Конспект урока для 10 класса Правоприменение – как особая форма реализации права
Предмет – обществознание (право) Класс – 10
Тема –Правоприменение – как особая форма реализации права.
Цель:
Создание условий для воспитания гражданственности, осознанного отношения к собственным поступкам при реализации прав;
Создание условий для развития практических навыков логического мышления, работы с диаграммами, постановки целей и составления плана действий, оценки результатов по достижению цели;
Создание условий для систематизации знаний по разделу «Правотворчество и правореализация», углубления знаний об одной их форм реализации права – правоприменении.
Задачи:
Оценить уровень освоения и систематизация знаний по теме «Реализация права»;
Углубить знания по правоприменению: особенности, стадии и акты, функции и принципы;
Закрепить знания по теме при работе в парах по основным вопросам и выполнении тестовых заданий;
Определить соответственно теме лично необходимое для каждого учащегося домашнее задание.
Оборудование и материалы
1.компьютерное слайд сопровождение урока
2. раздаточный материал: Правила поведения учащихся, статьи Устава школы.
3. индивидуальные карточки-задания.
Использованные медиаресурсы:
Презентация Power Poit
Компьютерное тестирование при опросе (по возможности)
Интернет (при возможности выхода в: словарная работа, задачи с личного виртуального факультатива для учеников «Изучаем право на профильном уровне» в Электронное образовании РТ)
Программа: Примерная программа по праву (профильный уровень), программа «Право» А. И.Матвеева, учебник «Право. 10 класс» под ред. Л. Н.Боголюбова, А. И.Матвеева.
План урока:
Организационный момент – 2 мин.
Актуализация знаний и опрос домашнего задания – 10 мин.
Изучение нового учебного материала – 17 мин.
Закрепление изученного материала –10 мин.
Задание на дом и рефлексия – 6 мин.
Основные требования к учащимся при изучении данной темы:
Закрепить знание понятий «правореализация, осуществление права, исполнение права, соблюдение права, правоприменение»,
Закрепить умение различать формы реализации права,
Объяснять суть каждого из принципов правоприменения
Выделять особенности правоприменения, стадии процесса правоприменения,
Научиться различать виды актов правоприменения, функции правоприменения.
Использовать знания и умения для определения личной гражданской позиции, оценки собственного поведения и других людей с точки зрения права.
1. Организационный момент
- Добрый день, будущие банкиры, юристы, олигархи и просто замечательные люди! Наш сегодняшний урок – ещё один шаг к повышению правосознания каждого из вас, к построению правового государства в России. Наличие учебных принадлежностей говорит о том, что вы настроены на эффективную работу на уроке. Прошу отсутствующим сегодня на уроке _____ (ФИО) помочь при подготовке домашнего задания, что бы такая важная тема как «Правоприменение – как особая форма реализации права» помогла избежать им конфликтных ситуаций в будущем. Садитесь!
Сегодня мы продолжим изучение раздела «Правотворчество и правореализация», закрепим и углубим знания о формах реализации права. Я желаю вам в ходе урока Получить полезную для вашей взрослой жизни информацию, приобрести практические навыки использования знаний, которые станут основой для изучения понятий толкование права, правоотношения, законность и правопорядок на следующих уроках.
2. Опрос учащихся по заданному на дом материалу
- Ребята, вы пришли на урок, чтобы осуществить свое право на образование, а мы учителя пришли в школу, чтобы осуществить свое право на труд. Какое понятие охватывает не только процесс осуществления правовых предписаний, процесс воплощения этих предписаний в жизнь, в поведение людей, но и конечный его результат? (Реализация права). Реализация права является важной составляющей гражданского поведения человека, правомерное поведение основано на знании. Пожалуйста, в тетради оцените ваши знания на начало урока по теме «Реализация права» по 5-ти балльной шкале.
1) Если вы поставили себе такие хорошие оценки, то вы легко справитесь с заданиями на повторение. Отдельные обучающиеся получают индивидуальные карточки-задания:
Вы ____ (ФИО) у нас интересуетесь справочной литературой, смыслом сказанного, поэтому получаете индивидуальные карточки с заданиями по терминам, с краткими вопросами при помощи юридического словаря. (Низкомотивированные и слабоуспевающие учащиеся (4-5) При возможности выхода в Интернет использование сайтов Канала Юристы и Словари и Энциклопедии.
Вы _________ (ФИО) интересуетесь юридической литературой и много анализируете, поэтому получаете индивидуальные карточки с заданиями по составлению логической схемы, определению общих и отличных черт, по работе с юридическим источником. (Высокомотивированные учащиеся (2-4) При возможности выхода в Интернет решение задач по лично созданному виртуальному факультативу для учеников в Электронном образовании РТ.
Остальные работают вместе с учителем.
Оставшимся, предлагаю проверить свои знания по теме «Реализация права» по тестовым заданиям (бумажные носители на каждой парте) – 5 мин. Как только вы освоите алгоритм выполнения заданий с выбором ответа и подстановки слов по смыслу, то сможете быстро и более верно выполнять задания по обществознанию на ЕГЭ.
1. Процесс осуществления правовых предписаний, процесс воплощения этих предписаний в жизнь, в поведение людей и конечный его результат называется
А) осуществление; Б) воплощение; В) реализация; Г) правоприменение.
2. Что Не относится к формам реализации права?
А) осуществление ; Б) воплощение; В) реализация; Г) правоприменение.
3. Активная реализация возможностей, предоставляемых субъектам различных общественных отношений нормами права относится к понятию
А) осуществление права; Б) исполнение права; В) соблюдение права; Г) правоприменение.
4. Реализация запрещающих норм права относится к понятию
А) осуществление права; Б) исполнение права; В) соблюдение права; Г) правоприменение.
5. Прочитайте текст, вставьте из предложенного списка слова, изменив род и падеж.
Будучи _______(1)_________ по своему характеру деянием, правоприменение осуществляется в двух основных формах: ___________(2)_________ и правоохранительной. Необходимость в правопримененительной деятельности возникает в тех случаях, когда невозможно осуществление ______(3)__________ прав и __________(4)_________ предусмотренных законом ________(5)__________ без использования государственно-властных полномочий.
А) исполнение; Б) государственно-властный; В) субъективный;
Г) организационно-исполнительный; Д) обязанность.
2) Поменяйтесь тетрадью с соседом по парте для проведения взаимопроверки выполнения тестовых заданий. (Разбор заданий с использованием слайдов. Обговорить критерии оценки (см. слайд):
«5» - при наличии 7-8 правильных ответов (90% и более)
«4» - при наличии 5-6 правильных ответов (70% и более)
«3» - при наличии 3-4 правильных ответов (40% и более)
«2» - при наличии только 1-2 правильных ответов (менее 40%)
Ключ: 1). В 2). Б 3). А 4). В
5). 1-Б, 2-В, 3-А, 4-Д.
Правоприменение является (Б) государственно-властным по своему характеру деянием. Необходимость в правопримененительной деятельности возникает в тех случаях, когда невозможно осуществление В) субъективныХ прав и А) исполнение предусмотренных законом Д) обязанностей без использования государственно-властных полномочий.
3) Сверьте оценку, выставленную одноклассником с вашей оценкой, поставленной в начале урока. Обратите внимание на те вопросы, из-за которых оценка одноклассника оказалась Ниже вашей.
Собрать индивидуальные карточки для оценивания.
4) Работа со всем классом: - Провести работу над ошибками нам поможет расположенная перед вами на слайде незаконченная логическая схема по теме «Реализация права». Помогите ее заполнить. Знание алгоритма выполнения подобных заданий способствует развитию логического мышления, а пригодится на ЕГЭ по обществознанию как часть В, задание В1.