Работа социального педагога с приемными семьями

Оглавление.

Введение.

Глава I. Работа социального педагога с приёмной семьёй в теории и практике.

1.1 Приемная семья как форма устройства детей- сирот

1.2 Толковане термина «приемная семья

1.3 Понятие социально - психологической адаптации у детей в приемных семьях.

1.4 Деятельность социального педагога с приемной семьей

Выводы по I главе

Глава II. Экспериментальное исследование работы социального педагога с приемными семьями .

2.1 Организация и ход исследования на базе Гимназии №4 г. Смоленск.

2.2 Социально педагогическая деятельность по профилактике психологической адаптации у детей в приёмной семье.

2.3 Анализ результатов исследования социально - психологической адаптации детей в приемных семьях.

Выводы по II главе

Заключение

Список литературы

Введение.

Актуальность исследования. Семья во все времена постоянно находилась в центре внимания передовой общественной мысли, прогрессивных политических деятелей и ученых, начиная с древних философов и заканчивая современными реформаторами. Сегодня институт семьи переживает трудности.

По официальным данным, в настоящее время в России около 4 млн беспризорных детей. 700 тыс. детей-сирот. 95 % из которых сироты при живых родителях [15, с.27]. Опыт многих стран показывает, что содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в интернатных учреждениях не приносит желаемого результата, поэтому в настоящий момент актуализируется необходимость изучения различных форм жизнеустройства детей-сирот.

Сравнительно новым институтом устройства и социальной защиты детей, оставшихся без попечения родителей, является приёмная семья. Сегодня эта форма позволяет решать такие проблемы, как повышение качества жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечение необходимого уровня их социализации и воспитания.

Приемная семья – довольно новая для России форма семейного воспитания. Она была узаконена в 1996 году с момента принятия Семейного Кодекса [21, с.3]. Сегодня происходит осознание важности и эффективности данной формы жизнеустройства детей. Если в 2005 году приемных семей было 5827, в 2008 году - 22017 семей, то к началу 2011 года - 29005 семей [31]. Дети, попавшие в приемную семью, имеют различный жизненный опыт, у каждого из них есть свои индивидуальные потребности, однако все они переживают психологические травмы. Привыкание к новым условиям жизни связано с целым рядом трудностей, преодолением социальных, психологических, эмоциональных и педагогических барьеров, поэтому приемная семья должна быть предметом особого внимания социальных педагогов, особенно на начальном этапе [8, с.12]. Все это определяет актуальность темы исследования.

Конвенция ООН о правах ребенка, ст. 54 Семейного кодекса РФ (далее СК РФ) закрепляют за каждым ребенком неотъемлемое право жить и воспитываться в семье. Государство обязано обеспечивать социальную защиту ребенка, лишенного семейной среды, предлагая альтернативу в выборе для него вида семейной заботы. В разделе VI Семейного кодекса РФ предусмотрены три основные формы семейного воспитания таких детей: усыновление (удочерение), опека (попечительство), приемная семья [24].

Изучением приемной семьи как формы устройства детей-сирот занимались педагоги И.Ф. Дементьева [5; 6], Л.Я Олиференко [5]. В своей работе И.Ф. Дементьева «Приемная семья - институт защиты детства» авторы раскрывают место приемной семьи среди других форм воспитания детей-сирот, предпосылки ее возникновения в российском обществе, права и обязанности приемных родителей и их воспитанников.

В настоящее время в научной литературе отсутствует единое общепризнанное определение термина «приемная семья», междисциплинарный характер которого предполагает разность его толкований. Свою трактовку понятия «приемная семья» предложили педагоги А. И. Довгалевская [7], Т.А. Куликова [10], И. Ф. Дементьева [5; 6], Л. Я. Олиференко [5], Н. П. Иванова [8], психолог О. В. Заводилкина [8] и др. Также трактовка понятия «приемная семья» нашла отражение в различных терминологических словарях: по педагогике [2], философии [32], экономике [37], социальной педагогике [12].

Отношения, складывающиеся в приемной семье – стресс как для воспитанников, так и для родителей. Вопросы адаптации детей-сирот в приемных семьях, особенности выстраивания отношений рассматривает педагог Н.П. Иванова [8]. В своей работе «Дети в приемной семье: советы начинающим родителям-воспитателям» автор рассматривает основные типы поведения детей-сирот при попадании в приемную семью, описывает возможные модели поведения родителей в том или ном случае с целью скорейшей адаптации ребенка и гармонизации отношений.

Изучением роли и места социального педагога в формировании отношений в приемной семье занимается социальные педагоги М.В. Шакурова [35], Т.И. Шалавина [36], Л.Т. Тюптя [30]. Так, Т.И. Шалавина в своей работе «Педагогическое сопровождение социально-профессионального самоопределения детей-сирот» раскрывает этапы работы социального педагога с приемной семьей, особенности социально-педагогического и психологического взаимодействия с приемными родителям и их воспитанниками.

Тема моей курсовой работы «Особенности социально педагогической деятельности с приемной семьёй ». Данная тема очень актуальна в наше время. Ее актуальность обуславливается : увеличением распространения сиротства, став характерными чертами социальной реальности в современном российском обществе ;повышение количества разводов, неполных семей, больных алкоголизмом и наркоманией, росту числа бездомных и беспризорных детей, социальному сиротству.

Необходимо исследовать ребенка в приемной семье.

Объект исследования – приемная семья.

Предмет исследования – социально-педагогическая деятельность с приемной семьей.

Цель исследования – выявить особенности социально-педагогической деятельности с приемной семьей.

Задачи исследования:

  • изучить приемную семью как форму устройства детей-сирот;
  • рассмотреть толкования термина «приемная семья»;
  • осветить деятельность социального педагога с приемной семьей;
  • выявить особенности социально – психологической адаптации приемных детей;
  • проанализировать особенности социально-педагогической работы с приемной семьей.

Гипотеза исследования. Социально-педагогическая деятельность направлено на обеспечение преодоления возникающих трудностей в адаптации ребенка в приемной семье и будет осуществляться более эффективно, если:

- в основе социально-педагогической деятельности лежит выявление социально-педагогических особенностей адаптации детей-сирот в приемной семье;

- созданы необходимые условия, обеспечивающие успешность социально-педагогической помощи для детей в приемной семье;

Методы исследования:

  • эмпирические методы;
  • логико–теоретические методы: анализ, синтез, цитирование.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Во введении обосновывается актуальность исследования, степень научной разработанности, определяются объект, предмет, цель, гипотеза, задачи и методы исследования.

В первой главе «Приемная семья как общественное явление» перечислены существующие сегодня формы устройства детей-сирот, особый упор сделан на описание приемной семьи: изложены основные признаки приемной семьи, основания, в т.ч. законодательные, ее возникновения, права и обязанности приемных родителей и детей. Проведен анализ существующих определений термина «приемная семья». Раскрыта деятельность социального педагога с приемной семьей, основные ее этапы.

Во второй главе «Социально-педагогическая деятельность с приемной семьей» выявлены основные этапы развития ребенка в приемной семье, психологические и педагогические барьеры, рассмотрена роль социального педагога в формировании благополучной приемной семьи, возможные стратегии, приемы и методы работы с родителями и детьми.

В заключении изложены основные выводы по теме исследования.


Глава I. Работа социального педагога с приёмной семьёй в теории и практике.

1.1. Приемная семья как форма устройства детей-сирот

Общеизвестно, что ребенку для полного и гармоничного развития необходимо расти в семейном окружении, атмосфере счастья, любви и понимания. Каждый ребенок в нашей стране имеет право на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития. Право ребенка жить и воспитываться в семье может быть реализовано в объеме и на уровне, благоприятном для развития его личности, в двух случаях: если сохраняется благополучная кровная семья и, если в соответствии с законодательно закрепленными социальными стандартами создается новая, замещающая ее, семья [6, с.5].

В России существует несколько форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Наиболее подробно законодательно описанными на федеральном уровне являются три основных формы устройства детей: усыновление, опека (попечительство), приемная семья [4; 23]. Кроме того, существуют и другие формы: гостевая семья («семья выходного дня»), патронатное воспитание и детский дом семейного типа. Они также имеют юридическое оформление, но оно менее детализировано. Семейные формы устройства детей являются наиболее предпочтительными, поскольку дают ребенку возможность получить положительный опыт семейной жизни, пройти внутрисемейный процесс социализации.

Приемную семью необходимо четко отличать от других семейных групп, выполняющих аналогичную функцию: опекунской семьи, семьи-усыновителя, семейного детского дома.

Опекунская семья, как правило, предполагает родственные связи ребенка (прямые или косвенные) с опекунами, выбор которых производится органами опеки и попечительства на основании решения суда. Опекун осуществляет контроль за сохранением и использованием имеющегося у несовершеннолетнего ребенка движимого и недвижимого имущества, а также оказывает в случае необходимости помощь советом и прямым действием для защиты прав опекаемого. Опекун не имеет права распоряжаться имуществом ребенка в своих личных целях, а лишь выполняет контрольную функцию для сохранения материальных ценностей опекаемого вплоть до его совершеннолетия [22].

Семья усыновителей, по существу, является новой юридической и фактической семьей ребенка, в которой усыновленный обретает статус родного, кровного ребенка, получает фамилию усыновителей и зачастую новое имя. Все права и обязанности усыновленного ребенка приравниваются к правам и обязанностям родных детей в семье [22].

Есть также определенная разница между пребыванием детей в приемной семье и в семейном детском доме. Главное отличие состоит в том, что семейный детский дом предназначен для детей-сирот и детей-социальных сирот, т.е. имеющих биологических родителей, которые лишены своих родительских прав. Таким образом, в семейном детском доме пребывание детей обусловлено отсутствием контактов с биологическими родителями. Вместе с тем специалисты (психологи, педагоги, практические работники) сходятся во мнении, что полный отрыв детей от своих кровных родителей — процедура крайне нежелательная [22].

В отличие от семейного детского дома, приемная семья запрограммирована на сохранение и поддержание контактов ребенка с биологическими родителями, что в полной мере соответствует основному направлению политики в области поддержки и защиты детства, которое заключается в сохранении семьи для ребенка [ 22].

Структура и существование приемной семьи устанавливается законодательными актами. В соответствии с п.1-3 «Правил создания приемной семьи…», граждане (супруги или отдельные лица, не состоящие в браке), взявшие на воспитание не менее восьми детей, именуются родителями-воспитателями; дети, передаваемые на воспитание в приемную семью, именуются приемными детьми [19]. Дети находятся на полном государственном обеспечении, родители-воспитатели получают денежное пособие. Работа приемных родителей включается в их трудовой стаж. В семейных детских домах создаются условия, приближенные к нормальной семейной жизни.

В приемных семьях воспитываются дети от 3 до 18 лет. Выпускники пользуются льготами воспитанников детских домов. Постановление об образовании семейного детского дома принимается местным органом исполнительной власти по предоставлению органов опеки и попечительства. Направление в семейный детский дом осуществляют органы народного образования на основании решения местной администрации. В настоящее время все семейные детские дома в Российской Федерации переводятся в статус «приемная семья» и заключают с местными органами власти специальный договор [19].

В России к началу 2014 года насчитывалось 3576 приемных семей, в которых воспитывалось более 17,7 тысяч детей [30]. Однако в последние годы из-за сложной социально-экономической ситуации в стране их число заметно сокращается, а новые почти не создаются.

Временная приемная семья – форма устройства ребенка, когда его на время помещают в семью до разрешения проблем или до определения дальнейшей судьбы [33, с.121]. Временную приемную семью отличает от опекунской или семьи усыновителя прежде всего то, что это семья профессиональных специалистов: психологов, педагогов, медиков, социальных педагогов. Если обратиться к зарубежному опыту, то можно выделить несколько ее признаков: наличие у родителей определенной профессиональной квалификации, соответствующей психолого-педагогической подготовки; оплата услуг деятельности такой семьи; время нахождения ребенка в семье учитывается в качестве рабочего стажа приемных родителей; работа приемных родителей происходит в их собственном доме [33, с.122].

Фостеровская (замещающая) семья — новое явление для нашего общества. Как правило, деятельность такой приемной семьи необходима тогда, когда дети в срочном порядке изымаются из родной семьи в силу различных обстоятельств, таких как кризисная ситуация в семье, болезнь или смерть родителей и др. Временная приемная семья как форма защиты детства является чрезвычайно распространенной в ряде развитых стран, например в Швеции [33, с.122]. В России временная приемная семья пока не нашла повсеместного внедрения и распространения, это связано с экономическими, социальными и политическими проблемами переходного периода нашей страны. Жизненный уровень большей части населения России настолько низок, что зачастую речь идет о выживании семьи, и только в редких, исключительных случаях семьи могут брать на себя функции временной приемной семьи.

Деятельность приемной семьи предполагает пребывание ребенка в ней до решения его дальнейшей судьбы: возвращения в родную семью, направления в детский дом, интернат или другое учреждение [33, с.122]. При возвращении ребенка в родную семью предполагается устранение тех условий, при которых он был оттуда изъят: лечение родителей, реабилитация кризисной семьи и др. Нахождение ребенка в такой приемной семье может колебаться от одного месяца до нескольких лет в зависимости от степени неблагополучия родной семьи. Кратковременное нахождение означает необходимость срочной помощи в случае кризисной обстановки в родной семье, неожиданной потере родителей и других обстоятельств. Длительное нахождение ребенка в приемной семье может быть обусловлено длительным процессом реабилитации родной семьи ребенка или какими-либо другими причинами. Учитывая сложность контингента детей, поступающих во временную приемную семью (социальная запущенность, болезни, физические или психические недостатки), в ней должны создаваться особые условия для нормального развития ребенка: комфортная психологическая обстановка, заботливое внимательное отношение, позволяющие ребенку выйти из стресса в связи с разлукой с родными или пережитой сложной ситуацией. Основная цель такой семьи — поддержание контактов с биологическими родителями и возвращение ребенка в родную семью. Если последнее невозможно, тогда он находится в приемной семье до тех пор, пока не состоится решение суда в отношении дальнейшей его судьбы. Фактически замещающая приемная семья выполняет функции «скорой помощи» в случае возникновения в биологической семье каких-либо кризисных условий [33, с.124].

В Российской Федерации правовым основанием возникновения приемной семьи, ее деятельности служат ст. 151-155 Семейного кодекса РФ [23], которые конкретизируются «Правилами создания приемной семьи и осуществления контроля за условиями жизни и воспитания ребенка (детей) в приемной семье» (утверждены Постановлением Правительства РФ от 18 мая 2009 года № 423) [19], федеральным законом «Об опеке и попечительстве» (принят Гос.Думой 11 апреля 2008 года, № 48-ФЗ) [17] и рядом других документов.

С одной стороны, приемная семья обладает всеми признаками семьи как таковой, ибо это общность совместно проживающих лиц, объединенных правами и обязанностями, предусмотренными семейным законодательством [23], с другой — в контексте соответствующих статей Семейного кодекса РФ она имеет свои, лишь ей присущие особенности, отличающие ее от усыновления, опеки (попечительства):

  • приемная семья основывается на договоре, который заключается в письменной форме по просьбе лиц, желающих воспитывать ребенка в своей семье. Сторонами в данном договоре являются эти лица и органы опеки и попечительства;
  • лица (лицо), заключающие договор, именуются родителями-воспитателями. Ими могут стать бездетные супруги или те, у кого есть собственные дети — как взрослые, так и несовершеннолетние;
  • труд родителей-воспитателей в приемной семье оплачивается в зависимости от количества взятых на воспитание детей в соответствии с законами субъектов Российской Федерации; повышенную оплату имеют взявшие на воспитание малолетних детей, детей-инвалидов, а также больного ребенка;
  • воспитанникам приемных семей ежемесячно выплачиваются денежные средства на их содержание за счет бюджетных средств органов местного самоуправления соответственно фактически сложившимся в данном регионе ценам;
  • приемная семья пользуется различного рода льготами в соответствии с решениями, принимаемыми органами местного самоуправления [20, с.19].

Поскольку главное назначение приемной семьи — удовлетворение права ребенка жить и воспитываться в семье, Семейный кодекс РФ и «Правила создания приемной семьи…» много внимания уделяют созданию правовых предпосылок физического, психического, нравственного развития ее воспитанников.

В Семейном кодексе РФ не содержится никаких предписаний относительно количества детей, принимаемых в приемную семью. А согласно п. 3 «Правил создания приемной семьи…», их число не должно превышать восьми человек, включая родных и усыновленных, так как в противном случае решение педагогических задач родителями-воспитателями станет затруднительным, а то и просто невозможным [19]. Тем более что в приемную семью чаще всего попадают дети больные, ослабленные, имеющие серьезные дефекты развития.

Чтобы приемная семья была способна выполнять свои функции, ст. 153 Семейного кодекса РФ закрепляет основные признаки приемных родителей. Приемными родителями могут быть супруги, а также отдельные граждане, желающие принять ребенка или детей на воспитание. Лица, не состоящие в браке между собой, не могут быть приемными родителями одного и того же ребенка [23]. Они являются законными представителями приемного ребенка (ребенка находящегося под опекой (попечительством) защищают его права и интересы, в том числе в суде, без специальных полномочий (п.4 «Правил создания приемной семьи…»). Их права не могут осуществляться в противоречии с интересами ребенка (детей) [19].

Серьезными гарантиями обеспечения интересов ребенка в приемной семье служат также правила, предусматривающие:

  • представление лицами, желающими стать приемными родителями, документов, подтверждающих наличие у них, во-первых, условий для семейного воспитания приемных детей и, во-вторых, медицинского заключения, выдаваемого после освидетельствования кандидата в приемные родители;
  • знакомство будущего приемного родителя с ребенком, подлежащим передаче в приемную семью;
  • получение будущими приемными родителями достоверной информации о несовершеннолетнем, которого они хотят взять на воспитание; одним из ее источников служит медицинское заключение о состоянии здоровья, физическом и умственном развитии ребенка;
  • согласие ребенка, достигшего 10 лет, на передачу его в приемную семью [17].

Все сведения, характеризующие потенциальные возможности приемного родителя как воспитателя, позволяют заключить договор о передаче несовершеннолетнего в семью, способную обеспечить его интересы. А достоверная и полная информация о ребенке позволит приемным родителям выбрать в последующем наиболее подходящие методы и способы семейного воспитания.

После заключения договора о передаче ребенка в приемную семью возникают:

  • права и обязанности приемных родителей. Согласно п. 2 ст. 153 Семейного кодекса РФ, эти права и обязанности полностью совпадают с правами и обязанностями опекуна (попечителя). Кроме того, приемные родители становятся обладателями прав и обязанностей, предусмотренных в каждом конкретном случае при заключении договора;
  • права воспитанника в приемной семье. По своему содержанию они совпадают с правами, принадлежащими каждому ребенку в соответствии со ст. 54-57 Семейного кодекса РФ. Т.е. воспитанник имеет право жить и воспитываться в семье, на общение с родителями и другими родственниками, на защиту, выражать свое мнение. Что касается его имущественных прав, то эти права тождественны перечисленным в ст. 60. [23].

Таким образом, все стороны приемной семьи как социального явления жестко регламентируется нормативными актами – Семейным кодексом, Постановлениями Правительства, федеральными законами. Эти документы определяют порядок образования, взаимоотношения родителей и детей, их права и обязанности.

1.2 Толкование термина «приемная семья»

Приемная семья — новое явление в российской действительности. Однако эта форма семейного воспитания детей-сирот в последние годы уверенно занимает второе место после опеки (попечительства) [30].

В течение последнего десятилетия XX века в Российской Федерации стала возрождаться практика передачи детей, утративших родительское попечение, на воспитание в семьи, первоначально созданных в виде детских домов семейного типа, в том числе на основе крестьянских (фермерских) хозяйств. В конце 1980-х-начале 1990-х годов около 400 российских семей из разных регионов страны по собственной инициативе приняли на воспитание более 2,5 тысяч детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Однако окончательно вопрос об образовании приемных семей и их правовом статусе был решен только с принятием Семейного кодекса РФ в 1995 году. В ст. 123 СК определено, что приемная семья является одной из форм устройства на воспитание в семью детей, оставшихся без попечения родителей [23].

В настоящее время в научной литературе отсутствует единое общепризнанное определение термина «приемная семья», междисциплинарный характер которого предполагает разность его толкований. Так, педагоги А. И. Довгалевская [7] и Т. А. Куликова [10] определяют приемную семью как семью, образованную в результате принятия на воспитание ребенка, лишившегося родительского попечения. Педагоги И. Ф. Дементьева [6] и Л. Я. Олиференко [5] под приемной семьей понимают социальный институт, который обеспечивает воспитание детей, изъятых из кризисных семей по причине угрозы их здоровья и жизни [5,с.24 ]; психолог О. В. Заводилкина [8] и педагог Н. П. Иванова [8] обозначают этим термином одну из форм устройства детей, оставшиеся без попечения родителей, на воспитание в семьи [8, с.12].

Педагогический энциклопедический словарь Б.М. Бим-Бада предлагает следующую трактовку термина: приемная семья — одна из форм устройства на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в воспитательных и лечебных учреждениях, учреждениях социальной защиты и др. [2, с.215]

В энциклопедическом словаре экономики и права дается следующее определение: приемная семья - в соответствии с семейным правом РФ - одна из форм воспитания детей, оставшихся без попечения родителей [36, с.317].

Юридический словарь определяет приемную семью (англ. foster family) как правовой институт в семейном законодательстве РФ [3, с.595].

Философский энциклопедический словарь дает следующие определение приемной семьи: объединение людей с целью устройства на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, связанное юридической, хозяйственно-бытовой общностью и взаимной ответственностью; первичная институционализируемая социальная форма совместной жизни приемных родителей и их воспитанников [31, с.332].