ОСОБЕННОСТИ ОТДЕЛЬНЫХ ФОРМ УСТРОЙСТВА ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ (НА ПРИМЕРЕ КУНГУРСКОГО РАЙОНА)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение ………………………………………………………………………

3

Глава 1. ПОНЯТИЕ «ДЕТИ-СИРОТЫ» И «ДЕТИ, ОСТАВШИЕСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ» И ИХ УСТРОЙСТВО ……………

6

Глава 2. ОСОБЕННОСТИ ОТДЕЛЬНЫХ ФОРМ УСТРОЙСТВА ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ (на примере Кунгурского района) ……………………

13

Заключение …………………………………………………………………..

28

Библиографический список …………………………………………………

30


Введение

Тема курсовой работы о формах устройства детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, несомненно, очень актуальна, так как только 10% выпускников детских домов адаптируются в социальной среде. После проживания в приемной семье или семейно-воспитательной группе у подростков, как правило, сформированы основные навыки самостоятельной жизни. Поэтому, считаю, что при устройстве детей-сирот нужно отдавать предпочтение таким формам устройства, как приемная, замещающая семьи или опека (попечительство).

Объектом исследования данной курсовой служат дети–сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Таких в России – несколько десятков миллионов. На территории города Кунгура и Кунгурского муниципального района на сегодняшний день насчитывается порядка 700 детей. Каждый из них – уникальная личность, с неповторимым складом ума, психики, сложнейшей биографией, что требует от социального работника исключительного такта, проникновения в судьбу человека, сострадания, многостороннего знания, разнообразных умений, величайшей терпеливости и самоотдачи.

Предмет исследования: современные формы устройства детей, такие как усыновление (удочерение), опека (попечительство), приемная семья, замещающая семья, детские дома, приюты и т.д.

Цель исследования: изучение разновидностей форм устройства детей, анализ, сравнение, изучение правовых основ.

Задачи исследования:

- раскрыть сущность понятия дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей;

- ознакомиться с формами устройств детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей;

- выявить наиболее ценные для сегодняшнего времени формы работы с детьми-сиротами;

- рассмотреть и охарактеризовать гражданско-правовые формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, их разграничения, требования, предъявляемые к новым «родителям» современным законодательством;

- представить обзор информации на основе имперического исследования;

- систематизировать информацию по Пермскому краю и Кунгурскому району;

- обобщить информацию, полученную от специалистов разных ведомств, работающих с данной категорией детей.

В работе представлены интервью опрошенных специалистов: заведующей службы сопровождения семейно-воспитательных групп социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних Склюевой Е.Г., руководителя отдела опеки и попечительства Купиной С.С.

Данная работа может быть интересна студентам начального профессионального обучения, гражданам, желающим взять детей-сирот на воспитание в свою семью.

При написании работы использованы такие нормативно – правовые акты, как Конституция РФ, Семейный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, Федеральные законы РФ, Законодательные акты Пермского края. Кроме этого использованы научная литература – учебники по дисциплинам гражданского, семейного права, методические пособия; материалы периодической печати – издания газет «Искра» (районная), «Комсомольская правда» (региональная), «Профсоюзный курьер»; интернет-ресурсы – сайт департамента развития человеческого потенциала аппарата Правительства Пермского края и прочие.

Работа состоит из двух глав, введения и заключения. Первая глава содержит понятия категории «дети-сироты», «дети, оставшиеся без попечения родителей», устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Виды гражданско-правовых форм устройства детей-сирот, детей, оставшихся без попечения, особенности той или иной формы - обо всем этом можно узнать во второй главе.


Глава I. ПОНЯТИЕ «ДЕТИ-СИРОТЫ» И «ДЕТИ, ОСТАВШИЕСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ" И ИХ УСТРОЙСТВО

Основанное на положениях ст.121 Семейного кодекса законодательное определение терминов «дети-сироты» и «дети, оставшиеся без попечения родителей» дано Законом «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей – сирот, оставшихся без попечения родителей». Установлено, что дети-сироты – это лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи со следующими обстоятельствами: отсутствием таковых или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях; объявлением их умершими; отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или защиты их прав и интересов; отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных заведений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке1.

Отсутствие родителей должно быть подтверждено соответствующими документами:

  1. свидетельство об их смерти.
  2. решение суда о лишении родительских прав, отобрании ребенка, признании безвестно отсутствующими, объявлении умершими, признании их недееспособными.
  3. приговор суда об осуждении родителей.
  4. медицинский документ о длительной болезни родителей, препятствующий выполнению ими своих обязанностей.
  5. документ, подтверждающий то, что ребенок был подкинут.
  6. материалы о розыске родителей и другие.

Эти документы являются юридическим основанием для предоставления лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, материального обеспечения и льгот.

В тех случаях, когда имеется документ, подтверждающий лишение ребенка родительского попечения только в отношении одного родителя, а другой родитель длительное время не принимает участия в содержании и воспитании ребенка, и последний был устроен на воспитание и содержание в детское интернатное учреждение или под опеку (попечительство), то эти дети относятся к числу детей, фактически оставшихся без попечения родителей.

Развитие цивилизованного общества определяется не только его экономическим и социально-культурным уровнем, но и отношением к обездоленным детям. Новая эпоха – эпоха гласности, демократии – создает основу для изменения отношения к различным аспектам данной проблемы. Несмотря на то, что раньше мы догадывались о неблагополучии в сфере семейных отношений, все же истинные размеры катастрофы оказались неожиданными. Согласно статистическим данным, более 1 млн. детей бывшего Советского Союза воспитываются государством в детских домах и интернатских учреждениях, причем более всего – в России. Сиротство такого масштаба знали лишь в страшные годы войны и голода. Обращает внимание и тот факт, что изменился качественный состав детей-сирот. Если раньше это были дети, родители которых погибли на фронте, то сегодня подавляющее большинство детей, воспитывающихся в домах ребенка, детских домах, интернатах, имеют одного или обоих родителей, т.е. являются социальными сиротами при живых родителях. Сиротство как социальное явление существует столько же, сколько само человеческое общество, и является неотъемлемым элементом цивилизации. Войны, эпидемии, стихийные бедствия, другие причины приводили к гибели родителей, вследствие чего дети становились сиротами. Видимо с возникновением классового общества ответвляется и так называемое социальное сиротство, когда дети лишаются попечения родителей в силу нежелания или невозможности осуществлять последними родительские обязанности, когда родители отказываются от ребенка или устраняются от его воспитания.

Анализ социальных причин сиротства показывает, что 3% детей, поступающих в дома ребенка, относятся к категории «подкидышей», около 60% родителей отказываются от ребенка в роддоме, мотивируя свое нежелание его воспитывать отсутствием необходимых условий. 60% матерей, чьи дети поступают в дома ребенка, квалифицируются как матери одиночки. Определенная часть матерей ссылается на недостаточную психологическую зрелость и отсутствие материнских чувств. Около 30% детей поступают в дома ребенка от родителей – алкоголиков.

Сейчас в России более 700 000 детей – сирот (из них 95% социальные сироты, т.е. родители их живы, но лишены родительских прав либо сами отказались от ребенка). Причинами отказа от детей и помещения их в государственные учреждения являются: неполная семья, недостаточная материальная обеспеченность и плохие жилищные условия, алкоголизм матери или обоих родителей. Лишь небольшая часть детей была оставлена родителями из-за нарушения у новорожденного того или иного физического дефекта, с диагнозом известных форм умственной отсталости с неблагоприятным прогнозом, или с незначительными врожденными пороками развития. Есть и категория матерей, о которых необходимо говорить особо – это матери – подростки, пытающиеся любыми способами избавиться от нежелательной беременности, в том числе с помощью вредных для здоровья будущего ребенка препаратов. В результате появляются на свет дети, которые не нужны своим родителям и воспитываются в учреждениях для сирот.

Такие реалии современной российской жизни как экономический кризис, безработица, обнищание широких слоев населения, проживание за чертой бедности, повсеместное ослабление семейных устоев, утрата старшим и младшим поколениями моральных и семейных ценностей, пьянство и алкоголизм, наркомания, распространение среди детей и взрослых психических заболеваний, бесспорно, сформировали благоприятную почву для многих негативных социальных явлений и социального сиротства в частности.

За последние годы число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приняло устрашающие размеры. Безразличие к ребенку в семье стало не столь редким явлением, о чем свидетельствует рост случаев лишения родителей родительских прав. Игнорирование самых насущных потребностей ребенка в таких семьях нередко сопровождается жестоким обращением с ними. По данным исследований, каждый второй ребенок, попавший в приют, подвергался телесным наказаниям2. Дети убегают от жестокого с ними обращения, от сексуального насилия со стороны близких либо знакомых матери или отца, от издевательского отношения к их личности, от гиперопеки со стороны родителей, приобретающей форму тяжелой семейной тирании. Количество детей, по собственной воле ушедших из семьи, растет. За последнее время оно увеличилось на 15%. Углубленное психологическое обследование воспитанников одного из приютов позволило установить, что сексуальному насилию подверглись 21% приютских детей, причем, только 1/3 имело место изнасилование посторонним лицом. В остальных случаях дети стали жертвами внутрисемейного сексуального

насилия со стороны кровных родственников или фактических воспитателей. Жертвами инцеста становятся как маленькие дети (1,5 – 5лет), так и девушки 13-17 лет. В ряде случаев сексуальные посягательства со стороны родителей продолжались в течение нескольких месяцев, и даже лет.

Выталкивает детей на улицу не только семья. Достигло критических масштабов отчисление из общеобразовательных школ не только подростков, но и 7-8- летних учащихся; отмечается резкое увеличение числа 14-15-летних подростков, покинувших учреждения общего и профессионального образования и не начавших работать, сокращение приема в профучилища (отчего ежегодно до 1 млн. подростков, достигших трудоспособного возраста, не имеют профессии), неконкурентоспособность на рынке труда подростков 14-18 лет, которые почему-либо продолжать учебу не могут или не хотят, и т.п. В результате среди категории подростков, попавших в поле зрения комиссии по делам несовершеннолетних, 22% нигде не работают и не учатся. А по информации Генеральной прокуратуры нигде не учатся и не работают более 2 млн. несовершеннолетних в возрасте 14-15 лет.

За последние 5 лет продолжает сокращаться число детей, оставшихся без попечения родителей. В 2009 году их было 115,6 тыс., что на 8,7 тыс. меньше, чем в 2008 году, и на 11,4 тыс. меньше, чем в 2007 году. Свыше 40% из них составляют дети, чьи родители лишены родительских прав3.

В 2009 г. у родителей, лишенных родительских прав, было в целом отобрано 56,4 тыс.детей, что на 6,2% больше, чем в 2008г. и на 21,1% больше, чем в 2007 г. В то же время, численность детей, отобранных у родителей, лишенных родительских прав, в 2009 г. сократилась по сравнению с предыдущим годом на 15,9%, составив 3,4 тыс. человек, что даже меньше (на 2,4%), чем было в 2007 г4.

В соответствии с требованиями норм международного права ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или не может более оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, представляемые государством (статья 20 Конвенции о правах ребенка). В Российской Федерации задачей государственной важности является создание условий для полноценного физического, интеллектуального, духовного, нравственного и социального развития детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подготовки их к самостоятельной жизни в современном обществе. Для этого предусматривается комплексное осуществление мероприятий, как на федеральном, так и на региональном уровне, направленных на формирование и реализацию государственной политики по отношению к детям, оставшимся без попечения родителей, и обеспечивающих их социальную защищенность, профессиональную подготовку, трудоустройство и полноценную интеграцию в обществе.

Большинство детей, оставшихся без попечения родителей в течение 2009 г., были переданы под опеку или усыновление. Их численность в 2009г. составила 77,8%, или 60,8% от общего числа детей, оставшихся без родительского попечения.

28,2% детей, оставшихся в 2009 г. без попечения родителей, были устроены в дома ребенка, детские дома, школы-интернаты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, учреждения социальной защиты населения и иные учреждения на полное государственное обеспечение. Доля таких детей сокращается: в 2009 г. она составила 29,4%, в 2008 г.-30,7%. Несколько уменьшилась и абсолютная их численность, составив в 2009 г.36,1 тыс. против 36,2 в 2008 г.

1,7% детей, оставшихся в 2009 г. без попечения родителей, приняты в учебные заведения среднего и высшего профессионального образования и другие образовательные учреждения на полное государственное обеспечение.

В целях улучшения положения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принято постановление Правительства РФ «О первоочередных мерах по улучшению положения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 14 мая 2001 г. № 374. Указанным документом увеличено ежегодное пособие, выплачиваемое детям в период обучения для приобретения учебной литературы и письменных принадлежностей; установлены нормы материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и распространены на детей, передаваемых в приемные семьи и детские дома семейного типа. Субъектам Российской Федерации рекомендовано предусматривать в бюджетах средства на льготный и бесплатный проезд указанных категорий детей, а также средства на компенсацию питания, обеспечение одеждой и т.п. детей, направленных в негосударственные учреждения образования и социальной защиты; принять меры по поддержке образовательных учреждений для детей-сирот и специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации.


Глава 2. ОСОБЕННОСТИ ОТДЕЛЬНЫХ ФОРМ УСТРОЙСТВА ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ (на примере Кунгурского района)

Семейным законодательством Российской Федерации предусмотрены несколько форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – это усыновление, опека (попечительство), приемная семья, устройство в государственные учреждения. Этот список не полный, так как законодатель дает возможность регионам по своему усмотрению и в силу своих возможностей, опыта и профессионализма, развивать иные формы устройства детей и способы решения проблемы сиротства.

В социальной международной практике известным и другие формы устройства, которые можно классифицировать следующим образом:

  1. Семейные формы устройства детей
  • усыновление (удочерение)
  • опека (попечительство)
  1. Государственно-общественные формы устройства детей
  • семейный детский дом (приемная семья)
  • детские деревни SOS
  • приемная семья
  • патронатная семья
  1. Государственные формы устройства детей
  • дом ребенка
  • детский дом
  • школа-интернат
  • приют
  • центры временного содержания детей.

Семейные формы устройства детей являются наиболее приоритетными, так как дают ребенку возможность получить положительный опыт семейной жизни, пройти внутрисемейный процесс социализации.

Усыновление (удочерение) – это специальная мера защиты ребенка, при которой юридически устанавливаются родственные связи между ребенком и человеком или супружеской парой, не являющимися его родными отцом или матерью. Это лучшая для ребенка-сироты форма его устройства. Важным обстоятельством, для воспитания и развития является то, что в случае усыновления (удочерения) ребенок обретает именно семью, а не какую-либо ее замену. Семья усыновителей (удочерителей) является новой юридической и фактической семьей ребенка, в которой он обретает статус родного ребенка. Ребенок может получить фамилию усыновителей (удочерителей), и даже новое имя. Все права и обязанности усыновленного (удочеренного) ребенка приравниваются к правам и обязанностям родных детей. Процедура усыновления (удочерения) регулируется Семейным кодексом Российской Федерации, Постановлением Правительства Российской Федерации № 275 от 29.03.2000г. «Об утверждении правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществление контроля, за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и Правилом постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации усыновленных иностранными гражданами и лицами без гражданства».

Усыновление российских детей иностранными гражданами допускается в случаях, если не представилось возможности передать их на усыновление родственникам или другим российским гражданам. Для реализации этого принципа были созданы региональные банки и федеральный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей. Для этих целей Министерством образования Российской Федерации разработан Интернет-проект «Усыновление в России».

В Пермском крае начал работу сайт http://usinovitedetei.ru в рамках проекта «Устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в семьи» (руководитель - начальник отдела по опеке и попечительству несовершеннолетних управления по делам семейной и детской политике Минсоцразвития Пермского края Кель Т.Г.), целью которого является увеличение количества усыновленных детей российскими гражданами и возвращенных в кровные семьи, сокращение количества детей, состоящих в региональном банке данных, не имеющих правового статуса до 13% (от количества детей в возрасте до 7 лет, состоящих на учете) путем внедрения автоматической системы контроля за своевременностью установления правового статуса детей-сирот, подлежащих устройству. В 2013 году устроено в семьи 384 ребенка, из которых усыновлено 194, возвращено в кровные — 65 детей5. А также работает сайт http://virtualparents.perm.ru, особенностью которого является создание системы поддержки детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья.

В сравнении с другими субъектами, имеющими наибольшее количество ежегодно устроенных в семейные формы, такими как Москва (1610 чел.), Московская (2117), Кемеровская область (2104), Красноярский (1989), Краснодарский край (1771) – Пермский край по-прежнему остается на первом месте6. В 2013 году Пермский край вновь лидировал по числу усыновленных детей. За 2013 год всего устроено в семьи 4 859 детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Причем две трети родителей – жители Пермского края и других регионах России. 94% осиротевших ребятишек, чьи родители лишены родительских прав обрели родителей, устроены в приемные семьи или находятся под опекой. Это один из лучших показателей в стране. В среднем по России он составляет около 80 процентов.

По городу Кунгуру и Кунгурскому муниципальному району за 2012 год под опеку было устроено 492 детей-сирот, в 2013 году – 456 детей.

Опека и попечительство – это форма устройства детей–сирот, оставшихся без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для поддержки их прав и интересов; лицо, которому поручена опека, называют опекуном, а его обязательства опекунством. Опекунская семья предполагает родственные связи (прямые или косвенные) ребенка с опекуном. Под опеку обычно отдаются дети, имеющие прямых родственников со стороны одного из родителей. Опеку принимают бабушки, дедушки, реже – дяди и тети детей. Определяют опекуна органы опеки и попечительства. В задачу опекуна входит воспитание и развитие ребенка, защита его прав. Опекун осуществляет контроль за сохранение и использование имеющегося у несовершеннолетнего ребенка движимого или недвижимого имущества, но сам не имеет права распоряжаться этим имуществом.

Данный правовой институт охватывает широкий круг вопросов, связанных и с семейным, и с гражданским законодательством. Опека и попечительство тесно связаны друг с другом. В обоих случаях речь идет о лицах недееспособных или ограниченно дееспособных. Нормы, регулирующие опеку и попечительство, излагаются в одних и тех же законодательных актах, занимаются их решением одни и те же государственные органы - органы опеки и попечительства. Общим также является и порядок выбора и назначения опекунов, их обязанность защищать права своих подопечных.

Однако между опекой и попечительством существуют и определенные различия. Из-за того, что опеку назначают над недееспособными гражданами, опекуны осуществляют от их имени все юридические действия. Попечитель же является лишь помощником своего подопечного.

Под попечение, по сравнению с опекой, может попадать значительно более широкая категория граждан (статья 121 СК РФ). К ним относятся дети, родители которых:

· умерли;
· лишены родительских прав;

· ограничены в родительских правах;
· признаны безвестно отсутствующими;
· недееспособны (ограниченно дееспособны);

· отбывают наказание в исправительных колониях;
· обвиняются в совершении преступлений и находятся под стражей;
· уклоняются от воспитания детей;
· отказываются забрать детей из лечебных, социальных учреждений, куда ребенок помещен временно.

Учитывая возраст наступления дееспособности в гражданском праве, опеку над несовершеннолетним устанавливают до достижения им 14-ти лет, с 14-ти до 18-ти лет над несовершеннолетним устанавливается попечительство.

На подопечных детей распространяются льготы, нормы и преимущества, установленные для воспитанников детских домов.

Детские деревни SOS – это особый тип детского дома с семейным воспитанием. В детских деревнях воспитывают детей в соответствии с общечеловеческими нравственными ценностями и культурными традициями каждой конкретной страны вне рамок определенной религии. Первая детская деревня была создана в 1949 году австрийским педагогом Германом Гмайнером. Сегодня детские деревни для детей-сирот функционируют в 120 странах мира.

В основе деятельности детских деревень лежат следующие основные принципы:

  1. Мать в детской деревне – глава семьи. Работа в этом качестве одновременно призвание и профессия. На эту роль по конкурсу отбирают одиноких женщин, готовых отдать свою любовь обездоленным детям. Перед тем, как возглавить семью, мамы-воспитательницы проходят необходимое обучение.
  2. В детской деревне воспитываются дети разного возраста, родных братьев и сестер при приеме в детскую деревню никогда не разделяют.
  3. Каждая семья постоянно проживает в уютном отдельном доме, самостоятельно ведя хозяйство. Деревня состоит из 12-15 семейных домов. Детская деревня – это не просто комплекс зданий для постоянного проживания воспитанников и мам-воспитательниц, прежде всего, это общество единомышленников.
  4. Руководство нетрадиционным детским учреждением осуществляет директор детской деревни, который со своей семьей живет в деревне, активно помогая каждой семье.

В России первая детская деревня SOS была открыта в пос. Томилино Московской области, в Мурманской области в 2000 году в г.Кандалакша также начала работать детская деревня SOS.

Приемная семья – это одна из разновидностей приемной семьи, новое явление для нашего общества. Как правило, деятельность такой приемной семьи необходима тогда, когда дети в срочном порядке изымаются из семьи в силу различных обстоятельств, таких как кризисная ситуация в родной семье, болезнь или отсутствие родителей.

Деятельность временной приемной семьи предполагает пребывание ребенка в ней до решения его дальнейшей судьбы: возвращения в родную семью, направления в детский дом, интернат или другое учреждение. При возвращении ребенка в родную семью, предполагается устранение тех условий, при которых ребенок был изъят из семьи: лечение родителей, реабилитация кризисной семьи. Нахождение ребенка в такой приемной семье может колебаться от одного месяца до нескольких лет в зависимости от степени неблагополучия родной семьи. Кратковременное нахождение ребенка в приемной семье означает необходимость срочной помощи ребенку, в случае кризисной обстановки в родной семье, неожиданной потере родителей и при других обстоятельствах. Длительное нахождение ребенка в приемной семье может быть обусловлено длительным процессом реабилитации родной семьи ребенка или какими-либо другими причинами. Учитывая сложность контингента детей, поступающих во временную приемную семью (социальная защищенность, болезни, физические или психические недостатки), в них должны создаваться особые условия для нормального развития ребенка, комфортная психологическая обстановка, заботливое, внимательное отношение к нему, позволявшие ребенку выйти из стресса, в связи с разлукой с родными или пережитой сложной ситуацией.

Основная цель такой семьи – поддержание контактов с биологическими родителями и возвращение ребенка в родную семью. Если невозможно возвращение ребенка в кровную семью, тогда он находится в приемной до тех пор, пока не состоится решение суда в отношении судьбы ребенка.

Фактически подобная приемная семья выполняет функции «скорой помощи» в случае возникновения в биологической семье каких-либо кризисных условий. В научной литературе внедрение института такой приемной семьи требует, прежде всего, создания нормативно-правовой базы, которая обеспечила бы эффективный механизм выявления и отбора приемных семей, этапов подготовки приемных родителей к их деятельности, их юридических прав и обязанностей.

Основанием для создания приемной семьи и заключения договора является заявление лиц, желающих взять ребенка на воспитание, которое подается в орган опеки и попечительства по месту жительства ребенка. К заявлению прилагаются заключение органов опеки и попечительства о возможности быть приемными родителями, а также соответствующие документы. В договоре предусматриваются обязанности приемных родителей, в частности: воспитание ребенка, создание необходимых условий для получения ребенком образования, забота о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии, обеспечение защиты прав и интересов ребенка и др. Орган опеки и попечительства обязуется ежемесячно перечислять денежные средства на ребенка и другие выплаты, а также обеспечивать жильем, мебелью и другими необходимыми вещами.

В п.2 ст.152 СК РФ предусматриваются основания для досрочного расторжения договора:

1) по инициативе приемных родителей при наличии уважительных причин, например болезни, отсутствия взаимопонимания с ребенком, конфликтных отношений с другими членами семьи и т.д.;

2) по инициативе органов опеки и попечительства в случае возникновения в приемной семье неблагоприятных условий для содержания, воспитания и образования ребенка, возвращения ребенка родителям, усыновления ребенка.

По данным на 1 января 2010 года в Приволжском федеральном округе 137 787 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей7. На сегодняшний день всего в Пермском крае 11884 приемных семьи, в которых воспитываются 15200 детей8.

Дети находятся на полном государственном обеспечении, родители-воспитатели получают денежное пособие. Работа приемных родителей включается в трудовой стаж. В семейных детских домах создаются условия, приближенные к нормальной семейной жизни. В семьях воспитываются дети от 3 до 18 лет. Выпускники пользуются льготами воспитанников детских домов.

Выплата ежемесячного пособия на содержание детей-сирот ежегодно увеличивается: к 2013 г. в сравнении с 2010 годом выплата выросла на 31% и составляет – 7 тыс. 370 руб. (2010 г. — 5035 руб.,2013 — 7370,52).

За последние 2 года увеличен на 23% базовый размер ежемесячного вознаграждения приемным родителям (с 2 500 руб. до 3 261 руб. за каждого ребенка)9.

В 2013 году депутатами регионального парламента поддержана законодательная инициатива губернатора края о приведении в соответствие с СанПин норм питания детей-сирот, воспитывающихся под опекой, в приемных семьях, об установлении кратности выплаты единовременного пособия на приобретение оборудования детям, воспитывающимся в приемных семьях более одного года (1 раз в 5 лет); увеличении расходов на культурно-массовую работу, приобретение хозяйственного инвентаря, предметов личной гигиены, медикаментов, игры, игрушек, книг (до 10 %) (п. 1.4. РК №1/2012).

В Кунгурском районе Пермского края проживает многодетная семья Окуловых. Хочется немного о ней рассказать.

Сергей и Светлана Окуловы из села Бымок Ленского сельского поселения Кунгурского муниципального района - стали первыми приемными родителями не только в районе, но и в Пермском крае. 10 лет назад Светлана Окулова, мать четверых детей, привезла из Ульяновской области Катю, Ксюшу и Антона Черновых. Вскоре их стало в два раза больше.

Все эти годы по-настоящему родительская любовь и забота помогли встать на ноги восьмерым приемным детям. И десять, далеко непростых, в плане воспитания и характера, ребятишек живут у Окуловых сейчас. В этом детском коллективе когда-то почти на всех висело клеймо «сложный ребенок». И семья Окуловых для многих из них далеко не первая «приемная». И каждое маленькое сердечко уже пережило свою, совсем недетскую трагедию.

- Мы просто живем этим… все хорошо, может, потому, что никого не выделяем, здесь все свои – поясняет Светлана Окулова.

Пример Окуловых заразил село. В Бымке сегодня 13 семей, где живут приемные дети. На 100 дворов это порядочный показатель. С работой в селе негусто, это верно. Местная «социалка» да СПК «Русь». Но верно и то, что воспитание детей – работа круглосуточная и без выходных. И не каждый готов брать в дом чужих детей, даже и если за это платят деньги.

Накануне 8 Марта 2011 года единственным представителем прекрасной половины Пермского края на торжественном приеме у Президента РФ Дмитрия Медведева побывала Светлана Окулова. Всего такой чести удостоились 20 многодетных матерей со всей России.

Задав вопрос об использовании материнского капитала на получение высшего образования молодых родителей, Президент обещал подумать. Практически все участницы встречи получили автомобили. Окуловы в подарок получили микроавтобус «Баргузин». Светлана Викторовна не осталась в долгу. Она подарила главе государства семикилограммового каменного медведя с надписью: «Пермский край Кунгурский муниципальный район»10.

Патронатная семья – под патронатом понимается специальная форма устройства ребенка, нуждающегося в государственной защите, на воспитание в семье, патронатного родителя при сохранении части обязанностей опекуна (попечителя) в отношении ребенка у органа опеки и попечительства (уполномоченного органа).

В патронатную семью ребенок может помещаться временно до решения его дальнейшей судьбы: возврат к биологическим родителям, усыновление или опекунство, устройство в учреждение интернатного типа. В таком случае патронатная семья выполняет функцию как бы «скорой помощи», в которую помещаются дети, в срочном порядке изъятые из кризисных семей по причине угрозы для их здоровья и жизни.

Психологи, педагоги, социальные работники сходятся во мнении, что полный отрыв детей от своих биологических родителей во многих случаях крайне нежелателен. В идее патроната, в отличие от всех остальных, должна быть заложена программа сохранения и поддержания контактов ребенка с его биологическими родителями.

Форму патронатного устройства ребенка в семью можно также использовать для обеспечения социализации и подготовки к самостоятельной семейной жизни через приобретение опыта проживания в семье, усвоение семейных ролей и гендерных моделей поведения в семье. Особенно это актуально для выпускников интернатных учреждений.

Главная цель приемной и патронатной семей – создать благоприятные условия для временного пребывания ребенка.

Задачи же специалистов – психологов, социальных педагогов заключаются в следующем:

  • подобрать семью, готовую стать патронатной (через тестирование, собеседование, сбор информации);
  • подготовить ее к патронату (через систему обучения);
  • провести социальную, педагогическую, психологическую, медицинскую диагностику детей при поступлении в патронатную семью;
  • обеспечить условия для реабилитации, адаптации ребенка через его пребывание в патронатной семье;
  • обеспечить социальную защиту прав ребенка при его дальнейшем устройстве после ухода из патронатной семьи.

В Прикамье разработано множество методик по работе с детьми – сиротами, их биологическими и приемными родителями, по этой проблеме защищают кандидатские и докторские диссертации, пишут книги. Опыт нашей области перенимают другие регионы, специалистов приглашают в Москву, где они помогают на практике создавать патронатные и приемные семьи.

По данным Министерства социального развития Пермского края к сегодняшнему дню насчитывается около 300 патронатных семей.

Дом ребенка – учреждение здравоохранения, предназначенное для воспитания и оказания медицинской помощи детям сиротам, подкинутым детям, детям родителей, не имеющих возможности воспитывать своих детей, и детям с дефектами физического и психического развития. В доме ребенка воспитываются дети от рождения до 3 лет, дети с дефектами физического и психического развития до 4 лет. Дети попадают в дом ребенка из роддомов (отказные дети), из больниц и из семей. Основная деятельность дома ребенка – воспитательная и лечебно-оздоровительная. Дети, находящиеся в доме ребенка обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, инвентарем и игрушками в соответствии с утвержденными нормативами. Выписка детей из дома ребенка производится при возвращении их в семью, переводе в детский дом системы образования, дом-интернат системы социального обеспечения или передаче их на усыновление, опеку.

Всего в стране 86 домов ребенка, в которых воспитывается 10,8 тысяч детей.

Детский дом – государственное образовательно-воспитательное учреждение, в котором обеспечивается содержание, развитие, образование и воспитание детей в возрасте от 3 до 18 лет, лишившихся попечения родителей (вследствие их смерти, лишения родительских прав, отобрания детей в установленном порядке и других причинах), а также детей одиноких матерей, испытывающих затруднения в их содержании и воспитании.

Различают детские дома для детей дошкольного возраста (3-7 лет), школьного возраста (7-18 лет) и смешанного типа. В детский дом принимаются дети из домов ребенка, от населения, частных лиц (в том числе родителей, родственников), из приемников-распределителей системы МВД.

Основная задача детского дома: создание детям условий для воспитания и получения образования, оказание помощи в выборе профессии, подготовка их к самостоятельной жизни и трудовой деятельности. Они обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, инвентарем по установленным нормам, игрушками, школьными принадлежностями. Воспитанники принимают участие в самообслуживании, работают в мастерских, на опытном участке, занимаются в различных кружках, секциях, участвуют в спортивных соревнованиях и творческих конкурсах. Выпускники детского дома могут быть возвращены родителям, лицам их замещающим, или направлены для поступления в ВУЗы, ПУ, техникумы или на работу. Все воспитанники детского дома школьного возраста, как правило, обучаются в ближайшей общеобразовательной школе.

Школа-интернат – государственное учреждение, которое обеспечивает содержание, обучение, развитие и воспитание детей-сирот школьного возраста, а также детей из семей, имеющих проблемы в развитии или обучении.

Различают несколько типов интернатов:

  • интернаты с общеобразовательной программой для детей без серьезных проблем в личностном развитии;
  • вспомогательные интернаты для детей с легкой степенью олигофрении и задержкой психоречевого развития (эти интернаты, как и первые, находятся в ведении Министерства образования);
  • интернаты для детей с глубокой умственной отсталостью, находящиеся в ведении Министерства социальной защиты.

В последние годы стали появляться интернаты для одаренных детей, оставшихся без попечения родителей.

Сегодня в России более 152 общеобразовательных школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которых обучается и воспитывается около 28,9 тысяч детей; 213 школ-интернатов для детей сирот с недостатками умственного и физического развития, в которых находится около 25,1 тысяч детей-сирот. В указанных учреждениях более 90% детей имеют живых родителей.

Центры временного содержания – форма временного устройства ребенка, организуемая с целью оказания ему экстренной специализированной помощи. Такая помощь бывает необходима, когда ребенка в срочном порядке изымают из семьи, когда возникает потребность в организации срочной психолого-педагогической или социальной поддержки. Важным направлением работы центров является организация коррекционно-реабилитационных мероприятий. Чаще всего подобные центры создаются органами социальной защиты населения, а также общественными организациями.

Сегодня в нашей стране около 150 социально-реабилитационных центров, центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей, центров временного пребывания детей-сирот.

Приют – государственное специализированное учреждение системы социальной защиты населения, новая форма помощи детям-сиротам и детям, оказавшимся в трудной ситуации. Приюты создаются также общественными организациями.

Приют – учреждение временного пребывания ребенка. Главными задачами сотрудников приюта являются: оказание детям психолого-педагогической поддержки, их социализация, а также – определение дальнейшей судьбы ребенка.

Вид помощи, оказываемый в приюте, зависит от его типа. Приют общего типа (открытый приют) основан на принципе добровольности. Ребенок сам определяет время своего пребывания в приюте. Состав и возраст детей, находящихся в приюте общего типа, набор предоставляемых (по желанию ребенка) консультацией, определяется организаторами конкретного приюта.

Приют диагностического типа является местом круглосуточного пребывания ребенка с соответствующими целями. Такой приют в основном рассчитан на детей, недавно оставшихся без попечения родителей, из кризисных семей, на детей, сбегающих из интернатных учреждений. Основной задачей приюта данного типа является диагностика наличной ситуации, в которой находится ребенок, и определение его дальнейшей судьбы. В подобные приюты ребенка чаще всего определяют органы опеки, социальные работники, специалисты интернатных учреждений.

По статистическим данным научной литературы сегодня в России действует более 400 приютов. Только в рамках президентской программы «Дети России» в стране было открыто около 200 учреждений этого типа.

В городе Кунгуре функционирует ГКУ СОН «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних», в котором работает приемное отделение с круглосуточным проживанием (стационар) на 10 койко-мест, служба сопровождения семейно-воспитательных групп (СС СВГ), которая рассчитана на 50 детей. Также к этому Центру относятся территории г.Кунгура, Кунгурского Суксунского, Ординского, Уинского, Кишертского, Березовского районов. В СВГ работают специалисты по социальной работе, психологи, социальные педагоги, приняты 14 воспитателей (17 ставок). На данный момент устроено 30 детей. Существует ряд проблем:

- отсутствие финансирования на медицинское обследование детей, поступивших в приют;

- отсутствие у детей определенного правового статуса.

Основными причинами помещения детей в приют являются, как правило, трудная жизненная ситуация семьи либо дети (ребенок) остается без попечения родителей.


Заключение

Подводя итог и обобщая всё вышесказанное, можно сказать, что институт устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является гражданско-правовым институтом. Общие вопросы по устройству данной категории детей, их сопровождение и контроль над соблюдением прав детей урегулированы Семейным кодексом РФ.

Нормы, регулирующие устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, излагаются в одних и тех же законодательных актах, занимаются их решением одни и те же государственные органы. Общей целью всех форм и видов устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является помощь детям в приобретении семьи, родителей, будь то кровные или же приемные, воспитатели. Общим также является их обязанность защищать права своих подопечных.

Опека устанавливается решением главы местного самоуправления над детьми, не достигшими 14 лет, а попечительство над детьми от 14 до 18 лет. Опекун имеет практически все права родителя в вопросах воспитания, обучения, содержания ребенка, и ответственности за ребенка. Однако органы опеки обязаны осуществлять регулярный контроль за условиями содержания, воспитания и образования ребенка. Опека может быть назначена на определенный срок или без срока. На опекаемого ребенка выплачивается ежемесячное пособие, оказывается содействие опекуну в организации обучения, отдыха и лечения опекаемого, предоставлении жилья.

Между опекой и попечительством существуют и определенные различия. Из-за того, что опеку назначают над недееспособными гражданами, опекуны осуществляют от их имени все юридические действия. Попечитель же является лишь помощником своего подопечного.

Приемная семья - форма воспитания ребенка (детей) в семье на дому у "приемного родителя" - воспитателя. Обычно в приемную семью передают детей, которых невозможно передать на усыновление или опеку, в связи с отсутствием необходимого для этого у ребенка юридического статуса или не удается найти ему опекунов или усыновителей. Такая семья заменяет пребывание ребенка в детском доме или приюте на домашнее воспитание и создается на основе договора между приемным родителем (родителями) и органами опеки. Срок помещения ребенка в такую семью определяется договором и может быть разным. В приемных семьях может воспитываться от одного до 8 детей. Приемному родителю платится зарплата и засчитывается трудовой стаж. По отношению к ребенку приемные родители являются ему опекунами.

Патронат - форма воспитания ребенка (детей) в семье на дому у воспитателя, который является сотрудником Уполномоченной службы по патронату на договоре. Под патронат передаются дети, не имеющие определенного статуса или, если их статус не позволяет передать на опеку или усыновление. Патронат - форма заменяющая временное содержание в приюте и часто используется как переходная форма к опеке и/или усыновлению, после получения ребенком соответствующего статуса. Срок помещения ребенка под патронат может быть разным, и зависит от ситуации. Ответственность разделена между патронатным воспитателем, Уполномоченной службой, родителями ребенка и территориальными органами опеки.

Патронатному воспитателю платится зарплата и засчитывается трудовой стаж. Воспитатель обязан пройти специальную подготовку (обучение) в Уполномоченной службе.

В настоящее время в Пермском крае ужесточен контроль за устройством детей-сирот в семьи. Так, на федеральном уровне принято решение повысить требования к подбору и подготовке приемных родителей. Сейчас они в обязательном порядке проходят психологическое обследование и специальную подготовку перед тем, как берут на воспитание детей. Ранее эту процедуру проходили добровольно. Также определен порядок контроля за условиями проживания детей в приемных семьях.

Подготовка приемных родителей включает в себя обучающий курс на основе специальных педагогических программ по тому, как воспитывать детей и психологическую диагностику семей.

На региональном уровне также приняты важные изменения. Полномочия по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних детей с 1 января 2010 года осуществляется министерством социального развития Пермского края.

Кроме того в крае ведется еженедельный мониторинг по выявлению фактов неблагополучия в замещающих семьях.


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК