Этико–деонтологическая помощь лицам пожилого и старческого возраста в Тазовской центральной районной больницы
PAGE \* MERGEFORMAT 1
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА I. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ……………………………………………………………………………6
1.1. Профессиональная этика: понятие, структура, виды, основные задачи и функции…………………………………………………………………………...6
1.2. Старение. Физиологические особенности пожилого и старческого возраста………………………………………………………………………….12
1.3. Основные принципы профессиональной этики в медицине……………17
1.4. Этический кодекс медицинских сестер России…………………………..22
Вывод по главе I…………………………………………………………………24
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИССЛЕДОВАНИЯ. ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ В РАБОТЕ С ПАЦИЕНТАМИ В ГЕРИАТРИИ……………………………………………………………………..25
2.1. Структурные подразделения Государственного Бюджетного
Учреждение Здравоохранения в Тазовской центральной районной больницы…………………………………………………………………………25
2.3. Наблюдение и анализ анкетирования «Отзыв пациентов пожилого и старческого возраста о работе медицинского персонала»……………………25
Вывод по главе II………………………………………………………………...27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….31
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….33
ВВЕДЕНИЕ
Серьезной медицинской и социальной проблемой XXI в. является изменение демографической ситуации во многих странах мира, в том числе и в России - перераспределение возрастной структуры населения за счет увеличения числа людей пожилого и старческого возраста. Эта категория населения является наименее защищенным во многих сферах жизни деятельности. В настоящее время наблюдается повсеместная тенденция: все моложе становятся лица, посвящающие себя уходу за старыми людьми и работе с ними. С этих позиций уход за старыми людьми - это встреча разных поколений, уважение к возрасту со стороны молодых сотрудников, терпимость их к принципам и сложившимся убеждениям старого человека, его жизненным установкам и ценностям. Уход за старыми людьми - это внимательное и заботливое наблюдение за другими, умение войти в мир их переживаний с одновременным восприятием и перепроверкой собственных ощущений. Это умение воспринимать старых людей такими, какие они есть. Уход за старыми людьми - это тактичные, запланированные действия, доверие и помощь в процессах адаптации старого человека к изменившимся жизненным условиям, сопровождение умирающих, оказание помощи членам семьи в этот тягостный момент. Только восприняв эти принципы и положив их в основу профессионализма, можно выдержать все психические и физические нагрузки, связанные с уходом за старыми людьми. Важно понять еще одно обстоятельство: в старом человеке мы видим его сегодняшний облик и практически не можем представить его себе ребенком, мужчиной или женщиной в расцвете лет, красивым, сильным и самоуверенным или, наоборот, мягким, великодушным, устремленным в будущее.
Принимая во внимание важнейшую роль в современном обществе самой массовой из профессий профессия медицинской сестры. Этической основой профессиональной деятельности медицинской сестры является гуманность и милосердие. Важнейшими задачами профессиональной деятельности медицинской сестры являются: комплексный всесторонний уход за пациентами и облегчение их страданий, восстановление здоровья и реабилитация, содействие укреплению здоровья и предупреждение здоровья. Этический кодекс дает четкие нравственные ориентиры профессиональной деятельности медицинской сестры, призван способствовать консолидации, повышению престижа и авторитета сестринской профессии в обществе, развитию сестринского дела в России.
Поэтому, на наш взгляд, тема данной дипломной работы очень актуальна на сегодняшний день. Своеобразие медицинской этики заключается в том, что в ней, все нормы, принципы и оценки ориентированы на здоровье человека, его улучшение и сохранение. Свое выражение эти нормы первоначально были закреплены в Клятве Гиппократа, которая стала отправной точкой для создания других профессионально-моральных медицинских кодексов. Следует так же понимать, что в общении с пациентами данной категории нужно знать определенную специфику общения. У пациентов данной социальной группы чаще всего происходят изменение психологического статуса, на основе ограничения трудовой деятельности, образа жизни и общения. Также возникновением различных затруднений как в социально - бытовой, так и в психологической адаптации к новым условиям. Важность повседневного внимания к решению социальных проблем этой категории граждан возрастает и в связи с увеличением удельного веса пожилых людей в структуре населения России, нашем округе, которое наблюдается в последнее десятилетие не только в нашей стране.
Цель дипломной работы: Оценить состояние этико деонтологической помощи лицам пожилого и старческого возраста в Тазовской центральной районной больницы. Повышение эффективности общения с пациентами пожилого и старческого возраста.
Объект исследования: деятельность работы с пациентами среднего медицинского персонала в Тазовской центральной районной больницы.
Предмет исследования: соблюдение этических и деонтологических норм и правила при работе с гериатрическими пациентами.
Задачи исследования:
1. Изучить литературу по этике и деонтологии при работе с пациентами пожилого и старческого возраста.
2. Выявить и провести эмпирические исследования при работе с пациентами пожилого и старческого возраста.
3. На примере Тазовской центральной районной больницы рассмотреть основные проблемы, с которыми сталкиваются медицинские работники в работе с людьми пожилого и старческого возраста.
Гипотеза: мы предполагаем, что этические нормы медицинскими работниками соблюдаются в полной мере в работе с пациентами гериатрического профиля.
Методы исследования: теоретический, эмпирический, анкетирование
База исследования: Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Тазовская центральная районная больница, пациенты терапевтического отделения
Практическая значимость: рекомендуемые мероприятия могут быть использованы в работе медицинского персонала с лицами пожилого и старческого возраста для повышения эффективности их работы, а так же для выявления качества работы медперсонала.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, приложения и списка литературы.
I. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ
1.1. Профессиональной этика: понятие, структура, виды, основные задачи и функции
Выяснить происхождение профессиональной этики - это проследить взаимосвязь моральных требований с разделением общественного труда и возникновением профессии. На эти вопросы, много лет назад обращали внимание Аристотель, затем Конт, Дюркгейм. Они говорили о взаимосвязи разделения общественного труда с моральными принципами общества. Возникновение первых профессионально-этических кодексов относится к периоду ремесленного разделения труда в условиях становления средневековых цехов в XI-XII вв. Именно тогда впервые констатируют наличие в цеховых уставах ряда нравственных требований по отношению к профессии, характеру труда, соучастникам по труду. Однако ряд профессий, имеющих жизненно важное значение для всех членов общества, возникли в глубокой древности, и поэтому, такие профессионально-этические кодексы, как "Клятва Гиппократа", нравственные установления жрецов, исполнявших судебные функции, известны гораздо раньше.
Появление профессиональной этики во времени предшествовало созданию научных этических учений, теорий о ней. Повседневный опыт, необходимость в регулировании взаимоотношений людей той или иной профессии приводили к осознанию и оформлению определенных требований профессиональной этики.
Профессиональная этика, возникнув как проявление повседневного морального сознания, затем уже развивалась на основе обобщенной практике поведения представителей каждой профессиональной группы. Эти обобщения содержались как в писаных, так и в неписаных кодексах поведения, так и в форме теоретических выводов. Таким образом, это свидетельствует о переходе от обыденного сознания к теоретическому сознанию в сфере профессиональной морали. Большую роль в становлении и усвоении норм профессиональной этики играет общественное мнение. Нормы профессиональной морали не сразу становятся общепризнанными, это бывает связано с борьбой мнений. Взаимосвязь профессиональной этики и общественного сознания существует и в форме традиции. Различные виды профессиональной этики имеют свои традиции, что свидетельствует о наличии преемственности основных этических норм, выработанных представителями той или иной профессии на протяжении столетий.
Профессиональная этика - это совокупность моральных норм, которые определяют отношение человека к своему профессиональному долгу. Нравственные отношения людей в трудовой сфере регулирует профессиональная этика. Общество может нормально функционировать и развиваться только в результате непрерывного процесса производства материальных и ценностей. Содержанием профессиональной этики являются кодексы поведения, предписывающие определенный тип нравственных взаимоотношений между людьми и способы обоснования данных кодексов. Профессиональные этики, как правило, касаются лишь тех видов профессиональной деятельности, в которых наличествует разного рода зависимость людей от действий профессионала, т.е. последствия или процессы этих действий оказывают особое влияние на жизнь и судьбы других людей или человечества. В связи с этим выделяются традиционные виды профессиональной этики, такие, как педагогическая, медицинская, юридическая, этика ученого, и сравнительно новые, появление или актуализация которых связаны с возрастанием роли «человеческого фактора» в данном виде деятельности (инженерная этика) или усилением его влияния в обществе (журналистская этика, биоэтика).
Профессионализм и отношение к труду являются важными качественными характеристиками морального облика личности. Они имеют первостепенное значение в личностной оценке пожилого и старческого возраста, но на различных этапах исторического развития их содержание и оценка существенно различались. В классово-дифференцированном обществе они определяются социальным неравенством видов труда, противоположностью умственного и физического труда, наличием привилегированных и непривилегированных профессий, зависят от степени классового самосознания профессиональных групп, источников их пополнения, уровня общей культуры индивида и т. д.
Профессиональная этика не является следствием неравенства в степени моральности различных профессиональных групп. Но к некоторым видам профессиональной деятельности общество предъявляет повышенные моральные требования. Есть такие профессиональные сферы, в которых сам процесс труда основывается на высокой согласованности действий его участников, обостряя потребность в солидарном поведении. Уделяется особое внимание моральным качествам работников тех профессий, которые связаны с правом, распоряжаться жизнью людей, значительными материальными ценностями некоторых профессий из сфер услуг, транспорта, управления, здравоохранения, воспитания и т. д. Речь идет не о фактическом уровне моральности, а о долженствовании, которое, оставшись нереализованным, может каким-либо образом воспрепятствовать исполнению профессиональных функций.
Профессиональные моральные нормы это руководящие начала, правила, образцы, эталоны, порядок внутренней саморегуляции личности на основе этико-гуманистических идеалов. Появление профессиональной этики во времени предшествовало созданию научных этических теорий о ней. Повседневный опыт, необходимость в регулировании взаимоотношений людей той или иной профессии приводили к осознанию и оформлению определенных требований профессиональной этики. Активную роль в становлении и усвоении норм профессиональной этики играет общественное мнение.
Профессиональные виды этики это те специфические особенности профессиональной деятельности, которые направлены непосредственно на человека в тех или иных условиях его жизни и деятельности в обществе.
Предметом профессиональной этики выступают:
-отношения трудовых коллективов и каждого специалиста в отдельности;
- нравственные качества личности специалиста, которые обеспечивают наилучшее выполнение профессионального долга;
-взаимоотношения внутри профессиональных коллективов, и те специфические нравственные нормы, свойственные для данной профессии;
-цели и методы профессионального обучения и воспитания.
Особенности профессиональной этики предоставлены ниже на рис. 1.
Рисунок 1. Базовые особенности трудовой этики
Общие принципы профессиональной этики, основывающиеся на общечеловеческих нормах морали, предполагают следующее:
- высшие моральные ценности, сохраняя свое общечеловеческое значение, обретают в них некоторые особые черты (например, проявления добра и зла в юридической практике, страдания и сострадания в медицине);
- внутри конкретной специальности, формируются специфически-профессиональные моральные нормы и ценности, которые характерны только для данного рода деятельности, но в последствии, могут приобретая все более широкий смысл, иногда превращаться в общечеловеческие (например: принцип справедливости из главного принципа юриспруденции вырос до общечеловеческой ценности);
- в сфере профессионального общения нарушается равенство сторон, которое не является каким-либо унижением, а предусматривается особыми условиями взаимодействия сторон (например, в отношениях педагог ученик, врач пациент, следователь подозреваемый и др.);
- одной из сторон профессиональной этики является ее корпоративность - преданность узким групповым интересам в рамках профессиональных объединений.
Функции профессиональной этики определяются множеством факторов, основными из которых являются сущность, содержание и направленность профессии:
Оценочная дает возможность оценки поведения, действий, намерений, целей, задач, средств и т.д. специалиста с точки зрения соответствия моральным нормам.
Регулятивная вытекает из потребности регулировать поведение специалиста в соответствии с сущностью профессии.
Организационная служит улучшению организации деятельности сотрудников и партнеров. Управляющая является средством управления действиями сотрудников и партнеров в ходе решения профессиональных задач.
Мотивационная формирует социально и профессионально одобряемые мотивы деятельности.
Координирующая обеспечивает сотрудничество всех участников процесса профессиональной деятельности.
Регламентирующая направляет и обусловливает выбор целей, методов и средств в профессиональной деятельности.
Воспроизводственная позволяет воспроизводить подобные действия в подобных ситуациях.
Воспитательная воспитывает не только специалистов, профессионалов, но и клиентов и социальное окружение клиентов.
Коммуникативная помогает организовать общение сотрудников друг с другом и с клиентами.
Оптимизирующая способствует повышению эффективности профессиональной деятельности, повышению статуса профессии в обществе.
Стабилизирующая способствует стабилизации профессиональных отношений на всех уровнях их проявлений.
Рационализирующая облегчает специалисту выбор целей, методов и средств, принятие решений.
Превентивная предостерегает профессионала от действий, приносящих вред клиенту, организации, обществу.
Прогностическая позволяет прогнозировать действия и поведение отдельных сотрудников и их коллективов.
Разрешения противоречий способствует разрешению, устранению и сглаживанию противоречий, возникающих в процессе профессиональной деятельности.
Информационная приобщает специалистов к системе ценностей их профессии и профессиональной морали.
Социальная способствует созданию условий, благоприятных для функционирования специалистов данной сферы в обществе.
Социализирующая служит делу приобщения носителей данной профессии к господствующей в обществе системе ценностей и морали.
1.2. Старение. Физиологические особенности пожилого возраста
Возрастное развитие человека заключается во взаимодействии двух основных процессов: старения и витаукта.
Старение - универсальный эндогенный разрушительный процесс, проявляющийся в повышении вероятности смерти.
Витаукт (лат. vita - жизнь, auctum - увеличивать) - процесс, стабилизирующий жизнеспособность и увеличивающий продолжительность жизни. Не являясь болезнью, старение создаёт предпосылки развития возрастной патологии. Процесс старения - непрерывный постепенный переход от этапа к этапу: оптимальное состояние здоровья, наличие факторов риска развития заболеваний, появление признаков патологии, потеря трудоспособности, летальный исход.
Темп старения может быть выражен количественно с помощью показателей, отражающих снижение жизнеспособности и увеличение повреждаемости организма. Одним из таких параметров является возраст. Возраст - длительность существования организма от рождения до настоящего момента. Процессы старения человека изучает геронтология (греч. gerents - старик, logos - учение, наука).
Геронтология - пограничная область биологии и медицины, изучающая не столько старость, сколько процесс старения человека. Геронтология включает в себя такие крупные основные разделы, как гериатрию, герогигиену, геропсихологию, социальную геронтологию и др.
Гериатрия (греч. gerents - старик, atria - лечение) - пограничный раздел геронтологии и внутренних болезней, изучающий особенности заболеваний людей пожилого и старческого возраста и разрабатывающий методы их лечения и профилактики.
Патологические изменения, характерные для людей пожилого и старческого возраста, начинают проявляться уже с 40-50 лет.
В соответствии с классификацией Всемирной организации Здравоохранения к пожилому возрасту относится население в возрасте от 60 до 74 лет, от 75 до 89 лет к старому, а 90 лет и старше к долгожителям. Как известно, на практике пожилыми людьми обычно считают людей, вышедших на пенсию. Однако, это мерило не может быть универсальным, так как пенсионный возраст в разных странах различен. Вместе с тем, женщины, как правило, уходят на пенсию раньше мужчин. Так, в нашей стране, они имеют право получать пенсию по старости с 55 лет, тогда как мужчины с 60 лет. К тому же Законом "О пенсионном обеспечении в РФ" предусмотрены различия в пенсионном возрасте и для разных социально-профессиональных групп. Тем не менее, в подавляющем большинстве стран мира к пожилым людям относят граждан в возрасте 60 лет и старше. Для медицинского работника чрезвычайно важное значение имеет также целый ряд факторов социального и психологического характера, связанных с образом и уровнем жизни пожилых людей, положением в семье, возможностью и желанием трудиться, состоянием здоровья, социально-бытовыми условиями и др. Пожилые это очень разные люди. Среди них есть здоровые и больные; проживающие в семьях и одинокие; довольные уходом на пенсию и жизнью и несчастные, отчаявшиеся в жизни; малоактивные домоседы и жизнерадостные, оптимистически настроенные люди, занимающиеся спортом, ведущие активный образ жизни и т.д. Поэтому для того, чтобы успешно работать с пожилыми людьми, медицинскому работнику нужно знать их социально-экономическое положение, особенности характера, материальные и духовные потребности, состояние здоровья, быть хорошо осведомленным о достижениях науки и практики в этом направлении.
Возрастные особенности человека это наиболее типичные возможности его возраста, указывающие на общее направление развития человека в данных возрастных границах.
Возраст можно разделить на хронологический, биологический и психологический.
Период поздней зрелости - это возраст, когда люди оглядываются назад и пересматривают свои жизненные решения, вспоминают об успехах и неудачах (семья, дети, внуки, карьера, достижения). Для этой стадии характерен не столько новый психосоциальный кризис, сколько оценка всех прошлых стадий развития. У многих людей характер в старости даже улучшается. Все мелочное, не важное отпадает, на передний план выходит главное - вечное. То как человек видит себя, больше чем что-либо иное определяет достоинство и недостатки пожилого возраста. Знание и опыт противодействуют биологическому упадку. Концепция «чем больше мы используем, тем меньше потеряем» подтверждается жизнью. Чем интенсивнее мы развиваем свой мозг, тем дольше он на нас работает. Восприятие с годами обычно улучшается: после 50 лет человек теряет скорость, но не качество восприятия. С возрастом снижается желание сравнивать себя с другими, люди больше заняты своей внутренней жизнью. В конце 30-х годов русские ученые пришли к заключению, что причиной старения является нарушение обмена веществ, в результате чего клетки организма не получают достаточного количества необходимых веществ. Позже многочисленные исследования доказали, что на процесс старения влияет генетический фактор, окружающая среда и личностные особенности человека (в частности умение справляться с жизненными сложностями). В любом возрасте и организм, и социальные контакты претерпевают разного рода изменения. Если взрослый человек осознает это и не пытается повернуть время вспять, признавая важность каждого возрастного периода, то такой взгляд отражается на его состоянии и настроении. Поэтому так важно реалистически смотреть на свое настоящее, наслаждаться своими возможностями, признавать неизбежность изменений. Одни изменения будут нравиться, другие будут неприятны, в чем-то жизнь остается прежней, от чего-то придется отказаться. Многому придется научиться и надо суметь компенсировать то, что приходится терять. Если у пожилых людей возобновится намерение жить активно, появится цель, есть вероятность, что им удастся улучшить координацию движений, силу, ловкость и реакцию. Упадок сил в старости может быть следствием ожидания этого упадка. В народной мудрости говорится, что каждый настолько стар, насколько сам себя таковым считает. То, каким - молодым или старым видит себя человек, прямо сказывается на процессе старения. Умение стареть неотделимо от умения жить. Большое внимание следует уделить вопросам трудовой терапии. Отказ от использования труда пожилых людей Э. Росс метко назвал «общественным расточительством». Старость пугает людей не столько болезнями, сколько одиночеством. По данным отечественных социологов каждый четвертый человек проживает одиноко. Среди пожилых число одиноких женщин намного превышает число одиноких мужчин. Причем уровень одиночества у женщин начинается на много раньше и с возрастом становится все больше. Еще в начале века С. А Новосельский доказал, что смертность среди пожилых и старых людей, состоящих в браке ниже, чем среди одиноких, особенно среди мужчин. Материалы ООН свидетельствуют, что среди пожилых вдов и вдовцов в первый год после смерти одного из супругов смертность оказывается в 10 раз выше, чем среди лиц того же возраста, состоящих в браке. Родные и друзья могут создать общую для себя и пожилого человека атмосферу дружеского взаимодействия, которая может и не иметь внешнего проявления, зато будет способствовать бодрому настроению человека, согревая его и делать прочными его отношения с окружающими. Работа с семьей - один из важнейших аспектов сестринского ухода за пожилым человеком. Если в качестве критерия здоровья брать показатели, характеризующие сохранность физических возможностей к самообслуживанию, то одиноко живущие старики обладают большими компенсаторными возможностями, хотя и относятся к группе риска. Важную роль для самоутверждения пожилого человека играет материальная независимость. Со снижением доходов у престарелых людей обычно падает и социальный престиж. Таким образом, надо помочь престарелым людям организовать условия их труда и быта, вовлекать в общественную деятельность, ориентировать на деятельную старость. Необходимо всячески поддерживать желание пожилого человека сохранить активные контакты с окружающими и пытаться быть им полезным. В семье ему нужна своя роль и обязанности. Полезно, чаще напоминать пожилому человеку, что он не безразличен окружающим, нужен им. Пожилым людям важно развивать позитивное мышление, поддерживать хорошее настроение. Полезно преодолеть в своем сознании отчуждение от мира, от других людей. Возможность восприятия единства имеет огромное значение для старения - если человек находится в гармоничных отношениях с миром, то он чувствует себя бодрым, здоровым и молодым. Страх порожден одиночеством, утверждают мудрецы. Страх неизбежно пробуждает насилие, попытки заставить других быть теми, какими ты хочешь их видеть. Полезно обсуждать с пациентами их состояние, опираясь не на пессимистический пересмотр прошлого, а на жизнеутверждающее проживание настоящего. Конечно, возраст привносит в жизнь много неприятного и это необходимо признавать, не обесценивать негативные переживания пациента. Но необходимо подчеркнуть, что старость дает определенные преимущества: свободу от профессиональных обязанностей и материальных целей, от телесных желаний и мнения окружающих. В старости есть время жить активной внутренней жизнью, позволить своему знанию, опыту превратиться в мудрость. Можно обрести внутреннюю красоту, свободную от времени. Полезно уяснить смысл своего прошлого и извлечь из него уроки. Есть возможность простить не прощеное, сделать то, что еще возможно, что раньше все время откладывалось. Есть возможность помогать детям, внукам, другим старикам и использовать старость, как шанс для «духовного рождения».
1.3. Основные принципы профессиональной этики в медицине
В повседневной деятельности соответственно должностным обязанностям профессиональной этики медсестры выходит на первый план мастерства. Именно в соблюдении этических принципов в любой ситуации медицинская сестра демонстрирует свой высокий профессионализм. В 1996 году Ассоциацией медицинских сестер России был разработан и принят, а в 1997 году одобрен Проблемной комиссией по сестринскому делу Управления учебными заведениями Министерства здравоохранения.
Этический кодекс медицинской сестры России. Согласно этическому кодексу, документам, на которых он основан и современному положению вещей в медицине, сестра это не только исполнитель врачебных назначений. Медицинская сестра самостоятельная профессия. Ее представители обладают как навыками комплексного ухода за пациентами, так и достаточным уровнем познаний в области психологии общения и педагогики.
Мы уже говорили о медицинской этики, но сейчас нелишним будет напомнить основные понятия.
Этика (от греч. «ethos» - обычай, нрав) наука о нравственности, определяющая нормы поведения и моральные взаимоотношения людей.
Медицинская этика совокупность норм поведения и моральных норм медицинского работника, включающая чувство долга, чести, совести, достоинства. Медицинская этика предполагает высокую культуру, человеколюбие, моральную и физическую чистоплотность. Наряду с деонтологией наукой о медицинском долге профессиональная этика медсестры предполагает правила поведения и отношение с окружающим. В понятие профессионального долга всегда входят не только функциональные обязанности представителей той или иной профессии, но и ответственность этих людей перед коллегами, перед профессией как таковой, перед обществом. Согласно этим правилам медицинская сестра обязана:
- неукоснительно соблюдать субординацию (подчинение младшего медицинского звена старшему, согласно принципам служебной дисциплины);
- не допускать и пресекать обсуждение медицинских проблем в присутствии пациентов и их родственников;
- не допускать выяснения отношений между коллегами в присутствии пациентов и их родственников;
- поддерживать доброжелательные, тактичные и вежливые отношения с пациентами и их родственниками;
- иметь терпение выслушивать пациента и его родственников;
- поддерживать пациентов и их родственников в тяжелые минуты;
- сохранять сдержанность, спокойствие и тактичность при выполнении своих профессиональных обязанностей;
- действовать профессионально в пределах своей компетенции.
Повседневное поведение медицинской сестры, стиль ее работы зависят от многих факторов. Здесь и отношение к профессии, и личностные качества, и общая корпоративная культура конкретного медицинского учреждения. К большому сожалению, часто приходится сталкиваться с эмоциональной и нравственной индифферентностью (безразличием, равнодушием) медицинских сестер. Следование профессиональной этике способствует успешности медицинской деятельности, выбору методов и средств достижения поставленных целей, возвышает личность, создает благоприятный психологический климат в профессиональной сфере, что обеспечивает моральное здоровье личности, медицинского коллектива, всего профессионального сообщества. Владение профессиональной этикой позволяет конструктивно разобраться в ситуациях, участниками которых становятся медицинский работник и пациент, медицинский работник и родственники больного, медицинский работник и его коллеги. Очевидно влияние профессиональной этики на мотивационную сферу личности.
Важнейшим субъектом трансляции ценностей как ядра культуры является сам медицинский работник, поэтому не подлежит сомнению, что именно специалист со средним медицинским образованием в силу своих профессиональных обязанностей и гражданского долга передает идеи и установки, которые программируют поведение, как коллег, так и пациентов. В этой связи важнейшей задачей профессиональной подготовки и переподготовки медицинских работников среднего звена выступает побуждение их к многоплановой рефлексии над механизмами формирования и развития аксиосферы, к самореализации с перспективой культивирования ценностных позиций.
Вспомним слова медицинской сестры Флоренс Найтингейл, сказанные ею почти 100 лет назад: «Сестра должна иметь тройную квалификацию: сердечную для понимания больных, научную для понимания болезней, техническую для ухода за больными».
Главными целями профессиональной деятельности медицинской сестры являются: уход за пациентами, облегчение их страданий, восстановление и укрепления их здоровья, предупреждение болезней. Для реализации указанных целей при выполнении своих функциональных обязанностей медицинская сестра должна знать и соблюдать следующие основные такие этические принципы, как гуманность и милосердие.
Большое значение имеет первое знакомство с пациентом, пришедшим на прием или поступившим в стационар. Недопустимо формальное отношение, безучастность к больному. Очень важно, чтобы не только медперсонал, но и больной был уверен в готовности персонала к своевременному и квалифицированному оказанию медпомощи. При выборе формы общения с больным следует учитывать его эмоциональное состояние, интеллект, образование, профессию, особенности личности. Важно выработать умение выслушать пациента, снимать с его напряжение в процессе беседы, устранять страхи, беспокойство, вселять уверенность в его силы. В разговоре с больным необходимо следить не только за содержанием, но и за формой речи, помнить, что для больного значимы и тон, и мимика, и жесты. Характер и направленность бесед могут и должны меняться в зависимости от периода болезни, настроения больного. Умелое и осторожное проникновение в мир больного возможно лишь при искреннем сочувствии к его страданиям. Поэтому недопустимо доверять работу с больным тем медработникам, кто душевно очерствел, утратил способность к состраданию, стал формально относиться к выполнению профессиональных обязанностей.
Плохо если объектом ухода и лечения является обезличенный больной, а не конкретная человеческая личность. В подобных случаях отношения между медицинским работником и больным носят официальный, формальный характер. Бесспорно, всегда важны специальные профессиональные знания и навыкам, однако их может быть недостаточно при отсутствии чуткости, предупредительности, внимания, доброжелательности. Больной, как правило, легко улавливает любую фальшь при обращении к нему и болезненно переживает это. Сочувствие, терпение, вежливость составные элементы хорошего стиля работы медперсонала. Взаимоотношение врача и больного глубоко своеобразны. Больной человек во многом качественно отличается от здорового. Мышление его претерпевает значительные изменения. Меняется отношение к жизни, работе, окружающей среде, даже к родственникам. Серьезная болезнь ведет к большим сдвигам в психике, вызывает глубокие переживания, волнение и страх за свою судьбу. По образному выражению врача психиатра Крихтон Миллера, «каждый больной страдает своей болезнью плюс страхом». Поэтому медицинские работники должны помнить: они имеют дело, прежде всего со страдающим человеком, болеющим не только телесно, но и душевно.
Почти каждый больной напряженно и внимательно всматривается в лицо медицинского работника, обращая внимание на его жесты, мимику. От того, как медицинский работник отнесется к пациенту как выслушает жалобы, опросит, осмотрит, какое уделит ему внимание, во многом зависит дальнейшее течение заболевание. Незаинтересованность, равнодушие несовместимы с профессией медика. Нетерпение, спешка, небрежный жест могут поколебать столь нужную веру больного в избавлении от страдания. Значение же того, что и как скажет медицинский работник больному, трудно переоценить. Ласкового, участливого слова, слова успокоения, поддержки вот чего ждет больной. И это слово явится лекарством не только для души, психики больного, но и для тела. Беседа должна строиться так, чтобы каждое слово, каждое высказывание были направлены на благотворное воздействие на психику, поднятие настроения пациента, укрепление его уверенности в быстром выздоровлении.
Очень важным принципом в современном здравоохранении является принцип информированного добровольного согласия. Это принцип означает, что медицинский работник максимально полно информировать больного и дать ему оптимальные советы. Только после этого больной должен сам выбрать свои действия при этом в нашей стране закон дает право пациенту получать свою информацию. Предоставление неполной информации является обманом. Медицинская сестра должна уважать право пациента или его законного представителя(когда она имеет дело с ребенком или недееспособным душевнобольным) соглашаться на любое медицинское вмешательство или отказываться от него. Медицинская сестра должна быть уверена, что согласие или отказ даны пациентом добровольно и осознанно, то есть без какого либо принуждения или обмана и при ясном понимании характера воздействия на его физическое или психическое здоровье. Моральный и профессиональный долг медицинской сестры в меру своей квалификации разъяснить пациенту последствия отказа от медицинской процедуры. Отказ от медицинского вмешательства с указанием возможных последствий оформляется записью в медицинской документации и подписывается гражданином либо его законным представителем, а также медицинским работником. Если пациент не в состоянии выразить свою волю, медицинская сестра вправе осуществлять показанные ему неотложное медицинское вмешательство, в пределах своей компетенции, на основе своего собственного решения.
Медицинская сестра должна всегда поддерживать профессиональный уровень своей деятельности. Постоянное накопление специальных знаний и умений профессиональный долг медицинской сестры. Она должна быть компетентной в отношении моральных и юридических прав пациента. Профессиональная компетентность дает медицинской сестре моральное право самостоятельно принимать соответствующие решения в неординарных ситуациях и осуществлять руководство младшим медицинским персоналом.
1.4. Этический кодекс медицинских сестер России
Этической основой профессиональной деятельности медицинской сестры является гуманность и милосердие. Идеей гуманности пронизана медицинская этика Гиппократа, а Гиппократов Кодекс профессиональной морали представляет собой систему принципов человеколюбия.
ЧАСТЬ 1. МЕДИЦИНСКАЯ СЕСТРА И ПАЦИЕНТ
Статья 1. Медицинская сестра и право пациента на качественную медицинскую помощь.
Статья 2. Основное условие сестринской деятельности профессиональная компетентность.
Статья 3. Гуманное отношение к пациенту, уважение его законных прав.
Статья 4. Уважение человеческого достоинства пациента.
Статья 5. Принцип не навреди.
Статья 6. Медицинская сестра и право пациента на информацию.
Статья 7. Медицинская сестра и право пациента соглашаться на медицинское вмешательство или отказываться от него.
Статья 8. Обязанность хранить профессиональную тайну.
Статья 9. Медицинская сестра и умирающий больной.
Статья 10. Медицинская сестра как участник научных исследований и учебного процесса.
ЧАСТЬ 2. МЕДИЦИНСКАЯ СЕСТРА И ЕЕ ПРОФЕССИЯ
Статья 11. Уважение к своей профессии.
Статья 12. Медицинская сестра и коллеги.
Статья 13. Медицинская сестра и сомнительная медицинская практика.
ЧАСТЬ 3. МЕДИЦИНСКАЯ СЕСТРА И ОБЩЕСТВО
Статья 14. Ответственность перед обществом.
Статья 15. Поддержание автономии и целостности сестринского дела.
Статья 16. Гарантия и защита законных прав медицинской сестры.
ЧАСТЬ 4. ДЕЙСТВИЕ ЭТИЧЕСКОГО КОДЕКСА МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ РОССИИ, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ЕГО НАРУШЕНИЕ И ПОРЯДОК ЕГО ПЕРЕСМОТРА
Статья 17. Действие этического кодекса.
Статья 18. Ответственность за нарушение Этического кодекса.
Статья 19. Пересмотр и толкование Этического кодекса.
ВЫВОД ПО 1 ГЛАВЕ:
1. Проблеме медицинской этики и деонтологии посвящено большое количество работ, рассматривающих взаимоотношения медицинского работника и пациента, медицинского работника и общества, а также отношения между сотрудниками.
2. Мораль - одна из форм общественного сознания. Профессиональная мораль медицинского работника подчинена целям охраны здоровья и жизни человека.
3. В отличие от других наук медицина тесно связана с судьбой человека, его здоровьем и жизнью. Отсюда вытекают и особые нравственные качества медицинского работника. Наиболее точно они определяются понятием «гуманизм». Без гуманизма медицина теряет право на существование, ибо ее научные и профессиональные принципы вступают в противоречие с основной ее целью - служить человеку.
4. Человек - наивысшая ценность на свете. Поэтому гуманизм в медицине составляет ее этическую основу, ее мораль и служит нравственному развитию личности медицинского работника.
II. ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИССЛЕДОВАНИЯ. ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ В РАБОТЕ С ПАЦИЕНТАМИ В ГЕРИАТРИИ
Практическая часть нашей работы проводилась на базе Государственного Бюджетного Учреждения Здравоохранения Ямало Ненецкого Автономного Округа в Тазовской центральной районной больницы.
2.1. Структурные подразделения в Тазовской центральной районной больницы:
1. «Тазовская ЦРБ» на 118 коек, включая дневной стационар на 10 коек.
2. «Антипаютинская участковая больница на 12 коек, дневной стационар на 3 койки;
3. «Газ-Салинская участковая больница на 8 коек дневного стационара;
4. «Гыданская участковая больница на 12 коек, дневной стационар на 3 койки;
5. «Фельдшерско-акушерский пункт п. Находка;
6. «Фельдшерский пункт 5-6 пески, 4 ФАПа;
7. «Передвижной медицинский отряд (ПМО).
2.2. Наблюдения и анализ анкетирования «Отзыв пациентов пожилого и старческого возраста о работе медицинского персонала»
Первый этап нашего исследования стало наблюдение за работой медицинского персонала с пациентами пожилого и старческого возраста.
В ходе прохождения практики в Тазовской центральной районной больницы, в отделении терапии особое внимание обратила на то, что медицинские работники очень уважительно относятся к своим пациентам, говорят тихим, спокойным тоном, обращаясь по имени и отчеству. Каждый дефект в поведении персонала в отделении легко попадает в поле зрения.
Сотрудники отделения всем своим поведением и действиями поддерживали и пробуждали желание, как можно дольше сохранили максимальную подвижность и выполняли самые элементарные действия по самообслуживанию. Наблюдала, насколько внимательно медсёстры относились к пациентам, налаживали контакт между ними. Учитывая индивидуальные особенности пациента и его семьи, беседовали и создавали благоприятную атмосферу в отделении.
Второй этапом нашего исследования стали анализ и анкетирования «Отзыв пациентов пожилого и старческого возраста о работе медицинского персонала»
В данной анкете приняло участие 10 человек пожилого возраста, в возрасте 60 70 лет. Более всего, нас интересовало, насколько эффективно и качественно работает медицинский персонал в «Тазовской ЦРБ» именно с лицами пожилого и старческого возраста.
На вопрос: Посещает ли Вас медицинская сестра поликлиники или медицинская сестра центра социальной помощи населения? 9 человек из десяти ответили «да», что составляет (90%); 1 человек «нет» (10%);
Удовлетворены ли Вы продолжительностью, условиями ожидания (наличие доступа к туалету, питьевой воде, чистота и свежесть помещения) и отношением персонала больницы в приемном покое больницы в день госпитализации? Ответили: 2 человека из десяти «полностью удовлетворены» (20%); 4 человека «частично удовлетворены» что составляет (40%); 3 человека «скорее не удовлетворены» (30%) и 1человек «полностью не удовлетворен» (10%);
Если Вам во время данного пребывания в медицинской организации проводились процедуры, требующие обезболивания, то оцените действия врачей и медицинских сестер при их выполнении? Ответили: 4 чел. «хорошо» (40%); 3 чел. «удовлетворительно» (30%); 1 чел. «крайне плохо»(10%); 2 чел. «плохо» (20%);
Удовлетворены ли Вы отношением медицинской сестры во время пребывания в медицинском отделении? 2 чел. ответили, что «удовлетворительно» (20%); 8 чел. «хорошо» (80%);
Удовлетворены ли Вы питанием во время пребывания в стационаре? 8 чел. ответили «полностью удовлетворен» (80%); 2 чел. «частично удовлетворен» (20%);
Как обращается к вам медсестра? Ответили: 7 чел., что «по имени отчеству» (70%); 3 чел. «бабушка дедушка» (30%);
Всегда ли с вами здоровается медперсонал? 7 чел. ответили, что «постоянно, всегда» (70%); 2 чел. «иногда» (20%); и 1 чел. «не здороваются» (10%);
Удовлетворены ли качеством обслуживания средним медперсоналом? 8 чел. ответили, что «Да» (80%); 2 чел. «Не совсем» (20%);
Если во время пребывания в стационаре Вам требовалась помощь медсестер или другого персонала больницы по уходу, то оцените действия персонала? 5 чел. ответили, что «отлично» (50%); 3 чел. «хорошо» 30%); 2 чел. «удовлетворительно» (20%);
Удовлетворены ли Вы условиями оказания медицинской помощи? Ответили: 5 чел. «да, полностью» (50%); 4 чел. «больше да, чем нет» (40%); 1 чел. «больше нет, чем да» (10%);
Наблюдение и анализ анкетирования показали, что медицинский персонал качественно работает и соблюдает этико деонтологические нормы по отношению к лицам пожилого и старческого возраста.
Заключение
Итак, подведем итог проделанной работе. Тема нашей выпускной квалификационной работы «Основы профессиональной этики в работе с пациентами в гериатрии» предполагала последовательное решение трех исследовательских задач.
При реализации первой задачи нами был произведен анализ научной литературы. Это позволило сформулировать теоретические выводы по работе и подготовило теоретическую базу для дальнейшего исследования.
В рамках реализации второй исследовательской задачи было выявлено и проведено эмпирическое исследование пациентов пожилого и старческого возраста.
Полученные результаты позволили заключить, что медсёстры соблюдают определённую тактику по отношению к пожилому пациенту и, главное, как личность обладают определёнными особенностями во всех отношениях.
С целью реализации третьей исследовательской задачи нами были рассмотрены основные проблемы, во-первых, в Тазовском районе отсутствует гериатрическое отделение. Поэтому пациенты пожилого и старческого возраста при Тазовской центральной больнице лежат в стационаре в Терапевтическом отделении. Отсюда идет очень сильная нагрузка на медицинский персонал, санитарок данного отделения, так как лица пожилого и старческого возраста нуждаются в особом внимании, в особом уходе, в особой заботе. И, конечно же, сами пожилые пациенты, чувствуют себя обременено, можно сказать неловко, лежа в одной палате с пациентами другой возрастной категории, с другими заболеваниями. Это очень негативно может сказаться на прогрессивности лечения данного пациента. Ведь ни что так не лечит, как теплая приятная обстановка, забота и тепло от окружающих тебе людей.
Второй наиболее острой проблемой, на наш взгляд, является это отсутствии необходимой медицинской аппаратуры для данной категории населения. Это и матрасы противопролежневые, специальные кресла, своя столовая, если пожилой пациент еще в ходячем состоянии. Так же, можно выделить помещение, где данные пациенты смогут обмениваться какими либо эмоциями, общаться, делиться впечатлениями. Ведь в таком возрасте, общение это, одно из главных. Это некоего рода, как место отдыха.
Третья, также очень ощутимая и насущная проблема, это нехватка, а возможно и отсутствие специальных медицинских работников для данной категории граждан, так как лица пожилого и старческого возраста, как мы уже говорили, требуют определённого ухода, внимания, заботы. Конечно, все это сказывается на пациентах, на их лечении. На наш взгляд, проблема опытных высококвалифицированных специалистов является остро стоящей в Тазовском районе.
Таким образом, учитывая результаты исследования, мы можем заключить, что все поставленные в начале задачи реализованы. Гипотеза подтверждена.
Рекомендации
По общению с гериатрическими пациентами:
1. Не нужно спорить с пожилым человеком, критиковать его действия, конфликтовать с ним.
2. Не нужно показывать свои истинные эмоции: раздражение, злость, обиду. Просто попытайтесь его понять и выяснить причину его поведения.
3. Не нужно смеяться над страхами и опасениями своего собеседника. Постарайтесь отнестись с пониманием ко всем его проблемам, посочувствуйте, поделить чем-то своим, дабы разрядить атмосферу и снять напряжение.
4. Постарайтесь не перебивать пожилого человека, а предоставьте ему возможность выговориться. Если на это не хватает времени, то нужно как можно деликатнее остановить разговор и пообещать продолжить, как только появится возможность.
5. Начинайте разговор только по обоюдному согласию. Не нужно навязываться старику, но не нужно избегать общения с ним.
6. Говорите достаточно громко, внятно и четко, не торопитесь в высказываниях, не хамите, относитесь к собеседнику с уважением.
7. Убеждайте пожилого человека уговорами и упрашиваниями, воспользуйтесь помощью людей, которые способны оказать на него влияние, но не наседаете.
8. Для убеждения попробуйте привести примеры с жизни других людей, персонажей, исторических личностей.
9. Если пожилой человек начинает бросаться обвинениями, не следует остро на них реагировать. Нужно набраться терпения и постараться сообща решить вопрос.
10. Помогите пенсионеру наладить общение с другими людьми: организуйте прогулки на свежем воздухе, помогите «подружиться» с телефоном.
11. Всегда оставайтесь тактичными, смотрите собеседнику прямо в глаза, относитесь с уважением.
- Сиделки
Список литературы
- Альперович В.Д. Социальная геронтология. - Ростов-на-Дону.: Феникс, 2012.-576 с.
- Борисова А.М., Миловидова Н.И. Особенности деонтологии в гериатрии // Геронтология и гериатрия. - 2001. - №1. С.315-318.
- Вульф Л.С. Одиночество пожилых людей. - журнал Социальное обеспечение. 2008, №5.С.24
- Воробьев П.А. Основы геронтологии и гериатрии. М.: Претория, 2013.
- Гусейнов А. А., Апресян Р. Г.. Этика. М. Гардарики, 2010.
- Гиппократ Этика и общая медицина / Гиппократ. СПб.: Азбука, 2001. с. 350
- Гребенев А.Л., ШептулинА.А., ХохловА.М.. Основы общего ухода за больными: Учеб.пособие.- М.: Медицина, 1999. - 288
- Петровского Б. В. Деонтология в медицине. Под ред. М., 1988. - Т. 2.
С. 390.
- Заликина Л.С. Общий уход за больными. М. Медицина. 2000.
- Иванюшкин А. Я. Этический кодекс медицинской сестры России [Текст] / А. Я. Иванюшкин, В. В. Самойленко // Главная медицинская сестра. - 2011. - № 6. - С. 125-139
- Клименко Е.А. Моральный облик и культура медсестры. // Медицинская сестра. 2009. - № 12
- Матвеев В.Ф. Основы медицинской психологии, этики и деонтологии. М., 1999.
- Морозов Г.В., Царегородцев Т.И. Медицинская этика и деонтология. М., 2010.
- Н.С., Маккавейского А.С. Государственное издание мед. литературы Л.,1963
- Основы социально-медицинской работы. - М.: Рарог, 2010. - 256с.
- . Остапенко А.Л. Этика и деонтология среднего медицинского работника. М., 2005.
- Психологические особенности пожилого человека. В помощь социальному работнику. М., 1998
- Покровский Н.Е. Лабиринты одиночества.- М.: 1989. С. 14
- Рождественский Ю.В. Словарь терминов. Мораль. Нравственность. Этика. - М.: Наука, 2002. - С. 53.
- Старость и её закономерности. // Под редакцией Коссинской
- Солоницина А.А. Профессиональная этика и этикет. Владивосток., 2005.
- Тора К.Биксон, литеция Энн Пепло, Карен С.Рук, Жаклин Д.Гудчайдс. Жизнь старого и одинокого человека. - М.:1989.С.18
- Фомина И.Г. Общий уход за больными.- М.:Медицина,2000.
- Черносвитов Е.В. Социальная медицина. - М.: Владос, 2000. - 304с.
- Шпирна А.И. Основы сестринского дела. Смоленск, 2005.
- Яровинский М.Я. Медицинский работник и пациент./ Медицинская помощь. 1996. - №3.
- Яцемирская Р.С., Беленькая И.Г. Социальная геронтология. - М.: Владос, 1999.-213 с.
Научная библиотека КиберЛенинка: http://cyberleninka.ru/article/n/professionalnaya-etika-kak-sostavlyayuschaya-professionalnoy-deyatelnosti-medikov#ixzz3ZLRMN5Vd
(Приложение № 1)
Анкета
«Отзыв пациентов пожилого и старческого возраста о работе медицинского персонала»
Уважаемый пациент! Ни для кого не секрет, что здоровье каждого из нас это главная ценность в нашей жизни. Мы хотим узнать, как Вы оцениваете качество работы медицинского персонала. Просим Вас с пониманием отнестись к анкетированию и внимательно ответить на задаваемые вопросы. Выберите один из вариантов на каждый вопрос.
При этом не нужно указывать свое имя, Ваши личные данные нигде не прозвучат.
Ваше мнение нам очень важно и будет учтено в дальнейшей работе.
1. Посещает ли Вас медицинская сестра поликлиники или медицинская сестра центра социальной помощи населения?
а) да
б) нет
2. Удовлетворены ли Вы продолжительностью, условиями ожидания (наличие доступа к туалету, питьевой воде, чистота и свежесть помещения) и отношением персонала больницы в приемном покое больницы в день госпитализации?
а) полностью удовлетворен
б) частично удовлетворен
в) скорее не удовлетворен
г) полностью не удовлетворен
3. Если Вам во время данного пребывания в медицинской организации
проводились процедуры, требующие обезболивания, то оцените действия медицинских сестер при их выполнении?
а) хорошо
б) удовлетворительно
в) крайне плохо
г) плохо
4. Удовлетворены ли Вы отношением медицинской сестры во время пребывания в медицинском отделении?
а) крайне плохо
б) плохо
в) удовлетворительно
г) хорошо
5. Удовлетворены ли Вы питанием во время пребывания в стационаре?
а) полностью удовлетворен
б) частично удовлетворен
в) скорее не удовлетворен
6. Как обращается к вам медсестра?
а) по имени отчеству
б) бабушка дедушка
в) вы больной
г) в неизвестность, кивая головой
7. Всегда ли с вами здоровается медперсонал?
а) постоянно, всегда
б) иногда,
в) не здороваются
8. Удовлетворены ли качеством обслуживания средним медперсоналом?
а) Да
б) Не совсем
в) Совсем не удовлетворены
9. Если во время пребывания в стационаре Вам требовалась помощь медсестер или другого персонала больницы по уходу, то оцените действия персонала?
а) отлично
б) хорошо
в) удовлетворительно
10. Удовлетворены ли Вы условиями оказания медицинской помощи?
а) да, полностью
б) больше да, чем нет
в) больше нет, чем да
г) не удовлетворен
(Приложение № 2)
Сводный протокол
Посещает ли Вас медицинская сестра поликлиники или медицинская сестра центра социальной помощи населения?
Результаты ответов |
Количество человек (10чел.) |
% |
да |
9 |
90 |
нет |
1 |
10 |
Удовлетворены ли Вы продолжительностью, условиями ожидания (наличие доступа к туалету, питьевой воде, чистота и свежесть помещения) и отношением персонала больницы в приемном покое больницы в день госпитализации?
полностью удовлетворен |
2 |
20 |
частично удовлетворен |
4 |
40 |
скорее не удовлетворен |
3 |
30 |
полностью не |
1 |
10 |
Если Вам во время данного пребывания в медицинской организации
проводились процедуры, требующие обезболивания, то оцените действия медицинских сестер при их выполнении?
хорошо |
4 |
40 |
удовлетворительно |
3 |
30 |
крайне плохо |
1 |
10 |
Плохо |
2 |
20 |
Удовлетворены ли Вы отношением медицинской сестры во время пребывания в медицинском отделении?
крайне плохо |
- |
- |
плохо |
1 |
10 |
удовлетворительно |
2 |
20 |
хорошо |
7 |
70 |
Удовлетворены ли Вы питанием во время пребывания в стационаре?
полностью удовлетворен |
5 |
50 |
частично удовлетворен |
4 |
40 |
скорее не удовлетворен |
1 |
10 |
Как обращается к вам медсестра?
по имени отчеству |
7 |
70 |
бабушка дедушка |
3 |
30 |
вы больной |
- |
- |
в неизвестность, кивая головой |
- |
- |
Всегда ли с вами здоровается медперсонал?
постоянно, всегда |
7 |
70 |
иногда |
2 |
20 |
не здороваются |
1 |
10 |
Удовлетворены ли качеством обслуживания средним медперсоналом?
Да |
8 |
80 |
Не совсем |
2 |
20 |
Совсем не удовлетворены |
- |
- |
Если во время пребывания в стационаре Вам требовалась помощь медсестер или другого персонала больницы по уходу, то оцените действия персонала?
отлично |
5 |
50 |
хорошо |
3 |
30 |
удовлетворительно |
2 |
20 |
Удовлетворены ли Вы условиями оказания медицинской помощи?
да, полностью |
5 |
50 |
больше да, чем нет |
4 |
40 |
больше нет, чем да |
1 |
10 |
не удовлетворен |
- |
- |
(Приложение № 3)
(Приложение № 4)
(Приложение № 5)
(Приложение № 6)
(Приложение № 7)
(Приложение № 8)
(Приложение № 9)
(Приложение № 10)
(Приложение № 11)
(Приложение № 12)
Этико–деонтологическая помощь лицам пожилого и старческого возраста в Тазовской центральной районной больницы