ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЦЕССА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ |
4 |
1 ИНВЕСТИЦИИ, ИХ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ 1.1 Инвестиции, как экономическая категория и их классификация 1.2 Инвестиционная деятельность в Республике Казахстан 1.3 Налоговое стимулирование инвестиционной деятельности |
7 7 17 21 |
2 ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ НАЛОГОВЫХ МЕХАНИЗМОВ НА ИНВЕСТИЦИОННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ 2.1 Инвестиционная привлекательность регионов Казахстана 2.2 Анализ налоговых инструментов стимулирования инвестиций 2.3 Привлечение инвестиций и стимулирование экспорта в Республике Казахстан |
26 26 32 49 |
3 ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЦЕССА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН 3.1 Система государственной поддержки инвестиций в Республике Казахстан 3.2 Виды предоставления инвестиционных преференций |
57 57 66 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ |
74 |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ |
79 |
ПРИЛОЖЕНИЕ А Признаки классификации инвестиций ПРИЛОЖЕНИЕ Б Льготные условия налогообложения |
81 82 |
НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ
1. Закон «Об инвестициях» от 8.01.2003 № 373-II.
2. Закон Республики Казахстан «Об инвестиционном фонде Казахстана» от 06.07.2004 № 575-2
3. Закон Республики Казахстан «О Специальных Экономических Зонах» от 21.07.2011 № 469-IV
4. Закон Республики Казахстан «О концессиях» от 07.07.2006 № 167-III
5. Налоговый Кодекс Республики Казахстан с обновлениями и дополнениями на 16.01.2013 год
6. Закон «О региональном финансовом центре города Алматы» от 05.06.2006 № 145-III
7. Закон Республики Казахстан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» от 06.12.2011 № 402-ФЗ
8. Закон Республики Казахстан «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности» от 7.07.2006 № 173-III - 24с.
9. Закон Республики Казахстан «О недобросовестной конкуренции» от 09.06.1998 № 232-1 - 31с.
10. Закон Республики Казахстан «О железнодорожном транспорте» 20.12.2004. № 13-III с. 3-40
11. Закон Республики Казахстан «О государственных закупках» от 16.05.2002 года №321-2 46 с.
12. Закон Республики Казахстан «О стандартизации» от 16.07.1999 № 433-1 - 22с.
13. Закон Республики Казахстан «О сертификации продукции и услуг» - 18с.
14. Закон Республики Казахстан «О техническом регулировании» от 9.11.2004 № 603- III
15. Закон Республики Казахстан «Об охране атмосферного воздуха» от 11.03.2002.
ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Инвестиции все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемых в объекты предпринимательской деятельности в целях получения дохода.
Инвестирование деятельность, связанная с осуществлением вложений иностранных инвестиций в объекты предпринимательской деятельности в целях получения прибыли (дохода).
Отраслевая структура распределение инвестиций и их соотношение по отраслям промышленности и экономики в целом.
Инвестиционная политика это комплекс целенаправленных мероприятий, проводимых государством по созданию благоприятных условий для всех объектов хозяйствования с целью оживления инвестиционной деятельности
Налоговые льготы это один из способов для государства стимулировать те направления деятельности и сферы экономики, которые необходимы государству в меру их социальной значимости или из-за невозможности государственного финансирования.
Инвестиционные налоговые преференции это освобождение от уплаты корпоративного подоходного налога либо предоставление права дополнительных вычетов из совокупного годового дохода налогоплательщиков - юридических лиц, осуществляющих реализацию инвестиционного проекта с целью создания новых, расширения и обновления действующих производств, освобождение таких налогоплательщиков от уплаты налога на имущество по вновь введенным в эксплуатацию фиксированным активам в рамках инвестиционного проекта с целью создания новых, расширения и обновления действующих производств, а также освобождение от уплаты земельного налога по земельным участкам, используемым для реализации инвестиционного проекта.
Инвестиционный климат это «совокупность сложившихся в какой-либо стране политических, социально-культурных, финансово-экономических и правовых условий, определяющих качество предпринимательской инфраструктуры, эффективность инвестирования и степень возможных рисков при вложении капитала».
ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ
ВПК |
- военно-промышленный комплекс |
ВВП |
- валовой внутренний продукт |
ВНП |
- валовой национальный продукт |
СМР |
- строительно-монтажные работы |
НТП |
- научно-технический прогресс |
НДС |
- налог на добавленную стоимость |
КПН |
- корпоративный подоходный налог |
Нп |
- норма прибыли |
Ср |
- реальная ставка банковского процента |
Сп |
- номинальная ставка банковского процента |
Уи |
- уровень инфляции |
РФЦА |
- Регионального Финансового Центра в городе Алматы |
СЭЗ |
- социально-экономические зоны |
ГПФИИР |
- Государственная программа по форсированному индустриально инновационному развитию Республики Казахстан на 2010-2014 годы |
НИОКР |
- Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы |
ПИИ |
- прямые иностранные инвестиции |
ЕБРР |
- Европейский банк реконструкции и развития |
АБР |
- Азиатский банк развития |
ФРМП |
- Фонд развития малого предпринимательства |
НДПИ |
- налог на добычу полезных ископаемых |
АПК |
- агропромышленный комплекс |
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы работы определяется необходимостью изучения оценки влияния налоговых механизмов как одного из основных экономических инструментов на инвестиционную деятельность предприятий в промышленном секторе национального хозяйства. Имея огромные запасы природных ресурсов, обладая высококвалифицированными трудовыми ресурсами, Республика Казахстан имеет объективную возможность стать крупнейшим производителем промышленной продукции (работ, услуг). В результате осуществленных конкретных мероприятий по модернизации промышленного сектора экономики и развития в течение длительного периода времени преимущественно организаций ВПК (военно-промышленного комплекса) во многих отраслях индустрии Казахстана потеряна конкурентоспособность не только на мировом рынке, но и на внутреннем экономическом пространстве.
Сегодня Казахстан располагает развитыми, обеспечивающими высокие темпы экономического роста топливно-энергетическим, металлургическим и химическим комплексами. Перед нами встает важнейшая задача обеспечения сбалансированности экономики, опережающего развития перерабатывающей промышленности, высокотехнологических и наукоемких производств, производственной инфраструктуры и агропромышленного сектора. В текущем десятилетии в социально экономической сфере Президент и Правительство поставили целью удвоение валового внутреннего продукта. В связи с этим в сфере экономики ставится главная задача - достижение максимальных темпов экономического роста за счет расширения применения интенсивных факторов и экономических механизмов регулирования производства.
Для обеспечения потребностей сегодняшнего дня и будущих поколений в Казахстане за счет формирования резервных ресурсов создан Национальный фонд, аккумулирующий внешние поступления в бюджет от деятельности иностранных и совместных предприятий промышленной сферы и нацеленной на стабилизацию доходов государственного бюджета. Это существенно повышает прочность финансовой системы государства и реализует излишнюю денежную массу, предотвращает неконтролируемую инфляцию.
В современной теории и практике проблемы экономической оценки влияния налогов на инвестиционную деятельность предприятия исследованы в трудах Смита А., Рикардо Д., Маршалла А., Воробьева Ю.Ф., Горского И.В., Караваевой И.В., Князева В.Г., Лыковой Л.Н., Павловой Л.П., Панскова В.Г., Поляка Г.Б., Прусака М.М., Пушкаревой В.М., Родионовой В.М., Сычева Н.Г., Тимофеевой О.Ф., Черника Д.Г., Шаталова С.Д. и др. Казахстанские ученые Егорова О. И., Идрисова Э.К., Мельников В.Д., Нурумов А., Оспанов М.Т., Сейдахметова И.С., Умбеталиев А.Д., Худяков А.И. и др. внесли вклад в решение данной проблемы.
Однако они касаются влияния налогов раздельно на собственные и привлеченные источники инвестиций или же рассматривают воздействие отдельных видов налогов на инвестиционную активность. Отсутствие работ, комплексно освещающих данный вопрос, вызывает необходимость более углубленного изучения проблемы экономического влияния налоговых механизмов на инвестиционную деятельность предприятия в промышленном секторе экономики.
Инвестиции играют важнейшую роль как на макро-, так и на микроуровне. По сути, они определяют будущее страны в целом, отдельного субъекта хозяйствования и являются локомотивом в развитии экономики. А привлечение иностранных инвестиций в экономику республики и их освоение способствуют повышению производительного потенциала ее экономики, служат важным инструментом передачи технических и управленческих навыков из-за границы.
Предпринимательская, инвестиционная деятельность и состояние экономики в целом в значительной степени зависят от государственной политики. Своими действиями государство может существенно затормозить или ускорить эти процессы.
Рыночная экономика, несмотря на ее многие положительные черты, не способны автоматически регулировать предпринимательскую и инвестиционную деятельность, а также все экономические и социальные процессы в интересах всего общества и каждого гражданина. Она не обеспечивает социально справедливое распределение дохода, не гарантирует право на труд, не нацеливает на охрану окружающей среды и не поддерживает не защищенные слои общества.
Частный бизнес не заинтересован вкладывать капитал в такие отрасли и такие проекты, которые не приносят достаточно высокой прибыли, но для общества и государства они просто жизненно необходимы (угольная промышленность, железнодорожный транспорт, дороги, сельское хозяйство и другие). Рыночная экономика не решает и многие другие актуальные проблемы. И обо всем этом должно позаботиться государство.
Прерогативой государства является и обеспечение надлежащего правопорядка в стране и ее национальной безопасности, что в свою очередь, является основой для развития инвестиционной деятельности.
Таким образом, экономика любой страны не может нормально развиваться, а инвестиции не будут вкладываться, если государство не обеспечило соответствующие условия для этого.
Государство для выполнения своих функций регулирования экономики использует как экономические (косвенные), так и административные (прямые) методы воздействия на инвестиционную деятельность и экономику страны путем издания и корректировки соответствующих законодательных актов и постановлений, а также путем проведения определенной экономической, в том числе и инвестиционной политики.
Инвестиционная деятельность в значительной мере зависит от полноты и степени совершенства нормативно законодательной базы.
В последнее время инвестиционный климат в Республике Казахстан изменился в лучшую сторону. Этому способствовали усилия руководства страны по совершенствованию деловой среды, реформы в экономике, обновление законодательства.
Целью данной работы является изучение и оценка влияния налоговых механизмов на инвестиционную деятельность и тенденций и перспектив формирования инвестиционного процесса в Республике Казахстан.
Для реализации поставленной цели в работе определены следующие задачи:
- рассмотреть инвестиции, как экономическую категорию;
- изучить инвестиционную деятельность в Казахстане;
- исследовать налоговое стимулирование инвестиционной деятельности;
- дать оценку влияния налоговых механизмов на инвестиционную деятельность предприятия;
- исследовать дальнейшее формирование инвестиционного процесса в Республике Казахстан.
Теоретической основой исследования послужили существующие в экономической науке исследования в области экономической оценки влияния налоговых механизмов на инвестиционную деятельность в промышленном секторе экономике, анализ форм и методов налогового воздействия на инвестиционный процесс: Каратаев Б.М., Караваева В.Г., Комалев С.Л., Лобков А., Бабаев М.Р., Худяков А.И. и других. Определенный научный, а также практический интерес представляют работы казахстанских ученых-экономистов - Кошанова А.К., Ильясова К.К., Мамырова Н.К., Мельникова В.Д., Идрисовой Э.К, Карагусовой Г.К., Кучуковой Н.К., Туржанов С.А., Сейдахметова Ф.С. и других.
Методологической основой работы являются действующие нормативные правовые акты в сфере налогообложения, а именно Бюджетный кодекс РК, Налоговый кодекс РК, Законы РК «О республиканском бюджете на 2006 2008 годы, Среднесрочная фискальная политика Правительства Республики Казахстан на 2006-2008 годы, и иные правовые акты в сфере налоговых отношений.
Информационной базой выполнения работы послужили положения Конституции РК, Кодексы, Законы, Указы Президента РК, Постановления Правительства, нормативные акты РК.
Для проведения исследования были также изучены труды казахстанских и зарубежных экономистов по вопросам реализации регулирующей и стимулирующей функций налогов в воздействии их на инвестиционный процесс.
В работе использовались следующие методы экономических исследований: причинно-следственный, сравнения, аналогий, группировки, статистического анализа, экспертных оценок, эконометрии и экономического моделирования, причинно-следственных связей, абстрактно-логических построений, графический, анализа динамики и оценки структуры изучаемых процессов.
Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованных источников, состоящего из 92 наименований. Основной объем включает 87 страниц компьютерного текста и иллюстрирован 13 таблицами и 4 рисунками.
По содержанию работы во введении обоснованы актуальность темы, ее цель и задачи.
В первой главе раскрыта экономическая сущность инвестиций.
Во второй главе анализируется оценка влияния налоговых механизмов на инвестиционную деятельность предприятий.
В третьей главе представлены тенденции и перспективы формирования инвестиционного процесса в республике Казахстан.
В заключении представлены результаты проведенного исследования, основные итоги которого состоят в следующем:
- инвестиционная деятельность предприятия находится в прямой зависимости от экономической, в том числе и инвестиционной политики;
- целевое размещение ресурсов позволит снизить риски и усилить конкурентные преимущества приоритетных отраслей промышленности (алюминиевая, топливно-энергетическая, нефтехимическая и химическая);
- наибольшая тяжесть ложится на промышленный сектор, а среди отраслей промышленности - на отрасли с высокой добавленной стоимостью. Так как тяжесть налогового бремени напрямую влияет на объем собственных источников инвестиций, необходимо принять меры по совершенствованию налогового законодательства для реального сектора экономики;
- назрела необходимость внесения изменений в налоговый механизм, направленный на привлечение внешних инвестиций. Основное внимание должно быть направлено на стимулирование процесса накопления капитала и его концентрацию в различных финансовых институтах.
1 ИНВЕСТИЦИИ, ИХ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ
1.1 Инвестиции, как экономическая категория и их классификация
Инвестиции относительно новый для нашей экономики термин. В рамках централизованной плановой системы использовалось только одно понятие “капитальные вложения”, под которым понимались все затраты на воспроизводство основных фондов, включая затраты на их ремонт.
В Законе РК дается следующее определение инвестициям: “Инвестиции все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемых в объекты предпринимательской деятельности в целях получения дохода, в том числе:
движимое и недвижимое имущество и имущественные права, право удержания и другие, кроме товаров, импортируемых и предназначенных для реализации без переработки;
акции и иные формы участия в коммерческих организациях;
облигации и другие долговые обязательства;
требования денежных сумм, товаров, услуг и любого иного исполнения по договорам, связанным с инвестициями;
право на результаты интеллектуальной деятельности, включая авторские права, патенты, товарные знаки, промышленные образцы, технологические процессы, ноу-хау,
нормативно техническую, архитектурную, конструкторскую и технологическую проектную документацию;
любое право на осуществление деятельности, основанное на лицензии или в иной форме, предоставленное государственным органом” [1].
Инвестирование деятельность, связанная с осуществлением вложений иностранных инвестиций в объекты предпринимательской деятельности в целях получения прибыли (дохода).
Под инвестициями в широком смысле понимаются денежные средства, имущественные и интеллектуальные ценности государства, юридические и физические лица, направляемые на создание новых предприятий, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих, приобретение недвижимости, акций, облигаций и других ценных бумаг и активов с целью получения прибыли и (или) иного положительного эффекта [2].
Инвестиции это более широкое понятие, чем капитальные вложения.
Инвестиции принято делить на портфельные и реальные.
Портфельные (финансовые) инвестиции вложения в акции, облигации, другие ценные бумаги, активы других предприятий.
Реальные инвестиции вложения в создание новых, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий. В этом случае предприятие инвестор, вкладывая средства, увеличивает свой производственный капитал основные производственные фонды и необходимые для их функционирования оборотные средства [2, с.114].
При осуществлении портфельных инвестиций инвестор увеличивает свой финансовый капитал, получая дивиденды доход на ценные бумаги.
Правительством Республики Казахстан (РК) принят закон о государственной поддержке прямых инвестиций, который основывается на Конституции РК и состоит из норм и нормативно правовых актов.
Государственная поддержка прямых инвестиций заключается:
-в законодательных гарантиях обеспечения инвестиционной деятельности;
-в установление систем и льгот и преференций;
-в наличии единственного государственного органа, уполномоченного представлять РК перед инвесторами;
-в предоставлении гарантий покрытия политических и регулятивных рисков в соответствии с договорами, заключенными Правительством РК с международными организациями и соответствующими нормативными правовыми актами РК.
Целью государственной поддержки прямых инвестиций является создание благоприятного инвестиционного климата для обеспечения ускоренного развития производства товаров, работ и оказания услуг в приоритетных секторах экономики, перечень которых утверждается Президентом РК.
В процессе достижения цели РК решает следующие задачи:
- Внедрение новых технологий, передовой техники и ноу-хау.
- Насыщение внутреннего рынка высококачественными товарами и услугами.
- Государственная поддержка и стимулирование отечественных товаропроизводителей.
- Развитие экспортоориентированных и импортозамещающих производств.
- Рациональное и комплексное использование сырьевой базы РК.
- Внедрение современных методов менеджмента и маркетинга.
- Создание новых рабочих мест.
- Внедрение системы непрерывного обучения местных кадров, повышение уровня их квалификации.
- Обеспечение интенсификации производства.
- Улучшение окружающей природной среды [3].
Государственное регулирование инвестиционной деятельности с производственных позиций осуществляется в форме капитальных вложений и ведется органами государственной власти РК, это конкретно затраты на строительно-монтажные работы при возведении зданий и сооружений; приобретение, монтажи наладку машин и оборудования; проектно изыскательские работы; содержание дирекции строящегося предприятия; подготовку и переподготовку кадров; затраты по отводу земельных участков и переселению в связи со строительством и другие.
В статистическом учете и экономическом анализе реальные инвестиции называют еще и капиталообразующими. Капиталообразующие инвестиции включают следующие элементы:
- инвестиции в основной капитал;
- затраты на капитальный ремонт;
- инвестиции на приобретение земельных участков и объектов природопользования;
- инвестиции в нематериальные активы (патенты, лицензии, программные продукты научно исследовательские и опытно конструкторские разработки и т. д.);
- инвестиции в пополнение запасов материальных оборотных средств [4].
Основное место в структуре капиталообразующих инвестиции занимают инвестиции в основной капитал, в объем которых включаются затраты на новое строительство, реконструкцию, расширение и техническое перевооружение действующих промышленных, сельскохозяйственных, транспортных, торговых и других предприятий, затраты на жилищное и культурно бытовое строительство.
Инвестиции как экономическая категория выполняют ряд важнейших функций, без которых немыслимо нормальное развитие экономики любого государства. Инвестиции на макроуровне являются основой:
- для осуществления политики расширенного воспроизводства;
- для ускорения НТП, улучшения качества и обеспечения конкурентоспособности отечественной продукции;
- для структурной перестройки общественного производства и сбалансированного развития всех отраслей народного хозяйства;
- для создания необходимой сырьевой базы промышленности;
- для гражданского строительства, развития здравоохранения, культуры, высшей и средней школы, а также для решения других социальных проблем;
- для смягчения или решения проблемы безработицы;
- для охраны природной среды;
- для конверсии военнопромышленного комплекса;
- для обеспечения обороноспособности государства и решения многих других проблем [4, с.96].
Для экономики РК, которая уже длительное время находится в состоянии экономического кризиса, инвестиции необходимы, прежде всего, для ее стабилизации, оживления и подъема. Инвестиции в производство, в новые технологии помогают выжить в жесткой конкурентной борьбе (как на внутреннем, так и на внешнем рынке), дают возможность более гибкого регулирования цен на свою продукцию и т. д.
В макроэкономическом масштабе сегодняшнее благосостояние является в значительной мере результатом вчерашних инвестиций, в свою очередь, закладывают основу завтрашнего роста производительности труда и более высокого благосостояния. Мы постоянно находимся «на распутье» между потреблением сегодняшним и завтрашним. Чем большую часть произведенного сегодня мы сбережем и инвестируем, тем больше будет у нас возможности потреблять завтра. Напротив, чем больше сегодняшних ресурсов мы используем на потребление, тем меньше у нас будет шансов на более высокий уровень потребности завтра.
Инвестиции играют исключительно важную роль и на микроуровне. На этом уровне они необходимы, прежде всего, для достижения следующих целей:
-расширения и развития производства;
-недопущения чрезмерного морального и физического износа основных фондов;
-повышения технического уровня производства;
-повышения качества и обеспечения конкурентоспособности продукции конкретного предприятия;
-осуществления природоохранных мероприятий;
-приобретения ценных бумаг и вложения средств в активы других предприятий [4, с.101].
В конечном итоге они необходимы для обеспечения нормального функционирования предприятия в будущем, стабильного финансового состояния и максимизации прибыли.
Таким образом, инвестиции являются важнейшей экономической категорией и играют значимую роль как на макро-, так и на микроуровне, в первую очередь для простого и расширенного воспроизводства, структурных преобразований, максимизации прибыли и на этой основе решения многих социальных проблем.
Но из-за общей экономической нестабильности, высоких темпов инфляции, больших процентных ставок по кредитам, превышающих уровень доходности предприятий, за последние годы объемы капитальных вложений и капитального строительства резко сократились, что не способствовало, а, наоборот, усугубило экономическое положение республики.
Состояние инвестиционной деятельности в республике характеризует динамика следующих показателей:
- общего объема инвестиций;
- доли инвестиций в валовом внутреннем продукте (ВВП);
- доли реальных инвестиций в общем объеме инвестиций;
- общей величины реальных инвестиций;
- доли реальных инвестиций, направляемых в основной капитал и др. [4, с.105]
Косвенно, но достаточно объективно состояние инвестиционной деятельности характеризуют темпы роста основных макроэкономических показателей:
1) национального дохода;
2) ВВП и ВНП;
3) объема промышленного производства;
4) выпуска отдельных важнейших видов промышленной продукции;
5) объема сельскохозяйственного производства;
6) производительности общественного труда;
7) и других [4, с.124].
Объективность этих показателей в оценке инвестиционной деятельности связано с тем, что их рост не мыслим без вложения инвестиций. Эти же показатели в определенной мере характеризуют и эффективность использования инвестиций. Если темпы роста этих показателей опережают темпы роста инвестиций, то это явный признак повышения эффективности использования инвестиций и наоборот.
Уровень инвестиций оказывает существенное воздействие на объем национального дохода общества; то его динамики зависит множество макропропорций в национальной экономике.
Источником инвестиций являются также и сбережения. Но проблема заключается в том, что сбережения осуществляются одними хозяйствующими субъектами, а инвестиции могут осуществлять совсем другие группы лиц, или хозяйствующих субъектов. Сбережения широких слоев населения являются источником инвестиций (например, сбережения рабочего, учителя, врача, полицейского и др.). Но эти лица не осуществляют капиталообразования, или инвестирования, связанного с реальным приростом капитальных благ общества. Разумеется, источником инвестиций являются и накопления функционирующих в обществе промышленных, сельскохозяйственных и других предприятий. Здесь «сберегатель» и «инвестор» совпадают. Однако роль сбережений лиц наемного труда, не являющихся одновременно и предпринимателями, весьма значительна, и несовпадение процессов сбережения и инвестирования вследствие указанных различий может приводить экономику в состояние, отклоняющееся от равновесия.
Процесс инвестирования зависит от таких важных факторов, как ожидаемой нормы прибыли, или рентабельности предполагаемых капиталовложений. Если эта рентабельность, по мнению инвестора, слишком низка, то вложения не будут осуществлены.
Кроме того, инвестор при выработке решений всегда учитывает альтернативные возможности капиталовложений и решающим здесь будет уровень процентной ставки. Инвестор может вложить деньги в строительство нового завода или фабрики (любого предприятия), а может и разместить свои денежные ресурсы в банке. Если норма процента оказывается выше ожидаемой нормы прибыли, то инвестиции не будут осуществлены, и, наоборот, если норма процента ниже ожидаемой нормы прибыли, предприниматели будут осуществлять проекты капиталовложений.
Инфляция самым существенным образом влияет на инвестиционную деятельность, которая в свою очередь, зависит от состояния экономики при стабилизации и подъеме экономики она снижается. При этом следует иметь в виду, что с процессом инфляции тесно связана ставка банковского кредита.
Известно, что кривая спроса на инвестиции зависит от ставки банковского процента (Сп) и ожидаемой нормы чистой прибыли (Нп) от вложенных инвестиций (рис.1).
Сн
Нп
www.UNSTAD@ob.re
www.stst.kz
0
500000
1000000
1500000
2000000
2500000
2007 г.
млн.тенге
2009 г.
млн.тенге
2011 г.
млн.тенге
Инвестиции в основной капитал всего
в том числе в промышленность всего по отраслям
0
0,5
1
1,5
2
2,5
3
3,5
4
4,5
008г.
2009г.
2010г.
2011г.
2012г.
Динамика роста инвестиций к 2007 г. раз
Динамика роста поступлений налога к 2007 г. раз
ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЦЕССА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН