Давид Эмиль Дюркгейм
Давид Эмиль Дюркгейм (15 апреля 1858 15 ноября 1791) французский социолог и философ.
Целостность и связность обществ в условиях, лишённых традиционных и религиозных связей, представляли главный исследовательский интерес Дюркгейма.
Дюркгейм родился в религиозной еврейской семье. Начинал учиться раввинской школе. Дальнейшая его жизнь была полностью светской, и в своих трудах Дюркгейм неоднократно показывал, что феномен религии был в большей степени определён социальными факторами.
В 1879 стал студентом Высшей нормальной школы. Курс Дюркгейма стал одним из самых талантливых в XIX веке. Многие его товарищи, впоследствии заняли центральное место во французской интеллектуальной среде. Диссертация Дюркгейма, написанная на латыни, была посвящена творчеству Монтескьё. Французская система образования того времени не предлагала каких-либо курсов, посвящённых наукам об обществе. Гуманитарный подход не заинтересовал Дюркгейма, переключившего своё внимание с психологии и философии на этику и, впоследствии, на социологию.
В 1885 году он переехал в Германию, где два года изучал социологию в университетах. Через год завершил свою первую крупную работу «О разделении общественного труда». В ней рассматривается много правовых и криминологических проблем. Автор предпринял попытку проанализировать механизмы нравственности: факторы, влияющие на содержание нравственных норм, их истоки и направление развития. При этом он своей задачей считает не только изучение действительности, но и поиск путей изменения ее в полезном для общества направлении.
В 1890-х годах учёный был весьма продуктивен. В 1895 основал в Бордо первый европейский факультет социологии. Спустя три года он создал первый в стране журнал об общественных науках. Его интерес к социальным феноменам подогревался актуальными политическими событиями. Поражение Франции в войне с Пруссией привело к падению режима Наполеона III и последующему становлению Третьей республики. Это, в свою очередь, привело к негативной реакции в отношении нового и светского республиканского правления, так как многие граждане считали решительный националистический подход ключом к возврату угасавшей французской мощи. Дюркгейм, еврей и последовательный сторонник республики, оказался в политическом меньшинстве.
Его научные труды отличались глубиной и оригинальностью. Особое значение он придавал строгости метода научного исследования и объективности выводов. Дюркгейм был горячим приверженцем метода объективизма. Дюркгейм считал, что социология должна игнорировать всякие философские теории и не должна быть ни индивидуалистической, ни коммунистической, ни социалистической, т. к. все эти теории стремятся не выражать, а прямо преобразовывать факты.
Другой школой, повлиявшей на методологию Дюркгейма, стал социальный реализм. В отличие от эмпиризма и позитивизма, реализм основан на идее существования некоторых состояний действительности, не зависящих от восприятия их индивидом. Эмпиристы, в частности Дэвид Юм, утверждали, что вся окружающая человека реальность есть лишь плод его чувственного восприятия. Следовательно, реальность не существует вне нашего восприятия. Дюркгейм использовал этот подход для того, чтобы продемонстрировать наличие социальных реалий вне индивида реалий, выраженных в форме объективных общественных отношений. Он считал, что социология способна установить не только «очевидные» законы, но и раскрыть «врождённую природу» общества.
Ядром исследований Дюркгейма выступали социальные факты, понятие, введённое им для описания явлений, которые существуют сами по себе, не зависят от действий индивидов, однако оказывают на них принудительное воздействие. Подобное воздействие может выражаться формально в виде правового регулирования или посредством неформальных, религиозных или семейных норм.
Развитие социально-правовых исследований, социологии права заставило обратить внимание на социальную основу преступлений, на причины нарушения норм права. Это послужило основой возникновения криминологии.
Преступность не была основным объектом исследований этого ученого, что, однако, не помешало ему вскрыть фундаментальные социологические закономерности развития криминального феномена. Французский профессор социологии, детально проанализировав анатомию общественного организма, выявил социальные факторы, которые могут как сдерживать, так и генерировать преступность.
Дюркгейм также писал, что существует ряд патологий, способных нарушить целостность общества. Две из них аномия и принудительное разделение труда играют ключевую роль.
Говоря о принудительном разделении труда, социолог подразумевает ту ситуацию, когда власти, ведомые жаждой наживы, принуждают людей к тем видам деятельности, к которым они не приспособлены. Люди становятся несчастными, и их желание изменить систему может дестабилизировать общество.
Дюркгейм выделяет два вида солидарности (т.е. сплоченности в обществе). Низший тип механическая солидарность, высший органическая. Первый основывается на подавлении человеческой природы, второй на гармонии индивидуального и общественного сознания. Первый предполагает практическое устранение личности (человек сливается с обществом и теряет индивидуальность), второй возможен только, если всякий имеет собственную сферу действия, т. е. личность.
Именно в отсутствии солидарности (дезорганизации) Дюркгейм усматривает источник абсолютного большинства негативных общественных проявлений. «В момент общественной дезорганизации, будет ли она происходить в силу болезненного кризиса или, наоборот, в период бескомпромиссных, но слишком внезапных социальных преобразований, общество оказывается временно неспособным проявлять нужное воздействие на человека... Прежняя иерархия нарушена, а новая не может сразу установиться. Для того, чтобы люди и вещи заняли в общественном сознании подобающее им место, нужен большой промежуток времени. Пока социальные силы, предоставленные сами себе, не придут в состояние равновесия, относительная ценность их не поддается учету и, следовательно, на некоторое время всякая регламентация оказывается несостоятельной».
Дюркгейм разрабатывает общие направления выхода из кризисного состояния аномии: «Лекарство против зла состоит не в том, чтобы стараться воскресить, во что бы то ни стало, традиции и обычаи, которые, не отвечая более настоящим условиям социального положения, могли бы жить только искусственной жизнью. Что нужно так это прекратить аномию, найти средство заставить гармонически сотрудничать органы, которые еще сталкиваются в несогласных движениях, ввести в их отношения более справедливости, все более и более ослабляя внешние неравенства, эти источники зла».
Ученый пытался разработать концепцию справедливого неравенства, которое станет основой органической солидарности. Он достаточно объективно оценивал трудности создания такой общественной системы: "Мы слишком хорошо чувствуем, какое это трудное дело создавать общество, где всякий индивид будет занимать заслуживаемое им место и будет вознаграждаем по заслуге, где всякий, следовательно, самопроизвольно будет сотрудничать для блага всех и каждого". По мысли философа, все должно быть справедливо распределено и это распределение должно быть известно всем. Главным компонентом такой справедливости Дюркгейм видел равенство стартовых условий: когда все равны на старте, то результат зависит от индивидуальных способностей и усилий каждого.
При этом ученый выдвигает весьма важный принцип постепенности, который отвергает возможность скоротечных перемен в развитии всех социальных процессов, в том числе и преступности, поскольку лежащая в их основе нравственность меняется медленно.
Одной из главных причин преступности Дюркгейм считал патологию потребительства: "Безграничные желания ненасытны, а ненасытность считается признаком болезненного состояния". По мнению ученого, стремления индивида никогда не бывают удовлетворены полностью. «Чем больше человек имеет, тем больше он хочет, поскольку полученные блага лишь стимулируют, а не удовлетворяют потребности». Границу этим индивидуальным вожделениям может установить только внешний контроль со стороны общества. Если этого сделать не удается, обществу грозит хаос, дезорганизации, аномия.
Следующей крупной работой Дюркгейма была книга 'Метод социологии", вышедшая в 1896 г. Эта книга смелостью и нестандартностью выводов произвела буквально скандал в научной среде. Тезис о закономерности преступности в определенных общественных условиях, Дюркгейм дополнил тем, что преступление не только неизбежное в существующем обществе явление, но и «нормальное». Он полагал, что нормальными являются все отправления социального организма, которые вытекают из условий его существования.
Применив это правило к исследованию преступности, он проводит интересный анализ. Первый аргумент сводится к следующему: "Преступление наблюдается не только в большинстве обществ того или иного вида, но во всех обществах всех типов. Нет такого общества, в котором не существовала бы преступность. Правда, она изменяет форму: действия, квалифицируемые как преступные, не всегда одни и те же, но всегда и везде существовали люди, которые поступали таким образом, что навлекли на себя уголовную репрессию. Если бы, по крайней мере с постепенным культурным ростом общества, пропорция преступности понижалась, то можно было бы думать, что, не переставая быть нормальным явлением, преступление все-таки стремится утратить этот характер. Но у нас нет никакого основания признать существование подобного регресса. Многие факты указывают, по-видимому, скорее на движение в противоположном направлении. С начала столетия статистика дает нам средство следить за ходом преступности; последняя повсюду увеличилась. Во Франции увеличение достигает почти 300%. Нет, следовательно, явления, представляющего более несомненные симптомы нормальности, потому что оно является тесно связанным с условиями коллективной жизни. Автор сравнивает преступность с болью, которая неприятна и все же является функцией нормальной физиологии.
Во-вторых, по мнению ученого, "преступление нормально, так как без него общество было бы совершенно невозможно". Причин этого Дюркгейм приводит несколько:
1) "для того, чтобы в данном обществе перестали совершаться действия, признаваемые преступными, нужно было бы, чтобы чувства, ими оскорбляемые, встречались во всех индивидуальных сознаниях без исключения и с той степенью силы, какая необходима для того, чтобы сдержать противоположные чувства. Предположим даже, это условие могло бы быть выполнено, немедленно открылись бы новые". Сегодняшний преступник, утверждает Э. Дюркгейм, ссылаясь на дело Сократа, может быть завтрашним философом. Автор также приводит в качестве примера сообщество святых. Преступление в собственном смысле слова здесь неизвестно, однако проступки, которые могут представляться незначительными обычному обывателю, вызовут здесь точно такой же скандал, какой обычные преступления вызывают в обычных условиях;
2) ученый утверждает, что антикриминальные настроения не могут единодушно распространиться на все коллективные чувства без исключения: "такое абсолютное и универсальное однообразие совершенно невозможно, так как окружающая нас физическая среда, наследственные предрасположения, социальные влияния, изменяются от одного индивида к другому, вносят разнообразие в нравственное сознание каждого. Невозможно, чтобы все походили друг на друга. Следовательно, так как не может быть общества, в котором индивиды не расходились бы более или менее с коллективным типом, то неизбежно некоторые из этих различий будут отмечены преступным характером".
Таким образом, можно сказать, преступление выполняет определённую социальную функцию. Преступление может свидетельствовать о необходимости изменений в обществе, а иногда и подготавливать эти изменения. Изучая суд над Сократом, он говорил, что преступление философа, а именно независимость его мысли, «оказало услугу не только человечеству, но и его стране», поскольку оно «подготовило почву для новой нравственности и веры, необходимой афинянам». В этом смысле его преступление стало «полезной прелюдией к реформам». Дюркгейм считал, что в некоторых случаях преступление ослабляет напряжение в обществе, оказывая очищающий эффект. Преступление может быть фактором интеграции общества, укрепляющим социальные связи. Отрицательная реакция на преступное деяние усиливает коллективное сознание и делает наглядной границу между моральными и правовыми нормами. Далее он писал, что необходимым условием прогресса является возможность выражения оригинальных качеств личности, даже если речь идёт о преступнике.
В обществе есть «нормы преступности» и необходимо преодолевать только превышения этой нормы. Этот компромисс играл ключевую роль в научных построениях Дюркгейма.
Основой разработанной им системы воздействия на преступность были ненасильственные меры. Воздействие на социальные явления, в том числе и криминогенные, должно основываться на глубоком анализе их сущности и соответствовать этой сущности. Воздействие должно быть органичным для явления, только в этом случае у общества есть шанс направить его развитие в социально полезное русло.
Давид Эмиль Дюркгейм