Сочинение «Да, заслужил я жребий мой!» (трагический герой поэмы «Мцыри»)


"Да, заслужил я жребий мой!» (трагический герой поэмы "Мцыри») "Мне прежде снился сон прекрасный, Виденье дивной красоты... Действительность! Ты речью властной Разогнала мои мечты.» Дж. Г. Байрон Совсем не случайно мое сочинение о творчестве М. Ю. Лер­монтова предваряет эпиграф из стихотворения лорда Байро­на, которое начинается словами: Хочу я быть ребенком вольным И снова жить в родных горах, Скитаться по лесам раздольным, Качаться на морских волнах. Мне кажется, что Музы этих поэтов говорят не просто на одном языке, но даже на близком наречии. Они по-разному прекрасны, но их внутренние миры постоянно пере­секаются: Бродил безмолвен, одинок, Смотрел, вздыхая, на восток, Томим неясною тоской По стороне своей родной. Действительно, пересекаются, не вступая в противоречие. И это происходит несмотря на то, что оба мира склонны к драматическому одиночеству. Вообще, на мой взгляд, поэти­ческое творчество Лермонтова — это девяносто девять и де­вять десятых процента трагедии.

Так что герой "Мцыри» — один из плеяды рыцарей печального образа, созданных М. Ю. Лермонтовым. Но он имеет свое запоминающееся лицо и незабываемый голос. Истоки трагедии "Мцыри» лежат глубоко в истории народов Кавказа. Лермонтов любил этот край и глубоко ува­жал непобедимо-гордый дух людей, населяющих его терри­торию. Бесконечные войны не могли сломить их свободолю­бивый национальный характер. Даже наоборот, закалили его. И вот дитя такого народа попадает в плен, да не куда-нибудь, а в монастырь. Более жестокую насмешку судьбы трудно себе представить.

Поэтому вполне понятен вопрос, которым на­чинает свою предсмертную исповедь Мцыри: Старик! Я слышал много раз, Что ты меня от смерти спас, — Зачем? Ведь ребенок был уже достаточно большим, чтобы помнить жизнь в родном ауле. Монахи думали, что мальчик со време­нем привык к плену, считали даже, что "...он хотел во цвете лет изречь монашеский обет», но они глубоко ошибались. Как ма­лышом он умел без стона переносить боль, так, взрослея, он учился скрывать мысли и чувства.

Даже звон монастырского колокола был ему ненавистен, потому что он Сгонял виденья снов живых Про милых ближних и родных, Про волю дикую степей, Про легких, бешеных коней, Про битвы чудные меж скал, Где всех один я побеждал!.. Во сне мальчик укреплял свой дух памятью предков, го­лосом их горячей крови. В его душе ни на минуту не угасал "огонь желанья» вернуться на родину и прожить жизнь, "пол­ную тревог». Только этот огонь помогал юноше выжить, и он же принес ему смерть.

Однажды ночью, во время грозы, когда монахи в ужасе молили Бога о спасении, Мцыри убежал из плена, потому что почувствовал в себе могучую силу, равную силе Природы. С каким восторгом он говорит об этом: ...О, я как брат Обняться с бурей был бы рад! Глазами тучи я следил, Рукою молнию ловил... Какой точный и великолепный образ нашел М. Ю. Лер­монтов для представления свободного Человека! С этой ми­нуты началась настоящая жизнь Мцыри. Этой жизни было отпущено всего три дня, но она оказалась объемнее многолет­него монастырского заточения. Первая встреча с красотой свободной природы наполнила душу героя обманчиво-идиллическим блаженством.

Ему по­казалось, что он может гармонично слиться с природой, по­тому что "волшебные» и "странные» голоса природы были слышны ему. Казалось, что вот-вот станут понятны "все тай­ны неба и земли». Мцыри чувствовал себя зверем, "был чужд людей и полз и прятался, как змей». Также прекрасна была случайная встреча героя с женщи­ной. Он испытал мгновенное, острое чувство влюбленности, запомнил его как огромное счастье и сохранил в глубине души: Воспоминанья тех минут Во мне, со мной пускай умрут. Но все же главной целью Мцыри было возвращение на родину, поэтому он не дал свободу своей любви.

После этого счастье отвернулось от него. Пропало чувство единения с при­родой, он заблудился и потерял дорогу к дому. Окружающая среда стала проявлять враждебность. Кульминацией поэмы является схватка юноши с могучим барсом. В этом первом и последнем бою Мцыри проявил все свои лучшие качества, воочию ощутил, для чего он был рожден и как должна была сложиться его жизнь. Сила духа, гордость, страстное сердце, умение побеждать, не испытывая ненависти к врагу, любовь к свободе слишком долго находились в плену, и в этом главная трагедия Мцыри: Да, заслужил я жребий мой! Это крик измученной души, потерявшей единственную надежду в жизни. Герой только самого себя винит в том, что потерял связь с природой — единственную дорогу, которая вела к его отчему дому. Вместе с мыслью о том, что "печать свою тюрьма оставила» на нем, приходит желание умереть.

Мы слышим исповедь героя перед смертью, но это не покая­ние, а желание повторить свой путь: Все, что я чувствовал тогда, Те думы — им уж нет следа; Но я б желал их рассказать, Чтоб жить, хоть мысленно, опять. В заключение не могу умолчать о том, как я люблю по­эзию М. Ю. Лермонтова. Она хрустально чиста и волнующе страстна. Она умна и красива. Я люблю учить эти стихи наи­зусть, и они помогают мне справляться с неудачами. Без пре­увеличения могу сказать, что поэзия М. Ю. Лермонтова де­лает меня счастливым человеком.