Ветхий и Новый Завет о человеке, семье и воспитании

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Омский государственный педагогический университет»

Факультет психологии и педагогики

Кафедра социальной педагогики и социальной работы

Ветхий и Новый Завет о человеке, семье и воспитании

Реферат по истории социальной педагогики

Выполнил: студент 1 группы

заочной формы обучения,

профиль Психология

и социальная педагогика,

4,5 года обучения

Черкасов Владимир Алексеевич

Проверил: к.п.н., доцент Мануйлова Лидия Михайловна

Омск 2013

Содержание

Введение……………………………………………………..…..…..2-3

Основная часть………………………………………………….….3-10

Ветхий и Новый Завет…………………………………….….3-4

Человек в Ветхом и Новом Завете……………………….….4-7

Семья в Ветхом и Новом Завете………………………...…..7-8

Воспитание в Ветхом и Новом Завете………………………8-10

Заключение…………………………………………………………11-12

Список литературы…………………………………………………..13

Введение

В современном мире существует множество различных взглядов на человека, семью и воспитание. Кто есть человек, каково его предназначение? Что такое семья, на каких основаниях должны строиться семейные отношения? Что включает в себя воспитательный процесс, существует ли универсальная модель воспитания? От содержания ответов на эти вопросы будет зависеть эффективность педагогической деятельности в стремительно развивающемся обществе.

Большое количество концепций, определяющих понятия «человек», «семья» и «воспитание» обусловлено многообразием культур и общественных ценностей. Следует отметить, что такое разнообразие не только позволяет выбирать из спектра мнений наиболее приемлемое, что, безусловно, хорошо, но и формирует новые педагогические, культурные, социальные парадигмы, влияние которых уже сегодня можно замечать в современных социумах. Так, в некоторых странах Запада рушатся устои традиционной гетеросексуальной семьи. Вступает в свои права ювенальная юстиция. Видны последствия реализации различных моделей воспитания.

Появление какого-либо социального феномена подразумевает его концептуальное обоснование. И хорошо, если при создании тех или иных педагогических парадигм будут учитываться достижения педагогической мысли прежних поколений. Опыт истории человечества позволяет не только делать выводы, но и анализировать возникающие, формирующиеся или готовые исчезнуть различные общественные институты, теории и социокультурные модели.

Формированию взглядов современного общества на человека, семью и воспитание способствовали многовековые христианские ценности, основанием которых, в свою очередь, стала Библия, состоящая из двух Заветов – Ветхого и Нового.

Именно о том, что говорят о человеке, семье и воспитании Ветхий и Новый Заветы, и пойдет речь в данной работе.

Основная часть

Ветхий и Новый Завет

Прежде всего, необходимо дать краткое описание того, что же такое – Ветхий и Новый Заветы.

Во-первых, это две части христианской Библии, сборника священных для христиан книг (от др. греч. — «книга»), в состав которых входят соответственно 39 и 27 так называемых канонических книг. В исторических христианских церквах (РКЦ и РПЦ) в ветхозаветный библейский канон включены еще 11 так называемых второканонических книг.

Во-вторых, библейский Ветхий Завет без второканонических книг соответствует еврейской Библии – Танаху, только с иной очередностью Писаний и общим количеством книг (39 книг ВЗ у христиан разделены у иудеев на 22 или 24).

В-третьих, Ветхий Завет старше Нового, почти на 15 столетий. Принято считать, что написание Танаха, то есть Ветхого Завета, было завершено к началу IV века до н.э. Последняя книга Нового Завета была написана в конце I века н.э. В общей сложности Библия писалась около 1500 лет.

В-четвертых, Ветхий Завет был написан на древнееврейском языке со вставками на арамейском языке, а Новый Завет – на древнегреческом, так называемом койне – языке постклассической античной эпохи, который реформировался уже к середине IV века.

Важной деталью, относящейся к данному обзору, является отношение христиан к Священному Писанию. Дело в том, что Ветхий и Новый Завет для христиан являются вдохновленным Богом Словом и непререкаемым авторитетом в вопросах жизни и практики1.

Следовательно, мораль и этика, нормы воспитания, критерии семейных отношений, а также взгляд на человека в христианских странах формировались и базируются на библейских ценностях и в соответствии с содержанием двух Заветов2 (следует отметить, что за период истории христианства интерпретация библейских текстов осуществлялась по-разному).

Так что же говорит Библия о человеке, семье и воспитании?

Человек в Ветхом и Новом Завете

Уникальной особенностью ветхозаветного повествования является библейская антропология, которая отличалась от взгляда на человека в других религиях. В данной работе под термином «антропология» нужно понимать библейское учение о человеке как венце творения Бога, а не науку о человеке как животном, находящимся в онтогенезе на высшей ступени эволюционного развития.

На основании Ветхого Завета, вечно существующий Бог сотворил человека не для удовлетворения своих нужд, а для основанных на любви отношений, где человек был бы управляющим над всем Божьим творением3.

С первых страниц Библии человек описывается как существо высшего порядка, сотворенное по образу и подобию Божьему4. По библейскому учению человек был сотворен тем, кто обладает интеллектуальными способностями, моральными и духовными качествами, мудростью, логикой, самосознанием, речью, совестью, волей и т.д. Весь этот набор качеств, свойств и характеристик, при соблюдении человеком Божьих установлений, открывал перед ним невообразимые перспективы во взаимоотношениях с Творцом, с себе подобными и со всем творением5.

Библия повествует о том, что человек избрал путь непослушания Божьим заповедям и оказался в положении грешника, то есть отступника, того, кто лишился непосредственной связи с Творцом6.

Подобное положение вещей привело к созданию такой общественной модели, где людям постоянно требовалось, преодолевая сопротивление духовных сил, собственного характера и антибожественных законов, стремиться к восстановлению разрушенных с Богом отношений и, как следствие, к формированию гармоничных, гуманных и благоприятных для жизни условий общественной жизни7.

Через пророка Моисея Бог дал людям Декалог, то есть десять Заповедей, в которых регламентировались отношения, как в религиозной, так и в общественной сфере8. С библейской позиции, все попытки человека восстановить отношения с Богом оказались тщетными. Эту проблему Творец решил Сам, послав в наш мир Иисуса Христа, который стал для человечества Спасителем9. В сфере же общественного устройства влияние учения Ветхого и Нового Заветов было очевидным.

Описанные в Библии духовные и нравственные критерии религиозной и общественной жизни способствовали формированию специфических форм и моделей воспитания. Так, в Ветхом Завете существует четкая дифференциация допустимого и недопустимого поведения. Дается инструкция по созданию семьи, воспитанию детей и т.д. От человека ожидается неукоснительное соблюдение всех библейских установлений. Другими словами, человек несет ответственность за то, что он говорит или делает, что избирает или к чему стремится10.

В Библии высока значимость человеческой жизни. Ветхозаветная заповедь «не убей» в Новом Завете не только дублируется, но и облекается более сложными смыслами, перенося центр тяжести с внешнего исполнения повеления на внутреннее11. Основной целью человеческой жизни, по Библии, является восстановление и поддержание отношений с Богом через веру в Иисуса Христа. Выражаться это должно в высоконравственном поведении, в образцовой духовной и общественной жизни12.

Семья в Ветхом и Новом Завете

Самым первым общественным институтом, согласно Библии, стала семья, состоящая из супругов Адама и Евы и их детей13. Именно такое представление о семье, где супругами являются один мужчина и одна женщина, воспитывающие совместных детей, называется традиционным14.

Несмотря на то, что само слово «семья» практически не встречается ни в Ветхом, ни в Новом Заветах, этому социальному образованию Библия уделяет очень много внимания.

Вот несколько характерных особенностей семьи, описанной в Библии.

  • Брак, как фундамент семейных отношений учрежден и поддержан Богом (Быт.2:18-24).
  • В браке состоят один мужчина и одна женщина (Мф.19:4-6). Полигамия встречается в Библии, но является, скорее, допущением, чем разрешением.
  • Мужчина и женщина имеют различные социальные роли: муж – глава семьи, жена – его помощница15. Несмотря на различные роли, и мужчина и женщина перед Богом равны16.
  • Родители обязаны заниматься воспитанием детей в соответствии с Божьими и общественными стандартами17.
  • Дети призваны быть послушными своим родителям18, не противиться процессу воспитания19.

Воспитание в Ветхом и Новом Завете

Ветхий и Новый Заветы уделяют огромное внимание воспитанию. В Ветхом Завете Бог через пророков и через Свое Слово целенаправленно формирует как отдельных людей, так и весь народ, готовя каждую личность к религиозной, общественной и культурной жизни в соответствии с предложенными Им нормами, отраженными в священных библейских текстах20.

Особое место занимает воспитание детей. Огромное количество текстов обращено непосредственно к ним.

Вот несколько библейских фрагментов:

- «Слушайте, дети, наставление отца, и внимайте, чтобы научиться разуму…» (Ветхий Завет, книга Притчей, глава 4, стих 1).

- «Итак, дети, слушайте меня и не отступайте от слов уст моих» (Ветхий Завет, книга Притчей, глава 5, стих 7).

- «Итак, дети, слушайте меня и внимайте словам уст моих…» (Ветхий Завет, книга Притчей, глава 7, стих 24).

- «Слушай, сын мой, наставление отца твоего и не отвергай завета матери твоей, потому что это - прекрасный венок для головы твоей и украшение для шеи твоей. Сын мой! если будут склонять тебя грешники, не соглашайся» (Ветхий Завет, книга Притчей, глава 1, стих 8-10).

- «Сын мой! если ты примешь слова мои и сохранишь при себе заповеди мои, так что ухо твое сделаешь внимательным к мудрости и наклонишь сердце твое к размышлению; если будешь призывать знание и взывать к разуму; если будешь искать его, как серебра, и отыскивать его, как сокровище, то уразумеешь страх Господень и найдешь познание о Боге. Ибо Господь дает мудрость; из уст Его - знание и разум; Он сохраняет для праведных спасение; Он - щит для ходящих непорочно; Он охраняет пути правды и оберегает стезю святых Своих. Тогда ты уразумеешь правду и правосудие и прямоту, всякую добрую стезю. Когда мудрость войдет в сердце твое, и знание будет приятно душе твоей, тогда рассудительность будет оберегать тебя, разум будет охранять тебя» (Ветхий Завет, книга Притчей, глава 2, стих 1-11).

- «Сын мой! наставления моего не забывай, и заповеди мои да хранит сердце твое; ибо долготы дней, лет жизни и мира они приложат тебе. Милость и истина да не оставляют тебя: обвяжи ими шею твою, напиши их на скрижали сердца твоего, и обретешь милость и благоволение в очах Бога и людей. Надейся на Господа всем сердцем твоим, и не полагайся на разум твой. Во всех путях твоих познавай Его, и Он направит стези твои. Не будь мудрецом в глазах твоих; бойся Господа и удаляйся от зла: это будет здравием для тела твоего и питанием для костей твоих» (Ветхий Завет, книга Притчей, глава 3, стих 1-8).

- «Слушай, сын мой, и прими слова мои, - и умножатся тебе лета жизни. Я указываю тебе путь мудрости, веду тебя по стезям прямым. Когда пойдешь, не будет стеснен ход твой, и когда побежишь, не споткнешься. Крепко держись наставления, не оставляй, храни его, потому что оно - жизнь твоя. Не вступай на стезю нечестивых и не ходи по пути злых; оставь его, не ходи по нему, уклонись от него и пройди мимо» (Ветхий Завет, книга Притчей, глава 4, стих 10-15).

- «Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего [требует] справедливость. Почитай отца твоего и мать, это первая заповедь с обетованием: да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле» (Новый Завет, Послание к Ефесянам, глава 6, стих 1-3).

Рассматривая библейские тексты о воспитании, можно заметить, что цель обучения заключается в предохранении детей от безбожного и безнравственного поведения. При этом соблюдение предложенных Богом норм гарантировало безопасную, сытую, долгую и счастливую жизнь.

Следует отметить, что библейские нормы – это не теория, а проверенная опытным путем практика. Библия изобилует примерами правильного и неправильного воспитания, показывая, тем самым, последствия активной воспитательной позиции и небрежного отношения к воспитанию21.

Заключение

Подводя итог, стоит отметить, что человек – это особое, высшее творение Божье. Неотъемлемой частью человеческого естества является его стремление к социализации.

Семья – это основополагающая общественная единица, где в родственных и социальных отношениях находятся взрослые и дети. Дети – это дар от Бога, а не случайность, результат планирования или недоразумение.

- «Вот наследие от Господа: дети; награда от Него - плод чрева» (Псалом 126:3).

Воспитание детей – это святая обязанность взрослых.

- «Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть; и люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душою твоею и всеми силами твоими. И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем [и в душе твоей]; и внушай их детям твоим и говори о них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и вставая, и навяжи их в знак на руку твою, и да будут они повязкою над глазами твоими, и напиши их на косяках дома твоего и на воротах твоих» (Второзаконие 6:4-9).

- «Но Иисус сказал: пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное» (Евангелие от Матфея 19:14).

В процессе воспитания допустимы дисциплина и контроль.

- «Глупость привязалась к сердцу юноши, но исправительная розга удалит ее от него» (Притчи 22:15).

- «Наказывай сына своего, доколе есть надежда, и не возмущайся криком его» (Притчи 19:18).

Тех, кто занимается воспитанием, ожидает доброе воздаяние.

- «Милость же Господня от века и до века к боящимся Его, и правда Его на сынах сынов, хранящих завет Его и помнящих заповеди Его, чтобы исполнять их» (Псалом 102:17-18).

Апостол Иоанн Богослов, один из свидетелей жизни, смерти и воскресения Иисуса Христа, в своем Евангелии отметил, что если подробно описывать то, что сотворил Иисус, то «и самому миру не вместить бы написанных книг» (Ин.21:25). И уж если жизнеописание основателя христианства, чья земная жизнь была ограничена тридцатью тремя годами, столь богато содержательно, то, что говорить о теме воспитания, широко и глубоко раскрытой в Ветхом и Новом Завете?!

Используемая литература:

  1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Канонические. В русском переводе с параллельными местами и приложением. – М.: Российское библейское общество, 2003. – 1218 с.
  2. Левшеня Константин. Доктрины Библии. – Тв.: Ордена Тр. Кр. Знамени Тверской полиграфкомбинат, 1992. – 303 с.
  3. Тематическая Библия с комментариями. – Под общ. ред. В.С. Немцева. – Мн.: Библейская лига в РБ, 1997. – 1776 с., ил.

Интернет-ресурсы:

  1. Википедия. Свободная энциклопедия. http://ru.wikipedia.org/wiki/

1 «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» (Новый Завет. 2Тим.3:16-17). «И притом мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших, зная прежде всего то, что никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою. Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым!» (Новый Завет. 2Петр.1:19-21).

2 «Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя» (Новый Завет. 1Тим.4:16).

3 «Восхотев, родил Он нас словом истины, чтобы нам быть некоторым начатком Его созданий» (Новый Завет. Иак.1:18). «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Ветхий Завет. Быт.1:26-27).

4 «Господи, Боже наш! как величественно имя Твое по всей земле! Слава Твоя простирается превыше небес! Из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу, ради врагов Твоих, дабы сделать безмолвным врага и мстителя. Когда взираю я на небеса Твои - дело Твоих перстов, на луну и звезды, которые Ты поставил, то что [есть] человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его? Не много Ты умалил его пред Ангелами: славою и честью увенчал его; поставил его владыкою над делами рук Твоих; все положил под ноги его: овец и волов всех, и также полевых зверей, птиц небесных и рыб морских, все, преходящее морскими стезями. Господи, Боже наш! Как величественно имя Твое по всей земле!» (Ветхий Завет. Псалом 8).

5 «И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле» (Ветхий Завет. Быт.1:28).

6 «И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Ветхий Завет. Быт.2:16-17). «И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел» (Ветхий Завет. Быт.3:6). «Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, [потому что] в нем все согрешили» (Новый Завет. Рим.5:12).

7 «Когда выходил Он в путь, подбежал некто, пал пред Ним на колени и спросил Его: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» (Новый Завет. Мк.10:17).

8 «Я Господь, Бог твой…да не будет у тебя других богов перед лицом Моим. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху и что на земле внизу, и что в водах ниже земли, не поклоняйся им и не служи им.…Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно.…Наблюдай день субботний, чтобы свято хранить его, как заповедал тебе Господь, Бог твой.…Почитай отца твоего и матерь твою.…Не убивай. Не прелюбодействуй. Не кради. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. Не желай жены ближнего твоего…дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабы его, ни вола его, ни осла его, ни всего, что есть у ближнего твоего (Ветхий Завет.Втр.5:6-21).

9 Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Новый Завет. Ин.3:16).

10 «Веселись, юноша, в юности твоей, и да вкушает сердце твое радости во дни юности твоей, и ходи по путям сердца твоего и по видению очей твоих; только знай, что за все это Бог приведет тебя на суд» (Ветхий Завет. Еккл.11:9).

11 «Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду» (Новый Завет. Мф.5:21-22).

12 «Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке, ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, Который дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам» (Новый Завет. Тит.2:11-14).

13 «Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила Каина, и сказала: приобрела я человека от Господа. И еще родила брата его, Авеля» (Ветхий Завет. Быт.4:1-2).

14 «Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их? И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Новый Завет. Мф.19:4-6).

15 «И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему» (Ветхий Завет. Быт.2:18).

16 «Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса; все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Новый Завет. Гал.3:26-28).

17 «И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» (Новый Завет. Еф.6:4).

18 «Дети, будьте послушны родителям вашим во всем, ибо это благоугодно Господу» (Новый Завет. Кол.3:20).

19 «Слушай, сын мой, наставление отца твоего и не отвергай завета матери твоей, потому что это - прекрасный венок для головы твоей и украшение для шеи твоей» (Ветхий Завет. Притч.1:8-9).

20 «И сказал Моисей и священники левиты всему Израилю, говоря: внимай и слушай, Израиль: в день сей ты сделался народом Господа Бога твоего; итак слушай гласа Господа Бога твоего и исполняй заповеди Его и постановления Его, которые заповедую тебе сегодня» (Ветхий Завет. Втр.27:9-10). В данном тексте к народу обращается Божественная Мудрость: «Итак, дети, послушайте меня; и блаженны те, которые хранят пути мои! Послушайте наставления и будьте мудры, и не отступайте от него. Блажен человек, который слушает меня, бодрствуя каждый день у ворот моих и стоя на страже у дверей моих! потому что, кто нашел меня, тот нашел жизнь, и получит благодать от Господа; а согрешающий против меня наносит вред душе своей: все ненавидящие меня любят смерть"» (Ветхий Завет. Пр.8:32-36).

21 Какой-то механизм воспитания был нарушен уже в первой человеческой семье, что привело к братоубийству, - Каин убил младшего брата Авеля (Быт.4:1-8). В семье Ноя, который пристрастился к вину, младший сын Хам совершил неблаговидный поступок, чем обрек себя на отцовское проклятие (Быт. 9:18-21). Дочери Лота, который вместе с семьей прожил большую часть своей жизни среди развращенных жителей Содома и Гоморры, совершили инцест со своим отцом (Быт.19 глава). Одной из характерных проблем воспитания, которая наблюдается в последующих библейских историях, стала любовь родителей к одним детям и пренебрежение другими (Бытие 24, 25, 37 главы; 2 Царств13 глава и др.). «Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится» (Ветхий Завет. Пр.22:6).

Ветхий и Новый Завет о человеке, семье и воспитании