Выявление проблем иностранных студентов в процессе их адаптации в образовательной среде российского вуза

Глава 1. Выявление проблем иностранных студентов в процессе их адаптации в образовательной среде российского вуза.

П.1. Актуальность проблемы социальной адаптации иностранных студентов в образовательной среде российского вуза.

В современном мире интенсивно развиваются межгосударственные образовательные контакты, увеличивается количество молодых людей, желающих получить образование за пределами своей страны. Успешность обучения иностранных студентов, уровень их профессиональной подготовки в значительной степени зависят от социокультурной адаптации в стране пребывания. Для российского общества характерна культурная неоднородность, обусловленная полиэтническим составом населения. По данным Фонда «Общественное мнение», 60% населения Российской Федерации считает, что Россия по традициям и культуре представляет собой особую евразийскую цивилизацию, вследствие чего иностранному студенту ориентироваться довольно сложно. Проблема адаптации иностранных студентов к условиям обучения в высших учебных заведениях России является актуальной. Международный характер современного образования выражается в росте академической мобильности студентов, в увеличении числа иностранных студентов в мире. Всё большее количество студентов выбирают для получения высшего образования Россию. Вырабатываемое в ходе процесса адаптации отношение иностранных студентов к новой социокультурной среде является сложной и дифференцированной. Реализация и развитие личностного потенциала, относительное приспособление к новой социокультурной среде у многих респондентов достигается исключительно за счёт изменений в стереотипах и способах поведения, но при этом остается внутреннее отчуждение от социальной среды, в которой они вынуждены жить и учиться. Системное изучение особенностей реализации и развития личностного потенциала, а также социокультурной адаптации студенчества из зарубежных стран к жизни и учёбе в России могло бы способствовать оптимизации отечественной системы высшего образования, что призвано поддержать международный престиж России, подтверждая высокий уровень ее науки, культуры, образования. Кроме того, анализ социальной адаптации иностранных студентов и выработанные на его основе практические рекомендации позволят повысить конкурентоспособность российских вузов в сфере международных образовательных услуг.

Обучение иностранных студентов в России имеет давние традиции, более сорока лет назад в Москве открылись первые курсы, где начали обучать русскому языку как иностранному. В связи с приездом иностранных студентов, обнаружились психологические проблемы, на которые обращалось мало внимания.

Освоение незнакомой социальной среды является травмирующей ситуацией для иностранных студентов. Считается, что для молодых людей во всем мире это обычная ситуация, когда они уезжают из семьи, чтобы получить образование, а также и долгожданную свободу.

Студенты приезжают в Россию из разных стран мира, из различных климатических зон. Они являются представителями совершенно разных культур, традиций, норм поведения и ценностей. Кроме того, каждый из них обладает индивидуально-психологическими особенностями. Приезжая в Россию, иностранные студенты попадают в новые социальные условия. Несмотря на уже имеющийся опыт, полученный в родной стране, условия жизни и обучения в России являются для студента-иностранца непривычными. Разница между жизнью и обучением в родной стране и в России порождает проблемы, связанные с адаптацией студентов к пребыванию в чужой стране. В обычных условиях обучения в родной стране на родном языке учащийся адаптирован к родной среде и легко справляется с проблемами взаимодействия со средой. Другая картина имеет место, когда учащийся находится в неродной среде: простые контакты оборачиваются для него проблемами, требуют значительных усилий. Иностранным студентам необходимо привыкнуть к другому климату, бытовым условиям, к новой образовательной системе, к новому языку общения, к интернациональному характеру учебных групп и потоков и т.д.

Актуальность проблемы адаптации определяется задачами дальнейшего эффективного обучения иностранных студентов как будущих специалистов. Успешная адаптация способствует быстрому включению студентов в учебный процесс, помогает повысить качество подготовки молодых людей. Решение этой проблемы состоит в культурном обмене и взаимодействия. Для этого требуются благожелательность и открытость обеих сторон.

П.2. Теоретические основы социальной адаптации иностранных студентов в образовательной среде российского вуза

Адаптация иностранного студента это сложный, динамический, многоуровневый и многосторонний процесс перестройки потребностно-мотивационной сферы, комплекса имеющихся навыков, умений и привычек в соответствии с новыми для него условиями. Для этого требуется огромные затраты физических и психологических ресурсов человека [Италиазова А., Еремина Н.К. Проблема адаптации иностранных студентов в российских вузах// 2 межвузовская научно – практическая конференция иностранных студентов// - 2013.- С. 56-58.].

Вопросы приспособления иностранцев к новой среде рассматривались с позиций философии, культурологии, социальной психологии, этнопсихологии, педагогики. В настоящее время созданы предпосылки для изучения данного феномена в условиях современного общества и предъявляемых требований к системе образования. С позиции философии адаптация изучается как социальное понятие, вид взаимодействия личности или социальной группы с социальной средой, в ходе которого согласовываются требования и ожидания его участников. Идея адаптации человека к среде на протяжении развития человечества рассматривалась многими философами: В. Вундтом, Гиппократом, Р. Декартом, В. Дильтеем, Э. Дюркгеймом, Ш. Монтескье, Г. Спенсером, и другими.

Особенности процесса приспособления человека к новой этнокультурной среде изучались В.Г. Крысько, А.Р. Лурия, A.A. Налчаджяном, P.E. Потером, JI.A. Самоваром, Г.У. Солдатовой, J1.A. Стефани, JI.A. Шайгеровой и другими исследователями.

Роль культурного основания в адаптации продемонстрирована JI.M. Архангельским, Дж. Берри, С. Бочнером, X. Д. Брауном, Дж. Вико, B. Виндельбандом, A.C. Карминым, М. Коулом, В.В. Кочетковым, Р. Левином, У. Липпманом, Г. Олпортом, Г. Риккертом, М. Спиро, Р. Таджури, Г. Тэшфелом, Г.В. Уваровой, А. Фэрнхемом, Г. Хофстеде.

Проблеме адаптации с позиций социальной психологии посвящены работы B.C. Агеева, М.Я. Басова, И.А. Бобылевой, Л.С. Выготского, Л.К. Гришанова, Б.А. Душкова, И.С. Кона, Н.М. Лебедевой, C.B. Лурье, A.B. Мудрика, A.B. Петровского, Т.Г. Стефаненко, В.Д. Цуркана и других ученых. Результаты данных исследований определили наиболее важные направления в изучении представленного явления и обозначили особенности взаимодействия личности и группы с социальной средой.

Педагогический аспект адаптации нашел отражение в работах H.H. Бояринцевой, P.P. Бибриха, С.Н. Митина, P.C. Немова, В.Н. Соловьева, П.И. Третьякова и других авторов. Роль и место адаптивной образовательной системы в процессе приспособления к новой среде показаны М.И. Витковской, A.B. Карповым, Н.П. Капустиным, Л.Г. Почебут, И.В. Троцук.

Психолого-педагогические условия адаптации студентов в вузе изучались Т.А. Жуковой, А.Н. Макаровой, С.Г. Рудковой, П.А. Просецким. Факторы, условия, принципы, критерии адаптации иностранных студентов в вузе и вынужденных мигрантов рассматривались М.И. Витковской, М.А. Ивановой, Н.Л. Ивановой, Н.К. Маяцкой, Г.Г. Павловец.

Важным показателем, влияющим на процесс адаптации, является направленность притязаний. При этом высокие притязания связаны с повышением интеллекта, и низкие – с обретением авторитета у преподавателя, который оказывается значимым только в функциональном аспекте[Куликова О.В. Проблема адаптации иностранных студентов в процессе обучения в российском вузе./ О.В. Куликова, Н.В.Поддубный //Журнал научных публикаций аспирантов и докторов.-2007.-№3.]

Проблемы социальной адаптации изучаются различными социальными и гуманитарными науками. Мировая социологическая наука изучением вопросов адаптации стала заниматься в конце XIX начале XX вв. В этот период были заложены теоретические основы изучения данной проблемы. В дальнейшем появляются работы, в которых представлены различные теоретико-методологические подходы к анализу социальной адаптации, а также выявляется специфика протекания социальной адаптации и особенности её изучения в различных социальных контекстах. У.Томас и Ф.Знанецкий разработали методологический инструментарий анализа проблемы адаптации учебных мигрантов в новой социокультурной среде. Т. Парсонс выявляет содержание и функциональное значение адаптации как фундаментального свойства социальных систем. [Лондаджим Тьерри. Социокультурная адаптация иностранных студентов, обучающихся в Российских вузах: дис. … канд. социол. наук: 22.00.04. – Нижний Новгород, 2012. – 149с. http://www.dissercat.com]

Также можно выделить три основных типа адаптации иностранных студентов: 1) иностранный студент, попадая в новую социокультурную среду, полностью принимает обычаи, традиции, нормы, ценности и т. п., которые постепенно начинают доминировать над первоначальными этническими чертами; 2) происходит частичное восприятие новой социокультурной среды, которое проявляется в принятии «обязательных норм общества», но при этом сохраняются основные этнические черты посредством образования этнических групп; 3) происходит отказ или «обособление» от принятия культурных норм и ценностей, характерных для большинства представителей социального окружения[Тихонова Е.Г. Особенности адаптации иностранных студентов в вузе региона // Регионология. – 2010. – №2. http://regionsar.ru].

К тому же, в исследовании М. И. Витковской и И. В. Троцук выделяются три вида адаптации иностранных студентов: физиологическая, психологическая и социальная.

Под физиологической адаптацией понимается совокупность физиологических реакций, лежащая в основе приспособления организма к изменению окружающих условий и направленная на сохранение относительного постоянства его внутренней среды. Процесс физиологической адаптации представляет собой единство трех фаз – нарушения гомеостаза, разрушения старой программы, формирования новой программы. Неполное прохождение этих фаз или «застревание» на второй фазе означает затрудненную или неполную адаптацию, которая проявляется в повышенном реагировании на любые нагрузки, ухудшении самочувствия или возобновлении старых заболеваний.

Психологическая адаптация определяется активностью личности и выступает как единство аккомодации и ассимиляции. Референтными показателями адаптированности сегодня являются отсутствие или низкий уровень тревожности и высокий уровень самооценки. (Аккомодация (от лат. Ассоmodatio – приспособление) — понятие, развитое в концепции интеллекта Ж. Пиаже. Обозначает приспособление схемы поведения к ситуации за счет активности, в результате чего существующая схема изменяется. Аккомодация в развитии интеллекта была описана по аналогии с биологической аккомодацией, целью которой является процесс приспособления к разнообразным требованиям окружающего мира. Аккомодация соотносима с ассимиляцией, в единстве с которой они описывают акт приспособления, адаптации. Ассимиляция (от лат. assimilatio - слияние, уподобление, усвоение) - конструкт операциональной концепции интеллектаЖ.Пиаже, выражающий собой усвоение материала за счет его включения в уже существующие схемы поведения. Осуществляется по аналогии с биологической ассимиляцией. В любом акте адаптации ассимиляция тесно связана с аккомодацией. На ранних стадиях развития ребенка встреча нового предмета с существующей схемой ведет к искажению свойств предмета и к изменению самой схемы, при этом мысль приобретает необратимый характер. При установлении равновесия между ассимиляцией и аккомодацией возникает обратимость мысли и смена эгоцентрической позиции на относительную.

Целостной концепции социально-психологической адаптации на сегодняшний день не разработано, чаще всего под ней понимают личностную адаптацию, т.е. адаптацию личности к социальным проблемным ситуациям, привыкание индивида к новым условиям внешней среды с затратой определенных сил, взаимное приспособление индивида и среды. Референтными показателями адаптированности являются положительные эмоции в отношениях с окружающими, удовлетворительное самочувствие и ощущение душевного комфорта.

Для социологии наибольший интерес представляет социальная адаптация как (а)процесс формирования и развития социальной активности личности, социальных, социально-психологических и биологических механизмов регуляции ее жизнедеятельности; (б)приведение индивидуального и группового поведения в соответствие с господствующей в данном обществе, классе, социальной группе системой норм и ценностей; (в)итог процесса изменения социальных, социально-психологических, морально-психологических, экономических и демографических отношений между людьми, приспособление к социальной среде. Иными словами, социальная адаптация – такой вид взаимодействия личности или социальной группы с социальной средой, в ходе которого осуществляется согласование требований и ожиданий социальных субъектов с их возможностями и реальностью социальной среды. Поскольку личность/группа и среда активно воздействуют друг на друга, то механизм адаптации, складывающийся в ходе социализации как основа поведения и деятельности личности, носит одновременно адаптивный и адаптирующий характер. [ М.И.Витковская, И.В.Троцук. Адаптация иностранных студентов к условиям жизни и учебы в России(на примере РУДН)//Вестник РУДН.2005.]

С нашей точки зрения, наибольший интерес представляет адаптация социальная, под которой понимают «вид взаимодействия личности или социальной группы с социальной средой, в ходе которого осуществляется согласование требований и ожиданий социальных субъектов с их возможностями и реальностью социальной среды. [Тихонова Е.Г. Особенности адаптации иностранных студентов в вузе региона // Регионология. – 2010. – №2. http://regionsar.ru]

Следует выделить, что причины, определяющие уровень адаптации иностранных студентов, условно можно разделить на три категории:

объективные, которые обусловлены учебной деятельностью и условиями жизни в отрыве от семьи и родины (к ним относятся новые формы обучения и контроля занятий, новый коллектив, новая обстановка и т.п.);

объективно- субъективные (слабые навыки самостоятельной работы и самоконтроля и т.д.);

субъективные (нежелание учиться, застенчивость и др.). [Ибрагимова Д.М. Формирование социальной адаптации иностранных студентов в Российском вузе // Межкультурная коммуникация в современном мире: материалы II межвуз. науч-практ. конф. иностранных студентов / под ред. Ю.А. Шурыгиной. – Пенза: Изд-во ПГУ, 2013. – C. 52-56].

Следует отметить, что как западные, так и отечественные социологи процесс социальной адаптации личности рассматривали преимущественно в рамках теории социальных ролей как процесс приспособления индивида к предписанным общественным нормам и ролям. Большинство исследователей подчеркивают активный характер процесса адаптации личности. В их работах обосновано положение о том, что процесс социальной адаптации выступает как средство для становления и развития личности. Изучая становление личности в процессе социализации, социологическая наука столкнулась с проблемами адаптации личности к условиям внешней среды. Установлено, что процесс социальной адаптации личности - это процесс достижения ею гармонических взаимоотношений с социальной средой при возникновении адаптивной ситуации, процесс достижения относительного приспособления к данной ситуации путем осуществления необходимых изменений в структуре личности (трансформации общественных норм и ценностей во внутренние, личные установки и ценности человека) и способах ее поведения. Объективная сложность данного процесса является причиной того, что содержание понятия социальной адаптации личности не имеет общепризнанной трактовки. [Л.Т.Мазитова. Социальная адаптация иностранных студентов (на примере вузов Башкортостана)// Уфа-2002.].

Изучение процесса социальной адаптации иностранных учащихся в стране пребывания является самостоятельным и весьма актуальным направлением исследований проблем социальной адаптации личности.

Сравнение студентов-иностранцев со студентами, являющимися гражданами того государства, в которое первые приехали на учебу, позволяет выделить как сходные черты, так и отличные.

К сходным можно отнести: принадлежность к одной социальной группе – студенчеству; принадлежность к одной возрастной группе; обучение по программам и планам, предусмотренным для учебных заведений России; типичные для любого первокурсника трудности, связанными с адаптацией к новым видам мыслительной деятельности и новым формам образовательного процесса - лекциям, семинарам, самостоятельным занятиям и т.п.

К принципиальным отличиям иностранных студентов от студентов, которые являются коренными жителями, следует причислить: несовпадение механизмов и качественных характеристик процесса социализации молодежи в разных странах и регионах; различия в деятельности образовательных учреждений, в уровне общеобразовательной и профессиональной подготовки молодежи; качественное своеобразие социального статуса половозрастных групп молодежи; отличия в направленности, уровне, содержании и формах проявления общественной активности молодежи; различия в культуре, специфических чертах поведения, в традициях образования и воспитания, свойственных той или иной нации.

Социокультурная адаптация иностранных студентов к повседневной жизни в российском обществе носит прикладной и принудительный характер. Она является необходимым условием для включенности в учебный процесс и не сопровождается внутренним духовным единством с российской культурой. Внешнее поведение адаптантов регламентируется социальными нормами, принятыми в принимающей культуре, а внутреннее - нормами своей национальной культуры. Принудительный характер социокультурной адаптации проистекает также из особенностей учебной мотивации. [Лондаджим Тьерри. Социокультурная адаптация иностранных студентов, обучающихся в российских вузах. Нижний Новгород. 2012.]

Исследование социально-психологических и личностных проблем адаптации иностранных студентов к высшей школе России представляет большой научный интерес в теоретическом и прикладном аспектах. До сих пор проблема адаптации иностранных студентов оказалось недостаточно освещенной в психологической науке. Адаптация – это сложный и многогранный процесс и результат установления определенных отношений между личностью и социальной средой. В процессе адаптации существует два взаимосвязанных компонента: человек и среда его обитания.

Специфика взаимодействия личности и социальной среды является основополагающим фактором в определении социально-психологической адаптации. Иностранные студенты, обучающиеся в России, сталкиваются с необходимостью адаптироваться к организационной культуре ВУЗов. Данное явление мы называем понятием «культурная адаптация». Культурная адаптация представляет собой процесс вхождения в новую культуру, постепенное освоение ее норм, мотивов, ценностей, образцов поведения и прочих культурных элементов. Контакт и взаимовлияние культур является сегодня актуальной социальной и социально-психологической проблемой.[К. А.Викторович. Социально- психологическая адаптация иностранных студентов к высшей школе России.-19.00.05.-Москва.2008.]

П.3. Классификация и описание проблем, с которыми сталкиваются иностранные студенты в процессе обучения в российском вузе.

В современной социальной педагогике распространена следующая классификация основных групп проблем студентов:

– Проблемы выбора образовательно профессионального маршрута.

– Проблемы овладения знаниями и навыками основной деятельности.

– Проблемы межличностного взаимодействия и взаимодействия с окружающей социальной средой.

– Проблемы безопасности жизнедеятельности.

– Проблемы организации досуга и овладения дополнительными знаниями и навыками. [Поздняков И.А. Проблемы адаптации иностранных студентов в России в контексте педагогического сопровождения[Научная статья]//Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2010.№121]

При построении классификации проблем иностранных студентов необходимо учитывать, что, например, одна из основных проблем российских учащихся, связанная с выбором образовательно-профессионального маршрута, практически перестает быть актуальной для иностранных студентов, так как сам факт приезда в другую страну для изучения иностранного языка является подтверждением сделанного выбора, а большинство иностранных слушателей программ довузовской подготовки приезжают с целью дальнейшего поступления на уже выбранный на родине факультет того или иного российского вуза. Конечно, часть абитуриентов корректирует свой выбор в процессе изучения русского языка и лучшего знакомства со спецификой образовательных программ и специальностей, предлагаемых вузами в России, но, как правило, область интересов не меняется кардинально.

В первое время по прибытии в Россию главными проблемами иностранных студентов становятся постановка на миграционный учет, поселение в общежитии, освоение местной системы общественного транспорта. Эти проблемы являются универсальными для иностранных студентов и в других странах. По сравнению с местными сверстниками иностранные студенты испытывают более серьезные трудности с адаптацией к обучению в вузе, подвержены большим стрессам при внедрении в студенческую жизнь. Некоторые исследователи даже относят студентов-иностранцев к группе риска, склонной к девиантному поведению, в том числе к суицидальному, отмечая, что одной из главных причин такого поведения является сложность адаптации именно к образовательному процессу в вузе. Интересно, что при этом иностранные студенты по сравнению с местными сокурсниками, как правило, имеют более серьезные, хотя и не всегда обоснованные, научные и карьерные устремления, так как выбор вуза за рубежом (всегда «далеко от дома») в большинстве случаев более мотивирован, чем выбор вуза на родине (нередко, «потому что близко от дома»).

Проблемы пребывания иностранных студентов в России, во многом близкие тем социальным и культурным вызовам, с которыми встречаются их российские сокурсники на этапе овладения знаниями и навыками основной деятельности, обладают ярко выраженной этнической, культурной, конфессиональной, социально-бытовой спецификой и имеют многоаспектный характер.

Существует также классификация специфических проблем иностранных студентов в России:

1. Лингвистические проблемы овладения знаниями и навыками основной деятельности:

1.1. Проблема изучения практического русского языка и прохождения тестирования по русскому языку как иностранному — ТРКИ (актуализируется уже на начальном этапе довузовской подготовки, в процессе которой у многих иностранных слушателей формируется стрессовое состояние, связанное с необходимостью успешного прохождения тестирования для достижения главной цели — поступления в вуз на основные образовательные программы).

1.2. Проблема изучения языка специальности.

1.3. Проблема понимания речи преподавателя (актуализируется на занятиях по основным образовательным программам в составе смешанных групп с российскими студентами).

2. Этнокультурные проблемы межличностного взаимодействия и взаимодействия с окружающей социальной средой:

2.1. Проблема межкультурной коммуникации, повседневного общения с русскими и с другими иностранцами.

2.2. Проблема доступа к информации на родном языке.

2.3. Проблема питания и алкоголя (необходимость адаптации к русской кухне, к продуктам питания, доступным в российских магазинах, культурные и физиологические противоречия в традициях употребления спиртного, отсутствие необходимых условий и компонентов для приготовления национальной пищи, особенно применительно к студентам из стран Азии).

3. Проблемы безопасности и обеспечения жизнедеятельности:

3.1. Проблема легализации и подтверждения статуса (регистрационно-визовые мероприятия, связанные с заполнением разнообразных анкет, заявлений и других документов, составленных без учета уровня знания иностранцами русского языка, встречаются также случаи необоснованных проверок документов, наложения штрафов в форме, недопустимой действующим законодательством).

4. Финансовые проблемы и проблемы профессиональной самореализации:

4.1. Универсальные финансовые проблемы, связанные с общим недостатком средств в период студенчества.

4.2. Технические проблемы оплаты обучения и различных услуг в условиях недостаточно развитой в России системы приема платежей по кредитным картам.

4.3. Проблема получения работы, связанной со знанием русского языка (в значительной степени зависит от политической и экономической конъюнктуры, в то время как знание английского языка в сочетании с профессиональными навыками является в известной степени универсальным инструментом получения работы в большинстве стран мира). Классификация хорошая ,но ведь не ты ее создала, поэтому нужна ссылка на источник ,откуда ты все это взяла. наверняка есть какие-то другие классификации и описания. Их тоже можно и нужно представить в этом разделе и дать соответствующие ссылки

Новый раздел??? Опыт ПГУ (международного управления по работе с иностранными студентами)

В процессе исследования мы не раз обращались к проблеме социокультурной адаптации иностранных студентов, обучающихся в ПГУ На первом (предварительном) этапе мы, изучив совокупность современных представлений по данной проблеме, мы пытались выявить общее и особенное в процессе их социокультрной адаптации

Проблема адаптации иностранных студентов к условиям обучения в российском вузе представляет собой одну из важных проблем, которую необходимо решать руководству вуза, психологам и преподавателям. Как чувствует себя студент из другой страны, оказавшийся в новой для него среде? Как помочь ему приспособиться к новым условиям? Как ускорить процесс адаптации?

В начале обучения студенты испытывают много трудностей. Причина этого процесс адаптации иностранного студента к другой культуре и условиям проживания, акклиматизация. Начальный период заканчивается, но многие студенты продолжают жаловаться на усталость, плохое самочувствие, депрессию.

Считается, что это может быть связано:

а) с трудностью русского языка;

б) со сложностью системы обучения;

в) с самими студентами, которые отягощают сложившуюся ситуацию.

Но главная причина состоит в том, что процесс адаптации не заканчивается в первые месяцы обучения, а протекает длительно и тяжело.

От того, как долго по времени и с какими затратами происходит процесс адаптации, зависят текущие и предстоящие успехи иностранных студентов, процесс их профессионального становления. Студенты нуждаются в особой помощи со стороны психологов и педагогов в преодолении трудностей, возникающих у них при обучении в контексте российской педагогической школы. Оказавшись в условиях новой среды, молодые люди испытывают чувство одиночества, чувство беспомощности, чувство тревоги из-за неспособности справиться с ситуацией. Новые условия часто вызывают эмоциональный и физический дискомфорт.

В процессе изучения проблем адаптации иностранных студентов в иной культурной среде, распространено мнение о том, что функционирование тех или иных механизмов адаптации зависит как от страны происхождения, этнической принадлежности, уровня знания русского языка, так и от того, представителями коллективистской или индивидуалистической культуры являются субъекты образовательного процесса.

С первых дней пребывания в российском вузе иностранные студенты находятся в непривычной для них социокультурной среде. Они начинают испытывать трудности, которые существенно отличаются от трудностей российских первокурсников.

В первую очередь, как мы уже отметили, это недостаточное владение русским языком. Как правило, только к концу третьего курса иностранные студенты достигают существенных успехов в овладении языком, обретают достаточный словарный запас и начинают активно использовать свои знания. Языковой барьер отодвигает учебный процесс на второй план. Следствие этого – перегрузка учебными материалами и накопление “снежного кома ” непонятного и неосвоенного объема информации.

Языковые трудности препятствуют процессу “ включения” в новую культуру (усвоение основных норм, ценностей новой окружающей действительности). Следует отметить, что степень дезадаптации иностранных студентов из разных стран и регионов различна. Это объясняется культурной “дистанцией”. Если особенности родной и чужой страны имеют значительные отличия (география, климат, религия, национальная еда, обычаи), адаптация проходит тяжелее.

Значительные трудности представляет проблема приспособления к условиям организации учебного процесса. Многие студенты не готовы к методам и приемам обучения, принятым в том или ином российском вузе. К адаптации студента-иностранца к новой социокультурной среде способствуют две группы факторов: зависящие от студента и зависящие от преподавателя. Со стороны студента важны: достаточный уровень базовой подготовки, уровень знания русского языка, индивидуальная способность к обучению, особенности национального менталитета. Преподаватель, в свою очередь, должен быть компетентен в предмете, владеть языком общения и обладать определенными личными качествами. Одним из важных аспектов адаптации студентов-иностранцев к обучению является понимание новой системы образования. Немаловажным является состав групп подготовительного факультета. В основном каждая группа состоит из 8-10 человек, благодаря чему преподаватель может каждому студенту уделить достаточно внимания. Спорным является вопрос формирования групп по национальному признаку.

Большие трудности вызывает самостоятельная работа. В данном случае большую роль играет сотрудничество с соотечественниками. В чужой стране сплочение коллектива, основанного на общих нравах, традициях, обычаях и воспитании происходит быстрее. Успешное приспособление иностранных студентов к новой социально-культурной жизни происходит и благодаря активному общению с русскими студентами. Дружеские отношения раздвигают границы и расширяют кругозор. Именно дружеское участие и общение приносит наиболее плодотворные результаты в освоении языка и в приспособлении к новым условиям проживания.

Трудности в поиске новых друзей — одна из важных проблем, с которыми встречаются иностранные студенты практически в любой стране мира. Отношение друзей (диаспоры) значимо коррелирует с самооценкой и эмоциональным самочувствием  иностранного студента в чужом социокультурном окружении. Утрата и нехватка привычных социальных связей приводят, в том числе и к снижению результатов успеваемости, и к нервным расстройствам, и к депрессии. В то же время и российские, и зарубежные исследования показывают, что внеучебная работа преподавателей, неформальные беседы один на один не только облегчают процесс адаптации в новом образовательном пространстве, но и способствуют повышению успеваемости среди иностранных студентов.

Основой такого взаимодействия может стать институт преподавателей, кураторов учебных групп, обладающих знаниями культурных, религиозных традиций и стереотипов поведения, принятых в обществах, из которых прибыли их подопечные. Заинтересованность преподавателя в изучении культуры страны происхождения студентов оказывает положительное влияние на процесс адаптации и является важным элементом системы педагогического сопровождения.

На процесс адаптации иностранных студентов влияет и климатический фактор. Поскольку они приехали в Россию из тёплых стран, им необходимо привыкать к зиме и ограниченности жизненного пространства в зимнее время, поскольку в странах Азии и Африки общественная жизнь, встречи с друзьями, родственниками, свободное время препровождение проходят под открытым небом. С точки зрения цивилизационного подхода, многие иностранные студенты являются представителями, так называемых традиционных обществ, для которых характерна социальная иерархия, основанная на сословной или кастовой принадлежности, в результате чего в партнерских отношениях на первый план выступают члены семьи, рода, общины. Российское же общество можно отнести к типу «современных» – оно характеризуется высокой ориентацией на социальную мобильность, личные достижения; развитой системой профессиональной стратификации, основанной на достигнутом статусе.

По нашему мнению, приезжая в новую страну, первым актуальным вопросом для иностранных студентов является приспособление к образовательному пространству. Многие студенты приезжают в Россию с недостаточным знанием русского языка и на основе этого у них проявляются трудности с языком.

Учиться с русскими однокурсниками в одной группе первые годы обучения является немаловажной проблемой для иностранных студентов. Исходя из личного опыта мы можем сказать, что студентам легче учиться, когда они находятся в одной группе, состоящей из иностранцев. Также нелегко удается привыкнуть к холодной погоде России. Зимы в России бывают холоднее, чем в государствах Средней Азии. Но влажность воздуха в зимние дни помогает нам привыкать к такой температуре. Почти всем студентам нравится зима в России.

Новый раздел ??

В международной деятельности ПГУ одним из приоритетных направлений является социализация иностранных студентов. Управлением международного образования ПГУ для развития данного направления разработана специальная программа, в рамках которой иностранные студенты привлекаются во все университетские мероприятия для повышения уровня адаптированности к российской действительности. В качестве примера можно привести Международный студенческий форум “Диалог культур”, творческий проект “Культурный марафон: вокруг света за два семестра”, разработанный отделом социальной адаптации и культурно-массовой работы УМО, мероприятие “Студенческая весна” и т.д. Очень плодотворно функционирует общественное объединение иностранных студентов Ассоциация иностранных студентов Пензенской области, которая реализует социально-значимый проект «Мост дружбы». В рамках этого проекта иностранные студенты знакомятся с российскими студентами, с их друзьями, родственниками, проводят вместе свободное время. (вернуться к этому во второй. Практической части исследования и дать подробное описание и анализ отдельных мероп-тий, как конкретные примеры социализирующей работы с иностранными студентами)

Укзазать, что было проведено конкретное исследование. По мнению иностранных студентов ПГУ в процессе их адаптации в образовательной среде в первые годы их обучения главными проблемами являются:

- расставание с родиной,

- вхождение в новую среду, проблемы связанные со сменой климата,

- недостаточное владение языка,

- сложности в общении с преподавателями, русскими однокурсниками и с местными жителями,

- привыкание к городской инфраструктуре и транспортному движению,

- привыкание к образовательной программе вуза,

- привыкание к бытовым условиям общежития.

Рассмотрев и проанализировав существующие подходы к пониманию и классификации проблем, с которыми сталкиваются иностранные студенты в процессе адаптации в социокультурной среде России, мы выделили наиболее существенные проблемы для нашего исследования, которые необходимо решить для того чтобы иностранные студенты успешно адаптировались к образовательной среде российского вуза. При этом мы учитывали не только результаты проведенных на эту тему исследований, но и наш собственный опыт, а также мнение иностранных студентов обучающихся в ПГУ.

Глава 2. Формирование социально-значимых качеств иностранных студентов в образовательной среде российского вуза.

П.1. Социально-значимые качества как фактор социализации иностранных студентов в образовательной среде российского вуза

Требуется редактирование текста

Для решения тех или иных проблем в рамках процесса социализации иностранных студентов в образовательной среде российского вуза необходимо максимально быстро и эффективно социализировать иностранного студента, то есть помочь ему привыкнуть к новым условиям жизни и деятельности (социальная адаптация, интеграция), и как можно быстрее включить в различные виды развивающей деятельности - учебно-познавательную, общественную, художественно-творческую. В процессе этих видов деятельности происходит самореализация, самоутверждение, развитие и совершенствование личности.

Нам необходимо опираться на определенные качества личности, которые позволяют иностранному студенту успешно социализироваться. Эти качества отчасти уже существуют в структуре личности студента-первокурсника, отчасти их необходимо целенаправленно развивать и формировать.

Формировать и развивать социально-значимых качеств нужно через деятельность, в которой, «распредмечиваются» материальные и духовные объекты культуры и «опредмечивается» личность. Какая деятельность для того или иного иностранного студента является предпочтительной? Это зависит от индивидуальных склонностей, интересов, черт характера, способностей, жизненного опыта, национальной культуры, социального положения, и пр. Но следует иметь в виду что одни и те же социально-значимые качества (например, самостоятельность, независимость мышления, творческие способности и готовность к их реализации, толерантность и пр.) могут формироваться и совершенствоваться в различных видах деятельности.

Успешность социализации иностранного студента зависит от наличия у человека определенных (личностных) качеств, которые формируются и совершенствуются в различных видах деятельности, в зависимости от индивидуальных особенностей конкретного человека. Поэтому на основании выявленных способностей направленности личности, преобладающих черт характера, иностранным студентам необходимо предложить определенные виды деятельности для развития и формирования у них социально значимых качеств.

Изучив ряд исследований так или иначе касающиеся это проблемы, ( дать ссылку на статьи и диссертации, где это хоть как то рассматривается. Лучше всего ссылаться на «Большую пятерку» -пять основных черт личности ) а также опираясь на собственный опыт и наблюдения мы выявили ряд социально значчимых качеств, которые, на наш взгляд, позволят иностранным студентам успешно социализироваться в образовательной среде российского вуза

  • Самостоятельность - способность самому ставить свои цели и самому их достигать, способность решать свои проблемы;
  • Ответственность - способность отвечать за поступки и действия, а также их последствия;
  • Способность и готовность к сотрудничеству – способность и готовность участвовать в совместной деятельности, в результате которой все стороны согласовывая свои действия достигают определенного результата;
  • Социальная ответственность - ответственность перед людьми и данными им обещаниями (обязательствами);
  • Способность и склонность к самоанализу – способность объективно анализировать свои действия и поступки;
  • Коммуникабельность – способность налаживать контакты, способность к конструктивному и взаимообогащающему общению с другими людьми;
  • Эмоциональная устойчивость - неподверженность эмоционального состояния человека деструктивным влияниям внутренних и внешних условий;
  • Социальная активность – способность человека интенсификации своих основных характеристик (целенаправленности, мотивации, осознанности, эмоциональности), а также наличием таких свойств как инициативность и ситуативность;
  • Направленность на самореализацию в деятельности – способность человека реализовать свой существующий потенциал для осуществления своих имеющихся желаний;
  • Толерантность – способность терпеливо относиться к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям.

Наличие у иностранных студентов данных социально значимых качеств, помогут им эффективно пройти процесс социализации в российском вузе и позволят успешно интегрироваться в российское студенчество и общество.

Мы проанализировали поведение и деятельность группы иностранных студентов, которые уже успешно социализировались в воспитательной среде российского вуза с помощью наблюдения и метода экспертных оценок. Данный анализ подтвердил присутствие этих социально-значимых качеств как доминирующих. Причем отсутствие тех или иных качеств из приведенного нами перечня показывает снижение уровня адаптированности иностранного студента либо удлиняет срок прохождения его социализации. Проделанный анализ подразумевает более глубокое изучение решения проблем социализации иностранных студентов через формирование у них социально-значимых качеств.

Сопоставляя социально значимые качества с теми проблемами иностранных студентов которые необходимо решить в процессе их адаптации в образовательной среде в первые годы их обучения целесообразно отметить, что для решения такой проблемы как расставание с родиной помогут формирование таких социально-значимых качеств у них, как самостоятельность, ответственность, коммуникабельность, эмоциональная устойчивость, толерантность.

Вхождение в новую среду, проблемы связанные со сменой климата, помогут формирование таких социально-значимых качеств у иностранных студентов, как эмоциональная устойчивость, социальная активность.

Проблема недостаточного владения русского языка, может быть решена с помощью таких социально-значимых качеств как, коммуникабельность, направленность на самореализацию в деятельности, социальная ответственность.

Сложности в общении с преподавателями, русскими однокурсниками и с местными жителями, могут быть уменьшены с помощью таких качеств как, способность к сотрудничеству, социальная активность, толерантность, коммуникабельность.

Сложности иностранных студентов в привыкании к городской, университетской инфраструктуре и транспортному движению, снизят следующие социально-значимые качества: самостоятельность, социальная активность, коммуникабельность.

Привыкание к образовательной программе вуза может быть успешно осуществлено с помощью сформированных социально-значимых качеств, как ответственность, направленность на самореализацию в деятельности, эмоциональная устойчивость. А такая характерная проблема как привыкание к бытовым условиям общежития иностранным студентам необходимы следующие социально-значимые качества, как коммуникабельность, толерантность, социальная ответственность, склонность к сотрудничеству.

Приведенный выше анализ подтверждает нашу гипотезу о том, что решение адаптационных проблем, с которыми сталкиваются иностранные студенты в образовательной и воспитательной среде российского вуза может быть осуществлено через развитие, формирование или активирование у иностранных студентов социально-значимых качеств, помогающих им успешно социализироваться.

П.2. Анализ эффективности формирования социально-значимых качеств иностранных студентов в образовательной среде российского вуза.

27

PAGE 24

Выявление проблем иностранных студентов в процессе их адаптации в образовательной среде российского вуза