Конспект урока музыки «Как вышагивает музыка»
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение компенсирующего вида «Детский сад №1»
г. Саров Нижегородской области
Конспект урока музыки
«Как вышагивает музыка»
подготовила
музыкальный руководитель
Терентьева Нина Григорьевна
г. Саров
Виды деятельности |
Программные задачи |
Репертуар |
Методические приёмы |
||
Образовательные |
Развивающие |
Воспитательные |
|||
Упражнение |
Закреплять у детей умение самостоятельно менять движение с динамическими изменениями, со сменой регистров. |
Развивать динамический слух и звуковысотный. |
Воспитывать внимательное отношение друг к другу. |
«Марш» Т. Ломовой, «Марш» Т Попатенко |
Самостоятельное выполнение движений. |
Слушание |
Сравнивать контрастные произведения одного жанра, различать средства музыкальной выразительности. |
Развивать эмоциональную отзывчивость в процессе слушания. |
Воспитывать желание слушать музыку до конца. |
«Солдатский марш» Р. Шумана «Марш деревянных солдатиков» П. И.Чайковского |
Выразительное исполнение музыкальных произведений. Беседа в форме диалога. |
Музыкальное творчество |
Учить различать и точно воспроизводить ритм, сочинённый товарищем. |
Развивать чувство ритма. Побуждать детей сочинять ритм марша. |
Воспитывать уважение к творчеству товарища. |
Сочинение ритма марша. |
Один ребёнок сочиняет, другой повторяет. |
Петь, точно интонируя мелодию, с правильным дыханием. |
Развивать звуковысотность. |
Воспитывать интерес к пению. |
«Лесенка» Е Тиличеевой. |
Пение в разных темпах. |
|
Разучивание песни. Петь легким звуком, точно передавая мелодию. |
Развивать звуковысотность. |
Воспитывать любовь к маме. |
«Маме в день 8 Марта» Е. Тиличеевой |
Узнать по схеме. Пение с детьми среднего возраста. Пение всей группой. |
|
Ритмично петь песню, с правильной артикуляцией. |
Побуждать передавать яркий, радостный характер песни. |
Получать удовольствие от пения. |
«Бравые солдаты» А. Филиппенко |
Пение «внутренним голосом». Пение по фразам подгруппами. |
|
Исполнять песню эмоционально, соблюдая динамические оттенки, смягчая концы фраз. |
Развивать эмоциональную отзывчивость, чувство сопереживания при пении песни. |
Воспитывать патриотические чувства |
«У Кремлёвской стены» Магиденко |
Пение, стоя всей группой |
|
Самостоятельно менять движения в соответствии с музыкой. |
Эмоционально выполнять знакомые движения. |
Воспитывать внимательное отношение друг к другу. |
Полька «Кремена» л. н.м. |
Самостоятельно выполнять движения. |
ХОД ЗАНЯТИЯ
Музыкальный руководитель встречает детей около зала.
Музыкальный руководитель: Ребята, музыка вам подскажет, как вы должны войти в зал.
Звучит «Марш» Ломовой. Дети под марш входят в зал.
Музыкальный руководитель: Ребята, скажите, под какую музыку вы вошли?
Дети: Марш.
Музыкальный руководитель: Правильно. Сегодня мы с вами будем говорить о жанре марша, других музыкальных жанрах, но самое главное – будем продолжать учиться вслушиваться в то, «как вышагивает музыка».
Все готовы выполнять моё задание? Если марш звучит тихо, то вы будете маршировать по одному, если умеренно, то парами, а если громко, то четвёрками.
Дети перестраиваются в соответствии с изменением динамических оттенков.
Музыкальный руководитель: С этим заданием вы справились. А сейчас мы его изменим. Если марш звучит в высоком регистре, вы шагаете по одному, если в среднем, то парами, если в низком, то тройками.
Дети перестраиваются под марш, который звучит в разных регистрах.
Музыкальный руководитель: Молодцы! Вы правильно понимаете музыку, правильно перестраиваетесь.
Дети занимают свои места на стульчиках.
Музыкальный руководитель: А сейчас я приглашаю вас в путешествие по стране музыкальных образов.
Воспитатель: Кто напомнит главное правило: что любит музыка?
Дети: Тишину.
Музыкальный руководитель: Все готовы к музыкальному путешествию? И так слушайте.
Звучит «Марш деревянных солдатиков» П. И.Чайковского.
Музыкальный руководитель: Кто из вас узнал прозвучавшее музыкальное произведение? Кто встретился первым в стране музыкальных образов.
Дети: Это «Марш деревянных солдатиков».
Музыкальный руководитель: А кто написал этот марш?
Дети: П. И.Чайковский
Музыкальный руководитель: Как вы догадались, что маршировали деревянные солдатики?
Дети: Музыка легкая, тихая, но чёткая ритмичная, можно считать: раз, два.
Музыкальный руководитель: Путешествие продолжается…. Кто же следующий попадётся на нашем пути?
Звучит «Солдатский марш» Р. Шумана.
Дети: Солдаты, «Солдатский марш» Р. Шумана.
Музыкальный руководитель: Как вы догадались, что маршируют солдаты?
Дети: Музыка бодрая, чёткая, энергичная
Музыкальный руководитель: Что объединяет эти два музыкальных произведения?
Дети: Это марши. Музыка у них четкая, отрывистая, умеренная, ритмичная, можно считать: раз, два.
Музыкальный руководитель: А чем они отличаются? Какая музыка в «Марше деревянных солдатиков»?
Дети: В «Марше деревянных солдатиков» музыка легкая, тихая, игрушечная, осторожная, а в «Солдатском марше» музыка громкая, бодрая, энергичная.
Музыкальный руководитель: Ребята, а может и нам сочинить марш. Берите палочки. Мы будем сочинять ритм марша. Паша сочиняет свой ритм, а Денис повторяет и т. д.
Одни дети сочиняют ритм, а другие повторяют.
Музыкальный руководитель: Спасибо ребята, очень трудно сочинять ритмические рисунки.
Воспитатель: Нина Григорьевна, а я тоже хочу загадать загадку.
Воспитатель прохлопывает, а музыкальный руководитель показывает попевку «Лесенка».
Дети: Это «Лесенка».
Музыкальный руководитель: Дети, возьмём дыхание и будем медленно петь, поднимаясь вверх, на верхнем этаже опять возьмём дыхание и споём вторую фразу. Ребята, но помним, что тянем мы гласные звуки.
Дети поют попевку медленно.
Музыкальный руководитель: Ребята, а сейчас перед песенкой надо сделать вздох, петь быстро и тихо, но хорошо произносить слова.
Дети берут дыхание и поют быстро попевку.
Музыкальный руководитель: Дети, а сейчас посмотрите на эту схему. Что на ней изображено?
Дети: Вступление, 1куплет, проигрыш, 2куплет.
Отгадайте, что эта за песня?
Дети: «Маме в день 8 Марта».
Музыкальный руководитель: Правильно.
Мальчики, как мы будем к маме обращаться, спойте мне, пожалуйста. А слоги: «Ля-ля-ля» надо спеть остренько, легко.
Музыкальный руководитель: А в каком жанре написана эта песня?
Дети: В жанре вальса.
Музыкальный руководитель: Правильно. Действительно это вальс плавный, легкий. И как мы будем петь песню про маму?
Дети: Нежно, ласково, напевно, плавно.
Дети поют всю песню «Маме в день 8 Марта». Е. Тиличеевой.
Музыкальный руководитель: Ребята, а какую песню вы знаете в жанре марша?
Дети: « Бравые солдаты»
Музыкальный руководитель: А как эту песню мы будем петь?
Дети: Звонко, бодро, ритмично.
Музыкальный руководитель: И чётко пропевать все слова. Мы эту песню споём «внутренним голосом».
Дети поют про себя беззвучно, хорошо работая губами.
Музыкальный руководитель играет мелодию песни.
А сейчас мы её споём звонко, бодро, ритмично.
Дети поют песню с музыкальным сопровождением.
Музыкальный руководитель: Дети, кроме весёлых, радостных песен, есть песни и с другим настроением: песни печальные, торжественные, скорбные. Известны ли вам такие песни?
Дети: Песня «У Кремлёвской стены».
Воспитатель: Да, ребята, в этой песне мы чтим память всех погибших за нас с вами, за то, чтобы был мир на земле. Давайте, стоя, споем эту песню.
Дети поют песню «У Кремлёвской стены» Магиденко.
Воспитатель: Спасибо ребята, вы очень постарались. Я думаю, вы вырастите, и тоже будете защищать нашу Родину, и беречь её.
Музыкальный руководитель: У меня есть ещё одна загадка для вас. Мы её загадаем вместе с Евгенией Фёдоровной.
Музыкальный руководитель: Хлопает, а воспитатель играет на бубне.
Дети: Это «Полька»
Музыкальный руководитель: А кто написал её?
Дети: Сергей Рахманинов
Музыкальный руководитель: Ребята, а какие шаги вы услышали в польке?
Дети: Быстрые, легкие, весёлые
Музыкальный руководитель: Ребята, а как мы её исполним?
Дети: Мы будем играть на музыкальных инструментах.
Музыкальный руководитель: Возьмите музыкальные инструменты.
Ребята, когда мы играем в оркестре, то всё внимание обращаем на кого?
Дети: На дирижёра.
Дети играют на музыкальных инструментах «Польку» С. Рахманинова.
Музыкальный руководитель: А какую польку ещё мы с вами знаем?
Дети: «Кремена».
Музыкальный руководитель: У меня карточки, выложите, пожалуйста, последовательность этого танца.
Дети выкладывают из карточек – схем последовательность танца
Музыкальный руководитель: А теперь мальчики приглашайте девочек на танец «Кремена».
Музыкальный руководитель: Ну вот подошло к концу наше путешествие по стране музыкальных образов. Скажите, о каких жанрах мы сегодня с вами говорили?
Дети: О маршах, вальсе, польке, песнях.
Музыкальный руководитель: Мне хочется, чтобы вы дома нарисовали, что или кто вам больше всего понравилось в стране музыкальных образов.
Дети уходят из зала.
Литература:
О. П. Радынова «Музыкальные шедевры». М. «Гном - Пресс».1999.
В. Ветлугина «Музыкальный букварь». М. 1082.
А. И. Буренина. «Ритмическая пластика для дошкольников» С-Петербург, 1994.