Особенности приема и обработки информации человеком-оператором

РЕФЕРАТ

по дисциплине:

Инженерная психология.

на тему:

Особенности приема и обработки информации человеком-оператором.


ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение 3

Глава 1. Система «человек-машина» и основные задачи инженерной психологии. 5

Глава 2. Особенности деятельности человека-оператора. 9

Заключение 15

Литература 17

Введение.

Основной целью данного реферата является изучение, осмысление и в конечном итоге понимание всех этапов приема и обработки информации человеком-оператором в процессе своей рабочей деятельности.

Повсеместное развитие науки и техники приводит к усложнению рабочей деятельности человека. К появлению новых специальностей, отраслей производственной деятельности.

Еще не давно многие рабочие специальности и профессии обозначались краткими названиями, что отражало их техническое не совершенство.

Кочегар, доярка(дояр), токарь, фрезеровщик… И таких специальностей были сотни, тысячи.

Но с развитием науки, техники, технологии данные рабочие специальности менялись. На рабочих местах стали появляться новые приборы управления, автоматизированные системы управления (АСУ), ситемы контроля и сигнализации.

И вот вместо доярки мы имеем оператора машинного доения, вместо кочегара – оператора котельных установок, на место токаря, фрезеровщика – пришел оператор станка с числовым-програмным управлением (ЧПУ).

И такие изменения происходят повсеместно. Как известно прогресс не остановить.

Но на ряду с изменением в технике и технологии, произошли изменения в психологии рабочего. И вот на стыке техники, технологии и психологии закономерно возникла новая область – инженерная психология.

Инженерная психология - это область знаний и сфера практики. В центре ее внимания находится человек, управляющий технологическим процессом на заводе, в энергетической системе, на транспорте.

«ИНЖЕНЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ:

(англ. engineering psychology) - область психологической науки, изучающая процессы информационного взаимодействия человека и технических устройств.»

[2]

Совместно с другими науками инженерная психология призвана участвовать в изучении, усовершенствовании и проектировании человеческого труда. Быстрое развитие и усложнение техники, расширение условий эксплуатации ведут к возрастанию количества операторских ошибок и их цены. Крупные аварии и катастрофы последних лет связаны с деятельностью операторов.

Изучение и рационализация труда человека за пультом управления должны проводиться вместе с изменением фундаментального подхода: предметом рассмотрения должны стать не только процесс труда (деятельность, переработка информации), но и профессия и даже жизнь трудового человека.

Инженерная психология изучает и преобразует труд оператора, выполняющего функции управления сложной системой. Поэтому она теснейшим образом связана с системотехникой, технологией процессов и правоведением. Стремясь полнее и конкретнее представить труд оператора, его профессию в целом, инженерная психология выходит на междисциплинарные границы и именно там обретает свою предметную определенность.

«ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОПЕРАТОРА:
— управление техническими устройствами, непосредственное воздействующими на объект деятельности вместо человека. Имеет алгоритмический характер. При ее проектировании учитываются все наиболее вероятные ситуации управления. В задачи оператора входит построение образно-концептуальных моделей этих ситуаций, владение моделью информационной и умение справляться с каждой из них. В модели информационной объект деятельности отображается в знаковой форме. Одна из особенностей деятельности оператора — в том, что ему приходится опознавать знаки, соотносить их с собственными представлениями о реальном объекте деятельности, оперировать знаками, выучивать алфавит знаков, правила образования из них сочетаний и пр. При этом главное — не забывать о замещающей функции этих знаков. Оператор — это лицо, ответственное за успешный результат воздействия на объект и нормальную работу технического устройства. Это учитывается при разработке технических устройств, особенно с элементами интеллекта искусственного, и комплексов роботехнических (см. роботизация). Хотя эти устройства выполняют важные функции, решающую роль в системе эргатической играет оператор.»

[1]

Психология труда, инженерная и профессиональная психология способны решать разнообразные практические задачи: оценка специалиста при продвижении по службе или «списании» на пенсию, отбор из новичков, обучение и переучивание специалистов со стажем, тренажерная подготовка, психологический тренинг, консультирование и проч. Участие в решении проблем профессиональной адаптации, реабилитации и решении глубинных личностных конфликтов выводит профессиональную психологию на междисциплинарные границы.

Глава 1.

Система «человек-машина» и основные задачи инженерной психологии.

Современные системы управления сложными объектами, системы сбора, передачи и обработки информации и системы централизованного контроля техническими процессами – сложные человеко-машинные комплексы. В таких комплексах объединяется работа многих технических устройств и коллективов людей. От согласованности действий человека-оператора и технической части в значительной степени зависит эффективность таких систем.

Информационная модель (ИМ) – множество сигналов, несущих оператору информацию об управляемом объекте и организованных в соответствии с определенной системой правил. Прием информации человеком осуществляется с помощью рецепторов (Р) – (рецептор от латинского принимающий).

На основе восприятия информационной модели в сознании человека создается представление о состоянии реального объекта управления – концептуальная (от англ. – представление) или психическая модель. В памяти человека хранится эталон, соответствующий требуемому состоянию объекта. В результате сравнения психической модели с эталоном человек принимает решение, которое реализует с помощью эффекторов (Э) – органов движения или речи. Воздействуя на средства ввода (СВ), он осуществляет целенаправленную деятельность в соответствии с задачами, выполняемыми всей системой.

Устройства отображения информации (УОИ) – технические средства, используемые для создания динамических информационных моделей управляемых или контролируемых объектов. В зависимости от назначения устройства отображения информации весьма разнообразны. В состав УОИ входят средства индикации (индикаторные приборы со схемой управления) и, как правило, средства ввода информации. Хотя в сложных системах обработка информации осуществляется ЭВМ, в УОИ могут входить средства преобразования, хранения и обработки информации.

Индикаторный прибор (от лат. - указываю) – конструктивно оформленный как единое целое преобразователь входного сигнала в видимое изображение. 

Система отображения информации (СОИ) – комплекс устройств отображения информации и алгоритмов специальной обработки и подготовки информации, предназначенной для решения человеком задач контроля и управления.

Таким образом, с помощью УОИ и СОИ осуществляется связь человека с машиной в системе. С ростом сложности объектов управления(ОУ), с непрерывным увеличением числа параметров и их количественных характеристик (мощность, производительность, скорость, объем и номенклатура выпускаемой продукции и др.) повышаются требования к рациональному использованию ресурсов, обеспечивающему максимальную эффективность производства. Задача оптимального согласования деятельности человека-оператора и техники переросла в крупную проблему, актуальность которой возрастает с годами, вызывая большой интерес широкого круга специалистов-системотехников, психологов и физиологов, математиков и разработчиков систем и средств отображения информации, специалистов по вычислительной и информационной технике.

В системе человек – машина возникают три типа отношений:

 

ИМ – ОУ

ИМ – Человек

ИМ – Задача

отношение определяет степень соответствия модели

определяет отношение к возможности восприятия

отношение определяет, что должен решить человек

 

По степени сложности ИМ можно разделить на виды:

1.  Наглядная ИМ – это копия или подобие изображаемого объекта. Основное достоинство такой модели – восприятие ее, как в реальной жизни. Сложно определить степень схематизации модели и выделить признаки, которые целесообразно отобразить. Примером наглядной модели могут быть: фотография, киноизображение, телевизионное изображение, локационное изображение.

2.   Абстрактная ИМ – передает информацию с помощью набора знаков. Достоинство модели в том, что она позволяет отобразить недоступную для непосредственного наблюдения информацию. Для реализации такой модели необходимо определить признаки, которые необходимо передать и выбрать систему знаков, используемую для кодирования. Примерами абстрактной модели могут быть: текст, формула, знаковое табло.

3.   Смешанная ИМ – объединяет достоинства и особенности наглядной и абстрактной ИМ. Примером смешанной модели могут выступать: графики, диаграммы, схемы, чертежи.

Выбор типа ИМ определяется задачей, которую необходимо реализовать.

Проблема оптимального синтеза СЧМ – комплексная, многоплановая, требующая привлечения новейших достижений, как технических наук, так и наук о человеке. Решение этой проблемы в значительной степени зависит от успехов инженерной психологии.

Параметры ИМ.

1.  Количество информации. Если возникает противоречие между количеством информации, поступающим от технической системы  и количеством информации, которое может воспринять человек, необходимо применить разделение:

а.  по времени;

б.  в пространстве (использовать несколько наблюдателей);

в.  использовать пространство параметров (ИМ может быть цветной).

2.  Полнота отображения. Может возникнуть противоречие между полнотой информации и скоростью принятия решения. В этом случае необходимо проводить оптимизацию по критерию минимума принятия решения (справочные окна).

3.  Развертка во времени. Любую информационную модель можно представить в виде:

а.  статической ИМ;

б.  динамической ИМ

в.  ИМ, в которой временной масштаб выбирается возможностями наблюдателя (замедленный или ускоренный).

4.   Пространственная организация. ИМ должна восприниматься как единое целое с учетом поля зрения и остроты зрения. Для выполнения этого параметра необходимо соблюдать следующие принципы:

а.  компактности или целостности восприятия;

б. группировки – взаимодействующие элементы должны располагаться рядом;

в.  субординации – важное должно быть в центре;

г.  соответствия сенсорного и моторного восприятия.

Требования к ИМ не соответствуют требованиям, предъявляемым к СОИ.

Инженерная психология – научная дисциплина, изучающая объективные закономерности процессов информационного взаимодействия человека и техники для использования их в практике проектирования, создания и эксплуатации систем «человек-машина».

Основные задачи инженерной психологии:

-            анализ функций человека в СЧМ, определение его места и роли в системе, изучение структуры и классификации деятельности оператора;

-           изучение процессов преобразования информации человеком при ее приеме и переработке, принятии решений и выполнении управляющих воздействий;

-           разработка  принципов  построения  рабочих  мест  операторов;

-           изучение влияния психологических факторов на эффективность, СЧМ, оптимизация информационного взаимодействия человека с техническими устройствами;

-           разработка принципов и методов профессиональной подготовки операторов в СЧМ с помощью профессионального отбора, обучения, формирования коллектива и тренировки;

-      разработка теории инженерно-психологического проектирования и ее использование при разработке СЧМ; исследование и определение экономической эффективности инженерно-психологических разработок.

При решении задач инженерная психология использует различные методы.

Один из основных методов - наблюдение. При наблюдении путем изучения и сопоставления внешних проявлений деятельности человека, его мимики, речи и результатов труда выявляются профессионально значимые особенности различных психических процессов. Наблюдения, как правило, дополняются регистрацией изучаемых явлений фотографированием, киносъемкой, записью на магнитную ленту и т.д. С целью уточнения результатов наблюдений используются измерения временных, пространственных и других характеристик, связанных с трудовой деятельностью человека, его физиологических показателей и т.д. Большое внимание при наблюдении уделяется анализу ошибочных действий операторов, беседам с ними и анкетированию.

Другой метод инженерной психологии - эксперимент, в процессе которого изучаются психологические особенности деятельности оператора, вызванные изменением ее условий, цели или способа выполнения. При лабораторном эксперименте, являющемся одной из разновидностей моделирования деятельности оператора, создают условия, наиболее соответствующие реальным, и изучают деятельность оператора. Результаты эксперимента могут отличаться от тех, которые имеют место в реальных условиях.

При естественном эксперименте устраняются недостатки, свойственные лабораторному эксперименту. Испытуемый в этом случае выполняет возложенные на него функции, часто забывая или даже не зная, что он – объект исследования. Этот вид эксперимента может иметь место только при наличии реальной действующей системы и отсутствии ограничений на проведение в ней требуемых исследований. Довольно часто проведение естественного эксперимента сочетается с математическим моделированием деятельности оператора.

В последние годы при решении практических задач и разработке инженерно-психологических проблем широко используются методы моделирования, т. е. исследуются модели объектов.

Физическое моделирование состоит в исследовании деятельности оператора в лабораторных условиях с помощью специальных стендов, тренажеров, макетов, имитирующих реальную систему. Смысл моделирования заключается в воспроизведении психологической структуры и особенностей реальной деятельности, а также в математическом планировании и обработке результатов исследований. При использовании метода математического моделирования исследование деятельности оператора осуществляется с помощью математических моделей, для построения которых применяются методы и математический аппарат, используемые в теориях информации, автоматического управления, массового обслуживания и др. В процессе моделирования широко используют ЭВМ. С их помощью можно имитировать условия работы оператора, процессы и объекты управления, осуществлять необходимые расчеты и т. д

Глава 2.

Особенности деятельности человека-оператора.

В общем виде деятельность оператора в автоматизированной системе управления (АСУ), можно определить так: человек должен воспринимать и оценивать получаемую информацию, принимать своевременные и правильные решения, выполнять необходимую руководящую (командно-исполнительскую) деятельность (действие), оперируя при этом соответствующими органами управления.

Оператор лишен возможности непосредственно наблюдать за объектами, которыми управляет, и вынужден пользоваться информацией, поступающей к нему каналами связи, то есть человек имеет дело не с реальными объектами управления, а с их отображением или информационными моделями.

Информационная модель - совокупность информации о состоянии и функционировании объекта управления и внешней среды, то есть она является тем источником информации, на основе которого оператор формирует образ реальной ситуации, анализирует и оценивает ее и принимает решения, обеспечивающие правильную работу системы. Физически информационная модель реализуют с помощью устройств отображения информации. Важнейшей особенностью работы человека с информационной моделью является необходимость сопоставления сведений, полученных с помощью приборов, экранов, табло, как между собой, так и с реальными объектами, которыми управляют. Если информационная модель неадекватно отражает реалии или не позволяет оператору быстро и точно воспринимать необходимые данные, то она непригодна. Информационные модели современных АСУ в большинстве случаев адекватно отражают объекты управления, но работа оператора с ними часто не соответствует требованиям точности и оперативности.

Деятельность оператора можно разделить на четыре основных этапа:

1. Восприятие информации - охватывает следующие операции:

- Выявление объекта восприятия;

- Выяснение в объекте отдельных признаков, отвечающих задаче, поставленной перед оператором;

- Ознакомление с выделенными признаками;

- Узнавание объекта восприятия.

Обнаружение - начальная фаза развития любого акта восприятия; одновременно с этой операцией происходит выделение в объекте отдельных признаков, таких как цвет, яркость, величина, форма и другое.

Из множества выявленных признаков выделяют информативным и тесно связана с задачей оператора. В процессе ознакомления с выделенными признаками оператор устанавливает связи между отдельными свойствами, объекта восприятия, связывает их в единую схему, формирует собственные системы эталонов, на основании которых он может познать объект или ситуацию.

2. Оценки информации, ее анализ и обобщение на основе ранее заданных или сформированных критериев оценки. Оценка выполняется на основе сравнения воспринятой информационной модели со сложенной у оператора внутренней образно-концептуальной "моделью ситуации (системы управления).

Концептуальная модель - это результат осмысления оператором сложившейся ситуации, с учетом поставленных перед ним задач. В отличие от информационной модели она относится к внутренним психологическим средств деятельности оператора.

К содержанию образно-концептуальной модели относятся образы и модели реальной и прогнозной ситуации, знание совокупности возможных действий, связанных с управлением, а также представления о цели и критерии функционирования системы, знания (ощущения) последствий решений, которые принимают. Соотношение элементов информационной модели образами и представлениями, входящих в состав концептуальной модели, является важным звеном переработки информации человеком. Главная сложность, которая возникает на этом этапе, связана с проблемой эффективного кодирования информации. Для каждого типа задач существуют свои способы эффективного кодирования. Экспериментальные исследования и опыт эксплуатации АСУ позволили выявить ряд категорий кодирования, соответствующие определенным задачам. Например, задаче обнаружения, или определения, места лучше соответствует цветовое кодирование, задаче познания - кодирование условными знаками, задаче определения количественных характеристик - цифровое кодирование.

Оператор должен иметь возможность, осуществляя минимальное количество запросов, получать информацию о критических (которые требуют немедленного вмешательства) состояния управляемого объекта или процесса.

Следует различать постоянную (или медленно переменную) образно-концептуальную модель, хранящейся в долгосрочной памяти оператора, и оперативную (чрезвычайно подвижную), хранящейся в кратковременной или оперативной памяти. Если ситуация знакома, внешняя информационная модель вызывает в памяти оперативную концептуальную модель, и оператор немедленно начинает действовать.

При незнакомой ситуации оперативная модель формируется из данных информационной модели и с постоянной концептуальной модели.

3. Принятие решения на основе проведенного анализа информационной и образно-концептуальной модели ситуации. В некоторых случаях задача оператора определяют ранее заданному, известным оператору алгоритмом решения. При этом акт решения сводится к выбору наилучшего, оптимального варианта.

Процесс принятия решения оператором усложняется, если ситуация не предусмотрена заданным алгоритмом решения. В этом случае взаимодействие оператора с информационной моделью имеет уже две цели - постановку самой задачи и поиск

Концептуальный - основан на какой-то системе доказательств определенного положения, системе взглядов на то или иное явление.

Постановка задачи связана со специальным преобразованием информационной модели. Поэтому нужно создавать такие модели, максимально облегчающих восприятие ситуации как проблемной. Оператор также использовать информационную модель для проверки различных вариантов решения задачи. В процессе принятия решения оператор манипулирует преобразованной входной информацией. Но от оператора требуют формирования образа, адекватного не только к реальной ситуации и конкретной задачи, стоящей перед ним, но также и к тем способам решения таких задач, которые есть в его памяти. Поэтому важно уметь практически использовать принцип согласования информационной и концептуальной моделей при максимально возможном облегчении условий деятельности операторов.

4. Выполнение принятого решения с помощью определенной системы действий или издания соответствующих распоряжений.

  Первые два этапа деятельности оператора условно называют информационным поиском, который охватывает также и поиск проблемной ситуации, а последние два - объединяют понятием обслуживания. В реальной работе оператора необязательно присутствуют все перечисленные этапы. Может быть и разная их последовательность. Порой этапы настолько переплетены, что из них трудно какой-либо выделить.

Следовательно основной формой деятельности человека-оператора является использование и обработки информации. В общем случае деятельность человека-оператора состоит из четырех этапов: принятие информации, оценка и переработка, принятие решения, реализация принятого решения. Во многих формах интерактивной работы с машиной оператор должен обладать высоким уровнем оперативной памяти и внимания.

На рис. 1.3 показана структурная схема системы «человек-машина» (СЧМ). Информация о состоянии объекта управления (ОУ) выдается устройством преобразования и обработки информации (УПОИ) в виде электрических сигналов на технические средства индикации (ТСИ). Средства индикации преобразуют сигналы в видимое изображение, т.е. в наглядный образ, имитирующий состояние ОУ – динамическую информационную модель.

  В случае наполовину автоматизированного производства сигналы от датчиков в машине передаются на информационную панель. Человек воспринимает информацию, перерабатывает и через пульт управления влияет на машину. При высоко автоматизированном производстве сигналы от датчиков поступают на устройство, которое изменяет выходные параметры и передаются на регулятор выхода программы. Человек-оператор воспринимает сигналы и обратной реакцией влияет на регулятор выхода программы, который через устройство, управляющий выходными программами, влияет на машину.

  Все изменения управляемого объекта улавливаются с помощью датчиков, сигналы от которых преобразуются и подаются к приборам, за которыми наблюдает человек. Человек воспринимает показания приборов, расшифровывает их, принимает решение, выполняет соответствующие действия. Сигнал, возникающий в результате действий человека, превращается и поступает в управляемый объект, изменяя его состояние.

  У человека можно выделить органы чувств, с помощью которых он воспринимает информацию и через проводящие пути доносит в мозг, а мозг после соответствующей обработки действует на органы движения. У машины, соответственно, средства массовой информации, управления и информационно-логический и вычислительное устройство. Деятельность оператора при приеме информации связана с получением данных о состоянии объекта и среду обитания, после чего необходимо найти, выделить и распознать нужные сигналы. При оценке информации деятельность оператора направлена на анализ и обобщение сигналов, поступающих сравнения необходимого и действительного состояния системы "Человек-машина". Оператор выполняет действия, связанные с запоминанием, добычей из памяти и расшифровкой информации. До принятия решения оператор сравнивает модель процесса с базой данных, содержащихся в памяти системы "человек-машина", которая сформирована на основе знаний и умений, полученных во время обучения и накопления опыта работы с оперативной моделью, произведенной им в процессе обработки информации, поступающей.

В разных режимах технологического процесса оператор выполняет свои функции в системе, где управление в основном осуществляет автоматика. Для более полной характеристики операторского труда следует различать несколько режимов:

- в нормальных условиях, при хорошо налаженном режиме установки человек с помощью средств отображения информации наблюдает за процессом и работой автоматики, не вмешиваясь в сам технологический процесс;

- в аварийных ситуациях от оператора требуются быстрые и точные действия. Иногда в таких ситуациях труд оператора превращается в полуавтоматизированный или механизированный. Труд приводит к цели только в том случае, если оператор адекватно оценивает ситуацию и точно выполняет необходимые сенсомоторные действия. Запуск или остановка системы из-за неустойчивости технологического процесса по своей сложности и напряженности близки к крайним ситуациям;

- когда технологический процесс еще идет в заданных пределах, но уже приближается к своим границам, задача оператора усложняется. Это уже не просто наблюдение и контроль - оператор теперь должен выполнить определенные действия, чтобы сместить процесс в более устойчивую зону или удержать его в требуемых технологией пределах. Собирая и анализируя информацию, выясняя причины смещения или раскачки процесса посредством размышлений или воздействий на систему, оператор стабилизирует управляемый процесс;

- оператор строит режим работы установки самостоятельно, на новой основе, которая отличается от того, что задано производственной документацией. Такой режим иногда даже запрещен стандартной документацией. Это определяется совершенным знанием возможностей системы, выработанным за период самостоятельной работы по эксплуатации системы, стремлением оператора расширить климатические и погодные условия эксплуатации, сэкономить горючее и сберечь материальную часть, и, в конце концов, сэкономить собственные силы. По эксплуатации оборудования написаны многие тома, которые даются операторам конструкторами и испытателями. Однако по мере эксплуатации установки выясняется, что некоторые моменты так и остались не разъясненными. В таких случаях технология строится в процессе эксплуатации и оператор, с его знаниями, навыками и опытом, здесь играет одну из важнейших ролей. Выстраивая режим самостоятельно, «от нуля», оператор иначе видит его, чем при регулировании в соответствии с жестко заданными требованиями. Несомненно, что объем работы, выполняемой оператором в таком режиме, значительно больше, он выходит за пределы рабочей смены и предполагает совместную работу многих специалистов, разной квалификации и специализации. Благодаря этому обогащается содержание труда, труд приносит большее удовлетворение исполнителю. В таком режиме могут работать только те операторы, у которых высок уровень интеллектуальной активности, глубокие и разносторонние знания и большой опыт работы. Здесь оператор уже выступает как специалист, которому возможности и особенности работы техники в условиях длительной эксплуатации известны лучше, чем тем, кто ее задумал, разработал, сконструировал, изготовил и испытал. Особенно следует подчеркнуть преимущественное положение оператора по отношению к тем, кто доопределяет наставления, правовые, технологические и медицинские нормы эксплуатации, строит систему и содержание подготовки и повышения квалификации.

Заключение.

И так, мы рассмотрели особенности мышления человека-оператора. Особенности приема и обработки им информации, а так же принятия решения, на основе полученной, переработанной и осмысленной информации.

Нашей целью было понять, как и по каким критериям человек-оператор принимает те или иные решения.

Мы установили, что человек-оператор воспринимает информацию, поступающую к нему от машины, по средствам органов чувств (зрение, слух). Данная информация складывается в общую картину, которую человек-оператор сравнивает с эталонной, хранящейся в его памяти и на основе получаемых данных сравнения он принимает те или иные решения. Информация от машины может выводиться как на общий дисплей, так и на различные индикаторы и приборы расположенные на пульте перед оператором. Способ вывода информации не так важен, как то как человек-оператор воспримет, осмыслит и обработает полученную информацию. От этого зависит какое решение примет человек-оператор и к каким последствиям приведут данные решения.

Ни для кого не секрет, что в большей части техногенных аварий основная вина лежит именно на человеке. А именно на человеке-операторе, принявшем не верное решение на основе полученных данных. Это так называемый – человеческий фактор.

Человек-оператор получив информацию не до конца ее обработал, не до конца осмыслил и соответственно принял не верное решение. Данное решение по средствам манипуляций с передающими или регулирующими устройствами передается для исполнения машине. В итоге мы имеем очередное происшествие или техногенную катастрофу. Ярким примером такой катастрофы, может служить авария на Чернобыльской АЭС, где из-за ошибки в принятии решения произошел взрыв охлаждающего контура. И таких примеров десятки.

Что же необходимо сделать, какие меры принять для исключения подобных случаев? Однозначного ответа на этот вопрос мы не получим.

Подготовка человека-оператора к работе должна учитывать множество различных нюансов. Это и психическое, и психологическое, и физическое, и эмоциональное состояние человека. Голоден ли он, уставший ли он или бодрый и выспавшийся, болен ли он или здоров, каков у него семейный климат, все имеет значение. Любая мельчайшая деталь может повлиять на правильное или не правильное решение человека-оператора. А для этого мы должны четко понимать, представлять и осознавать особенности восприятия, обработки и оценки, скорости осмысления и принятия решения непосредственно данным человеком-оператором.

Невозможно в нескольких страницах текста раскрыть специфику труда, на освоение которого требуются многие годы.

Особое значение приобретает наблюдение за оператором во время подготовки к рабочей смене: сбор информации об объекте, системе и среде, контакты с различными специалистами, готовящими оборудование к смене, осмотр кабины, опробование органов управления - все эти действия обнаруживают не только особенности труда, но и особенности человека (хаотичность, тревожность, беспокойство, импульсивность или сдержанность, педантизм, точность, аккуратность).

ОПИСАНИЕ КНИГ ПОД ЗАГОЛОВКОМ /ФАМИЛИЕЙ АВТОРА/

  1. Словарь практического психолога. - М.: АСТ, Харвест. С. Ю.Головин. 1998.
  2. Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко.2003
  3. Анализ деятельности человека-оператора // Образ и деятельность /.  В.П. Зинченко. — М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997

ОПИСАНИЕ КНИГ ПОД ЗАГЛАВИЕМ

  1. Инженерная и профессиональная психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия»; Высшая школа, 2001. - 360 с.

ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ

  1. Русский орфографический словарь РАН [Электронный ресурс] / Под ред. В.В. Лопатина – Электрон. дан. – М.: Справочно-информационный интернет-портал ГРАМОТА.РУ, 2005. – Режим доступа: http://www.slovari.gramota.ru, свободный. – Загл. с экрана.

  1. Д.псх.н., проф. ф-та психологии ГАУГН Обознов А.А., Курс лекций «Инженерная психология», Режим доступа: http://univertv.ru/video/psihologiya/psihologiya_truda_inzhenernaya_psihologiya/kurs_lekcij_inzhenernaya_psihologiya/

Особенности приема и обработки информации человеком-оператором