Анализ контента на государственных и коммерческих каналах Украины

1.Анализ контента на государственных и коммерческих каналах Украины

ТВ-контент - это информационно значимое наполнение телевизионного канала вещания, что определенно форматом. Формат вещания телеканала определяет выбор соответствующего контента: развлекательного, познавательного, информационного, аналитического или смешанного. В таблице 1 даны примеры форматов и жанров программ нескольких эфирных и кабельных телеканалов.

Таблица 1.

Примеры форматов и жанров программ эфирных и кабельных телеканалов

Формат

Телеканалы

Жанры рейтинговых программ

Общеформатное телевидение

Перший національний, Ера,
1+1, 1+1 International, Інтер,
Інтер+, Україна, 2+2, ICTV, Тоніс, Новий канал, СТБ, Гамма

Информационно-аналитические программы, программы новостей, сериалы, художественные фильмы, развлекательные программы, мультфильмы и т.п.

Развлекательное телевидение

Enter-фільм, Кіноточка, ТЕТ, К1, К2, Гумор ТБ/Бабай ТБ

Сериалы, художественные фильмы, развлекательные программы

Познавательное телевидение

Мега, Трофей, Еко-ТБ, Культура

Документальные фильмы

Аналитическое телевидение и новости

UBR, Новини 24, Еспресо TV, УНТ, 112 Україна, Перший діловий,

Информационно-аналитические программы, программы новостей

Детское телевидение

Nikelodeon, Jetix, Малятко TV, Піксель, ПлюсПлюс

Мультфильмы

Музыкальное телевидение

Муз-ТВ, MTV Ukraine Enter music, Music Box UA

Музыкальные клипы, мультфильмы

Спортивное телевидение

Футбол1, Футбол2

Спортивные передачи, новости спорта

Контент большинства телеканалов соответствует выбранному формату: на развлекательном телевидении транслируются сериалы, художественные фильмы, развлекательные программы; информационно-аналитические программы и передачи новостей - составляют основу аналитического телевидения; на телеканалах, предназначенных для детей, транслируются мультфильмы.

Вопрос о покупке контента или производство собственных программ, решается, исходя из следующих принципов:

  • Целесообразность: собственное производство всегда дорогое, поэтому в случае недостаточного количества бюджетных средств, программы покупаются. Однако, если компания обладает необходимым бюджетом и со стороны рекламодателей уже сформирован интерес к будущему продукту, лучше проводить программы самим;
  • Влияние на социум: в случае, когда миссия телеканала предполагает воздействие на социальные и политические процессы в обществе, важным условием является производство новостей. Но новостные программы обычно является самым дорогим продуктом, и, чаще всего, убыточным, поскольку на их создание и поддержание необходимо значительное количество финансовых и человеческих ресурсов, а реклама не всегда окупает затраты на производство;
  • Использование аналогов: если на рынке существуют популярные программы, можно создать собственный аналог, безусловно, учитывая интересы правообладателей;
  • Дополнительные возможности: продажа прав на ретрансляцию или производство аналогов на собственные программы; покупка программ у правообладателей с возможностью дальнейшей его перепродажи.

Телеканалы вынуждены бороться за своего зрителя «картинкой». Например, медиагруппа StarLightMedia (СТБ, ICTV, «Новый канал», М1, М2, QTV) решила завоевать аудиторию развлекательными шоу. Так, уже несколько лет подряд телеканал СТБ снимает «Украина имеет талант», «Х-фактор», «Взвешенные и счастливые», «Танцуют все» и другие проекты. В 2014 - 2015 гг. в эфир вышли новые сезоны этих шоу.

Вслед за StarLightMedia ставку на шоу сделала и «1+1 медиа». В 2013 зрители телеканала «1+1» увидели «Голос страны», «Вышку» и «Битву хоров». На 2015 год «Плюсы» запланировали к показу сериалы собственного производства - «В сети» и «Мстительницы». Также компания работает над несколькими развлекательными шоу.

На юмористических программах сосредоточилась «Медиа Группа Украина». Летом 2013 года компания подписала эксклюзивный контракт на все типы прав трансляции контента Comedy Club Production, включая кабельные и спутниковые. Кроме этого, получила эксклюзивные права на трансляцию футбольных матчей УЕФА.

В среднем телеканалы транслируют 60% программ собственного производства, 20% программ, произведенных отечественными продакшн-студиями и 20% купленных программ зарубежного производства.

Еще несколько лет назад телеканалов, программы которых были рассчитаны на определенную аудиторию, было не более 10. Однако уже в этом году на территории Украины вещают более 30 нишевых каналов. И их количество, и аудитория постоянно растет. По словам Виктории Семененко, управляющего партнера рекламного агентства «Максимум адвертайзинг», на сегодня просмотра нишевого ТВ с 2005 года выросло в три раза. «Нишевое телевидение будет активно развиваться. К 2015 году, особенно после внедрения цифрового эфирного телевидения, мы прогнозируем рост доли нишевых каналов в общем количестве каналов на уровне 90% по сравнению с нынешними 60%. Рост количества нишевых каналов, в свою очередь, будет стимулировать развитие индустрии платного телевидения и рост ее доходов». Сейчас одним из самых популярных нишевых телеканалов стал «Общественное», которое анонсирует новости политического направления.

Хороший нишевый телеканал - это телеканал, созданный для определенной группы людей с определенными интересами. Это телеканал с хорошим, качественным контентом, приправленным энтузиазмом его создателей (они, как правило, разделяют интересы своих зрителей). Доля нишевых каналов по отношению к эфирным «для всех» мала, но специализированным TБ этого и не надо. Их задача - увеличить объем просмотра, а значит, и долю только исключительно среди своей целевой аудитории.

Итак, телевидение привлекательное и необходимо, потому, что оно удовлетворяет важнейшие социальные и психологические потребности человека, делает его повседневную жизнь более интересной, содержательной, комфортной и приятной. Телевидение является средством информации, успех которого оценивается исключительно на основе аудитории, которая смотрит телевизор. Коммуникация с аудиторией должна захватить и при необходимости привлечь зрителя в этот контент.

2.Особенности украинских телеканалов

Формат канала - это его неповторимая стилистика, узнаваемая интонация, и все передачи (любого жанра), которые должны «вписываться» в эту стилистику, в этот «формат». Сейчас форматное самоопределение телеканалов находится в хаотическом состоянии: часто каналы или не дают определения своим форматом, или дают, но недостаточно емкое, ограничиваясь общими характеристиками. Понимание природы форматного телевидение позволяет выстраивать эффективную работу не только на уровне менеджмента, но и на уровне людей, непосредственно участвующих в подготовке контента в эфир (журналистов, операторов, режиссеров и т. д.). Очень важно, чтобы сотрудники сначала приняли заданный формат, хорошо поняли его особенности и важнейшие характеристики, и тогда они уже по наитию будут мыслить «форматно». Впрочем, безусловно, важно оставить им и пространство для творческих идей, ведь, формат - понятие динамическое, если действовать только в рамках шаблона, никакого развития происходить не будет.

Наиболее важными для потребителей отличными свойствами телеконтента, которые составляют его «продуктовую» ценность является жанрово-тематические характеристики и его «происхождение». Это объясняется тем, что страна производства кинопрограммы часто определяет его содержательные, жанровые, стилистические особенности - из-за сложившихся в регионе кинематографических канонов, культурных традиций и тому подобное. В зрительском сознании - на основе опыта потребления - формируются стереотипные представления и система ожиданий от кинопроизведений того или иного региона производства, чаще всего вместе с жанровыми характеристиками - индийские мелодрамы, латиноамериканское «мыло», советские фильмы, американские блокбастеры, французская комедия и т.п.

Таким образом, формирование контента на негосударственных каналах Украины, имеет ряд своих особенностей. Представленный новостными выпусками и ток-шоу, общественно-политический контент становится инструментом борьбы телеканалов за свою аудиторию, является одним из последствий коммерциализации украинского телевидения. Рейтинги и исследования аудиторий становятся основными инструментами конкурентной борьбы в отечественном телеэфире. Согласование планов и действий в контексте современного развития телевидения и Интернета обусловлено вызовами современного информационного мира и открывает перед телеканалами новые возможности, одновременно заставляя их создавать интерактивный контент, способный отвечать информационным запросам зрительских аудиторий. Однако, на наш взгляд, основной проблемой общественно-политического контента на украинском телевидении остается его принадлежность к определенным финансовым и политических группам, а незащищенность украинского информационного пространства, сужает возможности противостоять чрезмерным воздействиям российского сегмента в отечественном телеэфире.

3.Анализ государственных телеканалов

Главным государственным телеканалом Украины является UA: Первый (УТ-1), который имеет общее социальное значения. Государственное телевидение является инструментом для идеологического обеспечения политики, проводимой властями, в соответствии с чем, особое внимание уделяет перспективному и жестком календарного планированию.

Контент канала разносторонний и посвящен аудитории всех возрастов. Телепрограммы и художественные проекты имеют разное направление и касаются всего, что происходит в стране.

Подача информации на таких каналах в общественно-политическом пространстве осуществляется на демократических началах и имеет ряд особенностей: новости и целесообразные программы подбираются за счет того, не интересно для зрителей, а что происходит и является актуальным в стране. К тому же, новости сжатые и не имеют такой заангажированости, как на коммерческом телевидении.

Существуют также региональные государственные каналы, однако проблемой таких телеканалов является финансирование, а точнее - его отсутствие. В подтверждение этих слов можно представить как пример экономическую оценку привлекательности телерынка Украины, которую проводил в прошлом году Нацсовет. Годовой доход от телевизионной рекламы (одного из основных источников финансирования), даже учитывая неофициальные доходы - «черный нал», не превышает 80 млн. дол. в год.

Поскольку крупные и мощные телеканалы могут существовать еще средства различных дотаций со стороны своих владельцев, то регионы смело отдыхают, продолжая исчезать из эфира. Коммерческая основа мизерная, техническое обеспечение устарело, персонал... В регионах лучше всего живется сейчас коммерческим телеканалам и частным телестудиям. Что касается государственных, то возникает вопрос вообще о целесообразности содержания таких «бывших магнатов союзного вещания» с раздутыми до нескольких сотен штатами работников. Очевидно, что государственное
телевидение должно выдерживать конкуренцию с коммерческими каналами,
кабельным и спутниковым «противником», но как можно об этом говорить примером на Львовской областной государственной телерадиокомпании. Или как объяснить переход мощной телекомпании «Мост» на коммерческую основу и продажа полного эфирного вещания каналу «СТБ». «12-й канал» тоже плавно съезжает на коммерческие проекты. К примеру, компания «StarTV» транслирует вещание канала «ТЕТ» на «12 канале». Похожие примеры есть практически во всех регионах и областях Украины. Таким образом, выживают сильные, а региональное телевидение превращается в импортный товар с украинским дубляжом.

Новый подход к информационной политике нуждается, прежде всего, другой «Интеллектуальный ресурс». А руководители отечественных масс-медиа говорят только о своих ограниченные материальные возможности.
Интеллектуальная прослойка Украины поставлена в условия выживания, во-первых информационного: фактически он не получает от украинских СМИ и книгоиздателей интеллектуальных продуктов.

Сегодня мы плохо представляем себе последствия того, что происходит. Разрушение телепространства (функционирование на низком уровне и является разрушение) содержит серьезную угрозу.

4. Анализ частных телеканалов

Современное украинское телевидение завершило переход в стадию коммерческого, и сегодня функционирует по рыночным законам. Именно поэтому контент отечественных телеканалов формируется через призму телевизионного маркетинга, целью которого является создание продукта, который обеспечит преимущества над конкурентами на целевых рынках.

Продуктом деятельности телевизионных компаний есть отдельные телевизионные программы, размещенные в определенных временных слотах, согласно целевым аудиториям. Общественно-политический контент на телевидении, в основном, представлен новостными и информационными выпусками, а также политическими ток-шоу. Сегодня украинские телевизионные каналы осуществляют собственное производство программ, которые становятся лицом каналов, формируют их конкурентные преимущества и создают предпосылки уникального предложения целевой аудитории и рекламодателям. Основной тенденцией программной политики эфира украинских телеканалов за последние пять лет является постепенное заполнение праймового времени (сначала лидеров рынка, а затем и других телеканалов) продуктом отечественного производства (так называемая локализация). Если еще в 2001 - 2002 гг. в праймовых линейках были программы зарубежного производства, то уже с 2003 года подобные продукты постепенно начали вытеснять в ночной эфир, а сам телевизионный эфир постепенно заполнился украинскими программами.

Переформатирование медийного ландшафта продолжается в Украине и сейчас. Общественно-политический контент эфира телеканала «1+1», который больше ориентирован на американскую модель, составляют выпуски Телевизионной службы новостей (ТСН) и общественно-аналитические информационные программы, в частности, в сезонах 2011 - 2012 проекты «Деньги» и «Ткаченко.ua».

Успех телеканала «Інтер» тоже обусловлен, в первую очередь, мощной базой собственного производства. Для производства новостей телеканала была сформирована отдельная продакшн-студия «Национальные информационные системы» (НИС). Ежедневно на «Интере» выходят 8 выпусков новостей, среди которых вечерний итоговый выпуск «Подробности», а в воскресенье «Подробности недели» в жанре политической аналитики. Кроме того, телеканал создает ток-шоу «Большая политика с Евгением Киселевым», а с августа 2012 года в жанре журналистских расследований в эфир выходит передача «Подробности. Неформат».

ТРК «Украина» также активно занимается развитием собственных телепроектов, среди которых программа журналистских расследований «Критическая точка», «События недели» и «События», а с августа 2012 года - «Утро с Украиной», где в рамках развлекательного шоу, выходят рубрики экономического и общественно-политического направления.

Телеканал «ИСТV» выпускает в эфир следующие программы: информационная программа «Факты», итоговый информационно-аналитический проект «Факты недели с Оксаной Соколовой», общественно-политическая «Свобода слова» и информационно-публицистический проект Константина Стогния «Чрезвычайные новости». Вместе с тем, «Новый канал», переформататировавшысь на канал развлекательного типа, оставил в своем арсенале единую информационно-аналитическую программу «Репортер». Подобной программной политики придерживается и телеканал «СТБ», ориентируясь на медийные проекты. Собственной передачей публицистического характера на телеканале есть только «Окна-новости».

Существенно отличается в украинском медийном пространстве своим смысловым наполнением телеканал TVi, который предлагает своей зрительской аудитории целый ряд общественно-политических программ в разных жанрах и разных по форме представления - «Вечер с Николаем Княжицким», «Особое мнение с Евгением Чечериндой», «Итоги с Вахтангом Кипиани», «Политклуб Виталия Портникова» и многие другие.

Относительно телевизионного продукта украинских телеканалов, то передачами общественно политического содержания, которые собрали наибольшее телевизионную аудиторию за июль 2012 года (в период до начала официальной предвыборной кампании), по исследованиям ИТК, остаются информационные выпуски новостей телеканалов, которые транслировались в прайм-тайм

Журналисты «ТСН» используют социальные сети, чтобы узнать, какие новости на телевидении станут популярными вечером. Для этого они заранее «забрасывают» новость в интернет-пространство и отслеживают реакцию и характер комментариев. На основе этих предпочтений и формируется вечерний эфир. Присутствие страниц самих журналистов в социальных сетях тоже повышает интерес зрителей, потому что они могут напрямую общаться с реальным человеком, задавать ему вопросы, выражать свои мысли.

В выпусках «ТСН» обычны фразы - «больше фото и видео на эту тему смотрите на нашем сайте», или «присоединиться к обсуждению этой темы вы можете на нашей странице в социальной сети», которыми ведущие поощряют зрителей перейти по адресу на экране . Таким образом, редакторы находят подход к каждой отдельной группы, каждый журналист ориентирован на собственную часть аудитории. Инструментом в изучении потребностей аудитории опять же становятся социальные сети, исследование того, каким контентом и почему они делятся сами, что «лайкают» и распространяют.

5.Какой образ России создает украинское телевидение

Анализ информационного пространства Украины неопровержимо доказывает, что сеть средств массовой коммуникации очень мощная. Но она в основном не украинский, а русский. На юное поколение Украины направлена информационная агрессия, которая навязывает чужие идеалы и интересы; аксиологическая агрессия навязывает Украинский менталитет чужих государств и их народов; агрессия культурная навязывает чужие обычаи, язык, психологию. Справедливо подчеркивает В. Балушок, что украинские по месту функционирования, но русскоязычные по сути средства массовой коммуникации, приучая молодежь к потреблению русскоязычной продукции, прокладывают ему дорогу из России в Украину. При этом целые группы населения исключены из сферы использования украинского языка до сих пор остаются почти полностью включенными в сферу влияния российского информационного поля. А оно очень мощное и воспитывает своих потребителей направлять свои интересы в Россию и именно с ней связывать свои надежды на будущее.

Общественность критикует украинское телевидение, прежде всего ряд центральных телеканалов имеет в наличии в эфире большого количества контента российского происхождения. По подсчетам активистов кампании «Бойкот российского кино», в сентябре 2014 года на ведущих украинских телеканалах («Украина», «ICTV», «НТН», «Новый канал», «Интер», «СТБ», «2 + 2», «ТЕТ», «К1», «1 + 1») объем российского телепродукта составлял в среднем 40%. В октябре и декабре активисты зафиксировали увеличение объемов российского контента на этих телеканалах.

Также активисты подвергают обструкции украинские телеканалы по языковой политике. В октябре 2014 года активисты обнародовали статистику языкового состава контента украинских телеканалов. По ее данным, сугубо русскоязычный контент - 29%; чисто русскоязычный - 39,3%; русскоязычный с украинскими субтитрами - 23,5%; двуязычный (на русском и украинском) - 8,2%.

По этим данным можно заметить, что украинское телевидение критически относит к российскому телевизионному продукту, тем самым создавая образ отрицательного влияния российских сериалов и телепрограмм.

Если еще со времен распада СССР положение было достаточно позитивным, новости о России восприниматься общественностью в положительном русле, а процент российских телесериалов воспринимался с позитивом, то начиная с 2014 года ситуация полностью изменилась. Сейчас Украинцы кардинально изменили свою оценку украинско-российских отношений - на отрицательную.

По тем новостями, которые передают украинские телеканалы - Россия с братской страны, какой была долгие времена, превратилась в агрессора и симпатии граждан крайне изменились. Если на Востоке Украины (граждане не оккупированных территорий) больше склонны считать Россию добрососедской государством, то Запад категорически отвергает такие заявления и воспринимает Россию с негативизмом.

По 2014 - 2015 год можно встретить такие сообщения, которые доносят до общественности ведущие государственные и коммерческие телеканалы:

«Русские же боятся, что Украина переболеет их Родиной. Поэтому и создаются различные «Антимайданы», чтобы приковать внимание, не отпускать, связать себя и соседей хоть названием, пусть даже противопоставлением».

«Кремль должен это делать, формировать свою повестку дня на основе новостей из Украины, чтобы не пришлось рассказывать о делах в самой России. Здесь чисто расчет, жестокий и бескомпромиссный, в лучших традициях русского самодержавия. Поэтому путинская власть ищет крючки, за которые можно зацепить тех, кто постоянно ностальгирует».

«Эти люди часто не хотят жить самостоятельно и брать ответственность на себя, как случалось иногда после отмены крепостного права. Не все оказались готовыми к свободной жизни. Не все понимают, что Россию нужно отпустить, чтобы она переболела имперскостью. Лишилась этих безумных иллюзий о «богоизбранности» и «величестве». Что это даже не прошлое, а выдумка. Тогда в Московии есть хотя бы какие-никакие шансы».

«Российские же телесериалы, эстрадные программы и ток-шоу, которыми неизвестно с чьего разрешения забит национальный эфир, в абсолютном большинстве настолько низкого качества, что об этом даже скучно говорить. При этом можно констатировать практическое отсутствие качественного отечественного телепродукта на государственном языке, что равнозначно национальной неполноценности»- такие сообщения опять же наполняют телепространство в связи с бойкотом российского медийного продукта.

В течение 2012 – 2013 годов украинский зритель имел возможность ежедневно следить за тем, как у нашего северного соседа складываются взаимоотношения между Кремлем и Болотной, кого из соратников обидел Немцов, о чем написал в своем блоге Навальный, что сказал Прохоров, из-за чего посмеялся Путин; имели возможность оценить публичное выступление сотен тысяч демократически настроенных россиян, увидели угрозу развертывания в Украине российского сценария в октябре на парламентской кампании, спрогнозировали дальнейшее развитие межгосударственных отношений. Ситуация в России стала центральной темой всех популярных общественно-политических ток-шоу Украины - «Свободы слова», «Республика», «Большой политики» и других. Немалого успеха в этот период в Украине набирает российская оппозиция, что разглядела в незащищенном и свободном украинском телеэфире инструмент прямой пропаганды. Почти во всех вышеупомянутых телепередачах присутствовали российские аналитики, общественные деятели, политики, получившие беспрепятственную возможность высказываться в украинском телеэфире.

Основная причина резких изменений связано с проведением АТО на Востоке Украины и аннексией Россией АР Крым - в этом русле Россию показали как виновника этих событий и с этого момента началась информационная война между обеими странами.

Практически у каждого второго гражданина Украины возникает мысль о неправдоподобном освещение новостей об Украине на российском телевидении. Отсюда возникает опять же негативное отношение к России и ее действиям.

Если еще буквально два года назад украинское телевидение освещало российские новости и все, что происходит в стране «по живому», российские сериалы занимали центральное место практически на каждом из каналов, то сейчас ситуация кардинально изменилась.

Можно констатировать, что Российская Федерация освещена как страна, в которой царит авторитаризм с существенным ограничением права человека и гражданина. Кроме того, в издания складывается мнение, что в случае выбора украинской власти вхождения в Таможенный Союз, Украина существенно ограничит свою независимость, суверенитет и станет полностью зависима от Российской Федерации. В частности
подтверждением этого является следующие материалы: «Путин разбушевался. Кремль готовит срыв подписания Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС?, «Торговая война. Москва воспринять
новую реальность», «Поединок Россия-ЕС. Чем ответит Брюссель на давление России на западных соседей». В противовес Российской Федерации акцентируется внимание на позитивизме евроинтеграции Украины.

Таким образом, прослеживается тенденция восприятия журналистских новостей, как таких, которые формируют негативное мнение среди аудитории по Российской Федерации. Избранные аналитические жанры с тотально окрашенной информации воспринимаются лучше, чем официальная
информация и нейтрально освещении факты. СМИ постоянно и целенаправленно формируют общественное мнение по достаточно широкому кругу вопросов, и влияют на принятие решений,
ведь их деятельность всегда направлена на содействие государственной стабилизации.

Список литературы и источников:

  1. Вартанова Е.Л. Медиаэкономика зарубежных стран. - М., 2003. - 335 с.
  2. Дуцык Д. Журналистика «эпохи неопределенности» [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://osvita.mediasapiens.ua/material/4223.
  3. Земляков И., Савич В. Основы маркетинга. - М., 2004. - 352 с.
  4. Котлер Ф. Маркетинг менеджмента / Филипп Котлер. - Санкт-Петербург, 2005. - 800с.
  5. Материалы конференции «Новые медиа - новые возможности – 2012» [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://new-media.in.ua/speakers.
  6. Официальный сайт телеканала «Интер» [Электронный ресурс] // Режим доступа: www.inter.ua.
  7. Харрис Г. Психология массовых коммуникаций / Ричард Харрис. - Санкт-Петербург, 2003. - 445 с.
  8. Черемных И. Стратегия программирования украинского телевизионного эфира [Электронный ресурс] // Электронная библиотека Института журналистики. - Режим доступа: http://journlib.univ.kiev.ua/index.php?act=article&article=2117.

Анализ контента на государственных и коммерческих каналах Украины