Исследование развития потребительского кредитования физических лиц

Содержание


ВВЕДЕНИЕ

В рыночных условиях развитие потребительского кредитования приобретает все большее значение.

Банки, выдавая потребительский кредит, способствуют, в первую очередь, решению финансовых проблем населения, связанных с необходимостью приобретения транспортных средств, дорогостоящей бытовой техники, оплаты медицинских и образовательных услуг.

Потребительский кредит на сегодня является одним из быстро развивающихся направлений в современной системе банковского кредитования.

Потребительский кредит получил свое широкое распространение в промышленно развитых странах в одну из первых очередей – посредством использования данной технологии финансирования покупок резко расширяется емкость рынка по целому спектру потребительских товаров. В России наблюдается стремительный рост потребительского кредитования физических лиц. Мы можем выделить несколько причин потребительского роста:

Во-первых, некоторая стабильность экономического и политического положения жизни в России постепенно возвращает людям чувство уверенности.

Во-вторых, заметен рост благосостояния населения и, вследствие, появляется желание покупать более дорогие вещи (новую мебель, машины, бытовую технику).

В-третьих, на опыте последних лет видна неэффективность простого накопления денежных средств. Люди отдают предпочтение вкладывать деньги в те или иные товары.

В настоящее время кредитный рынок России насыщен разнообразными видами и формами ссуд, наиболее выгодные из которых выбирают заемщики. Одним из самых востребованных видов кредита является потребительский кредит.

По данным Министерства финансов Российской Федерации, доля потребительского кредита в общем объеме ссуд занимала в 2011 г. Около 23%. Такое динамичное развитие данного вида кредита предполагает собой расширение круга участников, стимулирование ускоренного развития безналичного расчета, капитализацию прибыли и здоровую конкуренцию на данном сегменте кредитного рынка. Все это способствует экономии издержек обращения всем участникам кредитного процесса, увеличению эффективности общественного воспроизводства в целом.

Необходимо уделять большое внимание проблеме потребительского кредита, так как экономическое состояние страны в значительной степени зависит от состояния кредитно-денежной системы.

Актуальность темы дипломной работы определяется тем, что за последнее время произошел рост потребительского кредитования физических лиц. Это ускоряет развитие потребительского рынка и банковского сектора экономики, что приводит к росту экономики страны в целом и к повышению уровня жизни населения.

Целью дипломной работы является исследование развития потребительского кредитования физических лиц.

Объектом исследования является Бурятское ОСБ №8601.

Предмет исследования – проблемы развития потребительского кредитования физических лиц в Бурятском ОСБ №8601.

Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:

  • изучить теорию потребительского кредита;
  • провести анализ потребительского кредитования в Бурятском ОСБ №8601;
  • выявить проблемы и перспективы развития потребительского кредитования.

Для написания дипломной работы были использованы научные труды отечественных и зарубежных авторов: Майкл Дж. Коли, Бадалова Л.А., Бахтин Д.В., Едронова В.Н., Хасянова С.Ю., Ковалева Е.А., Ключников М.В., Миловидов ВД.,Смулов А.М., Скопино И.В., Смирнова О.С. и других авторов, статьи в периодическом изданиях потребительского кредита, финансовая отчетность коммерческого банка.

Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемых источников, приложения.

Первая глава включает в себя сущность потребительского кредитования, понятие, методы, классификацию, этапы потребительского кредитования и кредитную документацию.

Вторая глава состоит из краткой характеристики банка, организационно-управленческой структуры, анализ пассивов и активов и анализа доходов и расходов, анализа кредитования физических лиц Бурятского ОСБ №8601.

В третьей главе содержится проблемы и перспективы развития потребительского кредитования, его преимущества и недостатки и предлагается проект по внедрению потребительского кредита.

В заключении сформулированы основные выводы, вытекающие из проведенного анализа. В списке литературы приведен перечень основных источников, использованных в процессе написания выпускной квалификационной работы.


1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ и МЕТОдИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО КРЕДИТА КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА

1.1 Экономическая сущность и классификация потребительского кредита

Понятие потребительского, или личного кредита существовало еще в VI в. до нашей эры, в частности на территории современного Израиля. До царя Соломона иудеи использовали личный кредит, т.е. за долги отправлялись в долговое рабство. Царь Соломон запретил такое рабство и обратил личную ответственность в имущественную. Первые формы кредитов и процентов имели, конечно же, натуральный характер (разновидность бартера). Крестьянин занимал один мешок зерна, а возвращал полтора или два. Таким образом, кредит опередил появление и рыночного хозяйства, и денег.

На протяжении многих веков банковский потребительский кредит был слабо развит в капиталистическом обществе, что было обусловлено целым рядом объективных и субъективных причин. Вплоть до Второй мировой войны коммерческие банки развитых капиталистических стран почти не предоставляли населению денежные ссуды на потребительские цели. Первыми вступили на этот путь коммерческие банки США. Еще в 1920-1930 гг. группа из нескольких банков, возглавляемая одним из предшественников нью-йоркских "City-Corp" и "Bank of America", создала у себя отделы потребительского кредита. Теперь же банковский потребительский кредит получил широкое распространение практически во всех экономически развитых странах и во многих странах "третьего мира". Причем в ведущих капиталистических странах сфера приложения данного кредита существенно расширилась и роль домашних хозяйств как ссудозаемщиков в последние десятилетия несоизмеримо возросла.

Кредит (creditum — заём от credere — доверять) — экономические отношения между кредитором и заёмщиком по поводу передачи временно свободной денежной суммы (стоимости) на условиях срочности, платности, возвратности.[11. С. 58].

К принципам кредита относят срочность и возвратность, платность и дифференцированность, обеспеченность и целевая направленность.

Срочность кредита предполагает, что возвращать кредит следует в точно определенный срок, установленный кредитным договором. Нарушение срока возврата кредита является для кредитора основанием применить к заемщику штрафные санкции, например увеличение взимаемого процента, а при дальнейшей отсрочке (в России - свыше трех месяцев) - возвращение кредита в полной сумме и процентов по кредиту в судебном порядке.

Возвратность кредита означает необходимость возврата кредита в определенный срок, установленный в кредитном договоре. Сроки возврата кредита устанавливаются с учетом его целевого назначения, вида и срока кредитования.

Возвратность кредита означает нормальное функционирование банка и всей банковской системы.

Обеспеченность кредита выражает необходимость обеспечения защиты имущественных интересов кредитора при возможном нарушении заемщиком принятых на себя обязательств.

Наиболее распространенными формами обеспечения возвратности кредитов являются залог, гарантии банков, страхование кредитов. Наиболее надежное обеспечение - гарантии банков. К тому же их оформление не связано с дополнительными трудностями. Если банк-гарант надежный, то принять решение о выдаче кредита значительно легче.

Обеспечение возвратности кредитов включает в себя умелое управление активами, соблюдение принципа диверсификации активов (и пассивов) во избежание больших финансовых потерь и банкротства банка.

Платность кредита выражается в том, что банк за предоставленные свои средства во временное пользование заемщику взимает с последнего определенную плату. Принцип платности реализуется банком через процентную политику банка, т.е. плата за кредиты взимается в форме процента, размер которого устанавливается соглашением между кредитором и заемщиком в кредитном договоре. Процентная ставка кредита - своего рода стоимость кредитных ресурсов банка - обеспечивает возмещение затрат по вкладным операциям и содержание сотрудников, получение прибыли и других расходов банка.

Платность кредита выполняет следующие функции:

  • перераспределение свободных денежных средств юридических и физических лиц;
  • регулирование производственного процесса и обращения путем перераспределения кредитных ресурсов на микро- и макроэкономическом и межгосударственном уровнях;
  • регулирование инфляционных процессов в кризисные периоды.

В мировой банковской практике существуют и беспроцентные кредиты, например исламские банки, осуществляют свои операции на беспроцентной основе, некоторые российские и зарубежные банки предоставляют беспроцентные кредиты своим друзьям, знакомым и родственникам.

Принцип дифференцированности кредита означает, что процентные ставки по кредитам зависят от вида, срока и целевой направленности кредита. Например, процентная ставка по краткосрочным кредитам выше, чем по долгосрочным, от кредитного риска каждой кредитной сделки зависит процент за нее.

Дифференциация кредитования зависит от показателей платежеспособности и кредитоспособности заемщика.

Целевая направленность кредита распространяется на большинство видов кредитов, выражая необходимость целевого использования полученных средств заемщиком от кредитора. Кредит должен быть использован строго по назначению. Например, кредит полученный на выплату заработной платы не должен использоваться на приобретение товарно-материальных ценностей. Сотрудники кредитного отдела банка осуществляют последующий контроль за целевым использованием выданных кредитов заемщиком.

Потребительский кредит - это средства, которые предоставляются физическим лицам под процент во временное пользование на условиях обеспечения, возвратности, срочности, платности и целевой направленности.[2. С. 160].

Потребительский кредит имеет много специфических черт, связанных с особенностями сферы личного потребления населения.

Во-первых, этот вид ссуды отображает отношения между кредитором и заемщиком, смысл которых заключается в кредитовании конечного потребления, в отличие от ссуд, которые предоставляют субъектам ведение хозяйства для производственных целей или для приобретения активов, которые порождают движение стоимости (например: акций, облигаций и т.п.).

Во-вторых, в отличие от других видов кредита, которыми пользуются преимущественно субъекты ведения хозяйства, потребительские кредиты получают, как правило, физические лица.

В-третьих, потребительский кредит является средством удовлетворения потребительских потребностей населения, то есть личных, индивидуальных потребностей людей. Такая ссуда способствует более быстрому получению определенных благ (товаров, услуг), какие они могли приобрести только в будущем, накопив средства, необходимые для покупки этих товарно-материальных ценностей или услуг, строительства и т.п. Предоставление потребительских ссуд населению с одной стороны, повышает их платежеспособный спрос и жизненный уровень в целом, а из другого - ускоряет реализацию товарных запасов, услуг, способствует созданию основных фондов.

В-четвертых, все виды потребительского кредита имеют социальный характер, поскольку они способствуют решению общественных проблем, связаны с повышением жизненного уровня населения (прежде всего с низким и средним доходами), утверждению принципов социальной справедливости.

Следовательно, в общественности, для населения потребительский кредит вызывает только положительный характер, так он ускоряет получения определенных благ (товаров, услуг), какие они могли бы получить лишь в будущем - при условии накопления суммы денежных средств, материальных ценностей или услуг, строительства или других.

Предоставление потребительского кредита населению, с одной стороны, повышает его текущий платежеспособный спрос, увеличивает его жизненный уровень, а с другой стороны ускоряет реализацию товарных запасов, услуг, способствует созданию основных фондов. В процессе погашения потребительских ссуд в населении уменьшается на соответствующую сумму платежеспособный спрос, что необходимо учитывать при определении объема и структуры товарооборота, платных услуг, динамики доходов и расходов населения, денежной массы в обращении. Таким образом, размер кредитов сильно связан с формированием покупательного фонда населения и его соответствия объема к структуре товарного фонда и услуг.

Таким образом, потребительский кредит, основываясь на буквальном понимании присущих ему родовых и видовых признаков, можно определить как кредит, предоставляемый банком физическому лицу исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением им предпринимательской деятельности, на основании кредитного договора (договора потребительского кредита) при соблюдении условий возвратности, срочности, платности.

Субъектами кредитных отношений являются физические лица (заемщики), а в лице кредитора выступают банки, другие кредитные учреждения (ломбарды, пункты проката и другие предприятия и организации)

Между банком и населением может существовать и посредник, к примеру, торговая организация, однако при этом содержание потребительского кредита не изменяется.

Объектом кредитования являются расходы, связанные с удовлетворением спроса населения текущего характера, в том числе приобретения товаров в личную собственность, а также расходы капитального (инвестиционного) характера на строительство и поддержку недвижимого имущества. Что касается более детального регулирования потребительского кредита со стороны государства по сравнению с другими формами кредита, то это в основном проявляется в регулировании процентных ставок, сроков, сдерживания принципов социальной справедливости, доступности кредитов. Более подробное регулирование обусловлена тем, что потребительский кредит связан с потребностями населения, уровнем его жизни.

Потребительский кредит - это кредит, который дает:

  • возможность получить те вещи, которых без использования кредита нужно было бы долго ждать, или же которые были бы недоступны для получения;
  • гибкость: делать приобретение товаров в удобное время, даже тогда, когда потребитель не имеет в своем распоряжении необходимой суммы наличности;
  • безопасность: когда человек покупает или путешествует, кредитные карточки являются более удобным и надежным средством платежа по сравнению с наличными расчетами;
  • помощь: потребительский кредит позволяет оплачивать непредвиденные срочные расходы (ремонт автомобиля после аварии и т.п.).

При рассмотрении сущности потребительского кредита ,переходим к классификации кредитов (Приложение А).

1.2 Организация потребительского кредита в коммерческом банке

Методы потребительского кредитования коммерческих банков, исходит из приоритетов денежно-кредитной политики, собственных интересов и нужд заемщиков, могут применять различные методы кредитования, которые определяют форму заемного счета, порядок выдачи и погашения, методы контроля целевого использования кредита и способы регулирования задолженности.

В банковской практике известно два основных метода кредитования:

  • одноразовая выдача кредита на конкретный срок, когда вопросы о предоставлении каждый раз разрешают индивидуально, с обязательным оформлением пакета документов, необходимых для получения займа;
  • выдача кредита в меру возникновения потребности в нем на протяжении предварительно обусловленного периода. При этом документы необходимые для выдачи ссуды, оформляют только один раз в начале кредитного соглашения между банком и заемщиком. Такие займы выдают в пределах предварительно установленного банком лимита кредитования, который исчерпывается в меру того, как заемщик использует заем.

В мировой банковской практике наиболее распространенными методами кредитования есть кредитная линия, автоматически возобновляемый (револьверный) кредит, контокоррент, овердрафт.

Каждый метод кредитования обусловливает соответствующую форму заимообразного счета. Форма заимообразного счета определяет режим функционирования счета, то есть порядок документального оформления операций относительно выдачи и погашения займа и их отображения в учетных реестрах. Для проведения операций из кредитования банк может открыть следующие заимообразные счета: простой (отдельный) заимообразный счет, специальный заимообразный счет и текущий счет с правом на овердрафт.

Кредитная линия - это юридическое оформление обязательства банка предоставить заемщику на протяжении определенного периода кредит в пределах согласованного лимита. По форме кредитная линия - это письменное соглашение между банком и потенциальным заемщиком с указанием срока и условий предоставления займа на перспективу.[11. С. 156]

Различают кредитную линию, которая возобновляется и что не возобновляется.

Овердрафт – это краткосрочный заем, который предоставляется банком надежному клиенту сверх остатка на его текущем счете в пределах заранее обусловленной суммы (лимита кредитование), путем дебетирования этого счета за счет кредитных ресурсов банка.

Лимит овердрафта — это та сумма, в пределах которой заемщик сможет «уходить в минус». Обычно лимит определяется исходя из среднемесячного оборота по счету юридического лица или индивидуального предпринимателя .

Этапы потребительского кредитования потребительского кредитования, как и любой процесс, содержит в себе несколько этапов. В данном случае процесс кредитования можно разделить на несколько этапов, каждый из которых вносит свой взнос в качественные характеристики кредита и определяет степень его надежности и прибыльности для банка:

  • предыдущий анализ рынка и разработка стратегий кредитных операций;
  • рассмотрение заявки на получение кредита и интервью с будущим заемщиком;
  • оценка кредитоспособности заемщика и риска связанного с выдачей кредита;
  • подготовка кредитного договора (структуризация кредита) и его подписания;
  • контроль за выполнением условий договору и погашением кредита.

Каждый банк должен иметь четкую и подробно проработанную программу развития кредитных операций. Желательно сформировать цели, принципы и условия выдачи кредитов разным категориям заемщиков в специальном документе - меморандуме о кредитной политике, где указанные приоритетные сферы кредитной деятельности банка на будущий период и определенные такие важные моменты кредитной работы банка, как распределение полномочий при принятии решений о выдаче кредита, предельные размеры ссуды одному заемщику, требования к обеспечению и погашению кредита, порядок выдачи кредитов работникам и основателям банка, комплекс мер по контролю за качествами кредитного портфелю и т.п.

Подготовка такого документу позволяет руководству банка обнаружить сильные и слабые стороны его деятельности, его позиции по отношению к конкурентам, определить общую линию поведения и обеспечить однозначный подход к клиентам работников разных иерархических уровней банка.

Клиент, который обращается в банк за получением потребительскогокредита, должен предоставить заявление, где содержатся начальные данные о необходимом кредите: цель, размер кредита, вид и срок кредита, возможное обеспечение.

К заявлению должны добавляться документы, которые являются обоснованием просьбы о предоставлении кредиту и объяснением причины обращения в банк.

В состав пакета сопровождающих документов, которые предоставляются в банк вместе с заявлением, входят следующие:

  • налоговые декларации - это важный источник дополнительной информации. Там могут содержаться сведения, которые не имеются в других документах. Кроме того, они могут характеризовать заемщика, если будет обнаружено, что он уклоняется от уплаты налогов из части прибыли;
  • справки с места работы заемщика, о стаже работы на предприятии, размеры заработной платы и удержании из нее (выплаты налогов, погашения займов (в том числе за товары, приобретенные в рассрочку, удержания алиментов и других взысканий);
  • книжки по расчетам за коммунальные услуги, квартирную плату;
  • документов, которые подтверждают прибыли по вкладам, ценным бумагам;
  • других документах, которые подтверждают другие доходы и расходы заемщика и его семьи (расчетные документы, которые подтверждают расходы по содержанию детей в дошкольных учреждениях, плату за учебу).

Заявление поступает к соответствующему кредитному работнику, который после рассмотрения проводит предыдущую беседу с будущим заемщиком - владельцем или представителем руководства фирмы, физического лица.

При получении заявления на кредит, банк должен выяснить не толькоразные аспекты кредитного соглашения, но и дать оценку персональных качеств заемщика, будь это частное лицо или руководитель фирмы. Оценивая лицо клиента, банк сосредоточивает внимание на следующих моментах:

  • порядочность и честность;
  • профессиональные способности;
  • возраст и состояние здоровья;
  • наличие преемника (на случай заболевания или смерти);
  • материальная обеспеченность.

После беседы кредитный инспектор должен принять решение: продлить ли работу с кредитной заявкой или ответить отказом. Если предложение клиента не совпадает в каких-то важных аспектах с принципами и положениями политики, которую проводит банк в направлении кредитования, то заявку следует решительно отвергнуть. При этом следует разъяснить заказчику причины, по которым кредит не может быть предоставлен. Если же кредитный инспектор по итогам предыдущего интервью разрешает продлить работу с клиентом, то он заполняет кредитное досье и направляет его вместе с заявкой и документами, которые предоставил клиент, в отдел по анализу кредитоспособности. Там проводится углубленный анализ финансового состояния физического лица - заемщика.

При этом кредитный инспектор должен выяснить, кто из работников наиболее подходит для проведения экспертизы. Эффективность кредитного инспектора заключается в умении давать поручение тем работникам, которые наилучше подходят для его выполнения.

При принятии позитивного решения о предоставлении кредита (открытие кредитной линии) на следующем этапе осуществляется оформление кредитной документации работниками филиала банка: заключение кредитного договора и договора обеспечения выполнения долгов заемщика по кредитному договору(договора залога, поручительства, гарантии, страхования).

Кредитный договор должен заключаться от имени физического лица. От банка кредитный договор подписывает лицо, которое уполномочено на это соответствующей доверенностью банка. После заключения договора должным образом заверены копии настоящих документов остаются в банке.

В тексте кредитного договора необходимо указать:

  • название и номер договора;
  • дату и место заключения договора;
  • официальное наименование сторон, которые заключают кредитный договор;
  • ссылка на документы, которые подтверждают полномочия лиц, которые подписывают договор;
  • предмет договора (предоставление кредита или открытия кредитной линии);
  • сумму кредита (лимит кредитной линии);
  • срок пользования кредитом;
  • размер процентной ставки;
  • дата (число, месяц, год) возвращения кредита;
  • дать начисление и уплаты процентов;
  • права и обязанности сторон;
  • ссылка на договор обеспечения выполнения долгов по кредитному договору;
  • ответственность сторон;
  • штрафные санкции;
  • порядок рассмотрения споров;
  • срок действия договора;
  • юридические адреса и банковские реквизиты сторон;
  • подписи уполномоченных представителей сторон, которые заключают договор.[5. С. 78]

Для заключения дополнительного соглашения необходимо направить заемщику письменное предложение относительно изменения условий кредитного договора или получить такое предложение от заемщика. Заемщик рассматривает предложение и дает ответ в предопределенный предложением инициатора срок. Изменения и дополнение условий кредитного договора оформляются в том же порядке, в котором оформлен сам договор, то есть в письменном виде - дополнительным соглашением сторон.

Дополнительное соглашение к кредитному договору может заключаться в период его действия.

С целью безошибочного заключения дополнительной к кредитному договору необходимо точно указать реквизиты кредитного договора, условия которого изменяются (номер договора, название договора, дата заключения, стороны договора, сумма договора).

Оформлении договора залога подразумевает следующие шаги: кредитор предоставляет деньги в долг, а должник обязуется их вернуть, а в случае невозможности выполнить данное намерение передает в собственность кредитодателя какое-либо свое имущество.

Предметы залога могут выступать самые разнообразные предметы и имущественные права, их можно разделить на отдельные группы.

1. Недвижимость (по договору ипотеки).

Данный вид залога предусматривает ситуацию, когда заложенное имущество пребывает во владении и пользовании залогодателя или третьего лица. Предметом ипотеки могут быть строения, здания, квартиры в многоквартирном доме, предприятия, сооружения.

2. Транспортные средства.

В качестве предмета ипотеки также могут выступать транспортные средства, в этом случае ипотека подлежит регистрации в ГАИ по месту постановки автомашины на учет.

3. Товары в обороте.

Ипотека может касаться и товаров, находящихся на момент заключение договора залога в обороте.

4. Ценные бумаги.

Ценные бумаги традиционно передаются залогодержателю или размещаются в банке, кроме случаев, когда договором предусмотрено иное.

5. Имущественные права.

Предметом залога могут выступать имущественные права, которые при наступлении определенных обстоятельств (не возврат кредита) могут быть отчуждены. Речь в данном случае идет об арендных правах на предприятия, здания, строения, сооружения, долговые требования, право на долю в имуществе хозяйственного товарищества, авторские, изобретательские и иные имущественные права.

6. Денежный залог.

Если договор не устанавливает другие варианты, то обычно залоговые деньги размещаются в банке.

Исключение. В качестве предмета залога не могут быть использовано имущество, изъятое из гражданского оборота по закону (Федеральный Закон «О залоге» от 30 декабря 2004 г. №218- ФЗ в ред. Федеральных законов от 03.12.2011 № 389-ФЗ).

Заключать договор залога может лицо, которому принадлежит имущество на правах собственности или же хозяйственного ведения, что же касается договора залога прав, то заключать его может только собственник этих самых прав. В подавляющем большинстве случаев залогодателем выступает сам должник, однако законом не запрещено, чтобы эту роль выполняли третьи лица, предоставляющие в качестве обеспечения свое имущество.

Идеальным вариантом прекращения обязательств по договору залога являются надлежащим образом выполненные эти самые обязательства, что обеспечивает улучшение имущественного положения для каждой из сторон.

Также возможно прекращение залогового обязательства в случае гибели заложенного предмета или продажи заложенного имущества с торгов.

Действующее в настоящее время законодательство предписывает обязательную письменную форму заключения договора залога.

Одновременно с этим, в зависимости от предмета договора, письменный документ подлежит нотариальному удостоверению или государственной регистрации. Необходимо знать, что при неправильном оформлении договора залога, а именно при отсутствии регистрации недвижимости или нотариального удостоверения, документ не имеет законной силы.

Например, если речь идет о договоре ипотеки, то заверенной нотариусом формы будет недостаточно. В этом случае необходима государственная регистрация.

Порядок заключения договора выглядит следующим образом. Намерения кредитодателя предоставить деньги (или иное) и кредитополучателя внести залог в виде движимого имущества фиксируются в простой письменной форме. При составлении договора необходимо четко прописать все пункты, касающиеся предмета договора: обеспечиваемое обязательство (разрешается ссылка на реквизиты основного договора), оценка предмета залога, сроки исполнения обязательств, условия перехода заложенного имущества от должника к кредитору и т.д.

Таким образом, вне зависимости от вида договора залога, в соответствии с требованиями законодательства, документ должен содержать следующие обязательные пункты:

  • описание предмета залога;
  • оценка предмета залога;
  • существо, размер и срок исполнения обязательства;
  • указание на то, у кого из участников договора находится заложенное имущество, с уточнением допустимости его использования.

Некорректно составленный документ.

Если документ составлен некорректно, то договор залога может быть впоследствии по решению суда признан незаключенным. В случае, когда в качестве предмета залога выступает недвижимое имущество, закон предусматривает нотариальное заверение договора залога, поскольку речь идет о повышенной ответственности участников рынка недвижимости.

Таким образом, обязательному удостоверению у нотариуса подлежит договор залога квартиры или дома, земельного участка, предприятия как имущественного комплекса и т.д. Что касается движимого имущества, то нотариальное удостоверение не является обязательным условием при оформлении документа. Однако при высокой ценности предмета залога, а также для большей уверенности сторон в надежности друг друга участие нотариуса будет разумным.

Важно обратить внимание на следующий момент: если отсутствует нотариальное удостоверение на договоре залога недвижимого имущества, то документ быть признан недействительным со всеми вытекающими последствиями, (основное обязательство при этом остается неизменным).


1.3 Анализ потребительского кредитования в современное время

Потребительское кредитование к настоящему времени активно развивается и пользуется огромным спросом, диктует темпы роста кредитного рынка, благоприятно сказываясь на российской экономике в целом, являясь самым быстрорастущим сектором банковского бизнеса России. Также потребительское кредитование является одним из самых высоко маржинальных продуктов, поэтому банки оперативно реагируют на изменения структуры рынка и перестраивают свои бизнес-модели, наращивая в совокупном кредитном портфеле большую долю потребительских кредитов, в результате «отрабатывая» ошибки полученные в период кризиса с минимальными потерями [8, С.17]

В таблице 1.1 представлена динамика потребительских кредитов, выданных кредитными организациями в Российской Федерации, за период 2010 - 2012 года. По данным этой таблицы, можно сделать вывод о том, что все показатели потребительского кредитования в России за рассматриваемый период имеют положительную динамику. Так возросла сумма выданных потребительских кредитов физическим лицам на 1113,7 млрд. руб. или на 37,5 %. Успех банков на этом рынке определяются за счет отработанных технологий оценки рисков и за счет предложенных новых кредитных продуктов, а также за счет устойчивого спроса населения на кредиты наличными, кредитные карты и кредиты в точках продаж [54. С.68]

Таблица 1.1 - Динамика потребительских кредитов, выданных кредитными организациями в Российской Федерации, за период 2009-2011года

Показатель

01.01.2010

01.01.2011

01.01.2012

млрд. руб.

млрд. руб.

млрд. руб.

Кредиты физическим лицам

3573,8

3442,1

4084,8

Просроченная задолженность

165,0

206,0

290,88

* Примечание составлена автором

В сегменте потребительского кредитования сохраняется положительная динамика, и признаков замедления спроса на кредиты пока не наблюдается (рисунок 1.1). По сравнению с прошлым годом, рынок уже сейчас вырос примерно на 20%, что связано с ростом потребления, ростом спроса на потребительские кредиты, снижением кредитного риска, снижением ставок по кредитам, увеличением цен на кредитуемые товары и повышение лояльности программ. Потребительские кредиты становятся доступными – требования к заемщикам у большинства банков очень либеральны.

Уже к 2012 году население было ориентировано тратить деньги, а не накапливать, что поддерживалось наличием отложенного спроса на дорогостоящие покупки, достаточно высоким в первой половине года уровнем инфляции, низкими ставками по депозитам, которые не стимулировали к размещению сбережений в банках.

Рисунок 1.1- Динамика потребительских кредитов физическим лицам в России за 2010-2012 года

Что касается общей просроченной задолженности по кредитам, предоставленным физическим лицам, то она возросла на 194,4 млрд.руб , что представляет собой увеличение в 3,01 раза (рисунок 1.2). Это было обусловлено в основном повышением кредитных рисков и неуверенностью населения относительно экономической ситуации. По оценкам экспертов, около 50% от общего объема просроченной задолженности по банковским кредитам передается на аутсорсинг в коллекторские агентства.

Рисунок 1.2 - Динамика просроченной задолженности по потребительским кредитам физическим лицам в России за 2010-2012 года

Рассматривая потребительский кредит — да и любой другой кредит в принципе — прежде всего следует отметить его прямую зависимость от ставки рефинансирования Центрального банка РФ [16, С.14-18]

Таблица 1.2 позволяет определить, что по состоянию на 1 января 2012 года, что лидером рейтинга по кредитованию физических лиц стал «Сбербанк», объём выданных кредитов которого достиг 1 301,3 млрд. руб. Второе место занял ВТБ 24, выдавший кредитов на 403,8 млрд. руб. Тройку лидеров замыкает банк Росбанк, с показателем 136,9 млрд. руб

Значительна доля потребительских кредитов в их кредитном портфеле: Сбербанк – 21,7%; ВТБ 24 – 83,2%; и Росбанк – 47,2%.

В 2012 г. произошли изменения в составе игроков рынка розничного кредитования: ряд зарубежных банков покинул рынок ,произошел ряд слияний и поглощений, Сбербанк объявил о партнерстве в экспресс-кредитовании покупки товаров длительного пользования [13. С. 57]

Несмотря на то, что спрос на потребительские кредиты растет вслед за предложением, ситуация на рынке остается очень напряженной из-за высокой конкуренции. В настоящее время крупные государственные банки оказывают серьезное влияние на формирование средней процентной ставки по потребительским кредитам, вследствие чего ситуация на рынке потребительского кредитования остается напряженной.


Таблица 1.2 - Российские банки по объемам кредитования физических лиц на 01.01.2012

Наименование банка

Кредиты физ. лицам, всего (млн. руб.)

Доля кредитов физическим лицам в кредитном портфеле (%)

Доля просроченных кредитов (%)на

1

Сбербанк России

1 301 268,1

21.7

3.5

2

ВТБ 24

403 840,3

83.2

5.2

3

Росбанк

136 872,7

47.2

11.8

5

Россельхозбанк

84 466,5

11.6

1.5

6

Хоум кредит

81 837,9

94.2

17.4

9

Банк Русский Стандарт

75 515,1

91.8

13.8

* Примечание составлена автором

Так в с начала лета 2012 года Сбербанк снизил процентные ставки по потребительским кредитам (в частности, сегодня кредит без обеспечения можно взять под 15,3% годовых, что почти на 2% ниже, чем в прошлом году).

Рисунок 1.3 – Федеральная структура потребительского кредитования в России по итогам 2012 года, %

На рисунке 1.3, представлена региональная структура потребительского кредитования за 2012 год, исходя из которого видно, что потребительское кредитование, характеризуется крайней неравномерностью. 80% выданных кредитов приходятся на Центральный округ, причем из них 97% приходится на Москву, где уровень благосостояния на душу населения является самым высоким в стране. Наименьшим объемом кредитных ресурсов обладают жители Дальневосточного округа (1,4%) и Южного округа (1,4%).

Таким образом, можно выделить следующие основные тенденции современного рынка потребительского кредитования: - реструктуризация кредиторской задолженности (в том числе, увеличение срока кредита с целью снижения размера ежемесячного платежа); - приоритетные направления – карты и потребительские кредиты; смягчение условия кредитования почти по всем банковским продуктам розничного кредитования; - рост доли госбанков на рынке; - создание кредитных фабрик интернет-банкинга; - борьба с рисками [27, С.14-18]

По итогам 2012 года и первого квартала 2013 года совокупный портфель кредитов наличными и POS-кредитов увеличился на 27-30%. Этому способствовал рост активности потребителей и либерализации условий кредитования, снижение ставок по кредитам, а также приход иностранных инвесторов на российский рынок [53, С.74]

Российская экономика находится в тесной зависимости от мировой экономики. Для банковского сектора - это прежде всего вопрос дешевых заимствований. Если развитые экономики мира продолжат расти, пусть и более низкими темпами, то сокращение кредитования и объема инвестиций в России будет незначительным. Однако если в развитых странах начнется пусть даже мягкая рецессия, то российская экономика и банковский сектор испытают еще один кризис.


2 АНАЛИЗ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО КРЕДИТОВАНИЯ В БУРЯТСКОМ ОСБ №8601

2.1 Общая характеристика Сбербанка России

Сбербанк – государственное учреждение, которое вот уже долгое время работает на территории России. Потенциальной аудиторией со дня открытия первого филиала в столице считаются физические и юридические лица, проживающие на территории РФ.

Какие услуги предлагает своим клиентам банк.

На сегодняшний день Сбербанк предлагает населению следующие услуги:

  • потребительский кредит (ссуда на собственные нужды граждан, например, на покупку бытовой техники, этот вид займа предоставляется в иностранной и местной валюте РФ);
  • кредит на неотложные нужды (обычно предоставляется жителям России сроком до 5-ти лет, без какого-либо подтверждения и конкретизации его целевого назначения, это могут быть ссуды на ремонт в собственной квартире заёмщика или на покупки для родственников и знакомых в период новогодних праздников);
  • ипотечный кредит (займ на покупку населением объекта недвижимости, в том числе строительных и реконструированных объектов, а также гаражей, квартир, дачных и садовых домов, земельных участков, находящихся на территории Москвы и Московской области);
  • автомобильный кредит (ссуда на покупку автомобиля подержанного или абсолютно новой модели);
  • кредит для корпоративных клиентов (займ для сотрудников предприятий, который оформляет сама данная организация);
  • образовательный кредит (ссуда на нужды в сфере образования).

Байкальский банк Сбербанка России обслуживает клиентов в Иркутской области, Забайкальском крае и республике Бурятии. Территория обслуживания составляет 1550 квадратных километров (10% общей площади Российской Федерации). По данным переписи 2010 года, здесь проживает 4,5 миллиона человек.

Байкальский банк – это 10 отделений, 531 дополнительный офис, в том числе 7 операционных касс вне кассового узла, 12 операционных офисов и 12 передвижных пунктов кассовых операций на всей территории Восточной Сибири: от границы с Монголией и Китаем до Якутии, от Красноярского края до Дальнего Востока. Он лидирует в регионе по объему эмиссии и по широте торгово-сервисной сети банковских карт, по величине кредитного портфеля, как для бизнеса, так и для физических лиц, по количеству предлагаемых услуг. Байкальский банк осуществляет корреспондентские отношения с банками Монголии и Китая, выступает поручителем во внешнеторговых сделках.

Байкальский банк Сбербанка России сотрудничает с крупнейшими предприятиями Восточной Сибири, предоставляет банковские услуги всем отраслям и направлениям производства и торговли, учреждениям здравоохранения и образования, государственным структурам, малому бизнесу.

В 2010 году Байкальский банк занял I место в системе Сбербанка России подинамике показателей развития бизнеса за 2009 год, в 2012 году - второе место по итогам деятельности за 2011 год.

Филиалы Банка действуют на основании Положений, утвержденных правлением Банка. Филиалы в республиках, краях, областях возглавляются председателями, назначенными Председателем Правления Банка, а филиалы в городах и районах (отделения) - управляющими филиалов в республиках, краях, областях.

Организационная структура Бурятского ОСБ включает функциональные подразделения и службы банка, каждые из которых отвечают за определенные обязанности показана на рисунке 2.1.

Рисунок 2.1 - Организационная структура Бурятского ОСБ №8601

Характерной особенностью организационной структуры является специализированное разделение труда - закрепление данной работы за персоналом соответствующих профессиональных навыков и квалификации. В данном случае имеет место горизонтальное соподчинение. Как видно на рисунке 1, организация банка состоит из 15 отделов (включая Правление), каждый из которых занимается следующей деятельностью:

Управляющий отделением осуществляет общее руководство и контроль за деятельностью отделения.

Операционное управление осуществляет открытие и ведение текущих счетов физических лиц, операции по денежным переводам, открытие и ведение счетов банковских карт, операции с иностранной валютой, прием платежей физических лиц в бюджет, а так же коммунальных платежей, продажу лотерейных билетов и другие услуги по работе с физическими лицами.

Отдел ресурсов и ценных бумаг занимается инвестированием средств в ценные бумаги и привлечением ресурсов путем выпуска банковских ценных бумаг (векселей, депозитных и сберегательных сертификатов).

Отдел по сопровождению банковских операций относится к системе внутреннего контроля и сопровождает банковские операции.

Функции отдела:

  • контролирует правильность оформления документов по сделкам банка на финансовых рынках, кредитных операций и операций с драгоценными металлами;
  • контролирует соответствие параметров сделок первичным документам и условиям договоров;
  • контролирует соответствие параметров сделок на предмет соответствия цен, тарифов и процентных ставок ограничениям, установленным коллегиальными органами банка;
  • обеспечение работы с оперативным архивом.

Подбор документов, подготовка писем по запросам клиентов, налоговых и прочих фискальных органов.

Экономический отдел занимается анализом, планированием и прогнозированием финансово-хозяйственной деятельности.

Контрольно-ревизионный отдел осуществляет контроль за финансово-хозяйственной деятельностью отделения.

Административно-хозяйственный отдел обеспечивает снабжение ТМЦ, содержание коммунального хозяйства.

Юридический отдел осуществляет правовое обоснование финансово-хозяйственной деятельности банка, защиту интересов в судах и арбитраже.

Организационный отдел осуществляет делопроизводство, ведение архива, регистрацию, хранение и уничтожение документов банка.

Отдел информатики и автоматизации занимается разработкой и сопровождением автоматизированных банковских систем, обеспечением коммуникаций, техническим обслуживанием ЭВТ.

Отдел бухгалтерского учета и отчетности занимается сбором, регистрацией и обобщением учетной информации и предоставлением отчетности, контроль за использованием собственных и привлеченных ресурсов и управление ими, контроль за наличием и движением имущества банка и прочих материальных ценностей, формирование полной и достоверной информации о состоянии расчетов, ценных бумаг, обязательств, финансовых результатов, резервов.

Управление кредитования состоит из нескольких функциональных подразделений кредитованием физических и юридических лиц, межбанковским кредитованием. Отдел собирает и обобщает информацию о выданных кредитах в целом по территориальному банку, готовит представление и осуществляет выдачу кредитов по решению Кредитного комитета, контролирует использование и возврат кредитов.

Отдел по работе с клиентами занимаетсяпривлечением средстворганизаций и населения на расчетно-кассовое обслуживание счетов юридических лиц и бюджетов, вкладов и банковских карт.

Отдел кассовых операций, инкассации и безопасности занимается операциями инкассации (занимается сбором, доставкой и сопровождением денежных средств при перемещении ихмежду различными подразделениями банка и вне банковских подразделений, осуществляет сбор и систематизацию информации о движении денежных средств в целом по банку), охраной объектов, работой с проблемными клиентами банка, обеспечивает внутреннюю, информационную и общую безопасность деятельности банка.

Отдел по работе с персоналом осуществляет подбор повышение квалификации кадров, контролирует соблюдение трудового законодательства.

2.2 Анализ финансово-хозяйственной деятельности Бурятского ОСБ № 8601

Анализ доходов и расходов банка дает возможность изучения результатов деятельности коммерческого банка, а следовательно, и оценки эффективности его деятельности как коммерческого предприятия.

Целью анализа финансовых результатов банковской деятельности является выявление резервов роста прибыльности банка и на этой основе формулирование рекомендаций руководству банка по проведению соответствующей политики в области пассивных и активных операций. Анализ результативности банковской деятельности начинается с анализа доходов и расходов, а заканчивается исследованием прибыли

Центральное место в анализе финансовых результатов коммерческих банков принадлежит изучению объема и качества, получаемых ими доходов, поскольку они являются главным фактором формирования прибыли кредитных организаций, и снижение доходов представляет собой, как правило, объективный индикатор неизбежных финансовых трудностей банка.

В таблице 2.1 представлены данные о структуре и динамике доходов банка за 2010-2012гг.

Общая величина доходов в рассматриваемом периоде имела тенденцию к росту: в 2012г. темп роста составил 130,5% по сравнению с 2010г., в 2012г. – 143,26%, при этом структура доходов претерпела незначительные изменения.

Таблица 2.1 - Анализ доходов Бурятского ОСБ №8601

№ п/п

Наименование статей

Уд.

вес в общей

сумме доходов

%2010г.

Уд.

вес в общей

сумме доходов

%2011г.

Уд.

вес в общей сумме доходов

%2012

Темп роста 2012г. к 2010г.

Темп роста 2012г. к 2011г.

1

2

3

4

5

6

7

1.

ДОХОДЫ ОТ АКТИВНЫХ ОПЕРАЦИЙ

57.9

64,30

55,90

1,805

1,245

1.1.

Проценты, полученные по предоставленным кредитам :

42,38

54,89

49,47

2,182

1,291

1.1.1.

- юридическим лицам

37,19

50,21

43,89

2,206

1,252

1.1.2.

- физическим лицам - предпринимателям

2,86

2,46

2,31

1,511

1,347

1.1.3.

- физическим лицам - гражданам

2,33

2,23

3,26

2,619

2,097

1.1.4.

- банкам

0,00

0,00

0,00

-

-

1.2.

Доходы от вложения в ценные бумаги:

7,10

5,70

4,10

1,062

1,019

1.2.1.

- в гос. долговые обязательства (без учета переоценки)

7,00

5,60

4,00

1,076

1,024

1.2.2.

- от переоценки государственных ценных бумаг

0,00

0,00

0,00

-

-

1.2.3.

- в долговые обязательства субъектов РФ и местных органов власти

0,00

0,00

0,00

-

-

1.2.4.

- доходы по собственным учтенным векселям

0,10

0,10

0,00

0,305

0,545

1.3.

Доходы за ресурсы размещенные в системе Сбербанка России:

0,00

0,00

0,00

1,054

2,622


Продолжение таблицы 2.1

1.3.1.

- в Сбербанке России (кроме доходов по централизованным фондам)

0,00

0,00

0,00

-

-

1.3.2.

- в других территориальных банках

0,00

0,00

0,00

0,286

2,667

1.3.3.

- в учреждениях Байкальского банка

0,00

0,00

0,00

2,250

2,613

1.4.

Условные доходы

8,30

3,70

2,40

0,529

0,913

2.

ДОХОДЫ ОТ ДРУГИХ ОПЕРАЦИЙ

42,10

35,70

44,10

1,957

1,770

2.1.

Комиссия полученная:

8,40

12,70

10,70

2,391

1,204

2.1.1.

- по операциям с ценными бумагами

0,10

0,10

0,00

1,292

1,101

2.1.2.

- по операциям с инструментами в иностранной валюте

1,30

1,20

0,80

1,097

0,894

2.1.3.

- по кассовым операциям

4,50

7,80

6,00

2,498

1,099

2.1.4.

- по расчетным операциям

1,40

2,20

1,80

2,405

1,183

2.1.5.

- по операциям инкассации

0,30

0,40

0,40

1,920

1,397

2.1.6.

- по операциям кредитования (выдача гарантий)

0,10

0,00

0,00

0,028

0,033

2.1.7.

- по прочим операциям

0,70

1,10

1,80

4,516

2,332

2.2.

Реализованная курсовая разница

2,20

2,40

2,60

2,201

1,545

2.3.

Курсовая разница от переоценки балансовых счетов

16,70

11,20

17,50

1,962

2,248

2.4.

Восстановление сумм со счетов РВПС

13,20

8,50

9,50

1,343

1,602

2.5.

Восстановление сумм со счетов резервов под возможное обесценение ценных бумаг

0,00

0,00

0,00

-

-

Восстановление сумм со счетов резервов по другим операциям

0,00

0,00

0,10

-

560

2.6.

Штрафы, пени, неустойки по кредитным операциям

1,30

0,30

0,10

0,166

0,599

2.7.

Прочие доходы:

0,30

0,60

1,50

9,644

3,652

2.8.

Условные доходы

0,10

0,10

2,10

26,859

34,508

3.

И Т О Г О Д О Х ОД О В (1+2)

100%

100%

100%

1,869

1,433

*Примечание составлена автором по данным отчета о прибылях и убытках

Увеличение доходов произошло в большей степени за счет увеличения суммы процентов по предоставленным кредитам (49,47% в 2012г. в общей сумме доходов). Второй по величине статьей доходов является курсовая разница по переоценке балансовых счетов (17,5% в 2012г.).

На рисунке 2.2.представлено соотношение доходов от активных и других операций. С 2010г. по 2012г. произошло снижение доли доходов от активных операций в общих доходах банка. Это произошло в основном за счет возрастания сумм полученной комиссии и снижения доходов от операций с ценными бумагами.

Рисунок 2.2 - Соотношение доходов от активных и других операций

Доходы от вложений в ценные бумаги в 2010-2012г.г. составляли 7,10%, 5,7% и 4,1% от общей суммы доходов, т.е. их доля неуклонно уменьшалась.

Дальнейшее развитие платных услуг, предлагаемых банком клиентам, позволило увеличить долю комиссионных доходов с 8,4% в 2010г. до 10,7% в 2012г.

Возросшая роль ссудных операций снизила влияние на итоги деятельности отделения вложений в ценные бумаги.

Итак, банк осуществляет достаточное количество активных операций, позволяющих получить доход. Рост процентных доходов свидетельствует о целенаправленных действиях банка в области кредитной и процентной политики.

Рассмотрим структуру и динамику расходов банка в таблице 2.2

Темпы роста общего объема расходов немного отстают от темпов роста величины доходов и равны 128,01% в 2011г. и 139,11% в 2012г. (темп роста доходов- 130,5% и 143,2% соответственно), что является положительной тенденцией. Увеличение суммы расходов произошло в основном за счет возрастания суммы процентов, уплаченных по привлеченным средствам физических лиц. Структура расходов не соответствует структуре доходов: наибольший удельный вес принадлежит расходам от других операций (72,8%, 67,3% и 70,9% в 2010- 2012г.г.), в то время как расходы от пассивных операций были незначительны (рис.2.3).

Таблица 2.2 - Анализ расходов Бурятского ОСБ №8601

№ п/п

Наименование статей

Уд.

вес в общ.

сумме

расхо-дов

%2010г.

Уд.

вес в общ.

сумме расхо-дов

%2011

Уд.

вес в общ.

сумме расхо-дов

%2012

Темп роста 2012г. к 2010г.

Темп роста 2012г. к 2011г.

1

2

3

4

5

6

7

1

РАСХОДЫ ОТ ПАССИВНЫХ ОПЕРАЦИЙ

27,20

32,70

29,10

1,904

1,238

1.1.

Проценты, уплаченные по привлеченным средствам физических лиц:

25,70

27,50

24,30

1,683

1,228

1.1.1.

- по депозитам

25,70

27,40

24,10

1,676

1,225

1.1.2.

- по сберегательным

Сертификатам

0,00

0,10

0,10

15,406

2,679

1.1.3.

- по векселям

0,00

0,00

0,00

-

-

1.2.

Проценты, уплаченные по привлеченным средствам юридических лиц:

0,30

0,40

0,50

2,819

1,709

1.2.1.

- по открытым счетам юр. лицам

0,30

0,30

0,50

2,794

2,456

- в т.ч. по открытым счетам физическим лицам-предпринимателям

0,10

0,00

0,00

0,778

2,587

1.2.2.

- по депозитам и прочим привлеченным средствам

0,03

0,00

0,01

0,364

0,286

1.2.3.

- по депозитным сертификатам

0,00

0,00

0,00

-

1,2

1.2.4.

- по векселям

0,12

0,10

0,00

3,1

0,376

1.3.

Проценты,уплаченные по привлеченным средствам банков:

0,00

0,00

0,00

-

-

1.3.1.

- по открытым счетам банков

0,00

0,00

0,20

-

-

1.3.2.

- по кредитам, депозитам и прочим привлеченным средствам

0,00

0,00

0,00

-

-

1.4.

Расходы по привлеченным ресурсам в системе Сбербанка России:

0,70

0,00

0,00

0,118

0,35

1.4.1.

- в Сбербанке России (кроме расходов по централизованным фондам)

0,00

0,00

0,00

-

-

1.4.2.

- в других территориальных банках

0,00

0,00

0,04

0,216

0,432

1.4.3.

- в учреждениях Байкальского банка

0,10

0,00

0,04

0,086

0,302

1.5.

Условные расходы

1,10

4,80

4,30

6,922

1,255

2

РАСХОДЫ ОТ ДРУГИХ ОПЕРАЦИЙ

72,80

67,30

70,90

1,734

1,466

2.1.

Комиссия уплаченная

0,20

0,00

0,00

0,068

0,290

2.2.

Реализованная курсовая разница

0,30

0,50

1,00

5,335

2,858

2.3.

Курсовая разница от переоценки балансовых счетов

15,60

10,90

23,00

2,618

2,945

2.4.

Отчисления на счета РВПС

16,20

13,30

12,30

1,345

1,283

2.5.

Отчисления на счета резервов по другим операциям

0,00

0,00

0,10

-

559

2.6.

Расходы по оплате труда

20,30

20,00

18,40

1,619

1,281

2.7.

Административно-хозяйственные расходы

9,10

8,10

6,60

1,293

1,135

2.8.

Налоги

9,10

10,90

7,50

1,458

0,957

2.9.

Прочие расходы

1,10

2,50

1,20

1,995

0,673

3

И Т О Г О Р А С Х ОД О В (1+2)

100%

100%

100%

1,781

1,391

*Примечание составлена автором по данным отчета о прибылях и убытках

Среди расходов от пассивных операций наибольшая часть принадлежит процентам, уплаченным по привлеченным средствам физических лиц (в 2012г. - 83,3% от их общей суммы). В динамике эти расходы увеличились в 1,228 раза в 2012г. по сравнению с 2010г. В общей сумме расходов проценты, уплаченные по привлеченным средствам физических лиц, занимали 1 место по величине – 25,7%, 27,5% и 24,3% в 2010-2012гг занимали 1 место по величине – 25,7%, 27,5% и 24,3% в 2010-2012гг.

Рисунок 2.3- Соотношение расходов от пассивных и других операций

Вторая по величине статья расходов - курсовая разница от переоценки балансовых счетов- 23% от общей суммы расходов в 2012г., что соответствует структуре доходов, где доходы от переоценки балансовых счетов также занимают второе место по величине. В то же время достаточно значительны расходы по оплате труда (3 место в общей сумме расходов) – 18,4% в 2012г. от общей суммы расходов, темп их увеличения составил 126,33% в 2011г. и 128,12% в 2012г. В общем можно сказать, что на структуре расходов отразилась общая стабилизация экономической ситуации в стране и на финансовых рынках. Значительная доля процентных расходов по привлеченным средствам физических лиц свидетельствует