Информационные технологии как фактор повышения мыслительной деятельности учащихся на уроках познание мира

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Для развития и процветания нашего страны нужно создание интеллектуального потенциала цивилизации, так как Казахстану, вступающему в мировое образовательное общество, предстоит начинать конкурентоспособным государством.

В Послании Президента Н. А. Назарбаева «Стратегия развития Казахстана - 2030» подчеркивается надобность «сконцентрировать родное интерес на молодёжи и подрастающем поколении». Следственно, система образования Республики Казахстан обязана существовать нацелена, до этого только, на снабжение высочайшего свойства обучения и обучения молодёжи, подготовке их к труду в новейших рыночных критериях конкуренции. Заключение данных задач определяют отменно новейший шаг в реформировании школы, ключевыми принципами которого являются: демократизация, гуманизация, гуманитаризация, индивидуализация и дифференциация обучения и обучения учащихся.

Надобность повышения свойства всеобщего образования обуславливает рост информационных технологий. Появляется новейший тип обучения, другой традиционному - это обучение с использованием информационных технологий.

Обучение с применением информационных технологий - это процесс, обеспечивающий развитие личности учителя и ученика посредством демократизации обучения и включение их в совместную творческую, продуктивную деятельность на протяжении всего периода обучения.

Новая модель образования позволяет осуществить переход школы от единообразия к вариативности в организации образования. А применение информационных технологий позволяет учителю не просто передавать учебную информацию, а проектировать учебный процесс, обеспечивая достижение учащимися ожидаемых результатов.

Сложившаяся традиционная система организации учебно-воспитательного процесса, при всем разнообразии её форм, подчинена задаче усвоения учащимися определенной суммы знаний, умений и навыков. Развитие выступает как запрограммированный компонент.

Цель современного образования - достижимое развитие тех способностей личности, которые нужны ей и обществу для вовлечения её в социально активную жизнь. Для обеспечения эффективного самообразования и самовыражения современная педагогическая теория признает целесообразность разработки и внедрения педагогической технологии обучения в практику.

Педагогическая технология - это упорядоченная система процедур, неукоснительное выполнение которых приведет к достижению определенного планируемого результата.

Современные педагогические технологии существуют в конкурентных условиях и должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определённого стандарта образования.

Специфика педагогической технологии состоит и в том, что в ней конструируется и осуществляется такой учебный процесс, который должен гарантировать достижение поставленных целей. Ещё в 30-х годах Л.С. Выготским была высказана идея об ориентировании учебно-воспитательного процесса на развитие учащихся, при котором знания, умения и навыки должны выступать как средство развития ученика. И был заложен фундамент концепции развивающего обучения, в которой ученик рассматривается не как объект обучающих воздействий учителя, а как субъект собственного развития и саморазвития.

Концепция развивающего обучения легла в основу создания многих технологий, в том числе и информационных технологий. Проблема использования информационных технологий на уроках познание мира в начальных классах оптимальное сочетание групповых и индивидуальных форм обучения нашла отражение в работах Ю.К. Бабанского. Он подчеркивал, что главное не в сложности материала и его изменении для сильных, слабых и средних, а в степени помощи ученику. Однако далеко не все может быть правильно понято детьми при самостоятельном общении с окружающим миром, далеко не всегда при этом формируется правильное отношение к растениям и животным. Поэтому важнейшая задача педагога сформировать у ребенка реалистические представления- знания об окружающим его мире.

Всесторонние развитие и воспитания детей осуществляется разными средствами . Одно из них – ознакомление с окружающим миром . В новой программе Государственного стандарта дошкольного образования «ЗЕРЕК БАЛА» раскрыто содержание работы педагога по ознакомлению детей с окружающим миром определены основные направления в формировании

  • Знаний
  • Умений
  • Навыков

В современной педагогике решение данной проблемы раскрывают в своих работах В.М. Монахов, Ж. Караваев, М.Ж. Жадрина, Ж. Кобдикова.

В соответствии с вышеизложенным, цель нашего исследования – изучить классификацию современных педагогических технологий и формирование позновательного интереса к объектам окружающей действительности.

Задачи исследования:

1. Изучить психолого–методическую и научно–методическую литературу о роли информационных технологий в учебном процессе.

2. Раскрыть роль и значение информационных технологий в повышении результативности в обучении школьников.

3. Экспериментальная проверка роли информационных технологий как фактора повышения качества знаний школьников на уроках познание мира.

Объектом исследования является активизация мыслительной деятельности учащихся начальных классов на уроках познание мира с использованием информационных технологий.

Предмет исследования – информационные технологии как фактор повышения мыслительной деятельности учащихся на уроках познание мира.

Гипотеза – если на уроках познание мира правильно организовать процесс учебной деятельности учащихся, с использованием информационных технологий, то это позволяет учителю оценивать получаемые ими знания, умения и навыки, вовремя оказать необходимую помощь и добиваться поставленных целей обучения.

Время неумолимо идет вперед и требует, прежде всего, обновления содержания и методов преподавания, применения новых технологий обучения.

Методологической основой нашего исследования является личностно-деятельностная концепция воспитания и обучения учащихся, системно–структурный подход.

Осуществляя исследование мы опирались на следующие методы научно – педагогического исследования:

1. Анализ психолого – педагогической и методической литературы.

2. Наблюдение.

3. Анкетирование

4. Изучение продуктов деятельности учащихся.

Научная новизна: определены и экспериментально апробированы педагогические условия, способствующие эффективному использованию информационных технологий на уроках «Познание мира»

Практическая значимость: разработаны методические рекомендации по использованию информационных технологий на уроках «Познание мира»

Этапы исследования:

1 этап - сентябрь 2012 года.

Выбор темы квалификационной работы и направления исследования. Подбор и анализ психолого-педагогической литературы по изучаемой теме. Подбор диагностических методик и проведение констатирующего эксперимента.

2 этап - сентябрь 2012 год – декабрь 2012 года.

Планирование формирующего эксперимента. Разработка программы, проведение формирующего эксперимента. Написание теоретической главы дипломной работы.

3 этап - январь 2013 – апрель 2013 год.

Анализ результатов, формулировка выводов, разработка практических рекомендаций.

База исследования: Борвиновская средняя школа, Костанайский район

Структура работы: дипломная работа состоит из введения, двух разделов, заключения, списка использованных источников, приложений

1ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ПОЗНАНИЕ МИРА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

1.1 Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме использования информационных технологий на уроках в начальной школе

История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия ее с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. А для этого надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать экологическое воспитание надо с младшего школьного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения. Термин "экология" (от греч. oikos - дом, жилище и logos - наука) введён в 1866 Э. Геккелем, считавшим предметом исследования экологии связь живых существ со средой. Первоначально экология оставалась в сфере биол. науки развивала идеи Ч. Дарвина о многообразных взаимосвязях растений и животных со средой. [1]

Под технологией обычно разумеют твердо установленный порядок действий, соответствующий некоторой жестко определенной последовательности алгоритмов и приводящий к достижению запланированного результата. В технике используется немало проверенных технологий, действительно обеспечивающих точное воплощение предварительного замысла. Их удобства и выгоды очевидны: простота, ясность, механичность и даже автоматизм действий. Но это в производстве материальных продуктов. Что представляют из себя технологии педагогические и чем они отличаются от методики?

Учителя и воспитатели, уставшие от трудностей школьной работы, сложности детских личностей и их формирования, ищут в предлагаемых педагогических технологиях простые, понятные, легкие и эффективные способы обучения и воспитания детей. Принимаясь за решение конкретной педагогической задачи, они хотели бы опереться на проверенные и ясные рецепты действий. Но полное и точное применение в школе разработанных учеными-педагогами технологий - трудная, а то и невыполнимая задача. Причина обычно состоит не в том, что учитель-практик плохо разобрался в определенной технологии и недостаточно точно выполняет ее предписания. Причина куда более серьезная: подходят ли объекты педагогической деятельности для системного применения технологий? Интересна точка зрения И.З. Гликмана [2]. Автор статьи полагает, что, как правило, не подходят и убедительно это поясняет. Мы полагаем, что он приводит убедительные доводы. Утверждая, что педагоги имеют дело со сложнейшими, постоянно изменяющимися, имеющими бесчисленное количество связей и влияний объектами — личностями детей и детскими группами. Уникальность и непредсказуемость этих объектов не позволяет действовать по отношению к ним согласно любой, даже «самой прогрессивной» технологии. Попробуйте воспитать своего ребенка по некоторой «технологии», и посмотрим, что у вас получится! Учебно-воспитательный процесс настолько сложен, зависит от такой массы изменяющихся факторов и обстоятельств, что не поддается точному технологическому расчету и имеет всегда вероятностное, лишь примерно предсказуемое течение и результат. А поэтому можно сделать вывод: технология обучения и воспитания личности принципиально невозможна. Но отсюда вовсе не следует, что педагоги не в силах успешно осуществлять учебно-воспитательный процесс или что результаты обучения и воспитания вообще непредсказуемы. Обучение и воспитание совершаются в процессе деятельности школьников, которая включает крупные «дела» («мероприятия», «формы деятельности»), организуемые педагогами; повседневное общение с окружающими людьми; самостоятельную работу и самодеятельность; незапланированное педагогами влияние на школьников различных окружающих обстоятельств; складывание у школьников тех или иных отношений, влияющих на их поведение и развитие личности. Из всего этого следует, что технологической обработке поддаются только формы учебно-воспитательной деятельности. Видимо, только они и могут быть объектами применения различных технологий. Конечно, каждая конкретная технология проведения той или иной формы работы с детьми включает свои средства, методы и приемы действий учителя и с этой точки зрения представляет собой некоторую целостность. Но не будем забывать, что она охватывает лишь небольшой фрагмент учебно-воспитательного процесса. Педагогическая литература заполнена описанием различных дидактических игр, коллективных дел, способов подачи учебной информации и закрепления ее в сознании школьников, упражнений для выработки умений и навыков, многие из которых являются по существу педагогическими технологиями. Полагаем, что полезно продолжать разработку различных педагогических технологий. Более того, для широкого использования целесообразно их упорядочивать и классифицировать.

Однако точное соблюдение конкретных технологий в учебно-воспитательном процессе не гарантирует получения положительного результата в обучении и воспитании. Видели ли вы школы, где точно и стабильно применяется набор технологий, предложенный, например, В.Ф. Шаталовым? Или — А.С. Макаренко? Или другими известными и талантливыми педагогами? Действия педагога-практика зависят от стечения множества обстоятельств, которые непрерывно меняются, заставляя учителя отказываться от запланированных действий или технологий, дополнять, изменять и даже заменять их другими.

Конкретные деяния учителя определяются не твердым технологическим комплектом операций, а соотношением решаемых им задач и наличной совокупы событий. Однако так как никто не может буквально предугадывать, как сложатся происшествия, осматриваемое соответствие как оказалось еще неповторимым. Конкретно сложившееся соответствие принуждает учителя избирать в любой момент ценности, логику и распорядок действий, педагогические средства, приемы, способы, методы, формы, популярные технологии для удачного проведения учебно-воспитательного процесса. Но все это является составными долями не педагогической технологии, а способа. Термин «методика» владеет двоякое истолкование. Это, во-1-х, дисциплина о способах преподавания, а во-2-х, совокупа способов обучения чему-либо, практичного исполнения чего-либо. Остановимся на способах преподавания отдельных предметов. В данный момент предметные способа переживают установленный кризис. В базе его, сообразно понятию А. Кушнира [2, с. 55], лежит обычная ориентация создателей данных способов на логику наук, соответственных школьным предметам. Этак, способ преподавания физики разбирается на физиологическую науку, способ преподавания биологии — на биологию, а способ преподавания российского языка — на филологию. То же, кстати, разрешено заявить и о способу обучения, которую исторически устремлялись доказать положениями философии, религии либо этики. И тогда средства и способы обучения выводили из философских размышлений, религиозных догм либо строили на базе нравственной проповеди и на идее длинна. На самом деле, как верно считает А. Кушнир, школьные способа обязаны опознаться на естественные индивидуальности людей. Требуя на принципе природосообразности в педагогике, он строчит: «. . . Конструирование методических конструкций на базе четкого познания психофизиологической природы человека — вот обычное состояние дел» [3]. Ошибочно обоснованная(не учитывающая индивидуальности психики человека)способ может даже смотреться полностью «научно». Однако как лишь преподаватель начнет использовать её в школе, он столкнется с неминуемым противодействием деток. Чтоб справиться его, ему будет необходимо приходить к психологическому давлению на воспитанников и даже к элементам давления. Мы вполне согласны с соображением А. Кушнира, что «наука, которая в собственных продуктах — концепциях, програмках, учебниках и способах беспрепятственно, неприкрыто пренебрегает врождённый настрой малыша, сообразно сути, конституирует принуждение в качестве главенствующего педагогического средства» [2]. Преподавание — один из видов деловитости школьника. Потому, организуя этот процесс, преподаватель не может пренебрегать индивидуальности и закономерности его деловитости. Человек затевает делать лишь тогда, когда у него возникает хотение делать. Желает ли ученик обучаться, жаждет ли он учить конкретно то, что дает ему преподаватель, как активизировать и увеличивать его рвения к познанию, от что зависит его трудоспособность и как её закрепить — всю его учебную активность нужно разглядеть психологически и конкретно на этом основании выстраивать методическую конструкцию преподавания предмета. Потому целенаправлено произносить о деятельностной логике способов обучения(и обучения). И тут А. Кушнир прав. Однако в различие от вышеназванного создателя мы считаем, что способ преподавания конкретного предмета не может пренебрегать и логику соответственной ему науки либо художества. Способ преподавания арифметики не может вполне отвлекаться от логики арифметики, а способ преподавания российского языка от логики филологии. Это несомненно, потому что предметная способ развертывается постоянно на границы педагогики и науки, дающей базу школьному предмету. Потому, к примеру, способ преподавания российского языка постоянно станет различаться от способа преподавания арифметики либо рисования.

В педагогической литературе также нет единого мнения о том, какое понятие – педагогическая методика или педагогическая технология шире. Например, по мнению В.С. Кукушина [4] - понятие «педагогическая технология» шире, чем понятие «методика обучения». Технология отвечает на вопрос — как наилучшим образом достичь целей обучения, управления этим процессом. Технология направлена на последовательное воплощение на практике заранее спланированного процесса обучения (таблица 1, приложение 1). Нам ближе точка зрения И.З. Гликмана, который утверждает, что педагогическая методика — более широкое понятие, чем педагогическая технология. Она не подсказывает способа решения конкретной задачи в конкретных обстоятельствах, но предлагает логику, обоснование и выбор средств искомого решения. Если технология рассчитана на обученного и точного исполнителя, то методика предполагает сверх того знающего и творческого педагога. Ибо никто не спасет учителя и воспитателя от самостоятельного и творческого поиска, отбора и комбинирования различных педагогических средств, методов, приемов и технологий в его конкретной сложной учебно-воспитательной ситуации. Педагогические технологии — одно из средств педагогической методики.

Понятие «технология обучения» на сегодняшний день не является общепринятым в традиционной педагогике. В документах ЮНЕСКО технология обучения рассматривается как системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования.

С одной стороны, технология обучения — это совокупность методов и средств обработки, представления, изменения и предъявления учебной информации, с другой — это наука о способах воздействия преподавателя на учеников в процессе обучения с использованием необходимых технических или информационных средств. В технологии обучения содержание, методы и средства обучения находятся во взаимосвязи и взаимообусловленности. Педагогическое мастерство учителя состоит в том, чтобы отобрать нужное содержание, применить оптимальные методы и средства обучения в соответствии с программой и поставленными образовательными задачами.

Так, например, В.П. Беспалько отрицает значение педагогического мастерства учителя в совершенствовании педагогической технологии. По его мнению, совершенствование педагогической технологии предполагает «строгое научное проектирование и точное воспроизведение в классной комнате гарантирующих успех педагогических процессов, а не надежды на мифическое, неизвестно откуда возникшее педагогическое мастерство учителя» [5]. Однако вернемся к самому понятию «технология». В переводе с греческого tесhnе означает мастерство, а lоgоs — учение, то есть дословно «технология» переводится как «учение о мастерстве». Действительно, учитель может хорошо знать содержание обучения, владеть методикой обучения, он может разбираться в вопросах школьной психологии, но при отсутствии коммуникативных, эмоциональных и креативных способностей ему, скорее всего, не удастся достичь успеха в своей педагогической деятельности. Поэтому представляется, что именно педагогическое мастерство учителя является залогом успеха любой педагогической технологии. Наверное, к трем составляющим педагогической технологии — дидактическим процессам, организационным формам обучения и средствам осуществления этой деятельности справедливо было бы добавить и четвертую — педагогическое мастерство учителя.

Технология обучения — системная категория, структурными составляющими которой являются:

•цели обучения;

•содержание обучения;

•средства педагогического взаимодействия;

•организация учебного процесса;

•ученик, учитель;

•результат деятельности.

Существует множество интересных определений сущности педагогических технологий — термина, ставшего довольно популярным в последнее десятилетие:

•Технология — это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, в искусстве («Толковый словарь русского языка»).

•Технология — это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния (В. М. Шепель, [6].

•Технология обучения — это составная процессуальная часть дидактической системы (М. Чошанов, [7].

•Педагогическая технология — совокупность психолого-педагогических установок, определяющих социальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть инструментарий педагогического процесса (Б. Т. Лихачев, [8].

•Педагогическая технология — это содержательная техника реализаций учебного процесса (В. П. Беспалько [10].

•Педагогическая технология — это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И. П. Волков, [9].

•Педагогическая технология — это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В. М. Монахов, [11].

•Педагогическая технология — это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО, [12].

•Педагогическая технология — системная совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей.

•Педагогическая технология — содержательное обобщение, вбирающее в себя смыслы всех определений всех предыдущих авторов (Г. К. Селевко) [5]

Понятие «педагогическая технология» может быть представлено в трех аспектах:

•научный,

•процессуально-описательный,

•процессуально-действенный.

Таким образом, педагогическая технология функционирует в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов, принципов и регулятивов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения.

Любая педагогическая технология основывается на том или ином философском фундаменте. Философские положения выступают как наиболее общие регулятивы, входящие в состав методологического обеспечения образовательной технологии. Философские позиции достаточно определенно прослеживаются в содержании образования, в содержании отдельных дисциплин. Однако часто в их идеологической направленности нет единства, поэтому содержание школьного образования не дает целостной картины мира, не имеет общей философской основы. Такой эклектичностью отличается содержание современного школьного образования. Труднее обнаружить философскую основу в методах и средствах обучения. Одни и те же методы могут применяться в технологиях, совершенно противоположных по идеологии. Поэтому технология может быть гибкой, приспосабливающейся к той или другой философской основе (например, игра).

Далеко не любая педагогическая новация может быть классифицирована как образовательная технология. В качестве критериев технологичности деятельности учителя могут быть выделены следующие:

- диагностично заданная цель; - представление образовательного процесса в форме предварительно спроектированной модели;

- четкая и научно обоснованная логика этапов проектирования; - адекватная предыдущим параметрам система способов взаимодействия на каждом этапе;

- личностно-мотивированное обеспечение деятельности учителя и ученика.

2) Существенные черты образовательной технологии

- диагностическое целеобразование и гарантированное достижение планируемых результатов (минимальных, обязательных) всеми обучаемыми;

- предварительное поэтапное проектирование логически завершенного отрезка образовательного процесса в соответствии с законами дидактики с предметной среды;

- воспроизводимость процедур проектирования любым проектирования любым педагогом.

Переход на технологический уровень проектирования учебного процесса и последующая реализация этого проекта помогает учителю стать профессионалом, раскрепощает его личность, выступает альтернативой формальному образованию, учитывает значительное усиление роли обучаемого и открывает новые горизонты для развития творчества учителя – автора проекта.

Отсюда следует, что учителю, руководителю (технологу) учебного процесса необходимо ориентироваться в широком спектре инновационных технологий, идей, школ, направлений, не тратить время на открытие уже известно. Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения всего обширного арсенала образовательных технологий. У истоков технологизации в педагогике стоял А.С. Макаренко [9]. В своей всемирно известной «Педагогической поэме» он писал, что педагогическое производство никогда не строилось по технологической логике, а всегда по логике моральной проповеди. Отечественная теория и практика осуществления технологических подходов к обучению отражена в научных трудах П.Я. Гальперина, Н.Ф. Тальциной, Ю.К. Бабанского, В.П. Беспалько, И.С. Якиманской, В.М. Монахова, М.В. Кларина и др. К наиболее известным авторам современных педагогических технологий за рубежом относятся: Дж. Кэррол, Б. Блум, Д. Брунер, Д. Хамблин, Г. Нейс, В. Каскарелли, Дж. Стил, К. Мередит, И. Темпл [10].

Современные педагогические технологии существуют в конкурентных условиях и должны гарантировать достижение определенного уровня обучения, быть эффективными по результатам и оптимальным затратам времени, сил, средств.

1.2 Педагогические условия использования информационно коммуникационных технологий в начальной школе на уроке познания мира

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) — совокупность технологий, обеспечивающих фиксацию информации, ее обработку и информационные обмены (передачу, распространение, раскрытие).

Информационные технологии – это совокупность методов и программно – технических средств, призванная снизить трудоемкость процесса использования информации.

Информационные технологии – это методы и средства получения, преобразования, передачи, хранения и использования информации.

Также под информационными технологиями понимают программно – аппаратные средства и устройства, функционирующие на базе микропроцессорной и вычислительной техники, а также современных средств и систем информационного обмена, обеспечивающих операции по сбору, продуцированию, накоплению, хранению, обработки и передаче информации.

Возникновение информационных технологий связано со следующими достижениями: появление новых средств накопления информации, развитие средств связи, возможность автоматизированной переработки информации с помощью компьютера.

Более удачным термином для технологий обучения, использующих компьютер, является компьютерная технология. Компьютерные (новые информационные) технологии обучения - это процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.

К ИКТ относят компьютеры, программное обеспечение и средства электронной связи. Часто к ИКТ относят также технологии управленческого консультирования и проектирования бизнес и административных процессов, так как результаты проектирования, как правило, подразумевают использование компьютеров и электронной связи.

Информационные технологии разделяют на три группы: сберегающие, рационализирующие и созидающие (творческие) информационные технологии экономят труд, время и материальные ресурсы (принтер, сканер, ксерокс).

Рационализирующие информационные технологии – это автоматические системы поиска и заказов (системы поиска книг в библиотеках).

Созидающие (творческие) информационные технологии включают человека в процесс работы с информацией (текстовый редактор) [16].

Информационные технологии можно классифицировать по их функциональному назначению. А. В. Дворецкая выделяет следующие виды информационных технологий: презентации, обучающие игры и развивающие программы, дидактические материалы, программы – тренажеры, системы виртуального эксперимента, электронные учебники, электронные энциклопедии.

Презентации – это наиболее распространенный вид представления демонстрационных материалов. Презентации – это электронные диафильмы, но, в отличие от обычных диафильмов, они могут включать в себя анимацию, аудио- и видеофрагменты, элементы интерактивности, то есть может быть предусмотрена реакция на действия пользователя. Презентации особенно интересны тем, что их может создать любой учитель, который имеет доступ к компьютеру, с минимальными затратами времени. Они активно используются для представления ученических проектов.

Обучающие игры и развивающие программы ориентированы на дошкольников и младших школьников. К этому типу относятся интерактивные программы с игровым сценарием. Выполняя различные задания в процессе игры, учащиеся развивают тонкие двигательные навыки, пространственное воображение, логическое мышление и, возможно, получают дополнительные навыки при работе на клавиатуре.

Дидактические материалы – сборники задач, диктантов, упражнений, а также примеры рефератов и сочинений, представленных в электронном виде, в виде простого набора файловых текстов.

Программы – тренажеры выполняют функцию дидактических материалов. Современные программы – тренажеры могут отслеживать ход решения и сообщать об ошибках.

Ценностью современного образования, гарантирующим его высочайшее свойство и действенность, обязано начинать обучение, направленное на самосовершенствование и самореализацию личности. Потому на замену модели «образование – преподавание» пришло «образование – взаимодействие», когда личность воспитанника делается центром интереса преподавателя. Преподаватель – специальность творческая. Вложение ИКТ в тренировочный процесс дозволяет учителю осуществить различные формы учебно – познавательной деловитости на уроках, изготовить функциональной и целенаправленной самостоятельную работу учащихся.

ИКТ разрешено разглядывать как лекарство доступа к учебной инфы, обеспечивающее способности розыска, сбора и работы с родником. Внедрение Икт дозволяет нарастить свойство учебного материала и увеличить образовательные эффекты. Одним из итогов обучения и обучения в начальной школе обязана начинать подготовленность деток к овладению современными компьютерными технологиями и дееспособность актуализировать полученную ими информацию для предстоящего самообразования.

Использование ИКТ на уроках в начальной школе позволяет:

• развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках

окружающего мира;

• овладевать практическими способами работы с информацией;

• активизировать познавательную деятельность учащихся;

• проводить уроки на высоком эстетическом уровне; индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания.

Информационные технологии дают большие способности для индивидуализации и дифференциации обучения. Преподаватель, дистанционно правя презентацией, владеет более способностей показывать персональную содействие учащимся, поэтому что все схемы, построения, таблицы, какие он обязан делать на дощечке во время урока, уже имеется на слайдах презентации. Этак, исполняя личные поручения с доборной наглядностью и справочным материалом, ребята ощущают себя более уверенно. Ситуация фуррора увеличивает их самомнение, что, в свою очередность, содействует предстоящим успехам. Личный подъезд разрешено снабдить не лишь за счёт разноуровневых заданий, однако и за счёт внедрения дидактических игр, какие вполне адаптированы к способностям младших школьников, не требуют поддержке зрелых и непродолжительны сообразно времени. Для учащихся с высочайшей познавательной мотивацией еще разрешено предугадать доп поручения на компе и здорово завлекать таковых ребят к подготовке и проведению отдельных фрагментов урока с поддержкой ИКТ. К примеру, при проведении урока сообразно русскому языку сообразно теме: «Фамилия прилагательное», творческая группа 3Б класса подготовила забаву: «Будь внимателен». Они показали слайды с предметами, а ученики должны были назвать признаки этих предметов: по вкусу, по ширине, по высоте, по запаху, по цвету и т. д. Затем были показаны смайлики и дети определяли их качества. Работа обучающихся над заданиями творческого типа привлекательна тем, что проявляется личностная ориентация педагогического процесса, происходит поиск и развитие способностей, заложенных природой в каждом ученике. Это активизирует внимание, воображение, память, познавательные интересы детей, что является приоритетной целью уроков в начальной школе. Реализовать на уроках один из важнейших принципов дидактики – принцип наглядности – значит обеспечить хороший уровень усвоения предлагаемого материала. Но ученики не только видят эстетически оформленную наглядность, но и повышают свою практическую деятельность. Например, на уроках математики ученики могут моделировать те явления и действия, которые невозможно или затруднительно продемонстрировать в реальности. Особенно, это касается геометрического материала. А дидактический материал по теме: «Задачи на движение» помогает детям понять не только разницу между видами движений, но и даёт возможность использовать его как конструктор, меняя на основе готовых слайдов лишь числовые данные, создавая собственные варианты задач.

На уроках познания мира дети могут найти дополнительный материал из сети, по своему усмотрению его проиллюстрировать, отобрать нужные аргументы, отражающие их образ мыслей. Поэтому важно, чтобы обучающиеся с использованием КТК овладели всеми необходимыми пользовательскими навыками как можно раньше.

Информационные технологии могут сделать процесс обучения более интересным, отвечающим реалиям сегодняшнего дня, предоставляя нужную информацию в нужное время. Основная задача заключается в том, чтобы занимательность не заслоняла собственно учебные цели.

Задачи же обучения остаются неизменными:

• Оказать помощь ученикам в освоении компьютеров и современных информационных технологий

• Познакомить школьников с основными свойствами информации, научить их

приёмам организации и планировании деятельности, в частности, в учебной, при решении поставленных задач

• Знакомить учащихся с современным информационным обществом.

Выполнение этих задач приведёт к реализации идей развивающего обучения, совершенствованию форм и методов организации учебного процесса, овладению школьниками знаниями, умениями, навыками работы с информацией, умениями самостоятельно приобретать новые знания. Использование компьютеров в школьной практике способствует совершенствованию традиционного процесса обучения, повышая его эффективность в области моделирования изучаемых процессов и явлений, тренажа учебной деятельности, автоматизации контроля уровня знаний.

При условии систематического использования ИКТ в учебном процессе в сочетании с традиционными методами обучения можно значительно повысить эффективность обучения. В рамках оптимального использования средств ИКТ

для обучения разным предметам можно выделить следующие возможности практической реализации способов оптимизации учебного процесса при использовании средств ИКТ:

• комплексное решение образовательных, воспитательных и развивающих

задач;

• постановка каждому обучающемуся конкретных задач в зависимости от его

способностей, мотивации и уровня подготовки;

• применение различных типов электронных средств учебного назначения, активизирующих учебную деятельность;

• частичное освобождение учителя от выполнения информационной, тренировочной, контролирующей функций

• стимулирование положительной мотивации учения за счёт интегрирования

всех форм наглядности, осуществления учебной деятельности с немедленной обратной связью и развитой системой помощи.

Направления педагогического использования компьютеров в начальной школе многообразны:

• использование средств ИКТ усиливает мотивацию учения. Компьютер помогает раскрыть практическую значимость изучаемого материала.

• развитие индивидуальных способностей. Индивидуальная работа ребёнка за компьютером создаёт условия комфортности при выполнении заданий, предусмотренных программой: каждый ученик работает с оптимальной для него нагрузкой, т. к. не чувствует влияния окружающих.

• расширение возможностей получаемой учебной информации.

Информационные технологии позволяют не только воссоздать реальную обстановку, но и показывать процессы, которые в реальности могут быть не замечены. В результате осуществляется познавательное развитие ребёнка.

Условия и особенности использования ИКТ на уроках в начальной школе.

Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам в начальной школе являются мультимедийные презентации. Это удобный и эффектный способ, который сочетает в себе динамику, звук и изображение, т. е. факторы, которые наиболее удерживают внимание учащихся. Одновременное воздействие на два важных органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта. Методическая сила мультимедиа как раз и состоит в том, что ученика легче заинтересовать и обучить, когда он воспринимает согласованный поток звуковых и зрительных образов, причём на него оказывается не только информационное воздействие, но и эмоциональное.

При разработке презентации учитывается, что она:

• быстро и доходчиво изображает вещи, которые невозможно передать словами;

• вызывает интерес и делает разнообразным процесс передачи информации;

• усиливает воздействие выступления.

Использовать презентации можно на всех этапах урока:

• Во время актуализации знаний

• При объяснении нового материала

• При закреплении знаний

Большинство разработок в области ИКТ посвящено электронным учебникам. Учителя, которые применяют электронные учебные материалы, демонстрируют целый ряд положительных тенденций, а именно:

• уменьшение количества дидактических затруднений у детей;

• повышение активности учащихся

• положительную динамику мотивации учения

• формирование навыка использования новых ИКТ для самообразования

школьников

Использование электронных учебных пособий позволяет повысить качество обучения, сделать его динамичным и одновременно решать несколько задач: наглядность, доступность, индивидуальность, контроль, самостоятельность. На уроках для большей эффективности использую видеоэкскурсии, портреты, интерактивные модели, фотографии, иллюстрации объектов. При объяснении нового материала информацию, появляющуюся на экране, комментируем, по необходимости сопровождаю дополнительными объяснениями и примерами.

Для развития творческих способностей учащихся и активизации их познавательной деятельности предлагаю задания творческого характера. Работа обучающихся над заданиями такого типа привлекательна тем, что проявляется

личностная ориентация педагогического процесса, происходит раскрытие и развитие способностей, заложенных природой в каждом ребёнке.

Этапы урока с применением ИКТ

• Применение ИКТ для просмотра презентаций

• При проведении исследовательской работы

• При использовании репродукций

• При работе с учебником

• Тест – опрос

(материал урока должен быть разбит на чёткие законченные части, логически соединённые друг с другом).

Овладение компьютерной культурой, формирование информационной компетенции школьников – необходимое условие включения подрастающего поколения в мировое информационное пространство.

Информационная компетентность школьников необходима для качественного

освоения всех учебных предметов. Внедрение информационных технологий в учебный процесс начальной школы позволяет в доступной форме использовать познавательные и игровые потребности учащихся для познавательных процессов и развития индивидуальных качеств.

Рекомендации:

• при использовании ИКТ учитывать возрастные особенности учащихся

• использовать игровые возможности компьютера в сочетании с дидактическими

• применять полученные знания, умения, навыки в игровой компьютерной среде, т. к. это приводит к их актуализации и мотивации их приобретения

• занятия на компьютерах не сдерживать строгими рамками учебного процесса,

что позволит разрядить эмоциональную напряжённость и оживит учебный процесс.

• на уроках использовать ИКТ не более 20 минут.

В электронных энциклопедиях объединены функции демонстрационных и справочных материалов. В соответствии со своим названием они являются электронным аналогом обычных справочно-информационных изданий. В отличии от своих бумажных аналогов такие энциклопедии обладают дополнительными свойствами и возможностями: поддерживают удобную систему поиска по ключевым словам и понятиям, удобная система навигации на основе гиперссылки, возможность включать в себя аудио и видеофрагменты.

В начальных классах используется такое средство обучения, как наглядность. Наглядность является ведущим средством в обучении. Средства наглядности обеспечивают полное формирование какого-либо образа, понятия и тем самым способствует более прочному усвоению знаний, пониманию связи научных знаний с жизнью. Наглядность содействует выработке у учащихся эмоционально-оценочного отношения к сообщаемым знаниям, повышает интерес к знаниям, делает более легкий процесс их усвоения, поддерживает внимание ребенка. Существуют следующие виды наглядностей.

- Картинная и картинно-динамическая наглядность – это картины, рисунки, фотографии, диапозитивы, кино.

Функция – познакомить с фактами, предметами, явлениями через их отображение.

- Звуковая наглядность (грамзаписи, магнитофонные записи, радио); функция – воспроизведение звуковых образов [23].

- Смешанная наглядность – учебный, звуковой кинофильм; функция – воссоздание наиболее полного живого отображения действия.

- Учебные кинофильмы и кинофрагменты – они служат для систематизации и обобщения знаний. Демонстрация фильма является органической частью урока и сочетается с другими методами обучения, самостоятельной работы учащихся.

- Учебные диафильмы – это статичное изображения на пленке, объединенное единой сюжетной линией и в связи с этим имеющее определенную последовательность подачи материала темы. Диафильмы могут быть использованы на всех этапах процесса обучения.

- Учебные диапозитивы – это фотографическое позитивное изображение на пленке, помещающаяся в специальную картонную или пластмассовую рамку. Они служат материалом для проверки знаний учащихся и для проведения устных и письменных сочинений.

- Грамзаписи используются записи отрывков, пластики с музыкальных произведений. Под специальные записи можно проводить утреннюю гимнастику.

- Телевидение – это телепередача, которая используется в учебном процессе. Они составляют учебные процессы, созданные с учетом учебных программ; они используются на уроках, применяются во внеурочной работе.

По словам Молоковой, использование новых информационных технологий может преобразить преподавание традиционных учебных предметов, рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на неизмеримо более высокий уровень детей к учебе. Компьютер способен быстро и эффективно научить детей самостоятельной работе с объемным текстом, чего требует средняя школа от начальной, когда обсуждаются вопросы преемственности. Компьютер является и мощнейшим стимулом для творчества детей, в том числе и самых инфантильных или расторможенных.

С помощью информационных технологий можно не только предоставлять информацию, но и получать ее от пользователя. Информационные технологии могут обеспечить обучение в любом месте и в любое время, что дает их мощным средством для изучения учебных материалов в сфере образования. По мнению многих специалистов, новые информационные технологии могут сделать революцию в обучении весьма вероятной. Они, информационные технологии, помогают детям стать более активными и независимыми учениками, позволяют учиться друг у друга и иметь доступ к самому широкому кругу информации [41].

В информационных технологиях видят возможное средство, которое позволяет осуществить наибольшую доступность к образовательным ресурсам. Стремительный процесс информатизации системы образования позволяет использовать информационные технологии на большинстве уроков, в том числе и на уроках «Окружающего мира».

Использование информационных технологий обеспечивает поддержку образовательного процесса, позволяет реализовать образовательную, развивающую и воспитательную цели образования с учетом условий обучения и специфики предметной области, позволяет наполнить содержательную и оценочно – контролирующую сторону процесса обучения [49].

Специфические особенности информационных технологий позволяют оценить их роль в реализации целей образования младших школьников.

Во-первых, информационные технологии дополняют содержание и методику изучения материала, который увеличивает возможность обогащения и систематизации чувственного опыта учащихся. Особенно в тех случаях, когда в реальной учебной ситуации это восприятие невозможно или затруднительно. К примеру, демонстрация динамики развития такого объекта природы, как лягушка (наблюдение отдельных, скрытых моментов).

Во-вторых, информационные технологии обеспечивают условия для индивидуального процесса обучения как учащихся, испытывающих трудности в обучении, так и для успешных учеников.

Например, в каждой теме предлагаются задания разного уровня сложности.

В-третьих, уровень наглядности значительно выше, чем в учебниках с печатной основой. Причем наглядность более высокого уровня, так как она реализуется с помощью анимации, звукового сопровождения, видеофрагментов.

Кроме того, информационные технологии обеспечивают создание учителем благополучного интеллектуального фона обучения, особенно необходимого для хорошо успевающих учащихся.

Информационные технологии выполняют ряд дидактических функций: образовательную, развивающую, воспитательную. Образовательная функция ориентирована на формирование знаний, умений и навыков, которые обеспечивают готовность младших школьников к дальнейшему обучению, к осознанному усвоению знаний естественнонаучного и обществоведческого содержания.

Развевающая функция ориентирована на формирование в процессе изучения окружающего мира важнейших компонентов учебной деятельности. В результате работы школьников с использованием информационных технологий усиливается развивающий эффект обучения: формирование качественных характеристик восприятия, воображения, внимания, памяти и особенно мышления.

Воспитывающая функция определяет возможность формирования правильных взаимоотношений с окружающим миром. Его эстетических, нравственных, этических и правовых норм. Возможность индивидуальной работы с информационными технологиями создает благоприятное условие для развития учебно-позновательной мотивации, осознанного личностного принятия норм в природной и социальной среде [49].

Применяя информационные технологии, преподаватель притесняет последующие цели: во-1-х, снабжение содержательной и технологической помощи главным средствам обучения, усиления приятной базы формирования у младших школьников естественнонаучных и обществоведческих познаний.

Во-2-х, создание общей культуры, эрудиции младших школьников, снабжение сотворения благоприятного интеллектуального фона обучения. В-3-х, создание информационной культуры учащихся, ознакомление их для самообразования. [42].

И, в-4-х, формирование познавательных интересов учащихся, ущелье их энтузиазма к исследованию «Находящегося вокруг мира».

Имеется различные формы организации обучения при использовании информационных технологий.

Классно-урочная система, с ориентировкой на управление учителем процесса получения новейших знаний, остается и в данный момент главной задачей организации обучения.

Необходимо, чтобы информационные технологии органически вписывались в существующую систему организационных форм и средств обучения, расширяя возможности обыденных и закладывая предпосылки для развития новейших форм обучения [51].

К настоящему времени развилось немаловажное количество разных инновационных образовательных технологий. В базе всех технологий лежит мысль сотворения адаптивных критерий для всякого воспитанника, т. е. приспособление к необыкновенностям воспитанника содержания, способов, форм образования и наибольшая ориентация на самостоятельную личность [11].

1.3 Методика использования информационных технологий на уроках в начальной школе по познанию мира

За крайние 10 лет вышло коренное модифицирование роли и места индивидуальных компов и информационных технологий в жизни сообщества. Из предмета проф деловитости довольно узенького кружка профессионалов в области четких наук они перевоплотился в аппарат, используемый во всех отраслях современного изготовления, в быту и публичной жизни. Владенье информационными технологиями ставится в современном мире в один разряд с таковыми свойствами, как знание декламировать и строчить. Человек, сноровисто, отлично обладающий технологиями и информацией, владеет иной, новейший манера мышления, принципиально по другому идет к оценке появившейся трудности, к организации собственной деловитости.

Как указывает практика, без новейших информационных технологий уже нереально доставить себе современную школу. Разумеется, что в наиблежайшие десятилетия роль индивидуальных компов станет вырастать и в согласовании с сиим будут вырастать запросы к компьютерной грамотности учащихся начального звена.

Возникают безграничные способности для индивидуализации и дифференциации учебного процесса, переориентирование его на формирование мышления, воображения как главных действий, нужных для удачного обучения. И в конце концов, гарантируется действенная организация познавательной деловитости учащихся. Соединение в компе текстовой, графической, аудио-видеоинформации, анимации грубо увеличивает свойство преподносимой школьникам учебной инфы и удачливость их обучения.

Разрешено ратифицировать, что грамотное внедрение способностей современных информационных технологий в начальной школе содействует:

1. активизации познавательной деловитости, увеличению высококачественной успеваемости школьников;

2. достижению целей обучения с поддержкой современных электрических учебных материалов, специализированных для применения на уроках в начальной школе;

3. развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников; увеличению уровня комфортности обучения;

4. понижению дидактических затруднений у учащихся;

5. увеличению энергичности и предприимчивости младших школьников на уроке; развитию информационного мышления школьников, создание информационно- коммуникационной компетенции;

6. покупка навыков работы на компьютере учащимися начальной школы с соблюдением верховодил сохранности.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ

Обучающая, воспитывающая, развивающая функция урока гарантируется разными средствами. Одним из таковых средств является комп. В современной школе компьютер все просторнее употребляется не лишь на уроках информатики, однако и на уроках российского языка, литературы. Однако, чтоб использование компа на предметных уроках давало позитивные итоги, нужна верная организация работы учебного процесса:

Урок обязан жить преподаватель российского языка и литературы, т. к. он выучен способу преподавания.

Компьютерные поручения обязаны существовать составлены в согласовании с вхождением учебного предмета и способом его преподавания, развивающие, инициирующие мыслительную активность и создающие учебную активность учащихся.

Учащиеся обязаны мочь обходиться с компом на уровне, нужном для исполнения компьютерных заданий.

Учащиеся обязаны учиться в особом кабинете, оборудованном в согласовании с установленными гигиеническими нормами для начальной школы, сообразно которым внедрение компа позволительно в движение не наиболее 10-15 минут. (Санитарные критерии и нормы).

При разработке компьютерной помощи предмета нужно найти:

  • какие темы стоит “поддерживать” компьютерными поручениями и для решения каких дидактических задач;
  • какие программные средства целенаправлено применять для сотворения и исполнения компьютерных заданий;
  • какие подготовительные умения работы на компе обязаны существовать сформированы у деток;
  • какие уроки целенаправлено делать компьютерными;
  • как осуществить компьютерные занятия.

Этапы разработки компьютерной помощи:

Отбор учебного раздела и учебной програмки.

Анализ содержания, относящегося к выбранному фрагменту учебной деловитости, и способа его преподавания с целью обоснования необходимости проведения компьютерных уроков.

Конструирование комплекта заданий для компьютерных уроков.

Отбор программных средств для разработки заданий.

Разработка компьютерных заданий с внедрением использованных программных средств.

Критика, вотум доверия и редактирование разработанных компьютерных заданий.

Разработка методических советов для учителя - предметника и учащегося.

Организация уроков с компьютерной помощью.

Уроки с внедрением компа проводятся наравне с обыкновенными занятиями, в каком месте может быть и целенаправлено внедрение компов для решения личных задач урока, чтоб малыш поглубже сообразил, прочуял тему урока, творчески показал себя. Любой компьютерный урок является, в принципе, встроенным - на нем кроме задач предметных решаются задачки курса информатики.

Подготовительные познания и умения сообразно информатике.

Занятия с внедрением компьютерной помощи имеют все шансы проводиться лишь в тех классах, в каком месте учащиеся учат информатику синхронно с предметными курсами, либо необходимо вести желая бы 5 ознакомительных уроков в компьютерном классе.

К истоку компьютерных уроков учащиеся обязаны ведать:

правила ТБ при работе с компьютером;

понятия “информация”, “компьютер”, “программа”, “меню”, “рабочий стол”, ” значок”, “графический редактор”;

что устройствами ввода инфы являются клавиатура и манипулятор “мышь”;

основные приборы текстового редактора;

основные приборы графического редактора.

Учащиеся должны уметь:

пользоваться буквенным и цифровым блоками клавиатуры;

использовать манипулятор “мышь”;

работать с командами открыть и закрыть меню файл создавать и редактировать простые графические и текстовые изображения с использованием инструментального меню.

ТИПЫ УРОКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ

Практика проведения уроков с внедрением ИКТ содействует совершенствованию и активизации учебного процесса, творению позитивной мотивации у учащихся с ЗПР к исполнению умственных и практических действий(в итоге что проистекает создание тех либо других специфичных умений); для деток с ДЦП содействует развитию мелкой моторики руки, развитию сенсорного восприятия(всех анализаторов); развитию интереса и тактильной памяти, левополушарной и правополушарной симметрии, а этак же развитию духовности человека. провоцирует познавательную энергичность.

Главными типами уроков, используемыми в процессе обучения с информационной помощью, являются:

комбинированный урок,

урок – контроль и устранения,

урок совершенствования познаний и умений

Уроки с компьютерной помощью при обучении деток сообразно определенному спецкурсу подразумевают 3 формы обучения:

фронтальная выкройка;

групповая выкройка(сообразно типу КСО);

индивидуальная выкройка обучения

Фронтальная выкройка. Российский язычок. Содержание “Орфография окончаний имен существительных, прилагательных, глаголов” либо содержание “Доли речи. Фамилия существительное”

Групповая выкройка(сообразно типу КСО). В предоставленном случае нужна содействие учителя сообразно информатике либо лаборанта.

Дробь урока без компьютерной деловитости, дробь урока с информационной помощью, которую проводит или преподаватель информатики, или сам преподаватель российского языка и литературы. При предоставленной форме обучения нужно 2 либо 3 компа, и компьютерная активность проходит сразу либо пары чередуются.

Персональная выкройка обучения. Конкретно тут разрешено использовать дифференциацию при самостоятельной работе, применяя многовариантность заданий с постепенным увеличением трудности. Персональная выкройка эффективна еже и тем, что она служит и как диагностикой и как планированием для коррекционной работы.

При предоставленной форме обучения бескомпьютерная дробь урока проводится учителем-словесником, а компьютерная дробь урока - 2 учителями: учителем сообразно информатике и учителем российского языка и литературы, ежели имеется вероятность выкинуть всякого малыша за компьютер.

Ежели таковой способности недостает, то класс распределяется на группы(2 человека)в зависимости от личных необыкновенностей учащихся(сенсорные нарушения, водящая десница, темп работы. )Служба пар продолжается 15 мин. , а один адепт -7 мин.

Подходы к творению электрических учебных материалов для начальной школы:

1. конструкция всякого тематического раздела обязана существовать свойственна для урока в начальных кассах: разъяснение новейшего материала, первоначальное закрепление и проработка навыков, контроль усвоения;

2. теоретической доли целенаправлено подбавить ссылочный нрав, не перегружая информацией, выделяя главные определения и мнения всякой темы;

3. размер учебного материала для тренировочных и контрольных заданий определяется с учетом санитарно-гигиенических норм работы воспитанника начальных классов за компьютером;

4. подбор учебного материала проводится с учетом главных дидактических принципов;

5. средства управления компьютерной учащей системой сообразно хоть какому учебному предмету обязаны существовать очень элементарными и не отвлекающими воспитанника от исполнения заданий.

Разработанные с учетом данных требований электрические учебные пособия позитивно воспринимаются учителями и удачно употребляются в образовательном процессе начальной школы.

Какова же способ внедрения электрических учебных материалов при проведении урока в начальной школе ?

При разработке плана всякого урока учителю рекомендуется заблаговременно предугадать использование электрических иллюстраций, тренировачных либо контрольных заданий, я еще учебного материала соответственной темы, включенных в предметные электрические системы обучения.

Отбор учащихся, исполняющих надлежащие дидактическим целям урока личные либо групповые поручения за компом, делается учителем опосля проведения подготовительной психолого- педагогической диагностики с учетом необыкновенностей восприятия инфы, статуса малыша в коллективе. Еще учителям разрешено применять итоги педагогического надзора.

Наиболее принципиальное, чтоб адепт, исполняющий личное поручение на компе либо авралящий над учебной неувязкой в группе, распологался в удобном состоянии и все стремления обращал на заключение установленной задачки.

Этак, к примеру, ребенку с приоритетной зрительной системой восприятия время от времени полезнее делать поручения сообразно русскому языку на компе в то время, когда преподаватель проводит сортировочный диктант. Воспитаннику, для которого аудиальная система восприятия является водящей, разрешено рекомендовать похалтурить за компом в наушниках, покуда класс переписывает контент из учебника. В особенности принципиально это для деток с заниженной самооценкой. Непременно развивая их способности, преподаватель может сотворить с поддержкой современных технологий обучения ситуация фуррора для таковых школьников и тем самым нарастить мотивацию учения.

Во время такового шага, как «устный счет» орфографическая пробежка либо короткое возобновление выученного, рекомендуется звать для персональной работы за компом учащихся, пропустивших занятия сообразно заболевания, или тех, для которых, 1-ая половинка урока является временем продуктивной деловитости.

Эту же категорию учащихся, а этак же категорию продвинутых и нуждающихся в наиболее трудных сравнительно среднего уровня поручениях деток рекомендуется завлекать для работы за компом во время фронтального выборочного опроса, словарной работы, закрепления раньше пройденного материала.

Беря во внимание информацию о периоде продуктивной энергичности школьников, преподаватель может очень отлично применять способности всякого малыша для обучения и впору переключить его на иной разряд деловитости, применяя комп в качестве массивного мотивационного средства.

При проведении динамичных учебных игр, эстафет целенаправлено давать учащимся с заниженной скоростью мыслительных действий делать подобное поручение за компом. Служба в своем высокоскоростном режиме позитивно воздействует на итоге, что ведет к росту самомнения, увеличивает удобность обучения таковых деток.

Делая упор на познания о статусе малыша в классе, разрешено улучшить работу за компом в группах, организованных сообразно совокупы психолого-педагогических черт. Особенный результат дает таковая выкройка работы при решении проблемных задач на уроках арифметики, заданий исследовательского нрава на уроках природоведения.

Школьникам, исполняющим общие для всех поручения скоро и отменно, разрешено рекомендовать компьютерный тренажер завышенной трудности либо поручение пропедевтического нрава, исполнение которого дозволит им участвовать в разъяснении новейшего материала собственным одноклассникам.

Особенное смысл владеет служба за компом для деток, нередко пропускающих занятия сообразно заболевания. Посодействовать таковым учащимся разрешено, привлекая их для знакомства с главными моментами изучаемого материала, коротко и структурировано изложенного в компьютерных обучающих програмках, во время проведения устного счета, орфографической разминки, фронтального выборочного опроса либо возобновления выученного. Для данной категории учащихся, а еще для отстающих воспитанников разрешено советовать прочерчивание компьютерного тестирования заместо традиционной контрольной работы сообразно выученной теме.

На уроках закрепления и обобщения приобретенных познаний разрешено применять комп для организации промежного контроля, трудновыполнимого при традиционном преподавании в начальной школе.

Довольно обширное распределение мультимедиа проекторов дозволяет существенно прирастить показательность за счет внедрение учителем в ходе урока мультимедиа презентации. Но для этого нужно обеспечить учителя заблаговременно приготовленными поурочными комплектами приятных материалов, методологически связанными с вариациями тематического планирования.

РЕКОМЕНДАЦИИ К ОФОРМЛЕНИЮ ПРЕЗЕНТАЦИЙ

Не загромождайте единичный слайд огромным численностью инфы!

На каждом слайде обязано существовать не наиболее 2-ух картинок.

Величина шрифта на слайдах обязан существовать не наименее 24-28 пт.

Анимации вероятна один раз в движение 5 минут(в начальной школе).

Вся презентация обязана существовать выдержана в одном

манере(однообразное спецоформление всех слайдов: дворянин; заглавие, величина, краска, начертание шрифта; краска и толщина разных рядов и т. п. ).

Эксперимент организации учебного процесса сообразно описанным моделям функционального применения ИКТ в начальной школе дозволяет произносить о высочайшей ступени эффективности сочетания применения современных информационных технологий и пособий, предполагающих Знание чрез активность. Большей эффективностью владеют модели, дозволяющие применять ИКТ для решения мотивационных учебных задач.

При функциональном применении ИКТ достигаются общие цели образования, проще создаются компетенции в области коммуникации: знание составлять факты, их сравнивать, создавать, формулировать свои идеи на бумаге и изустно, логически анализировать, выслушивать и воспринимать устную и письменную стиль, раскрывать кое-что новое, делать отбор и воспринимать решения.

Еще использование новейших информационных технологий в традиционном начальном образовании дозволяет размежевать процесс обучения младших школьников с учетом их личных необыкновенностей, дает вероятность творчески работающему учителю увеличить диапазон методик предъявления учебной инфы, дозволяет исполнять эластичное управление учебным действием, является социально весомым и актуальным.

Мы согласны с исследователями, что для реализации электронного обучения нужен педагог, способный работать в непривычных условиях, осознающий и принимающий свою принципиально новую роль в технологически организованном процессе обучения, умеющий использовать ресурсы современных информационных средств в педагогических целях.

Использование информационных технологий способствует развитию компетентностного подхода, направленного на ученика, на развитие его способностей, позволяющих ему по окончании средней школы стать профессионально определившейся личность, компетентной в образовательных областях. Информационный ресурс – семантическая информация, информация в виде понятийного знания. При этом не все сообщения являются информационными ресурсами, они должны найти своих потребителей.

Информатизация образования – область научно-практической деловитости человека, направленной на использование технологий и средств сбора, сохранения, отделки и распространения инфы, обеспечивающее систематизацию имеющихся и создание новейших познаний в сфере образования для заслуги психолого-педагогических целей обучения и обучения.

Информатизация образования гарантирует приобретение 2-ух стратегических целей. 1-ая – поднятие эффективности всех видов образовательной деловитости на базе применения ИКТ, 2-ая – поднятие свойства подготовки профессионалов с новеньким типом мышления, подходящим потребностям информационного сообщества [60].

Информатизация образования на практике невероятна без внедрения умышленно разработанных компьютерных аппаратных и программных средств, какие именуются средствами информатизации образования.

Средствами информатизации образования именуются компьютерное аппаратное и программное снабжение, а еще их содержательное заполнение, применяемые для заслуги целей информатизации образования.

Внедрение лишь средств информатизации образования мало для настоящего внедрения информационных и телекоммуникационных технологий в образовании.

На практике такие средства обязательно должны быть дополнены идеологической базой информатизации образования, а также деятельностью специалистов в различных областях знаний, чье участие необходимо для достижения целей информатизации.

Информатизация образования, независимо от направления ее реализации, является широкой, многоаспектной областью деятельности человека, влияющей на функционирование всей системы образования, и, без преувеличения, на жизнь всего общества в целом.

Информатизация образования заставляет пересматривать традиционные учебные курсы информатики, методы, технологии и средства информатизации, применяемые в обучении другим дисциплинам.

С помощью методов и средств информатики будущий специалист должен научиться получать ответы на вопросы о том, какие имеются информационные ресурсы, где они находятся, как можно получить к ним доступ и как их можно использовать в целях повышения эффективности своей профессиональной деятельности.

Информатизация образования включает в себя научные основы создания, экспертизы и применения образовательных электронных изданий и ресурсов. В этой области еще много нерешенных задач. К ним можно отнести задачи адекватности таких средств реалиям учебного процесса, повышения уровня научности, смысловой и стилистической культуры содержания средств информатизации, необходимость интерфейсной, технологической и информационной связи между отдельными образовательными изданиями и ресурсами, задействованными в разных областях деятельности школ и вузов.

Этак, к примеру, возникновение и проникание в систему образования средств мультимедиа, дозволяющих сохранять, производить и воссоздавать видеофильмы, привело к творению компьютерных программ, используемых в обучении и содержащих фрагменты видеофильмов, демонстрируемых обучаемым.

Это, в свою очередность, породило новейшие методические сценарии проведения учебных занятий, на которых воспитанники, работая с компом, дробь учебного времени посвящают просмотру видеофрагментов, принципиальных с точки зрения целей обучения. Разумеется, что и сами видеоматериалы, применяемые в образовании, отменно поменялись, в том числе, и благодаря применению соответственных средств мультимедиа. Принципиально воспринимать, что, как и почти все остальные слова языка, словечко"мультимедиа" владеет сходу некоторое количество различных значений [16].

2 Опытно - экспериментальное исследование проблемы использования информационных технологий на уроках познание мира в младших классах