Значения правовой экспертизы в законодательном процессе для повышения эффективности законодательства

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. Актуальность выбранной темы автором курсовой работы состоит в том, что в настоящее время принятие нормативных правовых актов является сложным процессом, который включает в себя проведения множества анализов на соответствие действующему законодательству, а также проведения различных экспертиз, таких как правовая, антикоррупционная и т.д.

Также на современном этапе в правовой сфере и практике нормотворчества возрос интерес к проблемам эффективности нормативных правовых актов, состояния правового регулирования, поиску оптимальных инструментов оценки качества законодательства, преодоления нормотворческих ошибок. Реформирование различных сфер общественных отношений, необходимость обеспечения единства правового пространства государства, обуславливает особую роль нормотворческих решений, а также требует их соответствия определенным критериям.

В связи с этим необходимо комплексное исследование вопросов оценки законодательства, одним из которых является правовая корректность проектируемых и действующих нормативных правовых актов.

Анализ изученных источников и литературы. В юридической науке спектр исследований, посвященных проблемам технико-юридической проработанности нормативных правовых актов, различным аспектам эффективности законодательства, требованиям к процессу подготовки проектов нормативных правовых актов, достаточно широк. Среди них необходимо отметить работы Сырых В.М., Радько Т.Н., Карасева В.А., Зорькина В.Д., Васильева С.В., и ряда других.

Цель работы. Целью курсовой работы является определение значения правовой экспертизы в законодательном процессе для повышения эффективности законодательства.

Объектом исследования является правовая экспертиза в законодательном процессе.

Предметом исследования составляет анализ нормативного регулирования и практики реализации правовой экспертизы как средства повышения эффективности законодательства.

Использование методов научного познания

При написании курсовой работы автором были использованы следующие методы научного познания:

- анализа - расчленение целостного предмета на составляющие части (стороны, признаки, свойства или отношения) с целью их всестороннего изучения;

- синтеза - соединение ранее выделенных частей (сторон, признаков, свойств или отношений) предмета в единое целое;

- аналогии - прием познания, при котором на основе сходства объектов по одним признакам делается заключение об их сходстве по другим.

Использование данных методов позволило проанализировать значение правовой экспертизы как инструмента преодоления дефектов нормотворчества, повышения эффективности законодательства.


1 ПРАВОВАЯ ЭКСПЕРТИЗА ЗАКОНОПРОЕКТОВ В РОССИЙКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1.1 Понятие правовой экспертизы

Законодательный процесс является сложным и общественно важным видом деятельности, поскольку его результатом являются законы (федеральные законы и законы субъектов Российской Федерации, решения Собрания депутатов муниципальных образований) – нормативные правовые акты высшей юридической силы, регулирующие общественные отношения. На различных этапах указанного процесса (в процессе разработки законопроекта, проведения процедуры согласования) проводится правовая экспертиза. Правовая экспертиза проводится также в том случае, когда принятый закон был отклонен и затем доработан в рамках согласительных процедур.

Результаты правовой экспертизы очень влияют на дальнейшую судьбу законопроекта. До внесения законопроекта в законодательный орган автор законопроекта может его переработать на основе замечаний и предложений эксперта, проводившего экспертизу. Если законопроект уже внесен в законодательный орган, и по результатам правовой экспертизы принимать указанный законопроект нецелесообразно, то внесший его автор вправе отозвать законопроект до рассмотрения в первом чтении для устранения замечаний. Законопроект может быть отклонен при его рассмотрении законодательным органом в связи с тем, что депутаты опирались на результаты экспертизы с отрицательным заключением. В случае принятия законопроекта в первом чтении он также может быть доработан путем внесения в него поправок, в основу которых часто входят подготовленные по результатам правовой экспертизы замечания и предложения. Таким образом, правовая экспертиза играет значительную роль в законотворческом процессе, позволяя осуществлять своего рода промежуточный контроль на различных стадиях и этапах этого процесса в целях принятия качественного закона. Отсюда вытекает обоснованность, важность и актуальность исследований в области познания сущности правовой экспертизы законопроектов и определения путей ее совершенствования.

Понятие «экспертиза» произошло от латинского «expertus», что означает — опытный, и представляет собой изучение специалистом (экспертом) каких-либо вопросов, решение которых требует специальных познаний в той или иной области. В отношении законопроектов могут проводиться различные виды таких исследований.

Особой разновидностью исследований является правовая экспертиза проектов законов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, а также решений представительных органов муниципальных образований. В законодательном процессе правовая экспертиза является специальным исследованием, проводимым в целях:

- соответствия законопроекта Конституции,

- совместимости законопроекта с действующим законодательством

- установления качества законопроекта с точки зрения правил законодательной техники.

Таким образом правовая экспертиза проводится с целью осуществления оценки законопроекта на предмет его соответствия федеральному законодательству, законодательству субъекта Российской Федерации, муниципальному законодательству, соблюдения правил законодательной юридической техники, касающихся структуры, построения, языка изложения.

1.2 Роль правовой экспертизы в обеспечении правового качества законопроектов в Российской Федерации

Одним из главных направлений деятельности органов законодательной власти Российской Федерации является законотворческая деятельность, которая представляет собой множество процессов, одним из которых является законодательный процесс. В ходе его осуществления органами региональной власти принимаются необходимые для урегулирования деятельности государства и социальных отношений законы — особый источник права, представляющий собой основу системы правового регулирования, качество и эффективность которых не должны вызывать сомнений.

Различные проблемы законотворчества, такие как качество законов, соблюдение правил юридической техники, законотворческие ошибки, на сегодняшний день остаются актуальными. Количество принимаемых законов постоянно растет, а их качество не всегда соответствует нормам []. Данная проблема очень значима, поскольку от правового качества законов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, решений представительных органов муниципальных образований зависит качество в целом российского законодательства.

Правовое качество законов уже давно признано научной и практической задачей. В связи с существованием данной проблемы возникает закономерный вопрос — каким образом обеспечить правовое качество законов Российской Федерации?

Значимость законодательного процесса заключается именно в том, что на стадиях данного процесса и формируются свойства закона, образующие его правовое качество. Качество проекта, а в дальнейшем и закона, зависит от того, соблюдаются ли правила, установленные в области разработки и принятия законопроектов.

Вместе с тем, хочется отметить, что законодательный процесс – это результата деятельности человека, в ходе которого возможно допущение различных ошибок. На создание закона, в частности, влияют многие политические, экономические и иные факторы, учесть которые в совокупности не всегда удается.

В связи с этим есть ряд способов, которые позволяют избежать подобных нарушений в ходе законодательного процесса, одним из которых является экспертиза законопроектов.

1.3 Задачи при проведении правовой экспертизы в законодательном процессе

Задача эксперта при проведении экспертизы законопроекта заключается в том, чтобы дать ответы на вопросы, поставленные перед ним, а именно:

- правомерность принятия тем или иным органом разработанного законопроекта;

- соответствие законопроекта нормам Конституции Российской Федерации, нормативным правовым актам Российской Федерации, регламентирующим данные вопросы;

- соответствие правилам законодательной техники;

- соответствие формы правового акта;

- внутренняя согласованность положений проекта;

- результат его принятия и действия.

Отвечая на поставленные вопросы, законодателю легче принять решение о том, в какой форме закон должен быть в окончательном виде.

При проведении экспертизы исследователи нередко находят в законопроектах законотворческими ошибками [].

Выделяются несколько видов таких ошибок и дефектов, такие как, политические, социальные и правовые. Правовой дефект — это отступление проекта от требований норм права, техники написания проекта, что естественно снижает качество проекта.

При проведении правового исследования проектов законопроектов эксперт не только выявляет, но и предупреждает возникновение законотворческих дефектов, что, в свою очередь, позволяет предотвратить законотворческие ошибки. Таким образом, правовая экспертиза проектов выполняет диагностическую и профилактическую функции.

Диагностическая функция устанавливает законотворческие дефекты в проектах законов с целью их устранения. При реализации данной функции эксперт соотносит положения проекта закона и положения действующего законодательства для выявления различий, проверяет соблюдение правил юридической техники и в результате приходит к выводу о том, имеются ли в представленном проекте законотворческие дефекты. Профилактическая функция проявляется в том, что на основе указанного заключения, составленного по ее результатам, можно сделать выводы о допущенных ошибках, о неучтенных положениях федерального и регионального законодательства, что в дальнейшем позволит избежать появления законотворческих дефектов и ошибок.

В связи с этим, тесное взаимодействие органов государственной власти и экспертов поможет избежать различные виды ошибок и дефектов, что несомненно улучшит качество законодательства в целом на территории Российской Федерации.

Также качество законопроектов в разы улучшается в связи с возможностью назначения не одной, а нескольких экспертиз, а именно: предварительной, повторной и дополнительной.

Предварительная экспертиза, как уже ясно из названия, назначается на начальных этапах разработки законопроекта. Такой вид экспертизы позволяет избежать рассмотрения законодательным органом непроработанного, некачественного законопроекта, который не соответствует действующим нормам права.

Повторная экспертиза назначается в случае внесения в законопроект каких-либо изменений. В этом случае проверяются внесенные в проект поправки на взаимосвязь самому законопроекту. Также повторная экспертиза назначается и в других случаях.

Дополнительная экспертиза проводится для исследования отдельных вопросов, а не всего законопроекта. После проведения дополнительной экспертизы и устранения всех замечаний, законопроект как правило принимается в окончательной форме.

В связи с возможность неоднократно проводить исследования законопроекта, он становится более качественным и подготовленным к принятию его законодательным органом.

В результате правовая экспертиза проектов законов субъектов Российской Федерации положительно сказывается на качестве и эффективности всего российского законодательства, позволяющего гражданам реализовать принадлежащие им права и свободы данные Конституцией Российской Федерации в полной мере.


2 СОДЕРЖАНИЕ ПРАВОВОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ НОРМАТИВНОГО ПРАВОВОГО АКТА

2.1 Правовая экспертиза на предмет соответствия нормативного правового акта системе законодательства

Особое значение в процессе проведения правовой экспертизы уделяется соответствие законопроекта Российскому законодательству.

Важным элементом структуры нормативного правового акта является его название, которое должно отражать содержание самого законопроекта. Так по названию документа можно определить сферу деятельности законопроекта и позволяет найти нужный нам нормативный правовой акт в системе законодательства.

Также эксперт определяет, возможно ли в принципе принятие исследуемого законопроекта в определенной сфере общественных отношений и в каких пределах возможно его принятие. Перед экспертом на этой стадии стоит задача устранения различных ошибок, таких как регулирование общественных отношений, посредством принятия указанного проекта, когда это законодательно это не требуется или общественные отношения уже урегулированы.

На следующем этапе эксперт определяет цели и задачи законопроекта. Соответствует ли законопроект потребностям той или иной сфере в которой он принимается. Также определяется предмет правового регулирования, т.е. тех общественных отношений (определенного круга, сферы общественных отношений), которые регулируются соответствующим актом.

Необходимым также является сопоставление общественных отношений, составляющих предмет регулирования (частные интересы или публичный порядок, или отношения, включающие оба составляющих), и используемые для этих целей методы (дозволение, запрет, предписание). Законодатель не может по своему усмотрению избирать любой метод регулирования, он лишь избирает наиболее адекватный для данных общественных отношений и для конкретной социальной обстановки способ воздействия на эти отношения.

Затем при проведении экспертизы исследуются конкретные правовые нормы, содержащихся в законопроекте, состояние нормативного регулирования в данной сфере, необходимость и достаточность правового акта для урегулирования общественных отношений.

Принятие обоснованных нормотворческих решений и, как следствие, обеспечение единого правового поля государства возможно лишь при соблюдении определённых принципов:

2.2 Правовая экспертиза на предмет соответствия нормативного правового акта требованиям юридической техники

При подготовке нормативного правового акта также проводится экспертиза на соответствие его требованиям юридической техники.

Юридическая техника - это система правил и средств, которые используются при написании законопроектов и иной юридической деятельности в правотворчестве, обеспечивающих совершенство его содержания и формы.

Юридическую технику как правило определяют в сфере правотворчества. Однако, по мнению О.Г. Соловьева, юридическая техника присутствует во многих видах правовой практики, не меньше ее значение в правоприменительной и интерпретационной деятельности[].

Также существует мнение (Т.Н. Радько), что юридическая техника - система сложившихся в юридической практике правил и приемов осуществления уполномоченными субъектами деятельности, направленной в конечном счете на подготовку оптимальных и целесообразных по форме и структуре правовых актов[].

Различают два вида юридической техники: правотворческую и правоприменительную.

Юридическая техника в правотворчестве определяет правила работы над текстами законопроектом и иных нормативных актов, выбор структуры документа, способов внесения изменений и дополнений в документ. Указанная техника обеспечивает удобство использования законодательства, а также его ясность и четкость.

Юридическая техника в правоприменительной практике определяет правила оформления правоприменительных актов, таких как судебные решения, протоколы, а также стандарты делопроизводства для обеспечения быстрого и качественного разрешения юридических дел, вынесения правильно оформленных законных и обоснованных юридических решений.

К техническим средствам относят:

- юридические термины, т.е. словесное выражение понятий, используемых при изложении содержания правового акта;

- юридические конструкции, т.е. строение нормативного акта.

К техническим приемам относят:

- способы, указывающие на официальные реквизиты, т.е. наименование, дату и место его принятия и т.д.;

- организацию структуры законопроекта: вводная часть - преамбула, общая и особенная части, нумерация пунктов и т.д. [].

Юридическая техника непосредственно относится к внешней форме права, прежде всего нормативных актов, их содержании и документальном изложении.

2.3. Правовая экспертиза на предмет соответствия антикоррупционному законодательству

Согласно ч. 2 ст. 6 Федерального закона "О противодействии коррупции" [] антикоррупционная экспертиза является одной из мер по профилактике коррупции.

На всех уровнях законодатели должны проводить антикоррупционную экспертизу принимаемых законопроектов, для исключения коррупциогенных факторов, что является мерой по профилактике коррупции.

Обязанность проведения антикоррупционной экспертизы введена относительно недавно, в рамках текущей административной реформы. Однако за время существования указанной нормы в части изменен порядок работы органов государственной власти при принятии тех или иных нормативных правовых актов

Одним из направлений по противодействию коррупции является создание законодательства, препятствующего совершению действий коррупционного характера []. Главной задачей должно быть принятие таких законопроектов, которые исключали бы возможность проявления коррупции.

Противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:

а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);

б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);

в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

В настоящее время законодательство РФ регламентирует деятельность государственных органов, а также органов местного самоуправления, предоставляющих заявителям соответствующие услуги (разрешения, справки и др.) []. Проведена работа по регламентации действий должностных лиц, оказывающих услуги заявителям с помощью издания регламентов предоставления услуг или исполнения функций, в которых четко прописаны все действия должностного лица, начиная от приема заявления и заканчивая результатом получения услуги заявителем. Однако указанные регламенты принимаются каждым органом государственной власти индивидуально, и в некоторых документах законодатели оставляют себе право на рассмотрение заявления в течение 30 дней, как это установлено Федеральным законом «Об обращении граждан», а не более сжатые сроки.

Также принятие указанных регламентов позволяет не выходить за рамки установленных норм и правил оказания услуг и дает возможность контролировать ход оказания услуги [].

В соответствии с Федеральным законом "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" [] и в целях обеспечения реализации его норм Правительством РФ было принято Постановление "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", которым утверждены Правила и Методика проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов.

На основании принятых Правил антикоррупционной экспертизе подлежат действующие нормативные правовые акты, а также проекты нормативных правовых актов.

Субъектами антикоррупционной экспертизы являются: Министерство юстиции, органы прокуратуры, федеральные органы исполнительной власти, а также независимые эксперты, которые тоже могут проводить независимую антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов и их проектов.

Таким образом, при принятии вышеуказанных норм и правил по проведению антикоррупционной экспертизы в настоящее время имеется достаточная правовая база для ее проведения.

2.4 Заключение как результат правовой экспертизы нормативного правового акта

Результатом проведения правовой экспертизы является заключение о ее проведении. Заключение является официальным документом, отражающий результат проведенного исследования.

При составлении заключения указываются выявленные все недостатки проверяемого документа либо если исследование показало, что замечаний нет, и соответствующие показатели отражены в заключении.

При обнаружении нарушений правил и норм составления нормативного правового акта экспертом должно быть четко отражено, какие нормы законодательства нарушены.

В соответствии с этапами правовой экспертизы, экспертное заключение должно содержать ответы на основные вопросы:

- существует ли потребность в правовом регулировании данного вида общественных отношений?

- насколько полно определен предмет правового регулирования, насколько необходимы и достаточны правовые нормы для достижения целей исследуемого акта?

- насколько конкретно и однозначно определены права и обязанности субъектов регулируемых отношений?

- есть ли отсылки к потенциальному или уже действующему нормативному правовому акту в Российском законодательстве?

- соответствуют ли нормы потенциального или уже действующего нормативного правового акта нормам актов более высокой юридической силы?

- порождает ли введение или действие нормативного правового акта коллизии в системе законодательства?

- необходимо ли в связи с этим изменение действующего законодательства?

В случае выявления нормотворческих ошибок, они должны быть отражены в экспертном заключении. В практике нормотворчества выявлены основные возможные дефекты нормативных правовых актов:

1. Пробелы.

2. Избыточная нормативность.

3. Нарушение стиля.

4. Коллизии между отдельными законами.

5. Неправильный выбор вида правового акта;

6. Ошибочное понимание (толкование) назначения и смысла правового акта;

7. неправильное оформление текста акта.

8. Нарушение системных связей между актами разной юридической силы;

9. Запоздалая корректировка и отмена устаревших норм актов.

Экспертное заключение, как показывает практика должно состоять из трех частей: вступительной, основной и заключительной.

Во вступительной части указываются основные положения о соответствии законопроекта действующему законодательству;

В основной части - замечания и предложения по содержанию законопроекта;

В заключительной части пишется вывод о возможности или невозможности принятия законопроекта или действия уже существующего законопроекта.


3 ПРАВОВАЯ ЭКСПЕРТИЗА НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ НА ПРИМЕРЕ ЛЕНИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ЕАО

3.1 Органы осуществляющие правовую экспертизу принимаемых решений Собрания Депутатов

На основании статьи 15 Устава муниципального образования «Ленинский муниципальный район», структуру органов местного самоуправления муниципального района составляют:

1) представительный орган - Собрание депутатов Ленинского муниципального района Еврейской автономной области (Собрание депутатов муниципального района);

2) глава муниципального образования - глава муниципального района;

3) местная администрация - администрация Ленинского муниципального района Еврейской автономной области (администрация муниципального района);

4) контрольно-счетный орган - контрольно-счетная палата Ленинского муниципального района Еврейской автономной области (контрольно-счетная палата муниципального района).

В систему муниципальных правовых актов муниципального района на основании статьи 30 Устава муниципального образования «Ленинский муниципальный район» входят:

1) Устав муниципального района;

2) решения, принятые на местном референдуме;

3) решения Собрания депутатов;

4) постановления и распоряжения главы муниципального района;

5) постановления и распоряжения администрации муниципального района;

6) постановления и распоряжения председателя Собрания депутатов (по вопросам организации деятельности Собрания депутатов);

7) распоряжения и приказы председателя контрольно-счетной палаты по вопросам, отнесенным настоящим Уставом к полномочиям контрольно-счетной палаты [].

Собрание депутатов является законодательным органом на территории муниципального района, которое по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами Еврейской автономной области, настоящим Уставом, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального района, решение об удалении главы муниципального района в отставку, а также решения по вопросам организации деятельности Собрания депутатов и по иным вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами Еврейской автономной области, настоящим Уставом.

Решения Собрания депутатов, имеющие нормативный характер, подписываются и обнародуются главой муниципального района. Решения Собрания депутатов, не имеющие нормативного характера, подписываются председателем Собрания депутатов.

Решения Собрания депутатов, затрагивающие права, свободы, обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования), если иное не определено в самом решении.

На основании постановления главы администрации Ленинского муниципального района ЕАО «Об утверждении порядка проведения юридической экспертизы проектов муниципальных правовых актов Ленинского муниципального района» [], экспертизу проектов муниципальных правовых актов Ленинского муниципального района (далее - проект правового акта) проводится юридическим отделом администрации муниципального района.

Экспертиза проектов муниципальных правовых актов Ленинского муниципального района проводится в целях принятия органами местного самоуправления нормативных правовых актов, не противоречащих Конституции Российской Федерации федеральному законодательству, законодательству Еврейской автономной области.

Юридической экспертизе подлежат проекты постановлений, распоряжений главы администрации муниципального района, постановления главы муниципального района, а также проекты решений, вносимые в порядке правотворческой инициативы в Собрание депутатов муниципального района.

3.2 Порядок проведения и конечный результат правовой экспертизы принимаемых решений Собрания Депутатов

В разделе 2 Порядка проведения экспертизы проектов муниципальных правовых актов Ленинского муниципального района, утвержденном постановлением главы администрации муниципального района от 23.03.2009 №140 определен порядок проведения юридической экспертизы.

Для осуществления экспертизы разработчик проекта правового акта предоставляет его в юридический отдел в электронном виде.

При несоблюдении правил юридической техники сотрудник юридического отдела, осуществляющий экспертизу, вносит необходимые поправки в проект правового акта.

В случае несоответствия проекта правового акта федеральному, областному законодательству, настоящему Порядку, сотрудник юридического отдела, осуществляющий экспертизу, уведомляет об этом разработчика проекта правового акта.

Разработчик проекта правового акта обязан принять все необходимые меры к устранению указанных нарушений.

В случае если указанные нарушения не устранены в срок, превышающий одну неделю со дня уведомления разработчика, сотрудник юридического отдела, осуществляющий экспертизу, вправе подготовить заключение на проект правового акта и направить его заместителю главы администрации муниципального района, курирующему работу отдела – разработчика.

Результатом проведения правовой экспертизы принимаемого Решения Собрания Депутатов муниципального образования «Ленинский муниципальный район» является направление согласованного со структурными подразделениями администрации проекта решения в Собрание депутатов.

Аппарат Собрания депутатов также проводит правовую экспертизу переданного проекта на соответствие действующему законодательству, предметом которой являются:

1. Оценка соответствия содержания проекта правового акта федеральному, областному законодательству, которая включает в себя рассмотрение:

- целей и задач проекта правового акта;

- предмета правового регулирования, т.е. тех общественных отношений (определенного круга, сферы общественных отношений), которые регулируются соответствующим актом;

- компетенции органа, выступившего разработчиком проекта правового акта;

- конкретных правовых норм, содержащихся в проекте правового акта, состояние нормативного регулирования в данной сфере, необходимость и достаточность правового акта для урегулирования общественных отношений;

2. Оценка соответствия формы и текста проекта правового акта правилам юридической техники.

При разработке проектов правовых актов должны соблюдаться следующие требования:

- нормы и положения текста должны быть краткими, четкими и последовательными, исключающими возможность двоякого толкования, а также содержать анализ и оценку положения дел по обсуждаемому вопросу;

- в тексте должны быть определены исполнители, сроки исполнения, лица и органы, на которые возлагается контроль;

- проект правового акта, подготовленный во исполнение решений вышестоящих государственных органов или во изменение муниципальных правовых актов, должен содержать ссылку на их дату, номер и наименование;

- проект правового акта, вносящий изменения в действующий муниципальный правовой акт, должен содержать ссылки на даты принятия и номера актов, вносивших в него изменения;

- проект правового акта, отменяющий действующий муниципальный правовой акт, должен содержать положение об отмене муниципальных правовых актов, вносивших в него изменения.

Непосредственно в текст проекта правового акта должны быть включены следующие положения:

- о сроках и порядке вступления в силу;

- о признании утратившими силу ранее принятых актов или отдельных их положений в связи с принятием данного акта;

- о приведении муниципальных правовых актов в соответствие с принятым.

Как показывает практика, большая часть проектов решений Собрания депутатов проходят юридическую экспертизу и в последующем принимаются на собраниях в соответствии с законодательством.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На современном этапе правовая экспертиза законопроектов приобрела особое значение, так как с каждым годом их принятие увеличивается.

Актуальность правовой экспертизы обусловлена тем, что законопроекты зачастую не всегда проработаны законодателем, а также зачастую просматривается невнимание к этой проблеме органов государственной власти, когда данный вопрос очень важен как инструмент развития права и общества.

Проблемы законодательства как теоретические так и практические составляют большую часть всей теории государства и права, а правовая экспертиза законопроектов является одной из главных составляющих данной теории.

Понятие экспертизы законодательства включает в себя экспертизу законопроектов и принятых законодательных актов.

При сегодняшнем многообразии видов экспертиз, все они должны осуществляться в рамках закона и придерживаться принципам экспертной деятельности. Без этого не будет обеспечен достаточный уровень экспертизы и ее эффективность.

Однако в юридической науке отсутствует единый подход к определению понятия правовой экспертизы законодательства. Недостаточно разработаны также принципы, виды и методы проведения экспертизы законопроектов и действующих законодательных актов. В связи с этим остается еще множество проблем при принятии законопроектов.

Исследование института экспертизы имеет значение для развития теории права, совершенствования системы законодательства и правоприменительного процесса.

Таким образом, правовая экспертиза в законодательном процессе является необходимым способом обеспечения правового качества. В процессе проведения исследования осуществляется всецелая и объективная проверка законопроекта на предмет его соответствия Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству и законодательству соответствующего региона, правилам юридической техники, выявляются нарушения, что позволяет предупреждать различные дефекты и ошибки. Небольшое количество отступлений в законопроектах от установленных правил способствует тому, что законодательными органами государственной власти Российской Федерации, органами местного самоуправления муниципальных образований рассматриваются и принимаются более качественные законы.

В результате правовая экспертиза проектов законов положительно сказывается на качестве и эффективности всего российского законодательства, позволяющего гражданам реализовать свои права и свободы.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Конституция Российской Федерации : офиц. текст. – М. : Приор, 2001. – 34 с.
  2. О противодействии коррупции: офиц. текст ФЗ от 25.12.2008 N 273-ФЗ //Российская газета. – 2008. - № 266. – Ст. 20
  3. Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов: офиц. текст ФЗ 17.07.2009 N 172-ФЗ //Российская газета. – 2009. - № 133. – Ст. 16
  4. Устав муниципального образования «Ленинский муниципальный район» решение районного Совета муниципального образования "Ленинский район" ЕАО: офиц. текст от 21.07.1999 N 18 - СПС Консультант Плюс.
  5. Постановление главы администрации муниципального района от 23.03.2009 № 140 «Об утверждении порядка проведения юридической экспертизы проектов муниципальных правовых актов Ленинского муниципального района».
  6. Алексеев, С.С. Общая теория права: Учебник. 2-е изд./ С.С. Алексеев - М.: Проспект, 2011. - 482 с.
  7. Зорькин, В.Д. Конституционно-правовое развитие России / В.Д. Зорькин - М. – 2011. - 162 с.
  8. Малько, А.В. Теория государства и права в схемах, определениях и комментариях: Учебное пособие./ А.В. Малько - М.: Проспект, 2010 - 36 с.
  9. Радько, Т.Н. Теория государства в схемах и определениях: Учебное пособие/ Т.Н. Радько - М.: Проспект, 2011. - 95 с.
  10. Сырых, В.М. Концептуальные вопросы понятия и сущности ЮТ. / В.М. Сырых - М. - 2011. - 89-90 с.
  11. Тихомиров, Ю.А. Законодательная техника: Научно-практическое пособие / Ю.А. Тихомиров - М. – 2000. - 26 с.
  12. Васильев, С.В. Белая книга о борьбе с коррупцией / С.В. Васильев, А.Ю. Зубков, С.В. Аленкин. - М. – 2007. - 25 с.
  13. Карасев, В.А. Правовая экспертиза законопроектов: методологический аспект / В.А. Карасев// Представительная власть – XXI век: законодательство, комментарии, проблемы. - 2010. - № 4. - С. 26-27.
  14. Куракин, А.В. Современные формы проявления коррупции в системе государственной службы Российской Федерации / А.В. Куракин //Гражданин и право. - 2008. - № 2. – С. 35.
  15. Соловьев, О.Г. Юридическая техника в правотворческой и правоприменительной деятельности: понятие и виды / О.Г. Соловьев // Юридический мир. Общероссийский научно-практический правовой журнал. М.: Юрист. - 2009. - № 1 (145). – С. 74.
  16. Талапина, Э. Правовые способы противодействия коррупции / Э. Талапина// Право и экономика. - 2006. - № 6. – С.3.

PAGE \* MERGEFORMAT3

Значения правовой экспертизы в законодательном процессе для повышения эффективности законодательства