Развитие творчества детей младшего школьного возраста в художественной деятельности

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………..…….………З

Глава І. ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ………………….…..6

1.1. Понятие «творчество» и его особенности в младшем школьном возрасте………………………………………………………….………….…….6

1.2. Исторические аспекты развития оригами.………………………….……10

1.3. Оригами как вид творчества. Виды оригами и методика обучения младших школьников…………………………………………….….12

1.4. Критерии и уровни развития детского художественного творчества… 16

Выводы по главе І………………………………………………………….20

Глава ІІ. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ОРИГАМИ……22

2.1. Изучение актуального состояния развития детского творчества в оригами у детей младшего школьного возраста ………………………………………...22

2.2. Методика внедрения новых методов и приемов на занятиях по оригами с целью развития творчества у младших школьников………………………….27

2.3. Определение показателей уровня развития творчества у младших школьников на занятиях по оригами ………………………….……………….33

Выводы по главе ІІ……………………………………...……………………….38

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….40

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………..……..42

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….44

ВВЕДЕНИЕ

В современном мире проблема развития детского творчества является достаточно актуальной. Исследования позволяют отметить необходимость и возможность продолжение обучения творчеству в младшем школьном возрасте. Поскольку обучение является живым и постоянно развивающимся процессом, для него свойственно наличие различных противоречий. Если задание намного превышает уровень развития ребёнка, то оно, скорее всего, окажется не выполненным или выполненным не в полной мере. Такое положение может полностью лишить ребёнка мотивации к творческим занятиям. С другой стороны, если задание окажется слишком простым, то оно не будет способствовать его развитию, ведь для достижения цели он не приложил достаточно усилий.

Детство, в нашем случае младшее школьное,- благоприятный период жизни, когда творчество может стать универсальным и естественным способом бытия человека. Многочисленные научные исследования разных времен свидетельствуют о бескрайних возможностях детей, поэтому ведущая педагогическая проблема проявляется в том, чтобы создать благоприятные условия стимулирования и направления развития творческой личности.

Значимость проблемы развития детского творчества, раскрытие и максимальная реализация творческих способностей каждой личности подчеркивается и в государственных документах: Законе "Об образовании в Российской Федерации", Конвенции о правах ребенка, Семейном кодексе РФ. Актуальность проблемы развития детского творчества и обусловили выбор темы моего исследования - «Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста средствами оригами».

Оригами как способ создания из бумаги разнообразных поделок зародилось в Японии более тысячи лет тому назад. Изготовление красочных поделок из бумаги приёмами многократного складывания и сгибания – увлекательное и полезное занятие для детей.

Бумага – доступный для ребёнка и универсальный материал – широко применяется не только в рисовании, аппликации, но и в художественном конструировании. Особенно привлекает детей возможность самим создать такие поделки из бумаги, которые затем будут использованы в играх, инсценировках, оформлении уголка или подарены на день рождения, к празднику своим родителям, учителям, друзьям.

Ребёнок радуется тому, что сделанная собственными руками игрушка действует: вертушка вертится на ветру, кораблик плывёт в ручейке, самолётик, змей взлетают ввысь и так далее. Так, через различные действия с бумагой, в процессе её обработки, применении способов и приёмов дети учатся эстетически осмыслять образы знакомых предметов, передавать их в изобразительной деятельности, подчёркивая красоту и колоритность внешнего облика в преобразованной форме.

Такая деятельность имеет большое значение в развитии творческого воображения ребёнка, его фантазии, художественного вкуса, аккуратности, умения бережно и экономно использовать материал, намечать последовательность операций, активно стремиться к получению положительного результата, содержать в порядке рабочее место. Дети овладевают навыками и культурой труда, что важно для их подготовки к успешному обучению в старших классах.

Объект исследования - развитие творчества детей младшего школьного возраста в художественной деятельности.

Предмет исследования- развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста средствами оригами.

Цель исследования - теоретически обосновать и проверить при помощи мониторинга специфику влияния оригами, как вида детской деятельности, на развитие творчества детей младшего школьного возраста.

Для решения поставленной цели, были выдвинуты следующие задачи:

1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования, раскрыть сущность понятия «творчество»

2. На основе анализа психолого-педагогической и методической литературы выделить критерии детского художественного творчества.

3. Провести исследование по проблеме изучения детского творчества средствами оригами.

Методы исследования:

- анализ психолого-педагогической и методической литературы;

-педагогический эксперимент, состоящий из 3-х этапов: - наблюдение за работой младших школьников и учитилей;

- работа с родителями;

-количественный и качественный анализ результатов.

База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Буинская средняя общеобразовательная школа» Ибресинского района Чувашской Республики, улица Горняка, дом 10. Время проведения 1 этап- ноябрь-декабрь 2014 года; 2 этап-декабрь-март 2014-2015 года; 3 этап-с апреля по май 2014 - 2015 учебного года. В эксперименте участвовали: ученики 1-го «а» класса – 16 человек, родители, учителя.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, выводов к главам, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Глава І. ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ

1.1. Понятие «творчество» и его особенности в младшем школьном возрасте

Творческая деятельность, то есть создание произведений графики, живописи и пластического искусства, связана с процессом восприятия, познания, с эмоциональной и общественной сторонами жизни человека, свойственными ему на различных ступенях развития; в ней находят отражение некоторые специфические особенности его интеллекта и характера.

Эти понятия широко применяются и в психологии, и в области воспитания; известно, что из графических и пластических работ учащихся можно почерпнуть немало полезных сведений, дополняющих характеристику самих учащихся.

Художественное восприятие не должно ставить своей целью подготовку профессиональных художников. Не следует навязывать учащимся какие-либо эстетические каноны. Первостепенная задача художественного воспитания – раскрыть и развить потенциальные творческие способности, заложенные в каждом ребёнке с рождения, не зависимо от того, в каком направлении будут развиваться эти способности, когда ребёнок станет взрослым.

Если искусство является средством выражения чувств, восприятия и мыслей, если оно как средство общения помогает нашему «я» высвободиться и вступить в многосторонние взаимоотношения с реально существующим физическим миром и с другими людьми (становясь в этом смысле фактором, способствующим слиянию личности и индивида с окружающей средой), то в ходе воспитательной работы необходимо стремиться развивать у ребят такие черты, как:

  1. Умение различать проблемные ситуации, понимать чувства других людей и то, что подлежит ещё проверке опытом;
  2. Гибкость в поисках решений и выдвижении идей;
  3. Оригинальность творческой мысли как способа непроизвольного выражения;
  4. Способность к обобщению и синтезу.

Такие известные учёные, как Рид и Ловенфельд, сходятся во мнении, что художественное воспитание в состоянии решать особо важные задачи, связанные с необходимостью гармонического развития общества, и, следовательно, место, занимаемое им в современной системе воспитания, отнюдь не является второстепенным [3].

Для взрослого человека начало решения проблемы (ее осознание, поиск подходов) является самым трудным и мучительным, иногда приводящим к отчаянию. Ребенок же, в отличие от взрослого, не испытывает таких трудностей (если, конечно, над ним не довлеют жесткие требования взрослых). Он с легкостью и, прежде всего, практически начинает ориентировочную, порой даже не совсем осмысленную деятельность, которая, постепенно становясь более целенаправленной, увлекает ребенка поиском и часто приводит к положительным результатам [10, 95].

Указанные выше особенности детского творчества демонстрируют определенную степень несовершенства психических процессов ребенка, что естественно в этом возрасте. И учет этих особенностей необходим в организации развивающего обучения детей.

Значимым является и понимание того, что развитие творчества у детей связано с целенаправленным обучением, ориентированным на «зону ближайшего развития» ребенка [7, 96].

В формировании творчества особая роль отводится воображению (Л.С.Выготский, Э.В.Ильенков, В.В.Давыдов, О.М.Дьяченко, В.Т.Кудрявцев и др.). Именно развитое творческое воображение порождает новые образы,

Одно из условий проявления творчества в художественной деятельности - организация интересной содержательной жизни ребенка: организация повседневных наблюдений за явлениями окружающего мира, общение с искусством, материальное обеспечение, а также учет индивидуальных особенностей ребенка, бережное отношение к процессу и результату детской деятельности, организация атмосферы творчества и мотивация задания. Формирование мотивов изобразительной деятельности от принятия, удержания, выполнения темы, поставленной педагогом, до самостоятельной постановки, удержания и выполнения темы является одной из важных задач обучения. Следующей задачей является формирование восприятия, так как изобразительная деятельность возможна на уровне сенсорного восприятия: умения рассматривать предметы, всматриваться, вычленять части, сравнивать с сенсорными эталонами форму, цвет, величину, определять признаки предмета и явления. Для создания художественно-выразительного образа необходимо эмоциональное эстетическое восприятие, развитие у ребенка умения замечать выразительность форм, цвета, пропорций и выражать при этом свое отношение и чувства [6, 145].

«…Есть основание говорить о творчестве в дошкольном возрасте в самом полновесном значении этого понятия». Обосновывая эту позицию, Г.Г.Кравцов рассматривает творчество в тесной связи с развитием личности ребенка. «В контексте проблемы развития личности получает новое освещение проблема детского творчества. Понятие творчества оказывается отнесенным не столько к внешним предметным результатам творческих актов, сколько к внутреннему самоизменению творящего субъекта».

Процесс развития личности, как известно, идет во всех видах деятельности, соответственно процесс самотворчества, саморазвития - тоже. Разница в условиях видов и сфер деятельности (природа, предметный мир, общество). В русле идеи единства творческих миров детей и взрослых интересен ряд современных психологических исследований, направленных на раскрытие таких характеристик творчества, которые, как оказалось, универсальны и едины для детей и для взрослых. К этим универсальным творческим способностям отнесены: реализм воображения, умение видеть целое раньше частей, преобразовательный характер творческих решений, экспериментирование. Они не присущи изначально детям и взрослым, а складываются в процессе развития целостного детско-взрослого человеческого сообщества. Ребенок усваивает их в разных видах деятельности. Они проявляются и формируются в процессе деятельности. Процесс творческого развития детей понимается как процесс освоения этих универсальных способностей. Мера освоения может быть различной. Педагогика должна ориентироваться на развитие у детей этих способностей[18, 67].

Подводя итог всему вышесказанному, мы можем сделать вывод: проблема развития детского творчества является актуальной на сегодняшний день. При реализации этих возможностей в условиях правильного руководства, ребенок развивается как творческая личность. Детское творчество по своей сути – подлинное, только находится в начальной стадии своего развития. Не случайно Е.А.Флерина назвала его «зернышком», а в зернышке заложено все, что появляется в зрелом растении, только вырастить его надо.

1.2. Исторические аспекты развития оригами

Оригами как способ создания из бумаги разнообразных поделок зародилось в Японии более тысячи лет тому назад, но об истории происхождения этого искусства почти ничего не известно. Предполагают лишь, что изготовление красочных фигурок в далёкой древности не было только забавой или увлечением, а являлось священным ритуальным действием, связанным с религиозным культом «многоликой» и «тысячерукой» богини милосердия Каннон. Фигурками украшали статую, чтобы задобрить богиню, попросить у неё покровительства.

Утратив со временем своё религиозное предназначение, оригами стало украшением японского быта, народных праздников, карнавальных шествий. Это искусство, привлекающее и взрослых и детей, уже давно перешагнуло границы своей родины, получив широкое распространение во многих странах. Свидетельство тому – различные представильные выставки, центры оригами.

Знаменитые бумажные журавлики, выполненные способом оригами, стали символом движения атомной войны. Этих журавликов делают дети всего земного шара и присылают японским сверстникам, выражая тем самым свою солидарность в борьбе за мир. И каждый год в честь международной акции «Волна мира» в небо Хиросимы взлетают сотни тысяч бумажных журавликов. А как вечный символ протеста против войны возвышается журавлик на памятнике в мемориальном парке Мира в Хирасиме.

Конструируя из цветной бумаги, дети создают модели предметов и объектов действительности, отображая характерные их признаки в обобщённом виде, отвлекаясь от второстепенных особенностей и выделяя наиболее яркие и привлекательные детали. Так образ приобретает новые черты, оригинальную трактовку, что выражается в несколько условной, угловатой форме. Это связано со спецификой обработки материала (бумаги) приемами сгибания, складывания частей в определённой последовательности, что и характерно для искусства оригами. Несмотря на то, что поделки часто лишь отдалённо напоминают те или иные предметы, объекты, это не мешает ребёнку узнавать их, живо дополняя в воображении недостающие части.

Любимыми игрушками-самоделками детей всегда были лодочки, пароходики, кораблики, самолётики, вертолётики, шапочки, кошельки, выполненные путём складывания и сгибания газетной и белой бумаги. Разнообразные поделки используются в играх, шапочки, сложенные из газеты, защищают в летний зной от палящих лучей солнца и т.д. Все эти предметы имеют разовое применение, и ребята легко их бросают, мнут, не стараются сохранить. После игры поделки, выполнившие свою функцию, малопривлекательны по своему внешнему оформлению, ведь часто используется то, что есть под рукой. На первый план выдвигается скорее утилитарная направленность игрушки, а её художественность, красочность оформления отходят на второе место. Возможность же изготовлять поделки из яркой цветной бумаги поднимает уровень художественной задачи, и ребёнок вовлекается в активную творческую деятельность, он начинает украшать, совершенствовать свою игрушку, стремится сделать её наряднее, привлекательнее. Одновременно изменяется и отношение детей к поделкам, они стараются обращаться с ними бережно, аккуратно, чтобы сохранить для других игр и занятий [3-4].

Основной материал для занятий по художественному конструированию по типу оригами – бумага ярких цветов и различного качества. Сам вид материала, простота приёмов его обработки стимулируют творческую активность детей, позволяет им овладеть необходимыми умениями и навыками, а затем реконструировать, видоизменять поделки, делать их более нарядными, прочными [6].

1.3. Оригами как вид творчества. Виды оригами и методика обучения младших школьников

Одной из первых стран, использовавших возможности оригами в образовании, была, естественно, Япония. В конце периода Мейджи (1868–1912) и начале периода Тайшё оригами использовали как способ обучения в детских садах и в начальной школе, в особенности с того момента, когда цветная бумага получила широкое распространение. В начале периода Шёва (с 1926), когда в японском образовании упор делался на развитие творчества и изобразительности, оригами стали критиковать, так как считалось, что дети складывают листы по стандартным линиям, что не способствует развитию воображения.

Однако вскоре оригами снова получило высокую оценку в качестве образовательного метода. Особенно использовали оригами для обучения таким понятиям, как “плоскость”, “геометрическое тело” и их взаимоотношения.

Впервые оригами как фактор полезного воздействия на ребенка выделил основатель детских садов Фридрих Фребель, включивший в обучение воспитанников знакомство с техникой складывания фигурок из бумаги.

Современные педагоги не без оснований применяют оригами в работе с детьми, ведь замечено, что оно воздействует на развитие мелкой моторики и таких психических процессов ребенка, как внимание, память, мышление, воображение, а следовательно, на развитие интеллекта в целом. Но развитие умственных способностей — не единственное назначение оригами в работе с детьми младшего школьного возраста. В процессе занятий и при использовании полученных фигурок заботливый педагог может решить многие задачи обучающего и воспитательного характера.

Оригами способствует воспитанию усидчивости, аккуратности, целеустремленности, активности, самостоятельности детей.

Складывание фигурок можно сопровождать познавательными рассказами различной направленности.

Создавая бумажные модели, ребенок постоянно работает с геометрическими фигурами: начинает складывание с выполнения действий на плоскости исходной геометрической фигуры — квадрата (прямоугольника); в процессе складывания в руках ребенка одна геометрическаяфигура преобразуется в другую (иногда на это стоит специально обратить его внимание, например при появлении трапеций, ромбов).

Работая с геометрическими фигурами, дети закрепляют сведения об их строении (стороны, углы, вершины, соотношение сторон и т. д.), признаки их сходства и различия.

Кроме того, дети знакомятся с традициями Японии — Родины оригами, — осваивая азы техники складывания, которая считается традиционной в Стране восходящего солнца. При изготовлении некоторых классических фигурок они узнают о конкретных обычаях, существующих в Японии. Таким образом, занятия оригами несут в себе и культурологические сведения.

При выполнении поделок оригами у детей развивается наглядно-образное мышление, творческое воображение, память, внимание, точность движения пальцев рук. Дети, занимающиеся оригами, приобретают такие качества, как усидчивость, целеустремленность, развивают собственный творческий потенциал, для младших школьников характерно желание творить и быстро получать результат своих действий. В ходе работы ребенку необходимо запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания – все это стимулирует, совершенствует трудовые умения ребенка, формирует культуру труда. В познавательном плане: расширяется круг знаний, умений, навыков в технике оригами; расширяется кругозор; углубляются знания детей об истории бумагоделания и экологии; ребята получают дополнительную информацию о животном мире, среде их обитания в ходе складывания и обыгрывания их в игровых ситуациях.

Большинство игрушек создают из цветной бумаги квадратной или прямоугольной формы, применяя в определённой последовательности способы и приёмы сгибания заготовки.

Важно помнить, что на качество изображения, на конечный результат влияет не только выбор заготовки, толщина бумаги, но и тщательность, точность и аккуратность складывания и заглаживание сгибов. Поэтому при организации работы с детьми старшего дошкольного возраста необходимо научить их приёмам изготовления поделок, постепенно усложняя последовательность сгибов и другие приёмы обработки бумаги для получения сначала более простых, а затем и более сложных по способам изображения изделий.

Основные приёмы, с которыми встретятся дети, заключаются в следующем. При складывании сначала бумагу перегибают на столе от себя ровно пополам (поперёк или по диагонали) так, чтобы точно совпали углы и стороны противоположных частей заготовки. Затем сгиб проглаживают ребром ладони, а потом ногтем большого пальца правой руки от середины к краям с одной и другой стороны, придерживая бумагу левой рукой. Полученная заготовка служит основой для дальнейшего сгибания бумаги по прямым или диагональным линиям в соответствии с характером изображения.

Вначале надо упражнять детей надо в умении складывать квадрат в разных направлениях пополам (вдоль, поперёк, по диагонали), отгибать углы, стороны, складывать углы к середине один, два и более раз, вкладывать части друг в друга, производить многослойное сгибание, вытягивать определённые части поделки, например клюв у птиц, хобот у слона, хвост у белки. Необходимо также научить делать разрезы, надрезы в определённых местах, чтобы выделить ноги, рога, хвост, горб, перья и другие характерные для данного образа черты. Это делает фигуру легко узнаваемыми, и дети могут использовать их в игре, применить при составлении панно, макетов и т.д.

Раскроем основные приёмы складывания заготовок, применяемые для создания разнообразных конструкций из бумаги. Они наглядно представлены на рисунке 1 в последовательности и системе усложнения порядка сгибания и обработки заготовки в форме квадрата и прямоугольника.

Простейшие способы конструирования поделок основаны на умении складывать квадрат пополам по горизонтали или по вертикали и последовательном сгибании бумаги сначала вдоль, а потом поперёк, подравнивая стороны к противоположным углам. Так делят квадратную заготовку на четыре равные части. Из этой основы получают вложенные друг в друга квадраты, развернув сложенную вчетверо бумагу и закрепив верхние сгибы. Затем обеими руками сдвигают их навстречу друг другу так, чтобы противоположные части оказались внутри фигуры. Научившись делать такую заготовку, дети легко могут выполнить разнообразные поделки: рыбы, цветы, птицы, маски, звери и т.д.

После освоения этого приёма детей учат делить квадрат по диагонали и складывать стороны от одного угла к центральному сгибу. Их можно сложить попеременно, то есть сначала одну сторону, а потом к ней подравнять другую. Эти стороны также можно сложить одновременно, взяв обеими руками и согнув к середине от угла. Затем сгибы разглаживают. Детям показывают и тот и другой способ, но в любом случае необходимо закрепить приёмы правильного сгибания (стороны заготовки плотно примыкают друг к другу). При этом цветная сторона бумаги должна быть сверху. Из такой основы детей впоследствии учат складывать петуха, слона, маски и так далее, по-разному варьируя приёмы изображения, цвет, декоративные детали.

Следующий способ - деление квадрата на четыре части приёмом складывания его по диагонали (сначала от одного угла к противоположному, затем повторяя приём с другого угла). Развернув сложенный квадрат, сгибы закрепляют на цветной стороне и вкладывают противоположные части вовнутрь. Так получают вложенные друг в друга треугольники. Из этой фигуры можно создать такие конструкции, как бабочки, рыбы, цветы и др., для чего берут бумагу определённого цвета, формата, делают необходимые сгибы, надрезы, яркие наклейки-аппликации.

1.4. Критерии и уровни развития детского художественного творчества

С пониманием сущности детского творчества тесно связан вопрос о конкретных критериях его оценки. Это один из сложнейших и нерешенных до сих пор вопросов.

Одну из попыток систематизировать критерии оценки детского продуктивного художественного творчества предприняла Н.А.Ветлугина. Это показатели, характеризующие отношения, интересы, способности детей; способы творческих действий; качество детской продукции. Их можно взять за основу при определении критериев оценки детской изобразительной деятельности как творческой.

Показатели творчества, характеризующие способы творческих действий, проявляются в основном в процессе работы, они различны по характеру, глубине и широте (создание новых комбинаций, наличие творческой поисковой деятельности, вариативность, гибкость, беглость). Большинство из названных показателей проявляются в процессе деятельности, что требует со стороны учителя целенаправленного наблюдения за учениками, анализа их поведения, понимания внутреннего состояния, сопереживания, сочувствия, содействия им, если в этом есть необходимость.

Только в этом случае понимание детского творчества будет адекватным. Дело в том, что детские изобретения, находки могут быть незаметны в продукте. Поэтому наблюдение за процессом детской деятельности, к чему призывали талантливые педагоги Е.А.Флерина, Н.П.Сакулина, необходимо и возможно с опорой на эти показатели.

Показатели творческого начала в деятельности детей (нахождение выразительных средств, индивидуальный «почерк», соответствие детской продукции элементарным художественным требованиям) могут быть использованы при анализе процессов и результатов деятельности конкретного ученика, в целом детей всего класса на занятии по технологии, а также вне занятий, т.е. в процессе самостоятельной художественной деятельности.

На основании систематизированных показателей творчества, определенных Н.А.Ветлугиной, Н.П.Сакулиной, Е.А.Флериной, О.М.Дьяченко нами выделены следующие критерии оценки детского творчества:

1. Хорошаяориентировкаребенка в новыхусловиях.

2. Самостоятельные поиски наилучшего решения задания (наличие вариативности).

3. Нахождение новых приемов решения, когда старых уже недостаточно.

4. Изменения, вариации, преобразование уже знакомого материала.

На основании выделенных критериев и для аналитической обработки результатов исследования, нами были определены три уровня развития художественного творчества младших кольников.

І уровень - высокий. Ученик в процессе художественной деятельности всегда работает увлеченно, захвачен деятельностью, прилагает значительные волевые усилия для достижения результата. У него всегда возникает потребность в творчестве, в изменении, дополнении, преобразовании уже знакомого материала. Создает новые комбинации из уже известного, усвоенного. Ученик целенаправлен, постоянно экспериментирует, самостоятельно находит новые приемы решения заданий. Хорошо ориентируется в новых условиях. Самостоятельно находит соответствующие выразительные средства для изображения образов. Очень хорошо владеет элементарными навыками ручного труда. Работы имеют индивидуальный «почерк», соответствуют элементарным художественным требованиям.

ІІ уровень - средний. Ученик не всегда работает увлеченно, не достаточно прилагает волевые усилия для достижения результата. Потребность в творчестве возникает после подсказки учителя. В своей работе использует все знакомые ему приемы, трудовые действия выполняет в определенной последовательности после словесного объяснения педагога. Хорошо владеет элементарными навыками ручного труда. Находит новые приемы решения задания. Его работы соответствуют элементарным художественным требованиям.

ІІІ уровень – низкий. Ученик не активизирует волевые усилия при достижении творческой цели. У него нет желания творить. Все действия выполняет после демонстрации их учителем. Слабо владеет элементарными навыками ручного труда. Не стремится находить новые приемы решения заданий, плохо ориентируется в новых условиях. Работы ученика не всегда соответствуют элементарным художественным требованиям.

Для определения уровня развития художественного творчества учеников первого класса, нами была выбрана трехбалльная система: одним баллом оценивали низкий уровень проявления художественного творчества, двумя баллами – средний, тремя баллами – высокий уровень. Результаты исследования соответствия ученика определенным критериям оценивались таким образом:

Высокий уровень (В) = 10 - 12 баллов;

Средний уровень (С) = 7 - 9 баллов;

Низкий уровень (Н) = 4 - 6 баллов.

Все вышеизложенное позволяет сказать, что в широком смысле процесс творческого саморазвития человека беспрерывен. Однако для полноценной реализации потенций к такому развитию важно создать условия. Для этого необходимо знать содержание творческих способностей, учитывать сенситивные периоды их развития, конкретные пути, методы влияния на успешность их формирования.

Выводы по главе І:

Изучив педагогическую и методическую литературу по теме исследования, мы раскрыли сущность понятия «творчество».

С психолого-педагогической точки зрения младшее школьное обучение является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. И родители, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний - это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. Кроме того, мышление младших школьников более свободно, чем мышление более взрослых детей. Оно еще не задавлено догмами и стереотипами, оно более независимо. А это качество необходимо всячески развивать. Младшее школьное обучение также является сенситивным периодом для развития творческого воображения.

Особый интерес для теории и практики развития детского творчества представляют психологические исследования Л.С.Выготского, В.В.Давыдова, А.В.Запорожца, в которых не только утверждается наличие творчества у детей, но и изучаются механизмы творчества и возможность целенаправленного их формирования.

Значительные потенциальные возможности для развития творчества у младших школьников содержит мастерство из бумаги, в частности такой его вид, как оригами. Занимаясь им, ученики используют как готовые формы, так и создают собственные композиции. В процессе выполнения оригами ученики знакомятся с различными техниками исполнения, учатся планировать работу, предвидеть результат деятельности, целенаправленно его добиваться. Рассматривая оригами как средство развития творчества младших школьников, уместно учитывать возрастные (вертикальные) и индивидуальные (горизонтальные) параметры.

На основании систематизированных показателей творчества, определенных Н.А.Ветлугиной, Н.П.Сакулиной, Е.А.Флериной, О.М.Дьяченко нами были выделены следующие критерии оценки детского творчества:

1. Хорошая ориентировка ученика в новых условиях.

2. Самостоятельные поиски наилучшего решения задания (наличие вариативности).

3. Нахождение новых приемов решения, когда старых уже недостаточно.

4. Изменения, вариации, преобразование уже знакомого материала.

На основании этих критериев и для аналитической обработки результатов исследования мы определили три уровня развития творчества младших школьников.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что младший школьный возраст, даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.

ГЛАВА ІІ. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ОРИГАМИ

2.1. Изучение актуального состояния развития детского творчества в оригами у детей младшего школьного возраста

Начало исследования: 1 этап ноябрь-декабрь 2014 года. Для проведения 1 этапа мною в 1 «а» классе был проведён мониторинг развития детского творчества на занятиях по оригами, который показал, что дети этой группы приблизительно одинаковые по уровню развития и обучения.

Цель 1 этапа исследования – определить актуальный уровень развития детского творчества у младших школьников средствами оригами.

Для этого необходимо решить следующие задачи:

  1. Изучить проявление детского творчества на занятии по оригами.
  2. Изучить работу педагога по развитию младшего школьного творчества.
  3. Изучить художественную развивающую среду в 1 – ом «а» классе.
  4. Изучить отношение родителей к художественной деятельности дома.
  5. Формирование чувства самосознания,
  6. Развитие культурно-исторической памяти,
  7. Развитие эстетического сознания,
  8. Формирование художественно-творческой активности в процессе изучения оригами

Исследовательская работа детерминирована возрастными особенностями художественно-творческой деятельности детей 7 – 10 лет, у которых мышление конкретно-образное, восприятие целостное, хорошо развито воображение, высокая эмоциональная отзывчивость, легкость переключения внимания, быстрая утомляемость, интерес на уровне любопытства, высокий уровень самостоятельности.

Исследовательская работа по развитию творчества на занятиях по оригами проводилась при помощи следующих методов исследования:

1. Диагностика работ учеников по оригами на предмет выявления уровней развития творчества младших школьников.

2. Наблюдение за работой преподавателя в процессе руководства художественной деятельностью.

3. Анализ документации преподавателя по планированию работы изобразительной деятельности.

4. Анализ развивающей среды в классе, способствующей развитию творчества младших школьников.

5. Анкетирование родителей с целью изучения их отношения к художественному творчеству дома.

Для решения первой задачи мною была проведена диагностика работ младших школьников по оригами.

Для этого я использовала критерии и уровни, описанные в п.1.4.

Результаты диагностики представлены в таблице 1.1.

Таблица 1.1.

Обобщенные результаты показателей констатирующего эксперимента в 1-ом «а» классе

Единица измерения

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Общее количество

Ученик

2

9

5

16

%

12,5

56,2

31,3

100

Анализ результатов 1 этапа исследовательско-констатирующего эксперимента показал то, что показатели среднего уровня развития художественного творчества детей в группе преобладают, а высокий и низкий уровни развития сильно отличаются.

Анализируя результаты констатирующего эксперимента в классе, можно сделать следующий вывод: несмотря на то, что показатели высокого уровня развития художественного творчества класса очень низкие, ученики все же любят заниматься оригами. Так, работы Минатуллиной Карины Ривкативны и Николаевой Дианы Владимировны можно считать творчеством на высоком уровне развития, поскольку их работы соответствуют выделенным нами в п.1.4 критериям оценки младшего школьного творчества. А работы детей – Файзуловой Эльмиры, Хайбуллина Айназа, Ильина Руслана, Гафурова Ислама и Долгова Кирилла Алексеевича, после изучения и сравнения, мы отнесли к низкому уровню развития художественного творчества. Потому что они выполнены учениками без проявления новых оригинальных приемов решения и без желания что-либо изменить в них, хотя при этом, ученики в достаточной степени владеют элементарными навыками ручного труда и их работы соответствуют художественным требованиям.

Во время проведения первого этапа исследования – констатирующего эксперимента мною была изучена работа преподавателя по развитию художественного творчества у младших школьников. Занятия по различным видам изобразительной деятельности, а также самостоятельная художественная деятельность учеников в свободное время, индивидуальная работа с учениками в уголках планируются педагогами систематически, поставленные цели и задачи соответствуют возрастным особенностям учеников, их уровню знаний, умений и навыков. Все оборудование и материал к занятиям по оригами готовится преподавателями заранее, он соответствует эстетическим и методическим требованиям. Для подготовки рабочих мест к занятиям также привлекались и ученики. При посещении занятий по оригами, я установила, что, ученики, в основном, выполняли простейшие способы конструирования поделок. Для работы ученикам предлагались стандартные наборы цветной бумаги. В ходе занятий учитель поддерживал активность детей, их самостоятельность в выполнении заданий, при необходимости оказывал им помощь. Большое внимание уделялось учителем на владение учениками элементарными навыками художественного ручного труда и качество выполнения работ. По окончанию занятий, работы, выполненные младшими школьниками, оценивались, в классе устраивались выставки.

Мною был проведен также анализ развивающей среды в классе. Я выяснила, что для развития самостоятельного художественного творчества детей в классе есть место (это один детский стол), где дети, в свободное от занятий время, занимаются художественным творчеством. В этих уголках детям предлагаются стандартные наборы цветной бумаги, клей и ножницы, на стеллажах есть репродукции картин известных художников, поделки самих детей и иллюстрации к детским сказкам.

Кроме того, я составили анкеты для родителей, а так же провела индивидуальные беседы, чтобы изучить их отношение к художественному творчеству учеников дома. Меня интересовало, как используют свое свободное время родители с детьми дома, есть ли у ребенка дома свой уголок для занятия художественным ручным трудом. Каким видам самостоятельной художественной деятельности отдает предпочтение их ребенок, оказывают ли ему помощь родители. В результате я выяснила, что значительная часть родителей, практически не уделяет должного внимания развитию художественного творчества детей, не знает увлечений своего ребенка. Большинство детей не имеют своего отдельного места в доме для занятий художественным ручным трудом, а дети, имеющие свой уголок, чаще всего занимаются только рисованием карандашами: бумагой можно насорить, клеем - испачкать мебель, вещи и одежду. Покупка пачки карандашей для некоторых семей обходится намного дешевле, чем приобретение качественных наборов краски и разнообразных видов бумаги.

Вывод констатирующего эксперимента:

Проведя диагностику уровней развития детского творчества, я установила, что в исследуемом мною классе меньше учеников обладают высоким уровнем развития творчества по изготовлению оригами. В целом же, дети владеют элементарными навыками и умениями. В своих работах, в основном, используют только материал предложенный преподавателем. После проведенного анализа развивающей среды в классе, мне стало очевидно, что для развития самостоятельного художественного творчества детей в этом классе необходимо разнообразить сам материал для выполнения оригами.

Изучив анкеты родителей исследуемого класса, определила, что большинство родителей к развитию творческих способностей детей дома, посредством оригами, относятся без должного понимания.

Я считаю, что все это и является основной причиной таких низких показателей развития творчества детей в исследуемом мною классе.

2.2. Методика внедрения новых методов и приемов на занятиях по оригами с целью развития творчества у младших школьников

Второй этап исследования – формирующий этап эксперимента я провели с учениками 1-го «а» класса.

При разработке проведения занятий использовались материалы экспериментальной программы по оригами для начальной школы под редакцией С.Ю.Афонькина, Е.Ю. Афонькиной. Особенности же проведённых занятий в том, что обучение учеников средствами искусства оригами обеспечивает более полное удовлетворение творческих, познавательных, коммуникативных потребностей; большее количество времени посвящается для повышения компетентности в сфере бумаготворчества; освоению различных способов обработки бумаги, что дает более свободное решение творческих задач.

Целью проведения занятий по оригами является – формирование духовной культуры личности детей 7 – 10 лет, приобщение их к культурным ценностям посредством овладения знаниями и навыками художественной обработки бумаги.

Основными задачами проведения занятий по оригами являются:

  • формирование чувства самосознания,
  • развитие культурно-исторической памяти,
  • развитие эстетического сознания,
  • формирование художественно-творческой активности в процессе изучения оригами.

Рассматриваемый принцип выдвигает необходимость формирования у младших школьников в процессе обучения сознательного, творческого отношения к заданиям, труду, развития у них наблюдательности, мышления, внимания, памяти, воображения. Реализация этого принципа зависит от роли педагога, от используемых им методов преподавания. Ставя перед воспитанниками задачи творческого характера, педагог подводит их к необходимости самостоятельного решения проблемы, т.е. сочетания творческого и исполнительного компонентов в деятельности. К примеру, воспитанники при изготовлении кукол воплощают придуманные образы на практике, используя определённый материал.

Принцип научности обучения следует понимать, как требования строить процесс обучения, опираясь на современные научно-технические данные и знания воспитанников по основам наук. Обязательным условием популяризации научных положений является соблюдение научной терминологии, требований ГОСТа. Так, при изучении вопросов по работе с бумагой учеников знакомятся с различными видами бумаги, её свойствами и применением её в художественном творчестве.

Чертить и демонстрировать следующий этап складывания можно только после того, как все дети справятся с предыдущим этапом. Сложность каждого задания должна соответствовать возможностям ребенка.

На занятиях по оригами мы активно использовали разнообразные наглядные пособия (готовые изделия, иллюстрации, методические пособия, таблицы и т.д.). Когда ученики видели наглядно, что от них требуется, и знали, каким должен быть итог их работы, им было легче создавать поделку, а так же это их стимулировало на создание поделок.

Прочность овладения знаниями, умениями и навыками была достигнута при помощи успешной реализации уже рассмотренных принципов обучения. Для закрепления изучаемого материала ученики на каждом занятии выполняли упражнения, в ходе которого отрабатывали различные практические действия.

Особенностью занятий являлось то, что их невозможно было разделить на исключительно теоретические и полностью практические. Теоретические сведения давались обучаемым в определённом порядке с учётом того, что за изучением каждой темы занятий должно было следовать закрепление пройденного материала на практике, т.е. формирование у воспитанников на основе полученных знаний, практических умений и навыков. С другой стороны, овладевая умениями и навыками по художественному творчеству из бумаги, обучаемые закрепляли теоретические знания о структуре и строении материалов, о видах бумаги, о сгибаемости, о принципах работы с ней. Благодаря применению на практике, эти знания конкретизируются, становятся более жизненными.

Медленно работающим детям необходимо было объяснять и показывать дополнительно. Быстро работающим – предоставлялся дополнительный материал (2 –3 фигурки, карточки и т.д.). Чтобы создать творческую обстановку и вызвать интерес к бумаготворчеству, на каждом занятии использовался прием «приветствия», рассказывались сказки, легенды.

Проведённые занятия предусматривали овладение детьми спектра знаний, умений и навыков в области оригами и изобразительного искусства. В результате успешного освоения информации и обучения оригами и изобразительному искусству у младших школьников сформировалась духовная культура личности.

Отслеживание результатов проведённых занятий проходило в процессе анализа и оценки детских работ, в ходе наблюдения за деятельностью детей, посредством анкетирования и интервьюирования детей и родителей, при организации выставок детского творчества.

Оценивались детские работы по следующим критериям:

  • раскрытие заданной темы различными способами или выполнение практического задания или упражнения ;
  • оригинальность;
  • использование теоретических знаний изограмоты в практической работе;
  • культура работы в материале;
  • собственное отношение к работе (через аккуратность и законченность работы).

Отслеживание развития коммуникативных способностей происходило методом наблюдения и документальной фиксации. Анкеты, карточки-задания, игра в молчанку, игра в «Слепого дракона», блиц – турниры служали для проверки усвоения знаний «об оригами», «о цветоведении», о законах композиции.

Использование игровых методов на занятиях по оригами обусловлено эффективностью данного методического приема. Одновременно обязателен учет требований к моделированию и применению игровых приемов на занятиях художественного цикла: «1- наличия художественно-образного начала, 2 - соответствия программе, 3 - наличия образовательной, развивающей, и воспитывающей цели, 4 - доступного содержания, 5 - существования в конструкции игры препятствий и их преодоление, 6 - духа соревнования и состязания (но не обязательно), 7 - время игры, свободное от других эмоциональных переживаний, 8 - обязательного присутствие юмора в игре, 9 - оптимального подбора оборудования, 10 - учета возрастных особенностей».

Дети спокойно и по-деловому обращаются к взрослым с вопросами, ориентируются на его авторитет, уважение, взаимопонимание, доверие.

Лучшие работы детей и все коллективные работы располагаются на выставке работ. Это вызывает у детей гордость, уверенность, желание творить, приносить радость окружающим их товарищей и взрослым.

Имея дело с различным материалом ребенок одновременно тренирует руку и глаз, обогащает свои знания, умения. В процессе работы с материалом у ребенка развивается чувство равновесия, пропорциональности, формируются творческие способности. Вариативность бумаги, его легкая трансформация, постоянная изменчивость и абстрактность способствовали свободному проявлению инициативы, подталкивали ребенка к творческому поиску, способствовали формированию у него познавательных интересов и стали важным условием развития самостоятельности и творчества детей младшего школьного возраста.

Качественные особенности материалов рассматривались преподавателем на занятиях по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром.

В ходе формирующего эксперимента главное место занимала индивидуальная работа с детьми, в которой я стремилась показать свою доброжелательность, заинтересованность в каждом, без исключения ребенке, особое значение такая работа имела для малоактивных, часто конфликтующих детей, замкнутых детей, которые не могли удовлетворить потребность в «принятии» их детьми и взрослыми.

Большое внимание было уделено работе с детьми, имеющими, после проведения констатирующего эксперимента, низкий уровень развития творческих способностей в работе с оригами: Файзуловой Эльмиры, Хайбуллина Айназа, Ильина Руслана, Гафурова Ислама и Долгова Кирилла Алексеевича. Для формирования у них практических умений и навыков, я проводила учебные, индивидуальные занятия. Так, я показывали им, как нужно работать с бумагой, что можно из нее сделать. Необходимо отметить, что девочки значительно быстрее начала усваивать необходимые навыки. Кирилл, был пассивен, нехотя отзывался на приглашение «поиграть». Поэтому я предложила ему изготовить машинку из бумажных коробок. Мальчик увлекся идеей, но быстро утратил интерес, потому что не знал, как ее сделать. Тогда мы договорились с ним, что попробуем сначала сделать машину только из бумаги, а потом - из коробок, которые предлагали. После недолгого обдумывания Кирилл согласился. Индивидуальные занятия дали возможность активизировать его инициативу, интерес, вызвать желание играть, работать.

Индивидуальная работа с каждым ребенком позволила не только повлиять на недостатки, но и выявила их интересы, заинтересованность, стремления.

Постоянно на занятиях и в самостоятельной художественной деятельности мы с преподавателем привлекали детей к фантазированию, заостряли их внимание на том, что выполненная работа должна быть аккуратной, иметь название. Все это способствовало проявлению инициативы, самостоятельности детей, развитию воображения и творчества.

Большая работа была проведена мною и с родителями. После нескольких занятий, для ознакомления родителей с оригами, в холле была устроена выставка детских работ, Проведена консультация для родителей.

Вывод формирующего эксперимента:

Подводя итог второго этапа исследования - формирующего этапа нашего эксперимента, необходимо отметить, что, после семинара-практикума, преподавателем были проведены занятия по оригами с использованием разного вида материалов. Дети экспериментальной подгруппы самостоятельно придумали другой способ складывания бумаги, проявляли творчество и фантазию.

В уголках самостоятельного художественного творчества и на столах у детей во время проведения занятий по оригами, появились не только листы А4, но и другой материал (картон – цветной и белый, цветная бумага, газета). Родители с большим вниманием стали относиться к увлечению их детей данным видом оригами. Вся проведенная работа должным образом повлияла на развитие творчества младших школьников. В ходе формирующего эксперимента я обратила внимание на активность и заинтересованность детей, которые во время занятий по оригами (в констатирующем эксперименте) показали низкий уровень развития творческих способностей. Дети со средним уровнем развития (в констатирующем эксперименте) стали самостоятельно находить выразительные средства для изображения образов. Свои работы выполняли, преобразуя уже знакомый материал, внося в поделки новые приемы решения заданий.

2.3. Определение показателей уровня развития творчества у младших школьников на занятиях по оригами

Для того чтобы проверить эффективность моей исследовательской экспериментальной работы, было проведено контрольное обследование учеников (контрольный этап)

Цель контрольного этапа эксперимента: проверить эффективность проведенной работы с учениками по развитию творчества средствами оригами. Для этого необходимо решить следующие задачи:

1. Выявить уровни развития детского творчества после формирующего этапа работы. Сравнить их с результатами констатирующего эксперимента.

2. Сравнить результаты, полученные на третьем этапе исследования с результатами первого этапа.

3. Сделать количественный и качественный анализ результатов.

4. Сделать выводы о результативности проведения экспериментального исследования.

Для выявления развития творчества у детей младшего школьного возраста и анализа их изменений, были проведены занятия по оригами по замыслу на тему «Ваза с цветами» А также, были проведены наблюдения за деятельностью детей и выполнением заданий творческого характера.

Результаты показателей уровня развития художественного творчества у детей данной группы приведены в таблицах 2.1

Таблица 2.1

Обобщенные результаты показателей уровня развития художественного творчества у учеников 1 «а» класса

№ п/п

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Общее количество

Дети

6

9

1

16

%

37,5%

56,2

6,3

100

Анализ данных, которые приведены в таблице 2.1свидетельствуют о том, что у младших школьников высокий уровень развития художественного творчества имеют 6 учеников – 37,5%; средний уровень – 9 учеников– 56,2%; низкий уровень – 1 ученик - 6,3%.

Сравнивая показатели результатов исследования, мы видим что за время проведения эксперимента, показатель высокого уровня развития творческих способностей вырос с 12,5% до 37,5%, средний уровень развития остался на прежнем уровне-56,2%, низкий уровень развития сократился с 31,3% до 6,3%. С целью определения динамики изменений уровня развития художественного, на этапах констатирующего и контрольного экспериментов, построена диаграмма

Условные обозначения:

1 этап исследования

3 этап исследования)

Сравнительный анализ оценок выполнения заданий на констатирующем и контрольном этапах эксперимента показал тенденцию к снижению низких оценок и увеличению высоких. Ученики, показавшие в констатирующем эксперименте низкий уровень развития творческих способностей, такие как Файзулова Эльмира, Хайбуллин Айназ, Ильин Руслан, Гафуров Ислам и Долгов Кирилл на данном этапе исследования (контрольного эксперимента) повысили показатели уровня развития художественного творчества до среднего, увеличились показатели детей с высоким уровнем развития.

Характеризуя творческие проявления детей при выполнении заданий на контрольном этапе исследования, необходимо отметить способность быстро адаптироваться в сложившейся ситуации, и способность использования нового для выполнения поставленной задачи, свойственные большему количеству детей по сравнению с результатами 1 этапа исследования.

У тех учеников, чьи результаты на констатирующем этапе исследования были низкими, проявилась гибкость при выборе пути решения задач. Тем не менее, ученики использовали привычные пути решения задач, что позволяет сказать о привязанности их к привычному. Проявления детей характеризовались эпизодическими выходами за рамки стереотипных сюжетов, способов деятельности. Так, оригинальность как способность находить свой собственный, самостоятельный путь выполнения задания, проявилась лишь у 2-х школьников, а вариативность, как способность придумывать несколько вариантов решения одной задачи проявилась у 4 детей.

Можно отметить повышение у детей активности, стремление при выполнении задания действовать самостоятельно, желание изменить привычный сюжет, найти другой способ решения задач, действовать согласованно с другими детьми и взрослыми. И хотя специальной задачи – сформировать способы творческой деятельности - на этом этапе не ставилось, дети  осваивали их в процессе совместной деятельности и общения ребенка с взрослым. Контрольный этап исследования показал, что детям доступно освоение способов комбинирования предложенных идей. Так, в совместной деятельности можно было наблюдать попытки детей придумать новый сюжет, решить «сложную» задачу, использовать свой опыт для решения задачи по-новому и т.д.

Подобные творческие проявления можно было заметить и в самостоятельной деятельности детей, особенно ближе к концу эксперимента. Детьми использовались знакомые ситуации из  сюжетов, заимствованных из книг, мультфильмов и сказок.

На основе полученных оценок выполнения контрольных заданий детьми группы были определены уровни развития творчества у детей младшего школьного возраста.

Анализ контрольного эксперимента показал, что уменьшилось количество учеников, которые относились к низкому уровню развития художественного творчества, - их стало 6,3%, отнесенных к среднему уровню – 56,2,%, отнесенных к высокому уровню – 37,5%

Анализируя результаты эксперимента, необходимо подчеркнуть, что значительно выросла инициативность учеников, их активность в выборе материала, способов действий на занятиях по оригами.

Количество учеников, которые выполнили работы по памяти, стало 50% от общего количества.

Таким образом, анализ контрольного эксперимента продемонстрировал эффективность использования разнообразных видов материала на занятиях по оригами у учеников младшего школьного возраста. Данные исследования свидетельствуют о том, что использование этих видов материалов, способствует развитию активности, инициативности, творчества. Действуя с таким материалом, ученики получают удовольствие, у них возникает желание творить новые, необыкновенно фантастические изделия.

Вывод контрольного этапа эксперимента.

В ходе контрольного этапа эксперимента ученики проявили интерес к нетрадиционному содержанию. Показали достаточно высокий уровень владения нетрадиционными материалами, свободно смогли воспользоваться их возможностями. В своих работах ученики смогли проявить творчество в подборе цветовой гаммы, проявили самостоятельность в выборе материала и техники, в продумывании содержания.

Для осуществления поставленной цели, были разработаны различные виды деятельности занимательного характера. Свои работы дети выполняли увлеченно, для достижения результатов прилагали значительные волевые усилия. Постоянно экспериментировали, находили новые приемы решения поставленных заданий.

Все это стало возможным благодаря систематичному, целенаправленному обучению оригами, а так же дополнительным занятиям оригами дома с родителями.

Выводы по главе ІІ:

Для определения актуального состояния развития детского творчества на занятиях по оригами у младших школьников (констатирующий эксперимент), я провела диагностику детских работ по оригами и установила, что дети в целом владеют элементарными навыками и умениями. В своей работе учителя используют традиционные методики обучения школьников оригами. После проведенного анкетирования родителей, мною установлено, что дома, для развития творческих способностей, детям уделяется недостаточно внимания: у большинства детей нет своего уголка для занятий по оригами, а, если и есть, то, чаще всего, дети только занимаются рисованием.

Для развития у учеников младшего школьного возраста фантазии и творчества на занятиях по оригами и в самостоятельной художественной деятельности, в формирующем этапе эксперимента, я использовала нетрадиционный вид материала. В начале эксперимента мною была проведена предварительная работа с родителями. После объяснения и показа детям методов складывания и наклеивания бумаги, были проведены занятия по оригами с использованием данного вида материала. Большое внимание уделялось индивидуальной работе с детьми, имеющими, после проведения констатирующего эксперимента, низкий уровень развития творческих способностей.

Большая работа была проведена мною и с родителями этих групп: организованы консультации, проведены беседы на тему: «Развиваем творческие способности у ребенка». После повторного проведения анкетирования родителей, нами установлено, что большинство родителей изменило свое отношение к детскому художественному творчеству: у детей появились свои уголки дома для занятия художественным ручным трудом; для выполнения поделок, дети стали использовать различные виды материала.

Для проверки эффективности моей экспериментальной работы, выявления развития творчества у детей, было проведено контрольное обследование детей - занятие по оригами по замыслу. На основе полученных оценок выполнения контрольных заданий учениками, определили уровни развития творчества у детей младшего школьного возраста.

Анализ контрольного эксперимента показал, что уменьшилось количество учеников, которые относились к низкому уровню развития художественного творчества, а количество учеников с высоким уровнем развития творческих способностей увеличился. Использование разнообразных видов материала на занятиях по оригами у детей младшего школьного возраста способствовало развитию активности учеников, инициативности и творчества.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Оригами – сложенная бумага, а также искусство складывания бумаги, создание различных фигурок и декоративных вещей. Диапазон возможностей оригами велик: от простой детской игры до целого искусства. Оригами используется в определенных японских ритуалах и церемониях, в реабилитационный период после некоторых болезней. Значительное место оригами занимает в образовании и развитии ребенка:

· Учит детей различным приемам работы с бумагой, таким, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.

· Развивает у детей у детей способность работать руками, приучает к точным движениям пальцев, у них совершенствуется мелкая моторика рук, происходит развитие глазомера.

· Учит концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления поделки, учит следовать устным инструкциям.

· Стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.

· Знакомит детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д., при этом происходит обогащение словаря ребенка специальными терминами.

· Развивает пространственное воображение – учит читать чертежи, по которым складываются фигурки и представлять по ним изделия в объеме, помогает развитию чертежных навыков, так как схемы понравившихся изделий нужно зарисовывать в тетрадку.

· Развивает художественный вкус и творческие способности детей, активизирует их воображение и фантазию.

· Способствует созданию игровых ситуаций, расширяет коммуникативные способности детей.

· Совершенствует трудовые навыки, формирует культуру труда, учит аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

Для проверки эффективности экспериментальной работы, выявления развития творчества у детей, проведено контрольное обследование детей исследуемого класса - занятие по оригами. На основе полученных оценок выполнения контрольных заданий детьми, мы определили уровни развития творчества у детей младшего школьного возраста.

Анализ контрольного эксперимента показал, что уменьшилось количество детей, которые относились к низкому уровню развития художественного творчества, а количество детей с высоким уровнем развития творческих способностей увеличилось.

Сравнивая результаты констатирующего и контрольного экспериментов можно сделать вывод о том, что при целенаправленном, систематичном, поэтапном обучении у детей увеличились показатели проявления интереса к теме и содержанию, увлеченности процессом работы, оригинальности замысла, проявление творчества и воображения. Можно, также, отметить повышение у детей активности на занятиях, стремление при выполнении задания действовать самостоятельно, желание изменить привычный сюжет, найти другой способ решения задач, действовать согласованно с другими детьми и взрослыми.

Таким образом, исследование показало, что оригами является специфическим видом детской деятельности, которая действительно влияет на развитие творчества детей младшего школьного возраста.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Асмолов А. Г. Личность как предмет психологического исследования. М., 1984.

2. Березина В.Г., Викеньтев И.Л., Модестов С.Ю. Детство творческой личности. - СПб.: издательство Буковского, 2004. - 60 с.

3. Веракса Н.Е. Диалектическоемышление и творчество. -Вопросыпсихологии. - 2009 № 4. С. 5-9.

4. Волков Б.С., Волкова Н.В. Психология детства. - М.: АПО, 2007. - 152 с.

5. Геронимус Т. Урок труда. 3 класс:Учебный комплект для начальной школы.-М.:АСТ-ПРЕСС,1998.-120с.

6. Годфруа Ж.Психология, изд. В 2 т., том 1. - М.Мир, 2002. С. 435-442.

7. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - М., 2006. - 342 с.

8. Дьяченко О.М., Веракса Н.Е. Чего на свете не бывает. - М: Знание, 2004. 157 с.

9. Соколова С.В. Оригами для старших дошкольников. СПб.:»Детство-Пресс», 2004. – 48 с., цв. вкл.

10. Конышева Н,М. Конструирование как средство развития младших школьников на уроках ручного труда: Пос. для учит, и студ. педвузов/Н.М.Конышева.-М, 2000. -88с.

11. Левин В.А. Воспитание творчества. - Томск: Пеленг, 2009. 56 с.

12. Малышева А.Н. Мастерим из бумаги вместе с котом Матроскиным и Шариком. – Ярославль: Академия развития, 2011. – 128 с., ил.

13. Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности. - М.: Знание, 2011. - 96 с.

14. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию / Под ред. Т.С.Комаровой. - 3-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 2011. - 256 с.

15. Парамонова Л.А. Детское творческое конструирование. – М.:Изд. Дом «Карапуз», 1999. – 240 с.

16. Покидаева Т.Ю. Оригами. Конструирование из бумаги. – М.: РОСМЭН, 2002. – 62 с.

17. Сухомлинский В.А. Избранное педагогическое сочинение в 3-х томах. Т.1- М., 2009. - 603 с.

18. Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. Уроки творчества: Учеб. для 2-го кл.- Самара:Фёдоров,2000.-111с.

19. Шпикалова Т.Я. Изобразительное искуство во 2-ом классе. – М.: Просвещение, 1984. – 207 с.

20. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М., 2005.

Приложение 1

Результаты изучения уровня развития художественного творчества учеников младшего школьного возраста

(констатирующий эксперимент)

п/п

Имя ребенка

1

2

3

4

Количество

баллов

Уровни

развития

творчества детей

1

Болтаев Савелий Станиславович

2

2

2

3

9

С

2

Гафуров Ислам Нурисламович

1

2

1

2

6

Н

3

Долгов Кирилл Алексеевич

1

1

2

2

6

Н

4

Закирова Диляра Ильгизаровна

2

2

2

3

9

С

5

Ильин Руслан Владимирович

1

2

1

2

6

Н

6

Каргин Евгений Юрьевич

2

2

2

3

9

С

7

Каргина Елизавета Валентиновна

2

2

3

2

9

С

8

Минатуллина Карина Ривкативна

3

3

3

2

11

В

9

Николаева Диана Владимировна

3

2

2

3

10

В

10

Петрова Елизавета Андреевна

2

2

1

1

6

С

11

Петрова Элина Руслановна

2

2

2

2

8

С

12

Сагатдинова Ильхамия Рамиловна

2

2

2

3

9

С

13

Урматский Виктор Олегович

2

2

2

2

8

С

14

Файзулова Эльмира Эмировна

1

2

1

2

6

Н

15

Хайбуллин Айназ Рафикович

1

2

1

2

6

Н

16

Хайбуллина Рания Растэмовна

2

2

3

2

9

С

В= 2 ученика =12,5%; С= 9 учеников =56,2%; Н= 5 учеников = 31,3%.

Приложение 2

Результаты показателей уровня развития художественного творчества

у учеников экспериментального класса

(контрольный эксперимент)

п/п

Имя ребенка

1

2

3

4

Количество

баллов

Уровни

развития

творчества детей

1

Болтаев Савелий Станиславович

2

2

2

3

9

С

2

Гафуров Ислам Нурисламович

1

2

2

2

7

С

3

Долгов Кирилл Алексеевич

1

1

2

2

6

Н

4

Закирова Диляра Ильгизаровна

2

2

2

3

9

С

5

Ильин Руслан Владимирович

2

2

2

2

8

С

6

Каргин Евгений Юрьевич

2

2

2

3

9

С

7

Каргина Елизавета Валентиновна

2

2

3

2

9

С

8

Минатуллина Карина Ривкативна

3

3

3

2

11

В

9

Николаева Диана Владимировна

3

2

2

3

10

В

10

Петрова Елизавета Андреевна

2

2

2

2

8

С

11

Петрова Элина Руслановна

2

2

3

3

10

В

12

Сагатдинова Ильхамия Рамиловна

2

3

3

3

11

В

13

Урматский Виктор Олегович

2

2

3

3

10

В

14

Файзулова Эльмира Эмировна

1

2

2

2

7

С

15

Хайбуллин Айназ Рафикович

1

2

2

2

7

С

16

Хайбуллина Рания Растэмовна

2

3

3

3

11

В

В= 6 учеников =37,5%

С=9 учеников =56,2%

Н=1 ученик = 6,3%.

Приложение 3

Анкета для родителей

1.Как вы используете свое свободное время с детьми дома?

2.Есть ли у ребенка дома свой уголок для занятия художественным ручным трудом?

3.. Каким видам самостоятельной художественной деятельности отдает предпочтение ваш ребенок?

4.Оказываете ли вы ему помощь ?

Составлена целью изучения отношения родителей к детскому художественному творчеству дома.

Приложение 4

Оригами «Журавлик»

Техника выполнения

Приложение 5

Оригами «Бабочка»

Приложение 6

РАЗВИВАЕМ ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ У РЕБЕНКА

Консультация для родителей.

Для гармоничного развития личности ребёнка очень важно приобщать его к миру красоты через изобразительную деятельность.

Оригами - это самобытное японское искусство создания моделей различных предметов, животных, птиц, цветов путём сгибания листа бумаги. Никто не знает, кто именно и когда придумал оригами, и как были выработаны его неписаные правила. Есть даже мнение, что это искусство старше, чем бумага. Что первые фигурки оригами возникли из искусства драпировки ткани при изготовлении традиционной японской одежды. Многие поколения японцев внесли в оригами свой вклад, передавая умение складывать плоский лист в чудесную фигурку.

Занятие оригами оказывает положительное влияние на рост и более успешную и радостную тренировку разнообразных природных способностей детей, в том числе к творчеству и самому обучению. Специалисты-медики считают, что оно позволяет полнее использовать запасы психики, гармонично тренируя и взращивая оба полушария головного мозга. У ребят совершенствуются мелкая моторика рук, движения пальцев становятся более точными (что немаловажно для школьников начальных классов, овладевающих письмом), вырабатывается усидчивость. Ведь чтобы получилась красивая фигурка, нужны точность, внимание, сосредоточенность. Кроме того, оригами попутно весьма успешно упражняет память, мышление, пространственное воображение, сообразительность. Неспроста это занятие применяют в своей практике и врачи-логопеды. Помогает оно и людям с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с психическими расстройствами.

Приложение 7

Сказка о птичке «Оригами»

А теперь внимательно-внимательно послушаем сказку об одной волшебной птичке.

«Давным-давно, на далеком острове, то есть за океанами, и морями на небольшом кусочке земли жили-были люди, чувствующие Красоту. Они были очень трудолюбивы и стремились, чтобы их небольшой остров был прекрасен. А самое главное, люди этого острова жили в гармонии внутри себя и с окружающим миром. Они знали, что почувствовать настоящую Красоту может только истинно добрый человек, способный пожалеть, полюбить. А злой человек способен только разрушить, обидеть, отнять, даже – уничтожить.

И вот однажды явились к эти людям три злые колдуньи: Жадность, Жестокость, Зависть. Схватили они Солнце и … скрылись.

Стало темно, холодно и страшно. Люди волшебной страны испугались и стали плакать. Но тут прилетела волшебная птичка «Оригами», синяя птица счастья. Она всегда прилетает, когда очень-очень этого хотят.

Сделала она круг над страной, запела песнь о Доброте, Любви и Трудолюбии. Взмахнула она синим крылом. И вдруг, с неба стали падать волшебные листочки бумаги – белые, красные, желтые. И люди поняли, что они сами виноваты, что у них нет Солнца. Ведь многие из них допустили в душу Зависть, Жадность и Жестокость. Именно поэтому колдуньи стали всесильными. Они поняли, что можно с Любовью и Добротой снова создать свой чудесный и прекрасный мир. А из чего? Как?

А для чего птица-оригами сбросила бумагу? Может быть попробовать?

И люди из бумаги стали складывать цветы, животных, птиц, рыб, даже дома и одежду – все красивое, яркое.

А все что сделано с любовью становится настоящим. Вскоре Солнце снова вернулось в эту страну. Ибо, где есть Любовь, Доброта, Красота, там есть гармония, свет, тепло. И нет места зависти и жестокости.

В память и благодарность той птичке люди стали продолжать создавать разные поделки, подарки, игрушки, головоломки.

А занятие это назвали – Оригами. Где «Ор» – означает слово делаю, создаю, «Ками» – бумага, бог. А слово «оригами» - обозначает искусство делать из бумаги или искусство складывать из бумаги. А страна, где все это случилось называется Япония. Но мы то с вами знаем, что на самом деле это страна Оригамия. Именно там было придумано это замечательное искусство – искусство складывания из бумаги».

PAGE \* MERGEFORMAT 1

Развитие творчества детей младшего школьного возраста в художественной деятельности