего количества школьников; расширение и совершенствование знаний, умений, навыков, физических качеств, приобретённых на уроках физической культуры;  формирование умений и привычки самостоятельно использовать доступные средства физической культуры в повседневной жизни; выбор спортивной специализации; подготовка актива школы [41].

Таким образом, внеклассная работа способствует более полному и качественному решению основных задач физического воспитания подростков, осуществляемых в системе обязательных уроков по предмету, содействует проведению полезного и здорового досуга, удовлетворению индивидуальных интересов в занятиях избранным видом упражнений, развивает социальную активность занимающихся, призвана формировать культуру сохранения и укрепления здоровья средствами физических упражнений.

1.3.Комплекс внеклассных мероприятий по предмету, направленный на укрепление здоровья подростков

Внеклассные мероприятия - это события, занятия, ситуации в коллективе, организуемые педагогами или кем-нибудь другим для учащихся с целью непосредственного воспитательного воздействия на них [44].

Успех обучения и воспитания во многом зависит от организации внеклассных мероприятий по предмету. Опытные учителя знают, что очень часто интерес к предмету, выбор профессии происходит под влиянием внеклассных мероприятий.

С точки зрения Г.М. Коджаспировой, внеклассное мероприятие представляет собой совокупность различных видов деятельности учащихся, организация которых в совокупности с воспитательным воздействием, осуществляемым в ходе обучения, формирует личностные качества учащихся [21]. Внеклассное мероприятие - это, прежде всего совокупность больших и малых дел, результаты которых отдалены во времени, не всегда наблюдаемы педагогом.

Педагог имеет гораздо большую свободу выбора содержания, форм, средств, методов внеклассной работы, чем при проведении урока. С одной стороны, это даёт возможность действовать в соответствии с собственными взглядами и убеждениями. С другой стороны, возрастает личная ответственность педагога за сделанный выбор. Если обязательный элемент урока - контроль за процессом овладения учениками учебным материалом, то во внеклассном мероприятии такого контроля нет. Он не может существовать ввиду отсроченности результатов. Результаты воспитательной работы определяются эмпирически через наблюдение за учащимися в различных ситуациях. Более объективно оценить результаты данной работы может школьный психолог с помощью специальных средств. Оцениваются, как правило, общие результаты, уровень развития индивидуальных качеств. Эффективность конкретной формы определить очень сложно и подчас невозможно. Данная особенность, осознаваемая и учащимися, даёт педагогу преимущества: более естественная обстановка, неформальность общения и отсутствие у учащихся напряжения, связанного с оценкой результатов. Внеклассное мероприятие осуществляется на переменах, после уроков, в праздничные, выходные дни, на каникулах, то есть во внеучебное время. Внеклассное мероприятие имеет широкие возможности для привлечения социального опыта родителей и других взрослых [21].

Одним из условий успешности внеклассной работы является особое психическое состояние, возникающее при единстве мотива деятельности (потребности в ней) и соответствующей ему ситуации, называемое установкой.

По мнению Д.Н. Узнадзе, целенаправленность внеклассной работы учащихся, наличие сильной мотивации (соответствия познавательных интересов и деятельности) во многом определяют эффективность этого важного вида деятельности [38].

Задачи, содержание и организация внеклассной работы обусловлены целью и общими задачами физического воспитания подрастающего поколения. Правильно сформулированные задачи позволят сформировать у подростков не только интерес к занятиям физической культурой, но и позволят изменить отношение к своему здоровью, а также желание укреплять собственное здоровье. В связи с этим, внеклассная работа по физической культуре имеет важное значение в реализации вышеперечисленных задач. В области физической культуры, по мнению В.Н. Трубачева, внеклассная работа может содержать следующие направления:

1.Организация занятий в спортивных секциях и кружках. Среди них выделяют: спортивные секции; кружки по видам спорта (также имеют два направления: подготовка команд к соревнованиям различного уровня, а также поддержание интереса у подростков к различным видам спортивной деятельности);кружки по подготовке команд к выступлениям в различных соревнованиях; группы для работы с отстающими детьми (данное направление помогает учащимся в освоении физических упражнений, которые не были освоены во время учебного процесса по тем или иным причинам).

2. Физкультурно-оздоровительное направление, в которое включены: дни здоровья; занятия в группах продлённого дня (для младших школьников);физкультурные минутки, паузы, игры на переменах; спортивные праздники (для подростков «Осенний марафон», включающий в себя различные виды командных и личных соревнований, приводящиеся на улице: «А ну-ка, Юноши» посвящённый дню Защитника Отечества и др.);занятия в бассейнах.

3. Спортивно-массовые мероприятия: общешкольные соревнования, районные и городские соревнования; муниципальные соревнования.

В образовательном учреждении проводятся спортивные соревнования по различным вида спорта: первенство по мини-футболу среди 5-9 классов; первенство по волейболу среди 8-11 классов; первенство по баскетболу среди 8-11 классов и др..

Эти мероприятия привлекают учащихся к занятиям спортом, пропагандируют здорового образа жизни, формируют навыки организации свободного времени подростков, а также формируют отношение к укреплению собственного здоровья.

4. Патриотическое направление.

Эффективная работа по социализации личности каждого ребёнка, подростка, введение её в мир не только материальной, но и духовной культуры, возрождение национального самосознания, становление гражданина, патриота, способного и готового самостоятельно строить свою судьбу и ответственного за судьбу страны, - главная задача каждого педагогического коллектива, каждого педагога. В решении этой проблемы не маловажную роль играет предмет "физическая культура".

Формы организации военно-патриотического воспитания: встречи и общение с ветеранами войны и участниками военных действий; знакомство с реальной жизнью воинских частей; участие в соревнованиях, где учащиеся представляют своё образовательное учреждение; совместный просмотр художественных и документальных отечественных фильмов военной тематики, их осмысление и обсуждение; участие в организации и проведении различных мероприятий.

5. Работа с родителями.

Важным в укреплении здоровья подростков, а также в формировании отношения к занятиям физической культурой и спортом является работа с родителями учащихся. Она заключается в следующем: руководство кружками, помощь в организации поездок, походов и др.; создание реквизитов и костюмов для участия в театрализованных праздниках; помощь в организации подготовки команды к туристическим слётам (приобретение туристического оборудования, формы, подготовка к конкурсам художественной самодеятельности).

6. Пропаганда здорового образа жизни в старших классах.

Учащиеся старших классов принимают непосредственное участие во всех спортивных мероприятиях начальной школы, помогая в подготовке команд, организации и проведении самих соревнований. Старшеклассники проводят беседы на спортивные темы, игры на переменах, приглашают на свои соревнования в качестве болельщиков. Это позволяет повысить интерес к предмету, а также сформировать отношение к состоянию собственного здоровья и изменить взгляды на здоровый образ жизни [37].

Многообразие форм внеклассных мероприятий по физической культуре и знание их особенностей, позволяет определить место каждой из них в системе школьной работы и использовать с наибольшей пользой для решения задач физического воспитания.

Отсюда, к внеклассной работе по физической культуре относятся: спортивные секции по различным видам спорта (футбол, баскетбол, волейбол, гандбол, лёгкая атлетика, лыжные гонки, художественная гимнастика, хореография, бальные танцы, шейпинг, различные виды единоборств и др.), спортивные кружки, группы ОФП, спортивные клубы, команды и т.п.

Таким образом, исходя из вышеперечисленных форм внеклассной работы, можно отметить, что комплекс внеклассных мероприятий по физической культуре будет способствовать укреплению здоровья учащихся, обеспечивать активный отдых школьников и повышать у них интерес к регулярным занятиям физкультурой и спортом.

ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1 Задачи исследования

В соответствии с целью нашего исследования нами были определены задачи:

1.Изучить состояние проблемы использования внеклассной работы по предмету как средства укрепления здоровья подростков.

2.Выявить отношение подростков к укреплению собственного здоровья.

3.Разработать комплекс внеклассных мероприятий по предмету, направленных на укрепление здоровья подростков и выявить его эффективность.

2.2 Методы исследования

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:

1.Анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы.

2.Анализ документации образовательного учреждения.

3.Педагогическое тестирование.

4.Педагогический эксперимент.

5.Метод математической обработки данных.

1. Анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы проводился с целью изучения теоретического состояния проблемы использования внеклассной работы по предмету как средства укрепления здоровья подростков. В ходе исследования было проанализировано 44источника. В их числе научные статьи, учебно-методические пособия, монографии.

2. Анализ документации образовательного учреждения: изучение классных журналов (посещение учащимися 9 класса урока физической культуры) с целью выявления активности учащихся на уроках физической культуры, изучение календарно-тематического плана учителя по физической культуре (внеклассная работа) с целью выявления систематического проведения внеклассной работы по предмету с учащимися 9 класса учителем физической культуры.

3. Педагогическое тестирование использовалось с целью выявления уровня и особенностей отношений к собственному здоровью подростков. Для этого применялись тесты:

  1. «Индекс отношения к здоровью», разработанный С. Дерябо и В. Ясвиным (1999).Тест проводился письменно с группой детей в количестве 18 человек.

Испытуемым необходимо было из двух высказываний (А или Б), которые описывают противоположные мнения, ситуации и т.д., выбрать то, которое кажется более подходящим для них. Подсчёт результатов проводился в соответствии с ключом, в котором была определена сумма баллов по каждой шкале (строке) и общая сумма, являющаяся показателем «интенсивности» (силы проявления) отношения к здоровью.

Среди таких шкал были: эмоциональная (эта шкала измеряет, в какой степени проявляется отношение человека к здоровью, здоровому образу жизни в эмоциональной сфере. Она включает вопросы, диагностирующие, насколько человек сенситивен, чувствителен к различным витальным, жизненным проявлениям своего организма, насколько он восприимчив к эстетическим аспектам здоровья, насколько он способен получать наслаждение от своего здоровья и заботы о нем и пр.), познавательная (эта шкала измеряет, в какой степени проявляется отношение человека к здоровью, здоровому образу жизни в познавательной сфере. Она включает две группы вопросов: первая диагностирует, насколько человек готов воспринимать получаемую от других людей или из литературы информацию по проблемам здорового образа жизни («пассивные» вопросы), вторая – насколько человек стремится сам получать информацию по этой теме («активные»)), практическая (эта шкала измеряет, в какой степени проявляется отношение человека к здоровью, здоровому образу жизни в практической сфере. Она также включает две группы вопросов: первая диагностирует, насколько человек готов включаться в различные практические действия, направленные на заботу о своём здоровье, когда они предлагаются, организовываются другими людьми, вторая – насколько человек сам, по собственной инициативе стремится осуществлять эти действия и шкала поступков (эта шкала измеряет, в какой степени проявляется отношение человека к здоровью, здоровому образу жизни в сфере совершаемых им поступков, направленных на изменение своего окружения в соответствии с его отношением.

Она включает три группы вопросов: первая диагностирует, насколько человек стремится повлиять на членов своей семьи, чтобы они вели здоровый образ жизни, вторая – насколько он стремится повлиять на своих знакомых, третья – на других людей, общество в целом. Каждая из шкал характеризуется высокими, средними и низкими баллами (Приложение 1.).

  1. Тест-анкета на изучение ориентации учащихся на здоровый образ жизни (Кукушин В.С., 2004) целью которого было изучение ориентации учащихся на здоровый образ жизни. Подросткам необходимо было дать ответ  на 24 вопроса. В процессе обработки данных выявлялись в зависимости от количества полученных баллов следующие уровни: низкий (0-20б.), средний (21-40 б.), высокий (41-60б.) (Приложение 3).

4. Педагогический эксперимент проводился с целью выявления эффективности использования комплекса внеклассных мероприятий по предмету в качестве укрепления здоровья подростков. В процессе педагогического эксперимента в экспериментальной группе внедрялся разработанный нами комплекс внеклассных мероприятий с различными формами проведения. Комплекс внеклассных мероприятий применялся во внеурочное время и во время классных часов 1 раз в неделю. Данные мероприятия представлены в приложении 5. Педагогический эксперимент длился в течение 5 месяцев. По окончании исследования был проведён сравнительный анализ полученных данных.

5. Методы математической обработки данных применялись с целью количественной обработки полученных результатов. Был использован метод вычисления процентного соотношения(%).

2.3 Организация исследования

Исследование проходило поэтапно. Первый этап (сентябрь-октябрь 2013г.) включал в себя изучение научно-методической литературы с последующим систематическим изложением и анализом полученных фактов. В результате анализа и обобщения теоретических сведений были поставлены цель, задачи, определены объект и предмет исследования, сформулировано противоречие, выдвинута гипотеза, разработана методика проведения исследования.

На втором этапе (ноябрь 2013г. - март 2014г.) проводился педагогический эксперимент, педагогическое тестирование. Апробация комплекса внеклассных мероприятий. В педагогическом эксперименте и тестировании принимали участие 18 учащихся 9класса (15-16лет) БОУ г.Омска «Средней общеобразовательной школы № 31».

Третий этап (апрель-май 2014г.) предполагал обработку, сравнительный анализ и интерпретацию полученных данных, обобщение, формулирование выводов и практических рекомендаций, оформление дипломной работы.

ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО ПРЕДМЕТУ КАК СРЕДСТВА УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ПОДРОСТКОВ

  1. Выявление отношения подростков к укреплению собственного здоровья

А.Г. Москаленко и В.Ф. Сержантов выделяли составляющие здоровья, среди которых: отношение к собственному телу; личностное понимание сущности здоровья и целей его сохранения [31].

Для выявления отношения подростков к укреплению собственного здоровья нами были выбраны следующие методы исследования:

1.Тестирование для определения исходного отношения подростков к укреплению собственного здоровья и ориентации на здоровый образ жизни.

2.Анализ документации образовательного учреждения: классные журналы (посещение учащимися 9 класса урока физической культуры) с целью выявления активности учащихся на уроках физической культуры, календарно-тематический план учителя по физической культуре (внеклассная работа)с целью систематического проведения внеклассной работы по предмету с учащимися 9 класса учителем физической культуры.

Отношение к укреплению собственного здоровья подростков изучалось  с  помощью  теста  С. Дерябо ,  В.Ясвина  «Индекс  отношения  к  здоровью», включающий 4 шкалы, соответствующие четырём теоретически выделенным компонентам интенсивности отношения: эмоциональному, познавательному,  практическому и  поступочному. Полученные данные представлены в приложении 2[29].

Полученные данные могут помочь определить уровень отношения к той или иной шкале. При этом: низкий уровень составляет по каждой из шкал 0-6 баллов; средний уровень составляет по каждой из шкал 7-12 баллов; высокий уровень составляет по каждой из шкал 13-18 баллов.

Низкий уровень характеризуется следующим образом:

-эмоциональная шкала: отношение к здоровью у данного человека носит рассудочный характер, мало затрагивает его эмоциональную сферу, забота о здоровье для него – просто необходимость, но никак не радостное и увлекательное занятие, что он глух к витальным проявлениям своего организма, не видит эстетического аспекта здоровья, находится под властью отрицательных общественных эмоциональных стереотипов по отношению к здоровому образу жизни и т. д.

-познавательная шкала: отношение к здоровью у него мало затрагивает познавательную сферу: он в лучшем случае готов лишь воспринимать поступающую от других людей информацию о здоровье, но сам не проявляет активности в ее поиске.

-практическая шкала: готов лишь в какой-то мере включаться в практическую деятельность по заботе о своём здоровье, которую организовывают другие люди, в крайнем случае он может что-то предпринять, если этого потребует ситуация.

-поступочная шкала: отношение к здоровью остаётся у него «личным делом», он не стремится как-то изменить своё окружение.

Средний уровень характеризуется следующим образом:

-эмоциональная шкала: что подростки не всегда способны рассудительно относиться к своему здоровью, они реагируют на поступающие сигналы о здоровье, при этом здоровье для них - это просто необходимость, но никак не радостное и увлекательное занятие, бывает, что подростки находятся под властью отрицательных общественных эмоциональных стереотипов по отношению к здоровому образу жизни.

-познавательная шкала: воспринимают поступающую от других людей информацию о здоровье, но сами не всегда проявляют активность в ее поиске.

-практическая шкала: посещают спортивные секции, готовы включаться в практическую деятельность по заботе о своём здоровье, которую организовывают другие люди, при этом могут по желанию организовать ее сами.

-поступочная шкала: в основном занимаются собственным здоровьем, но при удавшемся случае не против стимулировать окружающих вести здоровый образ жизни.

Высокий уровень характеризуется следующим образом:

-эмоциональная шкала: испытуемый способен наслаждаться своим здоровьем, способен получать эстетическое удовольствие от здорового организма, чутко реагирует на поступающие от него сигналы, свободен от отрицательных эмоциональных стереотипов, существующих в обществе по отношению к здоровому образу жизни и пр. Иными словами, он заботится о здоровье не только потому, что это «необходимо», не под давлением обстоятельств, а ради удовольствия.

-познавательная шкала: испытуемый проявляет большой интерес к проблеме здоровья, сам активно ищет соответствующую информацию в книгах, журналах, газетах, любит общаться с другими людьми на данную тему и т. д.

-практическая шкала: обследуемый активно заботится о своём здоровье в практической сфере: склонен посещать различные спортивные секции, делать специальные упражнения, заниматься оздоровительными процедурами, формировать у себя соответствующие умения и навыки, вести здоровый образ жизни в целом.

-поступочная шкала: испытуемый активно стремится изменять своё окружение: старается повлиять на отношение к здоровью у окружающих его людей, стимулировать их вести здоровый образ жизни, пропагандирует различные средства оздоровления организма, вообще создаёт вокруг себя здоровую среду.

Эмоциональная шкала включает в себя 3 уровня: на низком уровне 7 детей, что составляет 39%, полученный результат свидетельствует о том, что отношение к здоровью у данных детей носит рассудочный характер, мало затрагивает его эмоциональную сферу, забота о здоровье для него – просто необходимость, но никак не радостное и увлекательное занятие, что он глух к витальным проявлениям своего организма, не видит эстетического аспекта здоровья, находится под властью отрицательных общественных эмоциональных стереотипов по отношению к здоровому образу жизни и т. д.

На среднем уровне 7 детей, что составляет 39%, полученные результаты говорят о том, что подростки не всегда способны рассудительно относиться к своему здоровью, они реагируют на поступающие сигналы о здоровье, при этом здоровье для них - это просто необходимость, но никак не радостное и увлекательное занятие, бывает, что подростки находятся под властью отрицательных общественных эмоциональных стереотипов по отношению к здоровому образу жизни.

И на высоком уровне 4 ребёнка, что составляет 22%, это означает, что испытуемые способны наслаждаться своим здоровьем, способны получать эстетическое удовольствие от здорового организма, чутко реагировать на поступающие от него сигналы, свободны от отрицательных эмоциональных стереотипов, существующих в обществе по отношению к здоровому образу жизни и пр. Иными словами, они заботятся о здоровье не только потому, что это «необходимо», не под давлением обстоятельств, а ради удовольствия (Рис. 1).

Рис. 1.Исходный уровень индекса отношения учащихся к здоровью по эмоциональной шкале

Познавательная шкала составила так же включала в себя 3 уровня: на низком уровне 13 детей, что составляет 72%,это показывает, что отношение к здоровью у них мало затрагивает познавательную сферу: они в лучшем случае готовы лишь воспринимать поступающую от других людей информацию о здоровье, но сами не проявляют активности в ее поиске.

На среднем 4 ребёнка, что составляет 22%, это означает, что эти дети воспринимают поступающую от других людей информацию о здоровье, но сами не всегда проявляют активность в ее поиске.

И на высоком уровне 1 ребёнок, что составляет 6%, это значит, что этот испытуемый проявляет большой интерес к проблеме здоровья, сам активно ищет соответствующую информацию в книгах, журналах, газетах, любит общаться с другими людьми на данную тему и т. д. (Рис. 2.)

Рис. 2.Исходный уровень индекса отношения учащихся к здоровью по познавательной шкале

Практическая шкала так же включала в себя 3 уровня: на низком уровне 14 детей, что составляет 77%, сообщает, что дети готовы лишь в какой-то мере включаться в практическую деятельность по заботе о своём здоровье, которую организовывают другие люди, в крайнем случае, они может что-то предпринять, если этого потребует ситуация.

На среднем 3 ребёнка, что составляет 17%, это говорит о том, что дети посещают спортивные секции, готовы включаться в практическую деятельность по заботе о своём здоровье, которую организовывают другие люди, при этом могут по желанию организовать ее сами.

И на высоком уровне 1 ребёнок, что составляет 6%, это говорит о том, что обследуемый активно заботится о своём здоровье в практической сфере: склонен посещать различные спортивные секции, делать специальные упражнения, заниматься оздоровительными процедурами, формировать у себя соответствующие умения и навыки, вести здоровый образ жизни в целом. (Рис. 3.)

Рис. 3.Исходный уровень индекса отношения учащихся к здоровью по практической шкале

Шкала поступков также включала в себя 3 уровня: на низком уровне 12 детей, что составляет 66%, это говорит о том, что у этих детей отношение к здоровью остаётся у них «личным делом», они не стремится как-то изменить своё окружение.

На среднем - 6 детей, что составляет 34%, эти дети в основном занимаются собственным здоровьем и при удавшемся случае не против стимулировать окружающих вести здоровый образ жизни.

И высокий уровень отсутствует, что составляет соответственно 0%, ни один из испытуемых активно не стремится изменять своё окружение: старается повлиять на отношение к здоровью у окружающих его людей, стимулировать их вести здоровый образ жизни, пропагандирует различные средства оздоровления организма, вообще создаёт вокруг себя здоровую среду. ( Рис. 4.)

Рис. 4.Исходный уровень индекса отношения учащихся к здоровью по поступочной шкале

На основе полученных данных, можно сделать вывод, что у учащихся из всех представленных здесь шкал средний уровень имеет эмоциональная, при этом, подростки не всегда способны рассудительно относиться к своему здоровью, они реагируют на поступающие сигналы о здоровье, но здоровье для них - это просто необходимость, а никак не радостное и увлекательное занятие. Шкалы: познавательная, практическая и поступочная на низком уровне, на что стоит обратить внимание, поскольку именно познавательная шкала, по мнению В. Ясвина и С.Дерябо, должна изначально преобладать у подростков, именно она показывает учащимся, как получить информацию о здоровье и способах его укрепления [29].

Также учащимся был предложен тест-анкета, направленный на изучение ориентации учащихся на здоровый образ жизни (В.С. Кукушин 2004г.). Подросткам необходимо было дать ответ  на 24 вопроса. В процессе обработки данных выявлялись в зависимости от количества полученных баллов следующие уровни: низкий (0-20б.), средний (21-40 б.), высокий (41-60б.). Были получены следующие результаты. ( Приложении 4).

В результате проведённого теста было выявлено, что у 7 детей, что составляет 39% низкий уровень, это означает, что у этих детей не сформировано правильного представления понятия «Здоровье» и «Здоровый образ жизни» - эти ребята не дали ответ на данные вопросы; отсутствует собственная оценка наиболее значимых ценностей – для них большую ценность составляют: материальный достаток, внешняя красота и хорошая одежда, возможность путешествовать; вызвало затруднение и перечисление факторов, способствующих укреплению здоровья (их ответы сопровождали фразы: будут деньги - будет и здоровье, будут средства уезжать за границу – там климат лучше, а значит и здоровье поправится); перечисление негативных факторов в отношении собственного здоровья учащимися были также пропущены. Ответы, предполагающие несколько вариантов ответа, в основном были отрицательного содержания.

У 10 подростков, что составляет 56 % - средний уровень, это говорит о том, что у этих детей имеются представления об основных понятиях здоровья и здорового образа жизни, а так же присутствует собственная оценка ценностей здоровья, поскольку эти ребята ценным отмечают помимо материального достатка, получения хорошего образования, жизни без конфликтов, еще и занятия спортом.

И у 1 учащегося, что составляет 6 % - высокий уровень ориентации на здоровый образ жизни, испытуемый знает и хорошо оперирует понятиями « Здоровье» и «Здоровый образ жизни» и чётко знает и представляет ценности собственного здоровья, в основном выбор данного учащегося склоняется к тому, что ценность составляет здоровье, занятия спортом, возможность путешествия, получение хорошего образования. Помимо этого, им также отмечено, что негативными факторами влияющих на здоровье, выступают: экологическая обстановка, влияние «дурных» компаний, употребление вредных для организма веществ. (Рис. 5.)

Рис. 5.Исходный уровень ориентации учащихся на здоровый образ жизни

Таким образом, проведённое нами исследование показало, что у большинства учащихся девятых классов отношение к собственному здоровью и ориентация на здоровый образ жизни находится на низком уровне. Подростки имеют недостаточное представление о здоровом образе жизни и здоровье, поскольку по каким-либо причинам не желают делиться представлением о том, что предполагают данные составляющие. Среди их ценностей можно отметить: материальный достаток, возможность путешествовать, внешняя красота, хорошая одежда, любовь. Что касается укрепления собственного здоровья, то в этом отношении учащиеся отмечают частоту инфекционных заболеваний, отсутствие желания проводить закаливающие процедуры, употребление некоторыми учащимися энергетических напитков, табака. Отсюда следует, что прежде чем начинать работу по укреплению здоровья учащихся, необходимо с помощью внеклассных мероприятий прежде информировать подростков о здоровье и здоровом образе жизни.

3.2 Описание экспериментальной работы

Учитывая специфику данного возраста, внеклассная работа с подростками должна включать ценностное отношение к здоровью и здоровому образу жизни, а также укрепить здоровье подростков, включая их в здоровьесберегающую деятельность. Для реализации цели исследования необходимо осуществлять целенаправленную работу по укреплению здоровья подростков при этом выбрать наиболее эффективные формы внеклассной работы. Так, в нашем педагогическом эксперименте формами внеклассных мероприятий выступали следующие: беседы (классные часы), различные спортивно-массовые мероприятия (соревнования, эстафеты), спортивные конкурсные программы, викторины.

В рамках ограниченного времени на исследовательскую деятельность, а также в связи с тем, что для реализации разработанного комплекса внеклассных мероприятий необходим более длительный период, нами были реализованы на практике все ступени (информирование подростков о здоровье и здоровом образе жизни; актуализация эмоционально-ценностного отношения к собственному здоровью и здоровому образу жизни), но последняя не является окончательной – это обогащение опыта здорового образа жизни школьника, так как процесс укрепления – процесс длительный, и результаты можно наблюдать при систематической работе учителя по физической культуре в течение года. Разработанный комплекс внеклассных мероприятий осуществлялся в течение 3 месяцев.

Комплекс внеклассных мероприятий включал следующую тематику: «Серьёзный разговор о курении», «Вредные привычки», «С людьми живи в мире, а с пороками сражайся», «Спортивный КВН», «Формула здоровья», «Школьная спортивная эстафета», «Весёлые туристы», «Весёлые старты», «Что ты знаешь о ВИЧ инфекции и СПИДе?»,. (Приложение 5).

Комплекс подобранных мероприятий применялся во время классных часов и во внеурочное время 1 раз в неделю. Были использованы различные формы проведения внеклассных мероприятий: беседа, соревнование, игра, викторина, спортивная эстафета.

Одно из мероприятий под названием «Вредные привычки» проходило в форме беседы, целью которого являлось выявить опасность вредных привычек. С помощью этого мероприятия решались такие задачи как: обобщение знаний о различных видах спорта как основных путях борьбы с вредными привычками; особенности влияния вредных привычек на окружающую среду. В данном мероприятии принимали участие все 18 учащихся 9 класса. Ребята принимали активное участие не только в обсуждении, но и в подготовке мероприятия (искали информацию о последствиях вредных привычек). На протяжении всего мероприятия поддерживался высокий эмоциональный фон. В конце мероприятия подростками самостоятельно был сформулирован вывод и внесены предложения о борьбе с вредными привычками.

Следующее мероприятие проводилось в форме соревнований: «Весёлые старты», целью которого являлось: популяризация и пропаганда здорового и активного образа жизни, укрепление собственного здоровья. Задачами выступали: привлечение детей к физической культуре и спорту; воспитание активности, инициативы, самостоятельности, чувства товарищества. В реализации данного мероприятия учащиеся приняли непосредственное участие: выполняли роли судей, секретарей, подготавливали инвентарь и оборудование. На протяжении всего мероприятия за счёт соревновательного момента сохранялись активность и высокий эмоциональный настрой подростков.

Также учащимся было предложено мероприятие: «С людьми живи в мире, а с пороками сражайся». Его целью выступала: пропаганда здорового образа жизни и отношение к собственному здоровью. Поставленные задачи: раскрыть особенности влияния алкоголя, никотина, наркотиков на физиологическое, психическое и социальное здоровье человека; проинформировать учащихся о вреде алкоголя, табака и наркотиков; дать представление о законах, правовых нормах, действиях правительства, касающихся проблем наркомании; способствовать формированию положительного отношения к здоровью как величайшей ценности, побуждали учащихся к активному слушанию, обсуждению. Это мероприятие сопровождалось наглядностью, что также придало большей эффективности.

Также было предложено мероприятие «Весёлые туристы», проводимое в форме спортивного соревнования, целью которого было: мотивировать учащихся к укреплению собственного здоровья. Задачи, решаемые в процессе мероприятия следующие: сплотить коллектив детей, обобщить знания о различных видах спорта как основных путях борьбы с вредными привычками. В данном мероприятии при организации, а так же в проведении принимали непосредственное участие подростки.

Под следующим мероприятием «Формула здоровья» предполагалось использование такой формы как викторина. Его целью выступало: выявить знания о здоровье и здоровом образе жизни у подростков. В реализации данного мероприятия нами были реализованы задачи: способствовать обогащению знаний о здоровом образе жизни и способах укрепления здоровья; выяснить роль здоровья в жизни и деятельности человека, развитии общества. В ходе мероприятия дети имели возможность составить и заполнить собственную «карту здоровья». Самостоятельно подростками были подведены итоги прошедшего мероприятия, в котором дети активно высказывали свою точку зрения о роли здоровья в жизни людей.

Учащимся было предложено мероприятие «Школьная спортивная эстафета» в форме спортивного соревнования. Цель данного мероприятия- привить подросткам интерес к регулярным занятиям физической культурой спортом. Задачами выступало следующее: развивать физические качества, способствующие укреплению здоровья подростков; сплотить коллективы детей разных классов; воспитывать чувство взаимопомощи. В этом мероприятии принимали участие дети 7,8,9 классов, что способствовало решению поставленных задач. Учащиеся помогали как в организации так и в проведении данного мероприятия. На протяжении всех эстафет и мероприятия в целом был высокий эмоциональный настрой, независимо от состязания между сборными командами, дети проявляли взаимопомощь, взаимовыручку, поддерживали друг друга в выполнении командных эстафет.

Следующее мероприятие проводилось в форме беседы - «Что ты знаешь о ВИЧ инфекции и СПИДе?». Цель мероприятия: дать учащимся представление о ВИЧ-инфекции и СПИДе. Среди задач выделялось следующее: раскрыть способы передачи ВИЧ; выделить симптомы ВИЧ и СПИДа; раскрыть возможности лечения и профилактики ВИЧ и СПИДА. У учащихся данное мероприятия вызвало не совсем серьёзное отношение изначально, вызвало смех, в ходе беседы подростки становились более серьёзными, задавали вопросы, делились некоторыми примерами, о которых слышали из СМИ.

Следующее мероприятие проходило под названием: «Серьёзный разговор о курении». Проводилось в форме беседы. Цель данного мероприятия была ориентирована на профилактику вредных привычек среди подростков, где задачами выступали: воспитывать ценностное отношение к собственному здоровью, к здоровому образу жизни, способствовать учащимся в осознании масштабов вреда курения для здоровья человека. В ходе мероприятия ребята с интересом воспринимали информацию, были активны в беседе: задавали вопросы, поддерживали диалог между собой.

Самое успешное наше мероприятие называлось: «Спортивный КВН». Целью этого мероприятия выступало: развитие интереса в области физической культуры и спорта. В связи с целью, задачами мероприятия были: систематизировать знания обучающихся по теме «Виды спорта»; развивать у обучающихся отношение к здоровому образу жизни; формировать умение работать в групп. Данное мероприятие проходило в форме игры. Где были задания: соревновательного характера, викторины. Это мероприятие на наш взгляд оказалось самым успешным, потому что ребята приняли активное участие к его подготовке, были мотивированы тем, что придётся соревноваться с другими классами, также по окончании мероприятия поступали предложения повторять подобные мероприятия.

Таким образом, комплекс внеклассных мероприятий позволил реализовать следующие условия: информировать подростков о здоровье и здоровом образе жизни; проявить эмоционально-ценностное отношение к собственному здоровью и здоровому образу жизни и включить учащихся в различные виды деятельности, укрепляющие здоровье.

3.3. Анализ результатов исследования отношения к укреплению здоровья подростков

С целью изучения эффективности применения внеклассных мероприятий в укреплении здоровья подростков было проведено повторное тестирование, с использованием тех же методик, что и на начальном этапе исследования.

На основе полученных данных было выявлено следующее: тест «Индекс отношения к здоровью» показал изменения - увеличилась каждая из шкал.

Результаты изучения индекса отношения к здоровью по эмоциональной шкале представлены на(Рис. 6.)

Рис.6.Результаты изучения индекса отношения к здоровью по эмоциональной шкале

Результаты показали, что произошли изменения за счёт использования внеклассных мероприятий с различными формами проведения, за счёт уменьшения низкого уровня на 5%, произошло увеличение среднего уровня на 3% и высокого на 2%.

Результаты изучения индекса отношения к здоровью по познавательной шкале представлены на (Рис. 7.).

Рис. 7. Результаты изучения индекса отношения к здоровью по познавательной шкале

Результаты показали, что произошли изменения за счёт использования внеклассных мероприятий с различными формами проведения, за счёт уменьшения низкого уровня на 12%, произошло увеличение среднего уровня на 12%, а высокий остался на прежнем уровне 6%.

Результаты изучения индекса отношения к здоровью по практической шкале представлены на(Рис. 8.).

Рис. 8. Результаты изучения индекса отношения к здоровью по познавательной шкале

Результаты показали, что произошли изменения за счёт использования внеклассных мероприятий с различными формами проведения, за счёт уменьшения низкого уровня на 7%, произошло увеличение среднего уровня на 3% и высокого на 4%.

Результаты изучения индекса отношения к здоровью по поступочной шкале представлены на (Рис.9.)

Рис. 9. Результаты изучения индекса отношения к здоровью по поступочной шкале

Результаты показали, что произошли изменения за счёт использования внеклассных мероприятий с различными формами проведения, за счёт уменьшения низкого уровня на 12%, произошло увеличение среднего уровня на 6% и высокого на 6%.

Повторно пройдя тест-анкету на изучение ориентации учащихся на здоровый образ жизни. Были получены следующие результаты (Рис.10.)

Рис.10. Итоговый этап изучения ориентации учащихся на здоровый образ жизни

Результаты показали, что произошли изменения за счёт использования внеклассных мероприятий с различными формами проведения, за счёт уменьшения низкого уровня на 19%, произошло увеличение среднего уровня на 19%, а высокий остался на прежнем уровне 6%.

На наш взгляд, это обусловлено тем, что выбранные формы внеклассных мероприятий возбуждают у учащихся осмысление основ физического развития и укрепления здоровья, а также потребность и интерес к физической культуре и спорту, помимо этого, некоторые из внеклассных мероприятий выступают как физкультурно-оздоровительная деятельность подростков, направленная на укрепление физических сил и здоровья, а также выработку здорового образа жизни. Это даёт основание утверждать, что разработанный нами комплекс внеклассных мероприятий является эффективным средством укрепления здоровья подростков.