Психологические закономерности групповой инновационной деятельности

Реферат

Психологические закономерности групповой инновационной деятельности


План

  1. Социально-психологические особенности групповой инновационной деятельности.
  2. Механизмы реализации групповой инновационности
  3. Конфликты в групповой инновационной деятельности и методы их предотвращения
  4. Литература


1.Социально-психологические особенности групповой инновационной деятельности.

Любая инновационная деятельность реализуется в условиях групповой работы. Поэтому одним из важнейших аспектов инновационной деятельности выступает проблема социально-психологических особенностей групповой инновационной деятельности.

Рассматривая групповую специфику инновационной деятельности, будем исходить из того, что рабочая группа (коллектив) — это общность людей, объединенных совместной деятельностью, единством целей и интересов, взаимной ответственностью, отношениями сотрудничества, товарищества и взаимопомощи.

С другими социальными группами рабочую группу сближает непосредственное общение и взаимодействие ее членов друг с другом, чувство принадлежности к данной группе (идентификация), наличие общих потребностей, интересов и мотивов. В то же время она обладает рядом черт, отсутствующих у других социальных групп: общественно значимой целью деятельности и наличием органов управления и руководства. Однако нас в первую очередь интересует, какими характеристиками должна обладать группа для эффективного осуществления групповой инновационной деятельности.

Й. Йун определяет командную (групповую) инновационность как уровень того, насколько интенсивно члены группы осуществляют поиск возможностей для решения задачи или проблемной ситуации, проявляют свою инициативу и активность для разрешения проблемы посредством осуществления необходимых изменений [46]. На степень групповой инновационности влияет как уровень внутригрупповой интеграции членов команды и взаимопонимания между ними, так и внешние факторы, задаваемые более высоким организационно-структурным уровнем, т.е. инновационным потенциалом всей организации, фирмы, предприятия.

Ключевым индикатором групповой инновационности является рефлексивность – интенсивность, с которой члены группы коллективно задумываются (осмысливают) основные групповые целяи, стратегии их достижения, возможности группы и пр. Рефлексивность включает 3 основных элемента: осмысление, планирование и действие. Осмысление, в свою очередь, включает в себя следующие компоненты: внимание, сознательность, процессы наблюдения и оценки объекта осмысления, причем фактор планирования характеризуется степенью детализации; иерархичностью планов, уровнем представленности основных потенциальных проблем, а также соотношением кратко- и долгосрочных планов, действие касается поведенческих проявлений участников инновационного процесса в группе, направленных на достижение общегрупповых целей и реализацию общегрупповых стратегий.

Особо следует отметить роль эмоций в групповом инновационном процессе. Сталкиваясь с организационными изменениями, каждый участник группы по-своему реагирует на них. В масштабе всей группы такие индивидуальные эмоциональные реакции перерастают в общегрупповые эмоции.

Успешность инновационного процесса во многом обусловливается следующими факторами:

– общностью групповых целей и ценностей, на основе которых у

различных членов группы формируется сходная оценка ситуации, что в свою очередь ведёт к появлению сходных чувств;

– эффектом, связанным с тем, что в условиях групповой деятельности

различные тенденции находят своё проявление в чувствах значительно

легче, чем в индивидуальной, т.к. членство в группе придаёт её участникам

ощущение силы, а также позволяет им быть более решительными;

– влиянием возможных угроз и рисков, связанных с последствиями организационных изменений, которое в ряде случаев усиливает у участников группы потребность в единении.

Характеризуя социально-психологические особенности групповой инновационной деятельности, следует отдельно проанализировать ролевые функции акторов, т.е. членов соответствующих инновационных групп. Все они вносят различный вклад в реализацию инновационного процесса. Но именно из этих вкладов образуется инновационная деятельность.

Прежде всего, вспомним, что под групповой ролью понимается нормативно заданный и социально одобряемый образец поведения личности, занимающей в группе определенное положение. Специфика инновационной деятельности непосредственно отражается и на ролевых характеристиках ее акторов – членов группы. Среди них выделяются авторы инновации (первичные акторы). Это может быть 1 человек, а может и несколько. Функции, которые характерны для данной роли, прежде всего – 1)открытие, изобретение самой идеи новшества (дар, которым обладают не многие). Такие люди составляют интеллектуально-инновационный капитал группы, страны, общества. Проблемы: право интеллектуальной собственности, поддержка моральная и финансовая, «утечка мозгов». Вторая функция – придание идеи новшества конкретности, формирование прикладной ориентации. Это требует практического склада ума, что свойственно не всем изобретателям. Третья функция – воплощение идеи в виде заявки. Как правило, для реализации какого-либо новшества требуется заявка. Это нормальный бюрократический процесс, обеспечивающий не только начало инновационной деятельности, но и защиту авторских прав. Эту функцию может выполнять как сам автор, так и третье лицо, которое также становится одним из авторов инновации. Персональный состав авторов фиксируется в заявке, что не только обеспечивает авторские права, но и ответственность за качества новшества, отраженные в заявке.

В составе инновационной группы выделяются роли директора и менеджера. Но характеристике этих ролей будет посвящена отдельная лекция. Уточним лишь, что это члены группы, принимающие ключевые решения о старте инновации, выделении и распределении требуемых ресурсов, прекращении процесса.

Еще одна роль – маркетолог (их также может быть несколько) – члены группы, изучающие и прогнозирующие спрос на новшество, изобретающие способы его позиционирования на рынке. В настоящее время, исследования показывают, что маркетинговые службы являются самым слабым звеном российских инноваций, в особенности на начальном этапе инновационного процесса, связанного с маркетинговым обоснованием, оценкой перспективности новшества. Соответственно, работники маркетинговых служб практически исключены из процесса подготовки проекта и принятия решения о его старте. Это связано, во-первых с ориентацией на конкретного заказчика, а не на рынок, во-вторых, с распространенной иллюзией о незанятости многих рыночных ниш.

Разработчики – члены группы, занимающиеся разработкой технической документации (ноу-хау) на изготовление новшества.

Производители – те, кто непосредственно трансформирует идею в практической плоскости, превращая ее в продукт, готовый к потреблению.

Есть и другие функции в структуре инновационной группы. Так, инновационный процесс нуждается в инвестициях, поэтому существует функция инвестора. Она может принимать различные функции: от государственных инвестиций, стимулирующих инвестиционные процессы в определенных сферах жизни общества, до частных инвестиций, направленных на реализацию конкретной инновации, когда инвестор может выполнять одновременно функции заказчика, который не только вкладывает средства, но и формирует параметры новшества. В связи с этим некоторые исследователи относят заказчика к авторам проекта. Но это не так. Заказчик является внешним инвестором, хотя и непосредственно заинтересованным в новшестве. Это интенсифицирует инновационный процесс, но одновременно превращает его локальный, квазирыночный, т.к. не происходит его расширенное воспроизводство. В отдельных случаях заказчик может определять не только параметры новшества, но и способы достижения этих параметров. Это делает заказчика соавтором новшества, но это другая функция, охарактеризованная выше.

Еще одна функциональная роль, как бы замыкающая инновационный процесс – пользователи, потребители, ради которых собственно и организуется весь процесс. Чем шире их круг, тем эффективнее инновационная деятельность. Но это также не субъекты самой инновации, а ее микросоциальной среды.

Существуют и иные типологии участников инновационной деятельности. Например, типология Э. Роджерса, который дифференцировал всех акторов инновации по темпам ее восприятия. Он выделил 5 групп:

Инноватор – находится в тесном контакте с инновационной средой и готов с определенным риском разрабатывать, предлагать, испытывать и проверять идеи. Изобретательность и рационализаторство (2,5%).

Ранние реципиенты – работники, быстро воспринимающие инновации, но после определенных обсуждений. Способны прислушиваться к другому мнению, охотно выступают в роли руководителей (13%).

Работники с быстрой восприимчивостью – быстро воспринимают инновации, но дольше, чем ранние реципиенты адаптируются к ним. Рассудительны, осторожны. Иногда оказываются в роли руководителей (34%).

Работники, медленно воспринимающие инновации – действуют под давлением большинства. Скептики (34%).

Работники с очень медленной восприимчивостью – не согласны с реализацией любой инновации. Традиционалисты, принимают инновацию только, когда она становится традицией (16%).

По результатам эмпирических исследований можно выделить 4 типа поведенческих или ролевых позиций участников инновации: инициатива, содействие, бездействие, противодействие. Именно различие в позициях, главным образом, порождает конфликты во взаимодействиях участников, влияя на эффективность инновации. Но об этом речь пойдет ниже.

2.Механизмы реализации групповой инновационности

В процессе групповой продуктивной деятельности участники оказывают влияние друг на друга. Это влияние реализуется посредством функционирования следующих механизмов и эффектов: эмоционального заражения, сравнения, когнитивного обогащения, мотивирующего импульса, ценностного сдвига.

Рассмотрим их более подробно.

Эмоциональное заражение

Эффективность продуктивной деятельности участников группы во многом зависит от их общего эмоционального состояния. Зачастую им свойственны состояния общего эмоционального подъёма и возбуждения, связанные с эффектами эмоционального заражения. Специфика функционирования механизма эмоционального заражения определяется:

– особенностями эмоционального отношения субъекта к творческой продукции его партнёров, а также процессу реализации новых идей и предложений;

– влиянием эмоциональных аспектов взаимодействия с партнёром на субъективную оценку качества собственной деятельности;

– воздействием факторов, связанных с процессами взаимодействия между участниками групповой продуктивной деятельности;

– активизацией «желания творить», обусловленного наличием творческого окружения и творческой обстановки.

Вдохновение, озарение и другие состояния, специфически характерные для творческого процесса, эмоционально окрашены очень ярко. В процессе обмена идеями и межличностного взаимодействия такие эмоциональные состояния могут возникать у его участников и без привычной их содержательной «основы», транслируясь и передаваясь от одного участника обмена идеями к другому.

Течение эмоциональных процессов, связанных с участием субъекта в совместной мыслительной деятельности, во многом обусловливается его отношением как к самой этой деятельности, так и к содержательным характеристикам её продуктов, предлагаемых другими людьми. Это отношение во многом формируется на основе процессов сравнения себя со своими партнёрами, а также своих идей с «чужими».

Сравнение

Участники групповой творческой деятельности зачастую сравнивают себя с другими участниками этого процесса, что позволяет им верифицировать свои возможности. На процессы сравнения оказывают влияние как личностные характеристики субъекта, так и особенности его партнёров по группе. В процессе групповой деятельности её участники осуществляют сравнение продуктов деятельности партнёров со своими продуктами (по количественным и/или качественным показателям); себя с партнёром по продуктивной деятельности (например, своего интеллектуального уровня с интеллектуальным уровнем своего партнёра); своего способа осуществления продуктивной деятельности со способами, используемыми партнёрами; условий своей деятельности с условиями протекания творческого процесса у своего партнёра.

В экспериментах П. Паулуса и его коллег, исследующих влияние на показатели креативности субъекта в условиях группового творчества сравнения своих результатов с продуктами работы своих партнёров, были получены данные, свидетельствующие о том, что высокие достижения некоторых участников оказывают стимулирующее влияние на остальных членов группы. Был также выявлен следующий феномен: высокий уровень сравнения в начале сессии ведёт к значительному повышению эффективности этой творческой деятельности. Авторами эксперимента были выделены два вида сравнения: сравнение в свою и не в свою пользу (сравнение «вниз» и сравнение «вверх» соответственно). Так, к примеру, субъект может сравнивать в свою пользу («вниз») в целях поднятия своей самооценки. Была выделена следующая закономерность: склонность к сравнению во многом коррелирует с тревожностью участников экспериментов. П. Паулус и его коллеги выявили, что группа, состоящая из высокотревожных членов, показывает в процессе групповой продуктивной деятельности значительно худшие результаты по сравнению с группой, состоящей из участников с низким уровнем тревожности.

Когнитивное обогащение

Механизм когнитивного обогащения связан с получением субъектом новой информации об обсуждаемом объекте или явлении. В результате обработки этой информации у него расширяются представления о предметной области, в рамках которой протекает его мыслительная деятельность.

В соответствии с той позицией, которую в процессе совместной творческой деятельности занимает субъект (она может быть активной, пассивной и отстранённой), результаты когнитивного обогащения в этих условиях могут проявляться в следующих формах:

– генерирования субъектом новых идей при условии когнитивной стимуляции со стороны других членов группы;

– модификации и развития субъектом тех продуктов мыслительной деятельности, которые были предложены его партнёрами по группе;

– обсуждения предложенных партнёром идей (при отсутствии своих собственных творческих продуктов).

Форма когнитивной активности участника процесса групповой продуктивной деятельности детерминируется различными факторами, среди которых нами были выделены:

• диспозициональные (особенности когнитивной, эмоциональной, мотивационной и пр. сфер субъекта),

• ситуативные (пространственные, временные и пр. особенности),

• социокультурные (особенности персонального состава участников обмена идеями, культурные правила, нормы и стереотипы, регламентирующие их поведение),

• содержательные особенности обсуждаемой тематики.

Довольно важным также является вопрос о влиянии внимания на процесс в группе. Эмпирические данные, полученные различными исследователями, свидетельствуют о том, что внимательное ознакомление с материалом, содержащем творческую продукцию партнёров по группе, и необходимость его запоминать позитивно влияют на продуктивные способности субъекта. Такая продукция в этом случае выполняет функции когнитивного стимулирования.

Мотивирующий импульс

Этот механизм связан с возникновением ситуативно обусловленных специфических мотивов к осуществлению творческой деятельности. Так, к примеру, у некоторых участников группового процесса может возникать желание продуцировать новые или модифицировать уже имеющиеся в распоряжении группы идеи и предложения, совершенно не свойственное им в обыденной жизни. Это желание может оказаться обусловленным наблюдением за творческой активностью других членов группы, попытками подражать им, а также снятием барьеров, ограничивающих продуктивную деятельность человека. Кроме этого, у субъекта, участвующего в процессе группового творчества, может возникать мотив соревнования, который проявляется в активизации его продуктивной мыслительной деятельности с тем, чтобы догнать или опередить по параметрам её эффективности некоторых своих партнёров.

Таким образом, в течение более или менее продолжительного времени у ряда членов группы может наблюдаться не характерное для них в обычной ситуации поведение.

Ценностный сдвиг

Осознание рядом участников группового творческого процесса ценности продуктивной деятельности и следующих за этим осознанием изменениями в их поведении и параметрах их мыслительной активности. Такие изменения могут носить как временный, так и стойкий характер. В случае временных изменений в структуре ценностных ориентаций может происходить всплеск продуктивной деятельности субъекта, обусловленный осознанием преимуществ и привлекательности творческой деятельности. Но если эти изменения не опираются на соответствующие подструктуры их личности, если они не готовы, то они не окажутся долговременными. В случае стойких изменений участие в групповой продуктивной деятельности может оказаться «пусковым механизмом» для осуществления серьёзных изменений в ценностной сфере субъекта.

3.Конфликты в групповой инновационной деятельности и методы их предотвращения

Конфликты возникают практически во всех сферах человеческой деятельности. Человек не может избежать их. Поэтому необходимо иметь хотя бы элементарные представления о конфликтах, способах поведения при их возникновении. Что такое конфликт? В психологии конфликт определяется как «столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями». Основу конфликтных ситуаций в группе между отдельными людьми составляет столкновение между противоположно направленными интересами, мнениями, целями, различными представлениями о способе их достижения.

В реальной жизни не так просто выяснить истинную причину конфликта и найти адекватный способ его разрешения. Разработано немало рекомендаций, касающихся различных аспектов поведения людей в конфликтных ситуациях, выбора соответствующих стратегий поведения и средств разрешения конфликта, а также управления им.

Основные, наиболее приемлемые стратегии поведения в конфликтной ситуации были разработаны психологами К. У. Томассом и Р. Х. Килменном. Согласно их исследованиям, существует пять основных стилей поведения в ситуации конфликта:

• приспособление;

• компромисс;

• сотрудничество;

• игнорирование;

• конкуренция.

Стиль поведения в конкретном конфликте, по их мнению, определяется той мерой, в которой вы хотите удовлетворить интересы собственные, действуя при этом пассивно или активно, и интересы другой стороны, действуя совместно или индивидуально.

Она в свою очередь позволяет для каждого человека создать свой собственный стиль разрешения конфликта.

Приведем рекомендации по наиболее целесообразному использованию того или иного стиля в зависимости от конкретных ситуаций и характера личности человека.

Стиль конкуренции, соперничества может использовать человек, обладающий сильной волей, достаточным авторитетом, властью, не очень заинтересованный в сотрудничестве с другой стороной и стремящийся в первую очередь удовлетворить собственные интересы. Его можно использовать, если:

• исход конфликта очень важен для вас и вы делаете большую ставку на свое решение возникшей проблемы;

• вы обладаете достаточной властью и авторитетом и вам представляется очевидным, что предлагаемое вами решение является наилучшим;

• вы чувствуете, что у вас нет иного выбора и вам нечего терять;

• вы должны принять непопулярное решение и у вас достаточно полномочий для выбора этого шага;

• вы взаимодействуете с подчиненными, предпочитающими авторитарный стиль.

Однако следует иметь в виду, что это не тот стиль, который можно использовать в близких, личных отношениях, так как кроме чувства отчуждения он ничего больше не сможет вызвать. Его также нецелесообразно использовать в ситуации, когда вы не обладаете достаточной властью, а ваша точка зрения по какому-то вопросу расходится с точкой зрения начальника.

Стиль сотрудничества можно использовать, если, отстаивая собственные интересы, вы вынуждены принимать во внимание нужды и желания другой стороны. Этот стиль поведения самый трудный, так как он требует более продолжительной работы. Цель его применения – выработка долгосрочного взаимовыгодного решения. Такое поведение требует умения объяснять свои желания, выслушивать друг друга, сдерживать свои эмоции. Отсутствие одного из этих факторов делает этот стиль поведения неэффективным.

Стиль сотрудничества для разрешения конфликта будет приемлем в следующих ситуациях:

• необходимо найти общее решение, если каждый из подходов к проблеме важен и не допускает компромиссов;

• у вас длительные, прочные и взаимозависимые отношения с другой стороной;

• основная цель – приобретение совместного опыта работы;

стороны способны выслушать друг друга и изложить суть своих интересов;

• необходима интеграция точек зрения и усиление личностной вовлеченности сотрудников в деятельность.

Стиль компромисса заключается в том, что стороны стремятся урегулировать разногласия при взаимных уступках. В этом плане он несколько напоминает стиль сотрудничества, однако осуществляется на более поверхностном уровне, так как стороны в чем-то уступают друг другу. Этот стиль наиболее эффективен, когда обе стороны хотят одного и того же, но знают одновременно, что это невыполнимо. При использовании этого стиля акцент делается не на решении, которое удовлетворяет интересы обеих сторон, а на варианте, который можно выразить словами: «Мы не можем полностью выполнить свои желания, следовательно, необходимо прийти к решению, с которым каждый из нас мог бы согласиться».

Такой подход к разрешению конфликта возможен в следующих ситуациях;

• обе стороны имеют одинаково убедительные аргументы и обладают одинаковой властью;

• удовлетворение вашего желания имеет для вас не слишком большое значение;

• вас может устроить временное решение, так как нет времени для выработки другого, или же другие подходы к решению проблемы оказались неэффективными;

• компромисс позволит вам хоть что-то получить, чем все потерять.

Стиль уклонения реализуется обычно, когда затрагиваемая проблема не столь важна для вас, вы не отстаиваете свои права, не сотрудничаете ни с кем для выработки решения и не хотите тратить время и силы на решение данной проблемы. Этот стиль поведения рекомендуется также в тех случаях, когда одна из сторон обладает большей властью или чувствует, что не права, или считает, что нет серьезных оснований для продолжения контактов.

Стиль уклонения применим в таких ситуациях:

• источник разногласий тривиален и несуществен для вас по сравнению с другими более важными задачами, а потому вы считаете, что не стоит тратить на это силы;

• вы знаете, что не можете или даже не хотите решить вопрос в свою пользу;

• у вас мало власти для решения проблемы желательным для вас способом;

• вы хотите выиграть время, чтобы изучить ситуацию и получить дополнительную информацию, прежде чем принять какое-либо решение;

• попытка решить проблему сразу же опасна, так как открытое обсуждение конфликта может только ухудшить ситуацию.

Не следует думать, что этот стиль является бегством от проблемы или уклонением от ответственности. В действительности уход или отсрочка может быть вполне подходящей реакцией на конфликтную ситуацию, так как за это время она может разрешиться сама собой, или вы сможете заняться ею позже, когда будете обладать достаточной информацией и желанием разрешить ее.

Стиль приспособления означает, что вы действуете совместно с другой стороной, но при этом не пытаетесь отстаивать собственные интересы в целях сглаживания ситуации. Этот стиль наиболее эффективен, когда исход дела чрезвычайно важен для другой стороны и не очень существен для вас или когда вы жертвуете собственными интересами в пользу другой стороны.

Стиль приспособления уместен в следующих наиболее характерных ситуациях:

• важнее восстановление спокойствия и стабильности, а не разрешение конфликта;

• предмет разногласия не важен для вас или вас не особенно волнует случившееся;

• вы считаете, что лучше сохранить добрые отношения с другими людьми, чем отстаивать собственную точку зрения;

• вы осознаете, что правда на вашей стороне;

• вы чувствуете, что у вас мало шансов победить и вы не обладаете достаточной властью.

Однако ни один из рассмотренных стилей поведения в конфликтной ситуации не может быть выделен как самый лучший. Желательно научиться эффективно использовать каждый из них и сознательно делать тот или иной выбор, учитывая конкретные обстоятельства. Таким образом, в конфликтной ситуации или в общении с трудным человеком следует использовать такой подход, который в большей степени соответствовал бы конкретным обстоятельствам и при котором вы могли бы чувствовать себя наиболее комфортно. Наилучшими советчиками в выборе оптимального подхода к проблеме разрешения конфликта являются опыт, желание не осложнять ситуацию и не доводить человека до стресса. Можно, например, добиться компромисса, приспособиться к нуждам другого человека (особенно партнера или близкого человека); настойчиво добиваться осуществления своих истинных интересов в другом аспекте; уклониться от обсуждения конфликтного вопроса, если он не очень важен для вас; использовать стиль сотрудничества для удовлетворения наиболее важных интересов обеих сторон. Поэтому лучшим способом разрешения конфликтной ситуации является сознательный выбор оптимальной стратегии поведения.

Литература

а) основная:

  1. Сербиновская Н. В. Психологя инновационной деятельности. Курс лекций. Шахты: Южно-Российский государственный университет экономики и сервиса, 2012.
  2. Советова О. С. Основы социальной психологии инноваций. – СПб.: Издательский дом Санкт-Петербургского государственного университета, 2010.
  3. Яголковский С.Р. Психология инноваций: подходы, модели, процессы. – М.: 2010. [Электронный ресурс]. URL: http://www.hse.ru/data/.

б) дополнительная

  1. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. – СПб.: Питер Ком, 2009. – 448с.
  2. Казаков В.В., Манойлов Г.М. Социально-психологическая диагностика. Развитие личности и малых групп. – М.,2002.

Психологические закономерности групповой инновационной деятельности