Конспект урока по литературному чтению, 3 класс. Тютчев
Конспект урока по литературному чтению по теме "Ф. И.Тютчев «Листья». Сочинение-миниатюра «О чем расскажут осенние листья» " (3 класс)
Автор: Юрасова Светлана Ивановна
Описание материала: Данным конспектом урока могут воспользоваться учителя начальных классов. Разработан урок для учащихся 3класса по УМК "Школа России ".
Тема урока: "Ф. И.Тютчев «Листья». Сочинение-миниатюра «О чем расскажут осенние листья» "
Задачи урока:
1. Обучающие: познакомить учащихся со стихотворением Ф. Тютчева «Листья»; обучать написанию сочинения-миниатюры, обучать правильному чтению стихов, развивать умение читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта, отличать стихотворный и прозаический тексты; наблюдать за ролью слов в художественном тексте.
2. Развивающие: способствовать развитию речи, мыслительных процессов, внимания, памяти, творческих способностей.
3. Воспитательные: воспитывать культуру учебного труда, прививать интерес к урокам литературного чтения, воспитывать любовь к природе.
4. Универсальные учебные действия: развивать умение контролировать и оценивать работу товарища и ее результат, развивать умение сотрудничать друг с другом, выполнять задания творческого и поискового характера.
Оборудование: карточки (текст речевой разминки, задания), выставка поэтических сборников Ф. Тютчева.
Ход урока
I.
Организационный момент
II. Речевая разминка
-(Выразительное чтение отрывка из стихотворения Е. Благининой (показ настроения, чувств с помощью мимики и жестов). Все учащиеся читают текст на карточке или на доске и показывают его в движении.)
Улетают, улетели...
Лист качается узорный
В синей луже на воде.
Ходит грач с грачихой черной
В огороде по гряде.
Осыпаясь, пожелтели Солнца редкие лучи.
Улетают, улетели,
Улетели и грачи.
-Найдите красивые слова в стихотворении. (Лист качается узорный в синей луже.)
-Какие приметы осени описываются в стихотворном тексте? (Листопад, птицы улетают.)
-С каким чувством улетают птицы? (.Нетерпеливым.)
III. Работа по теме урока
1. Чтение стихотворения «Листья»
-Сегодня мы ознакомимся еще с одним стихотворением, которое называется «Листья».
(После чтения стихотворения на с. 63 учитель выдерживает паузу.)
2. Работа над текстом
-Понравилось вам стихотворение?
-Какие чувства вы испытывали при чтении?
-От чьего имени написано стихотворение? (От имени листьев.)
-Как поэт рассказывает о листьях? (Он говорит о них как о живых существах.)
-Приведите примеры, доказывающие это. (Мы ж, легкое племя, / Цветем и блестим / И краткое время / На сучьях гостим. / Все красное лето / Мы были в красе, /Играли с лучами,/Купались в росе!.. Потом они решают улететь и просят буйные ветры скорей сорвать их с ветвей.)
-С каким настроением надо читать строки, в которых листья вспоминают о том, что было летом? (Они гордятся, любуются собой. Вспоминают о лете с радостью и сожалеют о том, что все прошло.)
-Найдите значение слова «зефиры». За кем или за чем хотят улететь листья?
(Дети находят значение слова «зефиры» — это теплые летние ветры.)
В Древней Греции придумали названия для холодного и теплого ветров. Грозный, холодный северный ветер представлялся в сознании греков как бог Борей, а теплый и мягкий западный ветер — как бог Зефир.
-Перечитайте еще раз третью строфу. Какое настроение она создает? (Нетерпеливое, листья поскорее хотят сорваться и улететь.)
-Кого они просят о помощи? (Ветры.)
-Как надо читать эти строчки? (Их надо читать громко, умоляя сделать это.)
-Подумайте, только ли о листьях говорится в стихотворении. (Нет, в начале стихотворения еще говорится о соснах, о елях, об их иголках, которые, хоть и всегда зеленые, но уже несвежие.)
-Каким тоном надо читать эти строки? Как листья говорят о них? (Они говорят заносчиво, гордясь собой.)
3. Самостоятельное чтение стихотворения
-Подготовьте выразительное чтение стихотворения.
4. Выразительное чтение стихотворения
-Чье чтение вам больше всего понравилось? (Высказывания детей.)
Взаимооценка.
IV.
Физкультминутка
По дорожке, по дорожке
Скачем мы на левой ножке. (Подскоки на левой ноге.)
По тропинке побежим, До лужайки добежим. (Бег на месте.)
На лужайке, на лужайке Мы попрыгаем, как зайки.
(Прыжки на месте на обеих ногах.)
Стоп. Немного отдохнем
И домой пешком пойдем. (Ходьба на месте.)
V.
Продолжение работы по теме урока
-Назовите автора этого стихотворения. (Федор Иванович Тютчев.)
-Вам захотелось узнать об этом поэте? (Конечно.)
(Учитель или хорошо подготовленные ученики рассказывают
о Ф. И. Тютчеве. Фоном звучит классическая музыка.)
VI.
Проверка домашнего задания
-А сейчас послушаем, как вы выучили стихотворение и научились его читать. (Дети читают наизусть.)
- Оцените друг друга с помощью "Светофора "
-Послушайте стихотворение.
Осенний листок
За окошком лист осенний пожелтел,
Оторвался, закружился, полетел.
Желтый листик подружился с ветерком,
Все кружатся и играют под окном.
А когда веселый ветер улетал,
Желтый листик на асфальте заскучал.
Я пошла во двор и листик подняла,
Принесла домой и маме отдала.
Оставлять его на улице нельзя,
Пусть живет всю зиму у меня. (О. Чусовитина)
-Что удивительного заметила автор?
Работа в парах.
- Попробуете придумать свой маленький рассказ об осенних листьях. Запишите его в рабочую тетрадь.
- Посмотрите внимательно на текст стихотворения и на ваши тексты. Чем отличаются? Какие слова и выражения употреблены в стихотворном тексте?
VII. Рефлексия
VII. Подведение итогов урока
С каким произведением познакомились на уроке?
Кто автор этого стихотворения?
Захотелось ли вам прочитать другие стихи Ф. Тютчева?
Работа с выставкой книг Ф. Тютчева.
Домашнее задание
Нарисовать иллюстрацию к любому стихотворению Ф. Тютчева. Приготовить выразительное чтение стихотворения. Выполнить задание 4 на с. 63.