Урок физики в 7 классе по теме: Сообщающиеся сосуды


Урок физики в 7 классе по теме: "Сообщающиеся сосуды"

Цели урока:

    Продолжить формирование понятия давления жидкости на дно сосуда и изучение закона Паскаля на природе однородных и разнородных жидкостей;

    Сформировать понятие о сообщающихся сосудах и их свойствах

    Формировать интеллектуальные умения анализировать, сравнивать, находить примеры сообщающихся сосудов в быту, технике, природе;

Оборудование: записи на доске, различные виды сообщающихся сосудов, металлический зажим, штатив с лапкой и муфтой, лейка, чайник, карта урока, тесты.

План урока

Этапы урока



Время, мин

Приемы и методы

1. Организационный момент.

1 -2

Рассказ учителя.

2. Актуализация знаний.

Проверочная работа

3. Изучение нового материала.

10 - 15

Беседа. Записи на доске и в листах. Проведение эксперимента. Обсуждение результатов.

4. Развитие знаний при решении творческих задач. резерв

Решение экспериментальных задач.

5. Проверка знаний.

Индивидуальная работа с тестами.

6. Подведение итогов.

5-6

Выделение главного учителем.

7. Домашнее задание.

Ход урока

1. Учитель:

Я еще не устала удивляться

Чудесам, что есть на Земле:

Телевизору, голосу рации,

Калькулятору на столе.

Самолеты летят сквозь тучи,

Мчатся по морю корабли.

Как до этих вещей могучих

Домечтаться люди могли?

Как придумать могли такое:

Кнопку тронешь – день настает.

Только кран откроешь рукою –

И вода по трубам течет.

Ток по проволоке струится,

Спутник мчится по небесам,

Человеку стоит дивиться

Человеческим чудесам.

Сегодня с вами мы будем изучать чудесные сосуды и откроем законы, которым подчиняются эти сосуды. Другими словами, у нас сегодня урок-исследование. А для проведения исследования потребуется карта наблюдений и выводов. (Учитель демонстрирует страничку этого журнала)

2. Чтобы провести исследования, нам придется вспомнить ранее изученный материал. У вас на столах лежат листочки с заданиями. Вам необходимо выполнить задания № 5, №7 карточки

5

1) Ртуть - 13600 кг/м3

Вода 1000 кг/м3, масло 930 кг/м3, 2)бензин 710 кг/м3

7

Р = 1000 кг/м3 0,2 м 10 Н/кг = 20 к Па

3. Включение в систему знаний

Перед вами на столе чайник, лейка, сосуды различной формы.

    Что общего у этих сосудов? ( имеют соединения)

    Как они должны соединяться? (ниже уровня жидкости)

    Сколько может быть таких соединений? демонстрация

Итак, сегодня на уроке мы будем говорить о сообщающихся сосудах. Запишите, пожалуйста, тему сегодняшнего урока в технологическую карту. Учащиеся записывают тему урока.

Какие сосуды мы можем назвать сообщающимися?

Учащиеся делают вывод и записывают его в страничку наблюдений: Сосуды, соединенные между собой ниже уровня жидкости называются сообщающимися.

Учитель. А сейчас рассмотрим, какие сосуды есть в нашем распоряжении. Демонстрация

Как вы думаете, ребята, наливая жидкость в в одну трубку, будет ли она перетекать в другую трубку?

Давайте проверим ваши предположения. .

Видите: жидкость стала перетекать. Но почему? Предположим, что в нижней части трубки стоит перегородка. Теперь ответьте на вопросы:

Одинаковые ли давления оказывают столбики жидкости справа и слева на перегородку?

От чего зависит давление на нее? (От высот столбов.)

Итак, давления разные, так как высоты столбов жидкости разные.

Будет ли в равновесии перегородка, если давления справа и слева неодинаковы? (Нет, не будет.)

И каково следствие этого? (Жидкость перетекает.)

И как долго она будет перетекать? (До тех пор, пока давления на перегородку справа и слева не станут равными.)

А что можно сказать об уровнях жидкости в обоих коленах сообщающихся сосудов, если движения жидкости в ней нет? (В покоящейся жидкости уровни будут одинаковы, т. е. должны находиться на равной высоте.)

Мы пришли к важному выводу. Сформулируем его.

Учащийся: В сообщающихся сосудах свободная поверхность покоящейся жидкости находится на одном уровне.

Учитель: Отметьте уровень жидкости на первом рисунке в своей карте. Учащиеся отмечают уровни жидкости.

Учитель. Можно ли это обосновать теоретически? Записываем вывод к себе в карту.

. Мы знаем, что на одном и том же уровне по закону Паскаля давление во всех точках жидкости одинаковое, т. е. р1=р2. Давление p1=