Человек, индивидуальность, личность
Человек, индивидуальность, личность.
Личность это человеческая индивидуальность, выступающая как субъект познания и преобразования мира. Личностью мы становимся под влиянием жизни в обществе, воспитания, обучения, общения, взаимодействия.
Один из наиболее популярных в отечественной психологии подходов к изучению человека был предложен Б. Г. Ананьевым. Ананьев выделял в системе человекознания четыре основных понятия: индивид, субъект деятельности, личность и индивидуальность.
Понятие «индивид» имеет несколько толкований. Прежде всего, индивид это человек как единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens. В данном случае подчеркивается биологическая сущность человека. Но иногда это понятие используют для обозначения человека как отдельного представителя человеческой общности, как социальное существо, использующее орудия труда. Однако и в этом случае не отрицается биологическая сущность человека.
Ананьев выделял первичные и вторичные свойства индивида. К первичным он относил свойства, присущие всем людям, такие как возрастные особенности (соответствие определенному возрасту) и половой диморфизм (принадлежность к определенному полу), а также индивидуально-типические характеристики, в том числе конституциональные особенности (особенности сложения тела), нейродинамические свойства мозга, особенности функциональной геометрии больших полушарий. Совокупность первичных свойств индивида определяет его вторичные свойства: динамику психофизиологических функций и структуру органических потребностей. В свою очередь, интеграция всех этих свойств обусловливает особенности темперамента и задатки человека.
Другое понятие, характеризующее человека как объект реального мира, «личность». Данное понятие, как и понятие «индивид», имеет различные варианты толкования. В частности, под личностью понимается индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности. Некоторые авторы под личностью понимают системное свойство индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении. Есть и другие толкования этого понятия, но все они сходятся в одном: понятие «личностью характеризует человека как социальное существо. В рамках данного понятия рассматриваются такие психологические свойства личности, как мотивация, темперамент, способности и характер.
Следующее понятие, которое выделял Ананьев при изучении человека, «субъект деятельности». Это понятие по своему содержанию занимает
промежуточное положение между понятиями «индивид» и «личность». Субъект деятельности соединяет в единое целое биологическое начало и социальную сущность человека. Если бы человек не обладал способностью выступать в качестве субъекта деятельности, то вряд ли он мог бы рассматриваться как социальное существо, поскольку его эволюция и социальное развитие невозможны без деятельности.
лавной чертой человека как субъекта, отличающей его от остальных живых существ, является сознание. В свою очередь, способность сознательной деятельности по преобразованию окружающего мира является еще одной чертой человека как субъекта. Таким образом, субъект это индивид как носитель сознания, обладающий способностью к деятельности.
Индивидуальность это совокупность психических, физиологических и социальных особенностей конкретного человека с точки зрения его уникальности, своеобразия и неповторимости. Предпосылкой формирования человеческой индивидуальности служат анатомо-физиологические задатки, которые преобразуются I процессе воспитания, имеющего общественно обусловленный характер. Разнообразие условий воспитания и врожденных характеристик порождает широкую вариативность проявлений индивидуальности.
Структура личности включает в себя:
1) способности и потребности;
2) интересы, убеждения, направленность личности;
3) темперамент и характер;
4) волевые качества и др.
Все вместе это является тем «сплавом», в котором все составляющие личности взаимодействуют между собой и проявляются в единстве.
Способности это индивидуально-психологические свойства личности, благодаря которым успешно выполняются определенные виды деятельности.
Можно говорить об общих способностях {хорошо развитой памяти, мышлении, внимании) и о частных (индивидуальных), таких, как хороший глазомер, музыкальный слух, способность рисовать, петь, танцевать и т.д.).
У каждого человека есть определенные способности, но разные виды способностей у одного и того же человека развиты по-разному.
Природные задатки развиваются в течение жизни и переходят в способности только в результате их развития в процессе воспитания. Способности обеспечивают быстроту овладения знаниями, умениями и навыками.
Для формирования личности важно развитие не только способностей, но и потребностей.
Структура личности по Платонову
Подход Платонова понимает под личностью некую биосоциальную иерархическую структуру. Выделил следующие подструктуры: направленность, опыт{знание, умение, навыки}; индивидуальные особенности различных форм отражения {ощущение, восприятие, память}, и, наконец, объединенные свойства поведения. Недостаток: общая структура личности интерпретировалась как некая совокупность ее биологических и социально обусловленных особенностей.
I. Знания, умения, навыки - являются основополагающими звеньями определяющими трудовую деятельность человека. В процессе труда не только рождается продукт труда Iа, но и он сам формируется в труде. В трудовой деятельности - взаимосвязь II и III.
II. Восприятие - осознание чувственно данного предмета и явления.
Ощущение - отражение отдельного чувстенного качества.
Память - психический процесс это запись, сохранение и последующее воспроизведение прошлого опыта.
Мышление - процесс познавательной деятельности, характеризующийся опосредованным и обобщенным отражением действительности.
III. Темперамент - индивидуально своеобразное свойство психики определяющее динамику психической деятельности человека, которые везде проявляются в одинаковой мере.
Характер - совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающихся в деятельности и общении.
Механизм социализации.
Социализация это процесс формирования человека посредством обучения, воспитания, образования, защиты и адаптации. Процесс, в данном случае, это последовательность действий, в результате которых из родившегося существа формируется человек. Когда какой-то процесс рассматривается со стороны предметов, орудий, операций, результатов, он называется механизмом - в данном случае механизмом социализации.
Социализация многоэтапный процесс изменения и развития психических качеств личности под воздействием окружающей социальной среды.
По теме социализации в научном мире обсуждаются следующие основные проблемы:
стихиен ли этот процесс или организован, упорядочен, т.е. имеются ли в нем определенные закономерности, стадии, этапы или он беспорядочен?
возможно ли управление этим процессом или он не поддастся управлению?
Так, сторонники поведенческой психологии (бихевиоризма) считают, что процесс становления личности происходит на основе случайности, под влиянием тех или иных обстоятельств, целиком от них зависим и поэтому плохо управляем.
Другие психологи, например И. П. Павлов, признают упорядоченность, закономерность в развитии человеческой психики, наличие в процессе ее становления ряда последовательных этапов и, следовательно, возможность целенаправленного воздействия на нее, управления ею. Эту точку зрения разделяет большинство современных психологов. Каковы же устойчивые черты процесса социализации?
Этот процесс включает в себя две основные формы взаимодействия личности и среды:
пассивную форму потребления уже накопленного до ее проявления социального опыта, который обеспечивает вхождение личности в жизнь, в систему сложившихся социальных связей; это репродуктивная по своему характеру деятельность:
активную форму, проявляющуюся в создании или разрушении существующих социальных связей путем активной, творческой, креативной деятельности.
Эти формы социализации личности проявляются на всех этапах социализации, хотя и в разной степени. Обычно выделяют три этапа:
дотрудовой детство, юность;
трудовой зрелость:
послетрудовой старость.
От этапа к этапу расширяются формы связей человека с миром, увеличивается количество выполняемых им социальных ролей в семье, обществе, на производстве.
Первый этап - время учебы, усвоения социального опыта. Здесь преобладает первая, пассивная форма социализации; человек некритически усваивает социальный опыт, приспосабливается к среде.
Второй этап - период зрелости, трудовой деятельности. По своей форме это время сочетания пассивной формы усвоения опыта и начала воспроизводства, творческого обогащения накопленного опыта, своего рода вершина в развитии личности, ее, как говорили древние греки, акме, т.е. полный расцвет.
Третий этап «осень жизни», этап сохранения, консервации опыта, его воспроизведения для подрастающих поколений, вступающих в жизнь.
На каждом этапе становления личности роль различных социальных институтов неодинакова. В этом процессе прежде всего участвуют организации макроуровня, т.е. высшего уровня: государство, политические партии, общественные организации, средства массовой информации, система образования. 11о велика роль в социализации и организаций микроуровня, таких как семья трудовой коллектив, спортивные организации и др.
Однако на всех этапах и уровнях на процесс становления личности действуют сходные механизмы (методы) влияния, воздействия на психологию человека. Главными из них являются два способа влияния.
1. Механизм идентификации, т.е. осознание, определение личностью своей связи, своей принадлежности к определенной социальной группе: половой, возрастной, профессиональной, этнической, конфессиональной. Этот механизм функционирует под влиянием совокупности социальных воздействий, импульсов, идущих от социальной среды и обеспечивающих тождественность, одинаковость психики и поведения людей, относящихся к одной социальной группе.
3. Механизм самопознания, идентификации находится в тесной связи с другим важнейшим механизмом формирования психики личности это механизм взаимодействия, общения людей, который является важнейшим родовым качеством человека.
Человек, индивидуальность, личность