Разработка педагогических условий, обеспечивающих использование новых информационных технологий в начальной школе при обучении русскому языку

ВВЕДЕНИЕ

Современная концепция средней общеобразовательной школы утверждает, что школа уже не имеет права ограничивать свои функции обучением предметам. Главное ее предназначение – создание для каждого ребенка благоприятных условий для всестороннего развития его способностей и таланта, целенаправленного проявления его индивидуальности.

Современные требования к отечественному образованию обусловлены необходимостью обеспечения ускоренного социально-экономического развития Казахстана, потребностью в подготовке профессиональных кадров с управленческой компетентностью и адаптивно-творческой готовностью к деятельности в условиях наукоемкого высокотехнологического производства и инновационного развития рынка. В «Стратегии развития Казахстана до 2030 года» отмечено, что ведущим фактором экономического и социального прорыва в грядущий век являются «сами люди, их воля, энергия, настойчивость, знания», а основным принципом развития общества в ХХI веке станет конкурентоспособность нации, определяемая в первую очередь уровнем образованности. Поэтому одним из приоритетных направлений государственной образовательной политики в стране является конструирование инновационно-адаптивной, компетентностной и профессионально-ориентированной системы образования, нацеленной на поддержку и развитие детей и молодежи, как бесценного достояния и основного интеллектуального и творческого потенциала государства, способных занять ключевые места в управлении государством, экономике, науке и культуре. 

С целью формированиия личности, которая будет способна на основе полученных глубоких знаний, профессиональных навыков свободно ориентироваться, самореализовываться, саморазвиваться и самостоятельно принимать правильные, нравственно – ответственные решения в условиях быстроизменяющегося мира, была разработана концепция развития образования Республики Казахстан до 2015 года.

В настоящее время идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные подходы, иное право, иные отношения, иной менталитет. В этом и заключается актуальность в бранной темы.

В рамках современной системы школьного образования в нашей стране существует множество проблем. От их решения в большой степени зависит успех развития системы образования в целом. От того, насколько человек, оканчивающий школу, будет способен самостоятельно мыслить, приобретать знания, работать с информацией, зависит его подготовленность к дальнейшему образованию. Соответственно он сможет использовать сформированные у него интеллектуальные умения в профессиональной подготовке, совершенствуя и развивая их дальше. Обществу нужны образованные, самостоятельно мыслящие люди, умеющие принимать обоснованные решения.

Информатизация общества, глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности в сфере общественного производства является сбор, накопление, продуцирование, обработка, хранение, передача и использование информации, осуществляемые на основе современных средств микропроцессорной и вычислительной техники, а также разнообразных средств информационного обмена.
В новом обществе требуется новый тип образования. Таким образом, в условиях новой экономики люди должны быть готовы к кардинальным изменениям в профессиональной деятельности несколько раз в течение жизни. Следовательно, для всех членов общества возрастает необходимость постоянного погружения в новые информационные потоки, обновления знаний, повышения квалификации, освоение новых видов деятельности.

Одним из важных направлений путей повышения эффективности образовательного процесса в начальной школе является разработка и внедрение новых педагогических технологий, основным признаком которых можно считать степень адаптивности всех элементов педагогической системы, а именно содержания, методов, средств, форм организации познавательной деятельности учащихся, прогнозов соответствия результатов обучения требованиям гуманистической школы. Для обеспечения более интенсивного и целенаправленного перехода к созданию адаптивной системы обучения целесообразно познакомиться с основными идеями, заложенными в опробованных и получивших признание прогрессивных педагогических технологиях.

Современный учебный процесс уже немыслим без широкого применения новых информационных и коммуникационных технологий. Информационные ресурсы Интернета используются на уроках в школе, на занятиях в колледжах и вузах. Появилась и новая форма обучения — дистанционная, полностью основанная на средствах информационных и коммуникационных технологий. Проблема получения информации по любой теме перестала быть актуальной не только для жителей больших городов, где всегда был доступ к источникам, но и для самых отдаленных населенных регионов. Главное, чтобы был доступ в Интернет. В настоящее время все большее распространение постепенно приобретает и беспроводной Интернет. Таким образом, даже в совершенно безлюдных местах появляется возможность связи со всем миром [1, 35].

Информационная культура - это одна из составляющих общей культуры человека, совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий. Своеобразие информационной культуры заключается в том, что с одной стороны - для ее обретения требуются значительные усилия личности: и с другой стороны - только информационная культура открывает современному человеку доступ к накопленным цивилизацией информационным ресурсам.

Изменения в обществе связаны с изменениями в культуре, особенности которой определяются системой фундаментальных ценностей и мировоззренческих ориентиров, регулирующих человеческую жизнедеятельность в рамках определенного типа общества. В связи с этим определяют некоторые тенденции развития культуры в информационном обществе, обусловленные системным полифункциональным распространением в различных сферах жизнедеятельности человека трех информационных технологий: мультимедиа, гипертекста и коммуникации.

Рассмотрение культуры как текста предусматривает диалог, понимание толкование, что связано с широким использованием в культуре и современной науке герменевтических подходов. Новые способы отображения текста с помощью информационных технологий расширяют социокультурный диапазон.

Серьезное решение этих проблем невозможно без глобального овладения постоянно возрастающими объемами и потоками разнообразной информации. Этим определяется особая важность роли информационной культуры в современном обществе.

Сегодня стало очевидно, что самые лучшие ЭВМ, оптические носители памяти, базы данных и знаний, системы связи не приведут к решению стоящих перед человеком и обществом проблем, если обществом не будет осознана глобальная значимость информационной культуры.

Основными факторами, определяющими возникновение информационной культуры, явились:

1. переход информации в ряд важнейших универсальных категорий общественного развития;

2. возрастание объемов информации, информатизации общества, развитие информационной техники и технологии;

3. становление информационного общества.

Формированию информационной культуры уже посвящены многочисленные методологические и педагогические работы, как в России, так и в Казахстане.

Следовательно, особое место в подготовке человека к жизни в грядущем информационном обществе должно отводится формированию информационной культуры личности.

Тема данной дипломной работы представляется актуальной с точки зрения появления все большей необходимости и распространения новых информационных технологий в преподавании гуманитарных предметов.

Целью данного исследования является теоретическое обоснование и разработка педагогических условий, обеспечивающих использование новых информационных технологий в начальной школе при обучении русскому языку.

Задачи исследования:

1. Исследование теоретических источников по теме работы.

2. Определение понятия «информационная культура».

3. Выявление уровня сформированности информационной культуры учителя.

4. Раскрытие методики использования информационных технологий в обучении младших школьников.

5. Разработка методических рекомендаций в помощь учителю в освоении информационной культуры.

Объект исследования – информационная культура учителя.

Предмет исследования – приемы и средства применения информационных технологий на уроках русского языка в начальной школе.

Гипотеза – формирование информационной культуры учителя будет протекать наиболее успешно, если будет осуществляться систематическая работа по формированию информационной компетентности учителя, если каждый выпускник педагогического ВУЗа будет иметь навыки работы с информационными технологиями, будет владеть основами информационных знаний и будут созданы условия для систематического применения в работе учителя компьютера и мультимедийных комплексов.

Для доказательства выдвинутой гипотезы применялись следующие методы исследования:

1 теоретический анализ (теоретическое обобщение, системный анализ);

2 эмпирический (анкетирование, беседа, опрос, изучение и обобщение опыта, педагогический эксперимент, наблюдение за работой учителя в процессе использования компьютерных технологий);

3 статистический (количественная и качественная обработка результатов, полученных в ходе экспериментального обучения).

Научная новизна исследования состоит в том, что информационные технологии способствует усилению учебной мотивации и совершенствованию знаний учащихся.

Практическая значимость – все материалы исследования могут быть использованы в практике преподавания русского языка в начальной школе.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

В первой главе мы даем анализ научной литературы по проблемам исследования, раскрываем методологические предпосылки и сущностные характеристики информационной культуры, информационных технологий, раскрываем сущность и содержание понятия «информационная культура учителя», и приходим к выводу, что информационная культура учителя – это составляющая его общей культуры, совокупность информационного мировоззрения и системы знаний, умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием, как традиционных, так и информационных технологий.

Во второй главе раскрываем формы и методы формирования информационной культуры учителя. Показываем взаимосвязь уровня развития формирования информационной культуры от уровня информационной компетентности.

На основе анализа показываем наиболее эффективные пути формирования информационной культуры учителя, как непрерывного процесса.

Учебная информация, которая передается ребенку в школе, занимает в общем информационном потоке все менее значительное место. Использование на уроке компьютерных технологий (слайд – фильмов) позволяет решать учебные, проблемные ситуации путем поиска, анализа и синтеза. Многолетний опыт обучения и психолога – педагогического исследования показали, что эффективность обучения зависит от степени активизации всех органов чувств: чем разнообразнее чувственное восприятие учебного материала, тем прочнее он усваивается и тем выше качество обучения.

1 Методологические предпосылки и сущностные характеристики информационных технологий в учебном процессе

1.1 Проблема формирования современных информационных технологий в научно - педагогической литературе

Современный учебный процесс уже немыслим без широкого применения новых информационных и коммуникационных технологий. Информационные ресурсы Интернета используются на уроках в школе, на занятиях в колледжах и вузах. Появилась и новая форма обучения — дистанционная, полностью основанная на средствах информационных и коммуникационных технологий. Проблема получения информации по любой теме перестала быть актуальной не только для жителей больших городов, где всегда был доступ к источникам, но и для самых отдаленных населенных регионов. Главное, чтобы был доступ в Интернет. В настоящее время все большее распространение постепенно приобретает и беспроводной Интернет. Таким образом, даже в совершенно безлюдных местах появляется возможность связи со всем миром [2, 33].

Очевидно, что для эффективных информационных и коммуникационных технологий необходимо знать их свойства и функции, чтобы четко определить, для решения каких дидактических задач целесообразно (с точки зрения педагогики и психологии) воспользоваться той или иной из них. В педагогической практике выбор того или иного метода или средства обучения определяется, с одной стороны, спецификой учебного предмета, конкретно решаемой дидактической задачей, а с другой — дидактическими свойствами конкретных средств обучения. Информационные и коммуникационные технологии рассматриваются нами именно как средства организации познавательной деятельности учащихся. Уже в наши дни подавляющее большинство сфер деятельности человека связано с широким использованием средств этих технологий.

Приходится принимать во внимание, что информационные технологии постоянно и стремительно совершенствуются.

Современное общество, по мнению многих исследователей (д. Белл, А. Тоффлер, В. П. Зинченко, Л. Ф. Кузнецова, Н. Н. Моисеев, И. Р.Пригожин, В. С. Степин и др.) находится в стадии, когда уже намечается переход от индустриального типа к информационному, сущностными чертами которого являются:

- информация и информационные технологии, как стратегический фактор развития производительной силы современного общества;

- повышение роли информационного сектора, как в сфере услуг, так и в производственной сфере в целом;

- актуализация информации, знаний и квалификация субъекта как главного фактора власти и управления;

- изменение роли личности как главного источника обновления мира
- расширение культуры, обусловленное проявлением информационных черт традиционных культур (новая коммуникация) и возникновением новых культур (культура электронных СМИ, экранная, сетевая и др);

- изменение статуса науки, приобретение ею новой интегративной функции, которая предполагает использование научных знаний в различных сферах человеческой деятельности, целостность научного знания; гуманизацию науки и переосмысление ее роли и места в развития и человечества; преодоление узкой дисциплинарности;

- возникновение информационно-экологических проблем: угроза психофизическому здоровью человека, компьютерная зависимость разного рода, информационная безопасность личности и общества, компьютерная преступность [3, 201].

Изменения в обществе связаны с изменениями в культуре, особенности которой определяются системой фундаментальных ценностей и мировоззренческих ориентиров, регулирующих человеческую жизнедеятельность в рамках определенного типа общества. В связи с этим определяют некоторые тенденции развития культуры в информационном обществе, обусловленные системным полифункциональным распространением в различных сферах жизнедеятельности человека трех информационных технологий: мультимедиа, гипертекста и коммуникации.

Рассмотрение культуры как текста (М. М. Бахтин, Ю. М. Лотман и др.) предусматривает диалог, понимание толкование, что связано с широким использованием в культуре и современной науке герменевтических подходов. Новые способы отображения текста с помощью информационных технологий расширяют социокультурный диапазон [4, 12].

Мультимедиа обеспечивают переход от жестко фиксированного текста, характерного дня классической письменной культуры, к «мягкому»- на экране компьютера. Мгновенная готовность мультимедиа-текста к трансформации буквально подталкивает читателя-зрителя к диалогу с ним, в результате чего обеспечивается восприятие информации сразу несколькими органами чувств, в сочетании с быстрым доступом и интерактивными возможностями работы с ней.

Гипертекст позволяет информации стать составной частью глобального открытого полилога (обмен мыслями, значениями, в который вступает автор любого гипертекста, возможность создания книги «тысячи и одного автора») интертекстом, взаимодействие между гипертекстами, потенциальная сверхъемкость гипертекста. Главной характеристикой гипертекста является не протяженность, а нелинейность, связанность, структурированность, насыщенность разнородными связями и, кроме того, содержательная полнота, что позволяет связывать в гигантском социальном супертексте все проявления культуры.

Самой важной чертой технологий мультимедиа и гипертекста является то, что они охватывают большинство видов культурного выражения во всем их разнообразии; их пришествие равносильно концу разделения, даже различия между аудиовизуальными средствами и печатными средствами массовой информации, общедоступной и высокой культурой; обеспечивают комплементарность рационально-логического и эмоционально-образного мышления.

Компьютерная коммуникация предполагает культурный полиморфизм, открывающий простор для трансформации монолога в диалог и полилог (природа-культура, культура-общество, наука-искусство, культура элитарная и массовая, восточная и западная, национальная и г. п.). Человек в информационном обществе осваивает виды опыта владения своими и чужими ценностями, что стимулирует интеграцию различных культур, способствует выработке целостного воззрения на мир и формированию единой, взаимопроникающей и взаимодополняющей культуры человечества.

Обнаруженный исследованиями феномен формирования виртуальных сетевых сообществ способствует укреплению культурно доминирующих социальных связей, росту их глобализации, взаимопроникновению культур, объединенных вокруг общих целей, интересов, мнений.

Однако, как ни прогрессировали культурные коммуникации в информационном обществе, невозможно без потерь переносить духовные ценности из страны в страну, из региона в регион. Нельзя не согласиться с мнением таких исследователей как Э. Касснер, он отмечает, что единый мир культуры интегрирует в себя общечеловеческие ценности; и прав О. Шпенглер, подчеркнувший, что развитие культуры неотделимо от каждого народа, каждого региона, каждой эпохи. С развитием компьютерных коммуникаций сложилась такая социально-культурная ситуация, которая позволяет человеку увидеть культуру в единстве многообразия и воспринять все лучшее, что способны дать этническая, национальная и транснациональная культуры.

В информационном обществе происходит дестандартизация и демассовизация экономической, социальной и духовной жизни. На место унифицировано-массовому образу жизни приходят базирующиеся на современных информационных технологиях индивидуализированные потребности и возможности широкого доступа к культурным формам высвобождения творческого потенциала, формирования нового типа деятельностной культуры человека.

Благодаря простоте и доступности языка электронных средств массовой информации транснациональная массовая культура может стать отправной точкой, с которой начнется вхождение человека в мир высокой культуры. Но электронные средства коммуникаций способствуют проявлению в культуре противоположных процессов.

Происходящие в культуре информационного общества изменения негативного характера — компьютерная наркомания (увлечение компьютерными играми, пропагандирующими агрессию и насилие, Интернет-зависимость) виртуализация общения, возникновение асоциальных субкультур, виртуальных сообществ (хакеры, любители порнографии, экстремисты и т. д.), компьютерная преступность и др — могут привести к разрушительным тенденциям в культуре, хаотизации социальной жизни, что связано с колоссальным разрывом между возросшими внешними возможностями и условиями развития человека в человека в информационном обществе, и его неизменившимся внутренним духовным миром. Сложный и противоречивый процесс становления и развития культуры в информационном обществе неотделим от закономерностей фило – и онтогенеза. В прошлом человек воспринимал определенную структуру ценностей культуры, которая не менялась несколько столетий, регулируя ориентации нескольких поколений. Сегодня на протяжении одной жизни чередуются несколько культурных эпох, под воздействием информатизации изменяется приоритет ценностей в культуре.

Однако переход к новым ценностным ориентирам может быть лишь постепенным, поскольку, будучи уже однажды сформированными, ценности меняются очень редко, т. е. в той степени, в которой новое поколение замещает старое.

Среди наиболее значимых ценностей и смыслов информационного общества исследователи называют следующие:

• понимание человека как самостоятельно-деятельностгной личности, осуществляющей в гармонии с природой и цивилизацией познание и преобразование окружающего мира и стремящейся к новому опыту, к внутреннему удовлетворению;

• ценность образования, объективность научного знания, установка на постоянное его приращение;

• восприятие природы как закономерного и упорядоченного «поля объектов», выступающих материалом и ресурсами преобразующей деятельности человека на основе ее гуманитарной экспертизы;

• ценность инноваций и прогресса;

• стремление личности к автономности и сохранение тяготения к общности, принятию участия в совместной выработке решений с участниками информационного взаимодействия;

• приоритетность к свободной самореализации, творчества и т. п.

Современному информационному обществу соответствует особый характер человеческой деятельности. Это, прежде всего, инновационно — творческая деятельность, носящая проектировочный характер и предполагающая альтернативность решений в новых информационных условиях, имеющая личностные смыслы в соответствии с ориентацией на общечеловеческие ценности.

Сегодня все явственнее человек играет роль «фокуса», собирающего, вбирающего мир, сворачивающего его в индивидуальный личностный «микрокосм» и от того, как личность сможет повлиять на себя, на общество, зависит будущее социоестественной истории в ее глобальном, космическом, цивилизованном, экологическом, национальном и других измерениях.

Многократно возрастающая возможность влияния отдельного человека на информационные процессы всего общества детерминирует вопрос о «верхней границе» соотношения свободы ответственности и самоограничения человека как основных регуляторов его информационной деятельности.

С развитием демократии, беспрецедентным ростом возможностей и свободы личности в информационном обществе, остается действенным едва ли не единственный механизм регуляции поведения человека — его собственная культура. Но в то же время актуализируются проблемы культурной компетентности личности, формирования толерантности к иным культурам и системам ценностей, воспитание социально-ответственной личности с более четкими ценностными ориентирами, адаптации человека к перенасыщаемой информационной среде, предполагающей разумную редукцию избыточной информации, создание оптимальных фильтров, заслонов, поставленных самой личностью.

Разрешение вышеназванных проблем обуславливает необходимость целенаправленной подготовки личности к жизнедеятельности в новом обществе. Для решения этой задачи образование, ориентиры и приоритеты которого меняются в новых информационных условиях: уточняются цели образования, его мотивы и смыслы, модернизируется содержание образования, выявляется специфика учебной деятельности ученика, преподавательской деятельности в условиях использования компьютера и информационных технологий и т.д. Сама природа формирующегося информационного общества порождает необходимость модернизации образования, главной целью которого становится формирование готовности личности к жизнедеятельности на информационной основе, к успешной социализации человека в постоянно меняющейся, все более взаимосвязанной информационной среде.

Образование — сложное, многогранное понятие, отражающее различные аспекты нелинейного взаимодействия формирующейся личности с обществом в пространстве культуры, т. е. взаимовлияние трех макросистем: личность -— культура -— общество в новых информационных условиях обуславливает соответствие образования современному уровню развития общества и культуры, его специфике и особенностям, изменению интересов, потребностей, ценностных установок личности. Анализ теоретических исследований и педагогической практики позволил выделить тенденции модернизации образования в информационном обществе, как внутренние, присущие самой системе образования, так и внешние, отражающие взаимовлияние макросистем:

- корреляция образования с высокими темпами изменений в системе научных знаний о мире и человеке, реалиях современной культуры;

- усиление прогностической направленности образования (концепция опережающего образования);

- непрерывность образования (необходимость и доступность образования не только в начале жизненного пути человека, но и на всем его протяжении);

- создание единого информационного образовательного пространства страны и интеграция его в мировое;

- открытость образования (способность к саморазвитию, предполагающая новый подход к определению целей и результатов образования, взаимодействию учителя и учащихся, к личности ученика и педагога, содержанию образования);

- ориентация образования на саморазвитие личности (приоритетная востребованность в новых информационных условиях личностного знания);

- личностная ориентация образования;

- гуманизация образования

(смещение акцента на интересы и роль личности учащегося и педагога; становление субъективных отношений; создание оптимальных условий разностороннего развития личности в новой информационной образовательной среде);

- гуманитаризация образования (формирование у человека особой собственно человеческой формы отношения к окружающему миру и самому себе, своей собственной деятельности в нем);

- фундаментализация образования (превращение образования в подлинный фундамент материальной, духовной, теоретической и практической деятельности);

- деятельностная направленность образования (продуктивность в образовании; возможность создания собственных настоящих, востребованных учебных проектов и продуктов на основе новых информационных технологий, которые становятся основными инструментами профессиональной деятельности человека).

- приоритетность креативной деятельности в образовании (передача репродуктивных функций деятельности компьютерным системам обработки информации, информационным технология м расширение поля проектной деятельности в образовании);

- этические доминанты, как смыслообразующий стержень образования (обусловленность возрастанием роли личности в информационном обществе);

- культуросообразность образования (гармоничность

сосуществования человека, общества, природы);

- политкультурность образования;

- экологизация, природосообразность образования;

- развитие и углубление мировоззренческой функции информатики в образовании (формирование информационной картины мира, мировоззрения личности в информационном обществе, обусловленное расширением в социальном направлении предметной области информатики);

- становление информационной культуры личности как особого вида компетентности в новых информационных условиях, являющихся неотъемлемой частью общей культуры человека — одна из приоритетных задач системы образования [6, 22].

Информационная культура - сложное системное качество личности, представляющее собой упорядоченную совокупность гуманистических идей, ценностно-смысловых ориентаций, собственных позиций и свойств личности и проявляющееся в реализации универсальных способов познания взаимодействий, взаимоотношений. деятельности в информационной среде и определяющее целостную готовность человека к освоению нового образа жизни на информационной основе [7, 131].

Информационная культура личности пронизана информационной деятельностью — процессом, в ходе которого личность преобразует познает информационную среду, делая тем самым себя деятельностным субъектом,. а осваиваемые объекты, процессы, явления информационной среды — объектом своей деятельности, наиболее полно реализуя в таком деятельности свои способности, потребности и стремления (как в интересах собственного развития, так и с пользой для окружающих).

Перечисленные выше изменения в информационном обществе обуславливают необходимость становления информационной культуры педагога. Под информационной культурой педагога понимают проявление информационной культуры личности в аспекте педагогической деятельности и системе профессиональных качеств.

Модель информационной культуры педагога предполагает полифункциональность ее структуры и включает в себя несколько взаимосвязанных компонентов:

- когнитивно - операциональный,

- инструментально-деятельностньий,

- прикладной,

- коммуникативный

- мировоззренческий

Мировоззренческий компонент определяется выработкой у педагога собственной позиции, целостного отношения к объектам и явлениям быстроменяющейся информационной среды, формированием мировоззрения о глобальном информационном пространстве, информационных взаимодействиях в нем, возможностях и проблемах его познания и преобразования человеком, а также способах формирования этого компонента информационной культуры у своих учеников. Этот компонент связан со знаниями педагога о границах применимости компьютерной техники и приоритете ценности человеческой жизни, здоровья и духовного развития личности; о роли информатики и информационных технологий в развитии современной цивилизации; об информационной инфраструктуре общества; юридических, этических и моральных нормах работы в информационной среде; об информационной безопасности личности и общества, о достоинствах и недостатках, диагностики и прогнозирования процесса информатизации общества и жизнедеятельности человека, тенденций его развития. Мировоззренческий компонент, проявляется в рефлексии педагогом мотивов, смыслов, целей, качества и результатов своей деятельности как с пользой для других и общества, так и в интересах креативной и личностной самореализации; сочетании личностной свободы, ответственности и самоограничения человека как опыта самореализации в информационной среде обретении собственной позиции в различных ситуациях информационной деятельности, осознанного нравственного выбора личностью индивидуальной точки зрения и линии поведения, и в этом педагог должен быть примером для обучаемого.

Когнитивно-операциональный компонент определяется общими представлениями педагога о современном базовом знании в области информатики, информационных технологий и опытом практической реализации этого знания в применении к отдельным видам деятельности человека на уровне начальной ориентировки, владением системно-информационным подходом в конкретной предметной области педагога. Этот компонент предполагает наличие у педагога фрагментарных представлений об информационной среде и взаимодействиях в ней, ситуативно обеспечивающих опыт деятельности и ориентировку в информационной среде, оценивая явления и процессы в ней, осознание целей и идентификацию поля своих возможностей в осуществлении информационной деятельности. Выявление сочетания алгоритмического, системного мышления и выработки нестандартных решений.

Инструментально-деятельностный компонент связан с компетентностью педагога в области методологии, организации разнообразных видов своей информационной деятельности: использование в самостоятельной педагогической и исследовательской деятельности универсальных технологий (традиционных и электронных), поиска, обработки, манипулирования; представления, управления и хранения информации; развитость речевой культуры и владение правилами делового общения и творческого сотрудничества, отбор и аккумуляция необходимых сведений о возможностях информационных технологий в удовлетворении профессиональных и общекультурных запросов, общении; владение эргономическим и эстетическим подходом к созданию физиологически обоснованных и комфортных условий осуществления информационной деятельности; знание основных принципов взаимодействия в системе «человек-компьютер». Этот компонент проявляется во владении педагогом сквозной интегративной методологией осуществления своей информационной деятельности, рефлексии сочетания целей деятельности с постановкой профессиональных и общекультурных задач, и оценки имеющихся ресурсов и рациональной организации процесса их решения с целью придания творческого характера своей деятельности, мобильности, гибкости и адаптивности в информационной среде.

Сформированность когнитивно-операционального инструментально-деятельностного компонентов информационной культуры педагога определяет ее ориентировочно- инструментальный уровень, т. е. уровень общей компьютерной грамотности. Критериями достижения данного уровня являются универсальность, межпредметность информационной деятельности, ее методологический, инструментальный характер в структуре разнообразных видов деятельности человека. Развитие информационной культуры педагога на этом уровне предполагает способность к выработке тактики осуществления личностью своей информационной деятельности.

Сформированность компонентов ориентировочно - инструментального и прикладного уровней определяет профессионально - прикладной уровень информационной культуры, для которого критерием достижения является владение профессиональной спецификой информационной деятельности (как инвариантной – общепрофессиональной, так и вариативной – с учетом предметной специализации будущего педагога); такая деятельность педагога носит практико-ориентированный характер при решении образовательных задач. Развитие информационной культуры педагога на этом уровне предполагает способность к выработке тактики и стратегии осуществления личностью своей информационной деятельности в педагогической области. Прикладной компонент определяется представлениями педагога об эффективной информатизации педагогических технологий: владение целостным системным методом ее проектирования, реализации, коррекции и последующего воспроизводства на информационной основе; ориентация ее на развитие личности обучаемого, гуманного отношения к нему; компетентность в области проектирования, применения, адаптации, экспертизы, методического инструментария новых информационных и коммуникационных технологий в образовании; оптимальность их сочетания с другими традиционными видами педагогической деятельности. Этот компонент регулирует деятельность педагога при решении различных задач в информационной образовательной среде и включает в себя мотивационную и практическую готовность к анализу информационной обстановки в сфере своей педагогической деятельности; к гуманному сотрудничеству педагога и ученика в процессе учебной деятельности; их осознанному выбору технологий обучения; к рефлексии и прогнозированию результатов своей информационно-педагогической и научно-исследовательской деятельности, к постоянной неудовлетворенности достигнутым, поиску все новых путей интенсификации образовательного процесса на информационной основе.

Коммуникативный компонент предполагает компетентность педагога в гибком и конструктивном видении диалога «человек-человек» (информационная проблематика), «человек-компьютер» (эффективное управление компьютерной системой) и «человек - компьютер-человек» (опыт коллективной и групповой коммуникации и совместной деятельности в информационной образовательной среде), представление об этике, такте и толерантности в компьютерной коммуникации, утверждение нравственности в складывающихся в процессе обмена информацией взаимоотношениях людей. Этот компонент проявляется в профессиональной рефлексии на уровне информационных (социальных культурных профессиональных и др.) контактов и отношений педагога с людьми, окружавшим миром, взаимодействий внутри информационной среды; ответственном отношении ко всем трем типам компьютерного диалога; опыте цивилизованного разрешения конфликтных, сбойных, неопределенных ситуаций технического, психофизиологического, социальною и т. п. характера в компьютерной коммуникации. в целостном нравственном становлении собственного личностного опыта поведения в информационной среде и формировании его у обучаемых.

Сформированность всех компонентов определяет творческо-рефлексный уровень информационной культуры педагога. Критериями достижения этого уровня являются интегративный, синтетический. полифункциональный характер информационной деятельности, межпредметность и универсальность которой достигают высокой степени свободной ориентировки в информационной среде, подлинной личностной свободы и творчества в ней. данный уровень информационной культуры педагога связан с его способностью к выработке стратегии целостного осуществления личностью любых видов информационной деятельности в информационной среде на определенной стадии ее развития, наличием целостно-смысловых, рефлексивных аспектов информационной деятельности.

Такая модель информационной культуры педагога предполагает реализацию трех важных направлений в модернизации современного педагогического образования:

1) освоение педагогами современного знания в области информатики и информационных технологий;

2) формирование опыта проектирования и применение собственной целостной информационной педагогической технологии с ориентацией на конкретную предметную область, в которой специализируется будущий педагог;

3) формирование мировоззрения педагога о глобальном информационном пространстве и информационных взаимодействиях в нем, что обусловлено тенденцией усиления в информационном обществе роли личности как нравственной основы бытия человека. [9, 65].

1.2 Сущность и содержание информационной культуры учителя


Наиболее органично подход к феномену культуры отражен в философских работах. Накопленный в этих исследованиях материал позволил рассмотреть культуру как совокупность материальных и духовных ценностей (А. Г. Арнольдов, Ю. Н. Ефимов, И. А. Громов), как специфический способ человеческой деятельности (В. Г. Давыдович, Ю. А. Жданов), как процесс творческой самореализации сущностных сил личности (Л. Н. Коган, М. Т. Щбв4ук), как уровень развития человека — субъекта культурной деятельности (В. С. Библяр, Н. С. Злобин). При всем различии выработанных подходов выработано принципиальное положение: культура связана с деятельностью человека, имеющего не только результаты деятельности, но в определенной степени, саму деятельность.

Деятельностная интерпретация культуры открывает возможность для разработки культурологической концепции, сутью которой является освещение роли личности как активного творческого начала культурно- исторического процесса, как творца культурных ценностей [10, 29].

Культура (от лат. Сulture-— обработка, разведение, выращивание, возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание, просвещение) обозначает совокупность всего созданного усилиями людей. Сюда относятся наука, искусство, техника, литература, общественный строй и другие. В качестве носителей культуры выступают люди, среди которых к ее активным передатчикам относятся педагоги.

С одной стороны, культура — постоянно совершающийся процесс качественного развития человеческих сил и способностей, а с другой — совокупность результатов, достигнутых на каждом этапе развития.

Культура отражает результаты человеческого развития, его становления как творческой личности. Понимание культуры с этих позиций позволяет не только «очеловечить» ему философскую теорию, но и открывает широкие возможности в плане исследования проблем взаимодействия культуры общества и личности, культуры и творчества; культуры и развития индивидуального стиля профессиональной деятельности.

Культура личности — важнейший качественный показатель уровня развития, способностей и дарований индивида. Она является способом и мерой реализации сущностных сил человека и предстает в процессе воспитания как преемственное освоение различных сфер общественной жизни.

В исследовании культуры личности как социального явления выделяют общую и профессиональную культуру. В составе общей культуры, которая создает широкую гуманитарную основу, профессиональная культура представляет собой степень овладения личностью, приемами и способами определенной деятельности. Как специфическое профессиональное явление, педагогическая культура выступает составной частью общей культуры личности учителя. Она представляет собой определенную степень овладения педагогическим опытом человека, степень его совершенства в педагогической деятельности и достигнутый уровень развития личности (А. В Барабанщиков) [10, 30]

Профессионально-педагогическая культура учителя является частью педагогической культуры, она меняется по своему объему. Педагогической культурой могут обладать представители самого широкого круга людей, занимающихся воспитательной практикой (родители, руководители, наставники). Носителями же профессионально-педагогической культуры являются люди, которые призваны осуществлять целенаправленную педагогическую деятельность на профессиональном уровне.

Длительный стаж работы сам по себе еще не является залогом успеха педагогической деятельности. Приобретение опыта происходит лишь в том случае, когда учитель делает выводы, извлекает педагогические уроки из своей деятельности, осмысливая ее. При этом особенно ценным является умение учителя реально оценивать достигнутые результаты. Самокритичное отношение к достигнутому, неудовлетворенность им характерны для передовых учителей и побуждает их к совершенствованию своей работы. Общеизвестно, что решение конкретных практических задач требует всестороннего анализа, наличия теоретических знаний и практического умения, высокого уровня теоретического мышления.

Профессия по - разному воздействует на личность педагога. Она может приглушить, затушевать его индивидуальность, наложить печать шаблона на его мысли, чувства, поступки. Но она может выявить и своеобразие его личности, развить его склонность и способности. Это зависит от того, как учитель понимает задачи профессии и как он реализует их в своей деятельности.

Н. К. Крупская в статье «Кем должен владеть учитель, чтобы быть хорошим советским педагогом» выделила следующие принципы для овладения искусством преподавания:

— преподаватель любой дисциплины должен владеть знанием диалектических основ преподаваемой им науки;

— владеть общими методами передачи знаний;

— знать возрастные особенности мышления ребенка, объем и характер его жизненного опыта;

— учитель должен понимать самую суть науки, ее современное состояние, связь с другими науками, с общественными отношениями, понимать и удельный вес в социальном строительстве, связь с жизнью, с практикой.

Следует четко понимать, что характерный для современного научного познания новый вероятностный стиль мышления в сочетании с другими мечтами обеспечивает возрастание прогностической функции педагогики. Задача поиска и прогнозирования новых методов, приемов, соответствующих форм организации учебной деятельности и нового ее содержания имеют больше практическое значение. Какой бы предмет ни вел учитель, он должен видеть и понимать, что сейчас ученые активно работают над формированием теорий обучения по различным предметам.

Педагогическая культура - это сложное смысловое образование, широкая и специфичная по своему содержания категория. Уточнение ее структуры, с одной стороны, представляет научно-педагогический интерес, т. к. способствует совершенствованию теоретических взглядов, и с другой стороны — может служить прочной основой в формировании педагогического профессионализма будущих специалистов. На базе педагогической культуры путем познания, традиций, опыта, новаторства, формируется педагогический профессионализм, более высокий уровень развития которого трансформируется в педагогическое мастерство.

В основе педагогической культуры образованность, постоянная возбужденность педагогической мысли, внутренняя удовлетворенность по отношению к работе; самокритичность, стремление к систематическому профессиональному действию (обучению, воспитанию, развитию), полная отдача учебно-воспитательной работе, исходя из внутренней потребности, добровольно; духовное богатство, нравственная чистота, педагогическая этика, творчество, новаторство, поиск.

Педагогическая культура — синтез педагогических убеждений и мастерства, педагогической этики и профессионально-педагогических качеств, стиля учебно-воспитательной работы и отношения преподавателя к своему делу и самому себе. Ее гранями являются: мировоззренческая, нравственная, профессиональная, интеллектуальная, эмоционально-волевая, эстетическая и физическая [11, 63].

Из понятия «педагогическая культура» вытекает понятие информационной культуры учителя.

Информационная культура личности является результатом и условием развития цивилизации. Обширный анализ литературных источников и практических показателей уровня сознания общества за последние 25 лет ХХ века показывает, что человечество вступает в качественно новую стадию своего развития стадию построения информационного общества.

Термин «информационная культура» впервые ввел в научный оборот Г.Г. Воробьев, как умение использовать информационный подход, анализировать информационную обстановку и делать информационные системы эффективными. В. Ю. Милитарев рассматривал информационную культуру в контексте общей культуры, как совокупность знаний и умений переработки и использования информации при взаимодействии с информационными системами.

В работе В. Ю. Милитарева и И.М. Яглялома определение информационной культуры как совокупности знаний об основных методах предоставления информации и умении применять их на практике для постановки и решения содержательных задач.

А. Д. Урсул вкладывает в понятие «информационная культура» другое содержание: овладевание процессом производства и использования информации, реализацию информационных прав и свобод человека.

В работах В. В. Когана, Ю. А. Шрейдера, М. А. Розова, Г. Г. Воробьева отмечается, что только информационная культура личности может обеспечить успешную социальную адаптацию человека к условиям открытого информационного общества [12, 3 1].

Информационная культура — это умение использовать соответствующим образом весь набор информационных технологий в своей повседневной деятельности. В. А. Каймин считает, что информационная культура личности увязывается с использованием новейшей информационной и вычислительной техники и средств обработки данных на ЭВМ. Она подразумевает и овладевание логическими методами обработки информации.

С.Н. Лактионова в своем исследовании осуществила междисциплинарный категориальный анализ дефиниции «информационная культура» с позиции опорных и системообразующих отраслей знания: философии, психологии, педагогики, информатики, теории научно-информационной деятельности, библиотековедения, культурологи, информалогии, педагогической инноватики.

Информационная культура педагога рассматривается в инновационном аспекте как профессионально значимое личностное качество учителя, которое обеспечивает эффективное, рациональное, этически взвешенное взаимодействие с информационной средой в процессе освоения новшеств и служит средством перевода внешне заданной информации в личный инструмент преобразовательной деятельности.

Джусубалиева Д. М. считает, что информационная культура личности — это интегральное личностное образование [13, 32].

Однако, понятие «информационная культура» тесно связано с другими такими понятиями как «информационное образование», «информатизация общества», «информационно-учебная деятельность».

Информатизация образования, процесс обеспечения сферы информации методологией и практикой разработки оптимального использования современных информационных технологий ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения, воспитания.

Информатизация образования — внедрение в учреждения системы образования информационных средств, основанных на микропроцессорной технике, а также информационной продукции и педагогических технологий, базирующихся на этих средствах.

Информатизация образования -— часть процесса информатизации общества, которую принято связывать с «информационным взрывом» (С. Лем). Сущность его состоит в экспоненциальном нарастании количества социально значимой информации (научной, технологической, культурной и др.). Это явление наметилось в конце 18 века, когда переработка всей информации стала практически непосильной для одного человека. Наиболее широкий масштаб этот процесс принял в 20 в. Потребность в развитии производства информационных средств для создания, передачи, хранения, обработки, тиражирования информации и автоматизации информационных процессов обусловила возникновение наряду с традиционными информационными технологиями, базирующимися в основном на бумажном (книги, газеты и т. п.) и «пленочном» (фото, кино), представлении информации, новых информационных технологий (НИТ), в основе которых лежат электронные средства информации. Среди последних особую роль играли ЭВМ (компьютеры) и аудиовизуальные средства (ТВ, видео и др.)

Новые информационные технологии не вытесняют традиционные — количество «бумажной» и «пленочной» информации продолжает нарастать как прежде не уступая место прошлому.

На основе этого мы приходим к выводу, что информационная культура - это одна из составляющих общей культуры человека, совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий. Своеобразие информационной культуры заключается в том, что с одной стороны - для ее обретения требуются значительные усилия личности: и с другой стороны - только информационная культура открывает современному человеку доступ к накопленным цивилизацией информационным ресурсам.

Необходимо при этом обеспечить человеку право выбора направлений образования, что обуславливает введение достаточно ранней дифференциации обучения и создание систем непрерывного образования. Реализовывать идею непрерывного образования возможно лишь подготовив необходимые условия для самообразования: создание организационной и правовой основы для доступа к различным источникам информации, формирование и развитие у человека способностей, связанных с её поиском, обработкой, восприятием, пониманием и использованием. Человек, не владеющий информационными технологиями, лишается одного из адаптивных механизмов в динамично развивающемся социуме.

Информационные средства и технологии становятся своего рода «продолжениями» человека (Х. М. Мак-Люэн).

Возникает проблема формирования и развития информационной культуры личности.

В СССР термин «информатизация образования» в середине 80-х годов употребляется в узком смысле. В 1988 году группой ученных под руководством А.П. Ершова была разработана первая отечественная концепция информатизации образования - формирование компьютерной грамотности как элемента общеобразовательной подготовки человека. Обучение профессиональному использованию НИТ; развитие содержания и методов обучения, на основе НИТ, использование НИТ в качестве орудий труда, досуговое применение ЭВМ в управлении образованием. Впоследствии предполагался массовый переход к изучению общеобразовательных дисциплин с использованием ЭВМ на всех ступенях образования; ввод в действие общедоступных баз данных для всех видов обучения и управления и управления образованием.

В 90-е годы стала преобладать концепция, отражавшая более общее понимание информатизации образования. Ее связь с информатизацией общества согласно концепции, к основным направлениям информатизации образования относятся: массовое освоение НИТ; проведение исследований по их педагогическому внедрению и т.д. Установлено, что различные звенья структуры средних учебных заведений неодинаково предрасположены к различным компонентам информатизации образования. Наибольшую потребность в компьютеризации испытывают структуры поддержки учебно-воспитательного процесса: системы управления образовательными учреждениями, информационно-педагогическая служба (библиотеки, медиотеки), медицинская служба. Учителя принимают в основном три направления применения ЭВМ: компьютер как средство подготовки к знаниям, (поиск, отбор, воздание,тиражирование информации); средство диагностики, коррекции знаний, умений и навыков учащихся; средство облегчения работы с педагогической документацией. Функции обучения учитель оставляет за собой.

Практика информатизации школ поставила ряд проблем: наиболее острая - проблема «сопротивления учителей» внедрение НИТ, вызванная противоречием между коллективными формами обучения, характерными для классно-урочной системы и индивидуализации обучения, стимулируемой персональными ЭВМ. Другая проблема-уменьшение межличностных контактов - связана, в частности, с феноменом «хакерства» -появлением категории людей, стремящихся погрузиться в виртуальную реальность на экране компьютера, активно взаимодействующих с ним, но оторванных от реального мира. Важный круг проблем связан с правовыми основами распространения информации: право учащихся на получения информации, защиты от использования информации об учащихся другими лицами ему во вред и несанкционированного доступа к некоторым базам данных, авторское право, и, в частности, использование в образовательных целях информации, на которую наложен запрет на бесплатное распространение и т.д.

Информатизация общества, глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности в сфере общественного производства является сбор, накопление, продуцирование, обработка, хранение, передача и использование информации, осуществляемые на основе современных средств микропроцессорной и вычислительной техники, а также разнообразных средств информационного

обмена.

Информационно-учебная деятельность, основанная на информационном взаимодействии (процесс передачи приема информации представленной в любом виде), между обучаемым, преподавателем и средствами новых информационных технологий направленных на достижение учебных целей включает в себя следующие виды деятельности; регистрация, сбор, накопление, хранение, обработка информация об изучаемых объектах, явлениях, процессах, в том числе реально протекающих; передача достаточно больших объемов информации, представленной в различной форме-интерактивный диалог, управление отображением на экране моделей различных объектов; автоматизированный контроль (самоконтроль) результатов учебной деятельности; коррекция по результатам контроля; тренировка; тестирование.

На основе этого мы приходим к выводу, что информационная культура - это одна из составляющих общей культуры человека, совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий. Своеобразие информационной культуры заключается в том, что с одной стороны – для её обретения требуются значительные усилия личности: и с другой стороны - только информационная культура открывает современному человеку доступ к накопленным информационным ресурсам.

1.3 Информационные технологии в образовании

В рамках современной системы школьного образования в нашей стране существует множество проблем. От их решения в большой степени зависит успех развития системы образования в целом. От того, насколько человек, оканчивающий школу, будет способен самостоятельно мыслить, приобретать знания, работать с информацией, зависит его подготовленность к дальнейшему образованию. Соответственно он сможет использовать сформированные у него интеллектуальные умения в профессиональной подготовке, совершенствуя и развивая их дальше. Обществу нужны образованные, самостоятельно мыслящие люди, умеющие принимать обоснованные решения.

Современный период развития цивилизованного общества характеризует процесс информатизации общества, который является глобальным социальным процессом. Его особенность состоит в том, что доминирующим видом деятельности в сфере общественного производства является сбор, накопление, продуцирование, обработка, хранение, передача и использование информации, осуществляемые на основе современных средств микропроцессорной и вычислительной техники, а также на базе разнообразных средств информационного обмена [14, 27].

Информатизация общества обеспечивает:

• активное использование постоянно расширяющегося интеллектуального потенциала общества, сконцентрированного в печатном фонде, и научной, производственной и других видах деятельности его членов.

• интеграцию информационных технологий с научными, производствен-ными, инициирующую развитие всех сфер общественного производства, интеллектуализацию трудовой деятельности;

• высокий уровень информационного обслуживания, доступность любого члена общества к источникам достоверной информации, визуализацию представляемой информации, существенность используемых данных [15; c.36].

Применение открытых информационных систем, рассчитанных на использование всего массива информации, доступной в данный момент обществу в определенной его сфере, позволяет усовершенствовать механизмы управления общественным устройством, способствует гуманизации и демократизации общества, повышает уровень благосостояния его членов. Процессы, происходящие в связи с информатизацией общества, способствуют не только ускорению научно–технического прогресса, интеллектуализации всех видов человеческой деятельности, но и созданию качественно новой информационной среды социума, обеспечивающей развитие творческого потенциала индивида [16; c.28].

Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования – внедрение средств новых информационных технологий (СНИТ) в систему образования. Это сделает возможным:

• совершенствование механизмов управления системой образования на основе использования автоматизированных банков данных научно– педагогической информации, информационно-методических материалов, а также коммуникационных сетей;

• совершенствование методологии и стратегии отбора содержания, методов и организационных форм обучения, соответствующих задачам развития личности обучаемого в современных условиях информатизации общества;

• создание методических систем обучения, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала обучаемого, на формирование умений самостоятельно приобретать знания, осуществлять информационно–учебную, экспериментально – исследовательскую деятельность, разнообразные виды самостоятельной деятельности по обработке информации;

• создание и использование компьютерных тестирующих, диагностирующих, контролирующих и оценивающих систем [17; c.31]

Интенсивное развитие процесса информатизации образования влечет за собой расширение сферы применения СНИТ. В настоящее время можно уже вполне определенно выделить успешно и активно развивающиеся направления использования современных информационных технологий в образовании:

а) реализация возможностей программных средств учебного назначения (проблемно-ориентированных, объектно-ориентированных, предметно-ориентированных) в качестве средства обучения, объекта изучения, средства управления, средства коммуникации, средства обработки информации,

б) интеграция возможностей сенсорики, средств для регистрации и измерения некоторых физических величин, устройств, обеспечивающих ввод и вывод аналоговых и дискретных сигналов для связи с комплектом оборудования, сопрягаемого с компьютером, и учебного, демонстрационного оборудования при создании аппаратно-программных комплексов [18; c.102]. Использование таких комплексов предоставляет обучаемому инструмент исследования, с помощью которого можно осуществлять регистрацию, сбор, накопление информации об изучаемом или исследуемом реально протекающем процессе; создавать и исследовать модели изучаемых процессов; визуализировать закономерности процессов, в том числе и реально протекающих; автоматизировать процессы обработки результатов эксперимента; управлять объектами реальной действительности. Применение этих комплексов, учебного, демонстрационного оборудования, функционирующего на базе СНИТ, позволяет организовывать экспериментально-исследовательскую деятельность – как индивидуальную (на каждом рабочем месте), так и групповую, коллективную с реальными объектами изучения, их моделями и отображениями. Это обеспечивает широкое внедрение исследовательского метода обучения, подводящего учащегося к самостоятельному "открытию" изучаемой закономерности, способствует актуализации процесса усвоения основ наук, развитию интеллектуального потенциала, творческих способностей.

в) интеграция возможностей компьютера и различных средств передачи аудиовизуальной информации при разработке видео-, компьютерных систем и систем мультимедиа. Эти системы представляют собой комплекс программно-аппаратных средств и оборудования, который позволяет объединять различные виды информации (текст, рисованная графика, слайды, музыка, реалистические изображения, движущиеся изображения, звук, видео) и реализовывать при этом интерактивный диалог пользователя с системой. Использование видеокомпьютерных систем и систем мультимедиа обеспечивает реализацию интенсивных форм и методов обучения, организацию самостоятельной учебной деятельности, способствует повышению мотивации обучения за счет возможности использования современных средств комплексного представления и манипулирования аудиовизуальной информацией, повышения уровня эмоционального восприятия информации,

г) реализация возможностей систем искусственного интеллекта при разработке так называемых интеллектуальных обучающих систем (Intelligent Tutoring Systems) типа экспертных систем, баз данных, баз знаний, ориентированных на некоторую предметную область,

д) использование возможностей систем искусственного интеллекта создает веские предпосылки для организации процесса самообучения; формирует умения самостоятельного представления и извлечения знаний; способствует интеллектуализации учебной деятельности; инициирует развитие аналитико-синтетических видов мышления, формирование элементов теоретического мышления. Все это является основой интенсификации процессов развития личности обучаемого,

е)использование средств телекоммуникаций, реализующих информационный обмен на уровне общения через компьютерные сети (локальные или глобальные), обмен текстовой, графической информацией в виде запросов пользователя и получения им ответов из центрального информационного банка данных.

Телекоммуникационная связь позволяет в кратчайшие сроки тиражировать передовые педагогические технологии, способствует общему развитию обучаемого.

Новая технология неконтактного информационного взаимодействия, реализующая иллюзию непосредственного вхождения и присутствия в реальном времени в стереоскопически представленном "экранном мире" - система "Виртуальная реальность" [19; c.112].

Использование этой системы позволяет обеспечить аудиовизуальный и тактильный контакт между пользователем и стереоскопически представленными объектами виртуальной реальности при наличии обратной связи и использовании средств управления.

Перспективами использования системы "Виртуальная реальность" в сфере образования являются: профессиональная подготовка будущих специалистов в областях, в которых необходимо стереоскопически представлять изучаемые или исследуемые объекты: стереометрии, черчению, инженерной графике, машинной графике, организация досуга, развивающих игр, развитие наглядно-образного, наглядно-действенного, интуитивного, творческого видов мышления.

Как показывает отечественный и зарубежный опыт применения СНИТ, реализация вышеизложенных возможностей позволяет обеспечить:

предоставление обучаемому инструмента исследования, конструирования, формализации знаний о предметном мире и вместе с тем активного компонента предметного мира, инструмента измерения, отображения и воздействия на предметный мир;

расширение сферы самостоятельной деятельности обучаемых за счет возможности организации разнообразных видов учебной деятельности (экспериментально-исследовательская, учебно-игровая, информационно-учебная деятельность, а также деятельность по обработке информации, в частности и аудиовизуальной), в том числе индивидуальной, на каждом рабочем месте, групповой, коллективной;

индивидуализацию и дифференциацию процесса обучения за счет реализации возможностей интерактивного диалога, самостоятельного выбора режима учебной деятельности и организационных форм обучения;

вооружение обучаемого стратегией усвоения учебного материала или решения задач определенного класса за счет реализации возможностей систем искусственного интеллекта;

формирование информационной культуры, компоненты культуры индивида, члена информационного общества, за счет осуществления информационно-учебной деятельности, работы с объектно-ориентированными программными средствами и системами;

повышение мотивации обучения за счет компьютерной визуализации изучаемых объектов, явлений, управления изучаемыми объектами, ситуацией, возможности самостоятельного выбора форм и методов обучения, вкрапления игровых ситуаций [10]

Процесс информатизации образования и связанное с этим использование возможностей СНИТ в процессе обучения приводит не только к изменению организационных форм и методов обучения, но и к возникновению новых методов обучения.

Математизация и информатизация предметных областей, интеллектуализация учебной деятельности, общие интеграционные тенденции процесса познания окружающей информационной, экологической, социальной среды, поддерживаемые использованием СНИТ, приводят к расширению и углублению изучаемых предметных областей, интеграции изучаемых предметов или отдельных тем. Это обусловливает изменение критериев отбора содержания учебного материала. Они основываются на необходимости интенсификации процесса интеллектуального и саморазвития личности обучаемого, формирования умений формализовать знания о предметном мире, извлекать знания, пользуясь различными современными методами обработки информации.

Таким образом, в связи с развитием процесса информатизации и образования изменяется объем и содержание учебного материала, происходит переструктурирование программ учебных предметов (курсов), интеграция некоторых тем или самих учебных предметов, что приводит к изменению структуры и содержания учебных предметов (курсов) и, следовательно, структуры и содержания образования.

Параллельно этим процессам происходит внедрение инновационных подходов к проблеме уровня знаний учащихся, основанных на разработке и использовании комплекса компьютерных тестирующих, диагностирующих методик контроля и оценки уровня усвоения.

Изменение содержания и структуры образования, представлений об организационных формах, методах обучения и контроля за его результатами приводит к изменению частных методик преподавания.

Реализация возможностей СНИТ в процессе обучения и связанное с этим расширение спектра видов учебной деятельности приводят к качественному изменению дидактических требований к средствам обучения, учебной книге. Это наглядно демонстрируется на примере педагогических программных средств (ППС) учебного назначения.

2 Методика использования информационных технологий в обучении русскому языку в начальной школе

2.1 Информационная компетентность как основа информационной культуры учителя

Переход на многоуровневую систему обучения требует от вузов обеспечения такой подготовки кадров высшей квалификации, которая могла бы сочетать в себе готовность решать актуальные научно-технические задачи с учётом социально-экономических проблем, возникающих в современной деятельности.

Процесс информатизации связан с проникновением интеллектуальных видов труда во все области общественной и производственной жизни. Традиционная информационная деятельность приобретает новое качественное развитие, наполняется новым содержанием. Поэтому так важно подготовить специалиста, обладающего информационной компетентностью.

Организация процесса обучения на базе новых информационных технологий (НИТ) позволяет на более высоком уровне решать задачи развивающего обучения, интенсифицировать все виды учебно-воспитательной работы. Учитель должен овладеть знаниями и методикой для реализации целей на высоком уровне информационной компетентности; анализировать материал и информационные процессы; создавать информационные модели, оценивать их с помощью ЭВМ, обрабатывать графическую информацию, использовать электронные таблицы, базы данных; пользоваться локальными, глобальными и телекоммуникационными средствами.

Обычно, специфику информационной компетентности, принято определять аналитическим путём, исходя из умений, необходимых в педагогической деятельности. И поэтому должен осуществляться переход на компетентную парадигму образования.

- прогнозировать стратегические и тактические задачи, решение которых способствует повышению эффективности образовательного процесса; анализировать и разрешать проблемные ситуации; композиционно упорядочивать знания;

- находить вариативные способы решения творческих задач; руководить познавательной деятельностью обучающихся; воздействовать на субъект образовательного процесса;

- адекватно оценивать уровень собственной деятельности.

В контексте образовательной деятельности выделяют ещё несколько функций преподавателя:

- интерпретировать социальные явления и переводить их на язык педагогических целей и задач; диагностировать состояние проектируемого объекта технической деятельности; методически обеспечивать учебно-воспитательный процесс;

- выбирать содержание, адекватное планируемому результату; строить учебно-воспитательный процесс с учётом воздействия макро - и микросоциальной среды;

- анализировать; корректировать свои действия с учётом качества достигнутого результата.

Таким образом, информационная компетентность – это сложное индивидуально-психологическое состояние, достигаемое в результате интеграции теоретических знаний и практических умений работать с информацией различных видов, используя новые информационные технологии.

Информационный компонент в профессиональной деятельности учителя по решению любой педагогической задачи представляет собой совокупность установок, ценностей, знаний, умений, руководствуясь которыми он определяет цели своей работы, осуществляет диагностику уровня и состояния проектируемого объекта; отбирает содержание и педагогические технологии, адекватные планируемому результату; оценивает качество результата.

Информационная компетентность оказывает существенное влияние на мотивационную сферу, так как именно мотивация организует целостное поведение, повышает активность личности, влияет на формирование цели и выбор путей и достижения, оказывает существенное влияние на результаты учебной деятельности [20, 13].

В модели информационной компетентности выделяют внутренние и внешние мотивы применения информационных технологий. Внутренние мотивы связаны с личностной самореализацией учителя и его профессиональным ростом. Внешние мотивы - материальные стимулы (уровень зарплаты, желание повысить квалификацию и т. д.), стремление личности самоутвердиться в коллективе, добиться положительной оценки коллег.

Потребность в новой информации, в самостоятельной деятельности, включающей освоение новых компьютерных технологий, на сегодняшний день уже не всегда требует от пользователя определенной последовательности тех шагов, которые прежде были необходимы для достижения результата. В связи с этим выделяют новый аспект информационной компетентности, заключающийся в умении анализировать содержание задачи, выбирать оптимальные средства и решения, определять формы представления данных (знаний), интерпретировать полученные результаты.

В качестве признаков информационного поведения, характеризующих уровень информационной компетентности личности, выделяют следующее: - содержание информационных потребностей и интересов;

- мотивы обращения к различным источникам информации и связанные с этим ожидания;

- степень удовлетворения информационных потребностей;

- способы поиска, хранения, переработки информации;

- процесс усвоения и применения полученной информации в различных сферах своей деятельности;

- способы распределения новой информации;

- используемые каналы профессиональных коммуникаций, их интенсивность, результативность и предпочтительность;

- разнообразие привлекаемых материалов на русском и иностранных языках, широта их тематики т. п.

Содержание понятия «информационная компетентность» тесно связано с понятием «информационная культура», оно является его основой. Существует различные определения информационной культуры, которые сводятся к тому, что целью и формированием является умение соотносить модели знания и информацию, оценивать уровень собственных знаний, стимулировать процессы получения новых знаний.

Готовность учителя к информационному образованию определяется уровнем сформированности его личной методической системы: её целей, методологических подходов, методов диагностики, обучения, управления, контроля. При формировании пирамиды структуры целей важно, чтобы в её вершине находилась главное – становление личности ученика развитие важных её качеств: креативности, самостоятельности, критичности, рефлективности, духовности, интеллекта и творческих способностей. Методическая система учителя строится на основе общедидактических и специфических для компьютерного образования принципах.

1. Принцип целесообразности использования ЭВТ предполагает обращение к компьютерам только в ситуациях, когда они обеспечивают получение знаний, которые невозможно или достаточно сложно получить при бескомпьютерных технологиях. Следует учитывать, что компьютер – не только дорогое, но и не безопасное средство обучения: он создаёт повышенные физиологические и психологические нагрузки на организм ребёнка.

2. Отсюда вытекает принцип компьютерной безопасности, требующий от учителя обеспечить безопасную и эффективную деятельность учеников.

3. При конструировании содержания образования педагог руководствуется принципами личной ценности знаний и умений и обязательного использования продуктов учебной деятельности.

Нарушение первого приводит к потере интереса к работе с компьютерными программами, когда ученики не понимают, где и когда они могут использовать полученные знания и умения. Информатика ради информатики, как это часто бывает в наших школах, не нужно никому. Точно так же ученики теряют интерес к работе, если нарушается и второй принцип: любому ученику не приятно наблюдать, как в конце урока уничтожаются плоды его упорного труда. Включение же фрагментов программ, рисунков, созданных учениками, в реальные продукты, использование их на уроках – это стимул, существенный фактор повышения уровня мотивации и эффективности компьютерного образования.

4. Принцип интегративности предполагает не только соединение учебной деятельности ученика с обучающей, методической, организационной деятельностью учителя в учебно-воспитательном процессе, но и интеграцию учебных дисциплин на основе общих методов обработки информации. Некоторые программные продукты конструируются так, чтобы их можно было использовать при изучении нескольких разделов одного или нескольких предметов.

5. Опыт учителей-практиков и наши исследования показывают, что наиболее ценными в учебном процессе оказываются программные средства, где нет однозначной логики действий, отсутствуют жёсткие предписания. В основе таких программ лежит принцип вариативности, предоставляющей ученику свободу выбора того или иного способа изучения материала, подбора рационального уровня сложности, самостоятельного определения формы помощи при возникновении затруднения. Этот принцип согласуется с представлениями деятельности подхода к обучению, в соответствии с которыми ученик сам должен выбирать, что и в каком объёме ему изучать. Он увязывается и с представлениями теории адаптивного обучения.

Нельзя согласиться с мнением некоторых исследователей, что при компьютерном образовании следует стремиться во всех случаях к творческому освоению учебного материала. Вряд ли нужно устанавливать высокий уровень целей при изучении материала, который не представляет собой особой ценности для понимания содержание фундаментальных дисциплин. Для работы с компьютером нередко можно обойтись уровнем воспроизведения или работой по образцу.

6. Использование принципа дифференциации целей образования позволит рационально подобрать адекватные методы и формы обучения, перенести акцент на мировоззренческие аспекты, на изучение фундаментальных закономерностей.

Будущий специалист должен уметь делать следующее:

— вести поиск информации в различных электронных справочниках, базах данных, информационно- поисковых системах;

уметь организовывать хранение информации, проводить ее анализ и выбирать адекватные формы ее представления (дискета, диск, компьютер);

— уметь использовать полученные данные при решении конкретных задач;

К перечисленным выше требованиям можно добавить специальные знания и умения по работе в среде компьютерных телекоммуникаций:

— знание основных видов и принципов функционирования телекоммуникационных систем;

умение использовать средства телекоммуникаций (электронная почта, телеконференции, общение в режиме реального времени и т. п.) для обмена информацией с другими пользователями;

— владение навыками «информационной навигации» в сети;

— умение работать с информационными ресурсами сети (сетевыми базами данных, информационными службами и т. д.);

умение вести диалог с другими пользователями сети;

— умение использовать телекоммуникации как инструмент познания для решения задач в различных предметных областях [21].

Возможность общения в Интернете создала условия для оптимального соотношения алгоритмических и творческих процессов, для исследований и открытий в процессе обучения

Информационные навыки постепенно сместят навыки фактического запоминания. При этом всегда должен присутствовать оптимальный баланс между формированием информационных навыков и осмыслением теории. Очень важно развивать у будущего учителя способность самостоятельно анализировать ситуацию, опираясь на понимание общих закономерностей и тенденций развития природных, экономических и социальных процессов, а также особенность прогнозировать возможные последствия принимаемых решений. Это и будет высшим уровнем информационной культуры.

2.2 Новые информационные технологии в практике обучения

Использование электронных (мультимедийных) учебников

Применение информационных технологий возможно по следующим направлениям:

  • использование электронных (мультимедийных) учебников,
    • использование обучающих программ;
      • использование мультимедийных презентаций,
      • использование Internet

Рассмотрим особенности мультимедийных учебников, которые в последнее время получили широкое распространение как новый способ получения и передачи информации. «Мультимедиа» означает компьютерную технологию, использующую для представления информации не только текст, но и графику, цвет, анимацию, видеоизображения в любых сочетаниях [22, 29].

Соответственно, «мультимедийный учебник» - это учебник, при создании которого используется компьютерная технология. Его еще называют электронным учебником.

Мультимедийные учебники получили распространение в обучении не только информатики и другим точным наукам, но и в предметах гуманитарного цикла: русском, казахском и иностранном языкам, чтении и т.д.

Реализация возможностей компьютерных технологий позволяет организовать новые виды учебной деятельности, такие, как:

  • управление реальными объектами;
  • управление отображенными на экране моделями различных объектов, явлений, процессов;
  • автоматизированный контроль (самоконтроль) результатов учебной деятельности, коррекция по результатам контроля, тренировка, тестирование.

Электронный учебник является средством информатизации образования, эффективность и качество которого зависит от уровня развития теории учебника в целом и степени ее интеграции с новыми информационными технологиями (НИТ) [23; c.95]. Подготовка учащихся на базе электронных учебников по ведущим дисциплинам создает условия для осмысления сущности НИТ и обеспечивает навыками употребления в учебном процессе.

Электронный учебник – это основное учебное электронное издание, созданное на высоком научном и методическом уровне и новое поколение учебников, основанное на использовании новых информационных технологий.

Сущностная характеристика электронного учебника состоит в том, что он представляет собой целенаправленный взаимосвязанный процесс субъектов образовательного процесса. Электронные учебники рассматриваются нами как форма автоматизированного процесса обучения. Поэтому при их разработке учебный процесс конструируется от цели до результата.

Принципы конструирования электронных учебников: функциональность, наглядность, активность, самостоятельность, доступность, мобильность, региональность, практическая направленность .

Реализация компонентов процесса обучения при использовании электронных учебников происходит следующим образом:

1. Целевой компонент процесса обучения реализуется через модули.

2. Содержательный компонент составляет гипертекст, представляющий собой большой информационный массив.

3. Операционный компонент предполагает интерактивные методы осмысления содержания модулей и гипертекстов. Задания составлены с учетом методов обучения по источнику получения знаний, методов активизации познавательной деятельности, процессуально - деятельностных методов обучения и ценностного ориентирования личности.

4. Оценочно - результативный компонент осуществляется при помощи тестов с автоматической оценкой знаний и графической интерпретацией достигнутых результатов обучения.

Опыт разработки и практического использования электронных курсов показывает, что более высокую педагогическую эффективность имеют те из них, учебный материал в которых изложен с учетом требований принципов, как линейного его структурирования, так и концентрического. Электронный учебник на первом уровне должен включать: основной теоретический материал, полностью отвечающий требованиям Госстандарта: упражнения и задачи для выработки практических умений и навыков; методы и средства управления процессом обучения, итоговые оценки уровня усвоения базовых знаний. Второй уровень учебника составляет: дополнительный теоретический материал, разделы курса, материал которых может удовлетворить профессиональные и творческие вопросы учащегося, дидактические средства управления учебным процессом [25, 28].

Электронный учебник отличается от традиционного тем, что в его содержании заложена специфическая система управления процессом обучения, включающая средства нелинейного структурирования и оптимизации учебного материала, диагностики и коррекции знаний, разветвленную сеть обратной связи. В электронном учебнике представлены графические средства, обеспечивающие процессу обучения высокий уровень наглядности, а также средства мультимедиа, позволяющие организовать лабораторный практикум.

Использование компьютерных обучающих программ