Конспект урока музыки «Как вышагивает музыка»


Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение компенсирующего вида «Детский сад №1»

г. Саров Нижегородской области

Конспект урока музыки

«Как вышагивает музыка»

подготовила

музыкальный руководитель

Терентьева Нина Григорьевна

г. Саров




Виды деятельности

Программные задачи

Репертуар

Методические приёмы

Образовательные

Развивающие

Воспитательные

Упражнение

Закреплять у детей умение самостоятельно менять движение с динамическими изменениями, со сменой регистров.

Развивать динамический слух и звуковысотный.

Воспитывать внимательное отношение друг к другу.

«Марш»

Т. Ломовой, «Марш»

Т Попатенко

Самостоятельное выполнение движений.

Слушание

Сравнивать контрастные произведения одного жанра, различать средства музыкальной выразительности.

Развивать эмоциональную отзывчивость в процессе слушания.

Воспитывать желание слушать музыку до конца.

«Солдатский марш»

Р. Шумана

«Марш деревянных солдатиков» П. И.Чайковского

Выразительное исполнение музыкальных произведений. Беседа в форме диалога.

Музыкальное творчество

Учить различать и точно воспроизводить ритм, сочинённый товарищем.

Развивать чувство ритма. Побуждать детей сочинять ритм марша.

Воспитывать уважение к творчеству товарища.

Сочинение ритма марша.

Один ребёнок сочиняет, другой повторяет.

Петь, точно интонируя мелодию, с правильным дыханием.

Развивать звуковысотность.

Воспитывать интерес к пению.

«Лесенка» Е Тиличеевой.

Пение в разных темпах.

Разучивание песни. Петь легким звуком, точно передавая мелодию.

Развивать звуковысотность.

Воспитывать любовь к маме.

«Маме в день 8 Марта» Е. Тиличеевой

Узнать по схеме. Пение с детьми среднего возраста.

Пение всей группой.

Ритмично петь песню, с правильной артикуляцией.

Побуждать передавать яркий, радостный характер песни.

Получать удовольствие от пения.

«Бравые солдаты» А. Филиппенко

Пение «внутренним голосом». Пение по фразам подгруппами.

Исполнять песню эмоционально, соблюдая динамические оттенки, смягчая концы фраз.

Развивать эмоциональную отзывчивость, чувство сопереживания при пении песни.

Воспитывать патриотические чувства


«У Кремлёвской стены» Магиденко

Пение, стоя всей группой

Самостоятельно менять движения в соответствии с музыкой.

Эмоционально выполнять знакомые движения.

Воспитывать внимательное отношение друг к другу.

Полька «Кремена» л. н.м.

Самостоятельно выполнять движения.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Музыкальный руководитель встречает детей около зала.

Музыкальный руководитель: Ребята, музыка вам подскажет, как вы должны войти в зал.

Звучит «Марш» Ломовой. Дети под марш входят в зал.

Музыкальный руководитель: Ребята, скажите, под какую музыку вы вошли?

Дети: Марш.

Музыкальный руководитель: Правильно. Сегодня мы с вами будем говорить о жанре марша, других музыкальных жанрах, но самое главное – будем продолжать учиться вслушиваться в то, «как вышагивает музыка».

Все готовы выполнять моё задание? Если марш звучит тихо, то вы будете маршировать по одному, если умеренно, то парами, а если громко, то четвёрками.

Дети перестраиваются в соответствии с изменением динамических оттенков.

Музыкальный руководитель: С этим заданием вы справились. А сейчас мы его изменим. Если марш звучит в высоком регистре, вы шагаете по одному, если в среднем, то парами, если в низком, то тройками.

Дети перестраиваются под марш, который звучит в разных регистрах.

Музыкальный руководитель: Молодцы! Вы правильно понимаете музыку, правильно перестраиваетесь.

Дети занимают свои места на стульчиках.

Музыкальный руководитель: А сейчас я приглашаю вас в путешествие по стране музыкальных образов.

Воспитатель: Кто напомнит главное правило: что любит музыка?

Дети: Тишину.

Музыкальный руководитель: Все готовы к музыкальному путешествию? И так слушайте.

Звучит «Марш деревянных солдатиков» П. И.Чайковского.

Музыкальный руководитель: Кто из вас узнал прозвучавшее музыкальное произведение? Кто встретился первым в стране музыкальных образов.

Дети: Это «Марш деревянных солдатиков».

Музыкальный руководитель: А кто написал этот марш?

Дети: П. И.Чайковский

Музыкальный руководитель: Как вы догадались, что маршировали деревянные солдатики?

Дети: Музыка легкая, тихая, но чёткая ритмичная, можно считать: раз, два.

Музыкальный руководитель: Путешествие продолжается…. Кто же следующий попадётся на нашем пути?

Звучит «Солдатский марш» Р. Шумана.

Дети: Солдаты, «Солдатский марш» Р. Шумана.

Музыкальный руководитель: Как вы догадались, что маршируют солдаты?

Дети: Музыка бодрая, чёткая, энергичная

Музыкальный руководитель: Что объединяет эти два музыкальных произведения?

Дети: Это марши. Музыка у них четкая, отрывистая, умеренная, ритмичная, можно считать: раз, два.

Музыкальный руководитель: А чем они отличаются? Какая музыка в «Марше деревянных солдатиков»?

Дети: В «Марше деревянных солдатиков» музыка легкая, тихая, игрушечная, осторожная, а в «Солдатском марше» музыка громкая, бодрая, энергичная.

Музыкальный руководитель: Ребята, а может и нам сочинить марш. Берите палочки. Мы будем сочинять ритм марша. Паша сочиняет свой ритм, а Денис повторяет и т. д.

Одни дети сочиняют ритм, а другие повторяют.

Музыкальный руководитель: Спасибо ребята, очень трудно сочинять ритмические рисунки.

Воспитатель: Нина Григорьевна, а я тоже хочу загадать загадку.

Воспитатель прохлопывает, а музыкальный руководитель показывает попевку «Лесенка».

Дети: Это «Лесенка».

Музыкальный руководитель: Дети, возьмём дыхание и будем медленно петь, поднимаясь вверх, на верхнем этаже опять возьмём дыхание и споём вторую фразу. Ребята, но помним, что тянем мы гласные звуки.

Дети поют попевку медленно.

Музыкальный руководитель: Ребята, а сейчас перед песенкой надо сделать вздох, петь быстро и тихо, но хорошо произносить слова.

Дети берут дыхание и поют быстро попевку.

Музыкальный руководитель: Дети, а сейчас посмотрите на эту схему. Что на ней изображено?

Дети: Вступление, 1куплет, проигрыш, 2куплет.

Отгадайте, что эта за песня?

Дети: «Маме в день 8 Марта».

Музыкальный руководитель: Правильно.

Мальчики, как мы будем к маме обращаться, спойте мне, пожалуйста. А слоги: «Ля-ля-ля» надо спеть остренько, легко.

Музыкальный руководитель: А в каком жанре написана эта песня?

Дети: В жанре вальса.

Музыкальный руководитель: Правильно. Действительно это вальс плавный, легкий. И как мы будем петь песню про маму?

Дети: Нежно, ласково, напевно, плавно.

Дети поют всю песню «Маме в день 8 Марта». Е. Тиличеевой.

Музыкальный руководитель: Ребята, а какую песню вы знаете в жанре марша?

Дети: « Бравые солдаты»

Музыкальный руководитель: А как эту песню мы будем петь?

Дети: Звонко, бодро, ритмично.

Музыкальный руководитель: И чётко пропевать все слова. Мы эту песню споём «внутренним голосом».

Дети поют про себя беззвучно, хорошо работая губами.

Музыкальный руководитель играет мелодию песни.

А сейчас мы её споём звонко, бодро, ритмично.

Дети поют песню с музыкальным сопровождением.

Музыкальный руководитель: Дети, кроме весёлых, радостных песен, есть песни и с другим настроением: песни печальные, торжественные, скорбные. Известны ли вам такие песни?

Дети: Песня «У Кремлёвской стены».

Воспитатель: Да, ребята, в этой песне мы чтим память всех погибших за нас с вами, за то, чтобы был мир на земле. Давайте, стоя, споем эту песню.

Дети поют песню «У Кремлёвской стены» Магиденко.

Воспитатель: Спасибо ребята, вы очень постарались. Я думаю, вы вырастите, и тоже будете защищать нашу Родину, и беречь её.

Музыкальный руководитель: У меня есть ещё одна загадка для вас. Мы её загадаем вместе с Евгенией Фёдоровной.

Музыкальный руководитель: Хлопает, а воспитатель играет на бубне.

Дети: Это «Полька»

Музыкальный руководитель: А кто написал её?

Дети: Сергей Рахманинов

Музыкальный руководитель: Ребята, а какие шаги вы услышали в польке?

Дети: Быстрые, легкие, весёлые

Музыкальный руководитель: Ребята, а как мы её исполним?

Дети: Мы будем играть на музыкальных инструментах.

Музыкальный руководитель: Возьмите музыкальные инструменты.

Ребята, когда мы играем в оркестре, то всё внимание обращаем на кого?

Дети: На дирижёра.

Дети играют на музыкальных инструментах «Польку» С. Рахманинова.

Музыкальный руководитель: А какую польку ещё мы с вами знаем?

Дети: «Кремена».

Музыкальный руководитель: У меня карточки, выложите, пожалуйста, последовательность этого танца.

Дети выкладывают из карточек – схем последовательность танца

Музыкальный руководитель: А теперь мальчики приглашайте девочек на танец «Кремена».

Музыкальный руководитель: Ну вот подошло к концу наше путешествие по стране музыкальных образов. Скажите, о каких жанрах мы сегодня с вами говорили?

Дети: О маршах, вальсе, польке, песнях.

Музыкальный руководитель: Мне хочется, чтобы вы дома нарисовали, что или кто вам больше всего понравилось в стране музыкальных образов.

Дети уходят из зала.

Литература:

О. П. Радынова «Музыкальные шедевры». М. «Гном - Пресс».1999.

В. Ветлугина «Музыкальный букварь». М. 1082.

А. И. Буренина. «Ритмическая пластика для дошкольников» С-Петербург, 1994.