ОСОБЕННОСТИ КУЛЬТУРЫ СЕВЕРНОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ

Министерство образования и науки Российской Федерации

(МИНОБРНАУКИ РОССИИ)

ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (ТГУ)

Институт искусств и культуры

КУРСОВАЯ РАБОТА

ОСОБЕННОСТИ КУЛЬТУРЫ СЕВЕРНОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ

Жукова Мария Григорьевна

Руководитель

канд. ист. наук, ст. преподаватель

Ижендеев А. Ю.

23.09.2014 г.

Студент группы № 16305

М. Г. Жукова

Томск 2014


Содержание

Введение……………………………………………………………………………...........................3

  1. Особенности эпохи Возрождения………………………………................................................4
  2. Отличительные черты Северного Возрождения………………………………………………5
    1. Нидерланды…………………………………………………………………………………..7
      1. Ян ван Эйк………………………………………………………………………………...9
      2. Иероним Босх……………………………………………………………………………11
      3. Питер Брейгель………………………………………………………………………….12
    2. Германия…………………………………………………………………………………..14
    3. Франция……………………………………………………………………………………..17

Заключение………………………………………………………………………………………....20


Введение

Ренессанс – эпоха в истории культуры Европы 13 – 16 вв., отмеченная множеством изменений в жизни европейских государств: экономическим и политическим укреплением городов, формированием абсолютистской монархии, Реформацией, изобретением книгопечатания и т.д.. Однако главным признаком эпохи Возрождения, по мнению современников, был расцвет искусства, возродивший художественные традиции античности после нескольких веков средневекового «упадка».

Итальянское искусство этого периода принято называть Итальянским Возрождением. По аналогии, в странах к северу от Альп за этим периодом закрепилось понятие «Северное Возрождение». Этот термин чаще всего применяется по отношению к культуре и искусству Нидерландов, Германии и Франции. Одним из главных отличий культуры Северного Возрождения от Итальянского является его прочная связь со средневековыми готическими традициями.

Начало Северному Ренессансу положило придворное искусство Бургундии. Живопись Северного Возрождения отличается детальной прорисовкой поверхности предметов, естественностью и пластичностью, которые достигаются за счет применяемых световых эффектов.

Цель работы – изучить особенности культуры Северного Возрождения.

Задачи:

- выявить отличительные черты Северного Возрождения;

- выявить особенности Северного Возрождения в разных странах Европы;

Объект исследования – культура Северного Возрождения.

Методы, используемые при написании работы:

- метод сравнения;

- метод анализа.


Особенности эпохи Возрождения

Термин «Возрождение» впервые возникает в 16 в. на основе концепции, популярной в те времена. Согласно ей, после гибели античной цивилизации наступила эпоха невежества и забвения наследия античного искусства – эпоха средневековья.

Несмотря на подобные взгляды, культура Возрождения во многом обязана предшествующей ей культуре Средних веков.

По своему значению для развития культуры и искусства эпоха Возрождения может сравниться разве что с наследием античной цивилизации. В этот период зарождались основы современной науки, утверждались принципы гуманизма, возникали новые традиции в искусстве.

Основными чертами новой культуры стали:

- гуманизм;

- антропоцентризм;

- уменьшение влияния средневековых христианских традиций;

- возрождение античной философии, античных памятников искусства;

- новое отношение к миру.

Социально-экономические изменения сыграли не последнюю роль в становлении новой эпохи. Европа ступила на путь буржуазного развития: быстрыми темпами развивается торговля, растут города, феодальный строй сменяется капиталистическим, зарождается крупная промышленность и многое другое.

В это время активно развивается наука, и постепенно религиозное мировоззрение сдает позиции, уступая место светскому или же сильно изменяясь под его влиянием. Человек теперь совершенно по-другому воспринимает себя и окружающий мир, он видит себя центром мироздания, ощущает власть над природой, он открыт новому и жаждет познавать окружающее его многообразие земного существования, совершенствовать себя и окружающий мир. Аскетизму средневековья не находится места в этой атмосфере, в ней зарождаются новые ориентационные течения – гуманизм и антропоцентризм.

В формировании культуры Ренессанса сыграло большое значение обращение к реалистическому наследию античности. Целенаправленно изучаются античное искусство, античная философия и литература. Это наслаивается на многовековые традиции Средневековья, христианские сюжеты переплетаются с языческими, рождая новый уникальный сплав двух великих культур.

Культура Возрождения во всей своей полноте и последовательности смогла раскрыться в Италии, богатой останками наследия античности. Так же в формировании итальянского Ренессанса сыграл роль тот факт, что именно здесь наиболее последовательно развивались экономика и культура средневековых городов, а переход от средневековой торговли к раннекапиталистическим отношениям произошел еще в 12 – 15 вв.. Эти экономические факторы определили важнейшую роль Италии в становлении эпохи Возрождения.1

На северо-западе Европы Возрождение так же приобрело широкое и довольно своеобразное развитие. Особенно это характерно для передовых нидерландских городов, а так же некоторых районов Германии. Позже, в конце 15 в. и в 16 - 17 вв. большую роль сыграли культура и искусство Франции и Англии.

Отличительные черты Северного Возрождения

Возрождение, возникшее в Италии, в 16 в. распространилось в Германии, Франции, Нидерландах, где получило название Северного Возрождения. Под этим термином подразумевается не столько географическая характеристика, сколько некоторые особенности, отличающие данное культурное явление в этих странах. Одной из главных отличительных особенностей Северного Возрождения было то, что оно происходило в период Реформации, а так же отсутствие в этих странах памятников античности в силу многих исторических причин.

Реформация – масштабное политическое и религиозное движение, направленное на реформирование католической церкви, изменение ее роли и положения в государстве. В связи с появлением буржуазии как нового господствующего класса и сменой феодального строя, основы католической церкви, на капиталистический, обществу требовалась новая идеология. Так же предпосылкой реформации стало изменение интеллектуальной среды в Европе, распространение гуманизма. Упор на индивидуальность и личность человека заставили пересмотреть отношение общества к католической церкви, критически взглянуть на религию.

Реформация нанесла сильный удар по позициям католической церкви. Христианский мир, объединявший народы Европы, прекратил своё существование. Было провозглашено духовное равенство, что послужило причиной для стимулирования политического равенства. Повысился образовательный и культурный уровень Европы.

Церковь вела контрреформацию, борьбу с идеями реформации. Ей требовалось восстановить свой высокий статус в обществе. Вместе с этим требовалось провести коренные изменения внутри церкви, в ее структуре. В результате произошло административное обновление церкви, ее служащего состава, а так же устранение явных недостатков, которые тормозили развитие общества и мешали церкви соответствовать эпохе.

Искусство Северного Возрождения важно рассматривать в контексте с Реформацией, поскольку ее влияние на него было прямым и очевидным. Реализм и прагматизм Реформации проявлялся в искусстве Северного Ренессанса через пристальное внимание к реалиям, точное выражение деталей. Художники северного Возрождения в своих работах изображали среднего простого человека, часто нарочито грубо, дабы подчеркнуть реалистичность образов. Это сильно отличало их от художников Италии, воспевающих скорее идеальную красоту человеческого тела, нежели реальную. Вместе с тем, подобный реализм хорошо уживался с чувством мистического и ирреального, что свидетельствует о тесной связи Северного Возрождения с готикой. Многие исследователи даже отвергали идею Ренессанса в Северной Европе, полагая этот период лишь переходом от готического искусства к барокко.2

В искусстве северных стран ренессансные традиции были воплощены прежде всего в живописи, книжной миниатюре и графике. Классические пропорции и открытая итальянскими мастерами прямая перспектива не нашли здесь широкого применения, и для достижения большей эмоциональной выразительности художники Северного Возрождения использовали условные приемы, унаследованные от готики. Они отличались редкой наблюдательностью в изображении природы, человека и вещей, находили смелые реалистические решения. Техника масляной живописи, открытая Яном ван Эйком, стала революционным новшеством и получила повсеместное распространение. Благодаря этому художники того времени получили новые возможности в воспроизведении многообразия окружающего мира.

Начало новой эпохи в европейском искусстве на рубеже 14-15 вв. положили придворная живопись и книжная миниатюра Бургундии, являющейся на тот момент центром готического рыцарского искусства. В Бургундии работали нидерландские мастера Ж. Малуэль и его племянники братья Лимбург, К. Слютер, М. Брудерлам.

В 15 в. в Нидерландах сложилась самобытная школа живописи (Ян ван Эйк, Рогир ван дер Вейден, Хуго ван дер Гус, Ханс Мемлинг), а в 16 в. перенесение итальянских ренессансных традиций на местную почву породило романизм – эклектическое направление, соединяющее в себе нидерландские традиции и итальянский опыт. В это время развивался портрет, живопись всё больше обращалась к реальному жизни и народу, в библейских сюжетах всё заметнее проступали элементы натюрморта, пейзажа, бытового жанра. Образы народного творчества нашли своё выражение в произведениях Иеронима Босха и Питера Брейгеля.

В Германии расцвет ренессансного искусства был кратковременным. В нем, как и в искусстве Нидерландов, переплетаются старые традиции с новыми тенденциями, заимствованные итальянские черты смешиваются с национальными, а гуманистические идеалы сочетаются с религиозными мотивами. В 15 в. религиозность преобладает в произведениях художников, лишь изредка уступая светским чертам (Конрад Виц, Марк Шонгауэр). Яркий расцвет немецкого Ренессанса пришелся на начало 16 в. (Ганс Гольбейн младший, Альбрехт Дюрер). Новые тенденции были прерваны распространившимся маньеризмом.

Во Франции становление эпохи Возрождения опиралось и на местные готические традиции, и на памятники античной культуры, сохранившиеся на юге страны. Французское искусство поддерживало прочные связи с Италией и Нидерландами, активно перенимая от них новые тенденции. Художественная культура Франции отличается лиризмом, грациозным изяществом, а так же редкой наблюдательностью и чуткостью восприятия окружающего мира (Жан Фуке). Свой расцвет французский Ренессанс переживает в 16 в. (Жан Клуэ младший и Франсуа Клуэ, Жан Гужон). Маньеризм, так же распространившийся в 16 в., реализуется в придворном искусстве (школа Фонтебло).

Нидерланды

Зарождение ренессансной культуры в Нидерландах, как и в других странах, было связано с развитием торговли и производства и ростом городов. В то же время, средневековые феодальные устои занимали пока что прочные позиции, и принятие новых культурных тенденций происходило гораздо медленнее, чем в Италии.

Переход от средневекового искусства в Нидерландах протекал путем переработки и развития прогрессивных тенденций поздней готики, а не с помощью обращения к традициям византийского искусства. Связь ренессансного периода со средневековым в Нидерландах прослеживается даже в социальном положении художника: он остается прочно связан с ремесленной средой в гораздо большей степени, чем в Италии.

В становлении нидерландского Возрождения очень большую роль сыграла глубокая религиозность общественного сознания. Это проявляется, прежде всего, в господстве вплоть до 16. в. христианских сюжетов, черпаемых в Ветхом и Новом Заветах, в житиях святых. Так же характерной, и, возможно, важнейшей чертой стало пристальное внимание к миру чувств человека, к его духовным переживаниям. Гуманистические тенденции нашли свое отражение в интересе к окружающей человека жизненной среде и проблемам его духовной жизни.

В 16. в. в искусстве Нидерландов нашли глубокое отражение народные тенденции. Реалистические принципы, выработанные в это время, оказали большое влияние на развитие живописи Голландии и Фландрии в 17 в..

Стремление к достоверному изображению человека и окружающей его среды выражается в тщательной прорисовке облика предметов, их объема и фактуры. Эти тенденции стали основой для выделения портрета в самостоятельный жанр в 15 в.. Так же широкое распространение получают изображения пейзажа в качестве фона к религиозным сюжетам, а в изображении интерьера проглядываются зачатки бытового жанра.

Реалистичность нидерландской живописи стала возможной не только благодаря пристальному вниманию художников ко всем, даже едва заметным, элементам видимого мира, но и благодаря изменениям в технике живописи. В 15. в. нидерландские мастера активно осваивают масляную живопись, с которой познакомил своих современников Ян Ван Эйк, применявший ее в своем творчестве. Эта новая техника давала художникам с наибольшей полнотой отобразить великолепие окружающего мира, тонкость светотеневых переходов, глубину красок и оттенков.

В 16. в нидерландском искусстве начинает появляться интерес к античности и итальянскому Возрождению. Возникает романизм, в основе которого лежит подражание мастерам итальянского Ренессанса. Благодаря этому был значительно расширен сюжетный диапазон нидерландской живописи, которая, помимо христианской тематики, теперь нередко обращалась и к мифологическим сюжетам. В работах художников чаще появляются изображения обнаженного человеческого тела, появляется интерес к сложным ракурсам, начинается освоение линейной перспективы и приемов передачи движения. Ян Госсарт стал основоположником этого течения и одним из его ярких представителей. Его произведения представляли собой сложные композиции, отдельные фигуры и лица в которых были навеяны работами Рафаэля, Микеланджело и других итальянских художников.

Большой вклад в нидерландское ренессансное искусство внес Питер Брейгель Старший, творчество которого опиралось на нидерландские традиции и местный фольклор. Его работы представляли собой сложное сплетение грубоватого народного юмора, лиризма и трагизма, реалистических деталей и фантастического гротеска, интереса к подробному повествованию и стремления к широким обобщениям. В своих произведениях Брейгель изображал простой люд, крестьян, за что получил прозвище «мужицкий». Его творчество оказало большое влияние на искусство Нидерландов и развитие реалистического направления в искусстве Голландии и Фландрии 17 в.

Ян ван Эйк

Ян ван Эйк и его старший брат Хуберт ван Эйк стали родоначальниками нидерландского Ренессанса. О Хуберте почти ничего не известно. Ян был его учеником, служил придворным живописцем в Гааге при дворе Иоанна Баварского в 1422 – 1425 гг.. После работал при дворе Филлипа Доброго, герцога Бургундского, по его дипломатическим поручениям ездил в Португалию и Испанию.

С 1430 г. Поселился в г. Брюгге, где вплотную занялся творческой деятельностью. Существует спорное мнение, что творчество ван Эйка началось с работы над миниатюрами Туринско-Миланского часослова3.

Произведение, ознаменовавшее начало эпохи Возрождения в Нидерландах – Гентский алтарь в соборе Св. Бавона – было завершено в 1432 г.. В верхнем его ярусе изображена сцена Благовещения, в нижнем – фигуры Иоанна Крестителя и Иоанна Евангелиста. По обеим сторонам от них – портреты донатора Иосса Вейда, гентсокго бюргера, и его жены. Цвета внешней стороны алтаря достаточно сдержаны, особенно в изображениях Иоаннов, внутренняя же его часть наполнена светлыми и яркими красками. Здесь в верхнем ряду изображены Бог-отец на престоле, слева и справа от него – Богородица и Иоанн Креститель, склоненные в молитве; далее по обе стороны идут музицирующие ангелы, а завершают ряд Адам и Ева. На нижнем ярусе в середине располагается сцена поклонения жертвенному агнцу, символизирующему жертву Христа за человечество, слева от которой находятся ветхозаветные праведники, а справа – апостолы. Далее идут папы и епископы, завершают ряд монахи и миряне.

В будние дни, будучи закрытым, алтарь выглядит строго и сдержанно. По праздникам створки алтаря открывались, и прихожане могли лицезреть полные жизнерадостных красок сцены, выполненные в технике масляной живописи. Действие центральной композиции разворачивается на зеленом лугу, окруженном рощами, который представляет собой образ рая на земле.

Другие алтарные композиции Яна ван Эйка более сдержанные, камерные, но и в них присутствует гармоничное сочетание ренессансного жизнелюбия и средневековой религиозной строгости.

Одними из самых известных картин ван Эйка являются «Мадонна канцлера Ролена» (ок. 1435) и «Мадонна каноника ван дер Пале» (1436). В обеих этих картинах присутствует своеобразный мистический реализм. В первом произведении на заднем плане мы видим раскинувшийся пейзаж большого города с рекой и бескрайними полями, а в центре композиции – Николас Ролен, склонившийся в молитве перед Богоматерью. Пространство второго, наоборот, сосредоточено в рамках маленькой тесной церкви. Здесь справа от Мадонны изображен Георг ван дер Пале. В обеих композициях образы донаторов свидетельствует о выделении портрета в самостоятельный жанр. Считается, что одним из основоположников этого жанра был Ян ван Эйк, ставший в последствии одним из первых крупных мастеров портретной живописи Северного Ренессанса.

Одним из известных портретов ван Эйка является «Тимофей», известный так же как «Мужской портрет» (1432). На нем изображен человек с ничего не выражающим, но вместе с тем неразрешимо загадочным взглядом. Этот прим характерен и для других портретных работ художника, например, «Человек в красном тюрбане» (1433), и портрет его жены Маргариты ван Эйк (1439).

Эпохальным в творчестве художника стал «Портрет четы Арнольфини» (1434), изображающий супружескую пару в момент бракосочетания. Купец Джованни Арнольфини и его жена Джованна изображены в бытовой повседневной обстановке – у себя дома. Но картина наполнена символами и мельчайшими деталями, указывающими на исключительность момента. Например, на полу изображены две пары обуви – эта маленькая деталь отсылает нас к Ветхому Завету: «И сказал Бог: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая» («Исход», 3:5)4. Художник показывает, что в данный момент святой землей для супругов является пол их комнаты, поскольку в ней совершается таинство бракосочетания. Сосредоточенность поз, выражения лиц и соединенные руки так же указывают на торжественность случая.

Творчество Яна ван Эйка внесло множество новых тенденций в развитие изобразительного искусства Нидерландов и других стран Европы. Оно еще подчинено средневековой религиозности, но уже несет в себе интерес к материальной, обыденной стороне повседневности человеческой жизни, подчеркивает значимость человека в мире.

Иероним Босх

Иероним Босх (Ерун Антонисон ван Акен) был одним из крупнейших мастеров Северного Ренессанса. Родился в городе Гертогенбосе около 1453 г., вдали от главных культурных центров Нидерландов. Его семья была связана с художественным ремеслом за несколько поколений до Иеронима: его дед, Ян ван Акен, а так же четверо его сыновей, включая отца Иеронима Антония, были художниками. Предполагается, что Иеронима обучался живописи в семейной мастерской, которая выполняла различные заказы: изготовление церковной утвари, золочение деревянных скульптур, росписи стен.

В начале своей творческой деятельности Босх перенимает тенденции современного ему искусства – конкретизация человеческого образа, интерес к земной реальности. Его произведения полны сарказма и сатиры, они высмеивают пороки человека и общества. Например, картина «Операция от ума» (1475 – 1480): лекарь-шарлатан проводит операцию по извлечению «камня глупости» (в народном фольклоре того времени это распространенный сюжет). В качестве хирурга выступает монах, и в этом можно увидеть злую насмешку над духовенством. Воронку на голове лекаря и книгу на голове монахини в данном контексте можно интерпретировать как признак шарлатанства. Тюльпаны, один из которых лежит на столе, а второй произрастает прямо из головы пациента, трактуются как символ доверчивости и недалекости. Равнинный городской пейзаж со шпилями соборов, реалистичное изображение людей указывают на обыденность данной сцены, ее реальность. Таким образом, мы видим, что глупость и обман прочно укоренились в человеческой повседневности, они являются основой бытия.

Другая работа художника, «Корабль дураков» (1495 – 1500), считается частью триптиха и относится к зрелому творчеству Босха. На ней изображена лодка, в которой разместились несколько людей из разных социальных слоев. Монахи здесь пируют и веселятся вместе с крестьянами. За бортом плавают обнаженные люди, желающие присоединиться к гуляниям. На стволе дерева, торчащего из кормы, сидит человек, облаченный в шутовской костюм. Монахиня играет на лютне, один из пассажиров тянется с ножом к жареному гусю, привязанному к мачте, все поют песни и распивают вино. Каждая фигура и каждый предмет здесь имеют определенное символическое значение. Художник разоблачает человеческие пороки: пьянство, разврат, чревоугодие, тщеславие, невоздержанность. Мы видим общий упадок нравов, как среди духовенства, так и среди всего остального населения. Изображенные на картине пассажиры корабля так лихо беспутствуют, что кажется, будто корабль (который символизирует церковь, ведущую души прихожан к небесной пристани) вот-вот перевернется.

Самым известным произведением Иеронима Босха является триптих «Сад земных наслаждений» (1500 – 1510), в открытом виде поражающий красочностью и обилием фигур. В центральной части триптиха изображен сад наслаждений, слева от него рай, а справа – ад. Дать однозначную оценку того, какой именно смысл художник вкладывал в это произведение, и особенно в центральную его часть, довольно сложно. В настоящий момент существует несколько гипотез, трактующих образ центральной створки. Одну из них выдвинул исследователь Э. Гомбрих: он считает, что это представление о мире до Великого потопа, когда человечество погрязло в грехах настолько, что Бог решил уничтожить его5.

Питер Брейгель

Питер Брейгель Старший (1525/1530 – 1569) начал свою творческую биографию в качестве мастера графики. В 1540-х годах он попал в мастерскую Питера Кука ван Альста, служившего придворным художником у императора Крла V. Брейель обучался у ван Альста художественному ремеслу и до самой смерти учителя работал в мастерской. В 1551 г. он поступил на службу в мастерскую к Иерониму Коку, печатавшему гравюры. В том же году был принят в антверпенскую гильдию живописцев.

В 1552 – 1553 гг. Брейгель посетил Италию, Францию и Швейцарию, дабы написать серию итальянских пейзажей. Это путешествие произвело на художника неизгладимое впечатление – древние памятники античного искусства и шедевры Возрождения потрясли его своим великолепием.

В своих ранних произведениях Брейгель сочетал итальянские и альпийские впечатления и мотивы родной природы, а художественные принципы нидерландской живописи сочетались в его работах с некоторыми чертами маньеризма.

Новая ступень в творчестве Брейгеля начинается с его произведения «Битва масленицы и поста» (1559). Человек больше не находится в центре мироздания, он растворяется в толпе, в суете огромного мира. Художник показывает толпу людей, охваченную весельем, все люди находятся в беспрерывном движении. По сравнению с грандиозностью и монументальностью мира, людская жизнь кажется Брейгелю бессмысленной суетой. Между тем, человечество представляется ему великим множеством ничтожно малых величин, и он стремится показать это на примере народной повседневной жизни.

В своем творчестве Питер Брейгель часто обращается к фольклору и народной культуре. Он пишет сатиру на современное ему общество, выражая отвлеченные понятия – скупость, ограниченность, трусость – в человеческих образах и поступках. В своей картине «Фламандские пословицы» художник обнаруживает свое пристрастие к изображению гротескного, уродливого, но под насмешкой над людьми скрывается любовь к человечеству6.

Для следующего этапа творчества Брейгеля характерны сцены, превосходящие своей зловещей фантастичностью картины Босха. В 1561 он пишет «Триумф смерти», где люди пытаются спрятаться в гигантской мышеловке со знаком креста от убивающих их скелетов. На картине «Безумная Грета» (1562) мы видим затянутое красным маревом небо, выползающих на землю страшных существ, головы с огромными глазами, возникающими из развалин и людей, уже не ищущих спасения. Осуждение человеческих страстей и пороков перерастает у автора в глубокие размышления о судьбах человека и общества, приводя его к грандиозным и трагическим картинам. В то же время, не смотря на фантастичность, произведения поражают ощущением реальности. Они написаны во времена, когда испанские притеснения в Нидерландах достигли апогея и было совершено больше казней, чем когда либо в истории страны. Таким образом, художник настойчиво передает трагизм реальной, современной ему жизни.

Постепенно экспрессивное и трагическое мироощущение Брейгеля сменяется философскими размышлениями и горькими печальными настроениями. Он возвращается к реальным формам, создавая произведения с далекими бескрайними пейзажами. На этом этапе творческим исканий в работах художника преобладают одиночество, душевная мягкость и добрая обращенность к миру. В этот период были написаны такие картины, как «Две обезьяны» (1562), «Вавилонская башня» (1563). Брейгель впервые открывает для себя и для современников ценность повседневной жизни людей и их деятельности, преодолевая скептическое отношение к миру, хотя эта ценность пока скрыта под толщей его прежних космических и негуманистических взглядов.

В 1565 г. художник создает цикл пейзажей, посвященных временам года. В истории искусства эти пейзажи занимают исключительное место – идея круговорота природы впервые была так органично вписана в сюжеты повседневной человеческой жизни. Человек позиционируется в в них как неотъемлемая часть природы. К циклу относят картины «Сумрачный день», «Жатва», «Возвращение стад» и «Охотники на снегу».

Начиная с 1566 г. творчество Питера Брейгеля развивается в прямой связи с нидерландской революцией и борьбой против испанского феодализма и католицизма. Он пишет картины о жизни народа в общественном и конкретно-социальном ключе. Таковы его работы «Избиение младенцев», «Проповедь Иоанна Крестителя» (1566), «Крестьянский танец», «Крестьянская свадьба»(1567). Две последние посвящены активному в то время движению иконоборчества. Ряд мрачных и жестоких картин («Калеки», «Мизантроп», «Похититель гнезд», «Слепые»), написанных в 1568 г., косвенно связан с первым кризисом в развитии нидерландской революции.

Последней картиной художника стала «Пляска под виселицей» (1568), где соединены стремление к былой гармонии и разочарование от невозможности этого возвращения.

Германия

На исходе Средневековья в Германии происходили те же процессы, что и в других странах Западной Европы. Цеха постепенно заменялись мануфактурным производством, города росли и укрепляли свои позиции, бюргерство и купечество приобретали всё более важное значение. Аналогичные процессы происходили и в культуре: самосознание человека возрастало, пробуждался интерес к реальной окружающей действительности, научные знания приобретали всё более большую значимость, а стремление к ним человека постепенно увеличивалось. Наука и искусство постепенно освобождались от господства авторитета церкви, всё большее распространение получал гуманизм.

Однако готические традиции прочно укоренились в культуре Германии. Живопись 15 в. была прочно связана с церковью, и алтарные композиции преобладали в творчестве большинства художников. Одним из главных достижений этого века стало развитие интереса художников к отражению живых человеческих чувств в религиозных произведениях. Фигуры святых стали приобретать черты людей того времени, а религиозные сцены дополнялись жанровыми подробностями. Мелкие жизненные детали, вводимые художниками в свои работы, оживляли произведения и делали их более доступными для зрителя.

Одним из крупных мастеров 15 в. был Конрад Виц. Он сумел достичь в своих работах пространственной глубины, еще не зная законов перспективы. Художник широко использует светотень, с ее помощью он придет объем фигурам, предметам и самому пространству. Его пейзажи отличаются достоверностью, в них можно разглядеть реальные ландшафты Германии (например, «Хождение по водам», ок. 1435). Однако, его работам не хватает композиционной целостности, часто детали картины кажутся не связанными между собой.

Во второй половине 15 в. художник и гравер Марк Шонгауэр продолжил в своем творчестве ренессансные реалистические тенденции. Произведение «Мадонна в розовой беседке» (1473) считается одной из лучших его работ. Композиционное построение картины напоминает работы итальянских мастеров, но образу Богоматери не хватает гармонии и жизнелюбия, свойственных традициям итальянского Ренессанса.

Шонгаур внес большой вклад в развитие гравюры в Германии, где она пользовалась большой популярностью, в основном, в народной среде. За счет того, что гравюра заменяла дорогие миниатюры, книги становились на порядок дешевле, и это давало возможность небогатым людям покупать их. В то время крупным специалистом по части гравюры считался т. н. Мастер игральных карт, известный так же своими работами на религиозную тематику. Но самой значительной фигурой в гравюрной технике стал Шонгауэр. Среди сохранившихся его работ самые известные - «Несение креста», «Драка подмастерьев», «Рождество Христово», «Мельник с ослицей и осленком», «Поклонение волхвов». Гравюры Шонгауэра приобрели большую популярность в 15 и 16 веке как в Германии, так и в других странах Западной Европы.

Расцвет эпохи Ренессанса в Германии пришелся на начало 16 в.. Эта эпоха крестьянских волнений и революционного движения выдвинула ряд значительных личностей, среди которых, например, основоположник Реформации в Германии Мартин Лютер. Несмотря на то, что крестьянство и рыцарство потерпели поражение, революционное движение оказало на развитие немецкой культуры огромное влияние. Благодаря революционным идеям быстрыми темпами развивалась наука, переживали расцвет искусство и философия. Продвижение гуманизма было направлено против пережитков феодального строя с его культурными традициями.

Немецкое искусство этого времени отличилось сбивчивостью понятий, противоречивостью. В нем в гораздо большей степени присутствует теологическое начало, нежели в итальянском возрождении, где большее внимание уделялось вере в человеческий разум. Искусство выделяется в самостоятельную область культуры, становится одним из средств познания мира.

Именно в этот исторический период в Германии начинает свою творческую деятельность Альбрехт Дюрер. Он родился в Нюрнберге в 1471 г., в семье ремесленника. Его отец, золотых дел мастер, был его учителем. Позже он поступил в мастерскую Вольгемута. Свою первую работу Дюрер написал в 13 лет – «Автопортрет» (1484), выполненный серебряным карандашом. В работе присутствуют некоторые детали, характерные для готического искусства, но уже можно заметить акцент на личность человека, его индивидуальность.

Его акварельные работы, относящиеся к началу 1490-х гг., пронизаны глубоким чувством природы. В них можно заметить некий отход от общепринятых эстетических условностей искусства того времени. Дюреру удается передать ощущение целостности образа природы, совершенно не свойственное живописи 15 в., а так же свободное и смелое принятие красоты мира мыслящим человеком7.

Серия гравюр на дереве на тему Апокалипсиса была первой крупной работой Дюрера. Она представляет собой сложное сплетение средневековых взглядов с новыми веяниями тех лет. В гравюрах сохраняется средневековая аллегоричность, запутанность богословских понятий, символизм образов, но появляется чувство борьбы и напряженности, столкновение материальных и духовных сил.

Очень интересны автопортреты Альбрехта Дюрера, написанные им в разное время своего творчества. В более раннем (1493) из них прослеживаются черты готических традиций: типичный для портретов готики жест руки, держащей веточку чертополоха, которая символизировала мужскую верность, дробность складок, угловатость пальцев. Но правдивость и реальность, с которой он изображает собственное лицо, позволяет узнать те же черты, что присутствовали в его детском автопортрете. В 1498 г. художник создает уже портрет-картину, композиция которой выдает влияние итальянских живописцев. На заднем плане присутствует фрагмент типичного ренессансного пейзажа. Привычный образ художника претерпел некоторые изменения: теперь это зрелый, нарядно одетый человек, преисполненный чувства собственного достоинства.

После 1500 г. в творчестве Альбрехта Дюрера происходит перелом. Встреча с итальянским живописцем Якопо де Барбари, показавшим ему научно построенное изображение человеческого тела, сильно повлияла на его творческие изыскания. Работам над тайной классического идеала человеческой фигуры Дюрер посвятил более десяти лет, написав впоследствии три «Книги о пропорциях».

Свидетельством перехода на новый творческий уровень стал автопортрет художника 1500 г.. Из него исчезают все детали обстановки, побочные элементы, отвлекающие зрителя от человеческого образа. Зато присутствует стремление к упорядоченности, обобщенности, уравновешенности образа. Внешний облик выдает заранее обдуманное идеальное представление о человеке. Эта работа знаменует полную творческую зрелость Альбрехта Дюрера и является одним из самых значительных его произведений.

Художественная культура Германии, как и вся немецкая культура, к середине 16 в. пришла в глубокий упадок в связи с сильными экономическими и социальными потрясениями.

Франция

Эпоха Возрождения пришла во Францию во времена формирования буржуазных отношений и образования абсолютистского государства. В этот период гуманистическое мировоззрение потеснило религиозную средневековую идеологию, широкое распространение получили светская культура и искусство. У французского Ренессанса много общего с итальянским: это и обращение к античным традициям, и связь с наукой, и ярко выраженный реализм. Но, конечно, искусство Возрождения во Франции имело свои специфические черты и носило своеобразный характер. Жизнеутверждающий гуманизм соседствовал в нем с трагичностью, сложностью и противоречивостью возникновения нового исторического этапа.

На развитие французского Ренессанса, в особенности на его схожесть с итальянским, повлияли приглашенные во Францию крупные итальянские мастера, а так же военные походы в Италию, ставшие возможными благодаря росту политического и экономического могущества страны.

В период расцвета французского Возрождения при дворах крупных феодальных правителей в Париже, Бурже и Дижоне возникла культура, соединяющая в себе черты уходящего Средневековья и наступающего Ренессанса, которую нидерландский историк Йохан Хёйзинга назвал «Осенью Средневековья».

Одним из первых мастеров французского Ренессанса стал художник Жан Фуке. Большая часть его сохранившихся произведений составляют портреты, отличающиеся исключительной точностью передачи черт модели и документальной правдивостью8. По тщательности манеры исполнения Фуке не уступает нидерландским мастерам, но отличается от них большей монументальностью и эпичностью. Обычно он изображал людей во время молитвы, замкнутыми, обращенными в свой внутренний мир. Позы их еще статичны, как в средневековой традиции, но сами портреты уже имеют некую торжественность, присущую новой эпохе.

Жан Фуке работал над иллюстрациями к религиозным и историческим манускриптам. Его миниатюры отличаются реалистичностью, они перенесены в обстановку Франции того времени.

В 1494 г. начались походы французских королей в Италию, покорившую их своими роскошными дворцами, соборами, просторными городскими площадками, садами и пышными празднествами. Соединение итальянских и французских черт в искусстве Франции 16 в. породило оригинальный стиль, названный впоследствии первым Ренессансом. Окна и порталы средневековых французских замков украшались итальянскими росписями и орнаментами. На французских миниатюрах стали появляться увиденные в Италии памятники и пейзажи. Франциск I начал приглашать мастеров итальянского Ренессанса для работы во Франции (например, Леонардо да Винчи, внесший свой вклад в строительство замков на Луаре).

Французский двор в начале 16 в. стал одним из важнейших центров ренессансного движения, где устанавливались тесные связи с искусством итальянского Возрождения. Франциск I пригласил сюда множество просвещенных людей Франции – ученых, художников, поэтов. Его сестра Маргарита Наваррская была писательницей и собрала вокруг себя поэтов и писателей – гуманистов, в чьем творчестве просматривались новые идеи и устремления. Большую роль в формировании французского Ренессанса сыграли так же художники-маньеристы, приехавшие в 1530-х гг. из Италии и основавшие школу живописи и скульптуры в Фонтебло.

В это время Франциск I задумал перенести культурный и политический центр страны из долины Луары в Париж. Он разработал проект перестройки королевского дворца – Лувра. Для осуществления этих целей он привлекал самых прославленных архитекторов, скульпторов и живописцев Франции и Италии (Микеланджело, Андреа дель Сарто, Бенвенуто Челлини). В Италии не осталось практического ни одного значительного мастера, не получившего приглашения от французского короля. Некоторые из приглашенных отказывались от заманчивых и щедрых предложений, и тогда французы старались покупать их произведения, тем самым заложив основу для самых первых музейных коллекций.

Итальянские художники Джованни Батиста Россо и Франческо Приматиччо стали создателями нового направления в искусстве Франции. Оба они работали в крупной мастерской в Фонтебло, которая занималась украшением новых зданий короля. Под руководством Россо была оформлена галерея Франциска I. Ее стены украсили картинами с изображениями мифологических и исторических сюжетов. Работы мастеров школы Фонтебло отличаются ярко выраженной общностью стиля. Их искусство, изысканное, с оттенком фривольности, отвечало вкусам французского двора тех времен.

С 1515 г. при дворе работал художник Жан Клуэ Младший. Он и его сын Франсуа Клуэ создали целую галерею портретов практически всех значимых людей Франции 16 в.: короля Франциска I, его соратников, знаменитых придворных красавиц, участников итальянских походов. Портретная техника Франсуа Клуэ отличается от техники его отца. Он много внимания уделяет передаче фактуры материалов, деталям костюма. Его портреты раскрывают сущность человека точно и глубоко. Линии портретов его отца Жана Клуэ скупы и просты, он прорабатывает в подробностях только лицо. Такие детали облика человека, как прическа, костюм или головной убор он часто намечает лишь парой линий. Клуэ-отца интересовал конкретно сам человек и его сущность.

Одним из самых ярких представителей французского Возрождения был скульптор Жан Гужон. В отличие от итальянских художников, которые вдохновлялись идеей возрождения величия Древнего Рима, Гужон воплощал в своих произведениях традиции Древней Греции. Одна из самых знаменитых его композиций – «Фонтан невинных», над которым вместе с ним работал архитектор Пьер Леско. Фонтан был украшен рельефами с изображениями тритонов, наяд, нимф и других мифических существ. Своей тонкостью и гармонией работа фонтан напоминает великие образцы греческой пластики.

Середина 16 в. стала вершиной искусства французского Ренессанса. Его расцвет прервали события, последующей во второй половине века. Открытое противостояние между католиками и протестантами породила кризис в общественной жизни, который отразился и на характере искусства.

В конце 16 в. широкое распространение получил маньеризм, наиболее ярко выраженный в творчестве придворных художников, продолжавших традиции мастеров школы Фонтебло. Главными сюжетами в живописи, декорации гобеленов и гравюрах стали темы Страшного суда, а так же традиционных маскарадов и галантных празднеств.


Заключение

Возрождение пришло а Нидерланды, Германию и Францию позднее, чем в Италию. Традиции художественной культуры Средневековья неохотно уступали место новым тенденциям, создавая совершенно уникальный сплав двух культур. В нем соединены готический стиль и мистическое мироощущение с классическими традициями Ренессанса. Интерес к человеческой личности и ее окружению проявляется в художественной культуре Северного Возрождения более остро, чем в итальянской живописи. Так же ярко выражена идея Божественной гармонии. Религиозность проявляется на протяжении всех периодов становления новой эпохи.

Одной их характерных черт художественной культуры Северного Возрождения является натурализм. Мастера подчеркивают индивидуальные черты, придавая библейским персонажам сходство с натурщиками. В произведениях некоторых художников натурализм приобретал грубые, отталкивающие формы.

Другой характерной особенностью этого периода стала экспрессивность. Человеческие фигуры изображаются в динамике, они очень подвижны, а их пропорции часто деформированы. Окружающему миру – пейзажам, интерьерам, одеждам – так же свойственны напряженность и экспрессивность.

По стилистике живопись Северного Ренессанса отличается неоднородностью: в Нидерландах ей свойственны пантеизм и натурализм, в Германии – мистический спиритуализм, во Франции – сенсуализм.

Список используемой литературы

  1. Чегодаев А.Д., Всеобщая история искусств, Том 3, Искусство Возрождения, 1964 – 966 с.
  2. История искусства зарубежных стран: Средние века. Возрождение, Под ред. Ц.Г.Нессельштраус. М., 1982
  3. Каптерева Т.П., Быков В.Е. Искусство Франции XVII века, Москва: Искусство, 1969 – 224 с.
  4. Ренессанс. Образ и место Возрождения в истории культуры, М., 1987 - 489 с.
  5. Лебедев С.Ю. Мировая художественная культура. - Мн.:Дизайн ПРО, 2006. - 366 с.
  6. Культура Возрождения и общество. - М.,1986. - 435 с.
  7. Дмитриева Н., Краткая история искусств: Северное возрождение. Страы западной Европы XVII-XVIII веков. Англия. Россия XVIII века. Выпуск II, Том 2, Искусство, 1975 – 341 с.
  8. Львов Л. С., Питер Брейгель Старший, Москва, Искусство, 1970 – 60 с.
  9. Гнедич П. История искусств: Эпоха возрождения : Италия, Нидерланды, Испания, Германия, Том 2, Маркс, 1897 – 680 с.
  10. Королева А.Ю. Великие художники Нидерландов XV-XVII веков (Серия "Мастера европейской живописи"), Олма Медиа Групп, 2006 – 144 с.
  11. Великие художники. Их жизнь, вдохновение и творчество. Часть 046. Альбрехт Дюрер.Марк Дюпети, Киев, Иглмосс Юкрейн, 2003 – 32 с.
  12. Великие художники. Их жизнь, вдохновение и творчество. Часть 051. Ян Ван Эйк, Марк Дюпети, Киев, Иглмосс Юкрейн, 2003 – 33 с.
  13. Великие художники. Их жизнь, вдохновение и творчество. Часть 053. Иероним Босх, Марк Дюпети, Киев, Иглмосс Юкрейн, 2003 – 32 с.
  14. Сайт «Библиотека Гумер» [http://www.gumer.info/].
  15. Сайт «Академик» [http://dic.academic.ru/].
  16. Сайт «Википедия» [https://ru.wikipedia.org/wiki/].

1 Чегодаев А. Д. Всеобщая история искусств, том 3, 1962 г.. С. 262.

2 Чегодаев А. Д. Всеобщая история искусств, том 3, 1962 г..

3 Чегодаев А. Д. Всеобщая история искусств, том 3, 1962 г.. С. 586.

4 Пятикнижие Моисея. Тора; Ветхий Завет, Библия.

5 Великие художники. Их жизнь, вдохновение и творчество. Часть 053. Иероним Босх, Марк Дюпети, Киев, Иглмосс Юкрейн, 2003. С. 16.

6 Питер Брейгель Старший, Львов Л. С., Москва, Искусство, 1970. С. 34.

7 Чегодаев А. Д. Всеобщая история искусств, том 3, 1962 г.. С. 746.

8 Чегодаев А. Д. Всеобщая история искусств, том 3, 1962 г.. С. 825.

ОСОБЕННОСТИ КУЛЬТУРЫ СЕВЕРНОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ